ГРУЗИЯ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Демур ЧОМАХИДЗЕ
доктор экономических наук, профессор, научный консультант Национальной комиссии по регулированию энергетики Грузии (Тбилиси, Грузия)
В статье охарактеризованы основные направления государственной политики Грузии в энергетическом секторе, которые были определены в годы неза-
висимости, после «революции роз», рассчитаны прогнозные показатели и ожидаемые результаты развития отрасли на период до 2015 года.
Актуальность проблемы и задачи
Формированию и осуществлению политики в этой сфере придается особое значение, так как республика традиционно испытывает дефицит топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Ситуация особенно обострилось с обретением независимости. Стало ясно, что без четкой энергетической политики нереально не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и сохранить саму ее государственность. Необходимо полностью осознать создавшееся положение, задействовать все свои возможные материально-финансовые и природно-энергетические ресурсы, создать и реализовать оптимальную модель национальной энергетической политики. По Конституции страны единая энергетическая система относится к объектам особого управления высших государственных органов1, что указывает на высокую степень ответственности правительства в этом вопросе.
В соответствии с законом «Об электроэнергетике и природном газе» основные направления государственной политики в энергетическом секторе разрабатывает Министерство энергетики страны, оно же реализует эти направления после их утверждения парламентом2.
Под понятием «энергетическая политика» подразумевается генеральная линия и система мероприятий в сфере управления отраслью. Она включает определение направлений протекающих в стране процессов в соответствии со стоящими перед ней целями и задачами. В этом понятии выявляется зависимость государства от энергетического комплекса.
За годы независимости Министерство энергетики разработало несколько проектов, концепций и основных направлений энергетической политики страны, однако до 2006 года ни один из этих документов не был утвержден парламентом. Лишь 7 июня 2006 года он утвердил программу «Основные направления государственной политики в энергетическом секторе Грузии», что имеет особое значение как для общего социально-экономического развития страны, так и для ее энергетического сектора в частности3. Эти направления учитывают специфические проблемы переходного периода (восстановление территориальной целостности, разделение хозяйственных и политических функций, создание соответствующей законодательной базы социально ориентированной рыночной экономики, включение страны в мировую экономическую систему и т.д.), а их разработка основана на фундаментальном изучении нынешнего состояния сектора, анализе причин кризиса на первом этапе развития, формировании основных принципов государственного регулирования энергетики по отдельным ее отраслям и др.
Существенный фактор повышения эффективности функционирования топливноэнергетического комплекса страны — научная, инженерно-техническая и инновационная деятельность. В рамках данного комплекса научно-техническая и инновационная политика опирается на современные достижения фундаментальных и прикладных наук в сфере энергетики. К тому же для урегулирования проблем как экономики в целом, так и в энергетической сфере, это должно осуществляться с учетом местных особенностей.
1 См.: Конституция Грузии. Тб., 1995. Ст. 3, п. 1 (на груз. яз.).
2 См.: Закон Грузии «Об электроэнергетике и природном газе». Тб., 1999. Ст. 3, п. 1 (на груз. яз.).
3 См.: Постановление парламента «Об основных направлениях государственной политики в энергетическом секторе Грузии». Тб., 7 июня 2006 (на груз. яз.).
Одна из важнейших задач энергетической политики — поиск путей формирования устойчивой энергетической системы страны и решения проблем, связанных с повышением энергоэффективности и улучшением охраны окружающей среды.
Поскольку ТЭК относится к основным источникам загрязнения окружающей среды, в последнее время функционирование и развитие энергетики сталкивалось с весьма острыми экологическими проблемами. Из-за низких темпов утилизации отходов и невозможности их масштабной переработки одной из самых серьезных и острых проблем комплекса стало загрязнение территорий нефтедобычи нефтью и нефтепродуктами.
Важной проблемой является также концентрация негативного влияния на окружающую среду работы предприятий ТЭК на территориях добычи и производства энергии. Это усугубляется неудовлетворительным экологическим уровнем технологических процессов, физическим и моральным износом основного оборудования и установок, неразвитостью механизмов обеспечения охраны природы (уменьшение и нейтрализация отрицательного воздействия на нее).
