Научная статья на тему 'Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов'

Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВЫЕ НОРМАТИВЫ ЗАТРАТ / СТОИМОСТНЫЕ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ГРУППА ПРИОРИТЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / БАЗОВЫЙ НОРМАТИВ ЗАТРАТ / СИСТЕМА ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ / МОДЕЛЬ ПОСТЕПЕННОГО ПЕРЕХОДА ВУЗОВ НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ / GROUP STANDARD COSTS / SUBJECT-RELATED PRICE GROUPS / PRICE GROUP OF PRIORITIZED SUBJECTS / BASIC STANDARD COST / SYSTEM OF MULTIPLYING COEFFICIENTS / MODEL OF GRADUAL TRANSITION OF HEIS TO NEW FUNDING MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровская Марина Александровна, Ястребова Ольга Константиновна, Цветкова Альбина Валентиновна, Михалькова Евгения Евгеньевна

Во второй статье 1, посвященной актуальным вопросам реформы финансирования учреждений высшего профессионального образования, анализируются методологические проблемы, которые пришлось решать Минобрнауки России в процессе определения объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания на основе групповых (единых) нормативов затрат в разрезе специальностей. Авторами предложена принципиально новая группировка специальностей, которая отражает объективные различия в стоимости обучения. Описывается система повышающих коэффициентов, которая позволяет учесть особенности финансирования как конкретных учреждений, так и групп специальностей (в том числе и по приоритетным направлениям подготовки). Обосновывается модель постепенного перехода вузов на новые условия финансирования за период до 2016 г. Приводятся ключевые результаты расчетов объемов субсидии на выполнение государственного задания на 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боровская Марина Александровна, Ястребова Ольга Константиновна, Цветкова Альбина Валентиновна, Михалькова Евгения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Group subject-related standard costs as a key stage in funding reform in higher education

The second article is devoted to key issues of the reform of financing of higher education institutions (HEIs). In the article methodological challenges are described that RF Ministry of Education and Science had to address in the process of calculation of block grant for HEIs based on group subject-related standard costs. The authors discuss the innovative approach for subject classification based on difference in tuition costs. The system of multiplying coefficients is proposed which helps to take into account additional factors related to particular HEIs and subject-related price group (including those related to prioritized engineering subjects). Decision to use a model of gradual transition of HEIs to the new funding mechanism till 2016 is justified. Key results of block grant calculation for 2013 is presented.

Текст научной работы на тему «Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов»

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

М.А. БОРОВСКАЯ, докт. экон. наук, зам. директора департамента организации бюджетного процесса, учета и отчетности Министерство образования и науки Российской Федерации О.К. ЯСТРЕБОВА, канд. экон. наук, генеральный директор А.В. ЦВЕТКОВА, ведущий консультант

Е.Е. МИХАЛЬКОВА, консультант ООО «Экорис-НЭИ»

Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов

Во второй статье \ посвященной актуальным вопросам реформы финансирования учреждений высшего профессионального образования, анализируются методологические проблемы, которые пришлось решать Минобрнауки России в процессе определения объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания на основе групповых (единых) нормативов затрат в разрезе специальностей. Авторами предложена принципиально новая группировка специальностей, которая отражает объективные различия в стоимости обучения. Описывается система повышающих коэффициентов, которая позволяет учесть особенности финансирования как конкретных учреждений, так и групп специальностей (в том числе и по приоритетным направлениям подготовки). Обосновывается модель постепенного перехода вузов на новые условия финансирования за период до 2016 г. Приводятся ключевые результаты расчетов объемов субсидии на выполнение государственного задания на 2013 г.

Ключевые слова: групповые нормативы затрат, стоимостные группы специальностей, группа приоритетных специальностей и направлений подготовки, базовый норматив затрат, система повышающих коэффициентов, модель постепенного перехода вузов на новые условия финансирования.

Переход на использование групповых (ВПО). В 2011 г. эти нормативы были конк-

нормативов затрат по специальностям и направлениям подготовки - второй этап реформы финансирования бюджетных учреждений. На первом этапе финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществлялось на основе «первоначальных» индивидуальных нормативов затрат по каждому бюджетному учреждению, без учета уровня и структуры затрат других учреждений. В 2010 г. Министерством образования и науки РФ были рассчитаны «первоначальные» индивидуальные нормативы в целом по учреждениям высшего профессионального образования

ретизированы в разрезе государственных образовательных услуг для учреждений ВПО с целью предоставления субсидий на выполнение государственного задания на 2012 г.

