Научная статья на тему 'Гуманитарная помощь Японии на примере стран Африки'

Гуманитарная помощь Японии на примере стран Африки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Япония / Африка / гуманитарная помощь / JICA / ОПР / внешняя политика / Japan / Africa / humanitarian aid / JICA / ODA / foreign policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мелконян Л.А.

Япония уделяет особенное внимание повышению своей международной значимости путем расширения направлений внешнеполитической деятельности. Гуманитарная помощь является важным направлением японской внешней политики. Япония является вторым по величине неафриканским спонсором Африканского банка развития (АБР) и занимает первое место по финансированию Фонда развития Африки. В основе взаимоотношений между африканскими странами и Японией находятся экономическая помощь и передача опыта модернизации Японии. Взаимодействие Японии со странами Африки в контексте гуманитарного содействия в настоящее время собой малоизученное, но весьма перспективное направление исследований гуманитарной составляющей внешней политики Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan’s Humanitarian Aid: the Case of African Countries

Japan pays special attention to increasing its international significance by expanding the areas of foreign policy activities. Humanitarian assistance is an important area of Japanese foreign policy. Japan is the second largest non-African donor to the African Development Bank (ADB) and is the top contributor to the African Development Fund. The basis of the relationship between African countries and Japan is economic assistance and the transfer of experience in the modernization of Japan. Japan’s interaction with African countries in the context of humanitarian assistance is currently an under researched, but very promising area of study into the humanitarian component of Japanese foreign policy.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная помощь Японии на примере стран Африки»

Мелконян Л.А.

Ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Гуманитарная помощь Японии на примере стран Африки

В 1950-е гг. Япония сама являлась крупным реципиентом международной помощи, однако начиная с 1970-х гг., пополнила ряды ведущих стран-доноров помощи. Предоставлению официальной помощи в целях развития Японией во многих случаях предшествовала выплата репараций странам, пострадавшим от ее оккупации в период Второй мировой войны1. Большую часть помощи Японии составляла «связанная помощь» - кредиты, которые она выдавала при условии, что их большая часть будет использована для покупки японских товаров.

В период с 1970-1980-е гг. Япония в основном направляла помощь азиатским странам, что составляло более 98% всей японской помо-щи2. До 1970-х гг. Африка не занимала приоритетное направление в ОПР Японии. Однако в результате изменений во внешнеполитическом курсе страны было принято решение начать оказывать помощь африканским странам. Согласно некоторым исследователям, немаловажную роль в этом вопросе сыграли влияние и фактор США, стремившихся сдержать и избежать распространения коммунизма на африканском материке3.

Значение официальной помощи в целях развития для отношений с развивающимися странами продолжало расти в 1980-е гг., когда правительство Японии поставило цель удвоить среднегодовую помощь, предоставляемую в течение последующих пяти лет по сравнению с предыдущими пятью годами. В 1985 г. поставленная цель была

1 Бородин Е.А. Эволюция иностранной помощи Японии: от репарационных выплат к выполнению целей развития тысячелетия ООН // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Издательство Грамота, 2014. № 10-2 (48). С. 47.

2 Ковригин Е.Б. Япония-АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию // Пространственная экономика. Хабаровск: Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, 2014. № 2. С. 42.

3 Sato M. (Nihon-no Afurika gaikou - rekisi-ni miru sono tokusitsu) // Perspectives on growing Africa: from Japan and China. Institute of Developing Economies, Japan External Trade Organisation. 2007. Р. 3. // URL: http://www.ide.go.jp/Japanese/Publish/Download/Kidou/pdf/2007_03_03_3_sato_j. pdf (Дата обращения: 10.07.2022).

достигнута, и было принято решение вновь удвоить объем оказываемой помощи к началу 1990-х гг.4.

В 1989 г. Япония, обогнав США, стала крупнейшим в мире донором гуманитарной помощи на протяжении 10 лет в связи с двумя факторами - ростом японской экономики (и соответственно объемов иностранной помощи) и падением ОПР ряда развитых стран. Именно в эти годы Япония вошла в ряды крупнейших доноров помощи Африке5. Гендиректор Бюро экономического сотрудничества при МИД Японии в своей речи в 1989 г. упомянул, что начиная с 1977 г., Токио увеличил помощь странам Африки к югу от Сахары в 10 раз, а в 1987 г. стал крупнейшим донором помощи, оказываемой напрямую (без посредничества каких-либо международных организаций) четырем африканским странам - Кении, Замбии, Малави и Нигерии6.

Япония является вторым по величине неафриканским спонсором Африканского банка развития (АБР) и занимает первое место по финансированию Фонда развития Африки. В июне 1992 г. правительство Японии приняло указ об ОПР7, согласно которому, Япония в ответ на потребности новой эпохи и в соответствии с рекомендациями международного сообщества выразила намеренность увеличить ОПР странам Африки, что является серьезным шагом на африканском направлении.

