Научная статья на тему 'Гуманистическая составляющая в образовании юристов'

Гуманистическая составляющая в образовании юристов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
320
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лаптинская Св

Гуманистическая составляющая в образовании юристов Лаптинская В.С. Гуманистическая составляющая в образовании юристов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic Component in Lawyers' Education Laptinskaya_V._S. This article is devoted to the necessity to form humanistic thought of law employees. The author proposes her plan of lectures on the formation of humanistic arrangements.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая составляющая в образовании юристов»

правовым определением понятия «услуга», предложенного Налоговым кодексом РФ.

Для гражданско-правовых отношений с пользователями услуг связи определение предмета договора в отношении требований к услугам данного уровня используется понятие «деятельность», которая конкретизируется перечислением конкретных действий: «прием, обработка, хранение, передача, доставка сообщений электросвязи», что подчеркивает правовую значимость каждого действия оператора при оказании услуг связи, и в частности мобильной, относящейся к электрическим видам связи. Тем не менее в локальных нормативных актах операторов мобильной связи понятие «услуга» определяется чаще всего как результат деятельности, т.е. имеется в виду положитель-

ный эффект от деятельности по оказанию услуг связи. Такое противоречие в использовании терминологии требует совершенствования и норм законодательства, и норм локальных нормативных актов, а также указывает на необходимость цивилистического исследования особенностей правоотношений по оказанию услуг мобильной связи.

Предложенная концепция предмета договора возмездного оказания услуг, а также некоторые аспекты исследования обязательственного правоотношения оказания услуг представляются интересными, однако требуют дальнейшей детальной разработки. В частности, необходимо исследование категорий блага и интереса в рассматриваемых правоотношениях, в том числе с отражением философских концепций этих понятий.

Литература

1. Швырев B.C. Деятельность и общение. Введение в философию. М., 2004.

2. Егоров Н.Д. Гражданское правоотношение. Учебник гражданского права. Т. 1. М., 2003.

3. Алексеев C.C. Об объекте права и правоотношения. М., 1978.

4. Cанникова Л.В. Об объекте обязательственного правоотношения // Государство и право. 2004. № 10.

С.В. Лаптинская

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБРАЗОВАНИИ ЮРИСТОВ

Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань

Коренные изменения общественно-экономических отношений в стране, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности правоохранительных органов, следственного аппарата, повышение качества прокурорского надзора выдвигают перед системой высшего профессионального образования задачу кадрового обеспечения правовой реформы. Например, согласно ст. 3 7 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», на должности следователя, прокурора могут быть назначены «граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности» [1].

Анализ деятельности прокурорско-следственных работников показал, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, в личностном отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Как отмечают многие ученые [2; 3; 4, с. 268; 5-7], специально изучавшие труд юриста (прежде всего следователя, прокурора, судьи), профессиональная пригодность к работе в правоохранительных органах в большей мере зависит от вы-

сокого уровня общего развития личности, нежели от каких-то специальных способностей.

Несмотря на острую необходимость педагогического обеспечения всех этих потребностей на подлинно научной основе, подобная работа никогда ранее в вузе, в отличие от органов безопасности, МВД, не проводилась [2]. Между тем это серьезное упущение, так как личность наиболее активна в процессе своего профессионального становления.

Термин «преступная личность» обозначает особый тип людей. По аналогии и слово «юрист» (а особенно юрист - сотрудник правоохранительных органов) должно обозначать человека - носителя определенных свойств, так как «законы, - как справедливо считал Гельвеций, - обязаны своей силой нравам» [3, с. 34].

Отсутствие у представителей правопорядка определенных моральных и нравственных качеств негативно отражается на общественном сознании вообще [8].

Если попытаться вывести основную черту, своеобразную доминанту этого народного творчества -прямого отражения обыденного сознания широких масс населения, - то такой доминантой окажется неверие в право и правосудие.