Кроме того, существенной представляется проблема обеспечения экологической безопасности реализуемых проектов добычи нефти и газа на шельфе Черного моря. Одна из задач энергетической политики — постепенное уменьшение нагрузки ТЭК на окружающую среду и приближение к соответствующим международным стандартам.
Развитие основных отраслей комплекса
Главный акцент в государственной энергетической политике переносится на электроэнергетику — ведущую отрасль ТЭК.
В электроэнергетическом секторе Грузии основной задачей долгосрочной политики является полное удовлетворение потребностей страны в электроэнергии за счет собственных гидроресурсов. Предполагается поэтапное решение этой задачи, прежде всего через отказ от импорта, и далее — путем замены теплогенераций. Однако предварительно необходимо модернизировать инфраструктуру теплоэлектростанций и обеспечить газотурбинные установки современными технологиями.
В этом отношении предусматривается параллельное решение нескольких задач, в частности:
— полное перевооружение морально устаревшей и физически изношенной технической базы;
— строительство новых электростанций, а также создание инфраструктуры транспортировки электроэнергии и природного газа;
— диверсификация источников импорта энергоносителей (природный газ, нефть, электроэнергия);
— формирование коммерчески прибыльной экономической модели сектора.
Главным направлением развития энергетического сектора страны должно стать эффективное освоение богатых гидроресурсов. При этом необходимо предусмотреть строительство как малых, средних, так и мощных ГЭС.
Особенности географического положения Грузии предполагают включение в ее ТЭК операций импорта-экспорта и транзита энергоносителей. Следует также модернизировать имеющуюся инфраструктуру, построить новые линии электропередачи, подстанции и газопроводы, связывающие энергетические системы соседних стран.
Необходимо постепенно превратить Грузию из импортера энергетических ресурсов, в государство, обладающее достаточными возможностями для развития самостоятельной энергетики. Стратегический интерес в рамках этого сектора страны — развитие энергетической и энерготранспортной инфраструктуры, связывающей Европу и Азию.
В частности, предусматривается:
— резервирование и строительство высоковольтных линий электропередачи, связывающих Западную и Восточную Грузию, что обеспечит устойчивость энергосистемы;
— строительство новых высоковольтных линий электропередачи, связывающих Грузию с энергосистемами соседних стран;
— обеспечение работы в параллельном режиме с энергосистемами соседних стран (исходя из технических возможностей);
— строительство трубопроводов, связывающих систему газоснабжения страны с аналогичными системами соседних государств;
— расширение транскаспийского энергетического коридора;
— создание подземных и надземных хранилищ энергоносителей.
В вышеуказанном документе должное внимание уделяется развитию топливной промышленности, что подразумевает, прежде всего, увеличение добычи местных энергетических ресурсов, в том числе поиск и изучение новых месторождений нефти и газа, а также создание их запасов в значительном объеме.
Стратегическими задачами развития нефтяной и газовой промышленности на период до 2015 года являются:
— стабильное и значительное увеличение годовой добычи углеводородов за счет открытия новых высокодебитных нефтяных и газовых месторождений для удовлетворения внутренних потребностей страны в основном собственными ресурсами;
— обеспечение ежегодной добычи нефти и газа с опережающей, расширенной подготовкой разведанных запасов как в традиционных нефтедобывающих районах, так и (в первую очередь) на новых перспективных территориях;
— рациональное использование разведанных запасов нефти и газа, особенно на старых месторождениях, находящихся на последних стадиях разработки, и достижение конечных высоких показателей добычи нефти путем внедрения новых технологий;
— обеспечение страны нефтепродуктами и газом, создание государственных резервов нефти и нефтепродуктов и подземных газохранилищ в целях реализации мероприятий безопасности;
— уточнение их существующих запасов и интенсификация добычи;
— эксплуатация угольных месторождений, имеющих экономически выгодные горно-геологические условия.
К стратегическим целям развития угольной промышленности страны относятся4:
— обеспечение снабжения экономики и населения страны местным углем и его продуктами;
4 См.: Энергетическая стратегия Грузии (группа авторов). Тб., 2004. С. 81.
