Научная статья на тему 'Губернаторы Челябинской области: типологические черты (проблемные и дискуссионные вопросы)'

Губернаторы Челябинской области: типологические черты (проблемные и дискуссионные вопросы) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
485
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОР / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ / GOVERNOR / POLITICAL SYSTEM / CHELYABINSK REGION / LEVEL OF TRUST IN THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самохина Анна Владимировна, Худобородов Александр Леонидович

В статье на основе применения антропологического подхода анализируются типологические черты всех губернаторов и врио губернатора Челябинской области постсоветской России В. П. Соловьева, П. И. Сумина, М. В. Юревича, Б. А. Дубровского, А. Л. Текслера. Это был сложный и неоднозначный период исторического развития, который привел к политическому олимпу лидеров, имеющих характерные особенности. Результаты их деятельности для населения Челябинской области носят противоречивый характер и до сих пор нет единства мнений по данному вопросу. Приведенные в статье точки зрения порой носят диаметрально противоположный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Самохина Анна Владимировна, Худобородов Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNORS OF THE СHELYABINSK REGION: TYPOLOGICAL FEATURES (PROBLEM AND DISCUSSION ISSUES)

Based on the application of the anthropological approach, the article analyzes the typological features of all governors and interim governor of the Chelyabinsk region in post-Soviet Russia V. P. Soloviev, P. I. Sumin, M. V. Yurevich, B. A. Dubrovsky, A. L. Texler. This was a difficult and controversial period of historical development, which led to a political Olympus the leaders with characteristic features. The results of their activities for the population of the Chelyabinsk region are inconsistent in nature and there is still no consensus on this issue. The points of view given in the article are sometimes diametrically opposite.

Текст научной работы на тему «Губернаторы Челябинской области: типологические черты (проблемные и дискуссионные вопросы)»

УДК 93:32.019.52 ББК 63.3(2Рос)

DOI: 10.14529/ssh190408

губернаторы челябинской области: типологические черты (проблемные и дискуссионные вопросы)

А. В. Самохина, А. Л. Худобородов,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация

В статье на основе применения антропологического подхода анализируются типологические черты всех губернаторов и врио губернатора Челябинской области постсоветской России — В. П. Соловьева, П. И. Сумина, М. В. Юревича, Б. А. Дубровского, А. Л. Текслера. Это был сложный и неоднозначный период исторического развития, который привел к политическому олимпу лидеров, имеющих характерные особенности. Результаты их деятельности для населения Челябинской области носят противоречивый характер и до сих пор нет единства мнений по данному вопросу. Приведенные в статье точки зрения порой носят диаметрально противоположный характер.

Ключевые слова: губернатор, политическая система, Челябинская область, уровень доверия к власти.

История становления должности губернатора в России уходит далеко в прошлое. В 1708 г. впервые появляется этот термин в связи с введением губернского деления для обозначения лиц, выполняющих административные, полицейские, финансовые, судебные функции, а также занимающихся командованием войсками, расположенными на их территории. После февральской революции 1917 г. губернаторов заменили комиссары Временного правительства. Должность губернатора была возвращена в 1991 г. для обозначения назначенных глав администраций в субъектах Российской Федерации, а сам термин «губернатор» стал официально использоваться только с 1993 г. в некоторых из них, например, в Нижегородской области и г. Санкт-Петербург. В Устав Челябинской области изменение по поводу равнозначности определений «глава администрации области» и «губернатор» было внесено только 17 апреля 1997 г. [20]. С этого времени должностное лицо государственной исполнительной власти Челябинской области официально стало именоваться «губернатором».

В структуре современной исполнительной власти губернатор — это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, которое призвано выполнять задачи реализации внутренней политики. Стремительное развитие Российского государства и общества предъявляет всё новые и новые требования, в том числе и к главам регионов. На сегодняшний момент, согласно фонду «Общественное мнение», «идеальный губернатор» — это честный и порядочный человек, крепкий хозяйственник, с наличием управленческого опыта в реальном секторе экономики, который знает проблемы региона и способен отстаивать его интересы перед федеральным центром [1, с. 2]. В целом, население региона ждет от своего лидера нового стиля работы, новых способов решения проблем, изменения своей жизни. Набор актуальных требований к власти со стороны граждан—это, в первую очередь, запрос на энергию и самостоятельность, также востребованы такие качества как открытость и доступность, отзывчивость и уважение к людям, честность, жесткость и персо-

нальный контроль за деятельностью чиновников, нацеленность на продолжительное время работы в регионе [1, с. 2]. Главная тенденция — рост запроса на сокращение дистанции между гражданами и высшими должностными лицами, а именно готовность власти слышать, понимать и, главное, решать проблемы граждан.

В свою очередь, Президент Российской Федерации В. В. Путин в Указе от 25 апреля 2019 г. №2 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утвердил перечень показателей для оценки эффективности деятельности руководителей регионов. Среди них — уровень доверия к власти, количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономике, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики, уровень реальной среднемесячной заработной платы, объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета. Далее в этом списке следуют — уровень бедности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, естественный прирост населения, количество семей, улучшивших жилищные условия, уровень доступности жилья, доля городов с благоприятной городской средой, качество окружающей среды, уровень образования. Завершает этот список требование, предъявляемое к дорогам, а именно доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автодорог в городских агломерациях с учетом загруженности [13].