В начале 1990-х гг. Африка получала около 10% японской помощи, занимая второе место в списке реципиентов японской ОПР после стран азиатского региона8, следовательно, азиатские государства продолжали находиться в приоритетном направлении в области гуманитарного содействия и ОПР. В указе 1992 г. также подчеркивались значимость и необходимость интеграции экономической помощи в стратегии развития и ее использование в целях демократизации, обеспечения соблюдения прав человека и снижения конфликтности

4 Iwamoto S. В^ГОИШШ—%7 (Nihon no kai-hatsu enjo — tai Afurika enjo o chushin ni). Ritsumeikan Asia Pacific University, Kyoto, Japan, 2009, р. 4-5. // URL: https://www.ide.go.jp/library/Japanese/Publish/Reports/Kidou/ pdf2007_03_03_4_mochizuki_j.pdf (Дата обращения: 10.07.2022).

5 Левшун П.В. Источники финансовой помощи для развития экономики африканских стран // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. М.: Издательский дом Юр-ВАК, 2011. № 3. С. 192.

6 Morikawa J. Japan and Africa: Big Business and Diplomacy. Africa World Press. 1997. P. 248.

7 Japan's ODA Charter. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 1992. // URL: https:// www.mofa.go.jp/policy/oda/summary/1998/12.html (Дата обращения: 12.07.2022).

8 Sato M. (Nihon-no Afurika gaikou - rekisi-ni miru sono tokusitsu) // Perspectives on growing Africa: from Japan and China. Institute of Developing Economies, Japan External Trade Organisation. 2007. Р.5. // URL: https://www.ide.go.jp/Japanese/Publish/Download/Kidou/pdf/2007_03_03_3_sato_j. pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

и напряженности в африканском регионе. После распада СССР перед Японией открылись новые возможности для расширения сотрудничества с постсоветскими странами, включая государства Центральной Азии и др.

Особое внимание Япония уделила вопросу использования ОПР в целях здравоохранения и образования, а также неиспользования ее помощи на военные цели. С точки зрения международного имиджа и статуса Японии эта позиция представляла особую важность, особенно с учетом того факта, что внешнеполитическая деятельность Японии в Африке часто характеризуется как излишне коммерчески ориентированной и не уделяющей достаточного внимания к гуманитарным и социальным вопросам. Корректируя курс гуманитарного содействия, Япония начала активнее развивать взаимодействие с развивающимися странами и расширять сферы диалога с ними9.

Отражением этого курса и ее институциональной реализацией с 1993 г. стала организация и регулярное проведение Японией TICAD - Токийской международной конференции по развитию Африки совместно с Офисом специального советника ООН по Африке (OSAA), ПРООН (UNDP), Группой Всемирного банка и Комиссией Африканского союза (AUC).

Инициатива запуска TICAD послужила катализатором для переориентации международного внимания на потребности Африки в области развития. На протяжении последних 30 лет конференция превратилась в глобальный, открытый и многосторонний форум для мобилизации и поддержания международной помощи развитию Африки в соответствии с принципами международного партнерства10.

Японская ОПР развивающимся странам условно разделяется на 2 категории: материальную и нематериальную11. Материальная помощь предполагает содействие в строительстве объектов инфраструктуры и промышленности, поставку оборудования и др. На протяжении длительного периода времени именно данный вид помощи являлся доминирующим в ОПР Японии. Однако после изменений в законодательстве и подходах к ОПР, начиная с 1990-х гг., Япония стала особое внимание уделять нематериальной помощи, включающей в себя содействие развитию трудовых ресурсов, образования, здравоохра-

9 Сафаров Д. Почему у Японии много друзей в Африке и Азии? // Азия и Африка сегодня. М.: 2008. № 4. С. 6.

10 What is TICAD? TICAD Monitor website. UNDP-RBA. // URL: https://ticad-monitor.org/about-2/ (Дата обращения: 12.07.2022).

11 Lumumba-Kasongo T. Japan's Economic and Political Relations with Africa since the 1970's and their Implications for Popular Demands for Democracy in Africa: a Preliminary Reflection. Palgrave Macmillan. 2010. P. 8.

нения и других важных с социальной точки зрения сфер. Впоследствии нематериальное содействие и инициативы легли в основу японской политики в сфере международной помощи и повестки TICAD.

Увеличение и диверсификация официальной помощи развитию были направлены на усиление японского влияния в Африке и являлись частью комплексных усилий, направленных на приобретение политического статуса, соответствующего экономической мощи Японии в формирующейся тогда постбиполярной системе международных отношений.

В 2004 г. доля Африки в японской ОПР увеличилась почти на 25%, достигнув 10.9%12. В 2005 г. состоялся Форум Азии и Африки13, на котором Япония заявила о намерениях и далее увеличивать ОПР странам Африки в виде грантов, в связи с чем в 2005 г. помощь африканским странам увеличилась почти в 2 раза в абсолютном исчислении и превысила 1.1 млрд долл. США14. В 2007 г. объемы помощи в некоторой степени снизились, составив 1.75 млрд долл. США, при этом доля африканских стран в двусторонней помощи Японии составила 29%15.

Задача удвоения среднегодового показателя к 2008 г., поставленная в рамках повестки TICAD в 2003 г., таким образом, была достигнута. Помощь Японии Африке в 2009 г. составила около 1.5 млрд долл., а доля Африки в ОПР Японии упала до 20%16.