Такой подходкопределению нормативных затрат обеспечил переход вузов на новый механизм финансового обеспечения практически без изменений уровня их финансирования, поскольку «первоначальные» нормативные затраты определяются исходя из индивидуальных фактических затрат учреждения в базовом году. Использование индивидуальных нормативов дало

1 Первая статья - см.: Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 3-14.

возможность осуществить плавный, безболезненный переход вузов системы Минобр-науки России на новые принципы финансирования - с учетом особенностей каждого образовательного учреждения, специфики предоставляемых услуг, сложившейся материально-технической базы и других факторов, оказывающих существенное влияние на стоимость подготовки учащихся.

Однако индивидуальные нормативы не создают стимулов для сокращения издержек, не обеспечивают прозрачности и объективности распределения объемов финансирования между учреждениями. Строго говоря, они не являются нормативами как таковыми и могут использоваться лишь в качестве временной переходной меры. Поэтому следующим, ключевым этапом реформы механизмов финансирования бюджетных учреждений является переход на групповые нормативы затрат.

Что следует понимать под групповыми нормативами затрат? Совместные Методические рекомендации Минфина России и Минэкономразвития России 2 говорят об установлении нормативных затрат в среднем по группе учреждений (либо по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов), которые рассчитываются как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по всем учреждениям, входящим в группу, на количество указанных учреждений. Эта, простая на первый взгляд, задача оказывается отнюдь не легкой, если государственную услугу высшего профессионального образования рассматривать в контексте многообразия существующих специальностей и направлений подготовки.

Во-первых, серьезной преградой для расчета таких затрат является отсутствие достоверной базы данных о фактическом

финансировании учреждений ВПО в разрезе специальностей как за предшествующие годы, так и на период расчета первоначальных индивидуальных нормативов затрат. Поскольку актуальная до недавнего времени система сметного финансирования была нацелена на содержание сети бюджетных учреждений как таковой, задача точного определения стоимости обучения по специальностям перед учредителем просто не стояла. Для аналитических и плановых целей было вполне достаточно агрегированных ориентировочных расчетов затрат на подготовку одного студента в целом по вузу. Информация о фактических затратах на подготовку специалистов в разрезе факультетов, уровней подготовки и специальностей имелась только у отдельных российских вузов, сформировавших соответствующие системы управленческого учета.

Во-вторых, в настоящее время отсутствует нормативная база, позволяющая разработать нормативные затраты на обучение в разрезе специальностей и направлений подготовки методом прямого счета. Ряд требований к ресурсной и учебно-методической базе, которые предъявляются к вузам в ходе процедуры лицензирования, характеризуются скорее качественными, чем количественными параметрами. Имеющиеся количественные критерии в большей степени направлены на формирование минимальных качественных требований, чем на формирование нормативов ресурсообес-печенности. При этом большинство стандартов и требований относятся к учреждению в целом, а не к процессу обучения по специальностям и направлениям подготовки.

Не позволяют сформировать полноценные нормативы и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Например, материально-техничес-

2 Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений. Утверждены приказами Минфина России №137н и Минэкономразвития России №527 от 29 октября 2010 г.

кое обеспечение ФГОС по направлению подготовки 020100 «Химия» по квалификации «бакалавр» включает в себя требование (п. 7.19) о том, что «минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

■ лекционные (поточные или групповые) аудитории;

■ лабораторные практикумы по неорганической, аналитической, органической, физической химии, высокомолекулярным соединениям и химической технологии;

■ лабораторные практикумы по профильным (специальным) дисциплинам;

■ аудитории для семинарских занятий;

■ лаборатории для проведения научно-исследовательской работы.

Имеющаяся материальная база должна обеспечивать:

■ проведение лекций - различной аппаратурой для демонстрации иллюстративного материала;

■ выполнение лабораторных работ по базовым дисциплинам - химическими реактивами, лабораторной посудой и учебным (учебно-научным) оборудованием в соответствии с программой лабораторных работ;

■ выполнение лабораторных работ по профильным (специальным) дисциплинам - химическими реактивами, лабораторной посудой и учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с реализуемой научной тематикой лабораторий;

■ проведение семинарских занятий -компьютерами для выполнения вычислений и использования информационных систем, занятия по иностранному языку -лингафонными кабинетами».

Иными словами, в ФГОС представлены базовые качественные требования к обеспечению учебного процесса, которые на практике могут быть реализованы за счет различных комбинаций ресурсов при разнообразных уровнях цен.

