Грядущий штурм Арктики:
«-» о*
воина или мир ?
Ю. А. Ершов
Для стран, желающих распространить свое исключительное право на материковый континентальный шельф, простирающийся за пределами 200 морских миль, Конвенция устанавливает особый порядок, предусматривающий обязательную процедуру подготовки и подачи соответствующей заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, которая решит дальнейшую судьбу поданной заявки. В случае положительного решения государство получает право на расширение границ шельфа за пределы 200 мильной зоны и возможность осуществлять там суверенные права на разведку и добычу полезных ископаемых. Однако государство не наделяется правами ограничивать в приращенной зоне рыболовство третьих стран.
В Конвенции устанавливается, что права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого заявления об этом. Таким образом, в соответствии с этим положением из Конвенции ООН по морскому праву, никакие заявления прибрежного государства, будь то США, Канада или Россия, о закреплении внешних границ континентального шельфа, а равно установление флагов, памятных буев или еще каких-либо знаков, удостоверяющих, якобы, принадлежность участка тому или иному государству, будут считаться нелигитимными и не будут иметь международной юридической силы. Характерно, что глава канадского МИД П. Маккей сказал по этому поводу: «На дворе не XV век. Нельзя ездить по миру, устанавливать какие-либо флаги, а потом заявлять: «Это наша территория»11.
Главным критерием определения правомерности желания страны прирастить территорию шельфа являются данные о рельефе морского дна на заявленных участках с соответствующими показателями глубин, а также сведения о геологической структуре дна, о толщине осадочных пород, о геолого-геофизичес-ких особенностях, доказывающих, что объявленный участок является продолжением континентального шельфа 200 мильной зоны и материка. В зависимости от предоставляемых сведений границы приращиваемого шельфа могут отодвинуться на 60-150 миль. Однако, как подчеркивается в Конвенции, на подводных хребтах внешние границы континентального шельфа не должны выходить за пределы 350 миль. При этом надо учитывать, что подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, его хребты и его недра. Таким образом, Конвенция весьма четко определяет возможные границы приращиваемого шельфа, исключая возможность прихватить соседние участки дна океана. Более того, Конвенция объявила глубоководное дно, простирающееся за пределами континентального шельфа, районом, имеющим статус «Международного района», на который не распространяются ничьи права.
Важно подчеркнуть также, что, согласно условиям Конвенции, ни шельф, ни 200 мильная исключительная экономическая зона, ни приращенный участок шельфа не являются частью территории прибрежного государства и на них не распространяется государственный
*Окончаание статьи. Начало см. в №2 за 2009 год.
суверенитет. На них распространяется лишь только суверенное право в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Следует также отметить, что воспользоваться принципом приращивания участка шельфа за пределами 200 мильной зоны могут практически только четыре прибрежные страны, от берегов которых простираются соответствующие континентальные шельфы. Это - Россия с ее сибирским континентальным шельфом. Это -США с континентальным шельфом со стороны Аляски. Это - континентальный шельф Гренландии, являющейся автономией Дании.* И это - Канада с ее континентальным шельфом.
Интересно отметить, что Конвенция ООН по морскому праву создала интересный для международных экономических отношений прецедент, объявив, что государство, получившее право разрабатывать ресурсы континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны, должны ежегодно отчислять по истечении первого пятилетнего срока добычи 1%, а затем до 7% стоимости добычи в пользу развивающихся государств - участников Конвенции.
Россия подписала Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 г. в 1997 г., отказавшись от претензий на единоличные полярные владения СССР, закрепленных Декретом ЦИКа от 1926 г.12 Согласно этому документу, границы владения Советского Союза замыкались на Северном полюсе и проходили по линии долготы до середины Берингова пролива на востоке и до точки сухопутной границы на Западе. Подписав Конвенцию, Россия начала проводить политику приращивания континентального шельфа за пределами 200 мильной зоны. В
2001 г. было подготовлено и передано в Комиссию ООН по морскому праву соответствующее исследование, обосновывающее претензии России на установление внешних границ арктического континентального шельфа России, включающие подводный хребет Ломоносова, поднятие Менделеева и котловину Подводников.
Россия явилась первой страной, подготовившей и передавшей в официальном порядке заявку на установление границ шельфа. Однако заявка России была возвращена на доработку, предусматривающую предоставление дополнительных данных, подтверждающих естественное продолжение шельфа как части континентальной платформы, в частности Комиссия рекомендовала предоставить данные, обосновывающие геологическую природу хребта Ломоносова, а также данные о рельефе дна и о сейсмической характеристике района. Кроме того, Комиссия рекомендовала уладить существующие у России с другими арктическими державами все имеющиеся территориальные споры13.