В данной статье мы поставили задачу: выявить насколько современные требования, преъявляемые к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

А. В. Самохина, А. Л. Худобородов

Федерации нашли отражение в личности и результатах деятельности губернаторов и врио губернатора Челябинской области — В. П. Соловьеве (октябрь 1991 г. — декабрь 1996 г.), П. И. Сумине (декабрь 1996 г. — апрель 2010 г.), М. В. Юревиче (апрель 2010 г. — январь 2014 г.), Б. А. Дубровском (январь 2014 г. — март 2019 г.) и А. Л. Текслере (март 2019 г. — по настоящее время). Таким образом, хронологические рамки нашей статьи будут охватывать период с 1991 г. до настоящего времени.

Научное сообщество учёных проявляет интерес к изучению проблем регионального управления, связанных с деятельностью отдельных губернаторов, а также вопросов легитимности и конституционно-правовых основ института губернаторства в современной России. Можно выделить работы Р. Ш. Хакимова [21], Д. С. Соловьева [19], Е. А. Першиной [15], А. В. Самохиной и А. Л. Худо-бородова [18].

Данное исследование выполнено в русле современных подходов и методов, разработанных и апробированных на общероссийском уровне. Прежде всего — это антропологический, институциональный, модернизационный и цивилизационный подходы. Источниковую базу нашего исследования составили архивные и нормативно-правовые документы, материалы периодической печати, интернет-источники.

В современной истории Челябинской области можно выделить четыре губернатора: В. П. Соловьева, П. И. Сумина, М. В. Юревича, Б. А. Дубровского и одного исполняющего обязанности губернатора — А. Л. Текслера. Необходимо отметить, что во главе региона стояли самые разные люди—ставшие областными руководителями ещё в советский период, аграрии, промышленники, бизнесмены, разных возрастов, взглядов, намерений и успехов. Ниже попробуем привести наиболее типичные черты руководителей Челябинской области в постсоветский период, а также выявить их принципиальные отличия.

В постсоветский период своей истории Челябинскую область впервые возглавляли исключительно выходцы с Южного Урала. В. П. Соловьев родился в г. Челябинске, П. И. Сумин — с. Верхняя Санарка Челябинской области, М. В. Юревич — г. Челябинск, Б. А. Дубровский — г. Магнитогорск, А. Л. Текслер — г. Челябинск, что, безусловно, помогло им легче ориентироваться в специфике региона. Кроме того, как правило местное население воспринимает таких руководителей как «своих» и выражает им больший кредит доверия (данное положение применимо в отношении губернаторов, избранных населением региона).

Анализ гендерных характеристик показал, что возглавляют Челябинскую область исключительно мужчины. Средний возраст губернатора Челябинской области в постсоветский период — 47 лет. Самым молодым руководителем Челябинской области стал М. В. Юревич, занявший должность губернатора в 2010 г., когда ему исполнился 41 год. Он же провел на этом посту меньше всего времени — 4 года. Дольше всех нашим краем руководил П. И. Сумин — 14 лет.

По социальному происхождению губернаторы и врио губернатора Челябинской области были выходцами из среды рабочих (В. П. Соловьев, Б. А. Дубровский), служащих (М. В. Юревич, А. Л. Текслер), крестьян (П. И. Сумин). Можно отметить многонациональный состав, в числе которого такие национальности как русские, белорусы, немцы. Семейное положение — все женаты и имеют детей.

Челябинская область — регион промышленный. Все руководители постсоветского периода получили техническое образование, в основном в Челябинской области. Настоящей кузницей кадров политической элиты региона стал Челябинский политехнический институт (ныне—Южно-Уральский государственный университет), его окончили три главы региона: В. П. Соловьев, П. И. Сумин, М. В. Юревич. Губернатора Б.А. Дубровского выпустил Магнитогорский горно-металлургический институт, а врио губернатора А. Л. Текслера — Норильский государственный индустриальный институт. Промышленный профиль области во многом определил преобладание технических профессий, в основном, это инженерные специальности по квалификации: инженер-механик, инженер-металлург, инженер-строитель, инженер-экономист.

Устойчивой тенденцией руководителей Челябинской области является получение второго высшего образования в сфере государственной службы. Это обстоятельство обуславливается двумя факторами. Во-первых, сферой профессиональных интересов, во-вторых, необходимостью их профессионального роста. Так, В. П. Соловьев окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС П. И. Сумин окончил Высшую партийную школу в г. Свердловске, Б. А. Дубровский окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, А. Л. Текслер в 2018 г. стал выпускником Президентской программы развития кадрового управленческого резерва на базе РАНХиГС «Лидеры России».

Все губернаторы и врио губернатора Челябинской области занимали должности на федеральном уровне, работая в высших органах государственной власти Российской Федерации в качестве члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, первого заместителя министра энергетики Российской Федерации, участников партийных съездов и съездов народных депутатов, что помогло им расширить число нужных контактов для развития родной Челябинской области.

