Научная статья на тему 'Гуманистическое ценностное основание высшего медицинского образования'

Гуманистическое ценностное основание высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ВРАЧ / DOCTOR / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / VALUES / ФОРМИРОВАНИЕ / ВАЖНОСТЬ / IMPORTANCE / BRINGING UP / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоконева Е. В.

В статье анализируется проблема формирования гуманистических ценностей у студентов высших медицинских заведений. Рассматривается понятие «гуманизм» и доказывается его связь с врачебной профессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of humane values in medical students

The paper deals with the definition of humanism and its importance in the work of a doctor. The article also concerns such aspect of humanism as morality and bringing up medical students.

Текст научной работы на тему «Гуманистическое ценностное основание высшего медицинского образования»

10. Herkert, J.R. Continuing and Emerging Issues in Engineering Ethics Education // The Bridge. Vol. 32. № 3. 2002, PP. 8-13.

Белоконева Е.В.

Гуманистическое ценностное основание высшего медицинского

образования

Профессия врача - одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Еще Гомер писал: «Многих воителей стоит один врачеватель искусный» [1, с. 40]. С.И. Ожегов считает, что понятия «врачи», «врачеватели», «лечцы», «лекари», как и синонимы этих слов, уходят вглубь веков [5, с. 245].

В России наиболее широкое распространение получил термин «лекарь», происходящий от древнеславянских слов «лечение», «лекарство». Эти понятия имели весьма сходное значение в украинском, чешском, словацком, польском и болгарском языках, где они произносились почти также как и в России. В европейских странах наряду с термином «врач» широко применяется термин «доктор». Этот титул присваивается за научные заслуги, однако докторами называют себя нередко и врачи, находящиеся на государственной службе.

В середине XIX века в России по отношению к врачам, находящимся на государственной службе, было уже широко применимо название «врач», тогда как в армии вплоть до 1917 г. сохранилось официальное наименование «лекарь» [7, с. 15]. Врачевание, начавшееся с народной медицины и пользовавшееся различными средствами растительного и животного происхождения, совершенствовалось на протяжении всей истории развития медицины. И в этом процессе врачу пришлось пройти тернистый путь, прежде чем медицина как профессия обрела прочный научный фундамент.

Остановимся на личности врача, которая очень точно описывается в клятве Гиппократа. «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей, и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившему меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, передавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страждущих каменной болезнью, предоставив это лицам, занимающихся этим делом. В какой бы я дом ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного,

неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении, а также без лечения я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и искусстве, и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому» [3, с. 23]. Эта клятва отличается точностью и актуальностью. В ней как нельзя точно обрисован облик настоящего врача.

Для более детального рассмотрения личности врача и специфики его профессиональной деятельности остановимся на наставлениях Гиппократа:

1. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств. Мне кажется, что эти последние весьма похожи на тех лиц, которых выпускают на сцену в трагедиях, ибо как те принимают наружный вид, носят одежду и маску актера, не будучи актерами, так точно и врачи; по званию их много, на деле же - как нельзя менее.

2. Тому, кто захочет приобрести себе действительное познание медицины, необходимо иметь: природное расположение, обучение, удобное место, наставление с детства, любовь к труду и время. Итак, прежде всего, необходимо природное расположение; если природа противодействует, все тщетно; если же она сама показывает путь ко всему наилучшему, тогда уже совершается изучение искусства, которое должно приобретать себе с разумением, пользуясь наставлением с детства и в месте, от природы хорошо приспособленном для науки. Сюда же необходимо еще присоединить многолетнее прилежание, чтобы учение, укоренившись прочно и глубоко, приносило зрелые плоды.

3. В самом деле, зрелище того, что рождается из земли, показывает тоже, что изучение медицины. Действительно, природа наша - это есть поле, а наставления учителей -семена. Обучение, начатое с детства, соответствует благовременному сеянию, а место, приспособленное для учения, - окружающему воздуху, из которого обыкновенно заимствует себе пищу все, что рождается из земли. Трудолюбие - это есть земледелие. Время же все это укрепляет для полной зрелости.