В рамках «TICAD IV», состоявшегося в 2008 г.17, Япония заявила об очередном удвоении своей ОПР Африке в течение следующих 5 лет со среднегодового показателя в 0.9 млрд долл. в 2003-2007 гг. до 1.8 млрд долл.18 Отмеченная сумма включала в себя двустороннюю

12 Diplomatic Bluebook for 2006. Official Development Assistance (ODA). Ministry of Foreign Affairs of Japan. P.195. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/blue-book/2006/13.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

13 Asian-African Conference (Bandung Conference), April 2005. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/a_o/rp/page3e_000328.html (Дата обращения: 12.07.2022).

14 Japan's Official Development Assistance White Paper 2006. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2006/0DA2006/mokuji/ hp_mkj.htm (Дата обращения: 12.07.2022).

15 Japan's Official Development Assistance White Paper 2008. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2008/html/index.htm (Дата обращения: 12.07.2022).

16 Japan's Official Development Assistance White Paper 2009. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2009/html/menu/m_ honbun.html (Дата обращения: 12.07.2022).

17 Deputy Secretary-General urges specific TICAD IV action plan, in line with Summit theme - 'towards a vibrant Africa: a continent of hope and opportunity': [address, to the 4th Tokyo International Conference on African Development (TICAD IV), Yokohama, Japan, 28 May 2008]. UN Press Release. // URL: https://digitallibrary.un.org/ record/629620?ln=ru (Дата обращения: 12.07.2022).

18 Yokohama Declaration. The Fourth Tokyo International Conference on African De-

помощь иностранным государствам и средства, выделяемые на финансирование Африканского банка развития19. На конференции также было запланировано увеличить объем кредитов ОПР до 4 млрд долл. США к 2013 г.20.

В 2013 г. доля африканских стран в японской ОПР вновь увеличилась. На конференции «TICAD V» в июне 2013 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил о намерении расширить государственную и частную поддержку развития африканских стран, включая выделение 1.4 трлн йен в течение последующих пяти лет в качестве официальной помощи21. Предусматривалось увеличить сумму ежегодной японской ОПР странам Африки примерно до 2.5 млрд долл. В 2014 г. Африка в течение длительного времени занимала второе место среди реципиентов японской помощи, опережая другие регионы, которые с точки зрения экономических интересов являлись более приоритетными для Японии, такие как Ближний Восток, Центральная Азия, ряд стран СНГ22.

В августе 2016 г. состоялась шестая конференция «TICAD VI». Эта была первой конференцией TICAD, которая проводилась в Африке (Найроби, Кения) и на которой присутствовал премьер-министр С. Абэ23.

7-я Токийская международная конференция по развитию Африки «TICAD7» состоялась в Йокогаме (Япония) в августе 2019 г.24. В ней принимали участие 42 лидеров 53 африканских государств. В основе повестки «TICAD7» лежало продвижение бизнеса, в связи с чем С. Абэ дал распоряжение японскому правительству и частному сектору приложить все возможные усилия, чтобы японские частные инвестиции в Африку, которые за предыдущие 3 года составили 20

velopment (TICAD IV). Ministry of Foreign Affairs of Japan. 30.05.2008. // URL: https://www. mofa.go.jp/region/africa/ticad/ticad4/doc/declaration.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

19 Yokohama Action Plan. The Fourth Tokyo International Conference on African Development (TICAD IV). Ministry of Foreign Affairs of Japan. 30.05.2008. // URL: https:// www.mofa.go.jp/region/africa/ticad/ticad4/doc/actoin.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

20 20 Years of TICAD Process and Japan's ODA to Africa. Ministry of Foreign Affairs of Japan, 2013. // URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/files/000071843.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

21 Prime Minister Shizo Abe's Address at the Opening Session "The Africa that Joins in Partnership with Japan is Brighter Still" to the 5th Tokyo International Conference on African Development (TICAD V). Ministry of Foreign Affairs of Japan. 01.06.2013. // URL: https://www.mofa.go.jp/files/000005500.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

22 Japan's Official Development Assistance (ODA). JICA Annual Report 2014. // URL: https://www.jica.go.jp/english/publications/reports/annual/2014/c8h0vm000090s8nn-att/2014_04.pdf (Дата обращения: 13.07.2022).

23 TICAD VI, Kenya, August 27-28, 2016. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 28.08.2016. // URL: https://www.mofa.go.jp/afr/af2/page3e_000453.html (Дата обращения: 13.01.2023).

24 The Seventh Tokyo International Conference on African Development TICAD7, Yokohama, 28th-30th August, 2019. Ministry ofForeign Affairs of Japan. 26.11.2019. // URL: https://www.mofa.go.jp/afr/af2/page25e_000274.html (Дата обращения: 13.01.2023).

млрд долл. США, продолжались.

Последняя 8-я конференция «TICAD8» проводилась в Тунисе в августе 2022 г. Премьер-министр Ф. Кисида принял участие в онлайн-формате25. Он заявил, что в течение последующих трех лет Япония намерена инвестировать 30 млрд долл. США в виде государственного и частного финансового вклада в рамках таких инициатив, как зеленые инвестиции, общественное здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, региональная стабилизация, продовольственная безопасность26.