Абсолютно все руководители Челябинской области имеют государственные награды и звания, что может свидетельствовать о профессиональном исполнении ими своих обязанностей и о признании этого факта со стороны государства. Так, среди наград, можно отметить ордена «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством», «Дружбы», «Преподобного князя Даниила Московского», медали «За трудовое отличие», «75 лет гражданской обороне», звание «Почетный энергетик России», «Почетный гражданин города Челябинска», а также

знаки отличия — «За заслуги перед Челябинской областью», благодарности президента и премии.

Первым главой администрации Челябинской области Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин назначил председателя Челябинского городского Совета В. П. Соловьева. Он стал руководителем в самый сложный период политического, экономического, мировоззренческого обновления российского государства. В результате проведения либерально-демократических реформ, сторонником которых В. П. Соловьев сам себя называл, повсеместно наблюдалось постепенное обнищание населения, привычной стала задержка зарплаты, заводы жили бартерами, с утра до ночи происходили митинги и пикеты [7]. Одновременно с этим его команда осуществляла шаги по адаптации экономики области к рыночным условиям. В результате чего в области были приватизированы промышленные предприятия, учреждения торговли и бытового обслуживания. В течение двух лет после начала реформ в области появилось сотни частных пищевых, мясоперерабатывающих предприятий, которые обеспечивали население продуктами — центр пищевой индустрии «Ариант», «Макфа». При поддержке В. П. Соловьева был создан Союз промышленников и предпринимателей области, взаимодействуя с которым администрация области разрабатывала и осуществляла перспективные программы экономического развития, планы хозяйственной кооперации области с «Большим Уралом», инвестиционные проекты, организовывала выставки, презентации экономики области в ведущих странах Европы (Англия, Германия, Австрия). Благодаря этой работе Челябинская область в середине 1990-х гг. вошла в пятерку ведущих регионов России [7].

Находясь в должности губернатора, В. П. Соловьев минимальное внимание уделял информационной политике и разъяснению населению целей и результатов своей деятельности. Придерживаясь принципа «лучше горькая, но правда», он открыто выступал с позиций «экстремистского рыночника» и регулярно выражал скепсис по поводу социальной защиты населения, чем заслужил себе устойчиво высокий антирейтинг. В памяти южноуральцев навсегда останется его крылатая фраза «Не рожайте...», которую глава области произнес на одной из своих пресс-конференций, имея ввиду, что люди в любой ситуации должны нести ответственность за последствия своих поступков и решений. Однако против него была развернута кампания по дискредитации, и этот материал был подан в негативном свете.

В целом необходимо отметить, что и сегодня есть как противники, так и сторонники В. П. Соловьева, его деятельности. К нему с уважением относятся бывшие и действующие чиновники, общественные деятели, бизнесмены. Л. М. Рабченок (ветеран комсомола Челябинской области): «Он проявлял <.> умение идти наперекор стереотипам и устоявшемуся мнению большинства. <...> был человеком с высоким уровнем самоорганизации и железной волей, <.> всё, чего он достиг в жизни, далось ему личным упорством, настойчивостью, невероятной работоспособностью, высочайшим напряжением сил. Его называли человеком, опере-

дившим свое время» [14]. В то же время у первого главы администрации не всегда выстраивались отношения взаимопонимания с депутатами Челябинской областной думы первого созыва, а также его критикуют те, кто считает себя «жертвами грабительской приватизации».

Первым официальным всенародно избранным губернатором Челябинской области в 1996 г. стал П. И. Сумин. Обращаясь к характеристике личности Петра Ивановича, необходимо отметить, что он обладал безусловными ораторскими способностями, человеческой и государственной мудростью, умением находить компромиссы при решении любых спорных вопросов, изысканным служебным тактом, личностным магнетизмом, харизмой, чувством юмора. В й:м гармонично соединялись традиционалист и инноватор, умение предельно мобилизоваться самому, собрать вокруг себя людей и повести их. Он брал на себя ответственность и не перекладывал ее на других. Мудрый, выдержанный, прямой. Именно эти качества, а также уважение и поддержка со стороны населения области позволили П. И. Сумину находиться у власти дольше всех губернаторов. Он принял управление регионом в трудные для страны и области годы и сумел вывести Челябинскую область из глубокого кризиса. За пять первых лет губернаторства ему удалось газифицировать практически всю область. В 1997 г. возрождаются межрегиональные связи и устанавливаются отношения с крупными компаниями. Администрация Челябинской области подписывает двусторонние договоры с Башкортостаном, Курганской областью, «Газпромом», «Лукойлом», заключает договоры с предприятиями для вывода их из кризиса и недопущения банкротства, стыкуя исполнение областного бюджета с деятельностью трудовых коллективов. В области производится конвертация товарных ресурсов, приостанавливается начисление пеней и штрафов по договорам. П. И. Сумин встречается с представителями банковской сферы, «выбивая» кредиты для южноуральских предприятий — в самую неинвестиционную эпоху. Неоднократно пишет письма в Правительство Российской Федерации, проявляя настойчивость, т. к. это затрагивало интересы области. В период его правления правительство области начинает борьбу за налоги. Эти и другие меры позволили увеличить доходы населения на 3,1 % в 1997 г. [10, с. 21]. Кроме того, Челябинская область вошла в I группу российских регионов по темпам роста промышленного производства, которые вдвое превышали средние общероссийские показатели. Выросли объемы прибыли предприятий и доходность бюджета. П. И. Сумин понимал необходимость защиты интересов населения области. Он заявлял о том, что «Любые решения, которые принимает администрация области, любой документ, который подписываю, все должно быть направлено на реальное улучшение жизни как можно большего числа людей» [10, с. 32]. И люди это чувствовали, выражая ему свое доверие. В письмах жителей Челябинской области, которые приходили в телерадиокомпанию «Останкино» (г. Москва) от пенсионеров, инвалидов Великой Отечественной войны, военнослужащих, рабочих,