4. Когда все эти условия для медицинского искусства совмещены и приобретено истинное знание его, тогда только обходящие города для практики не только на словах, но и на деле признаются за врачей. Но неопытность - плохое сокровище и плохое имущество для своих обладателей; ни во сне, ни наяву благодушию и душевной радости не причастная, она для трусости и дерзости - кормилица. Но ведь трусость знаменует бессилие, дерзость же - неискусность. Ибо две сути вещи: наука и мнение; из них первая рождает знание, вторая - невежество.

5. Но священные действия показываются только людям посвященным, профанам же -не прежде, чем они будут введены в таинства науки [3, с. 14].

Все приведенные выше клятвы и наставления выливаются в образ настоящего врача, в котором нуждается современное общество. Понятно, что в наш век работа по любой специальности требует упорного совершенствования знаний. Однако врачебная профессия и в этом отношении занимает особое место. Старинная китайская пословица гласит: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем». Во многих профессиях убывание знаний не так бросается в глаза. У врача же убывание или отсутствие знаний обнаруживается сразу. Профессия врача предъявляет избравшему ее

особые требования, ни на какой другой профессии не лежит огромный груз ответственности, который лежит на профессии врача.

Медвуз - трудный вуз, но все-таки самые большие трудности ждут его выпускника, ибо нелегко выполнять огромные обязанности врача перед обществом. Такие обязанности регулируются как законом, так и этическими нормами и традициями, обычаями, поскольку законы не могут охватить все человеческие отношения в сфере здоровья и врачевания болезней. Об этом свидетельствуют и продолжающиеся дискуссии на врачебных конференциях и в печати.

Учитывая обязательства, которые предъявляет к врачу общество, возникает вопрос, всякий ли может стать врачом? Известный в прошлом русский хирург, профессор Э.Г. Салищев, обращаясь к первокурсникам мединститута, говорил так: «Мне кажется, что любого человека, не очень глупого, можно научить врачеванию и выдать ему диплом врача. Но чтобы стать настоящим врачом, требуется призвание. Именно призвание поможет преодолеть все невзгоды в труде. Именно призвание заглушит неприятные запахи от язв и смрад от трупа, который надо изучать. Но если вы не почувствуете призвания, если вас устрашит предстоящий труд в этой постоянной сфере страданий, мой совет вам коллеги: уходите, пока не поздно, иначе вы принесете не пользу, а вред. И немалый. И постоянно будет висеть над вами проклятие тех, кого вы будете пользовать...» [6, с. 41].

Учитывая огромную сложность и ответственность врачебной деятельности, становится очевидным, что врач - это не просто человек, а человек с большой буквы, который обладает такими личностными качествами как благородство, терпеливость, умение владеть собой, справедливость, милосердие, самоотверженность, правдивость, скромность, самоотдача, оптимистичность. Избравшему своей профессией медицину необходимо отказаться от представления о врачевании как о легкой и беззаботной профессии. Кто так думает, тому путь в медицину заказан. В мире мало людей талантливых от рождения, но много людей, ставших крупными специалистами своего дела и получивших мировую известность. И всех их характеризует не только большое трудолюбие, но и напряженная умственная работа. Умение думать, размышлять высоко ценилось в человеке во все времена. Думать над каждым больным, над сутью болезни, не идти по пути верхоглядства и шаблона, непрерывно и напряженно искать - таков должен быть девиз человека, посвятившего себя медицине, решившего стать хорошим врачом. Сократ сказал: «Слегка пригубив кубок философии, мы теряем веру, но допив его до конца, вновь приобретаем ее» [6, с. 13]. Многие пригубляют кубок медицины чуть-чуть и, увидев бездонную глубину ее трудностей, тут же теряют веру в нее. Лишь тот, кто допивает чашу до дна, добирается до сокровенных глубин этой науки, может понять душу медицины. Избирающему медицину надо подумать о том, что ему придется отказывать себе во многом всю жизнь. Рабочее время того, кто посвятил себя медицине и хочет стать хорошим врачом, не истекает с окончанием приема или дежурства еще и потому, что необходимо ежедневно пополнять свои знания, совершенствовать свое мастерство.

