Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ СИРИЙСКОМУ НАРОДУ (2015-2018): НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ'

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ СИРИЙСКОМУ НАРОДУ (2015-2018): НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ГУМАНИТАРНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ЭВАКУАЦИЯ / МЕДИКАМЕНТЫ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / РАЗМИНИРОВАНИЕ / МИРНЫЕ ЖИТЕЛИ / ПАРАШЮТНЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбалкин А. Н.

В статье рассматриваеся процесс российской гуманитарной помощи сирийскому народу. По результатам обобщаемого материала определены основные направления и специфика деятельности по оказанию гуманитарной помощи в рамках сирийского направления в российской ближневосточной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN ASSISTANCE TO THE SYRIAN PEOPLE (2015-2018): SOME RESULTS AND CONCLUSIONS

The article studies the process of Russian humanitarian assistance to the Syrian people. Based on the results of the summarized material, the main directions, features of humanitarian assistance activities within the framework of the Syrian direction in the Russian Middle East policy during the study period, directions of the humanitarian operation were identified.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ СИРИЙСКОМУ НАРОДУ (2015-2018): НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ»

Научная статья УДК 327:341.24

DOI 10.52070/2500-347X_2022_1_846_108

Гуманитарная помощь сирийскому народу (2015-2018): некоторые итоги и выводы

А. Н. Рыбалкин

Дипломатическая академия МИД РФ, Москва, Россия anrybalckin@yandex.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

Для цитирования:

В статье рассматриваеся процесс российской гуманитарной помощи сирийскому народу. По результатам обобщаемого материала определены основные направления и специфика деятельности по оказанию гуманитарной помощи в рамках сирийского направления в российской ближневосточной политике.

российская гуманитарная помощь, гуманитарная операция, эвакуация, медикаменты, продовольствие, медицинская помощь, разминирование, мирные жители, парашютные платформы

Рыбалкин А. Н. Гуманитарная помощь сирийскому народу (2015-2018): некоторые итоги и выводы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. Вып. 1(846). С. 108-114. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_108

Original article

Humanitarian Assistance to the Syrian People (2015-2018): Some Results and Conclusions

A. N. Rybalkin

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

anrybalckin@yandex.ru

Abstract. The article studies the process of Russian humanitarian assistance to the Syrian people. Based on

the results of the summarized material, the main directions, features of humanitarian assistance activities within the framework of the Syrian direction in the Russian Middle East policy during the study period, directions of the humanitarian operation were identified.

Keywords: Russian humanitarian aid, humanitarian operation, evacuation, medicines, food, medical assistance,

demining, civilians, parachute platforms

For citation: Rybalkin, A. N. (2022). Humanitarian assistance to the Syrian people (2015-2018): some results

and conclusions. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 1(846), 108-114. 10.52070/2500-347X_2022_1_846_108

ВВЕДЕНИЕ

Согласно определению Международного суда ООН, все виды безвозмездной помощи в районы, охваченные катастрофой, природными катаклизмами, находящиеся в зоне вооруженного конфликта, связанные с поставкой продовольствия, одежды, медикаментов и других жизненно необходимых предметов, можно назвать гуманитарной помощью. При этом поставки оружия, боеприпасов, военной техники и других средств, которые способны нанести урон или лишить человека жизни, не относятся к гуманитарной помощи. Вследствие внутрисирийского конфликта, начавшегося в 2011 году, переросшего через год в гражданскую войну и приведшего к гуманитарному кризису1, ООН и ее структуры оказывали гуманитарную помощь населению Сирийской Арабской Республике (САР), чем внесли значительный вклад в разрешение военного конфликта мирным путем [Аксе-нёнок, 2019; Шляхтунов, Матвеев, 2017; Матвеев, 2019; Матвеев, Нестерчук, 2018; Матвеев, Сумин, Вейсов, 2018]. Но гуманитарная помощь США и их союзников преследовала другие цели, как стратегические, так и политические.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ СИРИЙСКОМУ НАРОДУ

Гуманитарная помощь со стороны ООН оказывалась с 20 марта 2014 года до тех пор, пока 19 сентября 2016 года гуманитарный конвой ООН и общества «Красный месяц» не попал под обстрел в пригороде г. Урум аль-Кубра (на востоке от Алеппо)2, в результате чего погибло порядка 20 человек (Новости ООН, 20.03.2014; News2.ru, 05.10.2016). После случившегося ООН отказалась участвовать