— повышение конкурентоспособности этих видов топлива на альтернативном рынке энергоресурсов;
— устойчивое и безопасное развитие отрасли на базе современных научно-технических достижений и использования экологически чистых технологий;
— занятость местного населения.
Природные условия Грузии позволяют в значительной мере развивать добычу альтернативных видов энергии. В частности, предусматривается расширить их применение с учетом того, что как традиционные, так и альтернативные виды энергии используются в равных условиях.
Расширение использования альтернативных источников энергии связано с необходимостью достижения следующих целей:
— сокращение использования вторичных источников энергии;
— обеспечение экологической безопасности ТЭК;
— снижение децентрализованного потребления энергии;
— сокращение расхода завозимого (импортного) топлива.
Для надежного теплоснабжения страны (населения и производств) необходимо обеспечить:
— эффективное функционирование средств теплогенерации, их устойчивое развитие на базе новых современных технологий;
— разработку программ реформирования инфраструктуры теплоснабжения и формирование соответствующей государственной системы управления;
— оптимизацию децентрализации теплоснабжения городов и предприятий;
— разработку и реализацию мер государственного регулирования теплофикации в целях повышения ее коммерческой эффективности, уменьшение выбросов в окружающую среду, более рациональное использование территории городов;
— формирование нормативной базы для теплоснабжения, в том числе принятие закона о тепловой энергии и энергосбережении.
Политика экономических реформ и эффективного использования энергии
Исходя из необходимости формирования новых рыночных отношений в энергетическом секторе, в стране постепенно начинают осуществлять либерализацию и дерегуляцию рынка электроэнергии, что обеспечивает разделение прав, обязательств и ответственности между функционирующими субъектами. На рынке электроэнергии это достигается путем перехода на систему заключения прямых договоров между оптовыми продавцами и покупателями.
Одним из приоритетов государственной политики в энергетическом секторе остается продолжение экономических реформ, в первую очередь это касается приватизации отрасли, осуществлением которой занимаются распределительные компании электроэнергии и природного газа. Главные задачи государственной политики на этом направ-
лении — максимальное содействие деятельности местных и иностранных инвесторов и доведение до минимума бюрократических механизмов и процедур. С этой точки зрения прежде всего необходимо оптимизировать лицензирование и упростить процедуру выдачи разрешений.
С целью эффективного использования энергии предусматривается формирование и совершенствование законодательных и институциональных актов, а также проведение необходимых мероприятий по оптимизации использования возобновляемых видов энергии, объектов теплоснабжения и когенерационных систем.
В повышении энергоэффективности и энергобезопасности велика роль переоснащения и реабилитации энергетических объектов.
Повышение уровня энергоэффективности обусловит развитие как энергетического комплекса, так и экономики страны в целом. Ориентация же экономики на энергоемкие технологии не только приведет к потере ее конкурентоспособности, но и создаст серьезные и практически неразрешимые проблемы в обеспечении страны энергоресурсами. Исходя из этого, одной из приоритетных задач энергетической политики остается содействие мероприятиям по переводу всех отраслей топливно-энергетического сектора и экономики страны в целом на энергосберегающие технологии.
Цель государственной политики в сфере энергоэффективности — точное и безоговорочное соблюдение намеченных стратегических ориентиров, направленных на ее повышение. А конкретные задачи можно решить только путем проведения широкого спектра стимулирующих и регулирующих потребление энергоресурсов мероприятий, которые обеспечат целенаправленную промышленную политику и структурное преобразование экономики страны в пользу отраслей с низкой энергоемкостью, а также усовершенствование технологического потенциала энергосбережения.
Согласно экспертным расчетам, неиспользованный технологический потенциал энергоэффективности равен примерно одной трети всего энергоснабжения страны. Следовательно, ни одно другое мероприятие не способно конкурировать с повышением энергоэффективности и его можно смело считать новым энергетическим ресурсом.
Неотделимая часть энергетической политики — оптимизация учета. В этом отношении предусматривается завершение установки по всей стране коммунальных и индивидуальных счетчиков, в первую очередь в больших городах и районных центрах.
