Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРАБСКИХ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА'

ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРАБСКИХ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
300
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЕ МОНАРХИИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА / КУВЕЙТ / ОАЭ / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ФОНДЫ РАЗВИТИЯ / КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мелкумян Елена Суреновна

В статье рассматривается гуманитарная деятельность Кувейта, ОАЭ и Саудовской Аравии, которые являются лидерами в этой сфере среди арабских монархий Персидского залива. Эта деятельность носит масштабный и разносторонний характер. Она основывается на широких финансовых возможностях этих государств, обладающих богатыми энергетическими ресурсами, а также на их ведущих позициях в мире ислама, с точки зрения которого благотворительность является одной из главных обязанностей мусульман. Фонды развития, гуманитарная помощь в рамках международного гуманитарного сотрудничества, а также помощь странам, пострадавшим от вооруженных конфликтов, представляют собой основные направления гуманитарной деятельности этих стран.The article explores humanitarian activities of Kuwait, United Arab Emirates and Saudi Arabia who are the lead countries in this field among the Arab states of the Persian Gulf. Their humanitarian activities are extensive and diverse. They are based on these states' solid financial resources, coming mainly from their large energy revenues, and on their Islamic background and lead positions in the Islamic world where philanthropy is one of the main duties of Muslims. Development funds, humanitarian aid provided in the framework of international humanitarian cooperation and support to victims and vulnerable populations in armed conflicts are the main directions of these countries' humanitarian activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРАБСКИХ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА»

Е.С.Мелкумян

ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРАБСКИХ МОНАРХИИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

DOI: 10.20542/2307-1494-2018-1-299-307

Аннотация В статье рассматривается гуманитарная деятельность Кувейта, ОАЭ и Саудовской Аравии, которые являются лидерами в этой сфере среди арабских монархий Персидского залива. Эта деятельность носит масштабный и разносторонний характер. Она основывается на широких финансовых возможностях этих государств, обладающих богатыми энергетическими ресурсами, а также на их ведущих позициях в мире ислама, с точки зрения которого благотворительность является одной из главных обязанностей мусульман. Фонды развития, гуманитарная помощь в рамках международного гуманитарного сотрудничества, а также помощь странам, пострадавшим от вооруженных конфликтов, представляют собой основные направления гуманитарной деятельности этих стран.

Ключевые арабские монархии Персидского залива, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия,

слова гуманитарная деятельность, гуманитарная помощь, фонды развития,

конфликты

Title Humanitarian policies of the Arab monarchies of the Persian Gulf

Abstract The article explores humanitarian activities of Kuwait, United Arab Emirates and Saudi Arabia who are the lead countries in this field among the Arab states of the Persian Gulf. Their humanitarian activities are extensive and diverse. They are based on these states' solid financial resources, coming mainly from their large energy revenues, and on their Islamic background and lead positions in the Islamic world where philanthropy is one of the main duties of Muslims. Development funds, humanitarian aid provided in the framework of international humanitarian cooperation and support to victims and vulnerable populations in armed conflicts are the main directions of these countries' humanitarian activities.

Keywords Arab monarchies of the Persian Gulf, Kuwait, Saudi Arabia, United Arab Emirates, humanitarian activity, humanitarian aid, development funds, conflicts

I. Фонды содействия экономическому развитию

Арабские монархии Персидского залива активно участвуют в гуманитарной деятельности как на глобальном, так и на национальном уровне, рассматривая ее как одно из ключевых направлений своей внешней политики. В наибольшей мере это относится к трем странам - Кувейту, Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ) и Саудовской Аравии. Гуманитарная деятельность этих государств носит многоплановый характер и координируется министерствами иностранных дел.

В арабских монархиях региона Персидского залива не разграничивают гуманитарную помощь (humanitarian aid) и ^действие развитию (development

Мелкумян Елена Суреновна - профессор кафедры современного Востока Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, д.полит.н.

assistance), поэтому они рассматривают Фонды развития в качестве одной из составляющих гуманитарной деятельности в широком смысле слова. Фонды по оказанию помощи в экономическом развитии развивающихся стран активно действуют во всех выше указанных государствах. Их деятельность опирается как на материальную, так и духовную основу.

