Научная статья на тему 'Гуманитаризация оценочной деятельности педагога'

Гуманитаризация оценочной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / РЕЗУЛЬТАТ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / САМООЦЕНКА / ИЗМЕРЕНИЕ / HUMANITARIZATION / ASSESSMENT / VALUATION ACTIVITY / CONTROL / RESULT / OBJECTIVITY / CRITERIA / QUALITY OF EDUCATION / AUTO-EVALUATION / DIMENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Е. Г.

Рассматриваются противоречия в сфере контроля и оценки качества образования, а также проблема создания объективной системы оценки уровня учебных достижений учащихся в контексте гуманитарной парадигмы образования, ориентированной на выявление потенциала учащихся и объективизацию оценочной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarization of educator's valuation activities

The author studies contradictions in control and quality assessment of education, and also the problem of students' educational development impersonal system establishment in context of humanitarian paradigm of education. This system is oriented on students' opportunities education and objectifcation of educator's valuation activities.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация оценочной деятельности педагога»

Результаты этого исследования были отражены в докладе Неустроева Алексея «Исследование свойств полупроводникового лазера и изучение возможностей его использования в лабораторных и демонстрационных опытах по физике». Он стал лауреатом 9-й республиканской конференции, лауреатом 12-й Всероссийской конференции «Шаг в будущее» и был включен кандидатом в состав российской национальной делегации для участия в Тайваньской международной научной выставке (Тай-пеи, Тайвань, февраль, 2006 г.).

Л и т е р а т у р а

1. Разумовский В.Г., Майер В.В. Физика в школе. Научный метод познания и обучения. - М.: Владос, 2004. - 463 с.

2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности. - М.: Высш.школа, 1981. - 240 с.

3. Беленок И.Л., Мишина Ю.Д. Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках физики // Физика в школе. -2007. - № 5. - С. 34-39.

4. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: кн. для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

5. Майер В.В., Майер Р.В. Электричество: учебные исследования. - М.: Физматлит, 2007. - 232 с.

6. Нечаев И. Светотелефон на базе лазерной указки / Радио. - 2000. - № 1. - С. 54-55.

7. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч. Ч 1. Моделирование информационнообразовательной среды учения. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та. 2003. - 294 с.

8. Синенко В.Я. О некоторых путях решения проблем обучения физике в Новосибирском регионе // Физика в школе. -2007. - № 5. - С. 13-17.

9. Усова А.В. Теория и методика обучения физике в средней школе. - М.: Высш. шк., 2005. - 301 с.

10. Разумовский В.Г, Орлов В.А. Подвижник народного образования: К шестидесятилетию Валерия Вильгельмовича Майера // Физика в школе. - 2007. - № 3. - С. 77-80.

A.I. Sleptsov, A.A. Alekseev

Investigation of properties of semiconductor laser and research of its usage opportunities in laboratory and demonstration experiments in physics

In the article author gives substantiation of students' training to research activity in physics by involving them in direct physical experiment. This experience of research activity under the supervision of investigators is described. Research and comparative analysis of features and physical characteristics of semiconductor and gas lasers are conducted. It is established, that semiconductor laser is equal with gas laser by its characteristics.

Key-words: students' research activity, physical experiment, semiconductor laser, interference, diffraction, gas laser, diffraction lattice.

УДК 378:004.05 Е.Г. Матвиевская

гуманитаризация оценочной деятельности педагога

Рассматриваются противоречия в сфере контроля и оценки качества образования, а также проблема создания объективной системы оценки уровня учебных достижений учащихся в контексте гуманитарной парадигмы образования, ориентированной на выявление потенциала учащихся и объективизацию оценочной деятельности педагога.

Ключевые слова: гуманитаризация, оценка, оценочная деятельность, контроль, результат, объективность, критерии, качество образования, самооценка, измерение.

Российская система образования переживает очень важный и ответственный период своего развития, так как одной из приоритетных задач является интеграция

МАТВИЕВСКАЯ Елена Геннадьевна - к.п.н., доцент института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета.

E-mail: cerling@mail.ru

российской системы образования в мировую образовательную систему и учет в процессе модернизации общих тенденций мирового развития. Актуализируется проблема диверсификации мировой системы оценивания качества образования как процесса расширения сфер деятельности в области контроля результатов учебных достижений учащихся в национальных образовательных системах, основанного на выработке единых общих критериев и показателей оценивания [1].

Одной из стратегических задач российской образовательной политики называют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы предполагает мероприятия для решения стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования, в том числе - создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), согласованной по всем уровням и ступеням образования.

