Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОТНОШЕНИИ СОМАЛИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРЕЦКОГО АГЕНТСТВА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ И КООРДИНАЦИИ)'

ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОТНОШЕНИИ СОМАЛИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРЕЦКОГО АГЕНТСТВА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ И КООРДИНАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Турция / Сомали / гуманитарная дипломатия / Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TİKA) / Turkey / Somalia / humanitarian diplomacy / Turkish Cooperation and Coordination Agency (TİKA)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексанян Лариса Мгеровна

Африканское направление занимает приоритетное место во внешней политике Турецкой Республики. В последние годы динамично развиваются отношения Турции с Сомали, самым бедным и нестабильным государством Африканского Рога. Выбор Сомали в качестве стратегического партнера в регионе является частью более широкой внешнеполитической стратегии турецкого руководства, направленной на повышение значимости Турции в глобальной политике. Отправной точкой в турецко-сомалийских отношениях стал 2011 г., когда эта африканская страна столкнулась с беспрецедентной засухой, а Турция протянула руку помощи для борьбы с голодом. С этого момента началось укрепление турецких позиций в Сомали. Турция стала активно внедряться в таких сферах, как экономика, культура, оборона, религия. Конкретные шаги турецкого руководства и заинтересованность властей Сомали в сотрудничестве с турецкой стороной привели к установлению стратегического партнерства между двумя странами. Данная статья посвящена анализу гуманитарной политики Турции в отношении Сомали. Выявлены цели и задачи турецкой внешнеполитической стратегии, направленной на расширение турецкого присутствия в гуманитарном ландшафте в Сомали. Особое внимание уделено геостратегическому значению этого африканского государства во внешней политике Турции. Автором сделан вывод о том, что гуманитарная помощь Анкары Сомали сыграла важнейшую роль в укреплении турецких позиций в данном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian Policy of Turkey towards Somalia (the Case of TİKA)

Africa occupies important place in Turkey’s foreign policy. In recent years, Turkey's relations with Somalia, the poorest and most unstable state in the Horn of Africa, have been developing dynamically. The choice of Somalia as a strategic partner in the region is part of the Turkish leadership's foreign policy strategy aimed at increasing Turkey's importance in global politics. The starting point for Turkish-Somali renewed relations began in 2011, when Somali faced an unprecedented drought and Turkey provided humanitarian assistance to combat famine. From that moment on, the strengthening of Turkish positions in Somalia began. Turkey began to actively introduce itself in such areas of the country as the economy, culture, defense, and religion. The foreign policy of Turkish leadership and the interest of the Somali authorities in cooperation with Turkey led to the establishment of a strategic partnership between the two countries. This article is devoted to the analysis of Turkey's humanitarian policy towards Somalia. The goals and objectives of the Turkish foreign policy strategy aimed at expanding the Turkish presence in the humanitarian landscape in Somalia are identified. Particular attention is paid to the geostrategic significance of this African state in Turkish foreign policy. The author concludes that Ankara’s humanitarian assistance to Somalia played a vital role in strengthening Turkish positions in this state.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОТНОШЕНИИ СОМАЛИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРЕЦКОГО АГЕНТСТВА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ И КООРДИНАЦИИ)»

АЛЕКСАНЯН Л.М.* ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОТНОШЕНИИ СОМАЛИ (НА ПРИМЕРЕ ТУРЕЦКОГО АГЕНТСТВА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ И КООРДИНАЦИИ)