С одной стороны, Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ являются крупнейшими поставщиками нефти на мировой рынок. После энергетического кризиса 1973-1974 гг., вызвавшего резкий рост цен на нефть, эти страны стали обладателями огромных финансовых средств, получаемых от экспорта нефти. В тот период их экономика находилась на этапе становления и не могла аккумулировать растущие поступления «нефтедолларов» в национальные проекты. Свободные финансовые средства были использованы для создания фондов развития.

С другой стороны, идея о необходимости оказания помощи нуждающимся развивающимся странам опиралась на исламский постулат о необходимости каждому мусульманину отдавать часть своего дохода на благотворительность. Эта обязанность мусульман (закят - араб.) рассматривается как один из пяти столпов ислама. В официальных документах министерства информации ОАЭ подчеркивается, что «философия политики предоставления помощи имеет двойное значение: во-первых, это вера в то, что помощь нуждающимся является обязанностью всех мусульман, и, во-вторых, необходимость направить часть богатства страны, полученное от нефти и газа, на помощь другим странам, которые этими богатствами не располагают».1

При этом гуманитарная деятельность арабских монархий Залива, в т. ч. в части создания фондов развития, нацелена и на достижение определенных внешнеполитических целей.

Первенство в области гуманитарной деятельности принадлежало Кувейту. Он обрел политическую независимость в 1961 г. после прекращения действия договора с Великобритании о протекторате. Спустя шесть дней после этого события Ирак выдвинул претензии в отношении Кувейта, утверждая, что эта обретшая независимость страна исторически была частью Ирака. Иракская угроза оказала огромное воздействие на кувейтскую внешнюю политику, одним из приоритетных направлений которой стало укрепление отношений с другими арабскими странами.

Именно эту задачу преследовало создание в том же 1961 г. Кувейтского Фонда арабского экономического развития с целью повышения уровня социально-экономического развития арабских стран. В 1974 г. в устав фонда были внесены изменения: он стал предоставлять помощь всем развивающимся странам (а не только арабским), а его уставной капитал был увеличен почти в пять раз, составив 3,4 млрд. долларов. По мере укрепления экономического и финансового положения страны, деятельность фонда расширялась. В 1981 г. его уставной капитал возрос до 6,8 млрд. долл.2 Расширение деятельности фонда и включение в число его реципиентов все большего числа стран было направлено на укрепление внешнеполитических связей Кувейта и упрочение его положения в мире.

Кувейтский Фонд стал первым финансовым учреждением, предоставлявшим финансовую и техническую помощь развивающимся странам, но при этом созданным одним из государств, принадлежащих к этой категории. Оставаясь развивающейся страной, Кувейт выделял средства другим развивающимся государствам, нуждающимся в кредитах на льготных условиях, а также оказывал им техническое содействие в создании различных инфраструктурных, энергетических и промышленных объектов. Фонд финансировал проекты в таких отраслях, как сельское хозяйство, транспорт, связь, энергетика, промышленность и строительство гидротехнических сооружений. В 2000-е-гг. главным направлением его деятельности стала социальная сфера - улучшение системы здравоохранения и образования, жилищное строительство, а также финансирование перспективных планов развития.

За период с начала своей работы (1961-2017 гг.) фонд предоставил кредитов на сумму 19,7 млрд. долларов 106 странам мира (включая 16 арабских стран, 42 африканских государства, 19 стран региона АТР, 17 стран Центральной Азии и Европы и 12 стран Латинской Америки и Карибского бассейна).3

Получателями кувейтских кредитов становились страны, остро нуждающиеся в финансовых средствах для осуществления жизненно важных проектов. Например, в 2015 г. из средств, выделенных арабским странам, Египет получил кредит на сумму в 30 млн. кувейтских динаров на строительство египетского участка электросети между ним и Саудовской Аравией, Мавритания - 5 млн. динаров на цели экономического развития в 2016-2019 гг. и Судан - 20 млн. на проведение оросительных работ в сельской местности и еще 6 млн. динаров на строительство кувейтской школы на юге Судана.4 Помимо льготных кредитов, фонд оказывал техническое содействие осуществлению проектов: курировал их подготовку, давал экспертные оценки, занимался планированием работ, проведением тренингов, консультаций и т. п.

