Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ КАРЛА РОДЖЕРСА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ КАРЛА РОДЖЕРСА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1667
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПОВЕДИ РОДЖЕРСА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / КЛИЕНТО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ / КОНГРУЭНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ДОВЕРИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / САМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скуднова Т.Д.

Раскрываются фундаментальные идеи человекоцентрированной теории Карла Роджерса, актуальность гуманистических заповедей которого повышается в условиях глубокого антропологического кризиса современного мира. На основе теоретического анализа творческого наследия выдающегося философа, психолога и педагога показана актуальность человекоцентрированной парадигмы образования. Отмечается, что тенденции и перспективы антропоориентированной системы современного образования связаны, в первую очередь, с реализацией основополагающих гуманистических принципов, разработанных в рамках человекоцентрированного подхода, включающего убеждение в том, что каждый человек обладает самоценностью, потребностью и способностью к самоактуализации, самоуправлению и саморазвитию. Представлен анализ статей и книг К. Роджерса, позволяющий заключить, что феноменологическая теория личности, разработанная им, - это не столько психотехника, сколько способ взаимодействия, создающий фасилитирующие условия для саморазвития целостного человека. Сделан вывод о том, что научные разработки философа, психолога и педагога К. Роджерса вышли за пределы психотерапии и оформились в человекоцентрированный подход, который был реализован первоначально в области психолого-педагогической антропологии, а затем в области социальной и политической психологии. Возникший в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования, он эволюционировал в человекоцентрированное образование, а затем воплотился в человекоцентрированную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANISTIC COMMANDMENTS OF CARL ROGERS

The paper reveals the fundamental ideas of the person-centered theory of Carl Rogers, the relevance of the humanistic commandments of which increases in the conditions of a deep anthropological crisis of the modern world. Based on the theoretical analysis of the creative heritage of the outstanding philosopher, psychologist and teacher, the publication shows the relevance of the person-centered paradigm of psychological and pedagogical activity. The trends and prospects of the anthropo-oriented system of modern education are associated, in the first turn, with the implementation of the fundamental humanistic principles developed within the framework of the person-centered approach, which includes the belief that each person possesses inherent worth, need and aptitude for self-actualizing, self-control and self-development. The presented analysis of articles and books by C. Rogers allows us to conclude that the phenomenological theory of personality developed by him is not only a psychotechnics, but a way of interaction, co-existence, creating facilitating conditions for the self-development of an integral person. It is concluded that the scientific developments of the philosopher, psychologist and teacher C. Rogers went beyond psychotherapy and took shape of a human-centered approach, which was implemented initially in the field of psychological and pedagogical anthropology, and then in the field of social and political psychology. Originated in the field of individual psychotherapy and psychological counseling, the approach evolved into a person-centered education, and then embodied in a human-centered policy.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ КАРЛА РОДЖЕРСА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

Научная статья

УДК 159.923:165.74 ББК 88.3 С 46

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-73-80

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ КАРЛА РОДЖЕРСА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

(Рецензирована)

Татьяна Дмитриевна Скуднова

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

skudnovatd@yandex.ru

Аннотация. Раскрываются фундаментальные идеи человекоцентрирован-ной теории Карла Роджерса, актуальность гуманистических заповедей которого повышается в условиях глубокого антропологического кризиса современного мира. На основе теоретического анализа творческого наследия выдающегося философа, психолога и педагога показана актуальность человекоцентрирован-ной парадигмы образования. Отмечается, что тенденции и перспективы ан-тропоориентированной системы современного образования связаны, в первую очередь, с реализацией основополагающих гуманистических принципов, разработанных в рамках человекоцентрированного подхода, включающего убеждение в том, что каждый человек обладает самоценностью, потребностью и способностью к самоактуализации, самоуправлению и саморазвитию. Представлен анализ статей и книг К. Роджерса, позволяющий заключить, что феноменологическая теория личности, разработанная им, - это не столько психотехника, сколько способ взаимодействия, создающий фасилитирующие условия для саморазвития целостного человека. Сделан вывод о том, что научные разработки философа, психолога и педагога К. Роджерса вышли за пределы психотерапии и оформились в человекоцентрированный подход, который был реализован первоначально в области психолого-педагогической антропологии, а затем в области социальной и политической психологии. Возникший в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования, он эволюционировал в человекоцентрированное образование, а затем воплотился в челове-коцентрированную политику.

