Научная статья на тему 'Гуманистическая направленность профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций'

Гуманистическая направленность профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / БУДУЩИЕ ВОСПИТАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Н. Н.

Рассмотрены формы и методы работы по формированию гуманистической направленности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций в процессе их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANISTIC ORIENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The forms and methods of work on the formation of the humanistic approach of future teachers of pre-school educational institutions in the process of their professional training ahave been considered.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая направленность профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций»

УДК [371.13:37.015.31]-053.4

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рассмотрены формы и методы работы по формированию гуманистической направленности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций в процессе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: гуманистическая направленность, будущие воспитатели, профессиональная подготовка.

Н. Н. Колосова N. N. Kolosova

THE HUMANISTIC ORIENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING

OF FUTURE TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The forms and methods of work on the formation of the humanistic approach of future teachers of pre-school educational institutions in the process of their professional training ahave been considered.

Keywords: humanistic orientation, future teachers, professional training.

Важнейшей задачей, стоящей перед современным российским образованием, является переход на новое, соответствующее времени гуманистическое мировоззрение, в основе которого - признание уникальности каждой личности, отношение к человеку как наивысшей ценности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности ...» [1, с. 8]. Реализация этого принципа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (на всех уровнях), обусловливает необходимость формирования у субъектов этой деятельности гуманистической направленности как базового профессионально значимого качества, содержание, глубина и стойкость которого образуют фундамент личности педагога.

Направленность - важнейшая характеристика человека. Ученые трактуют ее по-разному: «динамические тенденции» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мя-сищев), «система потребностей, интересов и идеалов» (А. Г. Ковалев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «жизненная концепция человека, его жизненная цель» (В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев). Направленность проявляется в различных сферах человеческой деятельности.

Педагогическая направленность чаще всего рассматривается как система доминирующих мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. Она определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, является основой саморазвития и профессионализма. Согласно А. К. Марковой направленность педагога «.проявляется во всей его профессиональной

жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека» [2, с. 41].

Педагогическая направленность многоаспектна. Педагог может быть ориентирован на себя, на предметную сторону профессии, на ребенка (и других людей) (Л. М. Митина [3, с. 41]). Но только направленность на личностное развитие ребенка может быть признана гуманистической. Именно в контексте гуманистических ценностей рассматривается направленность педагога в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). К. Роджерс подчеркивает, что гуманистически направленный педагог обязан принимать ребенка таким, какой он есть, помогать ему заглядывать в самого себя, понимать, что он из себя представляет, способствовать и радоваться его росту и самоактуализации. У такого педагога и ребенка устанавливаются «помогающие отношения». Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых по крайней мере одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения - это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов [4].

Гуманистическая направленность, по мнению большинства исследователей (Ш. А. Амонашвили, В. П. Бездухов, Б. С. Братусь, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), является интегральным свойством, определяющим успешность педагогической деятельности и занимающим центральное место в структуре личности педагога.

Таким образом, гуманистическая направленность является ведущим типом направленности и предопределяет гуманистический характер педагогической деятельнос-

ти: безусловное принятие личности ребенка, понимание ее уникальности, создание необходимых условий для гармоничного развития, оказание помощи и поддержки в становлении.

Процесс формирования гуманистической направленности будущих воспитателей детей дошкольного возраста можно рассматривать как целостную систему, предполагающую освоение теоретических знаний о сущности гуманизма, ориентацию в ценностях педагогической деятельности, развитие на этой основе соответствующих чувств, взглядов и убеждений, становление практических умений и навыков гуманного поведения, личностных качеств (фасилитация, эмпатия и др.).

Остановимся на анализе отдельных форм и методов формирования гуманистической направленности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций в Евпаторийском институте социальных наук (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»). Среди факторов, составляющих специфику этого процесса, можно выделить обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности; организацию самопознания профессионально-личностных качеств; использование совместных форм деятельности; вовлечение студента в различные виды профессиональных отношений.

Благоприятные условия для становления гуманистических идеалов и убеждений создаются на лекциях по профилирующим дисциплинам. Основной акцент делается на изучение теоретических основ психологии, педагогики, методических принципов обучения и воспитания детей дошкольного возраста; ознакомление с психологическими и физиологическими особенностями детей от рождения до поступления в школу. Эти знания позволяют создать теоретическую основу для понимания значимости и самоценности дошкольного возраста, становления педагогического самосознания. Учитывая основные положения контекстного обучения, на лекциях моделируется содержание будущей профессиональной деятельности, а усвоение студентами теоретических знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности. Учение при этом выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает формирование необходимых профессиональных и социальных качеств личности будущего воспитателя. Контекст, по А. А. Вербицкому [5, с. 42], в этом случае - смыслообразующая категория, определяющая личностное включение студентов в процессы познания, овладение профессиональной деятельностью на сознательном уровне усвоения лекционного материала. Целеполагание осуществляется через проектирование конечного результата: усвоение профессионально-ориентированных знаний, умение использовать их на практике, формирование устойчивой мотивации.