А. В. Самохина, А. Л. Худобородов

врачей, учителей и целых коллективов предприятий и учреждений содержались преимущественно положительные высказывания в адрес П. И. Сумина. В основном люди обращались к нему за помощью, характеризовали его как честного, порядочного человека, не равнодушного, настоящего патриота России, государственника, труженика, знающего своё дело, авторитетного губернатора, духовно сильного человека, говорили о нем как о «любимце народа» [22, л. 69]. С его деятельностью на посту губернатора они надеялись на улучшение положения, на установление справедливости. Положительный образ П. И. Сумина имел и объективную основу. С выборами его в начале 1990-х гг. люди ассоциировали реально предоставленное им право свободы, в том числе, в определении главы областной администрации. Еще одним фактором, отдающим предпочтение населения П. И. Сумину, являлась склонность назначенных менеджеров по сравнению с избираемыми к изоляции от населения, разделение, прежде всего, интересов центра и ценностей бизнеса. П. И. Сумина отличала способность вести диалог с обществом, умение ориентироваться на центр, не забывая об интересах населения области.

Преемником П. И. Сумина стал бизнесмен М. В. Юревич. В 2010 г. президент Д. А. Медведев внес кандидатуру М. В. Юревича на пост губернатора Челябинской области, которую утвердило Законодательное Собрание Челябинской области. Губернатор М. В. Юревич заявлял о необходимости развития бизнеса и привлечения инвестиций в регион. Приоритетной задачей он обозначил развитие аэропорта Челябинска и расширение международных направлений. В 2011 г. были добавлены прямые регулярные рейсы в Вену, Дубай и Харбин. В 2012 г. в аэропорту Челябинска открылся новый зал вылета международных линий. В 2011 г. М. В. Юревич стал инициатором «капитального ремонта области», в рамках которого жители озвучивали свои предложения по благоустройству территории, а позже из областного бюджета на первоочередные цели, такие как ремонт дорог, водоводов, уличного освещения и фасадов, поступали необходимые средства, составившие 56 % всех расходов бюджета этого года [11]. М. В. Юревич выступил с инициативой по строительству в Челябинской области малометражных квартир-студий, которые по стоимости должны были равняться автомобилю и рассматривались как стартовое жилье для молодежи. По оценке экспертов, политика М. В. Юревича по продвижению в регионе жилья «эконом-класса» и поддержке строительной отрасли позволила в 2012 г. ввести в Челябинске 1,256 млн квадратных метров жилья, что стало абсолютным рекордом за всю историю города [4]. При участии М. В. Юре-вича была решена одна из главных спортивных задач г. Челябинска — после долгих лет отсутствия в российскую Суперлигу (ныне КХЛ) вернулась челябинская хоккейная команда «Трактор». В январе 2013 г. рейтинг М. В. Юревича в Челябинской области составлял 68,2 % [9]. В то же время в работе М. В. Юревича как губернатора было много правонарушений, в том числе финансовых, налицо был и «конфликт интересов». 15 января 2014 г.

М. В. Юревич был досрочно отправлен в отставку с поста губернатора Челябинской области. В марте 2017 г. в отношении него было возбуждено уголовное дело по факту получения взяток на общую сумму 26 миллионов рублей [3]. В начале мая 2017 г. М. В. Юревич был объявлен в международный розыск.

После отставки губернатора Челябинской области М. В. Юревича временно исполняющим обязанности губернатора Челябинской области был назначен Б. А. Дубровский, который уже в сентябре 2014 г. становится губернатором. Ему было присуще хорошее чувство юмора, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, требовательность [16, с. 3]. Еще находясь в должности врио губернатора, Б. А. Дубровский представил обновленную редакцию Стратегии развития Челябинской области до 2020 г. («Стратегия-2020»), целью которой было повышение качества жизни людей в Челябинской области [2]. По инициативе губернатора Б. А. Дубровского в Челябинской области с 2015 г. начал реализовываться проект под названием «Реальные дела», который был призван поддержать муниципальные образования и помочь им в решении вопросов. За три года (2015—2018 гг.) на его реализацию было выделено 2,27 млрд рублей. Эти средства пошли на ремонт школ и детских садов, больниц и поликлиник, благоустройство парков, скверов и дворов, закупку коммунальной техники и другие задачи. Всего было реализовано 5000 проектов, в том числе отремонтировано 469 школ и детских садов, 48 больниц и поликлиник, 161 учреждение культуры, 87 объектов спорта, 332 участка тротуаров, 835 участков грунтовых дорог и дорог с асфальто-бетонным покрытием. Благоустроено 19 парков, 49 скверов, 345 дворов. Установлено 932 детских игровых площадки. Приобретено 22 единицы коммунальной техники [16, с. 4]. В 2018 г. планировалось за счет областного бюджета построить 30 фельдшерско-акушерских пунктов. В реальности появилось только два [12, с. 1]. В материалах периодической печати даются разные оценки деятельности Б. А. Дубровского. В период нахождения его у власти можно было встретить «хвалебные речи» в отношении главы региона. После его отставки — это более объективные и взвешенные оценки его деятельности, как положительные, так и отрицательные. Так, представители бизнеса назвали время правления Дубровского застоем, а экономику фейковой. «Малый бизнес ждал от ШОС и БРИКС, что ему в этих проектах найдется применение. 50 тысяч предприятий, которые могли бы участвовать в проектах, не получили приглашения, как мы ни ждали, — рассуждает председатель комитета по градостроительству и вопросам строительной отрасли ЧРО «Опоры России» Андрей Бодрягин. — А ведь наши родные предприятия могли развивать экономику родной области. Итог плачевный. Наша строительная индустрия монополизировалась донельзя. Мы не увидели, что область открыла свои двери для инвесторов. Отток, о котором мы еще при прошлом губернаторе стали говорить, все-таки случился. Учителя и врачи не уезжают, уезжают как раз люди, которые умеют зарабатывать, имеют