Для успешного проведения экономических реформ в отрасли предусматривается создание соответствующей правовой и экономической среды. Для этого необходимо:
— уменьшение до минимума количества лицензий и разрешений, а также максимальное упрощение процедуры выдачи лицензий;
— дерегулирование электростанций, вошедших в эксплуатацию после 1 января 2007 года;
— обеспечение прозрачности в процессе приватизации, что будет способствовать достижению условий стабильного снабжения конечных потребителей электроэнергией и природным газом;
— определение прав и ответственности сторон (государство и инвестор), участвующих в процессе приватизации, и их разделение на основе соответствующего договора.
С целью улучшения экономической стабильности сектора предусматривается ввод в действие правил рынка электроэнергии (мощности) и природного газа (соответствующие юридические документы уже вступили в силу).
Развитию конкуренции и поэтапному дерегулированию в секторах электроэнергетики и газового хозяйства будет способствовать проведение таких мероприятий, как пере-
ход на прямые договорные отношения производителей и оптовых покупателей электроэнергии, а также освобождение всего сектора от старой задолженности. Согласно требованиям современной энергетической политики на данном этапе лицо или группа лиц не имеет права владеть более чем 70% от всего объема производства или распределения электроэнергии (без учета электроэнергии прямых потребителей).
Более 10 лет назад отрасль перешла на государственное регулирование энергетики. Создание соответствующего органа — важная часть масштабного и сложного процесса экономических преобразований в энергетической сфере. За указанный период здесь получены значительные результаты. В первую очередь это касается регулирования тарифов на электроэнергию и природный газ, а также лицензирования. Естественно, проведение правильной тарифной политики способствует успешному осуществлению экономических реформ в стране. Согласно основным направлениям энергетической политики, тариф должен защитить потребителей от цен монополистов и вместе с тем дать возможность энергосистеме обеспечить долгосрочное и стабильное финансово-техническое развитие. Для разного типа потребителей тарифная методология предусматривает:
а) сезонные тарифы;
б) тарифы пиковой нагрузки (суточной);
в) ступенчатые тарифы (основанные на объеме потребления);
г) долгосрочные, заранее фиксированные (в том числе предельные) тарифы;
д) предельные тарифы.
Сезонные тарифы и тарифы пиковой (суточной) нагрузки необходимо основывать на принципе нейтральности, их использование не должно быть обязательным как для продавцов, так и для покупателей электроэнергии (они должны исходить из договоренности между сторонами).
Использование ступенчатых тарифов (долгосрочных, заранее фиксированных и предельных), учитывающих объем потребления и принцип нейтральности, станет обязательным как для продавцов, так и для потребителей. Исключение могут составлять лишь потребители, пользующиеся коммунальными счетчиками, — для них не предполагается использование ступенчатых тарифов.
Энергетическая политика предусматривает поэтапную дерегуляцию тарифов на производство электроэнергии. Тарифы должны учитывать специфику потребителей разных категорий и покрывать обоснованные расходы, связанные с услугами, предоставленными лицензиатами.
Должное внимание уделено усилению внешнеэнергетических связей. Это позволяет:
— обеспечить экономию расходов при производстве энергии,
— внедрить разные макроэкономические преимущества,
— успешно реформировать энергетический сектор,
— участвовать во внутреннем рынке Евросоюза5.
Это, в свою очередь, предусматривает:
— обмен электроэнергией с энергетическими системами соседних стран;
— долгосрочное сотрудничество с техническими операторами электроэнергетических систем соседних стран с целью обеспечения экспорта в случае избытка электроэнергии, и ее импорта — в случае дефицита;
5 См.: Чомахидзе Д. Энергетическая безопасность Грузии. Тб., 2003. С. 163—165 (на груз. яз.).
— инициирование и осуществление гармонизации соответствующей законодательной и нормативной базы с целью формирования регионального рынка электроэнергии;
— эффективное использование геополитического положения страны и содействие импорту-экспорту и транзиту энергоносителей;
— развитие энергетической и энерготранспортной инфраструктуры, связывающей Европу и Азию как на восточном, западном, так и на северном и южном направлениях;
— обеспечение диверсификации источников подачи природного газа и электроэнергии.
