Научная статья на тему 'Гуманистические аспекты интеграции образования'

Гуманистические аспекты интеграции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идиатулин В. С.

Рассмотрены современные принципы и перспективные направления интеграции научных знаний в системе высшего профессионального образования. Показано, что подготовка студентов методологически отвечает современным принципам гуманизации обучения, однако их реализация требует особой организации учебного процесса. Обсуждаются подходы к достижению этого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present day concepts and perspective tendencies in integration of scientific knowledge in higher vocational education are considered. It is shown that the scientific grounding for students corresponds methodologically to the contemporary humanization concepts of education but their realization needs a special type of studies. Ways and means of the approach are discussed.

Текст научной работы на тему «Гуманистические аспекты интеграции образования»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

B.C. Идиатулин, зав. кафедрой физики Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, доцент

Рассмотрены современные принципы и перспективные направления интеграции научных знаний в системе высшего профессионального образования. Показано, что подготовка студентов методологически отвечает современным принципам гуманизации обучения, однако их реализация требует особой организации учебного процесса. Обсуждаются подходы к достижению этого.

The present day concepts and perspective tendencies in integration of scientific knowledge in higher vocational education are considered. It is shown that the scientific grounding for students corresponds methodologically to the contemporary humanization concepts of education but their realization needs a special type of studies. Ways and means of the approach are discussed.

Гуманизация образования предполагает такие изменения его содержания и организационных форм, которые направлены на повышение удовлетворенности учебной деятельностью, смягчающее противоречия между ожиданиями и реальностью. К образованию в какой-то мере применима двухфакторная концепция Ф. Херцберга удовлетворенности трудом, предполагающая наличие повышающих ее ситуационных и глобальных мотиваторов (использование способностей, рост квалификации, личностный смысл, ответственность за результаты, завершенность и признание), а также снижающих неудовлетворенность организационных и гигиенических факторов (условия труда, эстетика и акустика помещений, расписание занятий, психологический комфорт и др.). В установке на учебную деятельность почти всегда присутствует когнитивный компонент, связанный с безусловной осознаваемостью целей обучения, однако поведенческий компонент и активность деятельности часто определяются эмоциональной оценкой объекта деятельности, его содержанием, формой представления, значимостью для субъекта, функциями, интересами и ценностными ориентациями последнего.

Организация учебного процесса должна обеспечивать педагогические условия как общечеловеческого, так и особенного для данной группы и индивидуального для каждого обучаемого действия всех факторов для того, чтобы учебная деятельность приобретала гуманный,

человечный характер, а не превращалась в навязанное извне, основанное на принуждении занятие. Гуманистические аспекты интеграции обучения в широком смысле обусловлены тем, что его результаты должны восприниматься не только как необходимые для будущей профессиональной деятельности и усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и как способствующие формированию научного миропонимания, системы взглядов на природу и место в ней человека. При всей ограниченности методов рационального познания его результаты наименее противоречивы и доступны. Черпая мировоззрение из своего окружения и даже не задумываясь о социальной функции своего выбора, по-современному образованный человек не может не понимать относительности любых моральных, политических, религиозных убеждений. Не каждый в состоянии самостоятельно произвести переоценку усвоенной картины мира, но образование призвано расширять ее горизонты, открывать дорогу доводам разума (см.: Идиатулин B.C. Непреходящие альтернативы миропонимания // Магистр. 1998. № 6. C. 87—95).

Научные концепции описания природы бывают достаточно абстрактны и трудны для восприятия на уровне обыденного понимания, хотя и в нем можно находить их отражение. Если их все-таки однажды принять, то они будут выражать существенную связь между человеком и природой. Естественные науки гуманны и человечны, поскольку являются высо-

© B.C. Идиатулин, 2003

№ 4,2003

коразвитой формой поиска места человека в мире. Понимание их гуманистического характера только возрастет при осознании того, что они по сути есть единственный полностью человеческий путь установления отношений между человеком и окружающей его природной и созданной им средой. На этом пути в учебном процессе следует стараться избегать прямого навязывания видения системы мироздания, подчеркивая его относительный характер и выделяя определенные устойчивость и преемственность. Нужно выбирать способы передачи учебной информации, учитывающие способности и уровни подготовленности обучаемых, активно использовать эти сведения.

