Научная статья на тему 'ГТО В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ГТО В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / ПОЛИТИКА / POLICY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ (ГТО) / IS READY TO WORK AND DEFENSE (GTO) / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ИСТОРИЯ / HISTORY / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / СОРЕВНОВАНИЯ / COMPETITIONS / ЗНАЧКИ / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / BADGES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леушкин Д.В., Ашмарина А.А., Баранова Т.В.

В статье рассмотрены исторические предпосылки разработки физкультурного комплекса ГТО. Автор сравнивание первоначальный вариант комплекса ГТО 1931 г. с современной структурой комплекса. Автор подчеркивает, что массовый спорт является главной альтернативой социальным проблемам современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Леушкин Д.В., Ашмарина А.А., Баранова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GTO IN THE PAST AND THE PRESENT: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

In article historical prerequisites of development of the GTO sports complex are considered. The author comparison the initial version of the GTO complex of 1931 with modern structure of a complex. The author emphasizes that mass sport is the main alternative to social problems of modern society.

Текст научной работы на тему «ГТО В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

гуманитарных наук, сделать их активными соучастниками овладения целостным мировоззрением, формирующим широкой взгляд на процессы и явления в современном мире. Благодаря преимуществам интегрированных знаний, полученным на стыке этих наук, открывающими путь к овладению основами единой человеческой культуры, современная молодежь будет способна гармонически сочетать в себе естественнонаучные и гуманитарные начала.

Список литературы:

[1] Колобов О.А. Факультет международных отношений ННГУ как комплексный инновационный проект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2006. № 1. С. 206-216.

[2] Колобова С.А. Политическая социализация граждан в условиях модернизации Российской Федерации // Власть. 2009. № 9. С. 37-39.

[3] Лазутина А.Л., Мухорина Л.В., Фоменков А.А., Чадаева С.В. О проблемах преподавания курса «Политология» студентам неполитологических специальностей // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1. С. 237-240.

[4] Лошакова С.А. Гражданское образование и процесс политической социализации в современной России. Монография, Нижний Новгород: ИСИ ННГУ, 2002. 132 с.

[5] Политология, учебник. М.: МОПУ, 2000. 488 с.

[6] Смирнова Н.М. Современная ситуация в социальном познании, кризис классических методологий и становление новой парадигмы // Методология, теория и практика воспитательных систем, поиск продолжается. М., 1996. С. 5-12.

CIVIL EDUCATION OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS OF THE RUSSIAN MODERNIZATION: SEARCH OF THE SCIENTIFIC PARADIGM

S.A. Kolobova

Keywords: pedagogics, civil education, modernization, paradigm

Article is devoted to a problem of civil education of the Russian youth in modern realities. Conclusions concerning specifics of use of interdisciplinary courses in the course of civil education are drawn. Specifics of influence of the integrated scientific knowledge on socialization of the younger generation of Russians are revealed.

УДК 372

Д.В. Леушкин, к.полит.н., доцент ННГУ им. Н.И. Лобачевского А.А. Ашмарина, студентка ННГУ им. Н.И. Лобачевского Т.В. Баранова, студентка ННГУ им. Н.И. Лобачевского 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2

ГТО В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: спорт, политика, государство, Готов к труду и обороне (ГТО), физическая культура, история, традиции, соревнования, значки, педагогика

В статье рассмотрены исторические предпосылки разработки физкультурного комплекса ГТО. Автор сравнивание первоначальный вариант комплекса ГТО 1931 г. с со-

временной структурой комплекса. Автор подчеркивает, что массовый спорт является главной альтернативой социальным проблемам современного общества.

В настоящее время в спортивной жизни страны наблюдается подъём. Следует отметить, что данный процесс обуславливается повышением внимания к вопросам физической культуры и спорта со стороны государства. Организация и проведение Олимпийских игр в Сочи, принятие антитабачного закона, личный пример некоторых политиков и общественных деятелей, активно занимающихся спортом, способствовали формированию положительного отношения к спорту среди большинства населения.

В 2014 г. было заявлено о возрождении спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее, ГТО). По словам президента В.В. Путина, опубликованным в газете «Аргументы и факты», массовый спорт должен развиваться и быть более доступным для людей разного возраста, состояния здоровья, на что и направлена инициатива по возрождению ГТО [2].

Напомним, что до настоящего времени ГТО являлся символом советской эпохи. Впервые был разработан и внедрен в практику физкультурной работы в 1931 г. Физкультурный комплекс ГТО являлся одним из приоритетных направлений работы правительства по развитию массовой физкультуры и спорта в СССР.