Парадигмальная установка сегодняшней жизни такова, что мы стремимся дать обществу такое моло-

— 11У —

дое поколение, которое относилось бы к праву как к системе нормативно-обязательного регулирования поведения личности. Система образования стремится к тому, чтобы социальная активность личности полностью раскрывалась в самом широком использовании права, а не только при соблюдении законов в повседневной жизни. Ведущую роль в этом процессе должно сыграть новое поколение юристов.

Новые социально-экономические условия, которые переживает Россия, существенно обостряют вечную проблему образования - поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы - целеполагания. Целевой компонент любой образовательной системы определяет конкретику средств достижения этих целей, критерий оценки полученных результатов, возможные коррекции самого хода воспитательно-образовательного процесса.

Именно цели обучения, воспитания и развития учащихся в их естественном триединстве, с одной стороны, предопределяют ценность образования, а с другой - позволяют наполнить конкретным содержанием и другие аспекты образования.

Отмечено [9], что к числу психических особенностей личности работника правоохранительных органов должно относиться и устойчивое правосознание: убежденность в необходимости своей профессиональной деятельности, твердая уверенность в силе и справедливости закона - все это усиливает моральный потенциал личности [10].

В современных условиях учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, обладающей высоким уровнем правосознания и гражданственности. Одним из путей решения этой задачи является формирование системы гуманистических ценностей у студентов-юристов. Реализация этой задачи позволит выпустить из стен юридического вуза более крепкую высоконравственную личность, профессионала и гражданина своей страны.

Совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством, - то, что мы называем правом, - не является неким социальным артефактом: право - в определенный период времени или в определенном государстве - является отражением постоянно изменяющейся жизни общества, поэтому можно говорить о картине права как отражении жизни данного общества в определенный период. И нет такого периода истории, изучая который мы могли бы сказать, что те, кто стоял во главе любой системы власти, не заботились о сохранении и развитии права.

Выдающаяся заслуга Петра I заключается в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за соблюде-

нием законов. Вначале это был институт фискалов, а затем - прокуратура. Первым министром юстиции России и одновременно генерал-прокурором стал знаменитый русский поэт Г авриил Романович Державин.

Но другой русский писатель - Л.Н. Толстой - констатировал: «Народ слово “право” никогда не употребляет» [11, с. 30]. Подтвердить слова великого русского писателя можно, взяв в руки книгу «Юридические пословицы и поговорки», изданную в 1885 г

Неплохо зная юриспруденцию, Л.Н. Толстой нашел уничтожающие характеристики для каждой отрасли права, а спор в науке государственного права, отразивший в общей форме юридических конструкций борьбу между защитниками старых профеодаль-ных государственных структур и выразителями буржуазно-демократических, конституционных установок, охарактеризовал как «удивительные глупости» [12].

Правовой нигилизм стал естественным наследием способов правления русского самодержавия, многовекового крепостничества, лишившего массу людей правосубъектности, следствием репрессивного законодательства, несовершенства правосудия. А.И. Герцен имел достаточно оснований сказать: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает и правительство» [13, с. 251]. Вряд ли можно сказать, что данное высказывание Герцена совсем неактуально для современной России.

Отсутствие общей культуры у наших студентов-юристов, отсутствие в их мировоззрении системы гуманистических ценностей является той почвой, на которой развивается правовой нигилизм. С целью исправления данного положения в нашем образовании мы разработали факультативный курс «Человек есть мера всех вещей» (см. таблицу ниже).

Тезисный план вводного лектория

Занятие 1.

Тема: «Главные вопросы человеческой жизни: для чего мы живем и как быть счастливым?»

Вид занятия - лекция с элементами полилога.

Тезисный план:

Появление и присутствие человека в жизни природы - это не случайность. «Как только представлю себе, что все живое на Земле возникло случайно, а значит, никому не нужно, на душе становится так тоскливо, что хочется умереть» (А.Эйнштейн).

Природа интеллектуальной и духовной активности человека. «Дух человеческий так же необъятен, как Вселенная. Но поставить между ними знак тож-

дества нельзя, ибо человек постоянно стремится к проявлению своего «Я», а Вселенная пассивна, она -лишь материал для творчества Бога» (И. Кант).