Активизация и стимулирование познавательной деятельности студентов на лекциях осуществляется с помощью четкой постановки задач, создания ситуаций интеллектуального затруднения, постановки проблемных

вопросов, сопоставления различных позиций ученых и практиков. Так, при подготовке к лекции-диалогу «Общение как основа педагогической деятельности воспитателя» (дисциплина «Введение в специальность», 1 курс) студентам предлагаются задания, которые не только обеспечивают усвоение теоретических знаний, но и способствуют активизации учебно-познавательной деятельности, стимулируют интерес к будущей профессии:

1) обоснуйте изменение содержания понятий «общение» - «педагогическое общение», «взаимодействие» -«личностно ориентированное взаимодействие» с уточнением направленности процесса;

2) подготовьтесь к диспуту на тему «Стиль общения, наиболее эффективный для развития личности ребенка дошкольного возраста».

Другой вариант проведения лекции-диалога предполагает постановку проблемы в ее начале. Например, «Какой фактор является определяющим в формировании личности ребенка дошкольного возраста: наследственность, среда или воспитание?» (дисциплина «Дошкольная педагогика», 2 курс). В ходе лекции студенты обсуждают проблему, объединившись в малые группы (по 3-4 человека). Преподаватель лишь направляет ход мыслей, уточняет важные моменты, обобщает ответы, помогает строить заключения. Затем осуществляется непосредственное изложение лекционного материала с использованием опорных схем и ориентацией на индивидуальный практический опыт студентов, уже приобретенные знания и умения.

Использование бинарных лекций представляется наиболее результативным: они обеспечивают комплексное восприятие ситуации или проблемы; способствуют развитию умения будущих воспитателей работать с учебной информацией, оперативно перерабатывать и творчески трансформировать ее; повышают интерес к изучаемой дисциплине. Представление различных, часто противоположных точек зрения, создает условия для выработки у студентов умения апеллировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, осуществлять конструктивную критику, продуктивно взаимодействовать.

Так, в проведении бинарной лекции «Сюжетно-роле-вая игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста» (дисциплины «Дошкольная педагогика», «Детская психология», 3 курс) участвуют два преподавателя (дошкольной педагогики и детской психологии), рассматривая проблему становления детской игры, ее влияния на развитие дошкольника, вопросы педагогического руководства ею с позиции педагогической и психологической наук. В этом случае преподаватели выступают как коллеги, дополняя друг друга и создавая целостный образ исследуемого явления у будущих воспитателей. На другой лекции «Использование технологий раннего развития дошкольников в условиях детского сада» (дисциплина «Современные педагогические технологии», 4 курс) преподаватели-оппоненты, анализируют специфику использования педагогических технологий

(Г. Домана, Н. Зайцева), демонстрируя в ходе дискуссии их преимущества и недостатки, особенности использования в условиях дошкольной образовательной организации.

Сущность семинарских и практических занятий, предполагающих формирование гуманистической направленности студентов-будущих воспитателей состоит в коллективном обсуждении теоретических вопросов, сообщений, выполнении и защите научно-исследовательских заданий. Основные методы, которые используются: проблемные задания и ситуации, дискуссии, деловые игры, просмотр и обсуждение видеозаписей педагогического процесса, тренинги.

Особое значение для студентов на этапе самоопределения имеет образ идеального педагога. Идеал выступает проекцией потенциала, нравственных качеств, духовных ценностей и ориентаций, гуманистического способа мышления, творческого характера деятельности педагога. На одном из практических занятий по дисциплине «Основы педагогического мастерства» (4 курс) студентам предлагается составить идеальный образ воспитателя детей дошкольного возраста. В рамках работы предлагаются такие задания: выделите и охарактеризуйте признаки, по которым можно сделать вывод об уровне педагогического мастерства воспитателя; составьте схему, отражающую структуру личности идеального воспитателя. Для сопоставления идеального образа и своих личностных и профессиональных характеристик студенты выполняют ряд рефлексивных заданий и упражнений; сформулируйте свое собственное педагогическое кредо, используя такое начало: «Для меня как для воспитателя детей дошкольного возраста главным является.»; выполните задания на самодиагностику профессионально-личностных качеств.

Особое внимание в процессе обучения уделяется ознакомлению с педагогическим наследием педагогов-гуманистов. Так, например, в ходе подготовки к семинарскому занятию по дошкольной педагогике (2 курс) «Воспитатель и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема» студентам необходимо подготовить и защитить проект организации личностно ориентированного взаимодействия по одной из авторских концепций (Я. А. Коменского, И. Г. Песта-лоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского). Задания подобного рода способствуют развитию у будущих воспитателей культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения, осознанию ценности мирового педагогического опыта с точки зрения его значимости для современного дошкольного образования.