Через Фонд развития правительство Кувейта также предоставляло субсидии странам, которые обращались к нему за помощью в случае природных катастроф или других чрезвычайных ситуаций. Общий объем таких правительственных субсидий в 2017 г. составил 6,35 млрд. долларов.5

Главным государственным учреждением ОАЭ, ответственным за оказание зарубежной гуманитарной помощи, стал созданный в 1971 г. (за несколько месяцев до официального провозглашения независимости) Фонд развития Абу-Даби. Целью проектов фонда было стимулирование экономического развития и содействие повышению уровня жизни путем предоставления развивающимся странам безвозмездных займов и кредитов на льготных условиях. Список реципиентов фонда постоянно расширялся. Общий объем займов и кредитов, предоставленных в 1971-2008 гг. на финансирование 258 проектов в 52 странах, составил 6,54 млрд. долларов.6 Создатель федеративного государства ОАЭ и его первый президент Зайед бен Султан Аль Нахайян называл помощь иностранным государствам «главной опорой внешней политики».7 Фонд увеличивал свой уставной капитал и постоянно расширял свою деятельность, выделяя кредиты на осуществление проектов развития, главным образом, в арабских странах (на них пришлось 84% от общего числа кредитов).8 В 2000-е гг. фонд оказывал помощь в совершенствовании систем здравоохранения и образования, развитии средств связи, рыболовства, сельского хозяйства и туристического сектора. Общий объем кредитов и займов, предоставленных фондом с момента его создания вплоть до 2015 г., составил 17,7 млрд. долларов. Большая часть этих средств представляла собой правительственные займы, выданные под финансирование 443 проектов в 76 странах.9 Фонд развития Абу-Даби успешно конкурирует с другими финансовыми организациями стран Залива, в т. ч. с саудовским Фондом развития.

В Саудовской Аравии Фонд развития был создан в 1974 г. По мере расширения его деятельности в ней все более четко проявлялась тенденция к предоставлению помощи, прежде всего, государствам мусульманского мира. 32 из 59 государств, получивших с 1974 по 1988 г. помощь от фонда, были мусульманскими странами, на которые пришлось 76% совокупного объема предоставленных средств.10 Акцент на мусульманские страны был обусловлен тем, что мусульманская составляющая всегда играла ведущую роль во внутренней и внешней политике саудовского королевства. Предоставление финансовой помощи, в первую очередь, мусульманским странам мусульманского мира было также призвано содействовать укреплению внешнеполитических позиций Саудовской Аравии в арабо-мусульманском мире, ведущим центром которого она стремилась стать.

На современном этапе, в рамках корректировки своих задач, саудовский Фонд развития уделяет все большее внимание именно арабскому направлению. В 2015 г.

фонд выделил 175 млн. долларов на финансирование проектов в области здравоохранения в Марокко и 35 млн. долларов Агентству ООН по оказанию помощи и трудоустройству палестинских беженцев.11 Участие в судьбе палестинских беженцев давало возможность саудовскому королевству укрепить свой авторитет и влияние в арабском мире, учитывая остроту палестинской проблематики на Ближнем Востоке. Помощь палестинцам поступала и из других стран Залива. Они были участниками различного рода международных конференций доноров и оказывали финансовую поддержку Палестинской Национальной Администрации (в 1994-2008 гг. только ОАЭ выделили на эти цели 2 млрд. долларов).12 Постепенно помощь арабским государствам стала приоритетным направлением всей гуманитарной деятельности Саудовской Аравии: в 2016 г. она выделила на гуманитарную помощь 360 млн. долларов и 96% этих средств получили арабские государства.13

В целом фонды развития, созданные в арабских монархиях Персидского залива, постоянно расширяли масштабы и направления своей деятельности. Их финансовое участие в подъеме экономики и улучшении социального обслуживания в менее развитых арабских странах, а также в развивающихся странах Азии и Африки стало эффективным инструментом их внешнеполитической деятельности.