Ключевые слова: заповеди Роджерса, гуманистические установки, клиенто-центрированная терапия, конгруэнтность, эмпатия, доверие, самоактуализация, фасилитация, Я-концепция, человекоцентрированный подход, рефлексивность, креативность, самость.

Для цитирования: Скуднова Т.Д. Гуманистические заповеди Карла Роджерса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 2(298). С. 73-80. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-73-80

Original Research Paper

THE HUMANISTIC COMMANDMENTS OF CARL ROGERS

(ON THE 120th ANNIVERSARY OF BIRTH)

Tatiana D. Skudnova

A.P. Chekhov Taganrog Institute (Branch) of Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia

skudnovatd@yandex.ru

Abstract. The paper reveals the fundamental ideas of the person-centered theory of Carl Rogers, the relevance of the humanistic commandments of which increases in the conditions of a deep anthropological crisis of the modern world. Based on the theoretical analysis of the creative heritage of the outstanding philosopher, psychologist and teacher, the publication shows the relevance of the person-centered paradigm of psychological and pedagogical activity. The trends and prospects of the anthropo-oriented system of modern education are associated, in the first turn, with the implementation of the fundamental humanistic principles developed within the framework of the person-centered approach, which includes the belief that each person possesses inherent worth, need and aptitude for self-actualizing, self-control and self-development. The presented analysis of articles and books by C. Rogers allows us to conclude that the phenomenological theory of personality developed by him is not only a psychotechnics, but a way of interaction, co-existence, creating facilitating conditions for the self-development of an integral person. It is concluded that the scientific developments of the philosopher, psychologist and teacher C. Rogers went beyond psychotherapy and took shape of a human-centered approach, which was implemented initially in the field of psychological and pedagogical anthropology, and then in the field of social and political psychology. Originated in the field of individual psychotherapy and psychological counseling, the approach evolved into a person-centered education, and then embodied in a human-centered policy.

Keywords: Rogers' ^mmandments, humanistic attitudes, client-centered therapy, congruence, empathy, trust, self-actualization, facilitation, self-concept, human-centered approach, reflexivity, creativity, self-reliance.

For citation: Skudnova T.D. The humanistic commandments of Carl Rogers// Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 2(298). P. 73-80. DOI:10.53598/2410-3004-2022-2-298-73-80

В январе 2022 года исполнилось 120 лет со дня рождения одного из выдающихся психологов и педагогов, основоположника гуманистического направления в психологической науке Карла Рэнсома Роджерса. Его уникальное научное творчество до сих пор привлекает внимание многочисленных последователей и учеников. Обращение к гуманистическим идеям психолога с мировым именем, философа и педагога Карла Роджерса (1902-1987), на наш взгляд, является особенно актуальным в

наши дни, когда человеческая цивилизация переживает сложный период глубокого антропологического кризиса, в результате которого происходит «расчеловечивание человека». Более 500 работ, посвященных проблемам развития, образования и воспитания человека, дают целостное представление о психологических и философско-педагогических идеях К. Роджерса. Именно поэтому его психотерапевтические установки (гуманистические заповеди) приобретают особую значимость

для развития теоретико-методологических оснований современной психолого-педагогической теории и практики. Переход от «педагогики необходимости» к практике «понимающих отношений» обусловлен потребностями развития общества, изменением социокультурной ситуации, требующей взаимопонимания между людьми, диалога культур. Только диалог и понимание как доминирующие способы бытия могут привести к обновлению всего содержания современного образования и повышения качества подготовки специалистов социальной сферы.