1По состоянию на январь 2021 года, по данным ООН, в САР 13,4 млн чел. нуждались в той или иной форме в гуманитарной помощи, в том числе 6 млн чел. нуждались остро. Более 12 млн чел. изо дня в день пытались найти достаточное количество пищи, а полмиллиона детей страдали от хронического недоедания. Более половины довоенного сирийского населения, насчитывавшего 22 млн чел., покинули свои дома. Около 6,7 млн чел. являются внутренне перемещенными лицами, многие из них живут в лагерях, в то время как еще 5,6 млн зарегистрированы в качестве беженцев за рубежом (BBC, 12.03.2021). 2Российские военные, изучив съемку с места, не нашли признаков попадания снарядов в колонну, а только следы пожара, который по времени совпал с началом наступления террористов группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ) на Алеппо. Минобороны РФ опубликовало кадры видеонаблюдения за конвоем с беспилотника, заявив, что на них видно, как вместе с колонной боевики перебрасывают пикап с минометом большого калибра. В Пентагоне уверяют, что авиация коалиции не летала над районом, где конвой подвергся удару. Однако по данным Минобороны РФ, американский беспилот-ник покинул зону атаки примерно через полчаса после инцидента (News2.ru. 16.10.2016).

в наземных операциях по доставке гуманитарных грузов в Сирии (Новая газета, 04.11.2016).

Гуманитарная помощь США и их союзников Сирии оказывалась, но преследовала другие цели, как стратегические, так и политические. Финансируя с сентября 2014 года подготовку солдат оппозиции на территории Саудовской Аравии и Турции, американская администрация израсходовала около 500 млн долл. США. Многие из обученных таким образом сирийцев продавали свое оружие террористам, а сами бежали из страны в Европу, спровоцировав тем самым миграционный кризис. К воздушной переброске медикаментов и военной амуниции в осажденный г. Кобани американские ВВС приступили 20 октября 2014 года (CNN, 21.10.2014).

США оказывали помощь, но иного характера. По данным авторитетного издания «Jane's Defence Weekly», США в качестве основной части своей «кампании по борьбе с терроризмом» поставляли сирийским повстанцам (известным как «умеренная» Аль-Каида) значительный объем вооружений и боеприпасов. США и их союзники, включая турцию и Саудовскую Аравию, направляли вооружение через частных посредников3 (Свободная пресса, 06.10.2016.).

В октябре 2015 года Пентагон принял решение об отправке 30 американских инструкторов непосредственно в лагеря сирийской оппозиции, чтобы укрепить их моральный дух и усилить давление на позиции ИГ (запрещено в РФ). На основе объединения сирийских и курдских союзников формировались «Демократические силы Сирии» (Lenta.ru, 12.10.2015).

Позже гуманитарные грузы стали сбрасывать и над позициями группировок, воюющих против сил Б. Асада. Эту помощь получали боевики ИГ (запрещено в России), что были вынуждены признать и сами представители Министерства обороны США.

В оказании реальной помощи вооруженным силам и гражданам САР при поддержке России4, принимали участие поставками гуманитарной помощи Иран, Китай, Венесуэла - поставками топлива, а также Армения, Белоруссия Казахстан и др. (npr. 28.08.2013) (Reuters, 16.02.2012). Министерство обороны Сербии, например, предоставило гуманитарную помощь Сирии весом более 10 т. Помощь доставлена двумя российскими самолетами с аэродрома «Константин Великий» (ФАН, 18.10.2016).

3Причем осуществлялись поставки оружия, произведенного в странах Восточной Европы, на Балканах и в Китае.

4Начало гуманитарному российско-сирийскому сотрудничеству следует считать 1995 год в связи с введением в действие Межправительственного соглашения о культурном и научном сотрудничестве.

Существенную помощь САР оказывали международные организации. Среди основных волонтеров следует выделить Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC), Управление по координации гуманитарных вопросов при ООН (UNOCHA), «Россия с Вами!» при Росрезерве и др. Красный Крест в Сирии оказывал гуманитарную помощь всем нуждающимся. Сотрудники Красного Креста при поддержке Сил специальных операций (ССО) РФ, помогали эвакуировать раненных боевиков (ФАН, 15.12.2016). Доставку гуманитарных грузов, в частности от Международного Комитета Красного Креста и ООН, обеспечивали военнослужащие армии САР, которые несмотря на обвинения со стороны западных СМИ, делали всё, чтобы мирные жители легче переносили трудности, связанные с войной (Инфоре-актор, 05.02.2022; New Inform, 10.09.2016). В оказании реальной гуманитарной помощи гражданам САР, при поддержке России, принимали участие Иран, Китай, Венесуэла (поставки топлива), а также Армения, Белоруссия Казахстан, Сербия и др.