II. Участие в международной гуманитарной деятельности

Арабские монархии Залива предоставляли финансовую помощь развивающимся странам не только через специально созданные для этой цели национальные фонды развития, но и через различного рода арабские, региональные и международные финансовые и гуманитарные организации. Среди них Арабский валютный фонд и Арабский фонд экономического и социального развития, Исламский банк развития, Фонд ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти) для международного развития, Африканский фонд развития и Африканский банк развития, а также международные структуры - Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международнлому движению Красного Креста и Красного Полумесяца, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие. В 1970-1995 гг. общий объем финансовой помощи арабских стран, представлявшейся через арабские, региональные и международные организации, составил около 102,5 млрд. долл. Доля в нем арабских монархий Залива превысила 93% (64,1% пришлось на Саудовскую Аравии, 16,4% - на Кувейт, 10,6% -на Объединенные Арабские Эмираты и 2% - на Катар). Таким образом, наиболее значительную финансовую помощь международным структурам на содействие развитию и гуманитарные нужды предоставляли три арабских государства Залива -Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Например, в 1995 г. на одну только Саудовскую Аравию пришлось 58,9% всего объема внешнеэкономической помощи со стороны арабских государств (1,15 млрд. долл.).14

Министерства иностранных дел монархий Персидского залива, отвечающие за координацию гуманитарной деятельности, поддерживают тесные отношения со структурами ООН, занимающимися гуманитарными вопросами. Центральное положение среди них занимает Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), с которым у арабских государств Залива подписаны меморандумы о взаимопонимании. Так, соглашение, заключенное УКГВ в 2013 г. с министерством иностранных дел Саудовской Аравии, предусматривало взаимную координацию действий, обмен информацией с целью совершенствования оказания помощи в чрезвычайных ситуациях, а также проведение совместных спасательных операций.15 Кувейт в сотрудничестве с УКГВ проводит ежегодные конференции по эффективному партнерству и обмену информацией, призванные совершенствовать международную гуманитарную деятельность.

В ОАЭ был создан Международный гуманитарный городок (International Humanitarian City / IHC) - логистический центр всей гуманитарной деятельности страны. IHC расположен в Дубае и является платформой для многих агентств ООН, а также неправительственных организаций, занимающихся оказанием гуманитарной помощи. В соответствии с новой стратегией IHC на 2015-2021 гг., предпринимаются усилия по аккумуляции всех баз данных по гуманитарным вопросам и созданию единой электронной базы данных для совершенствования управления всей гуманитарной деятельностью и развития партнерских отношений с частным сектором.16

Арабские монархии Залива активно участвуют во многих программах ООН, а также сотрудничают с аффилированными с ООН организациями по оказанию помощи нуждающимся странам. Так, Кувейт стал активным участником программы ВОЗ по борьбе с инфекционными болезнями: более того, активизация и расширение мер по реализации этой программы в последние годы меры связаны именно с тем, что Кувейт выделял на эти цели значительные средства. Кувейт и другие монархии Залива участвовали и в реализации программ ООН по обеспечению продовольствием и борьбе с нищетой.

Арабские страны Залива, совместно с международными структурами, оказывают помощь странам, пострадавшим от природных катастроф. В этой деятельности участвуют местные организации Красного Полумесяца (правительственные учреждения, действующие в координации с МККК). Организация Красного Полумесяца в ОАЭ также ведет активную деятельность, занимаясь проблемами беженцев и помощью населению, пострадавшим в результате природных катаклизмов или военных конфликтов. Местное отделение Красного Полумесяца отправило большую партию продовольствия в страны Африканского рога, пострадавшие от засухи. Эмиратский Красный Полумесяц постоянно наращивает объемы этих видов помощи.17 Одной из важных инициатив Организации Красного Полумесяца ОАЭ стала акция по оказанию хирургической помощи больным, нуждающимся в операциях на сердце, прежде всего, детям из развивающихся стран. Эта акция была начата летом 2008 г., и в первые же месяцы были проведены операции в мобильных хирургических центрах 400 пациентам из Эритреи, Судана, Ирака и других стран.18

В Кувейте Организация Красного Полумесяца создала специальный центр, который готовит квалифицированные команды спасателей, которых срочно можно было бы переправить в зону бедствия. В ОАЭ команды спасателей были созданы в рамках общей гуманитарной деятельности, которой руководит министерство иностранных дел и международного сотрудничества на федеративном уровне. Таких команд спасателей в ОАЭ две: одна из них - федеральная (она занимается поиском пострадавших во время катастроф и оказанием им помощи), вторая является подразделением полиции Дубая (и также призвана оказывать помощь населению при чрезвычайных обстоятельствах).