В последние годы японская ОПР значительно уступает по растущим объемам международной помощи США, Великобритании и Германии. Тем не менее, Япония опережает остальные страны ОЭСР. Среди 28 стран-членов ОЭСР (Китай туда не входит) Япония занимает 18-е место по соотношению ОПР к ВВП — 0.23% (для сравнения у США этот показатель 0.19%). Позиции Японии среди прочих стран-доноров на данный момент нельзя назвать лидирующими, но не следует недооценивать значимость ее вклада в развитие реципиентов международной помощи, включая африканских стран.

ОПР Японии в настоящее время распределяется и выдается в рамках деятельности двух организаций - Японского агентства международного сотрудничества (JICA27) и Японского банка для международного сотрудничества (JBIC28). Следует особо упомянуть также «Организацию волонтеров международного сотрудничества Японии» (JOCV29), возглавляемую JICA. В рамках программ данной организации молодые японские специалисты и волонтеры в возрасте от 20 до 39 лет направляются в развивающиеся страны мира, устанавливают постоянные контакты с локальным населением, налаживают связи между Японией и развивающимися странами и углубляют симпатию локального населения к японцам и Японии30, что, несом-

25 The Eighth Tokyo International Conference on African Development TICAD8, Tunisia, 27th-28th August, 2022. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 11.11.2022. // URL: https://www.mofa.go.jp/files/100419611.pdf (Дата обращения: 13.01.2023).

26 Tunisia: Three Decades of Promoting Ownership and Partnership. History of TI-CAD. AllAfrica-All the Time. 24.08.2022. // URL: https://allafrica.com/stories/202208250330. html (Дата обращения: 13.01.2023).

27 About JICA. Japan International Cooperation Agency. // URL: https://www.jica. go.jp/english/about/index.html (Дата обращения: 13.07.2022).

28 About JBIC. Japan Bank for International Cooperation. // URL: https://www. jbic.go.jp/en/about/ (Дата обращения: 13.07.2022).

29 Japan Overseas Cooperation Volunteers (JOCV). Japan International Cooperation Agency. // URL: https://www.jica.go.jp/english/our_work/types_of_assistance/citizen/ volunteers.html (Дата обращения: 13.07.2022).

30 Japan's Official Development Assistance White Paper 2013. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2013/html/menu/m_ honbun.html (Дата обращения: 13.07.2022).

ненно, оказывает положительное влияние на международный имидж Японии. Японское правительство рассматривает деятельность JOCV в качестве одной из составляющих ОПР Японии, а отчеты о ее результатах включаются в ежегодник, издаваемый МИД Японии31.

Согласно официальной статистике JICA, хотя ОПР Японии Африке предоставляется меньше, чем странам ЮВА, Южной Азии, Восточной Азии и Ближнего Востока, Африка превосходит такие регионы, как Латинская Америка, Карибский бассейн и др.32.

Основные стратегии действий организации называются «комплексным подходом к помощи», подразумевающим сочетание трех направлений - техническое сотрудничество, займы, кредиты и гранты ОПР, а также экономическое содействие. Последнее предполагает налаживание сотрудничества между частным и государственным секторами экономики, а также улучшение научно-технического обмена между Японией и странами-реципиентами.

В результате реорганизации, проведенной в 2008 г. в рамках глобальной реформы системы ОПР, и слияния агентства с частью «Японского банка международного сотрудничества» (JBIC), JICA стала одной из крупнейших в мире организаций по оказанию двусторонней помощи в целях развития. Деятельность организации с тех пор включает три традиционных для Японии направления ОПР - выдача грантов, кредитов и оказание технической помощи. Существует 15 офисов организации в Японии и около 100 зарубежных филиалов, в том числе, в 26 африканских странах. Проекты JICA охватывают более 150 стран мира, а объем ее финансовых ресурсов составляет около 8.5 млрд долл.

В дополнение к выдаче грантов и займов, организация осуществляет аналитическую деятельность в сфере ОПР, проводит программы обучения иностранцев по широкому спектру специальностей, ежегодно помогает тысячам человек получить или повысить квалификацию, курирует множество волонтерских программ.

За годы существования JICA реализовала десятки проектов в области образования, здравоохранения и охраны окружающей среды около в 40 африканских государствах. В качестве примеров можно привести проект по контролю инфекционных заболеваний в регионе Амхара

31 Direct Participation in Assistance to Developing Countries by the Japanese Overseas Cooperation Volunteers (JOCV) and Senior Volunteers (SV). Japan's Official Development Assistance White Paper 2013. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2013/html/honbun/b2/s2_5_2_02.html (Дата обращения: 13.07.2022).

32 ODA Loan Project DATA. Japan International Cooperation Agency (JICA). // URL: https://www2.jica.go.jp/en/yen_loan/index.php (Дата обращения: 14.07.2022).

в Эфиопии33, проект по борьбе с недоеданием, основанный на взаимодействии с локальным сообществом региона Оромия34 (Эфиопия), инициативу по строительству начальных школ в Бенине35, ДРК36 и др.

