Научная статья на тему 'Губернаторская власть и политика в отношении инородческого населения на рубеже XIX - XX вв. В Якутской области'

Губернаторская власть и политика в отношении инородческого населения на рубеже XIX - XX вв. В Якутской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ / ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНОРОДЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Архипова Алена Ивановна

Статья посвящена анализу губернаторской власти в Якутской области на рубеже XIX XX вв. Дается характеристика проектов губернатора В.Н. Скрыпицына по управлению краем, выявляется его вклад в развитие области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Губернаторская власть и политика в отношении инородческого населения на рубеже XIX - XX вв. В Якутской области»

A.I. Arkhipova

The governor's power and policy toward the indigenous people in XIX - XX

centuries in the Yakutsk area

The article is devoted to the analysis of the governor's power in the Yakutsk area in XIX - XX centuries. ^e characteristic of projects of the governor V.N. Skrypitsyn in the management of the region аnd his role in the region's development.

Keywords: governor's power, the Yakut area, management, indigenous peoples.

УДК 9 (571.56)

Архипова Алена Ивановна - ст. лаборант сектора истории Якутии

Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных

народов Севера СО РАН (г. Якутск). E-mail: ali-titova@rambler.ru

Губернаторская власть и политика в отношении инородческого населения на рубеже XIX - XX вв. в Якутской области

Статья посвящена анализу губернаторской власти в Якутской области на рубеже XIX - XX вв. Дается характеристика проектов губернатора В.Н. Скрыпицына по управлению краем, выявляется его вклад в развитие области.

Ключевые слова: губернаторская власть, Якутская область, управление, инородцы.

В своем исследовании историк С.В. Любичанковский отмечает, что в «... исторической литературе отсутствует однозначное определение понятия «губернаторская власть». Его применяют и для обозначения власти губернатора, и как собирательный образ местного управления» [1]. В Собрании законов Российской империи обязанности губернаторов были определены следующим образом: «Губернаторы как непосредственные начальники вверенных им ... губерний, суть первые в оных блюстители непосредственных прав самодержавия, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов. Высочайших повелений, указов Правительствующего Сената и предписаний начальства ... обязаны ... охранять повсюду общественное спокойствие безопасность ... и соблюдение установленных правил. Им поручены принятие мер для сохранения народного здравия, обеспечение продовольствием губернии, доставление ... надлежащего призрения и высший надзор за скорым исполнением всех законных постановлений и требований» [2].

В Якутской области институт губернаторства был учрежден с середины XIX в. 13 статья Положения «Об управлении Якутской областью» содержала: «Якутский гражданский губернатор и областное правление, подобно прочим местным установлениям второй степени, непосредственно подчиняются Главному управлению Восточной Сибири...». После проведения ревизии Якутской области генерал-губернатор высказал несколько поправок относительно предмета должности губернатора Якутской области: «. надзор за правильным и успешным действием всех местных ее установлений ..., ревизий» [3].

В последнее время в исторической науке много внимания уделяется личным характеристикам руководителей. Честность или корыстолюбие, деловитость и работоспособность или безделие, убеждения, понимание своих обязанностей, личные и профессиональные интересы во многом определяли характер деятельности губернатора [4]. Примером может служить деятельность В.Н. Скрыпицына, назначенного и. о. губернатора Якутской области в 1892 г. Он получил военное образование, после увольнения со службы работал делопроизводителем в финансовом отделе Плоцкого губернского правления, затем временно исполнял должность секретаря в Церановском уездном управлении. В 1870 г. был назначен и. о. помощника столоначальника Главного управления Восточной Сибири по 4-му отделению. В январе 1871 г. был назначен и. о. младшего ревизора Иркутской контрольной палаты, с января 1873 г. временно исполнял обязанности управляющего Иркутской контрольной палаты. В 1876 г. за выслуги лет произведен в титулярные советники со старшинством. В январе 1882 г. произведен за выслуги лет в надворные советники со старшинством и назначен старшим ревизором в Петербургскую контрольную палату, с апреля 1884 г. - помощник управляющего Варшавской контрольной палатой. В 1886 г. за выслуги лет произведен в коллежские советники и назначен управляющим Иркутской контрольной палатой [5]. Именным Указом от 23 апреля 1892 г. назначен и. о. якутского губернатора, с 1 января 1894 г. -якутским губернатором, пробыл на этом посту до середины 1903 г., был уволен по состоянию здоровья (по личной просьбе).