Саудовский Красный Полумесяц был создан в 1963 г. Первоначально организация занималась внутренними проблемами, связанными со здравоохранением. В последние годы она стала участвовать в международной деятельности, оказывая помощь странам, пострадавшим в результате войн или природных катаклизмов. В 2014 г. Саудовский Красный Полумесяц организовал переподготовку своих сотрудников и волонтеров с тем, чтобы они были подготовлены в соответствии с мировыми стандартами для действий, связанных со спасением и оказанием помощи в чрезвычайных ситуациях. Саудовская Аравия участвует и в деятельности United Nations Disaster Assessment and Coordination System, которая занимается организацией всех видов спасательных работ в случае природных катастроф. Еще одной саудовской организацией по оказанию гуманитарной помощи, действующей в сотрудничестве с ООН, является Международная Исламская организация по оказанию помощи

(International Islamic Relief Organization), подписавшая в 2008 г. Меморандум о взаимопонимании с ЮНИСЕФ.

В Саудовской Аравии создан специальный механизм по сбору средств на оказание гуманитарной помощи. Эта структура получили название Saudi National Campaign, и она специализируется на проведении в стране кампаний по поддержке населения в зонах гуманитарных катастроф. В 2007 г. Королевство собрало 158 млн. долларов для жителей Бангладеш, пострадавших от разрушительного циклона, в то время как США, например, предоставили лишь 20 млн. В 2010 г. Саудовская Аравия внесла самый большой вклад (50 млн. долл.) в специальный фонд ООН, созданный для оказания гуманитарной помощи Гаити, пострадавшего от землетрясения. В том же году произошло наводнение в Пакистане. В Саудовской Аравии вновь провели кампанию по сбору средств и собрали 290 млн. долларов, тогда как все европейские государства внесли в фонд помощи пакистанскому народу лишь 209 млн.19

В 2015 г. в Саудовской Аравии был создан Центр гуманитарной помощи короля Салмана (The King Salman Center for Relief and Humanitarian Aid) для координации всей гуманитарной деятельности королевства. Эта организация носит полугосударственный характер, так как ее финансирует и правительство, и частные компании, и нацелена на тесное сотрудничество с международными гуманитарными структурами. Центр наладил сотрудничество с 62 международными гуманитарными организациями и начал осуществлять 66 программ, в т. ч. в отношении Йемена (где с марта 2015 г. Саудовская Аравия возглавила военную интервенцию в ход гражданской войны), с упором на обеспечение продовольственной безопасности. В 2016 г. Центр также выделил 1 млн. долларов на обеспечение продовольствием палестинских беженцев в Сирии.20

ОАЭ, со своей стороны, с 2003 г. ежегодно проводят международные конференции и выставки по вопросам гуманитарной помощи и поддержки развития с участием широкого круга региональных и международных гуманитарных организаций.

III. Гуманитарная помощь в зонах конфликтов

Массовые протесты во многих арабских странах, получившие название «арабская весна», привели к дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке. В Сирии, Ливии и Йемене противостояние между властью и оппозицией переросло в открытый вооруженный конфликт. Арабские монархии Персидского залива, продемонстрировавшие в этот период стабильность политических режимов, усилили свое влияние в регионе и стали оказывать гуманитарную помощь странам, охваченным протестными движениями «арабской весны».

Все арабские государства Залива (и, прежде всего, Саудовская Аравия) оказывают гуманитарную помощь Сирии. Они не являются прямыми участниками вооруженных действий, но вовлечены в конфликт на стороне оппозиции, которой они оказывают всемерную поддержку. Они же являются крупными донорами, предоставляющими гуманитарную помощь как мирным гражданам в самой Сирии, так и сирийским беженцам за пределами этой страны. Саудовская Аравия является членом специальной группы доноров, созданной с этой целью (Top Donors Group for Syria).