Предъявляя высокие требования к врачу, мы понимаем, что нет людей абсолютно идеальных, лишенных недостатков, но человек должен знать и уметь преодолевать свои недостатки. Практически в каждом медицинском коллективе были, есть и будут врачи, чья профессиональная деятельность может служить моральным образцом. Таких примеров немало: Пирогов, Мудров, Мечников, Павлов, Боткин, Корсаков, Роберт Кох, Сэр Фредерик Бантинг, Эдвард Дженни и многие другие. Именно они пользовались

непререкаемым авторитетом среди своих коллег и больных, благодаря им о врачах продолжают говорить как о людях самой гуманной профессии.

Испокон веков врачебной эмблемой считается пьющая из чаши змея -носительница здоровья и мудрости. Эта эмблема характеризует объективную сторону врачебной профессии. Но существует и другой, гораздо менее известный, символ-завет, отображающий уже внутреннюю, интимную сущность врачебной деятельности. Оставил нам его знаменитый голландский врач Тульпиус (1599-1674). Это горящая свеча. «Светя другим, сгораю сам». И этому завету оставались верны до последнего часа своей жизни многие и многие врачи. Не счесть всех тех скромных безвестных тружеников медицины, которые во имя служения страждущему человеку работали на эпидемиях, погибали от сыпного тифа, проявляли величайшую самоотверженность на фронтах войны, в партизанских отрядах в тылу врага, в гитлеровских лагерях смерти и, наконец, в самых скромных условиях рядовой, повседневной работы мирного времени.

Общество нуждалось, нуждается и будет нуждаться именно в таких врачах, потому что здоровье - это первая жизненная потребность, условие и неотъемлемая качественная характеристика жизни, динамическое равновесие организма (индивидуальное здоровье) или популяции (общественное здоровье) с окружающей природной и социальной средой.

Здоровье - это самая важная гуманистическая ценность, поэтому мы и предъявляем особые требования к людям, ответственным за здоровье. Совершенно справедлива концепция, что 9/10 человеческого счастья основано на здоровье, если человек здоров, все становится для него источником наслаждения, в то время как при отсутствии здоровья никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Здоровье является детерминирующим условием самореализации человека. Человек добивается успехов в жизни, счастья, благополучия путем эксплуатации своего здоровья, которое определяет все стороны человеческой жизни, ее уровень и качество, но в то же время не занимает одно из первых мест в системе человеческих ценностей.

Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое, интеллектуальное. Эти виды тесно связаны между собой; здоровье представляет собой единство материального и духовного, физического и психического, интеллектуального и нравственного. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль необходим для поддержания физического здоровья индивида. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с самим собой, с близкими людьми, способностью прогнозировать различные жизненные ситуации и строить свое поведение, учитывая свои возможности, желания, обязанности.

Как это ни странно звучит, но неотъемлемым условием обеспечения здоровья человека является нравственное совершенствование. Для достижения предусмотренного природой здоровья человек должен научиться справляться со своими пороками в поведении и мышлении, не допускать оскорблений других людей, лжи, клеветы. Нормы здорового образа жизни отражены в гуманистических традициях и обычаях народов, в медицинских рекомендациях. Однако немногие люди относятся к этим рекомендациям серьезно, а еще меньшая часть людей следует им. На сегодняшний день в условиях трансформирующегося российского общества проблема формирования здорового образа жизни, проблема повышения качества здоровья населения стоит особенно остро и требует решения на самом высоком уровне. Здоровье каждого нового поколения должно быть лучше, чем здоровье предшествующего, по всем параметрам. Это является необходимым условием, обеспечивающим социокультурное развитие общества.

Медицина - очень сложный, многоликий предмет, где неизбежно присутствует естественнонаучный взгляд на человека и, естественно, гуманистический. Согласно принципам построения науки, естественнонаучная парадигма тщательно собирает и объясняет факты, строит закономерности, сводит многообразие к общему, проверяет гипотезы в эксперименте. В мышлении врача формируются и закрепляются логические шаги, требующие отсечения всего индивидуального, уникального, несводимого к известному общему. Совершенно очевидно, что без этих умений клиническое мышление врача невозможно.