В настоящее время усилиями Минприроды и Минобороны России, которым поручено заниматься проблемами арктического шельфа, практически завершен сбор и обработка материалов, которые, по мнению российских специалистов, не вызывают сомнения о принадлежности хребта Ломоносова и поднятия Менделеева к российскому континентальному шельфу. Ожидается, что новая заявка будет передана в Комиссию ООН в 2010 г.** Всего в общей сложности Россия, по данным Минприроды РФ, претендует на установление внешних границ континентального шельфа, позволяющих прирастить в свою пользу до 1,5 млн кв. км шельфа с прогнозным ресурсным потенциалом углеводородов в 4,9 млрд т условного
топлива14.
Важно отметить, что при наличии российской заявки Дания продолжает доказывать, что 1600-километровый подводный хребет Ломоносова географически привязан к Гренландии, а зто дает ей право объявить Северный полюс сферой своих интересов15. В то же время Канада заявляет, что она располагает неоспоримыми доказательствами того, что Хребет Ломоносова является продолжением североамериканской плиты.
Что же касается других спорных районов, то России по рекомендации Комиссии ООН
*С 1953 г. Гренландия юридически считается неотъемлемой частью Дании. В 1978 г. парламент Дании предоставил Гренландии широкую внутреннюю автономию, оставив внешнюю политику и оборону за Данией. Возможность открытия в Гренландии крупных месторождений нефти и газа активизировала в стране движение за получение полной независимости.
**Предоставление указанной заявки обусловлено десятилетним сроком, начиная с 13 мая 1999 г. Иными словами, предоставление ее в 2010 г., а не до 13 мая 2009 г. может оказаться слишком поздним, что грозит России разного рода юридическими осложнениями.
необходимо срочно урегулировать имеющиеся разногласия с США, Японией и Норвегией, заключив с ними соответствующие договора о разграничении морских пространств. Как известно, Россия не ратифицировала договор 1990 г. с США о разграничении морского пространства в акватории Берингова моря (так называемый договор Бейкер-Шеварнадзе), где почти 70% территории перешло без каких-либо компенсаций к США. На сегодня итогом этого соглашения для России является ежегодная потеря около 200 млн долл. только за счет вылова биоресурсов, как это отмечает российское информационное агентство «Новый Регион»16. Этот договор, ратифицированный США, дает основание США претендовать на «Ось Полюс - Берингов пролив - Берингово море -Тихий океан». В президентской директиве США о национальной безопасности, касающейся политики в Арктике от 2009 г., ставится задача продолжать убеждать Россию ратифицировать этот договор. Разногласия России с Японией касаются статуса Курильских островов. Наиболее сложным выступает спор об урегулировании морского пространства между Россией и Норвегией, длящийся уже более 75 лет. Здесь речь идет о демилитаризации Россией и Норвегией 175 тыс. кв. км шельфа Баренцева моря17.
Разногласия в арктическом регионе имеют место и у других стран. США и Канада столкнулись по поводу претензий в море Баффина, где могут иметься месторождения нефти, газа и других ресурсов. Дания и Канада не могут поделить маленький необитаемый остров Ханса, находящийся между Гренландией и Землей Баффина.
В арктической политике давно наметились два разных подхода к проблеме раздела пока никому не принадлежащего дна Северного Ледовитого океана. Это так называемый секторальный подход, когда предлагается в основу раздела заложить деление по меридианам, сходящимся на полюсе (Россия, как это было до ратификации Конвенции, Норвегия). Другой подход основывается на делении по срединной линии, когда граница проходит на равном удалении от береговых линий прибрежных государств. К этому принципу склоняются Дания, Канада, эксперты ООН. В случае выбора именно этого принципа Северный полюс отойдет к Дании, при победе секторального прин-
ципа выход к Северному полюсу получают все претенденты. В сложном положении при использовании секторального или серединного метода оказываются США. Как отмечает в своей статье «Политическая геология» С. Голубчиков, «США во всех случаях достанется небольшой участок шельфа, поэтому США, скорее всего, станут настаивать на кондоми-нимуме, общим управлении ресурсами»18.
России имело бы смысл всесторонне изучить все «за» и «против» того или иного принципа и выбрать окончательно свой, опираясь на возможную поддержку того или иного союзника. В этой связи, по мнению автора, России будет легче найти компромисс и поддержку с Евросоюзом и его членом Данией, чем с более амбициозными и более воинственно настроенными США и Канадой.