В области здравоохранения отдельного внимания заслуживает инициатива присуждения работникам сферы медицины «Награды Хидэё Ногути» за выдающиеся достижения в области медицинских исследований и медицинских услуг в Африке (прим. премия именуется в память о выдающемся японском микробиологе, который открыл возбудителя сифилиса и был номинирован на Нобелевскую премию по медицине, но умер от желтой лихорадки в Африке в 1928 г. во время исследований и поиска вакцины против инфекции). Награда была учреждена японским правительством в июле 2006 г. после визита премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в Африку37. Присуждение данного приза признает достижения медицинских работников, которые внесли значительный вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями в Африке или привнесли инновационные технологии в сферу медобслу-живания на континенте и является знаком признания заслуг перед его населением и вклада в здоровье и благополучие всего человечества38.

Еще одним важным направлением деятельности JICA в Африке является содействие развитию трудовых ресурсов. В этой сфере реа-лизовываются программы обучения, а также проекты по командированию специалистов-волонтеров из Японии (в основном - педагогов и медиков) в страны Африки, которые способствуют подготовке кадров на местах.

Наиболее активным и многочисленным волонтерским проектом, курируемым JICA, является «Организация волонтеров между-

33 Infectious Disease Surveillance Project (AmRIDS). Activities in Ethiopia. Japan International Cooperation Agency (JICA). // URL: https://www.jica.go.jp/ethiopia/ english/activities/health02.html (Дата обращения: 15.07.2022).

34 Community-Based Approach for Nutrition Action (COBANA) in the Oromia Region Project. Activities in Ethiopia. Japan International Cooperation Agency (JICA). // URL: https://www.jira.go.jp/ethiopia/english/activities/health01#:~:text=The%20sole%20purpose%20 of%20C0BANA,and%20Lactating%20Women%20(PLW). (Дата обращения: 15.07.2022).

35 The 4th Project of Classrooms Construction in Primary Schools. Activities in Benin. Japan International Cooperation Agency (JICA). // URL: https://www.jica.go.jp/be-nin/english/activities/education.html (Дата обращения: 15.07.2022).

36 Japan International Cooperation Agency (JICA) and Japan Forest Technology Association Final Report on the Project for Strengthening National Forest Resources Monitoring System. Activities in Democratic Republic of the Congo. // URL: https://open-jicareport.jica.go.jp/pdf/12304101.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

37 Cabinet Decision on the Establishment of the Prize for outstanding achievements in the fields of medical research and medical services in Africa, in memory of Dr. Hideyo Noguchi. Cabinet Office, Government of Japan. 28.07.2006. // URL: https://www. cao.go.jp/noguchisho/doc/kakugikettei-e.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

38 «Hideyo Noguchi Africa Prize». Cabinet Office, Government of Japan. 2006. // URL: https://www.cao.go.jp/noguchisho/english/award/index.html (Дата обращения: 15.07.2022).

народного сотрудничества Японии» (далее - JOCV39), учрежденная в 1965 г. За 57 лет существования в рамках организации гуманитарную деятельность осуществляли более 40000 японских волонтеров, включая практическую помощь и обмен знаниями в области здравоохранения, образования, технологий, сельского хозяйства и других отраслей40. Волонтеры JOCV ведут деятельность в 20 африканских государствах и в 50 других развивающихся странах мира. Африканский континент занимает 1-е место по количеству японских волонтеров. Согласно данным от марта 2021 г. 41, на данный момент 50.4% японских волонтеров действуют в Африке в рамках JOCV, а количество работавших за всю историю организации волонтеров составляет примерно 30%. Самое большое число волонтеров из Японии работает в Малави, Кении, Танзании, Гане, Замбии и Сенегале.

Помимо JOCV, под эгидой JICA действует также «Организация старших волонтеров Японии» (Japan Senior Volunteers Organization42), основанная в 1990г., вступить в которую могут люди старше 40 лет (как было отмечено выше, JOCV предназначена для молодых волонтеров от 20 до 39 лет43).

Экономические отношения с развивающимися странами Африки и всего мира Япония развивает с помощью другой крупной организации - Японского банка для международного сотрудничества (далее - JBIC44), являющейся государственным экспортно-кредитным агентством, созданном в 1999 г. в результате слияния Японского банка экспорта и импорта и Экономического фонда международного сотрудничества. После реорганизации в 2008 г. банк стал международным филиалом Японской финансовой корпорации45, находящей-

39 Japan Overseas Cooperation Volunteers (JOCV). Japan International Cooperation Agency. // URL: https://www.jica.go.jp/english/our_work/types_of_assistance/citi-zen/volunteers.html (Дата обращения: 15.07.2022).

40 JICA (Jaika borantia jigyô-no ayumi). Japan Overseas Cooperation Volunteers. // URL: https://www.jica.go.jp/volunteer/outline/history/index. html (Дата обращения: 15.07.2022).

41 JICA (Й1ВД11) . JICA volunteer project results (by region). Japan International Cooperation Agency. 31.03.2022. // URL: https://www.jica. go.jp/volunteer/outline/publication/results/index.html (Дата обращения: 15.07.2022).

