Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО'

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1961
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ФУНКЦИИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / THEORY OF STATE AND LAW / FUNCTIONS / HUMANISTIC FUNCTION / LEGITIMACY / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевников Владимир Валентинович

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся функций теории государства и права. Обосновывается необходимость выделения гуманистической функции теории государства и права, реализация которой влияет на уважительное отношение обучающихся к российскому государству и праву. Особо подчеркивается, что ее претворение будет способствовать внедрению в правосознание лиц, изучающих эту важную, методологическую науку, некоторых элементов будущего гражданского общества (права человека, легитимный и демократический характер власти, правовая государственность и др.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC FUNCTION OF THE THEORY OF STATE AND LAW AND CIVIL SOCIETY

The article deals with the problems relating to the functions of the theory of state and law. The author substantiates the need for humanistic function of law theory, the implementation of which contributes to the students' respect to the Russian state and law. It is emphasized that its embodiment will contribute to the implementation of student's legal consciousness and help them to study this important methodological science, some elements of the future of civil society (human rights, legitimate and democratic government, rule of law, etc.).

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

УДК 340.12

Кожевников В.В.

Kozhevnikov V. V.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

HUMANISTIC FUNCTION OF THE THEORY OF STATE AND LAW AND CIVIL SOCIETY

В статье рассматриваются проблемы, касающиеся функций теории государства и права. Обосновывается необходимость выделения гуманистической функции теории государства и права, реализация которой влияет на уважительное отношение обучающихся к российскому государству и праву. Особо подчеркивается, что ее претворение будет способствовать внедрению в правосознание лиц, изучающих эту важную, методологическую науку, некоторых элементов будущего гражданского общества (права человека, легитимный и демократический характер власти, правовая государственность и др.)

The article deals with the problems relating to the functions of the theory of state and law. The author substantiates the need for humanistic function of law theory, the implementation of which contributes to the students' respect to the Russian state and law. It is emphasized that its embodiment will contribute to the implementation of student's legal consciousness and help them to study this important methodological science, some elements of the future of civil society (human rights, legitimate and democratic government, rule of law, etc.).

Ключевые слова: теория государства и права, функции, гуманистическая функция, легитимность, гражданское общество.

Key words: theory of state and law, functions, humanistic function, legitimacy, civil society.

Сразу следует заметить, что, несмотря на актуальность проблемы функций теории государства и права, в которой немаловажное значение имеет теория правового государства и гражданского общества, первая, в отличие от других методологических вопросов (например, предмета познания теории государства и права, ее методологии) [1, с. 14-18; 2; 10; 9; 16; 21], как правило, не является объектом внимания научной мысли. Пожалуй, в качестве исключения можно назвать статьи В.М. Шамарова, в которых автор обстоятельно проанализировал данную проблему [31, с. 91-96; 32, с. 18-21].

Полагаем, что при формулировании понятия «функция теории государства и права» необходимо исходить из более абстрактного понятия «функция», которая трактуется как «явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления» [15, c. 746]. В философском энциклопедическом словаре функция (лат. function - исполнение) понимается как обязанность, круг деятельности [27, с. 498], а в философском словаре под ред. М.М. Розенталя функция определяется как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [26, с. 448].

В учебной литературе по теории государства и права бытуют различные понятия как ее функций, так и классификации последней.

Так, коллектив авторов - А.М. Волков, Е.А. Лютягин и А.А. Волков - полагает, что функции теории государства и права характеризируют теоретическое и практическое значение данной науки для преобразования общественной жизни. Авторы в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права, выделяют следующие функции теории государства и права: онтологическую, гносеологическую, прогностическую и идеологическую (идейно-воспитательную). Как считают авторы, последняя функция способ-

ствует повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формированию высокого уровня юридической культуры [5, с. 23-24].