Официально российская гуманитарная миссия в Сирии создавалась Распоряжением Д. А. Медведева от 18.12.2015 года. РФ поставляла в Сирию гуманитарную помощь и проводила операцию, которая обходилась МО РФ, по мнению специалистов, как минимум в 2,5 млн долл. США ежедневно (РБК, 15.01.2016). При этом Россия не стала страной, принимающей беженцев1. Однако, не только по мнению сирийцев, российская помощь была исключительной. В марте 2016 года Международный Комитет Красного Креста высоко оценил роль РФ по содействию международным усилиям по доставке гуманитарной помощи в осажденные населенные пункты на территории Сирии в соответствии с положениями Резолюций № 2254, 2268 Совета Безопасности ООН. Вместе с тем Красный Крест заявлял о беспристрастности в помощи и оказывал необходимую гуманитарную помощь всем нуждающимся. Например, сотрудники Красного Креста при поддержке ССО РФ, помогли эвакуировать раненных боевиков (ФАН, 15.12.2016).

Россия взаимодействовала с международными и иностранными организациями по гуманитарному аспекту кризиса в Сирии, внося взносы в бюджет уполномоченных международных агентств, в частности, в Международный комитет

1 Находящиеся на территории России сирийцы, приехавшие, как правило, до начала войны, в редких случаях получают статус беженца или временное убежище. Согласно докладу Комитета Гражданского содействия «Сирийские беженцы в России», за весь период конфликта (2011-2016 г. данных еще нет) о статусе беженца в России ходатайствовало 2 011 граждан Сирии, но предоставлен он был только одному из них. С заявлением о предоставлении временного убежища обратилось 4 462 сирийца, а получили его 3 306 человек.

Красного Креста (МККК), Управление ООН по делам беженцев (УВКБ), Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) ООН, Всемирную продовольственную программу (ВПП) ООН и т. д.

гуманитарная операция российской федерации в рамках сирийского направления в ближневосточной политике россии

Российская гуманитарная операция началась 15 января 2016 года в особо сложных районах2. Как показало исследование, первым направлением гуманитарной помощи стала доставка продовольствия и медикаментов, теплой одежды и одеял. Особенность гуманитарной помощи состояла в ее отправке в осажденные города разных провинций. Доставка гуманитарной помощи населению Сирии осуществлялась силами авиации МЧС при координации МИД во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти и общественными организациями (Инфореактор, 10.09.2016). Это стало второй особенностью оказания гуманитарной помощи. С мая 2012 года поставки гуманитарной помощи (продовольствия и предметы первой необходимости) мирному населению в осажденные районы стали проводится на регулярной основе, что позволило несколько ослабить гуманитарную катастрофу (РБК, 30.09.2015). Регулярность поставок стала третьей особенностью оказания гуманитарной помощи. Российская гуманитарная помощь оказывалась ежедневно, причем не только в районы, подконтрольные правительственной армии, но и «умеренной оппозиции» (New Inform, 10.09.2016), что стало четвертой особенностью оказания гуманитарной помощи.

Вторым важным направлением российской гуманитарной помощи стала эвакуация гражданских лиц как из России, так и других государств.

третьим направлением российской гуманитарной помощи стало развертывание палаточных лагерей для сирийских беженцев.

Поставки гуманитарной помощи постоянно наращивались. После принятия решения о развертывании в САР Вооруженными силами РФ «гуманитарной операции», основная помощь направлялась в город Дейр-эз-Зор, долгое время находившийся в осаде ИГ (запрещено в РФ).

Российская помощь оказывалась не только жителям, которые решили покинуть город, но и тем,

2Российская гуманитарная операция России проводилась в русле гуманитарной помощи сирийскому государству в рамках сирийского направления в российской ближневосточной политики.