42 Japan Senior Volunteers Organization. Japan International Cooperation Agency. // URL: https://www.jica.go.jp/english/our_work/types_of_assistance/citizen/volunteers. html (Дата обращения: 15.07.2022).

43 Direct Participation in Assistance to Developing Countries by the Japanese Overseas Cooperation Volunteers (JOCV) and Senior Volunteers (SV). Japan's Official Development Assistance White Paper 2013. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa. go.jp/policy/oda/white/2013/html/honbun/b2/s2_5_2_02.html (Дата обращения: 15.07.2022).

44 About JBIC. Japan Bank for International Cooperation. // URL: https://www.jbic. go.jp/en/about/ (Дата обращения: 15.07.2022).

45 Japan Finance Corporation. Overview of Operations. // URL: https://www.jfc.

ся под ведомством Министерства финансов Японии46.

JBIC полностью находится в подчинении японского правительства и является одним из инструментов оказания ОПР развивающимся странам. деятельность банка распространяется в 18 странах мира (в основном азиатских и ближневосточных). Несмотря на то, что в Африке филиал JBIC не располагается, определенную деятельность на африканском континенте банк осуществляет. Согласно официальной статистике банка от марта 2019 г., из общего объема действующих кредитов банка (около 100 млрд долл.) 2.3% (примерно 4 млрд долл.) было предоставлено африканским странам47.

Япония принимает активное участие в различных многосторонних инициативах по оказанию гуманитарной и экономической помощи африканскому континенту. В дополнение к миротворчеству и другим инициативам ООН, которые исследованы в рамках последней главы, Япония, являясь крупнейшим из трех доноров, финансирует Фонд помощи частному сектору Африки48, основанный в 2006 г. Африканским банком развития. Доля Японии в фонде составляет 44 млн долл., тогда как на долю Африканского банка развития приходится 10 млн долл.49

Япония также оказывает содействие Фонду борьбы с экологическими и социальными проблемами в Африке, созданному «Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям» (MIGA50) в рамках Всемирного банка51.

Таким образом, проанализировав политику Японии в области гуманитарной помощи, стоит подчеркнуть, что особенность японских программ гуманитарного содействия заключается в том, что они не ограничиваются устранением последствий чрезвычайных ситуаций и предоставлением финансовой помощи. Они также содержат при-

go.jp/n/english/operations.html (Дата обращения: 15.07.2022).

46 (Yakuwari to kinö). Japan Bank for International Cooperation (JBIC). // URL: https://www.jbic.go.jp/ja/about/role-function/images/jbic-brochure-japanese.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

47 JBIC Report on Total Number and Amount of Loan and Equity Participation Commitments (as of March 31, 2019). // URL: https://www.jbic.go.jp/ja/about/role-func-tion/images/jbic-brochure-english.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

48 Fund for African Private Sector Assistance. Mission & Strategy. // URL: https:// www.afdb.org/en/about/mission-strategy (Дата обращения: 15.07.2022).

49 Building Capacity for Private Sector Development. Fund for African Private Sector Assistance. 2013. // URL: https://ab-network.jp/wp-content/uploads/2014/08/EPSA_ Mr.-Kojima_AFDB.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

50 Multilateral Investment Guarantee Agency. The World Bank Group. // URL: https://www.miga.org/about-us (Дата обращения: 15.07.2022).

51 Trust Fund for Environmentally and Socially Sustainable Development. The World Bank Group. // URL: http://web.worldbank.org/archive/website00672/WEB/0TH-ER/PARTNE-9.HTM (Дата обращения: 15.07.2022).

менение инновационных практик и мер по восстановлению пострадавших зон, уменьшению риска возникновения стихийных бедствий, восстановлению экономической и социальной инфраструктуры, чему способствует колоссальный опыт Японии в устранении последствий природных бедствий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Япония демонстрирует комплексный подход к решению гуманитарных проблем, задействовав все имеющиеся и доступные средства японских государственных институтов и международных организаций. Приоритетным направлением в сфере гуманитарного содействия для Японии является взаимодействие с международными организациями - преимущественно со специализированными учреждениями ООН.

Библиографический список / References

1. Бородин Е.А. Эволюция иностранной помощи Японии: от репарационных выплат к выполнению целей развития тысячелетия ООН // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Издательство Грамота, 2014. № 10-2 (48). С. 47.

Borodin E.A. The evolution of foreign aid to Japan: from reparation payments to the implementation of the UN Millennium Development Goals // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Publishing House Gramota, 2014. № 10-2 (48). P. 47.

2. Ковригин Е.Б. Япония-АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию // Пространственная экономика. Хабаровск: Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, 2014. № 2. С. 42.

Kovrigin E.B. Japan-ASEAN: the evolution of official development assistance // Spatial Economics. Khabarovsk: Institute of Economic Research of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, 2014. № 2. P. 42.

3. Левшун П.В. Источники финансовой помощи для развития экономики африканских стран // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. М.: Издательский дом Юр-ВАК, 2011. № 3. С. 192.