Аннотация. Африканское направление занимает приоритетное место во внешней политике Турецкой Республики. В последние годы динамично развиваются отношения Турции с Сомали, самым бедным и нестабильным государством Африканского Рога. Выбор Сомали в качестве стратегического партнера в регионе является частью более широкой внешнеполитической стратегии турецкого руководства, направленной на повышение значимости Турции в глобальной политике. Отправной точкой в турецко-сомалийских отношениях стал 2011 г., когда эта африканская страна столкнулась с беспрецедентной засухой, а Турция протянула руку помощи для борьбы с голодом. С этого момента началось укрепление турецких позиций в Сомали. Турция стала активно внедряться в таких сферах, как экономика, культура, оборона, религия. Конкретные шаги турецкого руководства и заинтересованность властей Сомали в сотрудничестве с турецкой стороной привели к установлению стратегического партнерства между двумя странами. Данная статья посвящена анализу гуманитарной политики Турции в отношении Сомали. Выявлены цели и задачи турецкой внешнеполитической стратегии, направленной на расширение турецкого присутствия в гуманитарном ландшафте в Сомали. Особое внимание уделено геостратегическому значению этого африканского государства во внешней политике Турции. Автором сделан вывод о том, что гуманитарная помощь Анкары Со-

* Алексанян Лариса Мгеровна - кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

мали сыграла важнейшую роль в укреплении турецких позиций в данном государстве.

Ключевые слова: Турция; Сомали; гуманитарная дипломатия; Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA).

ALEKSANYAN L.M. Humanitarian Policy of Turkey towards Somalia (the Case of TIKA)

Abstract. Africa occupies important place in Turkey's foreign policy. In recent years, Turkey's relations with Somalia, the poorest and most unstable state in the Horn of Africa, have been developing dynamically. The choice of Somalia as a strategic partner in the region is part of the Turkish leadership's foreign policy strategy aimed at increasing Turkey's importance in global politics. The starting point for Turkish-Somali renewed relations began in 2011, when Somali faced an unprecedented drought and Turkey provided humanitarian assistance to combat famine. From that moment on, the strengthening of Turkish positions in Somalia began. Turkey began to actively introduce itself in such areas of the country as the economy, culture, defense, and religion. The foreign policy of Turkish leadership and the interest of the Somali authorities in cooperation with Turkey led to the establishment of a strategic partnership between the two countries. This article is devoted to the analysis of Turkey's humanitarian policy towards Somalia. The goals and objectives of the Turkish foreign policy strategy aimed at expanding the Turkish presence in the humanitarian landscape in Somalia are identified. Particular attention is paid to the geostrategic significance of this African state in Turkish foreign policy. The author concludes that Ankara's humanitarian assistance to Somalia played a vital role in strengthening Turkish positions in this state.

Keywords: Turkey; Somalia; humanitarian diplomacy; Turkish Cooperation and Coordination Agency (TIKA).

Для цитирования: Алексанян Л.М. Гуманитарная политика Турецкой республики в отношении Сомали (на примере Турецкого агентства по сотрудничеству и координации) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2024. - № 3. - С. 83-92. - DOI: 10.31249/rva/2024.03.05

Общий внешнеполитический курс турецкого руководства на превращение Турции в мировую державу, а также геоэкономиче-

ские интересы страны стали причинами повышенного внимания официальной Анкары к региону Африканского Рога, в частности государству Сомали. Выбор Сомали, как одного из основных направлений внешней политики Анкары на Африканском континенте, связан с рядом причин. Во-первых, это объясняется тем, что данное государство «по причине своей политической специфики к началу XXI в. не входило в сферу влияния ни одной из великих держав» [2] и являлось потенциальным плацдармом для распространения турецкого влияния в регионе Африканского Рога и на Черном континенте в целом. Во-вторых, Сомали как «неудавшаяся государственность», где лишь 60% территорий находится под контролем федеральных властей в Могадишо, а на севере и северо-востоке расположены самопровозглашенные государства Сомали-ленд и Пунтленд, а также действуют разные исламистские группировки, открыло возможность для Турции повысить свою популярность во всей Африке. Дело в том, что отсутствие полной политической стабилизации в Сомали побуждает Турцию проверить свою способность участвовать в урегулировании вооруженных конфликтов в государстве [10], взять на себя роль посредника не только в Сомали, но и в других конфликтогенных регионах Африки. В-третьих, оказывая гуманитарную помощь Сомали и продвигая идею исламской солидарности, Турция старается позиционировать себя в качестве лидера исламского мира и защитника всех мусульман.