В связи с усилением внимания мировой общественности к арктической проблеме и возможностями вынесения ее на суд мировой общественности в ООН прибрежные арктические государства, в том числе такие влиятельные, как США, Россия и Канада, показали, что они не так уж заинтересованы в вынесении арктической проблемы на широкое обсуждение и на принятие непредсказуемых решений по этому вопросу. Об этом убедительно говорят результаты проведенной в мае 2008 г. в Гренландии двухдневной министерской конференции России, США, Канады, Дании и Норвегии. Участники конференции приняли совместную декларацию, согласившись, что Конференция ООН по морскому праву является правовой базой для выстраивания отношений в регионе и что не нужно разрабатывать новый правовой режим, а достаточно довольствоваться существующими нормами международного права. Главным итогом Конференции, по мнению автора, явилось решение не допускать к разделу Арктики другие страны и, вместе с тем, избежать каких-либо решений по принципам дележа, так как позиции участников по-прежнему расходятся в силу различий в трактовке принципов морского права, зафиксированных в Конвенции.
Таким образом, Конференция создала прецедент по возможности решения арктической проблемы не на широкой политической тусовке, а в узком кругу, в пределах «междусобойчика» заинтересованных стран. Тем самым была устранена от «насущных дел» крупней-
шая и наиболее авторитетная до сих пор межгосударственная организация, занимающаяся вопросами Арктики - Арктический совет, созданный в 1996 г., в который входят все северные государства, включая Финляндию, Швецию, а также организации этнических групп, населяющих арктические страны. Не была приглашена и Исландия, претендующая на участие в решении судьбы арктических шельфов. Представитель Исландии заявил по этому поводу, что конференция в Гренландии будет первым и последним совещанием по Арктике, на которую не пригласили Исландию.
Второй особенностью встречи в Гренландии явился весьма миролюбивый тон заявлений, участвующих в ней стран, несмотря на разногласия в позициях сторон. В ходе министерской конференции в Гренландии министр иностранных дел России С. Лавров разъяснил позицию России по поводу состоявшейся в августе 2007 г. установки на дне Северного полюса российского флага, заявив, что у России «нет претензий на эту территорию и не может быть. Есть Конвенция ООН по морскому праву, механизмы выполнения этого документа, в том числе что касается и континентального шельфа. Этот механизм честно и с уважением выполняется Россией, как и другими стра-нами»19. Кстати, следует отметить, что в
2002 г. на дне Северного Ледовитого океана уже были оставлены флаги США, Канады, Японии и Китая. Однако США и их арктические союзники по НАТО часто обвиняют Россию, водрузившей свой флаг на дне океана, в провоцировании напряженности в регионе.
Делегат США, первый заместитель госсекретаря, в прошлом глава национальной разведки Дж. Негропонте, заявил о намерении США ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, однако, как он отметил, предвыборная кампания в США препятствует осуществлению этого акта. Характерно, что США не в первый раз заявляют о намерении ратифицировать Конвенцию, однако так и не осуществляют свои обещания, очевидно, предпочитая сохранять свободу действий в отношении предстоящего раздела. Характерно, что Арктическая директива президента США от 2009 г. рекомендует Сенату ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву. Интересно, последует ли правительство Б. Обамы этому совету.
Анализируя политику США в арктическом регионе, важно подчеркнуть, что в ее основу закладывается не только возможность обеспечения участия США в разделе арктических богатств, но и чисто военно-стратегические цели. Выступая осенью 2007 г., Дж. Буш отмечал, имея в виду возможность ратификации Конвенции ООН по морскому праву: «Ратификация послужит национальным интересам США, в том числе морской мобильности наших вооруженных сил по всему миру». Он также отметил, что это гарантирует защиту суверенных прав США на значительные морские территории, в том числе на находящиеся там ценные природные ресурсы20. К этой целевой установке можно добавить еще одну цель, четко сформулированную в докладе Национального совета по научным исследованиям США, -«противодействовать притязанию других арктических стран»21.
Следующим шагом в формировании позиции США по арктическому вопросу явилось подписание Президентом США 9 января 2009 г. президентской директивы США о национальной безопасности, касающейся политики в арктическом регионе (National Security Presiden-tial Directive Arctic Region Policy)22. «Эта директива, - говорится в документе, - устанавливает политику Соединенных Штатов по отношению к арктическому региону и предписывает ее реализацию». В свою очередь США определяются как «арктическая страна с разнообразными и насущными интересами в этом регионе».
Директива перечисляет национальные интересы США в арктическом регионе, начиная с военно-стратегических интересов, включающих такие как «противоракетная оборона и раннее предупреждение, развертывание морских и воздушных систем для стратегических перевозок, стратегическое сдерживание, морское присутствие, морские операции по безопасности, обеспечение свободы навигации и полетов».