Levshun P.V. Sources of financial assistance for the development of the economies of African countries // Business in law. Economic and legal journal. M.: Publishing House Yur-VAK, 2011. № 3. P. 192.

4. Сафаров Д. Почему у Японии много друзей в Африке и Азии? // Азия и Африка сегодня. М.: 2008. № 4. С. 6.

Safarov D. Why does Japan have many friends in Africa and Asia? // Asia and Africa today. M.: 2008. № 4. P. 6.

5. «Hideyo Noguchi Africa Prize». Cabinet Office, Government of Japan. 2006. // URL: https:// www.cao.go.jp/noguchisho/english/award/index.html (Дата обращения: 15.07.2022).

6. 20 Years of TICAD Process and Japan's ODA to Africa. Ministry of Foreign Affairs of Japan, 2013. // URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/files/000071843.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

7. About JBIC. Japan Bank for International Cooperation. // URL: https://www.jbic.go.jp/en/ about/ (Дата обращения: 13.07.2022).

8. About JICA. Japan International Cooperation Agency. // URL: https://www.jica.go.jp/eng-lish/about/index.html (Дата обращения: 13.07.2022).

9. Asian-African Conference (Bandung Conference), April 2005. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/a_o/rp/page3e_000328.html (Дата обращения: 12.07.2022).

10. Building Capacity for Private Sector Development. Fund for African Private Sector Assistance. 2013. // URL: https://ab-network.jp/wp-content/uploads/2014/08/EPSA_Mr.-Koji-ma_AFDB.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

11. Cabinet Decision on the Establishment of the Prize for outstanding achievements in the fields of medical research and medical services in Africa, in memory of Dr. Hideyo Noguchi. Cabinet Office, Government of Japan. 28.07.2006. // URL: https://www.cao.go.jp/noguch-isho/doc/kakugikettei-e.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

12. Community-Based Approach for Nutrition Action (COBANA) in the Oromia Region Project. Activities in Ethiopia. Japan International Cooperation Agency (JICA). // URL: https:// www.jica.go.jp/ethiopia/english/activities/health01#:~:text=The%20sole%20purpose%20 of%20C0BANA,and%20Lactating%20Women%20(PLW). (Дата обращения: 15.07.2022).

13. Deputy Secretary-General urges specific TICAD IV action plan, in line with Summit theme - 'towards a vibrant Africa: a continent of hope and opportunity': [address, to the 4th Tokyo International Conference on African Development (TICAD IV), Yokohama, Japan, 28 May 2008]. UN Press Release. // URL: https://digitallibrary.un.org/record/629620?ln=ru (Дата обращения: 12.07.2022).

14. Diplomatic Bluebook for 2006. Official Development Assistance (ODA). Ministry of Foreign Affairs of Japan. P.195. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/2006/13. pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

15. Direct Participation in Assistance to Developing Countries by the Japanese Overseas Cooperation Volunteers (JOCV) and Senior Volunteers (SV). Japan's Official Development Assistance White Paper 2013. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/ policy/oda/white/2013/html/honbun/b2/s2_5_2_02.html (Дата обращения: 13.07.2022).

16. Fund for African Private Sector Assistance. Mission & Strategy. // URL: https://www. afdb.org/en/about/mission-strategy (Дата обращения: 15.07.2022).

17. Infectious Disease Surveillance Project (AmRIDS). Activities in Ethiopia. Japan International Cooperation Agency (JICA). // URL: https://www.jica.go.jp/ethiopia/english/activi-ties/health02.html (Дата обращения: 15.07.2022).

18. Iwamoto S. Nihon no kaihatsu enjo — tai Afurika enjo o chushin ni). Ritsumeikan Asia Pacific University, Kyoto, Japan, 2009. Р. 4-5. // URL: https://www.ide.go.jp/library/Japanese/ Publish/Reports/Kidou/pdf/2007_03_03_4_mochizuki_j.pdf (Дата обращения: 10.07.2022).

19. Japan Finance Corporation. Overview of Operations. // URL: https://www.jfc.go.jp/n/ english/operations.html (Дата обращения: 15.07.2022).

20. Japan International Cooperation Agency (JICA) and Japan Forest Technology Association Final Report on the Project for Strengthening National Forest Resources Monitoring System. Activities in Democratic Republic of the Congo. // URL: https://openjicareport.jica. go.jp/pdf/12304101.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

21. Japan Overseas Cooperation Volunteers (JOCV). Japan International Cooperation Agency. // URL: https://www.jica.go.jp/english/our_work/types_of_assistance/citizen/volunteers. html (Дата обращения: 15.07.2022).

22. Japan Senior Volunteers Organization. Japan International Cooperation Agency. // URL: https://www.jica.go.jp/english/our_work/types_of_assistance/citizen/volunteers.html (Дата обращения: 15.07.2022).

23. Japan's ODA Charter. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 1992. // URL: https://www. mofa.go.jp/policy/oda/summary/1998/12.html (Дата обращения: 12.07.2022).

24. Japan's Official Development Assistance (ODA). JICA Annual Report 2014. // URL: https://www.jica.go.jp/english/publications/reports/annual/2014/c8h0vm000090s8nn-att/2014_04.pdf (Дата обращения: 13.07.2022).