А.Н. Чащин, кроме названных выше функций теории государства и права, называет такие их разновидности, как эвристическая, методологическая, воспитательная и практически-организаторская. В контексте данной статьи особое внимание привлекает авторская трактовка двух функций этой общетеоретической науки - идеологическая и воспитательная. С позиции А.Н. Чащина, первая функция заключается в формировании системы политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов на государственно-правовые явления как на средство оптимального варианта реализации совокупного объема прав и законных интересов всех членов общества; воспитательная же функция - систематическое и направленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них желательного отношения к государственно-правовым явлениям [28, с. 25-26]. А.В. Мелехин ограничился всего тремя функциями теории государства и права - познавательной, эвристической и прогностической [11, с. 27]. М.М. Рассолов выделил две группы функций теории государства и права. В первую автор включает описательную, объяснительную и прогностическую функции; вторая группа делает акценты на гносеологической, методологической и прикладной функции данной науки [23, с. 21-22].

В свою очередь В.И. Власов и Г.Б. Власова дифференцируют функции теории государства и права на 4 группы, а именно: 1) аналитическая и конструктивная; 2) описательная, объяснительная и прогностическая; 3) теоретико-познавательная, воспитательная; 4) онтологическая, гносеологическая, эвристическая, методологическая и идеологическая. Идеологическая функция состоит в том, что теория государства и права способствует росту правовой культуры населения, помогает находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывает уважение к праву и правосудию, а идеологическая получает свое выражение в аккумулировании и систематизации идеи о государстве и праве, создании научной основы для формирования общественной и индивидуальной культуры [4, с. 9-10].

Выделяя онтологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, организационно-прикладную и идеологическую функции теории государства и права, А.В. Малько в отношении последней полагает, что осуществляя эту функцию, «...теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор» [25, с. 12]. Анализируя те же функции теории государства и права, Т.Н. Радько особое внимание уделил идеологической функции, значение которой, с точки зрения ученого, несколько снизилось, но, тем не менее, она осуществляется. Отождествляя идеологическую и воспитательную функции теории государства и права, автор подчеркивает, что первая, выражая демократическую, мировоззренческую позицию, воздействует на сознание, мысли и чувства людей, воспитывает граждан в духе уважения и признания ценностей демократического государства и права [18, с. 23-24].

С.С. Алексеев в свое время считал, что наряду с теоретико-познавательной функцией, свойственной всем сферам общественных знаний, в правоведении, во всех его подразделениях, конститутивное значение имеет практически-прикладная (нормативная) функция. Как пояснял ученый, «на основе уяснения сущности права, его закономерностей, путей и методов повышения его эффективности, научно-обоснованных прогнозов юридическая наука в соответствии со своей. политической природой нацелена на то, чтобы непосредственно и многосторонне направлять практическую деятельность» [1, с. 7].

Напротив, В.Н. Протасов и Н.В. Протасова считают, что особое значение имеет идеологическая функция общей теории права, которая объективно присуща ей, как и любой общественной науке. Как пишут авторы, «общая теория права как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология.

Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли» [17, с. 64].

Как представляется, эти положения вполне вписываются в позицию В.К. Бабаева, считавшего, что из всех юридических наук теория государства и права - наиболее идеологична. В свое время ученый писал, что идеологическая функция данной теории заключается в том, что она формирует понятия, категории, систему взглядов и идей о государстве и праве, их роли в обществе и жизни каждого человека, месте личности в государственно-правовой жизни. Концепции, положения теории государства и права, используются другими юридическими науками, в том числе отраслевыми, определяя их идеологическую направленность [24, с. 28].

Понимая функции теории государства и права, как «основное их предназначение и основные направления их воздействия на окружающую среду, которые им присущи в силу их предмета» [19, с. 17], коллектив авторов - Т.Н. Радько, В.В. Лазарев и Л.А. Морозова - выделяют такие функции, как познавательная и интерпретационная, составляющие онтологическую, прогностическую, эвристическую, практическую (практически-организаторскую), мировоззренческую, политическую, идеологическую функции. В частности, мировоззренческая функция, по мнению авторов, просматривается в том, что «значение общей теории государства и права, включающей в себе мировоззренческие аспекты государственно-правовой жизни, выводит на путь служения общественному идеалу, на путь широкой преобразовательной деятельности во имя общегосударственных, групповых и индивидуальных интересов» [19, с. 17].