Следующим приоритетом в списке национальных интересов США в Арктике выступает предотвращение и смягчение возможных террористических или враждебных актов, которые могут «увеличить уязвимость США в арктическом регионе». Директива определяет как национальный интерес и необходимость для США более активного присутствия в регионе
и обеспечение морского могущества, так как «человеческая деятельность в арктическом регионе увеличивается и, по прогнозам, еще более увеличится в ближайшие годы». Осуществление власти в своей арктической юрисдикции (в том числе речь идет и о территориальных водах, экономической зоне, континентальном шельфе) - четвертый пункт в списке.
В директиве США пятым пунктом объявлено «главным национальным приоритетом обеспечение свободы мореплавания». В этой связи директива отмечает Северо-Западный проход как трассу международного судоходства, на которую распределяется «право транзитного прохода». Важно отметить, что Канада считает, что Северо-Западный проход по большей части пролегает через внутренние воды Канады. Ценой этого спора является возможность контролировать будущий маршрут из Европы в Азию, который на 4 тыс. км короче, чем современный маршрут через панамский канал.
Таким образом, хотят того или нет власти США, но общий настрой директивы получился военно-стратегическим, подчеркивающим намерения США защищать свои арктические интересы военным путем с милитаризацией своей части Арктики. Характерно, что спустя неделю после появления на свет директивы США, официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай сообщил о том, что вскоре состоится семинар с участием высокопоставленных руководителей альянса, на котором будут обсуждаться планы возможного присутствия блока в регионе Арктики23.
Директива в очередной газ рекомендует Сенату США ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, а также напоминает о том, что США и Канада имеют нерешенную проблему разграничения в море Баффина, где могут иметься месторождения нефти, газа и других ресурсов. Директива также рекомендует соответствующим ведомствам «продолжать убеждать Россию ратифицировать» уже упоминавшиеся выше российско-американские соглашения о морских границах от 1990 г. В директиве особый раздел посвящен развитию международного научного сотрудничества, в котором, как подчеркнуто, особенно важно сотрудничество с Россией. В документе намечены мероприятия по расширению и углублению международного научного сотрудничества.
В разделе директивы, посвященном морскому судоходству, приводится значительный набор мер по облегчению и обеспечению надежной навигации в районе, сотрудничеству с Международной морской организацией в разработке мер по обеспечению безопасности и надежности судоходства и защиты окружающей среды. Директива обязывает органы власти США сотрудничать с другими странами в разработке дополнительных мер, необходимых в связи с ожидаемым увеличением объемов морских перевозок, определении возможных рисков, связанных с человеческой активностью в регионе и разработке режима управления арктическими водными путями.
Раздел директивы по экономическим вопросам, включая энергетику, содержит заверения США о стремлении к развитию энергетики в арктическом регионе цивилизованным путем, без ущерба для экологии региона, с учетом интересов местных сообществ и соблюдая принципы рыночной открытости и прозрачности. США будут стремиться сочетать доступ и разработку энергетических и прочих природных ресурсов с защитой природной среды Арктики, добиваясь ответственного подхода к разработке ресурсов континентального шельфа и продолжая тесно сотрудничать с другими арктическими странами.
Директива призывает правительство «работать с другими странами Арктики над тем, чтобы освоение углеводородов и прочих ресурсов в арктическом регионе велось в соответствии с принятой лучшей мировой практикой и международно признанными нормами, а также Принципами глобальной энергетической безопасности, принятыми Группой восьми в 2006 г. в Санкт-Петербурге, также продолжать придавать особое значение механизмам сотрудничества со странами, работающими в регионе, для решения общих проблем, признавая, что большинство известных нефтегазовых запасов в Арктике расположено за пределами юрисдикции США». Экологическая часть директивы подчеркивает серьезность последствий изменения климата как для арктического региона, так и в глобальных масштабах, отмечая при этом малую изученность проходящих процессов. Директива призывает к широкому сотрудничеству с другими странами по решению экологических проблем.