25. Japan's Official Development Assistance White Paper 2006. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2006/ODA2006/mokuji/hp_mkj. htm (Дата обращения: 12.07.2022).

26. Japan's Official Development Assistance White Paper 2008. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2008/html/index.htm (Дата обращения: 12.07.2022).

27. Japan's Official Development Assistance White Paper 2009. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2009/html/menu/m_honbun.html (Дата обращения: 12.07.2022).

28. Japan's Official Development Assistance White Paper 2013. Ministry of Foreign Affairs of Japan. // URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2013/html/menu/m_honbun.html (Дата обращения: 13.07.2022).

29. JBIC Report on Total Number and Amount of Loan and Equity Participation Commitments (as of March 31, 2019). // URL: https://www.jbic.go.jp/ja/about/role-function/images/ jbic-brochure-english.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

30. JICA (Jaika borantia jigyo-no ayumi). Japan Overseas Cooperation Volunteers. // URL: https://www.jica.go.jp/volunteer/outline/history/index.html (Дата обращения: 15.07.2022).

31. JICA volunteer project results (by region). Japan International Cooperation Agency. 31.03.2022. // URL: https://www.jica.go.jp/volunteer/outline/publication/results/index.html (Дата обращения: 15.07.2022).

32. Lumumba-Kasongo T. Japan's Economic and Political Relations with Africa since the 1970's and their Implications for Popular Demands for Democracy in Africa: a Preliminary Reflection. Palgrave Macmillan. 2010. P.8.

33. Morikawa J. Japan and Africa: Big Business and Diplomacy. Africa World Press. 1997. P. 248.

34. Multilateral Investment Guarantee Agency. The World Bank Group. // URL: https:// www.miga.org/about-us (Дата обращения: 15.07.2022).

35. ODA Loan Project DATA. Japan International Cooperation Agency (JICA). // URL: https://www2.jica.go.jp/en/yen_loan/index.php (Дата обращения: 14.07.2022).

38. Prime Minister Shizo Abe's Address at the Opening Session "The Africa that Joins in Partnership with Japan is Brighter Still" to the 5th Tokyo International Conference on African Development (TICAD V). Ministry of Foreign Affairs of Japan. 01.06.2013. // URL: https:// www.mofa.go.jp/files/000005500.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

37. Sato M. (Nihon-no Afurika gaikou - rekisi-ni miru sono tokusitsu) // Perspectives on growing Africa: from Japan and China. Institute of Developing Economies, Japan External Trade Organisation. 2007, 3-5 pp. // URL: http://www.ide.go.jp/Japanese/Publish/Down-load/Kidou/pdf/2007_03_03_3_sato_j.pdf (Дата обращения: 10.07.2022).

38. The 4th Project of Classrooms Construction in Primary Schools. Activities in Benin. Japan International Cooperation Agency (JICA). // URL: https://www.jica.go.jp/benin/eng-lish/activities/education.html (Дата обращения: 15.07.2022).

39. The Eighth Tokyo International Conference on African Development TICAD8, Tunisia, 27th-28th August, 2022. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 11.11.2022. // URL: https:// www.mofa.go.jp/files/100419611.pdf (Дата обращения: 13.01.2023).

40. The Seventh Tokyo International Conference on African Development TICAD7, Yokohama, 28th-30th August, 2019. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 26.11.2019. // URL: https://www.mofa.go.jp/afr/af2/page25e_000274.html (Дата обращения: 13.01.2023).

41. TICAD VI, Kenya, August 27-28, 2016. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 28.08.2016. // URL: https://www.mofa.go.jp/afr/af2/page3e_000453.html (Дата обращения: 13.01.2023).

42. Trust Fund for Environmentally and Socially Sustainable Development. The World Bank Group. // URL: http://web.worldbank.org/archive/website00672/WEB/OTHER/PARTNE-9. HTM (Дата обращения: 15.07.2022).

43. Tunisia: Three Decades of Promoting Ownership and Partnership. History of TICAD. AllAfrica-All the Time. 24.08.2022. // URL: https://allafrica.com/stories/202208250330.html (Дата обращения: 13.01.2023).

44. What is TICAD? TICAD Monitor website. UNDP-RBA. // URL: https://ticad-monitor. org/about-2/ (Дата обращения: 12.07.2022).

45. Yokohama Action Plan. The Fourth Tokyo International Conference on African Development (TICAD IV). Ministry of Foreign Affairs of Japan. 30.05.2008. // URL: https://www. mofa.go.jp/region/africa/ticad/ticad4/doc/actoin.pdf (Дата обращения: 12.07.2022).

47. Yokohama Declaration. The Fourth Tokyo International Conference on African Development (TICAD IV). Ministry of Foreign Affairs of Japan. 30.05.2008. // URL: https://www. mofa.go.jp/region/africa/ticad/ticad4/doc/declaration.pdf (Дата обращения: 12.07.2022). 47. Yakuwari to kino. Japan Bank for International Cooperation (JBIC). // URL: https://www.jbic. go.jp/ja/about/role-function/images/jbic-brochure-japanese.pdf (Дата обращения: 15.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.