некоторый капитал и находят, к сожалению, применение и своему капиталу, и своим способностям в других регионах» [6, с. 14]. Д. Константинов (представитель «Клуба лидеров» Челябинской области): «При Дубровском была создана некая фейковая экономика, которая отчитывалась будущими проектами. А надо смотреть не то, что запланировано, а то, что сделано. Что хорошего в том, что область бездефицитная? Мы понимаем, что вложение рубля в любую отрасль экономики дает мультипликативный эффект. То же строительство дает восьмикратный мультипликативный эффект. Пусть у нас будет дефицит бюджета, но при этом инвестиции будут работать на строительную отрасль. А параллельно будут работать 30—40 отраслей начиная от банков и заканчивая производством стройматериалов и прочих ресурсов. При низком дефиците бюджета не выросли ни уровень зарплат в области, ни объемы инвестиций в основной капитал! Я бы оценил время правления Дубровского как время упущенных возможностей. Очень была хорошая экономическая конъюнктура, когда он принял область. В 2014 г. когда рубль сильно просел, металлургические предприятия области начали получать сверхприбыль. Их надо было вкладывать в соцпроекты, а не закрывать дефицит бюджета! Даже проведение саммитов могло стать уникальным проектом для области, консолидировать элиты, власть и бизнесмен-сообщество и стать экономически окупаемым для всего региона! Но мы этого не получили. Почему крупнейшие налогоплательщики, которые готовы были инвестировать в экономику региона и в высокие технологии, ушли, поменяли место регистрации? Это тоже большой вопрос. Оценка бизнеса на сегодняшний день крайне негативная» [6, с. 14]. И. Ройтенберг (предприниматель): «Наш регион в полнейшем упадке. Челябинск отстал от Екатеринбурга на 30 и от Москвы лет на 70» [6, с. 15].

После добровольной отставки Б. А. Дубровского врио губернатора был назначен А. Л. Текслер. И уже осенью 2019 г. в Челябинской области снова состоятся выборы губернатора. Что необходимо А. Л. Текслеру, чтобы стать им? Эксперты нарисовали портрет идеального губернатора. По данным многочисленных опросов людям нужен честный, энергичный и открытый к общению губернатор, который должен быть мотором развития. Как считают эксперты, новые назначенцы демонстрируют этот новый политический стиль. Поддержка врио губернаторов довольно высокая — от 42 до 75% [1, с. 2]. В свою очередь позитивные ожидания граждан от А. Л. Текслера как губернатора определяются поддержкой Президента РФ и предыдущими профессиональными достижениями.

А. Л. Текслер прочно закрепился в ретинге влиятельных глав регионов. С апреля по май 2019 г. руководитель Челябинской области поднялся еще на восемь пунктов рейтинга с 53-го места на 45-е. К такому результату нового врио губернатора привел ряд конкретных действий, в частности, кадровая политика. Он отправил в отставку вице-губернаторов Е. Н. Тефтелева и Р. У. Гаттарова. Кроме того, была объявлена инициатива перераспределения собираемых в регионе налогов, в том

числе предложение о десятикратном увеличении отчислений земельного налога в пользу внутригородских районов областного центра [8, с. 3].

Опрос, проведенный ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), в мае 2019 г. показал высокую степень доверия к действующему врио губернатора Челябинской области А. Л. Текслеру, за него готовы проголосовать 61 % южноуральцев [17, с. 4]. У других политиков баланс оценок допустимости электоральной поддержки отрицательный. Пока сложно подводить какие-то итоги его деятельности. А. Л. Текслер уверенно зашел в регион, сумел в первые месяцы произвести на жителей положительное впечатление и уверенно движется к избранию губернатором. Среди положительных характеристик, которые выделили жители — он свой, родился в Челябинске, при этом карьеру строил в другом месте и не связан с какими-то местными элитными группами в плане коррупции. Он очень требователен, строг, но справедлив по отношению к подчиненным, ему до всего есть дело, он не боится предпринимать решительные действия. Его характеризует конкретика и прагматизм, системный подход [17, с. 4].