Для России, учитывая ее географическое положение, ее историю и экономику, Арктика является важнейшим стратегическим районом. Выступая на заседании Совета Безопасности 17 сентября 2008 г., Президент Российской Федерации Д. Медведев отмечал, что до 20% ВВП и 22% общероссийского экспорта производится именно в арктическом регионе. «По оценке экспертов, - говорил Д. Медведев, - континентальный шельф Арктики может содержать около четверти запасов углеводородов в мире, и использование этих ресурсов - залог энергобезопасности России в целом»24. «Одной из основных задач государства, - сказал Д. Медведев, - превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века». Для претворения этой задачи в жизнь необходимо, прежде всего, обеспечить надежную защиту российских интересов в регионе, необходимо также обеспечить разработку прочной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность России в Арктике, в частности, обеспечить принятие федерального закона о южной границе арктической зоны и договор-но закрепить оформление внешней границы континентального шельфа, и это наш долг перед потомками, - подчеркнул Президент, - мы должны надежно и на долгосрочную перспективу обеспечить защиту российских интересов в Арктике».
Приоритетами России в арктическом регионе должны стать активное освоение природных ресурсов, включающее многократное увеличение объемов поисково-оценочных работ, в том числе и работ на участках шельфа, на которые претендует Россия, для получения необходимых доказательств материкового происхождения этих участков, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно-телекоммуникационной среды.
В 2008 г. Совет Безопасности с участием практически всех министерств и ведомств, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также Российской академии наук подготовил Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также План мероприятий по их реализации, которые увидят свет в начале 2009 г.
Ожидается, что государственная политика в Арктике будет опираться на серьезные финансовые ресурсы государственной программы освоения региона, в рамках которой будут координироваться уже действующие федеральные целевые программы. Значительное участие в освоении арктических богатств примет и частный сектор российской экономики. Освоение Арктики весьма дорогостоящая и долговременнее задача. Сугубо оценочные издержки добычи нефти здесь составляют на наиболее легких и доступных участках 30-40 долл. за баррель, а в целом по региону в 40-100 долл. за баррель25. При этом надо исходить из того, что если инвестирование в Арктику начнется сегодня, то добычу нефти в регионе следует ожидать не раньше, чем через 15-20 лет.
Общие затраты на освоение региона пока никто не определял. «Роснефть» подсчитала затраты на освоение нефтяных месторождений в Арктике. По оценкам президента С. Богданчикова, они составят 61 трлн рублей (251 млрд долл.). Из них 45 трлн рублей (185 млрд долл.)
- на капиталовложения, а 16 трлн руб. (65,8 млрд долл.) - на геологоразведочные работы. Нефтяники надеются, что большая часть этих денег будет предоставлена государством, для чего предлагается создать новый нацпроект «Шельф»26. На спорные шельфовые зоны, принадлежность которых пока не определена, потребуется дополнительно порядка 1—12 трлн рублей инвестиций (4,1 - 49,4 млрд долл.) и стоимость геологоразведочных работ составит 2,7 трлн рублей (11,1 млрд долл.), освоение запасов - 7 трлн рублей.
В России освоение Арктики связано с началом работ по освоению арктических месторождений Штокман и Приразломное, началом работ в устье Оби, активизацией деятельности на Ямале и в других районах, освоением Северного морского пути и наращиванием мощи ледокольного флота, модернизацией портового хозяйства по Северному морскому пути.
Важным вкладом в освоение российской Арктики является пуск летом 2008 г. не имеющей аналогов в мире системы транспортировки крупных партий нефти в условиях Заполярья. Речь идет о начале регулярных отгрузок нефти с нефтяного терминала порта Варандей, расположенного на побережье Баренцева моря. Три танкера (уже два курсируют) создают сво-
его рода энергетический мост Варандей -Мурманск. Главное - положено начало выходу российского танкерного флота на новые пути к перспективным рынкам стран Азии и Тихого океана. В. Алекперов, президент ОАО «ЛУКОЙЛ», высоко оценил возможности нового проекта, отметив, в частности, что новый российский транспортный коридор позволяет с наименьшими затратами экспортировать нефть по кратчайшему морскому пути в страны Европы и Северной Америки27.
Как известно, Варандейский терминал предназначен для экспорта нефти, добываемой «ЛУКОЙЛом в Тимано-Печерской нефтегазовой провинции. Экспорта именно по морю. Уникальность его в том, что в таких высоких широтах и в таких суровых климатических условиях российские пароходства, да, впрочем, и никакие другие, не занимались регулярными переводками крупнотоннажных партий нефти.
Челночные перевозки во льдах в условиях экстремально низких температур требуют особой организации, серьезной работы по подбору кадров, уникальных технических и технологических решений. Опыт эксплуатации танкеров позволит найти наиболее правильные технические решения для создания судов, которые в будущем повезут сжиженный природный газ и нефть с месторождений Штокмана, полуострова Ямал, устья Оби. В этой связи министр транспорта России И.Левитин заявил, что до 2020 г. в России будут построены шесть мощных атомных ледоколов с энергетическими установками нового типа28.