За год до смерти, в 1986 году, К. Роджерс провел в Москве несколько мастер-классов, раскрывающих глубокий смысл его клиенто-центриро-ванной (человекоориентированной) терапии, о чем до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают все, кому удалось на них присутствовать. Подавляющее большинство участников группы были выпускниками факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, где автору этих строк посчастливилось учиться в очной аспирантуре, защитить кандидатскую диссертацию, в содержании которой значительное место отводилось анализу основных положений гуманистической психологии как одного из главных методологических ориентиров воспитания и образования. В течение четырех дней он раскрывал в своих лекциях три базовых положения своей кли-енто-центрированной терапии как необходимых и достаточных предпосылок позитивных изменений в личности: безоценочно позитивное принятие клиента, эмпатическое понимание, конгруэнтность. При этом он довольно часто произносил фразу: «Я не знаю, почему это происходит, но если данные условия соблюдаются, то в человеке происходят благотворные изменения». К. Роджерс не уставал повторять, что че-ловекоцентрированный подход - это не теоретическая психологическая

доктрина и не только практическая психотерапевтическая техника, а способ существования людей. Этот способ существования находит свое выражение в поведении, сознании и личности его субъектов, создает комфортный психологический климат, способствующий человеческому развитию, позитивным и конструктивным изменениям в людях и их взаимоотношениях. В отечественной литературе эти условия обозначаются как гуманистические (фасилитирующие) установки Карла Роджерса, исключающие авторитаризм в межличностном взаимодействии и обеспечивающие комфортное пространство для становления и саморазвития личности. Роджерс говорил о необходимости принятия другого человека таким, каков он есть (безоценочно позитивно), как о главном условии его развития. Сам он действительно обладал уникальным даром «агапе» - вслушивающейся любви, эмпатического понимания как «способа события». Его феноменологическая теория личности - это не столько «психотехника», сколько «способ жизни». Интеллектуальное соприкосновение к творчеству этого Мастера помогает понять одну простую истину: быть учеником и последователем К. Роджерса означает самому быть открытым, искренним, подлинным, самоидентичным и целостным.

Цель статьи - раскрыть фундаментальные положения человекосо-образного подхода Карла Роджерса и показать его актуальность и созвучность современным проблемам психологической науки, вызовам образования в трансформирующемся обществе. Американский психолог-гуманист, философ и педагог считал, что каждый человек вправе рассчитывать на уважение, доброжелательность и безусловное принятие. Это стало основной идеей гуманистического подхода в психологии и педагогике, а Роджерс приобрел славу самого влиятельного

американского психолога и был выдвинут на Нобелевскую премию мира.

Свой подход, базирующийся на психотерапевтической практике, он называет «терапией, центрированной на клиенте». Основы его теоретической позиции связаны с рассмотрением проблем ценностей, свободы, идеалов человеческой личности. Анализ проблемы ценностей приводит К. Роджерса к предположению о том, что присущий человеку «ценностный процесс» как часть его жизни имеет организмическую основу, базируется на доверии человека к мудрости собственного «Я». К общечеловеческим ценностям ученый относит отказ от «фасадов» претенциозности, лицемерности, защищенность от внешних императивов, позитивное оценивание и принятие собственного «Я». Такие общие ценности, по мнению К. Роджерса, гуманистичны и конструктивны по своей природе. Они связаны с совершенствованием человека и общества, с выживанием и дальнейшей эволюцией человека. Однако они не лежат вне человека, ни в какой бы то ни было идеологии, а в нем самом, в аутентичном опыте его собственной жизни. Вот почему их нельзя дать человеку, можно лишь создать определенные условия для их полноценного развития.