кто в нем остался, что стало пятой особенностью оказания гуманитарной помощи. Одновременно Россия заявила, что готова сотрудничать с ООН в рамках масштабной гуманитарной операции. Поставка гуманитарной помощи сирийскому населению способствовала примирению враждующих сторон во многих поселениях, охваченных военным конфликтом. Это вело к присоединению к режиму прекращения огня всё большего числа населенных пунктов. Продолжались переговоры о прекращении боевых действий с полевыми командирами вооруженных формирований.

Исследование показало, что шестой особенностью оказания гуманитарной помощи стало создание Координационного центра по примирению враждующих сторон на территории САР, взявшего на себя миссию куратора гуманитарной операции. О создании на авиабазе Хмеймим Координационного центра по примирению враждующих сторон на территории Сирии Минобороны РФ объявило 23 февраля 2016 года. Его развернули в соответствии с Российско-американскими договоренностями о прекращении боевых действий в Сирии с 27 февраля 2016 года (Вести.Ру, 30.05.2016). Процесс оказания гуманитарной помощи находился под непосредственным контролем и охраной российского Центра по примирению враждующих сторон, действовавшего в тесном взаимодействии с международными, государственными и общественными гуманитарными организациями.

Большое значение имели прием эвакуированных граждан на подконтрольных сирийскому правительству территориях, оказание первой помощи, размещение в госпиталях и палаточных лагерях, снабжение продовольствием и предметами первой необходимости, что стало седьмой особенностью оказания гуманитарной помощи. Это нередко способствовало прекращению боевых действий и переходу войск оппозиции на правительственную сторону. Здесь большую роль сыграла объявленная сирийским правительством амнистия.

Ежедневно проводились гуманитарные акции, в ходе которых мирным жителям передавалась гуманитарная помощь. Наборы гуманитарной помощи включали в себя индивидуальные рационы питания, продуктовые наборы, муку, сахар, крупы, рыбные и мясные консервы. Передача гуманитарной помощи мирному населению осуществлялась двумя способами:

- гуманитарными конвоями;

- с помощью использования парашютных платформ Р-7.

Сирийские военнослужащие не препятствовали любым гуманитарным конвоям (от ООН,

Красного Креста или России). Контроль за доставкой гуманитарных грузов осуществлялся систематически. Факты свидетельствуют о выявлении случаев, когда под видом гуманитарной помощи имели место попытки доставить припасы и медикаменты боевикам (запрещенных в России группировок) (EurAsia Daily, 04.08.2016). Контроль за доставкой гуманитарных грузов с целью недопущения доставки припасов и медикаментов боевикам стал восьмой особенностью оказания гуманитарной помощи.

Результаты обобщаемого материала показали, что имели место отдельные проблемы, связанные с прохождением гуманитарной помощи. Препятствием к доставке грузов стали турецкие военные, а вовсе не сирийские правительственные войска. В качестве оснований для задержания гуманитарной помощи турецкая сторона использовала формулировку «товары и технологии двойного применения», то есть груз можно, якобы, использовать в военных целях. Для западных СМИ это уже явилось поводом для раздутых статей о «темной стороне» российских гуманитарных конвоев (EurAsia Daily, 04.08.2016). Это стало девятой особенностью оказания гуманитарной помощи.

Большая часть мирных жителей г. Алеппо (точных данных об их количестве нет) находилось в осаде у террористов1. В таких случаях гуманитарную помощь доставляли по воздуху. Поставки осуществлялись с использованием парашютных платформ в труднодоступные районы Сирии, путем сбрасывания контейнеров с грузом на парашютах (Инфореактор, 10.09.2016). В ходе операции мирным жителям доставлялись продовольствие, медикаменты и предметы первой необходимости. Осуществление поставок по воздуху стало десятой особенностью оказания гуманитарной помощи.

Масштабная гуманитарная операция почти сразу столкнулась с негативной реакцией внешних сил и активизацией военных действий со стороны боевиков-исламистов в Алеппо - во втором по величине сирийском городе (zakon.kz. 28.07.2016). Для всего населения Алеппо существовала реальная угроза физического выживания, поэтому для его спасения сирийские и российские войска установили гуманитарные коридоры выхода из зоны боевых действий:

1Крупнейший сирийский г. Алеппо (в 2011 г. его население составляло более 2,5 млн чел.) вскоре после начала гражданской войны стал центром противостояния правительственных войск и различных групп вооруженной оппозиции. За годы гражданской войны окраины города стали непригодны для жизни, от домов остались руины и стены. Однако в самом населенном пункте, а также пригородах оставались мирные жители, которые не поддерживали политику террора.