«Важность военно-политического и экономического присутствия Турции в Сомали определяется также стратегическим расположением этой страны в регионе Африканского Рога, что обеспечит Анкаре доступ в Индийский океан и стратегически важный регион Красного моря, по которому идут основные поставки нефти в Европу» [2]. Контролируя этот важный транспортный и логистический узел, Турция может усилить свои позиции на мировой арене. Кроме этих факторов, Анкара крайне заинтересована также в добыче топливно-энергетических и минеральных ресурсов Сомали.

Центральное руководство Сомали, в свою очередь, заинтересовано в тесном сотрудничестве с Турцией, рассматривая ее в качестве страны, способной разрешить внутриполитические и экономические проблемы Сомали, способствовать развитию государства.

Неслучайно, что наиболее восприимчивой к турецким инициативам среди всех африканских стран оказалось именно Сомали.

Турецко-сомалийское сотрудничество началось в гуманитарной сфере, когда Сомали столкнулось с серьезными проблемами из-за сильнейшей засухи за последние 50 лет. С этого момента Турция стала одним из крупнейших доноров Сомали, предоставляя ему обширную гуманитарную помощь. Анкара старалась продвигать свои экспансионистские планы под гуманитарным прикрытием.

При построении концепции гуманитарной дипломатии в отношении Сомали турецкое руководство во главе с Р.Т. Эрдоганом ссылалось на исламскую солидарность. На внеочередном заседании Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Стамбуле по Сомали и на пресс-конференции по случаю возвращения из своего исторического визита в Могадишо в 2011 г. Эрдоган ссылался на Коран [7, р. 665] и призвал всех членов организации оказать помощь нуждающимся в Сомали. Анкара, выступая в роли неравнодушной страны и защитницы мусульман Сомали, начала противопоставлять свою помощь вмешательству «имперской Европы» с колониальным прошлым.

В рамках гуманитарной дипломатии «Турция стала вести планомерную работу по созданию "инфраструктуры доверия" своему присутствию в Сомали: государственные агентства и НПО начали регулярно участвовать в проектах развития и оказания гуманитарной помощи местному населению, а крупные национальные компании инициировать масштабные акции по сбору средств для борьбы с голодом» [3].

Сразу после визита Эрдогана в Сомали в 2011 г. Анкара предоставила чрезвычайную помощь, в частности 15 тыс. т продуктов питания и медикаментов. «В течение двух месяцев объем помощи государственных фондов и общественных пожертвований для Сомали достиг 300 млн долл.» [4, с. 189]. В ноябре 2011 г. в Могадишо открылось турецкое посольство, в то время как большинство государств, включая Соединенные Штаты, продолжали работать из-за пределов Сомали по соображениям безопасности, что также указывало на значимость сомалийского направления во внешней политике Турции. «Открытие посольства, последующее проведение Стамбульской конференции по Сомали в мае 2012 г. и