Ожидаемые результаты
В программе «Основные направления государственной политики в энергетическом секторе Грузии» дан прогноз развития этого сектора. На период до 2015 года, по оценкам Министерства энергетики, после 2006 года электроэнергетическая система Грузии будет бездефицитной. Производство электроэнергии в 2015 году по сравнению с 2006-м увеличится в 2,2 раза, ее чистое потребление — в 1,64 раза. Избыток энергии достигнет примерно 3,0 млрд кВт-ч. В общем производстве электроэнергии удельный вес ГЭС возрастет с 71,6% до 79,1%.
Предусматривается ввод новых мощностей: Худони ГЭС, Намохвани ГЭС, Паравани ГЭС, Жонети ГЭС и Твиши ГЭС. Кроме того, войдут в эксплуатацию новые малые ГЭС, вырабатывающие электроэнергию в объеме 500 млн кВт-ч в год. Намечается пуск ветровой электростанции (см. табл.).
Что касается прогноза потребления природного газа, то оно предусматривается в следующих объемах (млн куб. м): 2010 год — 3 433, 2015 год — 3 533 против 1 881 млн куб. м в 2006 году.
Таблица
Прогноз производства электроэнергии в 2015 году (млн квт ч)
Т Наименование электростанции 2006 год6 2015 год7 2015 год в% і к 2006 году
Ингури ГЭС 1 652,1 3 610 218,5
Варднили ГЭС 363,2 606 166,9
Варцихе ГЭС 721,1 740 102,6
^ Ладжанури ГЭС 274,7 380 ,3 8, 3 1
6 См.: Годовой отчет Национальной комиссии по регулированию энергетики (НКРЭ) Грузии. Тб., 2006. С. 58 (на груз. яз.).
7 См.: Постановление парламента «Об основных направлениях государственной политики в энергетическом секторе Грузии» (Приложения).
Продолжение таблицы
/ Наименование электростанции 2006 год 2015 год 2015 год в% 1 к 2006 году
Гумати ГЭС 220,2 250 113,5
Жинвали ГЭС 390,4 500 128,1
Храми ГЭС-1 334,7 215 64,2
Храми ГЭС-2 118,2 290 245,3
Риони ГЭС 290,5 290 99,8
Худони ГЭС — 1 328 —
Намохвани ГЭС — 910 —
Паравани ГЭС — 140 —
Жонети ГЭС — 280 —
Твиши ГЭС — 400 —
Остальные ГЭС, в том числе малые 951,0 2 587 272,0
ГЭС — всего 5 316,1 12 826 241,3
ТбилГРЭС 663,9 — —
Мтквари-энергетика 1 149,5 1 621 141,0
Энерджи-инвести 290,4 347 119,5
ТЭС — всего 2 103,8 1 968 93,5
Ветровая электростанция — 1 425
Производство ^ электроэнергии, всего 7 419,9 16 219 218,6 1
Как уже было отмечено, часть программы «Основные направления государственной политики в энергетическом секторе Грузии», принятой парламентом 7 июня 2006 года, уже реализована. Министерство энергетики (вместе с соответствующими организациями) ныне дорабатывает этот документ с учетом новых обстоятельств, к тому же рассматривается вопрос о целесообразности строительства в стране атомной электростанции.
Реализация государственной энергетической политики должна основываться на постоянно совершенствующейся нормативно-правовой базе — путем принятия законов, непосредственно воздействующих на различные сферы энергетического комплекса, а также обеспечения благоприятного нормативно-правового пространства для его функционирования.
Реализация энергетической политики должна привести к формированию в стране конкурентоспособного ТЭК, динамично развивающегося энергетического рынка, ори-
ентированного в основном на использование собственных ресурсов. По своим параметрам этот рынок должен полностью удовлетворить растущие потребности экономики в энергоресурсах, а благодаря участию в межгосударственных региональных энергосистемах — еще в большей степени повысить гарантию устойчивости и безопасности энергообеспечения.