«Ценностный процесс» непосредственно связан с процессом «самоактуализации» личности, который К. Роджерс понимает как реализацию «всего того, чем она должна стать», к чему должен стремиться человек. Он рассматривает самоактуализацию как максимальное проявление позитивных возможностей личности, которыми она изначально располагает. Однако самоактуализация, или ценностный процесс, не может быть полностью автономной, не зависящей от внешних условий. Будучи неблагоприятными, они блокируют самоактуализацию как одну из высших человеческих потребностей

и наоборот. В своих теоретических построениях К. Роджерс исходит из того, что в каждом человеке заложены ресурсы продуктивного изменения и личностного роста. Важнейшее научное открытие К. Роджерса заключается в том, что он установил необходимые и достаточные условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: безоценочное позитивное принятие другого человека таким, каков он есть, эмпатическое понимание и конгруэнтное (искреннее, адекватное, подлинное) самовыражение в общении с ним [1: 58].

Неизменно веря в потенциал человека, К. Роджерс подчеркивает, что успех психолого-педагогической деятельности зависит не столько от педагогической техники, сколько от названных принципов. Если педагог реализует их в своей практике, то в итоге они и определяют конструктивные изменения в личности. Изучая межличностные отношения с позиций психотерапии, К. Роджерс обнаружил один из существенных механизмов развития личности. Лишь в атмосфере безусловного положительного отношения к себе со стороны авторитетного человека (педагога) она начинает самостоятельно формировать способы прогрессивного преобразования себя. Карл Роджерс показал эффективность реализации выделенных принципов в образовании. Он отмечает, что если они становятся личностными установками субъектов образования, то это способствует становлению педагогического процесса, ориентированного не только на овладение суммой знаний, умений и навыков, но и на непрерывный творческий процесс, который одновременно становится процессом его саморазвития.

Так сформировался человеко-центрированный подход в педагогике, сущностной характеристикой которого является установление взаимоотношений, приобретающих

форму личных встреч. Величайшая заслуга К. Роджерса заключается в том, что он смог показать эту сложную внутреннюю работу становления человека гуманного (homo humanus). Он подчеркивает, что предметное поле гуманистической психологии и педагогики - это «феноменальный мир индивида, начиненный смыслами» [2].

Центральным компонентом структуры личности Роджерс считал «Я-концепцию» (Self-conzept), формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой, интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и включающую в себя «Я-реальное» (какой я есть на самом деле) и «Я-идеальное» (каким бы я хотел быть). В качестве основной движущей силы развития личности им рассматривается тенденция и потребность к самоактуализации, реализации своих творческих потенциалов и личностных ресурсов. Свою целостную концепцию личности он строил на основе холистического и феноменологического подходов. Ключевым понятием человекоцен-трированной теории Роджерса является «самость», понимаемая как организованный целостный гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми. В тенденции самоактуализации личности большую роль играет потребность в позитивном принятии, внимании, уважении, доверительном отношении, одобрении и диалоге. Лишь в результате эмпатического понимания и доверительного общения, конгруэнтного самопроявления формируется «полноценно функционирующая личность», в противном случае, как утверждает психолог, «неприспособленная личность».

Открытость, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию (эмпатия), рефлексивность, креативность и доверие характеризуют полноценно

функционирующую личность. Эм-патия как способность к сочувствию и сопереживанию эмоциональному состоянию другого человека тесно взаимосвязана с понятием конгруэнтности - переживании своих собственных чувств, их открытостью себе и другим людям. Конгруэнтность (от англ. Congruence) - подлинность, открытость, честность; выступает как одно из трех необходимых и достаточных условий, по мнению Роджерса, эффективного психотерапевтического контакта и отношения наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием, разработанными в рамках человеко-центрированного подхода. Термин «конгруэнтность» был введен в психологию К. Роджерсом для описания соответствия «Я-идеального» наличному опыту человека; адекватности динамического состояния консультанта-психотерапевта (эмоции, чувства, установки, переживания и т.п.) самовыражению в ходе работы с клиентом. В случае конгруэнтности речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям. Конгруэнтность, таким образом, означает процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем или динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в отношении самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит (фасадов претенциозности, например). Конгруэнтность наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно выражаются в нашем поведении, когда человек остается тем, кем он является на самом деле. Конгруэнтность как гуманистическая установка - это непременное условие принятия и эмпатии, особый психологический феномен, характеристика общения, необходимый

и достаточный компонент эффективной работы любого фасилитато-ра (психотерапевта, консультанта, тьютора, педагога, родителя).