Большое внимание гуманитарным вопросам в Сирии уделяют кувейтские власти. В январе 2013 г. в Кувейте по инициативе ООН прошла первая конференция доноров сирийского народа. Кувейтское правительство выделило тогда на эти цели 300 млн. долларов, что значительно превысило взносы других государств.21 В январе 2014 г. в Кувейте состоялась вторая международная конференция доноров сирийского народа, собравшая 2,4 млрд. долларов (из них Кувейт предоставил 500 млн., Саудовская Аравия - 250 млн., а, например, США - 380 млн., Великобритания - 100 млн., Япония -

120 млн.).22 ООН оценила такую гуманитарную активность Кувейта по Сирии, назвав его в 2014 г. «гуманитарным центром», а главу кувейтского государства - эмира Сабаха Аль-Ахмеда Ас-Сабаха - «гуманитарным лидером». Пан Ги Мун (в то время генеральный секретарь ООН) отмечал, что «ООН в своей деятельности по решению гуманитарных проблем всегда опирается на совместные с Кувейтом действия, направленные на сохранение прочного мира, обеспечения устойчивого развития и повышения благосостояния людей во всем мире» и дал высокую оценку усилиям кувейтского эмира по «оказанию помощи сирийским братьям».23 31 марта 2015 г. в Кувейте прошла третья международная конференция доноров, специально созванная для сбора средств на оказание гуманитарной помощи сирийским беженцам. Кувейт ассигновал на эти цели 500 млн. долларов. Кроме того, Кувейтский Фонд экономического развития выделил дополнительно 100 млн. долларов для лагерей беженцев в соседних с Сирией странах.24

Значительная гуманитарная помощь также была оказана Йемену, где в результате гражданской войны обострилась гуманитарная катастрофа. Монархии Персидского залива, прежде всего, Саудовская Аравия, были самыми щедрыми донорами Йемена. При этом именно Саудовская Аравия в коалиции с другими арабскими странами, особенно с ОАЭ, в 2015 г. инициировала военную операцию в Йемене по поддержке президента М.Хади в борьбе с отрядами хуситов и другими оппозиционными силами. Военная операция в Йемене со стороны арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией вызвала критику со стороны Ирана, ряда западных и некоторых других стран. Но особенно резко ее критиковали международные правозащитные организации и гуманитарные НПО - в основном за нанесение неизбирательных авиаударов с массовым гражданскими жертвами, а также за блокаду Йемена, установленную Королевством еще в 2015 г. (в 2016 г. к ней присоединились США) и временно ужесточенную в конце 2017 г. вплоть до полного ограничения даже гуманитарного доступа, в ответ на очередной ракетный удар со стороны йеменских повстанцев-хуситов уже по саудовской территории. На этом фоне Саудовская Аравия приложила усилия к тому, чтобы хотя бы частично нивелировать отрицательную реакцию на ее военную операцию, выделив значительные суммы на гуманитарную помощь Йемену. В период с 2015 по 2017 г. Королевство предоставило на гуманитарную помощь Йемену 8,27 млрд. долларов.25 В марте 2018 г. Саудовская Аравия и ОАЭ выделили миллиард долларов для финансирования программы ООН по оказанию гуманитарной помощи Йемену в текущем году.26

Продолжающиеся военные действия создавали все новые гуманитарные проблемы. В Йемене началась эпидемия холеры и других инфекционных заболеваний. Саудовская Аравия первой отозвалась на призыв ВОЗ и ЮНИСЕФ начать борьбу с холерой в Йемене, выделив на эти цели 66,7 млн. долларов.27 Саудовские врачи на местах оказывают помощь всем нуждающимся, в отдельных случаях включая даже сторонников хуситов. Саудовская Аравия также оказывает помощь йеменским детям, включая поставки питания, медикаментов и психологическую реабилитацию. Из-за войны, экономика Йемена оказалась в состоянии коллапса. Чтобы как-то поддержать ее на плаву и стабилизировать финансовую сферу, Саудовская Аравия осуществила вклад в Центральный банк Йемена (находящийся в контролируемой хуситами столице Сане) в размере 2 млрд. долларов.

Стремление саудовской власти стать одним из лидеров международной гуманитарной деятельности было побудительным мотивом для созыва в Эр-Рияде, под патронажем саудовского короля Салмана бен Абдель Азиза Международного гуманитарного форума в феврале 2018 г. В его работе приняли участие представители многих гуманитарных международных организаций, а также Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш.28

IV. Заключение

Арабские монархии Персидского залива играют ведущую роль в международной гуманитарной деятельности. Их участие в международных программах, проведение ими конференций доноров и выделение весьма значительных средств на оказание гуманитарной помощи странам, пострадавшим от природных катаклизмов или вооруженных конфликтов, сотрудничество с различными международными структурами, призванными помогать мировому сообществу решать гуманитарные проблемы, свидетельствуют о том, что в своей внешней политике они уделяют большое внимание гуманитарной составляющей.