Назначение ГТО в СССР состояло в следующем: во-первых, укреплять здоровье и формировать культуру спорта среди населения; во-вторых, стать нормативной основой оценки физической подготовки граждан; в-третьих, сформировать навыки начальной военной подготовки; в-четвертых, подготовить советских граждан к высоким трудовым нагрузкам на производстве в условиях перехода к форсированной индустриализации.

Программа ГТО была внедрена в общеобразовательных, профессиональных, спортивных организациях. Желающие заниматься спортом в свободное от работы или учебы время посещали учебно-тренировочные занятия и участвовали в спортивных соревнованиях по сдаче норм ГТО [9].

Первая ступень комплекса, введенная в 1931 г., включала сдачу 15 норм (плавание, бег, прыжки, подтягивание на перекладине, метание гранаты и др.). Кроме того, комплекс содержал 6 обязательных требований: знание основ советского физкультурного движения, самоконтроля, приемов первой помощи, военного дела, выполнение санитарных требований, ударный труд на производстве. К сдаче ГТО допускались мужчины с 18 лет, женщины с 17 лет.

В 1932 г. была введена вторая ступень комплекса ГТО с более высокими требованиями по 25 нормам.

В 1934 г. специально для школьников разработали комплекс «Будь готов к труду и обороне» (далее, БГТО).

В 1939 г. комплекс был переработан, однако сохранил все три ступени. Новый усовершенствованный вариант комплекса ГТО был введен в действие в 1940 г. (БГТО, первая и вторая ступени ГТО). Нормы ГТО были разделены на обязательные для всех и нормы по выбору. В группу обязательных норм входили: гигиеническая гимнастика (зарядка), подтягивание, лазание, кросс, плавание, преодоление препятствий, ходьба на лыжах и стрельба [7, с. 165].

Первоначально, в ходе работы по продвижению ГТО в народные массы, приходилось прибегать к методам принуждения. Однако высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, общедоступность физических упражнений, включенных в его нормативы, их практическая значимость привели к тому, что ГТО скоро стал популярным среди населения [9].

Особое символическое значение приобрели значки «ГТО» - серебряный или золотой, в зависимости от результатов, которые подтверждали сдачу нормативов. Иметь значок «ГТО» было престижно, особенно среди молодежи.

Таблица 1

Количество значкистов ГТО в 1931-1933 гг. [2]

Год Кол-во значкистов ГТО

1931 24000 чел

1932 465000 чел

1933 835000 чел

Следует подчеркнуть, что умения и навыки, полученные в рамках ГТО, пригодились советским гражданам в годы Великой Отечественной войны. В соответствии с нуждами военного времени физкультурный комплекс ГТО был пересмотрен. Наряду со сдачей таких спортивных норм, как гигиеническая гимнастика (зарядка), подтягивание, лазание, кросс, плавание, преодоление препятствий, ходьба на лыжах и стрельба были добавлены знание материальной части винтовки, топографии, бег по пересеченной местности, умение вести штыковой бой и метать гранату из разных положений.

Несмотря на военное положение, в стране продолжали проводиться различные спортивные мероприятия, в т.ч. сдача норм ГТО. Всего, например, за 1944 г. нормы ГТО сдали около 1 млн человек [6, с. 26-30]. Примечательно, что советским спортсменам в годы ВОВ удалось даже установить новые спортивные рекорды как общереспубликанского, так и международного уровня. Так, в газете «Красный спорт» были опубликованы данные, что за 1944 г. спортсмены СССР установили 58 рекордов общесоюзного масштаба и 12 мировых. [5, а 8].

Последнее изменение комплекса ГТО в СССР проводилось в 1972 г. Были расширены возрастные рамки комплекса, к спортивным мероприятиям в рамках ГТО стали привлекаться граждане с 10 до 60 лет. Возрастной принцип был положен в основу пяти ступеней ГТО: I - «Смелые и ловкие» для мальчиков и девочек 10-11 и 12-13 лет; II - «Спортивная смена» - для подростков 14-15 лет; III - «Сила и мужество» -для юношей и девушек 16-18 лет; IV - «Физическое совершенство» - для мужчин 1939 лет (с двумя возрастными группами 19-28 и 29-39 лет) и женщин 19-34 лет (с двумя возрастными группами 19-28 и 29-34 лет); V - «Бодрость и здоровье» для мужчин 40-60 лет (с двумя возрастными группами 40-49 и 50-60 лет) и женщин 3555 лет (с двумя возрастными группами 35-44 и 45-55 лет) [9].