- три гуманитарных прохода-выхода для мирных граждан (информирование людей о местонахождении гумкоридоров осуществлялось при помощи листовок, сбрасываемых с самолетов и вертолетов);

- один - для боевиков, готовых сложить оружие.

четвертым направлением российской гуманитарной помощи стало разминирование. Российские саперы успешно выполняли гуманитарную миссию по разминированию районов, освобожденных сирийской армией от боевиков.

Пятое направление российской гуманитарной помощи сложилось в ходе взаимодействия с международными структурами в этой области, для выработки совместных мер по стабилизации обстановки.

Значимый вклад в обеспечение нуждающихся продовольствием, в оказание образовательных услуг, удовлетворение медицинских потребностей был внесен автономной некоммерческой организацией «Русская гуманитарная миссия» («Russian Humanitarian Mission»), созданной Е. М. Примаковым в 2010 году. Процесс оказания гуманитарной помощи находился под непосредственным контролем и охраной Российского центра по примирению враждующих сторон и действовавшего в тесном взаимодействии с международными, государственными и общественными гуманитарными организациями, что стало одиннадцатой особенностью оказания гуманитарной помощи. Результаты обобщаемого материала показали, что имела место ощутимая поддержка, оказываемая российскими общественными организациями и рядовыми гражданами страны.

Исторический опыт свидетельствует, что РФ оказывала финансовую помощь:

- по линии международных организаций;

- на двусторонней основе сирийскому правительству.

По информации Управления по координации вопросов гуманитарного сотрудничества ООН, Россия с начала внутрисирийского конфликта выделяла на гуманитарную помощь 52 млрд долл. С 2012 года регулярно оказывалась гуманитарная помощь силами и средствами МЧС. В 2015 году Правительство подписало Указ, по которому выделялось на гуманитарную помощь по 2 млрд долл. Финансовая помощь стала двенадцатой особенностью российской гуманитарной помощи.

В марте 2018 года исполнилось семь лет гражданской войны в Сирии. В исследуемый период не удалось разрешить сирийский кризис, гуманитарная ситуация продолжала ухудшаться. По мнению

специалистов, возможно достижение такого предела, когда накатывающуюся гуманитарную катастрофу не сможет предотвратить никакая финансовая поддержка.

заключение

Результаты исследования основных направлений гуманитарной помощи сирийскому народу в рамках сирийского направления в российской ближневосточной политики в исследуемый период, позволяет сделать ряд выводов.

1. В оказании реальной гуманитарной помощи гражданам САР приняли участие Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца Управление по координации гуманитарных вопросов при ООН (иШОСНА), негосударственные общественные организации, ряд стран мирового сообщества. При этом особая роль - принадлежала Российской Федерации.

2. Российская гуманитарная помощь силами МЧС населению САР началась с весны 2012 года.

3. Российская гуманитарная операция началась 15.01.2016 года в особо сложных районах и проводилась по следующим направлениям:

- доставка продовольствия и медикаментов, теплой одежды и одеял;

- эвакуация российских гражданских лиц и других государств;

- развертывание палаточных лагерей для сирийских беженцев;

- разминирование объектов и районов, освобожденных сирийской армией от боевиков.

4. Российская гуманитарная операция имела ряд особенностей:

- отправка гуманитарной помощи производилась в осажденные города разных провинций;

- доставка гуманитарной помощи населению Сирии проводилась силами авиации МчС при координации МИД во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти и общественными организациями;

- поставки осуществлялись регулярно, ежедневно;

- гуманитарная помощь направлялась не только в районы, подконтрольные правительственной армии, но и «умеренной оппозиции»;

- помощь оказывалась не только жителям, которые решили покинуть город, но и тем, кто в нем остался;

- был создан Координационный центр по примирению враждующих сторон на территории САР, взявший на себя миссию куратора гуманитарной операции;

- процесс оказания гуманитарной помощи находился под непосредственным контролем и охраной российского центра по примирению враждующих сторон и действовавшего в тесном взаимодействии с международными, государственными и общественными гуманитарными организациями;

- гуманитарная помощь включала в себя прием эвакуированных граждан на подконтрольных сирийскому правительству территориях, оказание первой помощи, размещение в госпиталях и палаточных лагерях, снабжение продовольствием;