возглавление проектов ОИС по оказанию помощи Сомали были среди инициатив, предпринятых Турцией для материализации своих отношений с Сомали» [5, p. 67]. Более того, в Сомали были направлены сотни турецких гуманитарных работников, врачей и государственных советников, были построены полевые госпитали, приюты. Анкара создала в Сомали передвижные пункты питания и превратила разбомбленные дома и другие здания в больницы, поликлиники и школы [19, p. 15]. Тысячи сомалийских школьников получили стипендию для обучения в Турции. Турецкие специалисты начали работать над восстановлением главных дорог столицы. 5 марта 2012 г. Turkish Airlines стала первым международным авиаперевозчиком, совершившим прямые рейсы в Могадишо после политического кризиса в Сомали в 1991 г. [19, p. 6]. Уже к 2013 г. Сомали стало вторым по величине получателем турецкой гуманитарной помощи после Сирии. Гуманитарное присутствие Турции в Сомали в последующие годы стало более всеобъемлющим. В 2013 г. Турция начала предоставлять помощь в целях развития и наращивания потенциала в Сомали, уделив особое внимание инфраструктуре, образованию и здравоохранению. Согласно годовому отчету Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA), с 2011 по 2017 г. Турция предоставила помощь Сомали в размере 805 млн долл. По данным, предоставленным посольством Турции в Могадишо, в 2015 г. в Сомали действовали три турецких больницы и десять турецких школ. Одна из этих больниц была построена правительством Турции, остальные две -турецкими НПО. Среди турецких школ особенно выделились религиозные и сельскохозяйственные школы. «Во время второго и третьего визитов Эрдогана в Сомали в 2015 и 2016 гг. соответственно было подписано несколько двусторонних соглашений и запущены новые проекты, такие как крупнейшее дипломатическое здание Турции в Могадишо, а также крупный научно-исследовательский и учебный госпиталь» [9, p. 4]. За последнее десятилетие Сомали получило турецкую помощь в размере 1 млрд долл. [1, с. 76]. Турция заняла первое место среди стран по объему реконструкции и строительства государственных учреждений, жилых комплексов, дорог, телекоммуникационных линий и культурно-религиозных центров в этом африканском государстве.

Значительный вклад в развитие гуманитарной отрасли турецко-сомалийского сотрудничества внесло Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (Т1КА) [1, с. 76] - один из ключевых институтов гуманитарной дипломатии Турции. В 2011 г. это агентство открыло свой офис в Могадишо и начало координировать проекты в сфере инфраструктуры, сельского хозяйства, образования и здравоохранения. Это агентство имеет мандат на координацию всех потоков помощи, поступающих от других государственных учреждений Турции [6, р. 24]. К 2012 г. помощь Турции Сомали составляла 30,5% бюджета агентства [9, р. 3]. Т1КА скоро начало реализовывать проекты не только в Сомали, но и в Сомалиленд и Пунтленд. Под контролем агентства было реконструировано 23 км ключевых дорог столицы, способствуя также развитию бизнеса и торговли в стране. Среди крупных проектов, реализованных агентством, была реконструкция аэропорта Могадишо.

Здравоохранение стало одной из основных сфер деятельности Т1КА. Помимо создания четырех полевых госпиталей в Сомали для лечения больных истощением и холерой, Т1КА предоставило десятки тысяч тонн медицинских материалов и продуктов питания [9, р. 2]. Т1КА обеспечило необходимым медицинским оборудованием турецкий госпиталь в Могадишо - самую современную больницу в Восточной Африке [20, р. 3], а также государственную больницу Харгейса в регионе Сомалиленд (2019) [11, р. 95]. Параллельно всему этому Т1КА совместно с турецкой учебно-исследовательской больницей имени Р.Т. Эрдогана начало заниматься подготовкой медицинских работников.

Турецкое агентство активно реализует также проекты в сфере медицинской инфраструктуры. В 2015 г. благодаря усилиям Т1КА в Сомали был создан учебно-исследовательский центр имени Р.Т. Эрдогана, в 2022 г. - медицинский центр, предоставляющий профилактические медицинские услуги сомалийским солдатам [12]. В 2023 г. агентство создало систему отслеживания и управления пациентами в государственной родильной и детской больнице Банадыр в Могадишо [13].