В рамках развития образовательной системы РФ проблема создания ОСОКО рассматривается как формирование совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений учащихся, а также выявление факторов, влияющих на индивидуальные образовательные достижения.

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что в системах управления качеством образования необходимо признать приоритетную роль объективного оценивания, основанного на теории педагогических измерений и обеспечивающего научную основу для анализа результатов достижений учащихся. Интенсификация контрольнооценочной деятельности педагогов путем использования аппарата и средств педагогических измерений позволяет не формально, а реально управлять образовательным процессом и принимать правильные управленческие решения, способствующие повышению качества образования [2].

Сегодня состояние в сфере контроля и оценки качества образования в России крайне противоречиво. Об этом свидетельствует следующее:

- объективные недостатки традиционной контрольнооценочной системы образования, ее субъективность и низкая прогностичность;

- отсутствие теоретико-методологических основ анализа и интерпретации результатов педагогических измерений, необходимых для решения задачи управления качеством образования;

- отсутствие методик разработки валидного контрольно-оценочного инструментария, пригодного для управления качеством обучения в условиях инноваций;

- низкий обучающий потенциал традиционных средств контроля, его авторитарность, недостаточная информативность, слабая индивидуализация.

Проблема гуманитаризации оценочной деятельности педагога в связи с вышесказанным является актуальной. Реформы, начавшиеся у нас в стране в конце 80-х гг. ХХ века, были связаны, по мнению Г.С. Ковалевой, с «очеловечиванием школьных пространств», то есть с работой по «гуманизации взглядов педагога», очеловечиванием эталона, созданного им и пребывающего в учительской голове, а также с объективизацией оценки [3].

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из

самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;

- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:

- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, нацеленной на улучшение образовательных результатов;

- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, фактологических и алгоритмических знаний и умений [1].

Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть достигнуты без существенного трансформирования системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.

Как считают Т.Г. Новикова и А.С. Прутченков в процессе модернизации системы контроля целесообразно сохранить и распространить все то положительное, что было накоплено в ряде школ страны за последние годы (введение мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучение; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования и др.) [4]. При этом следует изменить то, что тормозит развитие системы образования (субъективизм оценок, преимущественная ориентация на проверку фактологического материала, недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность каждого ученика в результатах своей познавательной деятельности, несопоставимость результатов контроля по школам, недостаточная подготовленность учителей и администрации школ к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений и др.).

Отсюда можно сделать вывод, что одной из причин слабой успеваемости учащихся является отсутствие умения критически оценивать результаты своей учебной деятельности. В настоящее время совершенно четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

зі

Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, являются:

• открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

• создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;

• введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

На наш взгляд, наиболее перспективны оценочные технологии, в основе которых лежит гуманитарный подход с новым взглядом на образование и его миссию в обществе. В контексте гуманитарного подхода образование рассматривается как самоценность, которая провозглашается сферой производства высшей ценности и главного капитала - человека во всей полноте его свойств и качеств как гармонично и всесторонне развитой личности.

Оценочная деятельность педагога ориентирована не столько на то, в какой мере учащиеся усвоили обязательный минимум содержания образования, сколько на выявление их способности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных проблем, направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учетом их индивидуальных достижений, способствует формированию гармоничной, развитой, высокообразованной и компетентной личности, умеющей адекватно оценивать себя и других.

Внедрение подобных технологий в практику - процесс творческий, требующий периодического внесения корректив в отдельные положения и методику применения данных технологий. Контроль за учебной деятельностью учащихся направлен на выявление динамики их развития за предыдущий и текущий периоды. Для отслеживания этой динамики используются следующие виды контроля:

- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

- прогностический контроль, то есть «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

- пооперационный контроль, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом;

- рефлексивный контроль - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Свое назначение оценка может выполнить только при одном условии: она должна быть объективной. В этом случае все функции оценки (информационная, диагностическая, мотивационная, воспитательная) обретают смысл и назначение.

В.В. Лаптев и А.П. Тряпицына предлагают «переосмыслить роль педагога в текущем оценивании и повседневном контроле - отказаться от стойкого стереотипа оценочных суждений и помочь обучаемым осознать свои индивидуальные возможности и способности в условиях сотрудничества с педагогом с увеличением доли самоконтроля и самооценки...» [4, с. 36]. Кроме того, они предлагают иметь банк оценочных материалов для пяти ступеней внутришкольного контроля: на входе в начальную школу, на входе в основную школу, на рубеже 11-12 лет, при завершении основной школы, при завершении старшей школы. Для каждой ступени необходимо разработать материалы, позволяющие оценить уровень сформированности ключевых компетенций, характерных для каждой возрастной группы школьников.