В последние годы рост интереса к гуманитарным проблемам в мире был в немалой степени вызван многочисленными вооруженными конфликтами, разразившимися в последние годы в регионе Ближнего Востока, главными жертвами которых становились мирные жители. В этой ситуации активизировалась деятельность гуманитарных организаций, стали создаваться новые структуры, занимающиеся оказанием гуманитарной деятельности. При этом все более активное участие в ней принимают развивающиеся страны, среди которых лидируют арабские монархии Персидского залива. Их гуманитарная деятельность имеет целью создание благоприятного образа своих стран во внешнем мире, укрепление отношений с различными государствами и повышение своего престижа на региональном и глобальном уровне. Активное участие в гуманитарных операциях в зоне конфликтов, оказание помощи по ликвидации последствий природных катастроф, а также более широкое содействие экономическому развитию и решению социальных проблем развивающихся стран способствуют росту роли и влияния арабских монархий Персидского залива как на региональном уровне, так и в более широком международном контексте.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Foreign Aid: United Arab Emirates 2009. National Media Council, Department of External Information. - L.: Trident Press Ltd., 2009. P. 46.

2 Kuwait Fund. - Kuwait, 2017. P. 2. См. также Kuwait Fund for Arab Economic Development. URL: https://www.kuwait-fund.org/en/web/kfund.

3 Ibid.

4 Ас-Сундук (Фонд). №75. октябрь - ноябрь 2015. С. 8. (на араб. яз).

5 Kuwait Fund. Op. cit. P. 4.

6 Foreign Aid: United Arab Emirates 2009. Op. cit. P. 47.

7 Ibid.

8 Ас-Сундук. Ук. соч. С. 75.

9 Там же.

10 Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Внешняя политика Саудовской Аравии. Приоритеты, направления, процесс принятия решения. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. С. 109.

11 Ас-Сундук. Ук. соч. С. 76.

12 Foreign Aid: United Arab Emirates 2009. Op. cit.

13 Saudi Arabia. UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (UN OCHA) Information Note. URL: http://www.unocha.org/middle-east-and-north-africa-romena/saudi-arabia.

14 Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Ук. соч. С. 108-109.

15 Saudi Arabia. Middle East and North Africa. Op. cit.

16 Ibid.

17 Foreign Aid: United Arab Emirates 2009. Op. cit. P. 49.

18 Ibid.

19 Al-Yahya Kh., Fuster N. Saudi Arabia as a Humanitarian Donor: High Potential, Little Institutionalization. Global Public Policy Institute (GPPi) Research Paper № 14. - Berlin: GPPi, March 2011. URL: https://www.alnap.org/system/files/content/resource/files/main/1267.pdf.

20 El Taraboulsi-McCarthy Sh. A Kingdom of Humanity? Saudi Arabia's Values, Systems and Interests in Humanitarian Action. Humanitarian Policy Group (HPG) Working Paper. - L.: Overseas Development Institute, 2017. URL: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/resource-documents/ 11741.pdf.

21 Kuwaiti humanitarian efforts of strong international impact: social assistance service launched // Kuwait Times. 11 July 2016.

22 Ibid.

23 Ас-Сундук. Ук. соч. С. 1.

24 Там же. С. 9.

25 Humanitarian work puts Saudi Arabia at forefront of philanthropy // Arab News. 23.09.2017.

26 Мухаммед бен Салман: политическое решение требует сотрудничества с ООН // Аль-Хайят, 29 марта 2018. (на араб. яз.). URL: <http://www.alhayat.com/Articles/28363025>.

27 Humanitarian work puts Saudi Arabia at forefront of philanthropy. Op. cit.

28 Эр-Риядский Международный Гуманитарный Форум создает электронную базу данных помощи // Аш-Шарк Аль-Аусат. 27 февраля 2018 (на араб. яз.).

URL: http://aawsat.com/print/1188206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.