Опыт работы в Контрольных палатах империи помог губернатору выделить основные проблемы в развитии края. Многие положения Устава об управлении инородцев (1822 г.) разработанного М.М. Сперанским в первой трети и конце XIX в., утратили свою полномочность. На эту проблему обращали внимание многие представители областной администрации, в частности окружные исправники. Якутская область включала в себя пять округов: Якутский, Олекминский, Вилюйский и северные - Верхоянский и Колымский. В.Н. Скрыпицын ездил по округам, и его тревожило состояние области во всех отношениях. О своих замечаниях и наблюдениях губернатор сообщал как иркутскому генерал-губернатору А.Д. Горемыкину, так и непосредственно императору в ежегодных отчетах о состоянии области. Несмотря на замечание иркутского генерал-губернатора: «. чтобы в отчетах не утруждалось внимание Государя Императора сведениями по таким

предметам, которые ... ожидают в самом близком будущем своего разрешения...», - Скрыпицын регулярно затрагивал занимающие его вопросы. Отмечая, что статьи Устава, особенно касающиеся принципа терпимости обычаев инородцев и невмешательства администрации в их внутренние дела, не отвечают ныне государственным пользам и нуждам [6]. По инициативе губернатора составили проект нового Положения об инородцах Якутской области, но он не получил безоговорочной поддержки местного населения и администрации губернии и не был реализован.

Одним из первых вопросов, на которые обратил внимание губернатор, было землепользование в области. Для детального и тщательного изучения проблемы (с разрешения вышестоящего руководства) были привлечены политические ссыльные, организована комиссия, которая непосредственно занималась данным делом. В условиях удаленности территории от центра и постоянной текучки и нехватки кадров Скрыпицын всячески старался использовать потенциал образованных политических ссыльных. В связи с этим, ему пришлось активно участвовать в организации Сибиряковской историко-этнографической экспедиции (1894 - 1896 гг.). Исследования ее участников, в частности Л.Г. Левенталя, И.И. Майнова и др., были использованы при подготовке реформы системы земельных отношений, которая нашла отражение в Инструкции «О порядке уравнительного распределения в наслеге (или селении) земель между общественниками в соответствии с податными и повинностными платежами», опубликованной в 1899 г. Суть предлагаемой В.Н. Скрыпицыным реформы заключалась в установлении уравнительного распределения земли - сенокосные угодья делили на всех имеющихся душ. Земельная ведомость о количестве и качестве имеющихся угодий должна была составляться раз в пять лет. Сумма необходимых денежных платежей делилась на число паев в наслеге, полученную сумму должен был платить один человек. Данная мера, по мнению губернатора, остановила бы «обнищание» населения и способствовала бы уменьшению недоимок ясака в имперскую казну.

Многие статьи инструкции вызвали нарекания родовых начальников. При участии образованных представителей населения ряд ее положений был переработан и изменен. Несмотря на это, местное население, ссылаясь на ее рекомендательный характер, отвергло Инструкцию. Фактически ее положения были применены только в некоторых улусах Вилюйского, Олекминского и Якутского округов. Высшая администрация руководствовалась тем, что распределение земли между инородцами должно производиться при их взаимном согласии без вмешательства администрации.

Опираясь на замечания участников Сибиряковской экспедиции, губернатор в 1895 г. обратился к иркутскому генерал-губернатору с предложением произвести подробное статистическое исследование края в рамках переписи 1897 г. Отказ был мотивирован тем, что с переписью не могут быть «. соединяемы никакие посторонние цели или статистические исследования, не имеющиеся в виду ... законом.» [7].

Политика, проводимая В.Н.Скрыпицыным в отношении населения области, основывалась на его убеждении, что «... устойчивость физического типа якутов, их экономическая приспособляемость и способность к восприятию высшей культуры единогласно отмечаются всеми исследователями и дают возможность считать их, после бурят, главнейшим инородческим племенем Сибири, обещающим в будущем сделаться вполне культурным. Уже в настоящее время среди якутов начинают выходить врачи, юристы и лица с высшим духовным образованием, с развитием же в области школ явления эти бесспорно сделаются заурядными...» [8]. Способы разрешения ряда вопросов Скрыпицын видел в использовании опыта других территорий империи, не раз ходатайствовал о необходимости отмены уголовной ссылки. Воинская повинность рассматривалась как способ «обрусения местных оседлых инородцев». Так же якутская администрация воспользовалась опытом по снабжению товарами первой необходимости северных округов, как практиковалось в северных округах Приморской области, где устройство казенной продажи товаров «не составило трудностей».

Много было сделано губернатором в вопросах просвещения и образования населения края, так как он понимал, что успешная колонизация края и «обрусение» инородцев невозможны без создания соответствующего культурного пространства. Одним из его достижений является получение разрешения генерал-губернатора Восточной Сибири на привлечение политических ссыльных к педагогической деятельности в северных округах.