Другая проблема — отчуждение субъектов обучения от его результатов, их невостребованность последующими этапами общей и профессиональной подготовки. Междисциплинарная интеграция, рассматриваемая не только как согласование научного содержания учебных дисциплин, но и как учет конечных целей обучения в вузе в целом, т.е. умение использовать методологию, основные положения и аппарат учебных дисциплин для решения познавательных, учебных и профессиональных задач, позволит реализовать многие функции учебных дисциплин, преобразовать их в методологическое, теоретическое и технологическое средство построения целостных моделей явлений. Профессиональная мотивация ослабляется в процессе учения, поскольку дальние профессиональные ожидания часто оказываются рассогласованными с ближайшей реальностью. На учебную деятельность студентов наиболее сильно воздействуют утилитарные и познавательные мотивы. Первые обычно направлены не на учение, а на самые ближайшие цели — избежать отчисления, лишения стипендии или общежития и т.п. Вторые довольно полно сформированы лишь у части обучаемых — это как раз те редкие студенты, для которых обучение, по Гиббонсу, приносит плоды.

Учебные мотивы формирует система отношений к разным сторонам учебного

процесса. Эти отношения предпочтительнее строить на познавательном интересе, который пробуждается обучением. Отношение к отдельным учебным дисциплинам определяется оценкой их важности не только для профессиональной подготовки, но и для самого учебного процесса вуза. На него влияют удовлетворенность качеством преподавания и трудность усвоения дисциплины. Познавательная потребность не насыщаема; стремление к ее насыщению ограничено ресурсом времени, которое каждый обучаемый может позволить себе потратить на нее. Не выходящая за указанные пределы актуализация внутренних мотивов, таких, как интерес к предмету, удовлетворенность от процесса и успешности учебной деятельности, возможна при специальной организации последней. Этому способствует технология обучения, основанная на проблемно-модульном подходе и последовательном мониторинге обученности. Она отличается индивидуальностью включения обучаемых в учебную деятельность, выбором доступной степени полноты ориентировочной основы действий по выполнению учебных заданий, который диктуется в значительной мере личностными особенностями обучаемых. Дидактическая эффективность технологии анализировалась автором, в частности, в монографии (см.: Идиатулин B.C. Когнитивная технология обучения студентов. Ижевск, 2002).

Понимание гуманизации обучения как повышения роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе технического вуза не всегда способствует развитию культурологических, философских, психологических, педагогических, эстетических и социальных аспектов образования. B учебные планы технических вузов входят рекомендованные ГОС философия, история, правоведение, политология, социология, культурология, психология, педагогика, экономика, физкультура, русский и иностранные языки, на которые отводится почти четверть учебного времени. B качестве элективных предлагаются этика, политическая культура, психология общения и управления, национальная политика, история пред-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

принимательства и мировых войн, культурные параллели России и Европы, философские проблемы хозяйствования, религиозная и духовная культура личности и многие другие, выражающие не столько потребности и запросы обучаемых, сколько возможности и интересы гуманитарных кафедр. Инженеру не помешали бы курсы по теории и истории науки и техники, на ярких примерах раскрывающие успешность научного поиска и технического творчества.