Каждая ступень комплекса ГТО состояла из двух разделов: раздел требований -предусматривал изучение основных положений советской системы физического воспитания, овладение навыками личной и общественной гигиены, правилами и приемами защиты от оружия массового поражения, выполнение утренней гимнастики; раздел норм - включал упражнения, определяющие уровень развития физических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость), а также упражнения, способствующие овладению прикладными двигательными навыками (бег на скорость, силовые упражнения, прыжки в высоту и длину, метания, лыжные гонки, плавание и др.).

Правовым обеспечением современного комплекса ГТО является постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540. Среди задач, которые заложены в проекте ГТО сегодня, следует отметить:

а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;

в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;

г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов [4].

Координация деятельности по поэтапному внедрению Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса возложена Министерство спорта Российской Федерации.

В вышерассмотренном постановлении указываются принципы, на которых основывается новый физкультурно-спортивный комплекс ГТО:

а) добровольность и доступность;

б) оздоровительная и личностно ориентированная направленность;

в) обязательность медицинского контроля;

г) учет региональных особенностей и национальных традиций

Сегодня ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение различными возрастными группами (от 6 до 70 лет и старше) населения Российской Федерации установленных нормативов по 3 уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса [4].

В нормативы ГТО входят:

1. Челночный бег 3*10 м;

2. Бег 30, 60, 100 м;

3. Бег 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 м;

4. Прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега;

5. Подтягивание на низкой ( из виса лежа) и высокой (из виса) перекладинах;

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

7. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту;

8. Наклон вперед из положения лежа на спине за 1 минуту;

9. Метание спортивного снаряда в цель и на дальность;

10. Рывок гири 16 кг;

11. Плавание 10, 15, 25, 50 м;

12. Бег на лыжах или кросс по пересеченной местности 1, 2, 3, 5, 10 км;

13. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия сидя и положения стоя;

14. Турпоход.

Социальная значимость проекта по возрождению ГТО не вызывает сомнений. Спорт является главной альтернативой проблемам современного общества, среди которых наркомания, алкоголизм, гиподинамия, постоянные стрессы и неврозы, ухудшение демографической ситуации и др. У массового спорта, ярким примером которого является ГТО, наличествует и мощная педагогическая составляющая. Она связана не только с реализацией упомянутых нами выше социальных проблем, но также и с тем, что спорт укрепляет здоровье, способствует формированию таких личностных качеств, как сила воли, настойчивость, терпение, умение добиваться поставленных целей, а также поднимает самооценку. Продвижение ГТО может быть значимым с педагогической точки зрения и в рамках транспортных вузов [3, с. 224225].

Спорт объединяет людей различных социальных групп, создает чувство единства и укрепления государственного авторитета [1, с. 141]. Чем лучше распространен в стране массовый спорт, тем потенциально больше возможностей участия и получения

успешных результатов в международных соревнованиях, что придаёт государству более высокий статус на мировой арене [8, с. 221].

Список литературы:

[1] Ильина Э.А., Бурундукова Н.А. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества/ Культура. Духовность. Общество: сборник материалов XVII международной научно-практической конференции/ Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2015. С. 136-144.

[2] История ГТО в СССР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sportobzor.ru/a-vy-znaete/ istoriya-gto-v-sssr.html (дата обращения: 10.06.2015)

[3] Пахомова Е.А., Семеннова А.С., Редозубова О.А. Патриотическое воспитание в транспортном вузе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 223-225.

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html (дата обращения: 05.06.2015)

[5] Стряпихина А.А. Газета «Красный спорт» как исторический источник (1941-1945 гг.) // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 17. С. 7-11.

[6] Стряпихина А.А. Политика советского правительства в области физической культуры и спорта в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Красный спорт») // История и археология. 2015. № 3 (23). С. 26-30.

[7] Стряпихина А.А. Становление физкультурного движения и реализация комплекса ГТО в СССР// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-2 (54). С. 164-167.

[8] Якубов Ю.Д. Физическая культура как объект государственной политики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12-1. С. 219-221.

[9] Что такое система ГТО и зачем её возродили? [Электронный ресурс] URL: http://www.aif.ru/ dontknows/eternal/1130939 (дата обращения: 03.06.2015).

GTO IN THE PAST AND THE PRESENT: SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

D. V. Leushkin, A.A. Ashmarina, T. V. Baranova

Keywords: sport, policy, the state, Is ready to work and defense (GTO), physical culture, history, traditions, competitions, badges, pedagogics

In article historical prerequisites of development of the GTO sports complex are considered. The author comparison the initial version of the GTO complex of 1931 with modern structure of a complex. The author emphasizes that mass sport is the main alternative to social problems of modern society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.