Любая энергия только тогда имеет созидательную сущность, когда она целенаправлена, целеположена. «Скажи, куда и для чего, - и горы я сверну!» (И.В. Гёте).

«Несчастье - это бесцельное и никому не нужное существование. Если несчастный человек умер, то это еще не значит, что он жил» (Конфуций).

«Философия для того и нужна, чтобы помочь человеку найти счастье» (Сократ).

Занятие 2.

Тема: «Четыре позиции для ответа на вопрос: что такое человек?» (Сократ, Платон, Диоген, Эпикур).

Вид занятия - театрализованная лекция.

Тезисный план:

Человек наедине со своим «Я». Ложная боязнь одиночества. Смысл изречения Хилона из Эфор (596 -528 гг. до н.э.): «Познай самого себя».

«Счастье - это одержание постоянных побед над своими пороками. Борьба с собой и победа над собой - единственный путь к познанию себя и обретению гармонии с собой», - позиция Сократа (469 -399 гг. до н. э.).

Применение театрализованного эпизода басни Эзопа.

«Мир возник случайно. Также случайно, в любой момент, он может исчезнуть. Поэтому нужно ловить наслаждение момента - вот и вся мудрость жизни», - позиция основателя гедонизма Эпикура (341- ? гг. до н. э.).

Применение театрализованного эпизода из пьесы

А.П. Чехова «Вишневый сад» (монолог Раневской «Несчастная моя жизнь!»).

«Человек рожден для глубокого свободного мышления и труда, видя результаты которого он обретает счастье», - такова позиция основателя «разумного эгоизма» Диогена (400-323 гг. до н. э.).

Применение театрализованных эпизодов из трагедии И.В. Гёте «Фауст» ( начальный и заключительный монологи Фауста).

«Счастье и цель жизни человека заключаются в том, чтобы создать из себя Человека», - позиция Платона (428 - 347 гг до н. э.).

Применение театрализованного эпизода из романа Ю. Семёнова «Семнадцать мгновений весны» -диалог пастора с фашистским агентом.

Занятие 3.

Тема: «Что такое жизненная позиция?»

Вид занятия - лекция с элементами диспута.

Тезисный план:

Тайна и чудо человеческой жизни в понимании Аврелия Августина (354-430) «Душа - жилица двух миров».

Можно ли утешиться философией? Что хотел сказать Боэций (480-524) своим трактатом «Утешение философией»: «Когда ум дерзает, душа поет»?

«От разума - печаль и наслажденье, от разума -величье и паденье». Комментарий высказывания иранского философа Фердоуси (ок. 934 - ум. 1020): «Человек и Бог - две части песочных часов жизни»: к каким выводам приводит размышление над тезисом Эразма Роттердамского (1466-1536)?

Занятие 4.

Тема: «Комфортное ощущение себя в жизни общества: рациональный и интуитивный подходы к проблеме».

Вид занятия - лекция с литературными иллюстрациями (если есть технические возможности, то с киноиллюстрациями).

Тезисный план:

«Я» как часть «Мы» - это счастье, «Я» как противопоставление «Они» - трагедия. Комментарий основных положений трактата Ф. Петрарки (1304-1374) «О собственном незнании и о многом другом». Литературная иллюстрация: стихотворение С. Черного «Есть горячее солнце...».

«Жизнь удобна, когда она прочна, а она прочна, когда человек не отвержен Богом» - о понимании учения Н. Кузанского (1401-1464), изложенного в трудах «О Богосыновстве» и «Об охоте за мудростью». Литературная иллюстрация: монолог Ивана Карамазова «Великий инквизитор» (роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).

«Человек обустраивает не только свой дом, но и свою жизнь» - изложение и комментарий мыслей Т. Кампа-неллы (1568-1639) из его работы «Философия, заказанная ощущениями». Литературная иллюстрация: монолог Базарова «На сеновале» из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

«Счастлив тот, кто воспитает себя счастливым» -что хотел сказать Дж. Локк (1632-1704) в работе «Мысли о воспитании».