Так, в начальной школе важно оценивать динамику интеллектуального и психофизиологического развития. Наиболее важна мотивационная составляющая образования.

В основной школе необходимо обращать внимание на самоконтроль и самооценку, что требует от учеников умений контрольно-оценочной деятельности.

На третьей ступени образования предполагается переход к профильному обучению, и образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

В этой работе авторы акцентируют внимание учителя на том, что «каждый ребенок в образовательном процессе движется по своей образовательной траектории и поэтому невозможно оценивать всех учащихся по единым критериям и в одно время» [4, с. 42]. Ими предложены направления совершенствования методики оценивания образовательных результатов, которые могут быть реализованы в образовательном учреждении последовательно или параллельно:

1. Переход на безотметочную систему обучения в начальных и 5-х - 7-х классах основной школы.

2. Поиск и отработка ненормативных систем оценивания. Переход к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения.

3. Определение момента целесообразности введения в качестве одной из форм оценивания нормативной оценки, роль которой возрастает по мере продвижения ученика к завершению обучения в основной школе. Необходимо искать и отрабатывать способы сочетания нормативных оценок с другими способами оценивания.

4. Поиск форм и способов привлечения учащихся к разработке принципов и критериев оценивания, которые должны быть открытыми и понятными для учеников.

5. Разработка систем качественного оценивания, поиск способов их сочетания с другими системами. Качественная оценка фиксирует успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных им усилий, степень его продвижения. Включение на определенном этапе в оценку сравнительных характеристик, позволяющих ученику оценить себя и свое продвижение по сравнению с одноклассниками.

6. Введение открытой защиты учеником своей деятельности как формы итоговой аттестации за определенный период.

7. Введение в образовательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений, разработка на их основе системы самооценивания учащихся.

8. Введение системы индивидуальных образовательных маршрутов учеников и способов их контроля.

9. Разработка и внедрение системы оценки деятельности учителя учениками, что является важным фактором воспитания у учеников субъектности в отношении своего образования.

Как показали наши исследования, для осуществления контроля учебной деятельности современными педагогами применяются различные варианты составления и оценивания работ.

Первый вариант - выбор набора заданий для каждого уровня мыслительной деятельности. Ученик сам выбирает уровень и работает над заданиями этого уровня в течение отведенного на выполнение работы времени.

Второй вариант - выбор заданий из предложенного списка (предлагаются задания разного уровня сложности). Ученик выбирает и выполняет те задания, с которыми может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность их выполнения (от простых заданий к сложным или сразу выполнение сложных).

Третий вариант - работа по единому тексту (предлагаются задания разного уровня, но с одинаковыми требованиями к ним). Ученик выбирает уровень мыслительной деятельности и демонстрирует необходимые для данной работы умения и навыки.

Динамика развития учащихся фиксируется учителями при анализе тестовых, тематических работ, а также отслеживается на основе проводимой учащимися самооценки и рефлексии своей деятельности. Особого внимания при этом заслуживают следующие показатели развития учащихся:

- уровень усвоения знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);

- способность самостоятельно применять сформированные навыки при выполнении нестандартных заданий (по результатам проверочных работ);

- уровень мыслительной деятельности (по результатам итоговых и проверочных работ);

- степень обученности (по итогам четверти или полугодия);

- развитие учебно-познавательного интереса и стремления учить себя самостоятельно.

Эти показатели позволяют сделать выводы об уровне развития учащихся, а также помогают выработать рекомендации по преодолению возникших трудностей.

Однако следует заметить, что любые изменения, внесенные в образовательный процесс, не ограничиваются «внешними» преобразованиями. Очень важно, чтобы они произошли на уровне сознания педагогов, что требует преодоления сложившихся стереотипов оценочной деятельности педагога и определенных усилий и времени.

Л и т е р а т у р а

1. Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001. - 198 с.

2. Шиян Л.К. Аналитический обзор системы измерений качества профессиональной деятельности современного педагога: мониторинговые исследования. - М., 2006. - 116 с.

3. Ковалева Г.С. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы. - М.: РАО, 1999. - 243 с.

4. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: книга для учителя / Под ред. проф.

В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. - 112 с.

E.G. Matviyevskaya

Humanitarization of educator's valuation activities

The author studies contradictions in control and quality assessment of education, and also the problem of students' educational development impersonal system establishment in context of humanitarian paradigm of education. This system is oriented on students' opportunities education and objectification of educator's valuation activities.

Key-words: humanitarization, assessment, valuation activity, control, result, objectivity, criteria, quality of education, auto-evaluation, dimension.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.