Но в медицине присутствует также и иной взгляд на человека - гуманистический, такие авторы как Фролов И. Т., Кувакин В.А., Лекторский В.А., Мамедова А.А., Маслоу А., Назаретян А.В., Сластенин В.А., Шантуров А. Т., Энгельгардт В.А., Швейцер А., Кувакин В.А., Толстой Л.Н., Франк С., Хайдеггер М., Эрайзер Т. и другие подчеркивают его важность.

Для гуманизма характерно распознание уникального, понимания единичного, пристрастное видение того, что неразличимо в научной рациональности, а именно взгляд на смысл и ценности, на духовное в человеке. Эти два взгляда на человека настолько различаются, что, кажется, будто имеешь дело с разными реальностями, а ведь речь идет все о том же человеке. Кажется, что из этих разных подходов невозможно собрать целостную картину, но на самом деле это возможно, хоть и достаточно сложно.

Никто не спорит, что современная медицина - это уникальный сплав великих достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но от чистого естествознания ее отличает то, что она работает не с веществом, полем или абстрактной информацией. Врач имеет дело с живым человеком, причем с человеком страдающим. Поэтому медицинские знания, навыки и умения не могут ограничиваться одним естествознанием. Они обязательно предполагают и нравственное изменение.

Однако естественнонаучные концепции рассматривают человека исключительно в качестве объекта. Изучение анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, биофизики наряду с важными знаниями на бессознательном уровне привносят иллюзию того, что для постижения человека достаточно исследовать закономерности жизнедеятельности его организма. Не удивительно, что у многих врачей понятие «болезнь» совпадает с представлением скорее об органических нарушениях, нежели о психосоматических и тем более ноогенных. Да и сами пациенты обращаются к врачу лишь тогда, когда появляются видимые или ощущаемые признаки заболевания.

С самого начала обучения у студента формируется подход к пациенту как к организму, и зачастую человек полностью идентифицируется с каким-либо больным органом. В выражениях типа «язвенник», «астматик», «диабетик», «шизофреник» -человек присутствует, но словно приложение к диагнозу. Человек становится фоном, а болезнь - фигурою. В действительности же должно быть наоборот. Все это порождает чрезвычайно уродливое технократическое мышление - взгляд на личность как на программируемый компонент системы, объект, вышедший из строя, который путем разнообразных манипуляций можно «починить». А игнорирование духовных ракурсов и мотивационно-смысловых аспектов заболевания - залог необъективной диагностики и некачественного лечения.

Врачей, пренебрегающих клиническим мышлением и подменяющих его лабораторно-инструментальными исследованиями, академик И.А. Кассирский метко назвал «воинствующими инструменталистами» [6, с. 89]. Ученый предостерегал против постепенного исчезновения врача- клинициста, врача-наблюдателя и появления врача-

инструменталиста, диспетчера. Такое искаженное врачебное сознание побуждает доктора обращаться с пациентом в основном дистантно, опосредованно, через медицинские приборы и лабораторные данные.

Сейчас в моде узкая специализация практической и теоретической медицины, т.е. «растаскивание» основополагающих дисциплин (внутренних болезней, хирургии, акушерства с гинекологией) на более мелкие. Появляются уникальные специалисты, которые в гастроэнтерологии занимаются одним желудком или даже одной его язвенной болезнью. Конечно, такой подход резко улучшает диагностику и лечение отдельно взятых органов и систем на «атомарном» уровне. Однако он таит в себе серьезную угрозу забвения постулатов врачебной деонтологии и низводит врача в должность простого «техника», знающего свое дело «от и до». Такое игнорирование духовного мира пациента ведет к возникновению у него ощущения одиночества, ненужности, заброшенности, униженности, чувства «подопытного кролика». Страшно то, что это происходит независимо от успешности лечения.

Любая биоэтическая ситуация, любая психологическая трудность в общении с пациентом, любая профессиональная задача, стоящая перед врачом, требует знания и понимания духовно-нравственного состояния человека, поэтому важность духовно-нравственной компетенции врача переоценить трудно. Как мы постараемся показать ниже, это одна из важнейших составляющих врачебного профессионализма. Духовная культура - не довесок, а необходимая ценность и в мировоззренческом, и в педагогическом, и в психологическом планах.