Следует отметить, что отсутствие дета-

лизированных нормативных требований к обеспечению учебного процесса характерно и для международной практики. Если ранее для аккредитации образовательных учреждений использовались количественные показатели (численность профессорско-преподавательского состава, ресурсы библиотеки, оборудование лабораторий, финансы и т.д.), которые позволяли легко и сравнительно просто оценивать работу различных университетов, то к настоящему времени произошел отказ от использования количественных стандартов. Наблюдается переход от жесткой стандартизации к использованию более мягких критериальных подходов коценке. Критерии, как правило, имеют описательный характер и предполагают не количественную, а качественную оценку, устанавливаемую экспертным путем.

Таким образом, определение необходимого уровня финансирования специальностей методом прямого счета, исходя из утвержденных стандартов оказания соответствующих государственных услуг и требований к организации учебного процесса, оказывается не только практически невозможным, но и нецелесообразным с учетом международного опыта.

В-третьих, внедрение групповых (единых) нормативов для групп учреждений в контексте указанных выше «Методических рекомендаций» представляется в настоящее время сложным. Это связано с тем, что сложившиеся группы учреждений ВПО, имеющие определенный профиль или статус, объединяют в себе вузы с различным набором специальностей, весьма различающимся с точки зрения затрат на обучение. Так, среди многочисленной группы классических университетов имеется значительная доля таких, где обучение ведется в основном по педагогическим и экономическим специальностям. Другой пример - технические университеты. Часть из них предлагают высокотехнологические специальности, требующие значительных затрат на

покупку и содержание дорогостоящего оборудования. Другие специализируются преимущественно на теоретических и управленческих аспектах, где затраты на подготовку специалистов существенно ниже, в то время как в третьих преобладает подготовка экономистов и юристов. Поэтому Минобрнауки России было принято решение производить расчет нормативов затрат в разрезе специальностей и направлений подготовки по всей совокупности подведомственных вузов.

Задача расчета затрат по специальностям и направлениям подготовки осложнялась их многочисленностью и отсутствием соответствующей этим целям классификации. В настоящее время вузами системы Минобрнауки России ведется подготовка студентов примерно по 300 специальностям и направлениям подготовки, сгруппированным в 28 укрупненных групп (УГСН). Несмотря на то, что государственное задание устанавливается в разрезе УГСН, существует серьезный недостаток этой классификации, поскольку группы формировались для конкретных задач планирования и организации учебного процесса, а не в целяхрасчета объемов финансирования. В состав одной УГСН могут входить специальности схожего профиля, которые значительно различаются по затратам трудовых и материальных ресурсов. Например, в состав УГСН «Транспортные средства» (190000) включены специальности (направления подготовки), которые имеют существенные различия в трудоемкости освоения основных образовательных программ в рамках одной и той же квалификации (степени), в перечнях рекомендуемых дисциплин профессионального цикла, количестве академических часов аудиторной нагрузки и по другим параметрам подготовки. Это характерно для большинства УГСН.

Для последовательного решения вышеперечисленных вопросов был разработан новый методологический подход к расчету

нормативов затрат на оказание государственных услуг ВПО. Предложена принципиально новая группировка специальностей и направлений подготовки, отражающая объективные различия в стоимости обучения, такие как соотношение «студент - преподаватель », потребность в лабораторном оборудовании и характеристики этого оборудования. Данные о затратах на подготовку по конкретным специальностям были получены на основе анализа результатов расчетов о финансировании образовательных учреждений ВПО в 2011 г. с применением статистических методов обработки данных. Формирование групп, в которых находятся специальности с одинаковой стоимостью обучения (стоимостные группы специальностей), производится на основании выявленных факторов, оказывающих наибольшее влияние на стоимость обучения по специальностям (направлениям подготовки). К таковым относятся:

■ трудоемкость обучения, определяемая через соотношение численности преподавателей и студентов;

■ требования к квалификации профессорско-преподавательского состава;

■ необходимость в дополнительном учебно-вспомогательном персонале для некоторых специальностей (например, в дополнительном штате лаборантов и проч.);

■ потребность в различного рода лабораторном оборудовании;

■ особенности прохождения производственной практики.

В результате были сформированы следующие девять групп специальностей (направлений подготовки), которые отличаются друг от друга стоимостью годовой подготовки в расчете на одного студента (рис. 1).

1. Специальности, не требующие лабораторного оборудования (например, гуманитарные и социальные науки, образование и педагогика, экономика и управление).

