Научная статья на тему 'Гуманитарная экспертиза как метод формирования у будущих программистов гуманитарного восприятия научно-технических проблем'

Гуманитарная экспертиза как метод формирования у будущих программистов гуманитарного восприятия научно-технических проблем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канищева Людмила Николаевна

Рассматривается моделирование в учебном процессе ситуаций, требующих проведения гуманитарной экспертизы, как один из способов формирования у будущих программистов гуманитарного восприятия научно-технических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная экспертиза как метод формирования у будущих программистов гуманитарного восприятия научно-технических проблем»

Л.Н. КАНИЩЕВА (Волгоград)

ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВОСПРИЯТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Рассматривается моделирование в учебном

процессе ситуаций, требующих проведения гуманитарной экспертизы, как один из способов формирования у будущих программистов гуманитарного восприятия научно-технических проблем.

Современные тенденции развития общества указывают на приоритет стратегий, направленных на сохранение и реализацию человеческого потенциала. Стремительный рост глобальных проблем, охвативших сферы энергетики, экологии, народонаселения, привел человека к осознанной необходимости гуманизации и гуманитаризации всех сфер социального бытия. Данная ситуация осложняется еще и тем, что современное российское общество переживает переход к постиндустриальному периоду, преодолевая технократический крен. Происходящие реформы требуют высоких темпов изменений в экономике, социальной сфере, технике, науке, образовании. В результате этого появились современные гуманитарно ориентированные концепции и технологии.

Современные тенденции предъявляют ряд требований к качеству и системе образования, а нарастание глобальных угроз обусловливает новый этап во взаимодействии общества и природы, актуализируя необходимость его гуманитаризации и гуманизации.

Гуманитаризация образования - это его ориентация на мир ценностей, жизненных смыслов и единство с природой (В.Н. Са-гатовский); возвращение образования в целостную культуру общества, воспитание личности как человека нравственности и культуры (Е.В. Бондаревская); углубление социально-культурной направленности знаний и организация на этой основе соответствующей познавательной и общественно полезной деятельности (Н.Б. Крылова, Л.Н. Мигалин).

Гуманитаризация образования призвана противостоять утилитарному технокра-

тизму, пренебрежению к человеку и духовным ценностям, направлена на «очеловечивание» знания, на формирование нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой. Это позволит заполнить духовный вакуум, изменить менталитет общества.

Гуманитарный подход предполагает и соответствующую гуманитарную методологию, отличающуюся от привычной естественно-научной, а именно: смещение акцентов и логики познания с понимания неких фактов, условий и механизмов на отношение человека к этим фактам. Критерием оценки адекватности и эффективности гуманитарного познания является не соответствие заданным эталонам, а глубина постижения. Принципиальная особенность гуманитарного подхода - признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости и постоянной изменчивости человеческого в человеке. Гуманитарное знание всегда «неокончательное», открытое и требующее развития.

Исследователями выделены отличия гуманитарного знания от естественно-научного:

• в соотношении объекта и субъекта познания. В самом объекте гуманитарного познания присутствует субъект;

• в методах познания. Методы естественно-научного познания призваны объяснять, а методы гуманитарного познания - понимать;

• в объемах необходимой и достаточной информации. В одном случае необходимо получить результат, найти решение кратчайшим путем, а в другом важна не-свертываемость первичного описательного материала, т.к. любое сокращение сопряжено с риском потерять важную информацию.

Всплеск интереса к гуманитарной сфере заставил изменить приоритеты в образовании в пользу открытости, индивидуализации, вариативности, диалогичности. «Будущий век должен стать веком гуманитарного мышления или его не будет совсем» (М.М. Бахтин). Среди проблем, стоящих перед образованием в период его модернизации, к особо значимым можно отнести становление гуманистической направленности личности выпускника, будущего специалиста.

© Канищева Л.Н., 2008

Современное общество нуждается в специалистах, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям, способных к самоактуализации, самоопределению и самореализации, обладающих творческим потенциалом и ориентированных на справедливость и человеколюбие, нравственность и толерантность, ответственность за свою деятельность.

Для сознания гуманистического типа математиков и программистов характерно «понимание связанности каждой технической единицы с общим миром, понимание необратимости воздействия профессиональной деятельности на окружающую действительность, на целостный «мир человека», ограниченности возможностей прогностической функции специалиста, неопределенности путей и результатов решения технической проблемы, принципиальной невозможности единственности решения задачи» (Р.М.Петрунева).

Сегодня необходимым становится механизм, осуществляющий систематически организованную деятельность, направленную на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации технического образования. Проведенные в этой области исследования позволяют нам сделать вывод, что в качестве одного из таких механизмов могла бы выступить гуманитарная экспертиза.

Отличительной ее чертой является ориентация не на получение нового знания, а на прояснение данной реальности как таковой.