На наш взгляд, вряд ли следует отождествлять предназначение теории государства и права и ее функции. Во-вторых, содержание идеологической функции представлено в максимально абстрактной форме. Кстати говоря, в других работах В.В. Лазарев понимает идеологическую функцию теории государства и права несколько иначе, а именно: «идеологическая функция... есть лишь признание того факта, что право, государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признает большую и растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения, осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса» [22, с. 14; 14, с. 27].

Говоря же о воспитательной функции теории государства и права, авторы замечают, что теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право - это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья [19, с. 17].

С претензией на оригинальность нами оценивается позиция Р.А. Ромашова, которым функции теории государства и права трактуются как «определенные направления воздействия данной системы знаний на научный и учебный процесс». К их числу автор относит аналитическую, эвристическую, прогностическую, пропедевтическую и воспитательную. Последняя, на наш взгляд, необоснованно связывается и с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, и с выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, и даже привития навыков профессионального коллективизма и юридической солидарности [20, с. 16-17].

Трудно согласиться с позицией В.И. Червонюка, определяющего функции теории государства и права как «те реальные изменения, которая данная наука способна производить в общественном сознании, государствоведческой и юридической практике» [29, с. 22-27]. В данном случае происходит необоснованное отождествление факта изучения данной юридической науки с могущими возникшими последствиями такого изучения.

Среди системы функций теории государства и права, предлагаемых ученым, а именно: онтологические, гносеологические (познавательные), теоретические, методологические, мировоззренческие, прагматические, прогностические, аксиологические, цивилизующие (образовательные, воспитательные) и регулятивные, для нас интерес представляют лишь некоторые.

Например, в понимании В.И. Червонюка, аксиологическая функция - это способность науки формировать у отдельного человека, коллективов людей ценностные ориентации о государстве и праве; воспитательная функция формирует юридическое мышление и соответствующее сознание, определяет в конечном итоге правовое поведение, воздействует на индивидуальную, групповую и массовую психологию [29, с. 25].

Заслуживает внимания позиция И.А. Иванникова, полагающего, что при реализации идеологической функции теории государства и права формируется определенное мировоззрение, а именно: данная функция заключается в восприятии у лиц, изучающих теорию государства и права (выделено нами - В.К.) существующих политических и правовых отношений в стране как справедливых, а государственной власти как легитимной по установлению и методам реализации [8, с. 17].

Критически оценивая эту точку зрения, отметим, что, в отличие от подавляющего большинства авторов, И.А. Иванников верно определяет адресатов идеологической функции теории государства и права. Думается, что конкретизация адресатов тех или иных функций теории государства и права должна иметь место при анализе ряда и других функций (воспитательной, мировоззренческой, аксиологической и др.). Однако с другой стороны, вызывает большие сомнения при раскрытии содержания идеологической функции использования термина «легитимность». Представляется, что в данном случае, по-видимому, речь должна идти не о легитимности, а легальности. Легитимность - сущностное свойство государственной власти. Легитимная государственная власть - это власть, соответствующая представлениям народа, общества о ее справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности; это признание государственной власти населением. Легальность же государственной власти означает юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству. Говоря о легальности, необходимо иметь в виду по крайней мере следующие обстоятельства:

Во-первых, легальная государственная власть - это понятие юридическое: она официально провозглашается, правомерно устанавливается, функционирует в режиме законности.

Во-вторых, легальная государственная власть - это власть законная. Это выражается в том, что: а) законным должно быть ее происхождение; б) законной должна быть ее организация; в) законной должна быть сфера полномочий; г) законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти.