2. Специальности, требующие лабораторного оборудования (например, инфор-

Стоимостные группы затрат

Рис. 1. Стоимостные группы затрат

мационная безопасность, геодезия и землеустройство, автоматика и управление).

3. Специальности, требующие особо сложного лабораторного оборудования (например, приборостроение и оптотехни-ка, оружие и системы вооружения, авиационная и ракетно-космическая техника).

4. Специальности с установленным соотношением численности преподавателей и студентов 1:8 (например, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

5. Специальности с установленным соотношением численности преподавателей и студентов 1:7 (например, специальное [дефектологическое] образование).

6. Специальности с установленным соотношением численности преподавателей и студентов 1:6 (например, теория и история искусств, киноведение, продюсерство).

7. Специальности с установленным со-

отношением численности преподавателей и студентов 1:5 (например, драматургия, режиссура кино и телевидения).

8. Специальности с установленным соотношением численности преподавателей и студентов 1:4 (например, живопись и изящные искусства, актёрское искусство, архитектура).

9. Приоритетные специальности и направления подготовки.

Специальности, требующие индивидуального подхода (с особым соотношением численности преподавателей и студентов), вошли в пп. 4-8 приведенного выше списка. В отдельную (девятую) стоимостную группу выделяются специальности и направления подготовки, соответствующие приоритетам модернизации и технологического развития российской экономики 3. В качестве базового (минимального) норматива было принято медианное значение сто-

3 Установлены Распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. №1944-р «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики».

имости обучения бакалавра по специальностям первой стоимостной группы, составившее 60,2 тыс. рублей (в расчете на студента первого курса 2012/2013 учебного года). Для остальных восьми групп специальностей рассчитаны повышающие коэффициенты, различающиеся по уровням образования бакалавров (специалистов) и магистров в зависимости от потребностей материально-технической базы обучения (табл. 1).

Как показано в табл. 1, нормативы на каждую из стоимостных групп специальностей рассчитываются путём индексации групп затрат «базового » норматива на коэффициенты, отражающие специфику подготовки по каждой из групп специальностей по отношению к «базовому» нормативу.

Наибольший повышающий коэффициент предусмотрен для группы затрат с особым соотношением численности преподавателей и студентов 1:4 (1,86 - для программ бакалавриата и специалитета, 2,12 - для программ магистратуры), а также для группы приоритетных специальностей и направлений подготовки. Коэффициент для группы с особым соотношением численности преподавателей и студентов получен в результате применения повышающего коэффициента, равного 2,5, к группе затрат «Фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава», который составляет значительную долю в

нормативе (57,4%). Коэффициент для группы приоритетных специальностей и направлений подготовки образуется за счёт применения повышающих коэффициентов к группам затрат, которые подлежат повышению согласно поручению Президента Российской Федерации (рис. 2).

К затратам, которые соотносятся с направлениями увеличения нормативов финансирования, указанными в поручении

Президента Российской Федерации, относятся следующие:

■ приобретение материальных запасов;

■ приобретение оборудования;

■ содержание объектов особо ценного движимого и недвижимого имущества;

■ коммунальные услуги;

■ фонд оплаты труда профессорско-преподавательского персонала;

■ повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

■ затраты на организацию производственной практики;

■ транспортные услуги.

Важным ориентиром управленческой и финансовой деятельности учреждений ВПО является установление структуры базового норматива затрат на единицу образовательной услуги ВПО. В табл. 2 представлена типовая структура базового норматива затрат на единицу образовательной услуги ВПО.

Таблица 1

Система повышающих коэффициентов от базового норматива затрат на услуги ВПО

Стоимостная группа Бакалавриат, Магистратура

специалитет

Базовый норматив затрат на 1-й курс 2012/2013 г. - 60,2 тыс. руб.

Не требуется лабораторное оборудование 1,00 1,17

Требуется лабораторное оборудование 1,06 1,23

Требуется особо сложное лабораторное оборудование 1,10 1,27

Соотношение численности преподавателей и студентов 1 8 1,14 1,27

Соотношение численности преподавателей и студентов 1 7 1,24 1,39

Соотношение численности преподавателей и студентов 1 6 1,38 1,56

Соотношение численности преподавателей и студентов 1 5 1,57 1,78

Соотношение численности преподавателей и студентов 1 4 1,86 2,12

Приоритетные специальности 1,86 2,12

Поручение Президента Российской Федерации от 8 апреля 2011 года № Пр-911 (пункт 1в):