Заметным сектором турецкой гуманитарной помощи Сомали является область образования. Т1КА активно поддерживает высшее образование, обеспечив разные учебные заведения необходи-

мыми учебными материалами и современным оборудованием. Например, в 2020 г. агентство предоставило учебные материалы Восточноафриканскому университету (г. Буудул), благодаря чему студенты получили доступ не только к теоретическому образованию, но и практическим знаниям [14]. Т1КА также поддерживает Сомалийский национальный университет (Уммада) в Могадишо, реализовав проект «Социальное пространство». В рамках данного проекта были построены кафетерий, деревянные беседки, бассейн с фонтаном, открытая сцена, футбольное поле, баскетбольная площадка, общественные туалеты, раздевалки и душевые [18]. Т1КА реализует проекты, предполагающие строительство и реконструкцию учебных заведений. Агентство приняло участие в строительстве Центра образования и сирот Сомали и обеспечило его техническое оснащение (2022) [15]. Центр обеспечивает едой, кровом и образованием большое количество сомалийских сирот. Т1КА также играет важную роль в реализации проектов, предполагающих строительство турецких школ в Сомали и обучение сомалийцев в турецких университетах. Кроме этого, Т1КА занимается реализацией образовательных программ для поддержки профессиональной подготовки.

Т1КА развивает свою деятельность также в сфере сельского хозяйства, которая является жизненно важным сектором экономики для Сомали. «Программы Т1КА в данной сфере направлены на сокращение бедности в стране, обеспечение продовольственной безопасности, увеличение доходов бедных слоев населения» [1, с. 77]. Т1КА предоставляет бесплатное обучение по сельскому хозяйству и рыболовству, выдавая участникам сельскохозяйственное оборудование. Для улучшения сельскохозяйственного образования агентство установило две теплицы площадью 250 м2 на факультете сельского хозяйства Сомалийского национального университета в Могадишо (2023) [8]. Такие теплицы были построены также на сельскохозяйственном факультете Университета Харгейсы, государственного университета в Сомалиленде (2021), с целью обучения сомалийцев современному тепличному земледелию и овощеводству [16]. Т1КА активно поддерживает реализацию «Проекта сельскохозяйственного развития» в юго-западном регионе Сомали [17]. Кроме этого, Т1КА активно реализует проекты в сфере защиты и управления водными ресурсами в Сомали. В частности,

агентство разрабатывает и реализует проекты «по обеспечению населения питьевой водой и установке водосточных сооружений в стране» [1, с. 77].

Таким образом, в 2011 г. в политическом ландшафте Сомали появился новый внерегиональный игрок - Турция, которая в силу своих экономических и геополитических интересов стала проводить активную политику в отношении этого африканского государства. Гуманитарная дипломатия стала эффективным инструментом внешней политики Турции в отношении Сомали, обеспечив прочную основу для развития стратегического партнерства между двумя странами. Благодаря проектам развития, чрезвычайной и официальной гуманитарной помощи Турции удалось обеспечить себя позитивным имиджем внутри страны, создать «инфраструктуру доверия» и укреплять свои позиции не только в Сомали, но и в регионе Африканского Рога. Учитывая масштаб реализованных и разработанных проектов TIKA - ключевого института гуманитарной политики Турции, можно утверждать, что сомалийское направление турецкой внешней политики имеет потенциал дальнейшего развития и углубления.

Список литературы

1. Алексанян Л.М. Политика Турции в Африке на современном этапе (политический, экономический, гуманитарный аспекты) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2023. - № 2. - С. 67-80.

2. Тене А. О политике Турецкой Республики в регионе Красного моря и Африканского Рога в контексте ее соперничества с другими исламскими государствами // Исламоведение. - 2021. - Т. 12, № 1 (47). - С. 55-67.

3. Колесникова М. Сомали - «золотой ключик» Анкары? // Международная жизнь. - 2024. - 14.03. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/45042 (дата обращения: 12.03.2024).

4. Хайруллин Т. Катарско-турецкий альянс в борьбе за лидерство в Сомали // Ислам в общественно-политической жизни стран и народов. - 2021. - Том 17, № 4. - С. 187-200. - URL: file:///C:/Users/Asus/Downloads/_%20(1). pdf (дата обращения: 4.03.2024).

5. Abdulkarim Y.A. Economic Relations Between Turkiye and Somalia: Prospects and Challenges // Somali Studies. - 2022. - Vol. 7. - P. 64-86.