Недирективная терапия К. Роджерса, получившая название первоначально «клиенто-центрированная терапия», позднее в его статьях и лекциях раскрывалась как «челове-ко-центрированная терапия» в силу того, что клиент, пациент, личность - понятия более узкие по сравнению с феноменом «человек». Она получила распространение не только в психотерапевтической практике, но и в педагогическом процессе как чело-векоориентированная парадигма образования и воспитания. Роджерс-педагог считал, что нельзя изменить кого-либо, передавая ему готовый опыт. Только созданием благоприятных условий для саморазвития можно добиться успеха в воспитании и образовании. Процесс создания таких условий путем следования вышеперечисленных гуманистических установок Роджерс называл «облегчением», от англ. Facilitate, а учителей - фасилитаторами, что полностью совпадает с современным представлением о миссии педагога-воспитателя в современной школе, его профессиональных функциях как тьютора, навигатора, психолога-консультанта.

Как видим, научные разработки философа и педагога К. Роджерса вышли за пределы психотерапии и оформились в человекоцентриро-ванный подход, который был реализован сначала в области психолого-педагогической антропологии, а затем в области социальной и политической психологии. Изначально возникший в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования, он эволюционировал в человекоцентрированное образование, а затем воплотился в человекоцентрированную политику. Его гуманистические заповеди нашли свое дальнейшее развитие в творчестве Натали Роджерс - дочери

выдающегося психолога. Она пишет: «Человекоцентрированный подход, разработанный моим отцом, Карлом Роджерсом, акцентирует роль терапевта, проявляющего эмпатию, открытость, честность, конгруэнтность и заботу, когда он слушает индивида или группу и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает самоценностью, достоинством и способностью к самоуправлению. Философия Карла Роджерса основана на доверии к неотъемлемому, присущему каждому индивиду внутреннему импульсу в направлении роста и развития. Исследование терапевтического процесса, проведенное К. Роджерсом, выявило, что исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым» [3: 132-139]. Развивая человекоцентрирован-ный подход своего отца, Н. Роджерс сформулировала свое психотерапевтическое кредо в монографии «Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств», где она пишет: «Я сознаю, что внутреннее путешествие может быть пугающим, веселым, утомительным предприятием. Я буду рядом с вами, но не буду назойливой. Я верю, что вы знаете, как позаботиться о себе. Я не буду нести ответственность за вас или же отбирать у вас вашу силу. Я не буду также покидать вас. Я буду уважать вас и ваши решения, которые вы принимаете для себя. Я верю в ваши способности. Я буду поддерживать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии. Я могу иногда быть вызовом для вас и вашей системы убеждений, но я всегда буду уважать вас и вашу правду. Я буду поощрять вас опробовать что-то новое, рисковать в неизвестном вашего внутреннего мира, но я никогда не буду подталкивать вас. Я буду предлагать вам средства экспрессивных искусств, чтобы помочь вам открыть вашу природную креативность и обнаружить вашу внутреннюю

сущность. Вы свободны не пользоваться этими средствами. Иногда я буду высказывать свое мнение и давать вам обратную связь, но я всегда буду проверять, насколько она значима для вас. Я буду делать все, чтобы чтить мои собственные и ваши границы. Я буду делиться с вами моими ценностями и убеждениями, так что вы будете знать, почему я говорю или делаю то, что я говорю и делаю. Я всегда открыта тому, чтобы учиться у вас. Я совершаю ошибки, делаю то, что мне не нравится, и иногда я ввожу в заблуждение. В таких случаях я признаюсь в этом. Я могу сказать: «Я виновата»» [4: 103-104]. Терапевтическая система, разработанная Н. Роджерс, представляет собой синтез человекоцентрирован-ного подхода с различными методами и техниками арт-терапии.