В 1899 г. Скрыпицыну было предложено подготовить проект об уравнении кочевых инородцев с оседлыми. Ему был направлен Проект, составленный делопроизводителем Земского отдела Иркутской канцелярии, надворным советником И.И. Крафтом, «О преобразовании управления оседлыми и кочевыми инородцами губерний Томской, Тобольской, Енисейской, Иркутской». Этот проект вместе с приложениями включал более 100 статей, которые содержали правовые нормы хозяйственной и административной жизни сибирских аборигенов. По мнению руководства МВД, он стал наиболее полным правительственным законопроектом на данную тему со времени принятия в 1822 г. «Устава» Об управлении инородцев» М.М. Сперанского. Данный вопрос необходимо было разрешить в кратчайшие сроки. Но большинство исправников области объявили, что на их участках нет оседлых инородцев, а население, в основном, скотоводческое и земледелие в существующих условиях не играет большой роли. Была попытка перехода олекминских инородцев-земледельцев в оседлые, но впоследствии сами олекминцы отказались от этого. Население Якутского округа вовсе не приняло проект.

Учитывая полномочия губернатора и фактическую работу, которую он проводил, можно согласиться с утверждением, что политика, осуществляемая в области в данное время во многом зависела от личных качеств губернатора В.Н. Скрыпицына. Проект реформы, предложенный им, явился отголоском либеральных преобразований 60-х годов XIX в. Несмотря

на отсутствие поддержки со стороны местной верхушки (особенно в вопросах распределения земли), губернатор приложил все усилия для преобразования жизни населения области. В рамках своих властных полномочий губернатор высказывал свое мнение о дальнейшем развитии края, предпринимал конкретные шаги для переустройства быта инородцев. Несмотря на то, что одной из главных задач губернатора как представителя руководящего центра было уменьшение недоимок в сборе ясака, его деятельность свидетельствует и об искренней заботе о вверенном ему крае. Начатая им политика нашла отражение в правлении губернатора И.И. Крафта, также внесшего большой вклад в развитие Якутской области.

Обобщенная оценка заслуг В.Н. Скрыпицына только перед г. Якутском была приведена в Протоколе Якутской городской думы от 10 сентября 1903 г., когда ему присвоили звание почетного гражданина г. Якутска: «... преобразование женской прогимназии в гимназию и У1-классного реального училища в полное, благодаря чему местное юношество получает ныне недоступное ранее законченное среднее образование; организация призрения малолетних сирот в приют ведомства императрицы Марии, бывший ранее лишь начальной школой для приходящих; устройство амбулаторной лечебницы общества Красного Креста и улучшение положения местной гражданской больницы, для которой испрошены кредиты на усиление медицинского персонала и постройку необходимых зданий, в том числе помещения для душевнобольных; организация своевременной благотворительной помощи нуждающимся в самые критические минуты; устройство здания общественного собрания, где местный кружок интеллигентных сил получил возможность знакомить население с выдающимися произведениями сценического и музыкального искусства; здесь же помещается и народная бесплатная читальня; ходатайство о соединении Якутска с телеграфной линией; устройство постоянных сообщений с окраинами, введение судебной реформы, улучшение сельской медицины, усиление ветеринарного надзора и, наконец, преобразование местного областного управления» [9]. Эта оценка расширяет значение деятельности В.Н.Скрыпицына по управлению всей областью.

Литература и источники:

1. Любичанковский, С. В. Губернское правление в системе губернаторской власти в последнее десятилетие существования Российской Империи (на материалах Урала) / С. В. Любичанковский. - Екатеринбург : Издательство Урал. ун-та, 2003. - С. 48.

2. СЗРИ. - Т. 2. - С. 24. - Ст. 270.

3. Национальный архив Республики Саха (Якутия) далее НА РС (Я). -Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 15837. - Л. 2, 6.

4. Матханова, Н. П. Полномочия губернатора в России середины XIX века: закон и действительность / Н. П. Матханова // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. - Новосибирск, 2008. - С. 18.

5. НА PC (Я). - Ф. 12-и. - On. 11. - Д. 239. - Л. 2 - 3.

6. НА PC (Я). - Ф. 12-и. - On. 1. - Д. 21843. - Л. 4.

7. НА PC (Я). - Ф. 48б-и. - On. 2. - Д. б0. - Л. 4.

8. ГАИO. - Ф.25. - On. 27. - Д. 888. - Л. 40.

9. НА PC (Я). - Ф. 48б-и. - On. 2. - Д. б0. - Л. 2.

10. ГАИO. - Ф. 25. - On. б. - Д. 1б73. - Л. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.