6. Turkish Aid Agencies in Somalia: Risks and Opportunities for Building Peace / Achilles K., Sazak O., Wheeler T., Woods E. // Saferworld and Istanbul Policy Centre. - 2015. - March. - URL: https://www.saferworld-global.org/resources/pub

lications/893-takish-aid-agencies-in-somalia-risks-and-opportunities-for-building-peace (дата обращения: 1.04.2024).

7. Altunisik M.B. Humanitarian Diplomacy as Turkey's National Role Conception and Performance: Evidence from Somalia and Afghanistan // Southeast European and Black Sea Studies. - 2022. - Vol. 23 (3). -P. 657-673.

8. Boosting Somalia's Agricultural Infrastructure with TÎKA // iGrow News. - 2023. -

21.11. - URL: https://igrownews.com/boosting-somalias-agricultural-infrastruc ture-with-tika/ (дата обращения: 15.03.2024).

9. Dahir A., Cismaan S. Turkey in Africa: A Decade of Turkish Aid and StateBuilding in Somalia // TRT World Research Centre. - 2021. - 16.08. - URL: https://researchcentre.trtworld.com/featured/turkey-in-africa-a-decade-of-turkish-aid-and-state-building-in-somalia/ (дата обращения: 13.03.2024).

10. Donelli f. Red Sea Politics: Why Turkey is Helping Somalia Defend Its Waters // The Conversation. - 2024. - 28.02. - URL: https://theconversation.com/red-sea-politics-why-turkey-is-helping-somalia-defend-its-waters-224377 (дата обращения: 3.03.2024).

11. Siradag A. Turkish-Somali Relations: Changing State Identity and Foreign Policy // Sarajevo Journal of Social Sciences. - 2016. - N 2. - P. 89-106.

12. T1KA Built a Health Center in Somalia // Reliefweb. - 2022. - 15.04. - URL: https://reliefweb.int/report/somalia/t-ka-built-health-center-somalia (дата обращения: 2.04.2024).

13. TlKA'dan Somali'nin Saglik Altyapisina Destek // T1KA. - 2022. - 20.12. - URL: https://tika.gov.tr/detail-tika%27dan_somali%27nin_saglik_altyapisina_destek/ (дата обращения: 2.04.2024).

14. T1KA Supports Higher Education in Somalia // T1KA. - 2020. - 17.08. - URL: https://tika.gov.tr/en/detail-tika_supports_higher_education_in_somalia/ (дата обращения: 2.04.2024).

15. TIKA Supports the Orphans and Education Center in Somalia // Reliefweb. - 2022. -21.04. - URL: https://reliefweb.int/report/somalia/t-ka-supports-orphans-and-educa tion-center-somalia (дата обращения: 1.04.2024).

16. TIKA Supports Agricultural Production in Somaliland // Reliefweb. - 2021. -

27.12. - URL: https://reliefweb.int/report/somalia/t-ka-supports-agricultural-production-somaliland (дата обращения: 15.03.2024).

17. T1KA Supports Agricultural Development in Somalia // T1KA. - 2021. - 1.12. -URL: https://tika.gov.tr/en/detail-tika_supports_agricultural_development_in_somalia/ (дата обращения: 11.03.2024).

18. Turkish Cooperation and Coordination Agency (TÎKA) Supports the Somali National University // Ventures. - 2023. - 3.02. - URL: https://venturesafrica.com/ apostories/turkish-cooperation-and-coordination-agency-tika-supports-the-soma li-national-university/ (дата обращения: 2.04.2024).

19. Wasuge M. Turkey's Assistance Model in Somalia: Achieving Much With Little. -Mogadishu: Heritage Institute for Policy Studies, 2016. - 29 p.

20. Yusuf I.F., Wasuge M., Sharif M. Turkey's Role in Public Service and Infrastructu-ral Development in Mogadishu. - Mogadishu: Somali Public Agenda, 2022. - 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.