Занятие 5.

Тема: «Я - творец своего счастья?»

Вид занятия - студенческая конференция с лекционным выводом.

Темы сообщений (раздаются за месяц):

История стихотворения А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?..» и ответа митрополита Московского поэту.

Фауст и его трудный путь.

Метафизика счастья заключенных ГУЛАГ а.

Теодицея и предопределенность человеческой судьбы.

Собственная философия жизни. Возможна ли она?

Занятие 6.

Тема: «Что такое нормативно-ценностная система общества?»

Вид занятия - лекция с элементами психологического самоисследования.

Тезисный план:

Устойчивое неравновесие бытия общества и человека в нем.

Нормы и ценности - каркас общественной жизни.

В какую нормативно-ценностную систему мы готовимся вступить?

Какие варианты моего бытия в этой системе я вижу?

Занятие 7.

Тема: «Человек счастлив ровно настолько, насколько он позволяет себе быть счастливым».

Вид занятия - лекция-экскурсия (сначала - в исправительно-трудовую колонию № 9, потом - в художественный музей на постоянную экспозицию «Наши современники»).

Тезисный план:

«Если ты уподобился червяку, не обижайся, когда тебя растопчут» (И. Кант). Комментарий к рассказу о том, что привело молодых ребят в колонию.

«Никогда не поздно стать человеком. Оступиться не стыдно. Стыдно не подняться». Комментарий к словам Шопенгауэра на примере судеб бывших зак-

люченных, успешно вышедших из жизненных испытаний и исправивших свои ошибки.

(В художественном музее.) «Человек счастлив тогда, когда он имеет желание и возможность реализовать себя и быть полезным». Тезис Шопенгауэра прокомментировать на примере экспозиции «Наши современники».

Занятие 8.

«Как найти свою жизненную дорогу и не сойти с нее?»

Сакраментальные вопросы человечества: каковы они и от чего зависит ответ на них?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каковы позиции буддизма, христианства и ислама в ответе на вопрос о смысле жизни и счастье?

Что такое «гедонизм» и «разумный эгоизм»?

Почему именно Сократа называют основателем философии человека?

Почему учения Хилона и Платона считаются самыми актуальными при выборе жизненного пути?

№ занятия Тема занятия Вид занятия Кол-во часов

1 Главные вопросы человеческой жизни: для чего мы живем и как быть счастливым? Лекция с элементами полилога 2 и 2 тренинг

2 Четыре позиции для ответа на вопрос: что такое человек? Т еатрализованная лекция 2 и 2 тренинг

3 Что такое «критическое мышление»? Правы ли Ильф и Петров: «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе»? Лекция с элементами диспута 2 и 2 тренинг

4 «Комфортное» ощущение себя в жизни общества: рациональный и интуитивный подходы к проблеме (догматическое, защитное и критическое мышление) Лекция с литературными иллюстрациями 2 и 2 тренинг

5 Я - творец своего счастья? (Фатализм и философский оптимизм: какая позиция правильная и есть ли компромисс?) Студенческая конференция с лекционным выводом 2 и 2 тренинг

6 Что такое нормативно-ценностная система общества? Она нас формирует или мы ее? Лекция с элементами психологического самоисследования 2 и 2 тренинг

7 «Человек счастлив ровно настолько, насколько он позволяет себе быть счастливым» (Конфуций) Лекция-экскурсия 2 и 2 тренинг

8 Как найти свою дорогу и не сойти с нее? Лекция 2 и 2 тренинг

Реализация данного курса дала существенные ре- монографии «Система формирования личности спе-зультаты, проанализированные и описанные в нашей циалиста-юриста» (Смоленск, 2005).

Литература

1. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 г.

2. Виноградов М.В. и др. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел. М., 1982.

3. Гельвеций К.А. Избр. соч. М., 1976.

4. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

5. Романов В.В. Социально-психологические аспекты повышения качества подготовки и эффективности использования работников юстиции // Опыт и актуальные проблемы идейно-политического, нравственного и профессионального воспитания кадров юстиции. М., 1980.

6. Роща А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел. М., 1988.

С. В. Лаптинская. Методологические основы формирования гуманистических ценностей.

7. Чернышева Г.В. Социально-психологические проблемы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел. Домодедово, 1993.

8. Юридические пословицы и поговорки русского народа. Опыт системного, по отделам права, собрания юридических пословиц и поговорок русского народа / Сост. И. Иллюстров. М., 1885.

9. Зорин А.М. и др. Концепция развития юридического образования и ее реализация в подготовке военных юристов // Советское государство и право. 1990. № 9.

10. Михайлов А.И. и др. Научная организация труда следователя. М., 1974.

11. Литературное наследство. 1979. Т. 90. Кн. 4.

12. Смолярчук В.И. Л.Н. Толстой о праве и юридической науке // Советское государство и право. 1978. № 9.

13. Герцен А.И. Собр. соч. Т. 7. М., 1950.

С.В. Лаптинская

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань

Психология и педагогика высшей школы на рубеже XXI в. вынуждены были констатировать: ни экономические, ни политические, ни культурные преобразования на пути вхождения России в индустриально развитое сообщество не будут устойчивыми и успешными без параллельного и даже опережающего изменения менталитета людей - системы идеалов, ценностей и норм, а также алгоритмов воспитания, мышления и реакции на внешние факторы. Поэтому система образования становится предметом исследования не только педагогов и психологов, но и социологов [1, с. 95-100].

Исследуя личность специалиста-юриста, мы говорим не только об обществе в целом, но и о судьбе человека, который выбрал данную профессию, и если этот выбор будет укреплен соответствующим мировоззрением, то выиграет от этого не только сам специалист, но и все общество. А. Асмолов строил свое исследование [2, с. 11] на убеждении в том, что жизненный путь личности - это не движение по предначертанному кругу, а попытки порвать этот круг В этом же ключе рассуждает и И.С. Кон [3].

За предельно короткий срок, с 1985 г., в общественном сознании феномен «советского человека» трансформировался в многоликий портрет «россиянина». Особенностью этого процесса является ценностной конфликт молодого и взрослого поколений. В.Т. Лисовский [4] утверждает, что кризис в российском обществе породил особый, нетрадиционный конфликт поколений.

В.Т. Лисовский [4, с. 20] выделил также антропологическое поколение, хронологическое и символическое. На наш взгляд, студенчество подходит под определение исторического поколения, но студенчество как социальная реальность предполагает существование совокупности людей в виде некоторого взаимосвязанного относительного единства. Относитель-

ного, потому что приобретающий профессию молодой человек - это будущий учитель, юрист, строитель и т.д. И все-таки в целом в отношении учащегося как объекта воспитания (период воспитания проходит каждый студент) мы должны выделить 3 подхода: психолого-педагогический, социологичекий и институциональный.

Психолого-педагогический подход к жизни человека предполагает в рамках воспитательного процесса концентрацию усилий на самоосуществление индивида и на желание индивида самоосуществляться [5, с. 34].

Социологический подход позволяет соотнести психологию человека с окружающей его социологической реальностью именно в процессе воспитания и образования [6].

Институциональный подход должен рассматриваться в рамках какого-либо института, например института образования. В границах институционального подхода образование есть не что иное, как взаимодействие социальных групп, определенным образом организованное для достижения целей и выполнения задач обучения, воспитания, развития личности, профессиональной подготовки.

Как полагает М.А. Розов, в основе динамики осмысления молодым человеком своей деятельности «лежат отступления от образца», искажения нормы и закрепление их в практике. Он сравнивает эти процессы с игрой в «испорченный телефон», когда информация передается с существенным искажением [7, с. 125-172].

Какие же факторы сыграли решающую роль при распределении статусных позиций в новой системе ценностей?

Определить - это значит сформировать базис универсальной модели формирования личности будущего специалиста. При построении этой модели можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.