В сферу любого производства кроме сырья, техники и технологий включены люди, и с ними надо уметь работать. Мир сейчас живет в особой техногенной культуре, менталитет которой все еще формируют естественные и технические науки. Уже во второй половине прошлого века проектные параметры технических устройств подошли к предельным значениям, при этом, согласно И. Канту, здравый смысл становится нужнее, чем наука, и ею не приобретается, а такой фундамент всегда будет необходим. Следующий век станет веком наук о человеке и человечестве, когда в это русло вместе войдут естественные и гуманитарные науки. Редукция наук о культуре к естествознанию требует свести ее факты к законам, законы к принципам, тогда исчезнет кажимость многообразия и выступит простота точных наук. В гуманитарных науках тоже существуют постоянные факторы как отпечаток всеобщих причин. Их понятия и сходны, и отличны от понятий естествознания (см.: Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Вопр. философии. 1995. № 8. С. 157—173). Но гуманитаризация образования не тождественна его гуманизации. Закон «Об образовании» трактует последнюю как приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья, свободы и плюрализма, демократизации управления, развития личности, автономности вузов, свободы в выборе методов обучения и оценке знаний. Гуманизация подразумевает привитие навыков социального общения, терпимость к мнениям, самовыражение личности. Она направлена на обогащение содержания образования для удовлетворенности им.

Субъекты обучения принципиально нетождественны по системам ценностей, внутреннему миру, приоритетным мотивациям. По этой причине опасно навязывание способа видения проблем, трудно найти адекватный каждому способ передачи информации, выбрать краткость или детальное объяснение, сложно учитывать исходный уровень подготовленности, разные способности. Гетерогенность группы сейчас признается одним из главных факторов неразрешимости дидактической задачи (см.: Беспалько В.П. Персонифицированное образование и обучение как естественная организация просвещения // Магистр. 1998. № 6. С. 48— 64). Это утверждение, бесспорно правильное для общеобразовательной школы, не кажется таким же в вузе. Студенческая группа уже во втором семестре становится гомогенной настолько, насколько сходны учебные тезаурусы студентов. При этом, естественно, остаются существенными различия в их личностных качествах.

Социализация обучения противостоит его индивидуализации, но нужно развивать способности как к совместной, так и к индивидуальной деятельности. Гуманизация обеспечивает свободу мысли и выбор поведения, на нее работает развивающее и проблемное обучение, что невозможно без некоторого репродуктивного запаса знаний. Гуманитарный компонент в учебных дисциплинах должен быть, по сути, герменевтическим, т.е. истолковывающим и объясняющим учебный материал не только с позиции науки переднего края, но и на базе, доступной пониманию студента. О том, насколько трудна данная задача, — от невозможности простого и наглядного описания современных научных представлений до безнадежности их понимания и объяснения — говорит опыт всей системы преподавания (см.: Фейнман Р. КЭД — странная теория света и вещества. М., 1988). Этот довольно пессимистический взгляд опровергается тем, что в большинстве случаев на основе несложных выводов удается проследить логическую структуру и единство всего того, что иначе выглядело бы энцикло-

№ 4,2003

педическим собранием явлений и законов. Необходимо отвечать на вопрос «Почему?» во всех случаях, когда это возможно, объяснять, что ответ существует, когда он слишком сложен, и демонстрировать его на доступных примерах, также необходимо признавать, что есть в науке и такие факты, которые пока еще не нашли простого объяснения.

Трехфакторная модель общих способностей устанавливает связь между развитием интеллекта и обучением. Высокий уровень оперирования естественным вербальным языком способствует успешному обучению гуманитарным дисциплинам, его сочетание с языком пространственных форм обеспечивает успех в технических науках. Одновременное владение вербальным языком вместе с языками пространственных форм и формальных систем (числовых, знаковых, алгоритмических) ведет к успешности усвоения дисциплин физико-математического цикла (см.: Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Саратов,1990).

С самого начала развития человеческой культуры существовал интерес к миру, в котором мы живем. От созерцания мира люди перешли к детальному изучению явлений, удаляясь при этом, конечно же, от повседневного опыта, но в конце концов возвращаясь к нему результатами. Великим чудом науки стало открытие того, что природа познаваема даже в своих деталях. Она сложна уже в простейших моделях, требует знания математики, от которой отворачивается большая часть населения. Но математика как язык науки позволила открыть неожиданные связи в природе. Эти связи отражены в абстрактных моделях, позволяющих вскрывать природу явлений. Естественной человеческой жажде познания становятся доступны далекие во времени и в пространстве объекты, проникать в которые необходимо, чтобы разрешить фундаментальные проблемы человеческого существования, чтобы ответить на вопрос, почему мир таков, каков есть.