По сравнению с другими видами анализа гуманитарная экспертиза менее технологична. Главным ориентиром являются не нормы и стандарты, а ценности и смыслы. Существенно отличается экспертиза и от классического эксперимента -последний обязательно предполагает влияние на естественный ход событий и контроль, а экспертные процедуры, наоборот, стремятся минимизировать вмешательство.

Гуманитарная экспертиза представляет собой инструмент, осуществляющий диалог между индивидами (специалистами, учеными) и группами, представляющими различные интересы, подготовку компромиссных решений, переход от логики противостояния и конфронтации к логике консолидации и взаимодействия. Идея и концепция гуманитарной экспертизы представлены в трудах таких ученых, как

Г. Скирбекк, Г.Л. Смолян, Б.Г. Юдин и др. Понятие «гуманитарной экспертизы» существует в философии (В.И. Бакштанов-ский, В.Н. Сагатовский, Ю.М. Федоров и др.). В ее основе лежит особая форма рефлексии - гуманитарная рефлексия, которая позволяет человеку осознать самотождест-венность и формулировать особые общечеловеческие ценности, в соответствии с приоритетами которых он присваивает свои родовые сущностные силы [6].

Основную цель гуманитарной экспертизы мы видим в выявлении человеческого смысла тех или иных ситуаций, наделении человеком своего окружения наивысшей космической сознательностью, измерении его наивысшими нравственными мерками. Наиболее важными объектами такой процедуры являются объекты освоения, т.к., осваивая тот или иной объект, субъект обнаруживает в себе нечто новое, он как бы теряет свою автономность, что может быть воспринято по-разному субъектами, обладающими различными представлениями о смысле жизни, различными установками и приоритетами [1].

В отличие от экспертизы частнонаучной (технико-технологической, экономической, экологической и т.д.) гуманитарная экспертиза базируется, во-первых, на признании приоритета общечеловеческих ценностей в оценке любых альтернатив и, во-вторых, на представлении о равенстве всех моральных субъектов с точки зрения их права на оценку [2]. В рамках гуманитарной экспертизы все объекты и их компоненты оцениваются лишь с точки зрения того, насколько они соответствуют идеалу универсального развития человека. Гуманитарная экспертиза основывается на использовании ценностной формы знания (личностного знания), носителем которой выступает любой человек.

Гуманитарной экспертизе подвергается не только система субъект-субъектных отношений, но и результаты экспертиз, осуществляемых на социетальном и естест-венно-научном уровне - в той мере, в какой последние затрагивают интересы целостности человеческого универсума. Объектом анализа может стать как новая, нестандартная ситуация, так и стандартная, если она перестала быть комфортной и требует переосмысления. Выявляется её человеческий смысл, происходит переоценка ценностей и целей. Гуманитарная экс-

пертиза предполагает момент самоидентификации, утверждение человека в себе самом. Очевидно, что такой экспертизе свойственны субъективность, полифоничность, т.к. одно и то же явление или ситуация разными субъектами могут быть оценены по-разному.

Одно из педагогических условий в реализации принципов гуманитарного подхода в высшей школе мы видим в формировании компетентности будущего программиста осуществлять гуманитарную экспертизу своей профессиональной деятельности. Становление такого рода компетентности возможно, во-первых, через формирование в процессе обучения будущих специалистов системы гуманистических ценностей (ценность знания природы и осознание границ своей компетентности, ценность межличностного общения, самоценность личности, ценность свободы действий и ответственность за последствия своей деятельности), а во-вторых, через моделирование ситуаций, требующих проведения гуманитарной экспертизы.

Деятельность педагога, реализующего идеи гуманитарного подхода в обучении, обусловлена процессом конструирования особой образовательной среды, в которой возникает новая реальность, представленная проблемой, вопросом, жизненной ситуацией и требующая активизации потенциала сознания личности и ее личностных функций.

Исследования С.В. Беловой, В.В. Зайцева, АВ. Зеленцовой, Н.Г. Зотовой, Е.А Крюковой, В.В. Серикова, Т.И. Чечет позволили выявить общие принципы моделирования личностно ориентированной ситуации, которые подчиняются логике воздействия на личностную сферу студента с целью ее развития. В отличие от реальных жизненных ситуаций и коллизий, уровень сложности которых не поддается контролю, степень сложности искусственно создаваемых личностно-развивающих ситуаций можно регулировать. В подобной си-туации-событии студенту открывается возможность экспериментировать, пробовать свои силы, принимать сложные решения и обсуждать возможные последствия этих решений, сделать вывод из собственного опыта. «Прожив» нравственную, ценностную или межличностную коллизию (в том числе - из сферы профессиональной деятельности) , студенту придется преодолеть

собственные эмоции, овладеть переживаниями, проявить волевое усилие, пересмотреть свои ценности и отношение к некоторым явлениям. Ситуация в данном случае - специфическое образовательно-воспи-тательное средство, способствующее включению содержания обучения в контекст жизненных проблем студента и несущее личностно-развивающую функцию [5].