Использование на занятиях дискуссий позволяет не только развить у студентов профессиональное педагогическое самосознание, но и сформировать психологическую готовность к предстоящей педагогической деятельности. Эффект достигается в том случае, если дискуссия проходит в режиме диалога, а не спора: «Как вы думаете правильно ли поступил воспитатель?», «Как бы вы поступили на его месте?».

Значительный потенциал в формировании гуманистической направленности будущих воспитателей реализуется в процессе использования деловых игр. Деловая игра как разновидность продуктивной деятельности строится на основе диалогического общения с усилением инициативы студентов, установлением постоянной обратной связи. В этом случае основным мотивом деятельности будущих воспитателей является не ее результат, а сам процесс, влияющий на осознание цели и значимости лич-ностно ориентированного подхода к ребенку дошкольного возраста. Использование деловых игр позволяет студентам наглядно представить реальную педагогическую ситуацию, определить стратегию собственных профессиональных действий и поэтапно отработать их в имитационном режиме («Один день в детском саду», «Конфликт в группе»).

В качестве эффективного средства формирования гуманистической направленности будущих воспитателей на практических занятиях по дошкольной педагогике (3 курс) используются видеозаписи различных форм педагогического процесса в дошкольной образовательной организации с объяснением правильности действий педагога и последующим их обсуждением (Какие цели ставил перед собой воспитатель? Как педагог организовал деятельность детей? Какие приемы он при этом использовал? Как воспитатель учитывал индивидуальные потребности дошкольников? Проанализируйте общую атмосферу общения в группе, умение педагога поддержать каждого ребенка). Такая форма работы развивает интерес к педагогической деятельности, оказывает содействие профессиональному становлению, самоопределению студента, стимулирует формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, положительно влияет на мотивационную сферу.

Формированию гуманистической направленности способствует использование тренингов, направленных как на становление отдельных характеристик личности (интересы, установки, ценностные ориентации), так и на формирование личности будущего воспитателя в целом («Я - воспитатель», «Развиваем эмпатию», «Формирование навыков педагогической фасилитации» и др.). Эффективность тренинга обеспечивается объединением элементов обучения и воспитательного воздействия. К специфическим чертам тренингов следует отнести: соблюдение принципов групповой работы; нацеленность на психолого-педагогическое воздействие с целью развития мотивации к педагогической деятельности и личностное развитие (при этом воздействие исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников тренинга); наличие более или менее постоянной группы; применение активных методов групповой работы (групповые дискуссии, ролевые игры); объективация субъективных чувств и эмоций участников группы; вербализованная рефлексия; фасилитационная организация пространства общения.

Обязательной составляющей профессиональной подготовки будущих воспитателей является педагогическая

практика в дошкольных образовательных организациях, которая рассматривается как аналог профессиональной деятельности, где осмысливаются педагогические явления, факты, закономерности, принципы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, происходит овладение профессиональными умениями и опытом гуманистической деятельности.

Для формирования гуманистической направленности важно проводить педагогическую практику в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности, к ее логике, которую необходимо моделировать, адаптируя к реальному функционированию образовательного пространства. Согласно О. А. Коник, студент должен рассматриваться как субъект педагогической деятельности, а практика должна приобретать характер индивидуальной образовательной деятельности, учитывающей не только запросы дошкольной организации и общества, но и личностные способности и интересы практиканта [6, с. 117]. С этой целью в рамках педагогической практики осуществляется программа «Коучинг для будущего воспитателя», включающая следующие направления: психолого-педагогическое сопровождение студентов; проектирование технологий взаимодействия, интерактивных форм поддержки. Коучинг способствует совершенствованию и максимально эффективному использованию потенциальных возможностей студентов, стимулирует их к более глубокому осознанию своих целей, ресурсов и ограничений. Образовательная технология коучинга является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выведение взаимоотношений между преподавателем (руководителем практики) и студентом на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственнос-

ти за результаты личностного и социального развития каждого ребенка.

Таким образом, комплексное использование вышеперечисленных форм и методов в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей способствует более глубокому пониманию ими целей и содержания процесса гуманизации современного дошкольного образования, дает возможность сформировать у студентов гуманистическую направленность, систему значимых для личности и общества ценностно-гуманистических ориен-таций, создать условия для развития важных профессионально-личностных качеств.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. М.: Эксмо, 2015. 208 с.

2. Маркова А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

3. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. 200 с.

4. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Изд-во Рефл-бук: Ваклер, 1997. 320 с.

5. Вербицкий А. А. Теория контекстного обучения: сущность и практическое значение // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 41-45.

6. Коник О. А. Организация педагогической практики студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. Курган, 1997. 159 с.

© Колосова Н. Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.