Научная статья на тему 'Гуманистическая педагогика и тренды современного российского социума'

Гуманистическая педагогика и тренды современного российского социума Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
707
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИЗМ / MODERN EDUCATION / HUMANISTIC PEDAGOGY / HUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бенин Владислав Львович

Статья продолжает осмысление основных идей, предложенных авторами манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век». В чем суть предлагаемых манифестом новаций? Насколько востребован гуманистический пафос современной педагогики? В стратифицированном обществе культура также стратифицирована и настроена на самовоспроизводство. Когда же одна из культур навязывает свои ценности всем, ничего, кроме распространения ханжества и лицемерия, быть не может. Мораль иных социальных групп не усваивает предложенные ей ценности, а принимает их как догмы, как внешнюю форму, под которой скрывается не соответствующее ей содержание. Каковы в этих условиях пути развития современного образования? Эти вопросы адресованы всей заинтересованной педагогической общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бенин Владислав Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic Pedagogy and Trends of Modern Russian Society

What is the essence of the proposed innovations in Manifesto “Humanistic pedagogy: XXI Century?” How humanistic pathos of modern pedagogy demand? What are the ways of development of modern education? These questions are addressed the entire teaching community concerned.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая педагогика и тренды современного российского социума»

УДК 37.0+316.7

Бенин Владислав Львович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, vlbenin@mail.ru, Уфа

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА

Аннотация. Статья продолжает осмысление основных идей, предложенных авторами манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век». В чем суть предлагаемых манифестом новаций? Насколько востребован гуманистический пафос современной педагогики? В стратифицированном обществе культура также стратифицирована и настроена на самовоспроизводство. Когда же одна из культур навязывает свои ценности всем, ничего, кроме распространения ханжества и лицемерия, быть не может. Мораль иных социальных групп не усваивает предложенные ей ценности, а принимает их как догмы, как внешнюю форму, под которой скрывается не соответствующее ей содержание. Каковы в этих условиях пути развития современного образования? Эти вопросы адресованы всей заинтересованной педагогической общественности. Ключевые слова: современное образование, гуманистическая педагогика, гуманизм.

Чем обусловлена постановка вопроса? Рубеж 2015-2016 гг., похоже, стал поворотным в истории отечественной гуманистической педагогики. На эту мысль наводит несколько, казалось бы, разрозненных событий, ознаменовавших названный период истории Отечества.

Начнем с того, что 11 октября 2015 г. на сайте «Новой газеты», за подписью 14 человек, в числе которых руководители институтов и председатели разных советов при Минобрнауки РФ, советник и бывший заместитель министра образования, профессора, представители ВШЭ, агентства стратегических исследований и др., был опубликован манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век», в котором авторы изложили свое видение как основных проблем современной школы, так и путей их решения [6]. Не станем анализировать названный текст, заслуженно вызвавший немало нареканий. Важнее другое. Подписавшиеся под манифестом сочли необходимым и своевременным привлечь внимание научно-педагогический общественности к тому, что «общество способно двигаться вперед, только опираясь на веру в человека, на культуру достоинства. Образование - великая сила. Оно способно сформировать новое поколение, которому не будет страшно настоящее и которое ответит на вызовы будущего. Основанное на гуманизме, на пушкинском "самостоянье человека", образование позволит ребенку состояться» [6].

Напомним, что возникшая в середине ХХ в. и с 90-х гг. ставшая официальной образовательной политикой в России гуманистическая педагогика - «это педагогика, развивающаяся на идеях гуманизма. В центре внимания такой педагогики - уникальная целостная личность учащегося, стремящегося к максимальной самоактуализации, самореализации. Сторонники гуманистической педагогики видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности... В основе гуманистической педагогики лежат принципы: гармонизации отношений личности и общества в целях эффективного взаимообусловленного развития; проектирования прогрессивных изменений в ребенке; синтеза гуманистических и директивных методов в воспитании; учета и предвидения влияния социума на развитие личности» [1].

В чем же тогда проблема и есть ли она? В контексте названного понимания педагогики вторым знаковым событием, на наш взгляд, стало заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что «сегодня мы говорим о глобальной ереси человеко-поклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли» [При-

водится по: 8]. Нет надобности доказывать, что озвученная позиция Патриарха непримирима с вышеупомянутыми идеями гуманистической педагогики.

И хотя де-юре это всего лишь мнение лидера одной из общественных организаций («Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками...» [7]), де-факто оно претендует на нечто большее, чем мнение «одного из.». Думается, не случайно российские «власть придержащие» оставили это высказывание без комментариев.