Южному Уралу необходимы перемены, причем практически во всех сферах. И эти перемены готов осуществить новый глава региона. А. Л. Текслер: «Давайте признаем честно: мы сегодня находимся не на том месте, которого заслуживаем. Наши возможности гораздо больше! Уверен, в центре нашего внимания должен быть человек: развитие потенциала каждого, повышение уровня и качества жизни, чистая и комфортная городская среда, развитая инфрастуктура сельских территорий. Каждый житель Челябинской области должен конкретно на себе, на своем личном примере почувствовать позитивные изменения от нашей с вами работы. Для того чтобы добиться этого, нам нужно реализовать тот колоссальный потенциал, которым обладает Челябинская область» [6, с. 14]. Не впечатлили А. Л. Текслера и центральные улицы г. Челябинска. В оценках он был жёсток: «Центральные улицы выглядят непрезентабельно, а дворовые территории тем более. Челябинск должен выглядеть гораздо лучше. Город серый и унылый. Городским властям должно быть стыдно. Работа на двоечку с натяжкой» [12, с. 1]. Подробно программу преобразований в Челябинской области на ближайшие годы А. Л. Текслер изложил на встрече с представителями областных, муниципальных органов власти, активистами общественных движений, представителями областных средств массовой информации [5, с. 4]. Должны быть четкие задачи, жесткие сроки, конкретные предложения. Необходимо отметить активность и харизматичность врио губернатора. В то же время А. Л. Текслер демонстрирует гражданам максимальную открытость. Он прогулялся по Кировке, где сфотографировался с прохожими, но и как врио губернатора завел страничку в соцсети Instagram. За двое суток он набрал более 25 тысяч подписчиков — наилучший показатель среди губернаторов Урала [5, с. 4].

Таким образом, у губернаторов Южного Урала много общего. Образ губернатора Челябинской

А. В. Самохина, А. Л. Худобородов

области постсоветской России можно раскрыть следующими словами, это, прежде всего, успешный и спортивный мужчина средних лет, целеустремленный, требовательный, настойчивый, трудолюбивый, с хорошим чувством юмора. А вот открытость в общении с населением области явно демонстрировал П. И. Сумин и действующий врио губернатора А. Л. Текслер, что подтверждается беспрецедентным уровнем доверия к обоим руководителям. Институт губернатора в современной России продолжает развиваться и совершенствоваться. Жизнь будет предъявлять всё новые требования к главам регионов. Но уже имеющийся исторический материал, документы и материалы позволяют выявить типологические черты губернатора, актуальные и для Южного Урала.

Литература и источники

1. Белуза, А. Эксперты нарисовали портрет идеального губернатора. Замеры на старте / А. Белуза // Российская газета. — 2019. — 8 апр.

2. Борис Дубровский поставил в основу «Стратегии-2020» человека. — URL: https://74.ru/text/gorod/77435 7. html (дата обращения: 12.06.2019).

3. Бывшего главу Челябинской области Юревича заподозрили в получении взятки. — URL: https:// lenta.ru/news/2017/03/16/yurevich/ (дата обращения: 26.06.2019).

4. В 2012 году в Челябинске установлен абсолютный рекорд по объемам строительства жилья. — URL: https://74sigma.ru/news/2013/v-2012-godu-v-cheljabinske-ustanovlen-absoljutnyj-rekord-po-obemam-stroitelstva-zhilja/ (дата обращения: 28.06.2019).

5. Иванов, С. Взялся по-новому! Куда и с кем Алексей Текслер поведет Челябинскую область / С. Иванов // Южноуральская панорама. — 2019. — 3 июня.

6. Ильин, М. Алексей Текслер: «Челябинск — это не дойная корова». Реновация всех сфер жизни в Челябинской области заменит бездумную оптимизацию / М. Ильин //Аргументы и факты. Челябинск. — 2019. — 5 июня.

7. Кто управлял Челябинской областью за 80 лет. 2 часть: губернаторы. — URL: https://chelindustry.ru/ left_prom2.php?ids=1793&rr=10&tt=3 (дата обращения: 04.07.2019).

8. Лотарев, Д. Главные по влиянию / Д. Лотарев // Южноуральская панорама. — 2019. —10 июня.

9. Люди думают просто: бояре плохие, царь хороший. — URL: https://www.znak.com/2013-01-21/chto_ sdelala_kampaniya_silovikov_s_reytingom_gubernatora_ yurevichasociologiya (дата обращения: 08.07.2019).

10. Лютов, В. В. Петр Сумин. Штрихи к политическому портрету /В. В. Лютов, О. В. Вепрев. — Челябинск : Аркаим, 2005. — 341 с.

11. Михаил Юревич: «Нет невыполнимых задач. Есть проблемы, которые нужно решать»: полный текст доклада губернатора. — URL: https://www.1obl.ru/news/politika/ mihail-jurevich-net-nevypolnimyh-zadach-jest-problemy-kotoryje-nuzhno-reshat-polnyj-tekst-doklada-gubernatora-114922022012/ (дата обращения: 12.07.2019).

12. Нестерова, Д. Городским властям должно быть стыдно: врио губернатора поставил Челябинску «двойку». — URL: https://gubernia74.ru/articles/society/1089341/ (дата обращения: 14.07.2019).

13. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 25.04. 2019 г. № 193 — URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/60382 (дата обращения: 16.07.2019).