Анализ позиций, касающихся классификаций функций теории государства и права, позволил нам прийти к следующим выводам:

- вполне обоснованно в системе функций выделение так называемых личностных функций (идеологическая, воспитательная, аксиологическая, мировоззренческая), направленных на внутренний мир лиц, познающих теорию государства и права;

- не трудно заметить, что зачастую названные функции связываются с привитием уважения к праву, закону, уважения ценностей демократического государства в целом, с повышением правовой культуры.

Попутно заметим, что С.И. Ожегов определял уважение как почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств [15, с. 713]. Однако следует иметь в виду, что уважение к праву и государству может быть привито путем применения и принуждения.

На наш взгляд, решению этих задач способствует реализация такой функции теории государства и права, как гуманистическая.

Выделяя гуманистическую функцию общей теории государства и права, мы исходим из той методологической установки, согласно которой именно ее практическая реализация обусловливает формирование у студентов-юристов представлений о том, что деятельность и государства, и права, и других государственно-правовых институтов непосредственно направлена на обеспечение прав, свобод и законных интересов конкретной личности, охрану ее от произвола как других лиц, так и властных государственных структур. Более того, считаем,

что воплощение в жизнь гуманистической функции общей теории государства и права, с одной стороны, обеспечит в полной мере легитимность существующему российскому государству и функционирующему праву, а с другой стороны - снизит уровень или вообще исключит отчужденность к современному российскому государству и национальной правовой системе, к проблеме которой все чаще и чаще обращаются ученые-теоретики [7; 6, с. 124].

Полагаем, что гуманистическая функция рассматриваемой юридической науки вполне соответствует по крайней мере двум статьям Конституции Российской Федерации, а именно: ст. 2, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», и ст. 18, закрепляющей, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Имея в виду названные статьи Основного закона, обратим внимание на то, что в ряде других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством. На первое место в современном демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев граждан и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод. При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное значение. Из этого вытекает требование, согласно которому, все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

Российское государство - есть инструмент претворения в жизнь общей суверенной воли народа. Причем зависимость государства от воли народа имеет не только социально-политическое, но и юридическое, прежде всего, конституционно-правовое содержание, она получает выражение и закрепление в праве. Государство осуществляет свою деятельность в правовых формах, оно связано с народом, всеми участниками общественных и правовых отношений не только правами, но и социальными и юридическими обязательствами. При формировании государственного аппарата на него возлагается ряд отражающих в Основном законе обязанностей перед народом, различными социальными структурами, личностью. Социально-политической основой обязанностей государства является народный суверенитет, получивший правовое выражение в Конституции. По действующему Основному Закону России народу принадлежит учредительная власть, а государственная власть - законодательная, исполнительная, судебная - учрежденная власть. Отсюда следует, что Конституция обладает двуединой природой, а именно: она является законом, установленным народом для государства как особого учреждения, которым оно должно руководствоваться во всей своей деятельности, своеобразным каталогом обязанностей государства, и одновременно - законом государства, который закрепляет правовое положение иных субъектов права и регламентирует социально значимые аспекты их поведения. Конституция устанавливает меру взаимной свободы и ответственности государства и личности, определяет пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности индивида, которые не могут быть преодолены без риска утраты государством легитимности, а также границы индивидуальной автономии личности и некоторые формы и способы ее проявления.

При демократии закон обязателен не только для подвластных, но и самого государства в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти их должностных

лиц. Индивид выступает не только обязанной стороной, но и обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, его органов и должностных лиц. Закрепляя права человека и гражданина, Конституция тем самым определяет обязанности по обеспечению этих прав, возлагаемых на государство [33, с. 244, 245]. В свое время З.М. Черниловский полагал, что при составлении любой формулы, относящейся к гражданскому обществу как таковому, должно приниматься в расчет следующее:1) гражданское общество не существует до государства и вне государства; 2) именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам; 3) от государства гражданское общество вправе требовать защиты жизни, здоровья, безопасности и пр. [30, с. 150].