Имплицитной идеей гуманистической педагогики была уверенность в образовании как абсолютном благе; в том, что «ученье -свет» и «знаний много не бывает» (отсюда, кстати, вытекает и новомодный принцип «От образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь!»). Поэтому третьим знаковым событием нам представляется заявление вице-премьера Правительства РФ по социальным вопросам Ольги Голодец о том, что высшее образование не имеет надобности для двух третей населения страны [3].

Что представляет собой гуманизация образования? Одна из величайших идей в истории или плод «безумца, который навеял человечеству сон золотой»?1

Вспомним методологические подходы к этому вопросу. Известно, что гуманизм появился как культурное движение эпохи Возрождения. Это время Савонаролы и Цезаря Борджиа, которое отнюдь не было «золотым веком» в истории человечества. В нем удивительно переплелось бликующее кострами инквизиции аскетическое мракобесие и необузданный разврат. Вот как пишет А. Ф. Лосев: «Всякого рода разгул страстей, своеволия и распущенности достигает в возрожденческой Италии невероятных размеров. Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так что приходится неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам "ради денег делаться сводниками проституток". Монахини... предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелеты как по-

1 Из стихотворения П.-Ж. де Беранже «Безумцы».

следствия этих оргий. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами» [4, с. 122].

Все это, а не «Божественная комедия» или «Декамерон», характеризует общественное настроение умов эпохи зарождения гуманизма. И если допустить, что приход гуманизма был реакцией на осознание всей глубины морального падения общества, то ему в современной России самое время. Так как только слепой не увидит моральной деградации там, где губернаторы берут многомиллионные взятки, прокуроры «крышуют» подпольные игорные дома, а в итоги выборов не верят ни кандидаты, ни избиратели.

Терминологически гуманизм связан с понятием «гуманитарные студии» (studia humanitatis), как с XIV в. назывался комплекс учебных дисциплин, состоящий из грамматики, риторики, поэзии, истории и этики. Под «человеческим» (humanitas) гуманисты эпохи Ренессанса понимали те личностные качества, которые для своего формирования требуют специальной тренировки: изысканности вкуса, красоты языковых форм и речи, утонченного отношения к жизни, способности вызывать ответную симпатию. В. Ф. Шаповалов обращает внимание на явную эстетическую направленность в понимании человеческого у основоположников идеи гуманизма. Он особо (и совершенно правомерно) подчеркивает, что возрожденческий гуманизм является в первую очередь эстетическим феноменом, и это всегда надо иметь в виду уже по той причине, что гуманизм в позднейшей традиции чаще ассоциируется не с эстетической, а с нравственно-этической направленностью [11]. Но гуманизм западноевропейского Возрождения «не имеет с таким пониманием ничего, или почти ничего общего. Конечно, в нем присутствует и нравственный момент. Однако он понимается специфически и стоит далеко не на первом месте» [11, с. 177].

Давая характеристику той эпохе, Гегель подчеркивал, что именно тогда «стали полагать, что для мыслящего разума может быть истиной нечто такое, что не является истинным для теологии» [2, с. 109]. До тех пор, пока в соответствии с классической средневековой схоластикой человек рассматривал-

ся как высшее божественное творение, любая идея улучшить его была греховна, ибо посягала на усовершенствование того, что сотворил Господь. Гуманисты эпохи Возрождения решительно преодолели христианскую антропологию, рассматривавшую человека в качестве хотя и греховного, но все же венца божественного творения. Они по-новому истолковывали средневековые христианские представления о личности, утверждая, что божественной природой каждому человеку дана возможность возвыситься и стать более или менее исключительным. При этом возвышение достигается не происхождением, а ученостью. Но как только появляется идея о том, что человек не есть венец божественного творения, проявляется и соблазн его «подправить». Поэтому главная идея гуманизма - идея усовершенствования человека и формирования гармонически развитой, творческой личности - так или иначе не может не нести в себе определенной атеистической составляющей, что делает ее судьбу в современной России весьма неоднозначной.

Попытаемся исследовать традиционные идеи гуманистической педагогики в контексте современных реалий. Гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему его достоинства. Достоинство заключено прежде всего в признанной за человеком возможности возвыситься от «дикого», «варварского», «животного» состояния до истинно человеческого за счет самосовершенствования. Данте излагает принципиальный постулат гуманизма, гласящий, что цель и блаженство земной жизни человека заключается «в проявлении собственной добродетели» безотносительно к господствующим установкам [Цит. по: 11].