14. Памяти Вадима Павловича Соловьева. Из истории Челябинской областной комсомольской организации, к столетию ВЛКСМ. — URL: http://komsomol74. ru/2019/02/13/памяти-вадима-павловича-соловьева/ (дата обращения: 16.07.2019).

15. Першина, Е. А. Конституционно-правовые основы института губернаторства в России (на примере Южного федерального округа) : дис. ... канд. юр. наук/ Е. А. Першина. — М., 2008. — 199 с.

16. Реальные дела: дискуссии и решения. Жители Челябинской области обсудили, на что направить средства губернаторского проекта //Южноуральский меридиан : информ. бюллетень. — Челябинск, 2018.

17. Рожнов, А. Компоненты имиджа /А. Рожнов // Южноуральская панорама. — 2019. — 3 июня.

18. Самохина, А. В. На крутых поворотах российской истории: становление политической элиты Челябинской области. 1990—2000 / А. В. Самохина, А. Л. Худобородов. — Челябинск : Край Ра, 2018. — 156 с.

19. Соловьев, Д. С. Институт всенародных выборов губернаторов как фактор повышения легитимности региональной власти / Д. С. Соловьев // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 3 (82). — С. 241—243.

20. Устав (Основной закон) Челябинской области от 13.04. 1995 г. — URL: http://www.zaki.ru/pagesnew. php?id=1597 (дата обращения: 12.06.2019).

21. Хакимов, Р. Ш. Человек во власти, или Три дома Петра Сумина / Р. Ш. Хакимов. — Челябинск : Цицеро, 2018. — 456 с.

22. ЦГАМ. Ф. 8713. Оп. 1. Д. 437 (18869).

САМОХИНА Анна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация). E-mail: samokhinaav@cspu.ru

ХУДОБОРОДОВ Александр Леонидович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация). E-mail: hudoborodoval@cspu.ru

Поступила в редакцию 25 августа 2019 г.

DOI: 10.14529/ssh190408

governors of THE CHELYABINSK REGioN: TYpoLoGicAL features (problem and discussion issues)

A. V. Samokhina, samokhinaav@cspu.ru

South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russian Federation A. L. Hudoborodov, hudoborodoval@cspu.ru

South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russian Federation

Based on the application of the anthropological approach, the article analyzes the typological features of all governors and interim governor of the Chelyabinsk region in post-Soviet Russia — V. P. Soloviev, P. I. Sumin, M. V Yurevich, B. A. Dubrovsky, A. L. Texler. This was a difficult and controversial period of historical development, which led to a political Olympus the leaders with characteristic features. The results of their activities for the population of the Chelyabinsk region are inconsistent in nature and there is still no consensus on this issue. The points of view given in the article are sometimes diametrically opposite.

Keywords: governor, political system, Chelyabinsk region, level of trust in the authorities.

References

1. Belouse A. Eksperty narisovaliportret ideal'nogo gubernatora. Zamery na starte [Experts painted a portrait of the ideal governor. Measurements at the start]. Rossiyskaya gazeta, 2019, 8 April.

2. Boris Dubrovskiypostavil v osnovu «Strategii-2020» cheloveka [Boris Dubrovsky put human in the basis of the "Strategy 2020"]. Available at: https://74.ru/text/gorod/774357.html (accessed: 12.06.2019).

3. Byvshego glavu Chelyabinskoy oblasti Yurevicha zapodozrili v poluchenii vzyatki [The former head of the Chelyabinsk region, Yurevich, was suspected in receiving a bribe]. Available at: https://lenta.ru/news/2017/03/16/yurevich/ (accessed: 26.06.2019).

4. V 2012 godu v Chelyabinske ustanovlen absolyutnyy rekord po ob"yemam stroitel'stva zhil'ya [In 2012, Chelyabinsk set an absolute record for volumes of housing construction]. Available at: https://74sigma.ru/news/2013/v-2012-godu-v-cheljabinske-ustanovlen-absoljutnyj-rekord-po-obemam-stroitelstva-zhilja/ (accessed: 28.06.2019).

5. Ivanov S. Vzyalsyapo-novomu! Kuda i s kem Aleksey Tekslerpovedet Chelyabinskuyu oblast' [Taken in a new way! Where and with whom Alexey Texler will lead the Chelyabinsk region]. Yuzhnoural'skaya panorama, 2019, 3 June.

6. Ilyin M. Aleksey Teksler: "Chelyabinsk — eto ne doynayakorova". Renovatsiya vsekh sferzhizni v Chelyabinskoy oblasti zamenit bezdumnuyu optimizatsiyu [Alexey Texler: "Chelyabinsk is not a cash cow". Renovation of all spheres of life in the Chelyabinsk region will replace thoughtless optimization]. Argumenty i fakty. Chelyabinsk, 2019, 5 June.

7. Kto upravlyal Chelyabinskoy oblast'yu za 80 let. 2 chast': gubernatory [Who controlled the Chelyabinsk region for 80 years. Part 2: Governors]. Available at: https://chelindustry.ru/left_prom2.php?ids=1793&rr=10&tt=3 (accessed: 04.07.2019).