Суммируя мнения по этому вопросу разных ученых, а также результаты нашей экспериментальной работы, можно сделать вывод, что ситуация, требующая проведения гуманитарной экспертизы, обладает следующими признаками:

1. Наличие субъект-субъектных отношений. Сформировавшаяся личность отличается способностью к адекватному, свободному от предрассудков и стереотипов, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности - других людей. Важнейшим критерием личностного роста выступает готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого взаимопонимания и сопереживания (эмпатии). В данной ситуации основными (конкретными) критериями гуманитарной экспертизы будут являться личностная зрелость и ее развитие (принятие себя и других, понимание себя и других, ответственность, социализированность), нравственная зрелость, социокультурная компетентность (сотрудничество и толерантность, межкуль-турная и коммуникативная компетентности).

2. Наличие ситуации неопределенности или противоречивости. Экспертиза необходима, если ситуация не может быть однозначно определена при помощи существующих норм (нет норм) или существует много разных норм, идей, точек зрения, позволяющих по-разному трактовать ее суть. Ситуация такого рода гуманитарной экспертизой будет исследоваться по следующим критериям: философско-антрополо-гические особенности, цели и ценности, личная значимость и осмысленность; демократичность; гражданская зрелость (гражданская грамотность, правовая культура), критерии и способы оценивания.

3. Наличие процесса освоения. Специфика процессов освоения связана с взаи-мопереходом, взаимодействием «своего» и «чужого». Осваивая тот или иной объект, субъект обнаруживает в себе нечто незна-

комое, что может привести к пересмотру системы личностных ценностей и приоритетов. В данной ситуации в качестве конкретных критериев будут выступать общая концепция, тип познания, технологичность и вариативность, интегративность, открытость и гибкость.

Гуманитарная экспертиза - глубинная и личностно ориентированная процедура. Универсальный ее характер заключается в том, что гуманитарный аспект может быть найден в любой проблеме и ситуации. В этой неутилитарности, над функциональности состоит принципиальное отличие гуманитарной экспертизы от других видов экспертиз и в этом же - ее сложность [4]. Выделение критериев гуманитарной экспертизы в приведенных выше ситуациях относительно и может быть скорректировано экспертами в ходе процедуры.

Гуманитарная экспертиза не имеет жесткой универсальной процедуры, но, обобщая опыт экспертных исследований [3; 7], можно предположить следующие этапы проведения гуманитарной экспертизы образовательной ситуации (проекта, программного продукта):

Создание экспертной команды. В состав такой группы могут войти специалисты любого профиля. Междисциплинарный подход предусмотрен самим духом гуманитарной экспертизы, перед лицом которой все науки, изучающие человека, равны [8].

Разработка концепции и плана проведения гуманитарной экспертизы. На этом этапе формируются цели, задачи, основные критерии и гипотезы данной экспертизы, ее тактика и стратегия. Экспертами определяются методы работы и распределяются функции. Общая концепция гуманитарной экспертизы преобразуется в конкретную программу практических действий. Основные положения этой программы должны быть поняты и приняты всеми экспертами.

Процесс реализации. Формы и способы осуществления экспертных действий могут быть различными (по выбору экспертов), но должны соответствовать основным принципам гуманитарной экспертизы.

Анализ результатов экспертизы. Первичные данные анализируются и синтезируются, подвергаются различным способам обработки с целью получить их

подлинный гуманитарный смысл. Выработка общего (не значит однозначного) понимания ситуации - это важный, центральный момент экспертизы. В ходе обсуждений могут быть обозначены индивидуальные экспертные мнения, выработаны дополнительные критерии, продиктованные спецификой конкретной ситуации.

Завершается процедура гуманитарной экспертизы составлением экспертного заключения, определением перспектив развития, выделением «узких» мест в исследуемой ситуации для профилактики ошибок в будущих проектах (программных продуктах) .

Конструирование в образовательном пространстве ситуаций, требующих проведения гуманитарной экспертизы, позволит не только развивать компетентность в осуществлении экспертных процедур, но и актуализировать гуманитарные аспекты профессиональной деятельности программиста, а также активизировать процесс формирования у будущих программистов гуманитарного восприятия научно-техни-ческих проблем.

Литература

1. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 361-373.

2. Бакштановский, В.И. Демократическая экспертиза / В.И. Бакштановский, А.Ю. Со-гомонов // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы: сб. науч. ст. Новосибирск: Наука, 1992.

3. Богомяков, В.Г.Смысл гуманитарной экспертизы / В. Г. Богомяков // Там же.

4. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С.Л. Братченко. М., 1999.

5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.

6. Федоров, Ю.М. Гуманитарная экспертиза: основные понятия интротеории /

Ю.М. Федоров // Гуманитарная экспертиза: основные понятия интротеории: сб. науч. ст. Новосибирск: Наука, 1992.

7. Хараш, А. У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура / А. У. Хараш // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. С. 60-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.