Важную роль в пополнении флота России ледоколами и транспортными судами высокого ледового класса призвана сыграть, помимо российских судостроительных компаний, судостроительная группа Wadan Yards, образованная в 2008 г. в результате сделки по приобретению российскими инвесторами части активов немецкой Aker Yards. В новой компании 70% акций принадлежит российским инвесторам и 30% южнокорейскому концерну STX. Компании принадлежат две верфи в Германии (в Висмаре и в Варнемюнде) и Николаевский завод «Океан» на Украине. Создание новой компании было продиктовано потребностями России в приобретении судов ледового класса для работы в Арктике и на Сахалине29. По мнению экспертов, строительство подобных судов на российских верфях займет примерно вдвое
больший срок и в результате окажется дороже. Одно из лучших в России предприятий -«Адмиралтейские верфи» производит около двух среднетоннажных судов в год, а верфь в Висмаре - 12.
Всего потенциальный объем российских заказов до 2015 г. на германских верфях составит более 600 судов различных видов, в том числе газовозов, морских буровых платформ, ледоколов и плавучих АЭС. Среди заказчиков «Газпром», «Роснефть», Совкомфлот, Росморпорт, «Норильский никель» и др.
Несмотря на широковещательные призывы к освоению богатств Арктики, состояние поисковых работ в регионе желает много лучшего. На прошедшей летом 2008 г. в Мурманске очередной сессии Горного совета Северо-западного федерального округа отмечалось, что объемы геологоразведочного бурения здесь упали с 1992 г. в десять раз. В Баренцевом море пробурена одна скважина на 27 тыс кв.км., в Печорском море - одна на 9 тыс. км, а в Карском море - одна на 80 тыс кв. км, в то время как специалисты считают, что ежегодно надо бурить 7-8 скважин в Баренцевом и Карском морях. Это лишний раз показывает недооценку соответствующих инстанций разработки шельфов в России, итогом чего является то, что в России освоение шельфов дает лишь 2% добычи нефти и газа, тогда как в мире этот показатель равен 35%. При этом Россия располагает самой большой береговой линией в мире, что обеспечивает ей лидерство и по площадям шельфов.
Интерес к освоению арктических регионов в других странах возрастает с небывалой быстротой. Пресса буквально изобилует сообщениями об организации экспедиций, проведении научных конференций, закладке ледоколов и специализированных судов для работы в условиях Арктики. Недавно Китай открыл научную лабораторию на Шпицбергене, его ледокол «Северный Дракон» дважды совершал походы в Северный Ледовитый океан, судостроители Китая строят специальную подводную лодку с возможностью обеспечить работу на дне в условиях Арктики. Осваивает строительство ледоколов Финляндия. Ограниченность размеров статьи не дает возможности рассказать о необычайно активных приготовлениях к штурму арктического региона со стороны США, Канады и особенно Норвегии, которая уже
имеет ряд преимуществ в технологическом решении арктических проектов, что обусловило выбор ее как партнера в лице Statoil Hydro в разработке крупнейшего российского арктического проекта Штокман.
В последние годы глобальная проблема освоения Арктики начала тесно увязываться с другой глобальной проблемой, связанной с изменением климата, его потеплением. По подсчетам МЧС России, за последние сто лет среднегодовая температура на Земле увеличилась на один градус, но при этом 40% этого потепления произошло за последние десять лет. При этом летние температуры в бассейне Северного Ледовитого океана растут в 2-3 раза быстрее, чем в других районах земного шара30. Международное энергетической агентство в своем прогнозе развития энергетики исходит из того, что температура в мире до конца столетия увеличится в среднем на 6% по шкале Цельсия31.
Вопрос потепления климата планеты имеет две четко разнящиеся друг от друга по последствиям проблемы: одна - это возможность получить доступ к новым ресурсам, заселить Гренландию и другие территории, открыть новые судоходные трассы. Другая, имеющая самые трагические последствия, проблема сводится к тому, что потепление приведет к затоплению прибрежных береговых зон, к исчезновению горных ледников, дающих начало рекам, опустыниванию многих регионов и другим не менее отрицательным последствиям.
Проблема изменения климата, столь трагичная для людей, не имеет границ. У всех одно небо над головами. Поэтому мировое сообщество уже сейчас (завтра будет поздно) должно решить вопрос, бороться ли с этими разрушительными результатами изменения климата или нет, и как это можно сделать наиболее эффективным и дешевым способом, очевидно, связав себя определенными юридическими обязательствами.