8. Lotarev D. Glavnyyepo vliyaniyu [The heads of the influence]. Yuzhnoural'skaya panorama, 2019, 10 June.

9. Lyudi dumayutprosto: boyareplokhiye, tsar'khoroshiy [People think simply: the boyars are bad, the king is good]. Available at: https://www.znak.com/2013-01-21/chto_sdelala_kampaniya_silovikov_s_reytingom_gubernatora_yurevicha_sociologiya (accessed: 08.07.2019).

10. Lyutov V. V., Veprev O. V. PetrSumin. Shtrikhi kpoliticheskomuportretu [Petr Sumin. Strokes to a political portrait]. Chelyabinsk: Arkaim Publ., 2005, 341 p.

11. Mikhail Yurevich: "Net nevypolnimykh zadach. Yest'problemy, kotoryye nuzhno reshat'". Polnyy tekst doklada gubernatora [Mikhail Yurevich: "There are no impossible tasks. There are problems that need to be solved". The full text of the report of the governor]. Available at: https://www.1obl.ru/news/politika/mihail-jurevich-net-nevypolnimyh-zadach-jest-problemy-kotoryje-nuzhno-reshat-polnyj-tekst-doklada-gubernatora-114922022012/ (accessed: 12.07.2019).

12. Nesterova D. Gorodskim vlastyam dolzhno byt' stydno: vrio gubernatora postavil Chelyabinsku "dvoyku" [The city authorities should be ashamed: the interim governor put Chelyabinsk "two"]. Available at: https://gubernia74.ru/articles/ society/1089341/ (accessed: 14.07.2019).

13. Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti vysshikh dolzhnostnykh lits (rukovoditeley vysshikh ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti) sub"yektov Rossiyskoy Federatsii i deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 25.04. 2019 № 193 [On evaluating the effectiveness of the activities of senior officials (heads of the highest executive bodies of state power) of the constituent entities of the Russian Federation and the activities of executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation. 25.04.2019, no. 193]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/60382 (accessed: 16.07.2019).

14. Pamyati Vadima Pavlovicha Solov'yeva. Iz istorii Chelyabinskoy oblastnoy komsomol'skoy organizatsii, k stoletiyu VLKSM [In memory of Vadim Pavlovich Solovyov. From the history of the Chelyabinsk regional Komsomol organization, to the centenary of the Komsomol]. Available at: http://komsomol74.ru/2019/02/13/memory-vadim-pavlovich-soloviev/ (accessed: 16.07.2019).

15. Pershina E. A. Konstitutsionno-pravovyye osnovy instituta gubernatorstva v Rossii (na primere Yuzhnogo federal'nogo okruga): dis. ... kand.yur. nauk/ E. A. Pershina [Constitutional and legal foundations of the institution of governorship in Russia (case study of the Southern Federal District): dis. ... cand. legal sciences], Moscow, 2008. 199 p.

16. Real'nyye dela: diskussii i resheniya. Zhiteli Chelyabinskoy oblasti obsudili, na chto napravit' sredstva gubernatorskogo proyekta [Real affairs: discussions and decisions. Residents of the Chelyabinsk region discussed what to allocate funds from the governor's project]. Informatsionnyy byulleten' Yuzhnoural'skiy meridian. Chelyabinsk, 2018.

17. Rozhnov A. Komponenty imidzha [Components of the image]. Yuzhnoural'skaya panorama, 2019, 3 June.

А. В. Самохина, А. Л. Худобородов

18. Samokhina A. V., Khudoborodov A. L. Na krutykhpovorotakh rossiyskoy istorii: stanovleniyepoliticheskoy elity Chely-abinskoy oblasti. 1990-2000 [At the sharp turns of Russian history: the formation of the political elite of the Chelyabinsk region. 1990-2000]. Chelyabinsk: Krai Ra Publ., 2018, 156 p.

19. Soloviev D. S. Institutvsenarodnykh vyborovgubernatorov kakfaktorpovysheniya legitimnosti regional'noy vlasti [Institute of popular elections of governors as a factor in increasing the legitimacy of regional power]. Yevraziyskiy yuridicheskiy zhurnal [Eurasian Law Journal], 2015, no. 3 (82), pp. 241—243.

20. Ustav (Osnovnoy Zakon) Chelyabinskoy oblasti ot 13.04.1995 [The Charter (Basic Law) of the Chelyabinsk region. 13.04. 1995]. Available at: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1597 (accessed: 12.06.2019).

21. Khakimov R. Sh. Chelovek vo vlasti, ili Tri doma Petra Sumina [Human in Power, or Three Houses of Peter Sumin]. Chelyabinsk: Tsitsero Publ., 2018, 456 p.

22. Tsentralnyiy gosudarstvennyiy arhiv goroda Moskvyi [Central State Archive of the City of Moscow] F. 8713. Op. 1. D. 437 (18869).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received August 25, 2019

образец цитирования

Самохина, А. В. Губернаторы Челябинской области: типологические черты (проблемные и дискуссионные вопросы) / А. В. Самохина, А. Л. Худобородов // Вестник ЮУрГУ Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2019. — Т. 19, № 4. — С. 58—65. DOI: 10.14529Л«Ы90408

for citation

Samokhina A. V. , Hudoborodov A. L. Governors of the Chelyabinsk region: typological features (problem and discussion issues). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2019, vol. 19, no. 4, pp. 58—65. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh190408

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.