Особые требования, предъявляемые к врачу, переходят в особые требования, предъявляемые к институту образования, который должен являться не просто «кузницей кадров», а способствовать формированию, прежде всего, духовно-нравственной личности. В действительности это не так, традиционное высшее медицинское образование все больше превращается в пример массового конвейерного производства. Однако высшая школа призвана быть источником гуманистических знаний и нравственного воспитания - центром подлинной культуры. Диплом о высшем медицинском образовании вовсе не гарантирует, что его обладатель руководствуется подлинными духовно-нравственными ценностями и вообще имеет их. Нелепо полагать, будто вместе с дипломом выпускник вуза обязательно приобретает широту взглядов, высокий менталитет, вежливость и такт, которые столь необходимы в его служении людям.

Студентов медвузов учат предмету, а не профессии, их учат лечить болезни, но не сострадать больным людям. Конечно, лечить болезнь необходимо, но очень часто без обращения к самому больному, к его духовному миру лечение оказывается бесполезным. Настоящий врачеватель лишь тот, кто врачует не только человеческое тело, но и его душу. Еще античный философ Платон сказал: «Нельзя врачевать тело, не врачуя душу, ибо они едины и слиты в облике человеческом» [1, а 7].

Рассмотрев личность врача и специфику его профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что медицина - очень сложный предмет, и без гуманизма она теряет право на существование, ибо ее научные принципы в таком случае вступают в противоречие с основной ее целью - служить человеку.

Особое внимание стоит обратить на обучение и воспитание студентов- медиков, не забывая о том, что помимо знания предметов необходимо привить им такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и практике они будут руководствоваться принципами совести и сострадания.

Литература

1. Вагнер, Е.А., Росковский, А. А. О самовоспитании врача [Текст] /Е.А. Вагнер, А. А. Росковский. - Пермь, 1976. - 156 с.

2. Гиппократ. Избранные книги.- М.,1995.

3. Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления. - Минск: Современный литератор, 1998.

4. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская А.Н.; Российский фонд культуры; 2-е изд. - М.: АЗЪ, 1994.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1984.

6. Хунданов, Л. Раздумья врача [Текст] / Л. Хунданов. - М.: Сов.Россия, 1983.

7. Эльштейн, Н.В. Медицина и время [Текст] / Н.В. Эльштейн. - Таллин: Валгус,1990.

История образования

Гнатюк В. С.

Изучение философских взглядов Г.П. Федотова в контексте проблемы устойчивого развития России

Изучение богатого историко-философского наследия России, как и самой проблемы её устойчивого развития, имеет большое значение для совершенствования образовательного процесса и воспитания молодёжи в духе патриотизма и гордости за нашу культуру.

Устойчивое развитие социума - чрезвычайно сложная полисемантическая проблема. Она приобрела ныне особую актуальность в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом. Её решение требует объединения усилий философов, политиков, социологов, историков, экономистов, экологов, педагогов и других.

Особое значение эта проблема имеет для нашей страны, которая переживает второй опыт модернизации за последние 100 лет и мучительно ищет специфику национального развития. Несмотря на то, что появление и развитие темы «устойчивость», «стабильность» социальной реальности является порождением западной цивилизационно-исторической традиции, эта проблематика нашла своё специфическое преломление в отношении российской цивилизации [3; 4].

Стратегия и образы исторического самосознания русской культуры как результат ее поиска собственной идентичности и цивилизационной устойчивости наталкивались на весьма крупные противоречия с социокультурными реалиями. Наиболее остро указанный поиск и данные противоречия обозначились в начале ХХ века, когда Россия переживала, может быть, свой самый тяжелый исторический момент. В этой связи небезынтересно отметить, что наличие этих противоречий, их глубинные ментальные и институциональные причины, также стали предметом самого пристального внимания русских мыслителей (П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьёва и др. [1; 5;7]). В частности, особый интерес вызывает философско-историческая концепция представителя русской эмиграции Г.П. Федотова (Федотов Г.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.