Каждый человек ориентирован на собственные идеалы, которые могут как соответствовать, так и не соответствовать провозглашенным моральным установкам. Нравственные устремления отдельной личности бывают как выше, так и ниже предела общественных установок. И в том, и в другом случае мораль служит не только регулятором межличностных отношений, но и регулятором нравственных устремлений отдельного человека. С этой точки зрения мораль выступает в роли некоего среднеа-

рифметического распространенных в обществе нравственных представлений, и каждая идея, проходя через индивидуальное сознание, возвышается или опускается до уровня этого сознания. Поэтому одинаковые, внешне тождественные воздействия на людей вызывают в них неодинаковые отклики.

Один из крупнейших мыслителей XX в. Бертран Рассел подчеркивал, что нет способа заставить людей делать вещи, которые они не желают делать [9]. Поэтому навязывание любых (в том числе и гуманистических) нравственных ценностей является насилием над свободой личности, и потому оно безнравственно. А стремление навязать всем единый моральный шаблон (пусть даже гуманистический), которому люди не могут следовать по целому ряду объективных и субъективных причин - морализаторство.

Морализаторство опирается на страти-фицированность общества, на его разделение по принципу «лучших и худших», воспитателей и воспитуемых. В качестве воспитателей при этом выступают представители одной социокультурной группы (сегодня все чаще эту роль примеряют на себя клерикальные круги). Но дело в том, что ошибочно рассматривать культуру как систему уровней, при которой стоящих на нижних ступенях надо поднимать до уровня высших, а в качестве идеала и цели рассматривать верхнюю кромку самого высокого уровня. Каждая социальная группа имеет свою культуру с присущими ей ценностями. Культуры разных социальных групп не составляют возвышающихся одна над другой ступеней пирамиды Джосера. Они лежат в одной плоскости, сосуществуют в одном социальном времени и пространстве, но достаточно автономны.

Ценностей «чужих» культур не воспринимает культура другой социальной группы, поскольку представляет собой целостное явление, сложившуюся систему с апробированными и устоявшимися связями. Чужеродные элементы ею отвергаются, поскольку любая культура настроена на самовоспроизводство. Когда же одна из культур навязывает свои ценности всем, ничего, кроме распространения ханжества и лицемерия, быть не может. Мораль иных социальных групп не усваивает предложенные ей ценности, а принимает их как догмы, как

внешнюю форму, под которой скрывается несоответствующее ей содержание. Нормы жизни в Средней Азии и на Северном Кавказе при Советском Союзе и после это наглядно демонстрируют.

Обратимся еще к одной великой гуманистической идее - идее формирования всесторонне развитой творческой личности. Эта идея, конечно же, красива, но эмоционально не может вызвать ничего, кроме сочувствия. Но в какой мере она реальна? Сегодня мы можем размышлять об этом исходя из науковедения не XV, а начала XXI в.

Мир культуры безграничен. Ежегодно в культурный оборот вводятся тысячи новых наименований книг, сотни и сотни новых наименований живописных, музыкальных, скульптурных произведений... И это не говоря о сфере научной деятельности, где приращение знания и накопление опыта (а культура и составляет ассоциированный накопленный опыт человечества) в последнее время происходит очень быстро, удваиваясь в среднем раз в десять лет.

В рамках одной жизни освоить все это невозможно. Поэтому культуру всегда осваивают избирательно, т. к. огромное количество ее ценностей остается невостребованным. И эта невостребованность носит объективный характер. Следовательно, гармонично и всесторонне развитая личность -утопия. Неслучайно вот уже двадцать лет мы «болеем» компетентностным подходом.

Возможно, отказавшись от идеи всесторонности, можно оставить идею формирования творческой личности. Но достижимо ли в принципе формирование всех и каждого как неповторимой творческой личности? Социальное существование людей повседневно подтверждает, что жизнедеятельность индивида выступает возмущающим моментом по отношению к общественному укладу. Это касается не только различных антиобщественных проявлений. Не менее конфликтным оказывается любое творческое деяние личности, потому что оно вносит перебои в налаженный ритм общественных технологий, будь то производственные процессы, устоявшиеся общественные взаимодействия или даже принятые формы общения. И это вполне объяснимо, ведь налаженная организация деятельности между сотрудничающими людьми выступает едва

ли не самой эффективной производительной силой. При этом чем выше организация, тем сильнее ее консервативное воздействие на индивида.