Мотивированность учения характеризует интерес обучающихся к получению знаний, приобретению умений и

навыков, своему развитию. Она бывает глубоко личностная, внутренняя, связанная с потребностью в совершенствовании, реализации духовных целей, ценностей, идеалов, расширением кругозора и эрудиции, общей образованности. Релевантная мотивация имеет прямое отношение к приобретению знаний, ирреле-вантная основана на внешних факторах, поощрениях и наказаниях. Ситуационная мотивация связана с необходимостью продемонстрировать знания и умения. По характеру отношений к потребностям различают две группы ценностей — конечные цели и промежуточные средства. Непосредственные мотивы деятельности включены в сам ее процесс — таковы познавательные мотивы и мотивы развития личности. Опосредованные связаны с целями и ценностями, которые лежат вне самой деятельности, но в какой-то мере ею удовлетворяются; к ним относятся социальные и стимульные мотивы, мотивы достижения успеха. Для учебной деятельности более значимы непосредственные мотивы. Лидирующим признается мотив понимания того, что знания пригодятся для успеха в жизни. Этот самый рациональный мотив имеет отложенный результат действия. Далее по убыванию значимости следуют мотив получения знаний для роста благосостояния, стремление расширить эрудицию, желание хорошо делать свое дело, поднять свой культурный уровень.

Повышение мотивации путем интеграции учебных дисциплин актуально и для вуза, и для школы. Этому способствует внедрение факультативных, элективных и специальных курсов, находящихся на стыке дисциплин. Особенно эффективны горизонтальные межпредметные связи, удовлетворяющие своевременные потребности в необходимых знаниях. Сложнее осознать потребность в знаниях «про запас», с отложенным спросом.

Вертикальные связи не всегда осуществляются в деятельности, больше декларируются и риторически обосновываются, они не могут обеспечить мотивацию изучения дисциплины на конкретном занятии. Однако необходимо поддерживать интерес и активность обучаемых,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

основываясь на учебном материале дисциплины, видах деятельности по его усвоению. Когнитивный диссонанс, возникающий при обнаружении противоречия или недостатка в знаниях при выполнении заданий, порождает переживание и побуждает к его устранению. Поддерживает интерес вовлечение в механизмы деятельности, что обеспечивается набором заданий, входящих в зону ближайшего развития обучаемых. Мощным ситуационным мотиватором оказывается выполнение заданий в режиме педагогического контроля, на основе которого может быть построена значительная часть занятия. Именно тогда возникает острая потребность в знаниях, удовлетворение которой обычно при контроле стараются пресекать, здесь же они могут стать элементом обучения. Такая вполне гуманистическая методика должна быть дополнена адекватными формами итогового или рубежного контроля особенно потому, что обычный экзамен антигуманен по отношению к обучаемым, он всегда сопровождается сильным стрессом, часто дезориентирует личность и не гарантирует ни объективности, ни достоверности оценки.

Проявляющаяся неудовлетворенность преподавателей и студентов системой оценки их общего труда заставляет искать новые формы и методы контроля, совершенствовать и изобретать способы измерения качества обучения. Принципиальная неметризуемость системы образования на творческом уровне владения изученным материалом допускает, однако, введение шкал обученности на уровнях фактов и понятий, проведения стандартных операций и даже определенных процедур. Это позволяет внедрять в учебный процесс закрытые тесты как наиболее объективную систему оценивания знаний, умений и навыков, а также кумулятивную оценку всех видов учебной деятельности, которая получила название рейтинговой. Глобальное применение последней и включение в ее структуру дисциплинарных элементов нарушают общие принципы дидактики и педагогики в целом, часто приводя к ее психологическому неприятию как сту-

дентами, так и преподавателями. Нужны такие формы, которые снимали бы болезненный синдром экзамена, ориентировали студентов на свободное владение и оперирование знаниями, но вместе с тем давали бы объективную и точную диагностику усвоения каждого из них. Письменная и тестовая формы экзамена значительно экономят время, унифицируют и объективизируют оценки, но они непременно должны завершаться собеседованием для того, чтобы экзамен смог выполнить обучающую и воспитывающую функции в полной мере, чтобы можно было не только оценить, но и помочь осмыслить недостатки в усвоении материала на том или ином уровне.