Человекоцентрированный подход на основе целостного понимания сущности человека постулирует существующую в каждом актуализирующую тенденцию к самосовершенствованию, к росту, саморазвитию, самореализации своего личностного ресурса и творческого потенциала. Данный подход означает конструктивное и целенаправленное движение человека в направлении к более полному саморазвитию и самореализации. Основная идея человекоцентрированного подхода состоит в том, что сущность человека позитивна, конструктивна и социальна; она начинает обнаруживать и проявлять себя в человеке каждый раз, когда в его взаимоотношениях с другим человеком существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самопредъявления. Сам Карл Роджерс формулирует основные положения человекоцен-трированного подхода следующим образом: «Центральная гипотеза этого подхода кратко может быть сформулирована так: человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения

я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный климат фа-силитирующих психологических установок» [5: 197-198].

Таким образом, создание такого комфортного климата на основе психологических установок, следование гуманистическим заповедям К. Роджерса, способствующим более полному выявлению человеческого в человеке, представляют сущность и конечный результат че-ловекоцентрированного подхода непосредственно и к психолого-педагогическому образованию [1]. Вызов - вот то слово, которым К. Роджерс обозначил ключевую идею челове-коцентрированной парадигмы образования: «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нами, - это вызов. Он предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися. Он предполагает непростое принятие на себя обязательств демократического идеала. Все это в конечном счете сводится к вопросу, который мы должны задать индивидуально и все вместе - осмелимся ли мы?» [6: 307].

Очевидно, что каждое из приведенных выше предположений является интуитивным ощущением того, что сейчас мы находимся в фокусе исторических изменений, парадигмальных сдвигов и трансформаций в социуме, требующих антропологического поворота в науке и образовании. Карл Роджерс как один из мыслителей, сыгравших в нем существенную роль, был убежден, что тенденция к самоактуализации индивида - это только часть более глобальной тенденции субъективности, действующей в обществе. Трудно понять, могут ли отдельные личности повлиять на культурные изменения в социуме или актуализация идей того или иного индивида — это лишь

производная цивилизационных вызовов, но ясно одно: мир меняется на наших глазах, а вместе с ним меняется человек, и важно привнести в

человеческие отношения ту гармонию, которую Роджерс рассматривал как непременное условие мира во всем мире.

Примечания:

1. Скуднова Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования. М., 2009. 291 с.

2. Роджерс К. Становление человека: взгляд на психотерапию. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. 241 с.

3. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132-139.

4. Rogers N. Creative Connection. Palo Alto Scieme & Behavior Books, Inc., 1993.

5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 2015.

6. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.

7. Роджерс К. Клиенто-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение. М., 2007.

8. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-58.

9. Роджерс К.Р. Гуманистическая психология. Теория и практика. М., 2013.

References:

1. Skudnova T.D. Socio-philosophical foundations of teacher education transformation. M., 2009. 291 pp.

2. Rogers C. On becoming a person: a therapist's view on psychotherapy. Moscow: Institute for General Humanitarian Studies, 2018. 241 pp.

3. Rogers N. The Path to Wholeness: Person-Centered Expressive Arts Therapy / Problems of Psychology. 1995. No. 1. P. 132-139.

4. Rogers N. Creative Connection. Palo Alto Scieme & Behavior Books, Inc., 1993.

5. Rogers C. Counseling and psychotherapy. The latest approaches in the field of practical work. M., 2015.

6. Rogers C., Freiberg J. Freedom to learn. M.: Smysl, 2002.

7. Rogers C. Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. M., 2007.

8. Rogers C. Client-centered/person-centered approach in psychotherapy // Problems of Psychology, 2001. No. 2. P. 48-58.

9. Rogers C.R. Humanistic Psychology: Theory and Practice. M., 2013.

Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 05.05.2022; принята к публикации 19.05.2022.

The paper was submitted 21.04.2022; approved after reviewing 05.05.2022; accepted for publication 19.05.2022.

© Скуднова Т.Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.