С помощью всех своих институтов, подчеркивал А. Швейцер, общество будет прилагать усилия к тому, чтобы держать человека в выгодном для себя состоянии безликости. Оно боится человеческой личности, ибо в ней обретают голос дух и правда, которым оно предпочло бы никогда не давать слова [12]. Поэтому определенное ограничение творческой свободы личности имеет объективный характер и в той или иной мере присуще любой системе как средство обеспечения собственной безопасности. Потому и попытка сделать творцом каждого человека для общества была бы если не самоубийственна, то уж, по меньшей мере, разрушительна.

Что доказывает сказанное? Если общество не заинтересовано в массовом производстве творческих личностей, может ли добиваться этого педагог? Государство доверяет ему подрастающее поколение для того, чтобы он формировал у этого поколения те цели и идеалы, которые необходимы данному государству. Следовательно, учитель обязан проводить государственную идеологию, тем самым играя роль элемента пропагандистской машины. Отметим, что даже если учитель преподает в частном учебном заведении, его свобода все равно весьма условна, ибо ограничена государственным образовательным стандартом. Следовательно, учитель - проводник государственной идеологии и его обязанность эту идеологию насаждать.

Один из оригинальнейших мыслителей советского времени М. К. Мамардашвили, обосновывая свой «закон инакомыслия», утверждал, что всякая идеология стремится дойти в своем систематическом развитии до такой точки, где ее эффективность измеряется не тем, насколько верят в нее люди и как много таких людей, а тем, что она не дает думать и не дает сказать [5]. Главная цель гуманистической педагогики - ребенок, творчески созидающий себя сам, - явно противостоит целям государства, которое заинтересовано в тиражировании граждан, послушных законам и не слишком задумывающихся над их сущностью. Э. Фромм

подчеркивал: «Если бы власть не желала эксплуатировать подчиненных, не было бы необходимости управлять на основе страха и эмоционального подавления; она могла бы поощрять рациональность суждений и критицизм - но в таком случае рисковала бы обнаружить себя некомпетентной. Именно потому, что интересы власти поставлены на карту, она предписывает послушание как главную добродетель, а непослушание как главный грех» [10, с. 27-28]. Заметим: послушание, а не творчество.

Ценность гуманистической педагогики состоит не в привитии умения приспосабливаться к доминирующим идеям, а в овладении навыками им противостоять. Функция социальной критики имплицитно присуща гуманистическому мировоззрению. Собственно, наличием социальной критики оно и отличается от политической конъюнктуры и апологетики. Но та же функция делает его крайне неудобным для власти, образно говоря, всегда опасающейся, что «... польза философии не доказана, а вред от нее возможен»1.

Результаты исследования. Каков же вывод?

Гуманизм ставит во главу угла человеческие интересы и человеческую значимость. Очевидно, что в основе всех конкретных форм гуманизации жизнедеятельности

должны лежать такие ее направления, которые повышают видовую устойчивость человека. Очевидно, что в основе гуманизации должны лежать такие направления образования, которые повышают видовую устойчивость человека. Отсюда следуют и основные направления гуманистической педагогики:

- во-первых, обучение поддержанию и совершенствованию устойчивости организма на уровне совершенствования внутренней среды (физическое и нравственное воспитание);

- во-вторых, обучение поддержанию и совершенствованию благоприятных условий внешней среды (экологическое воспитание);

- в-третьих, формирование способности создавать информационные модели мира (познавать мир, внешнюю и внутреннюю среду обитания человека);

- в-четвертых, формирование способности избегать неблагоприятные и выбирать благоприятные условия внешней среды (на основе информационного моделирования грядущих ситуаций);

- в-пятых, развитие навыков в активном формировании благоприятных для жизнедеятельности условий внешней и внутренней среды (благоприятных экологических условий и хорошего здоровья).

Библиографический список

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. - URL: https://refdb.ru/ look/2054801.html/ (дата обращения: 24.12.2016).

2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: в 14-ти т. -M. - Л., 1929-1959. - T. 9. Лекции по истории философии. - Кн. 3. - М.: Соцэкгиз, 1935. - 560 с.

3. Белов Данила. Голодец заявила о ненужности высшего образования для двух третей россиян [Электронный ресурс]. - URL: http: // metronews.ru>.. .golodec.. .nenuzhnosti-vysshego... tretej... (дата обращения 23.12.2016).

4. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.

5. Мамардашвили М. Закон инакомыслия // Здесь и сейчас. - 1992. - № 1. - С. 10-14.

6. Манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век» [Электронный ресурс]. - URL: http: // s06004.edu35.ru/attachments/article/3401/Manifest. pdf. (дата обращения: 20.12.2015).

7. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ. - URL: http://www. Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 17.12.2016).

8. Патриарх о правах человека [Электронный ресурс]. - URL: http: //christ-civ. livejournal. com/ 550595.html (дата обращения: 17.12.2016).

9. Рассел Б. Словарь разума, материи, морали. - Киев: Port-Royal, 1996. - 365 с.

10. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

1 Афоризм министра народного просвещения Российской империи П. А. Ширинского-Шихматова. Цит. по: Никитенко А. В. Дневник. В 3 т. - Л.: ГИХЛ,1955. - Т. 1. - С. 334.

_РАЗМЫШЛЕНИЯ. ОБСУЖДЕНИЯ_

11. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От 12. Швейцер А. Упадок и возрождение куль-классики к современности. - М.: ФАИР-ПРЕСС, туры. Избранное. - М.: Прометей, 1993. - 512 с. 1998. - 576 с.

Поступила в редакцию 11.11.2016

Benin Vladislav L'vovich

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., head of the Cultural and Social-Economic Sciences chair, Bashkir State Pedagogical University the Name of M. Akmully, vlbenin@mail.ru, Ufa

HUMANISTIC PEDAGOGY AND TRENDS OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

Abstract. What is the essence of the proposed innovations in Manifesto "Humanistic pedagogy: XXI Century?" How humanistic pathos of modern pedagogy demand? What are the ways of development of modern education? These questions are addressed the entire teaching community concerned. Keywords: modern education, humanistic pedagogy, humanism.

References

1. Bezrukova, V. S. Osnovy duxovnoj kul'tu-ry (e'nciklopedicheskij slovar' pedagoga) [Basics of Spiritual Culture (Encyclopedic Dictionary of the teacher)] [online]. Available at: https://refdb.ru/ look/2054801.html/ (Accessed 24 December 2016) (in Russ.).

2. Gegel, G. V. F., 1935. Sochineniya [Compositions]. Vol. 9. Moscow: Sotcekgiz Publ., 560 p. (in Russ.).

3. Belov, Danila. Golodec zayavila o nenuzhnosti vysshego obrazovaniya dlya dvux tretej rossiyan [Golo-dets said about the uselessness of higher education for two-thirds of Russians] [online]. Available at: http: // metronews.ru>.. .golodec.. .nenuzhnosti-vysshego... tretej... (Accessed 23 December 2016) (in Russ.).

4. Losev, A. F., 1978. E'stetika Vozrozhdeniya [Renaissance Aesthetics]. Moscow: Mysl' Publ., 623 p. (in Russ.).

5. Mamardashvili, M., 1992. Zakon inakomysli-ya [Law dissent]. Zdes' i sejchas [Here and now], 1, pp. 10-14 (in Russ.).

6. Manifest "Gumanisticheskaya pedagogika: XXI vek" [Humanist Manifesto pedagogy: XXI century] [online]. Available at: http: //s06004.edu35.ru/

attachments/article/3401/Manifest.pdf. (Accessed 23 December 2016) (in Russ.).

7. O svobode sovesti i o religioznyx ob"edineni-yax [Freedom of Conscience and Religious Associations] [online]. Available at: http://www. Consultant. ru>document/cons_doc_LAW_16218/ (Accessed 23 December 2016) (in Russ.).

8. Patriarx o pravax cheloveka [Patriarch of Human Rights] [online]. Available at: http: //christ-civ. livejournal. com / 550595.html. (Accessed 23 December 2016) (in Russ.).

9. Russell, B., 1996. Slovar' razuma, ma-terii, morali [Dictionary of mind, matter, morals]. Kiev: Port-Royal Publ., 365 p. (in Russ.)

10.Fromm, E., 1993. Psixoanaliz i e'tika [Psychoanalysis and Ethics]. Moscow: Respublika Publ., 415 p. (in Russ.).

11. Shapovalov, V. F., 1998. Osnovy filosofii. Ot klassiki k sovremennosti [Core philosophy. From classic to contemporary]. Moscow: FAIR-PRESS Publ., 512 p. (in Russ.).

12. Shveitcer, A., 1993. Upadok i vozrozhdenie kul'tury. Izbrannoe [Decline and Revival culture. Favorites]. Moscow: Prometei Publ., 512 p. (in Russ.).

Submitted 11.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.