- передача гуманитарной помощи мирному населению осуществлялась двумя способами: гуманитарными конвоями и с помощью использования парашютных платформ Р-7;

- имели место отдельные проблемы, связанные с прохождением гуманитарной помощи, например, препятствием к доставке грузов стали турецкие военные, а вовсе не сирийские правительственные войска. В качестве оснований для задержания гуманитарной помощи, турецкая сторона использовала формулировку «товары и технологии двойного применения», т. е. груз можно якобы использовать в военных целях;

- значительное количество мирных жителей находилось в осаде у террористов, поэтому в таких

случаях гуманитарную помощь доставлялась по воздуху;

- помощь нуждающимся (продовольствием, в оказании образовательных услуг, в удовлетворении медицинских потребностей) осуществлялась автономной некоммерческой организацией «Русская гуманитарная миссия» (Russian Humanitarian Mission), созданной Е. М. Примаковым в 2010 году, и другими организациями;

- финансовая помощь выделялась Правительством РФ;

- поддержка оказывалась российскими общественными организациями и рядовыми гражданами страны.

5. Операция по оказанию гуманитарной помощи сирийцам прибрела масштабный и устойчивый характер после создания в феврале 2016 года Центра по примирению враждующих сторон на территории САР.

6. Внутрисирийский конфликт (гражданская война) продолжается более 9 лет. Пока не удалось разрешить кризис, вследствие чего гуманитарная ситуация продолжит ухудшаться и, не исключено, достигнет того предела, когда даже большие финансовые пожертвования не смогут сдержать приближающуюся гуманитарную катастрофу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенёнок А. Сирийский кризис: тернистое движение от войны к миру: Россия в глобальной политике // Валдайские записки. 27.08.2019 URL: https://gLobalaffairs.ru/articLes/sirijskij-krizis-ternistoe-dvizhenie-ot-vojny-k-miru/

2. Шляхтунов А. Г., Матвеев О. В. Некоторые итоги российской военно-политической помощи Сирийской Арабской Республике: история и политика // Вестник Екатерининского института 2017. № 1(37). С. 42-47.

3. Матвеев О. В. Фактор радикального ислама во внутрисирийском конфликте // Вестник молодых ученых-международников. 2019. № 2(8). С. 10-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Матвеев О. В., Нестерчук О. П. Особенности политического урегулирования внутрисирийского конфликта в 2016-2018 годах // Вестник Екатерининского института. 2018. № 4(40) С. 70-76.

5. Матвеев О. В., Сумин Д. А., Вейсов А. Р. Особенности российской военно-политической помощи (2016-2018): исторический опыт, уроки // Вестник Екатерининского института. 2018. № 3(43) С. 81-88.

REFERENCES

1. Aksenenok, A. Sirijskij krizis: ternistoe dvizhenie oe vojny k miru = The Syrian crisis: the thorny movement from war to peace: Russia in global politics. Valdajskie zapiski. 2019, 27 August. https://gLobaLaffairs.ru/articLes/sirijskij-krizis-ternistoe-dvizhenie-ot-vojny-k-miru/ (In Russ.)

2. Shlyakhtunov, A. G., Matveev, O. V. (2017). Some results of Russian military-political assistance to the Syrian Arab Republic: history and politics. Bulletin of the Catherine Institute, 1(37), 42-47. (In Russ.)

3. Matveev, O. V. (2019). Factor of radical Islam in the intra-Syrian conflict. Bulletin of young international scientists, 2(8), 10-21. (In Russ.)

4. Matveev, O. V., Nesterchuk, O. P. (2018). Features of a political settlement of the intra-Syrian conflict in 2016-2018. Bulletin of Catherine The Great National Institute, 4(40), 70-76. (In Russ.)

5. Matveev, O. V., Sumin, D. A., Veisov, A. R. (2018). Peculiarities of the Russian military and political aid (2016-2018): historical experience, lessons. Bulletin of Catherine The Great National Institute, 3(43), 81-88. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

рыбалкин андрей Ииколаевич

соискатель кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Rybalkin Andrej Nikolaevich

Postgraduate Student, Department of International Relations, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Статья поступила в редакцию 13.01.2022 одобрена после рецензирования 02.02.2022 принята к публикации 04.02.2022

The article was submitted 13.01.2022 approved after reviewing 02.02.2022 accepted for publication 04.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.