Ученые подсчитали, что ускоренное экономическое развитие при отсутствии должных мер предосторожности неизбежно приводит к повышенному выбросу в атмосферу парниковых газов или СО2. По их оценкам, к концу текущего столетия выбросы СО2 на планете уд -воятся, что вызовет повышение среднегодо-
вой температуры на шесть градусов по Цельсию. Этот процесс будет проходить постепенно, ускоряясь по мере убыстрения экономического развития и отсутствия достаточных мер предосторожности. Но главное в этой проблеме это то, что этот процесс уже пошел и уже приводит к необратимым последствиям. Так за последние три десятилетия площадь ледникового щита Арктики уже сократилась на 15-20%32. Уже сейчас в Западной Сибири вечная мерзлота оттаивает на четыре сантиметра в год, а в ближайшие 20 лет ее границы сдвинутся на север на 80 километров33. А это означает, что любым постройкам, будь то дома, железные дороги, аэродромы, трубопроводы, порты, склады, находящимся в зоне мерзлых пород, грозит разрушение. К этому надо добавить, что 60% территории России приходится именно на районы залегания вечной мерзлоты34.
Затопление суши вследствие таяния льдов вызовет буквально катастрофу во многих регионах мира. Так только в Южной Азии могут потерять жилье 2 млрд человек, поскольку их дома расположены в пределах 60 км от побе-режья35. Под угрозой затопления будут нахо -диться и многие районы в России, особенно в зонах добычи нефти и газа. Не исключено исчезновение полуострова Ямал, ряда районов на побережье Белого моря, в частности г. Архангельск и др.
Вызванное изменением климата нарушение режима муссонных дождей и сокращение стока вод в реки в результате таяния ледников в Гималаях будет угрожать голодом одному миллиарду человек. Африканский континент, как считают эксперты, окажется среди наиболее пострадавших от изменения климата. Здесь ожидается расширение границ пустынь, потеря значительных площадей сельскохозяйственных угодий, возрастет засоленность почв. Серьезные угрозы возникнут и у таких стран, как Ирак, Турция, Сирия и Саудовская Аравия. Последствия изменения климата коснутся и стран Латинской Америки, и прибрежного Китая и Японии. Особую угрозу они создадут в районах сосредоточения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и портовых хозяйств.
В специально подготовленном докладе Совета Евросоюза по проблемам изменения климата отмечается, что если не будут приняты соответствующие меры, мировой экономике
придется тратить до 20% мирового ВВП ежегодно, чтобы существовать в новых условиях, тогда как сейчас эти расходы могли бы свестись к ежегодным тратам в размере одного процента ВВП36. В докладе делается вывод, что изменения климата, если не заниматься этой проблемой сейчас, приведут к резкому обострению борьбы за доступ к ресурсам и создадут угрозу глобальной безопасности. Особенно это проявится, как отмечает доклад, в отношении ресурсов полярных регионов. Доклад призывает к разработке специальной арктической политики Евросоюза, базирующейся на обеспечении принципов геостратегии в арктическом регионе, в частности в отношении доступа к ресурсам и открытия новых торговых путей. Кто знает, что может быть следующим этапом разработки и претворения в жизнь арктической стратегии Евросоюза? Не явится ли результатом объявление Евросоюза как единого союзного государства с правом представлять в Арктике вместе со своими членами - Данией, Швецией и Финляндией -единые интересы, что внесет серьезные изменения в существующую там расстановку сил.
США после прихода к власти нового президента практически немедленно объявили о намерении серьезно заняться проблемами изменения климата, начав с назначения спецпредставителем США по вопросам, связанным с глобальным изменением климата, Т. Стерна. По словам госсекретаря США Х. Клинтон, это назначение «является ясным сигналом о том, что Соединенные Штаты будут энергично, стратегически и серьезно подходить к вопросам, связанным с глобальным изменением климата, и, следовательно, к проблемам создания чистой энергетики»37. Президент США Б. Обама заявил 26 января 2009 г., что для борьбы с глобальным потеплением климата необходимо создать «глобальную коалицию»38.
Прогноз опасностей и угроз природного характера, вызванных нескоординированной человеческой деятельностью, показывает, что на территории России ожидается повышение степени риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, что должно многократно повысить готовность России не только к преодолению стихийных бедствий, но и к предупреждению их возникновения. Это должно повысить уровень прогностической деятельно-
сти и оценки возможных рисков. Предвидеть
- значит управлять. В новой ситуации нам необходимы и новые подходы к зарождающейся и усиленно поощряемой к внедрению новой технологии улавливания СО2 и обеспечению «чистой от вредных выбросов» энергетики. Да и вообще было бы не грех учредить, как в США, должность спецпредставителя Президента России по вопросам изменения климата, который, можно сказать заранее, не будет сидеть без дела.