В заключении подчеркнем, что реализация гуманистической функции теории государства и права будет способствовать внедрению в правосознание лиц, изучающих эту важную методологическую науку, некоторых элементов будущего гражданского общества (права человека, легитимный и демократический характер власти, правовая государственность и др.) как свободного, демократического, правового, цивилизованного общества, в котором нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненавести, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважается правовой закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости.

Литература

1. Алексеев С. С. Общая теория права : учебник. М. : ТК Велби ; Проспект, 2008.

566 с.

2. Ветютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности: проблемы классификации // Notе Bene. 2003. № 7. С. 14-18.

3. Ветютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности (введение в теорию). Элиста Джангар, 2006. 202 с.

4. Власов В. И., Власова Г. Б. Теория государства и права : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2011. 331 с.

5. Волков А. М., Лютягин Е. А., Волков А. А. Основы права ; под ред. А. М. Волкова. М. : Юрайт, 2013. 335 с.

6. Галкин И. В. Правовое отчуждение в политической философии Бенедикта Спинозы // Государство и право. 2012. № 8. С. 123-126.

7. Гулиев В. Е., Колесников А. В. Отчужденное государство : монография. М. : Манускрипт, 1998. 214 с.

8. Иванников И. А. Общая теория государства и права : учеб. пособие. М. : Дашков и К°, 2008. 368 с.

9. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М. : Аванта+, 2001. 560 с.

10. Кожевников В. В. Методология и история права : учеб. пособие : в 2 ч. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2008. Ч. 1. 276 с.

11. Мелехин А. В. Теория государства и права : учебник. М. : Маркет ДС, 2007. 640 с.

12. Морозова Л. А. Теория государства и права. Повторительный курс в вопросах и ответах. М. : Норма, 2003. 320 с.

13. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М. : Эксмо, 2007. 288 с.

14. Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М. : Норма ; Инфра-М, 2010. 592 с.

15. Ожегов С. И.Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1984. 814 с.

16. Сырых В. М. Логические основания общей теории права: в 2 т. М. : ЗАО Юстицин-форм, 2004. Т. 1. Элементный состав. 528 с.

17. Протасов В. Н., Протасова Н. В. Лекции по общей теории права и теории государства. М. : Городец, 2010. 752 с.

18. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М. : Академический Проект, 2005. 816 с.

19. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М. : Проспект, 2012. 568 с.

20. Ромашов Р. А. Теория государства и права: краткий курс. СПб. : Питер, 2010. 304 с.

21. Тарасов Н. Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург : Изд-во Гуманит. ун-та, 2001. 264 с.

22. Теория государства и права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М. : Новый Юрист, 1997. 432 с.

23. Теория государства и права : учебник / под ред. М. М. Рассолова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 735 с.

24. Теория государства и права : учебник / под ред. В. К. Бабаева. М. : Юристъ, 2007. 592 с.

25. Теория государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько. М. : КНОРУС, 2008. 400 с.

26. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. М. : Политическая литература, 1975. 495 с.

27. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 2000. 576 с.

28. Чащин А. Н. Теория государства и права : учебник. М. : Дело и сервис, 2008. 687 с.

29. Червонюк В. И. Теория государства и права : учебник. М. : ИНФРА-М, 2006. 703 с.

30. Черниловский З. М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6. С. 142-150.

31. Шамаров В. М. Учебная литература о функциях теории государства и права // Вестник Екатерининского института. 2012. № 4. С. 91-96.

32. Шамаров В. М Содержание и классификация функций теории государства и права // Вестник академии права и управления. 2013. № 31. С. 18-21.

33. Эбзеев Б. С. Соблюдение и защита права человека - обязанность государства // Теория государства и права ; под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М. : Юристъ, 2007. С. 244-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.