Для личностно ориентированного образования важно не только то, что усваивается, но и то, как усваивается — с опорой на память, репродуктивно, или активно, с привлечением всего личностного потенциала. Знать — не просто помнить и воспроизводить, при этом необходимо осмысливать и интерпретировать, извлекать усвоенное из памяти для осознанного использования, превращая обучение в подлинную школу развития мышления (см.: Андронов В.П. Духовность профессионала // ИО. 2002. № 4. С. 160—165). Гуманизация должна быть направлена на активное использование сведений о достигнутом уровне знаний каждого обучаемого, особенностях его восприятия иконической, символической и вербальной информации, типе мышления. Эти сведения практически невозможно иметь заранее, кроме того, нужно отслеживать их изменения в процессе обучения, проводить его необходимую индивидуальную коррекцию.

Гуманизация подразумевает сближение процесса обучения с мотивационными потребностями и наклонностями обучаемых, отражение их стремления к самовыражению, успеху, сопричастности, уважению. Она основывается на описании научных открытий, технических идей и технологий как общекультурных явлений. Естественно-научные и технические дисциплины оказывают не меньшее влияние на формирование личностных качеств, чем традиционно считаю-

№ 4,2003

щиеся таковыми гуманитарные. Воспитание личности осуществляется не через декларации, а в повседневной деятельности, через общение людей. Программа развития воспитания в системе образования России признает гуманистический характер образования актуальным для формирования ценностных мировоззренческих оснований согласия и терпимости, культуры мира на основе принципов природосообразности,культуросообраз-ности, эффективности, концентрации на

развитии личности, соответствии методов обучения требованиям времени. Опасны лишь идеологизированность образования и готовность к ней педагогической практики, которая уже ищет опору в катехизации или другой идеологической преемнице. Главный результат воспитания — привычки поведения, и путь к ним — повседневное закрепление их в подсознании как значимых для субъекта, его ценностных ориентаций и прагматичной функциональности.

Поступила 07.08.03.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т.В. Машарова, проректор по воспитательной и методической работе Вятского государственного гуманитарного университета, профессор,

С.В. Щенникова, ст. преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Арзамасского государственного педагогического института

В статье обосновывается потребность в реализации интегративного подхода к подготовке будущих преподавателей к творческой деятельности; представлена разработанная авторами интегративная модель такой подготовки, основанная на принципе интеграции.

In the article the necessity of realization of the integrate approach to preparation of a future teacher for creative work is substantiated; the integrate model of preparation of students for creative work, which is based on the unitized principle is presented.

Коренные изменения, произошедшие в последние годы в системе образования, связаны с усилением внимания к личности обучающегося как основной социальной ценности. Они предопределяют необходимость соответствующей модернизации системы подготовки педагога в вузе, обеспечивающей индивидуальное профессиональное становление будущего специалиста, максимальную реализацию его духовных, творческих возможностей.

Актуальными требованиями являются персонификация и субъективация профессионально-педагогической подготовки студентов, формирование их готовности к творческой педагогической деятельности, способности осуществлять качественные изменения в профессиональной сфере. Одной из предпосылок

© Т.В. Машарова, С.В. Щенникова, 2003

творческой деятельности является развитие профессиональной компетентности будущего педагога, заключающейся в системном единстве психолого-педагоги-ческих знаний, опыта, личностных качеств будущих специалистов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Становление творческой педагогической деятельности в рамках профессионального образования предполагает, с одной стороны, формирование психологической готовности студентов к ее осуществлению, наличие у них системы ценностей и приоритетов, определяющих поведение в конкретной ситуации, с другой стороны — сформированность системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих осознанное освоение педагогической техники и технологии. К сожа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.