Забота о будущем и насущные проблемы сегодняшнего дня, связанные с изменением климата и освоением российских северных территорий, очевидно, будет делать все более актуальной проблему обеспечения более тесной координации деятельности разных ведомств в их работе по освоению Арктики и одновременно других новых для интенсивного освоения районов России, таких как Восточная Сибирь и Дальний Восток. Это позволило бы создать поначалу межведомственный комитет по вопросам изменения климата и освоения Севера Восточной Сибири и Дальнего Востока, а потом, может быть, и отдельного министерства, наделенного соответствующими полномочиями, средствами и государственной программой. Север и “вторая” Россия, простирающаяся за Уралом, требуют объединения всех государственных усилий, создания режима чрезвычайных мер, ликвидации системы распыления средств по мелким регионам и отдельным ведомствам, неизбежно порождающихся соперничеством регионов, фаворитизмом и соревнованием в лоббировании.
В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что положение дел на планете, на которой мы все живем, и накопившиеся российские проблемы требуют и от нашей страны разработки всесторонней национальной комплексной стратегии по проблемам, связанным с изменениями климата и преодолением последствий этой мировой угрозы. В этой стратегии проблема Арктики должна найти должное отражение.
Срочного изменения с учетом новых приоритетных подходов к проблемам освоения Арктики и нашего ответа на климатические вызовы требует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержден-
ной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., № 1662-р. Отдельным разделом эти проблемы должны быть представлены и в разрабатываемой сейчас Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
Более широкого подхода требуют и вопросы международного сотрудничества России в области освоения Арктики с другими странами. Английский поэт Александр Поп, живший в 1668-1744 гг., писал: «Море соединяет страны, которые оно разделяет». Хотелось бы, чтобы этот принцип лег в основу арктической политики США, Канады, России, Норвегии, ЕС и других стран.
Примечания:
11 Российское информационное агентство «Новый регион», 14 января 2009 г.
12 С. Голубчиков. Политическая геология. Независимая газета, Приложение Наука, 26 сентября 2GG7 г
13 О. Виноградова. Арктика: ресурсов много, шансов мало. Нефтегазовая вертикаль, 2GG8, № 19, с. 49.
14 Сообщение РИА Новости, 25 октября 2007 г.
15 Аргументы недели, 26 июня 2007 г.
16 Российское информационное агентство «Новый Регион», 14 января 2009 г.
17 Там же.
18 Независимая газета, Приложение Наука, 26 сентября 2007 г.
19 Коммерсант, 3G мая 2GG8 г.
20 Российская газета, 2 августа 2007 г.
21 Российская газета, 7 августа 2007 г.
22 National Security Presidential Directive. Arctic Region Policy, January 9, 2009.
23 Российская газета, 16 января 2009 г.
24 Российская газета, 18 сентября 2008.
25 International Energy Agency. World Energy Outlook. 2008, Paris, 2008, p.206.
26 Российское информационное агентство «Новый Регион», 21 апреля 2008 г.
27 Известия, 19 сентября 2008.
28 Российская газета, 16 января 2009.
29 БИКИ, 15 января 2009 г.
30 Ю. Ваталин. Что может быть шельф арктических морей. Деловая слава России. Межотраслевой альманах, вып. V, 2008, с. 15.
31 International Energy Agency, World Energy Outlook. 2008, Paris, 2008, p. 45.
32 Независимая газета, Приложение Наука, 26 сентября 2007 г.
33 Деловая слава России, Межотраслевой альманах. вып. V, 2GG8, с. 13.
34 Инвестиционный климат и структура рынка в энергетическом секторе России. Бюро экономической информации, 2006, с. 11.
35 Council of the European Union. Climate change and international security. Brussels, 3.G3.2GG8, p. 6.
36 Там же, р. 3.
37 Время новостей, 27 января 2009 г.
38 Там же.
Библиография:
1) International Energy Agency, World Energy Outlook 2008, Paris 2008
2) Б.Ломборг, Глобальное потепление, скептическое руководство, СП(б), Питер, 2008, с.203.
3) H.Johnsen, and O.Okland (2008), Frontier Arctic Technology Trends and Challenges, paper presented to the IEA Resources to Reserves Workshop, 7-8 April 2008, Cambridge, UK.
4) The US Geological Survey, Circum-Arctic Resources Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle, USGS Fact Sheet 2008-3049, July 2008.
5) Oil and Gas Journal. Penn Well Corporation, Oklahoma City, OK.
$