«При формировании государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров необходимо предусмотреть увеличение нормативов финансового обеспечения в части, касающейся затрат на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, совершенствование профессиональных образовательных программ, привлечение иностранных специалистов к образовательному процессу, а также на мероприятия, связанные с прохождением практики и стажировок в ведущих российских и иностранных организациях, в том числе в инжиниринговых и исследовательских центрах»

Специальности (направления подготовки), соответствующие приоритетным направлениям

38 направлений подготовки бакалавров 33 специальности 38 направлений подготовки магистров

Выделены в отдельную стоимостную группу

Коэффициент группы для бакалавриата, специалитета- 1,86 Коэффициент группы для магистратуры - 2,12

6

Рис. 2. Выделение в отдельную группу приоритетных специальностей и направлений подготовки 4

Таблица 2

Типовая структура базового норматива затрат на единицу образовательной услуги ВПО для 1-го курса 2012/2013 учеб. года

Направление затрат Базовый норматив затрат

Тыс. руб. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты, непосредственно связанные с оказанием образовательной услуги 34,61 57,50

в т. ч. фонд оплаты труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании образовательной услуги 34,55 57,40

Затраты на общехозяйственные нужды, в т. ч.: 21,36, 35,50

- фонд оплаты труда прочего персонала 17,00 28,20

- затраты на коммунальные услуги, в т. ч. услуги связи, транспортные услуги 3,22 5,30

- затраты на содержание объектов особо ценного движимого и недвижимого имущества 1,14 1,90

Прочие затраты (повышение квалификации, пополнение библиотечного фонда, культурно-массовая работа, производственная практика) 4,23 7,00

ИТОГО 60,20 100,00

Затраты, непосредственно связанные с тива, или 34,61 тысяч рублей, из которых оказанием образовательных услуг, состав- значительную долю составляют затраты ляютсуммарно 57,5% от «базового» норма- ФОТ ППС (34,55 тысяч рублей, или 57,4%

4 Материалы к совещанию министра образования и науки с руководителями учреждений высшего профессионального образования 17 марта 2012 года по вопросу «О переходе на нормативное финансирование государственных услуг за счет средств федерального бюджета». URL: http:/ / mon.gov.ru/ files/ materials/8037/ 12.03.17-soveshanie.pdf

от «базового » норматива). Затраты на общехозяйственные нужды составляют 35,5% от «базового» норматива, или 21,36 тысяч рублей. Большую часть затрат на общехозяйственные нужды составляют затраты на фонд оплаты труда прочего персонала, принимающего участие в оказании образовательной услуги, - 17,0 тысяч рублей (79,6% от затратна общехозяйственные нужды).

Представленный выше методологический подход позволил последовательно решить проблемы, связанные с расчетом групповых нормативов затрат для вузов системы Минобрнауки России.

Следует отметить, что подход к формированию групп специальностей, в основу которого положены стоимостные факторы, широко используется для целей финансового планирования в международной практике. В России полученные таким образом нормативы выступают основой для объективного и прозрачного формирования субсидии на финансовое обеспечение государственного задания учреждений ВПО. Однако они не учитывают целого ряда других факторов, формирующих объективные различия в стоимости образовательных ус-

луг учреждений ВПО. К их числу относятся следующие:

■ установленное для учреждения индивидуальное соотношение численности преподавателей и студентов;

■ географическое положение;

■ принадлежность к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ;

■ принадлежность учреждения к категории «национальный исследовательский университет»;

■ принадлежность учреждения к категории «федеральный университет».

На основе результатов анализа данных о финансировании вузов в системе Минобрнауки России за 2011 г. и имеющихся нормативных правовых актов была разработана система корректирующих коэффициентов на объективные факторы, влияющие на уровень финансирования отдельных образовательных учреждений. К числу прочих корректирующих коэффициентов отнесены:

■ коэффициент соотношения стоимости обучения по очной, очно-заочной и заочной формам обучения;

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

услуга 1

Контингент/ Норматив затрат

услуга 2

Контингент/ Норматив затрат

услуга N

Контингент/ Норматив затрат

Нормативные затраты на оказание государственной услуги 1, 2,..., N

Групповые коэффициенты по учреждениям

• категории ВУЗов;

• региональный коэффициент;

• другие

Расчёт финансового обеспечения государственных образовательных услуг

Рис. 3

■ коэффициент соотношения стоимости обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в рамках одного года.

Чтобы рассчитать необходимый для конкретного вуза размер финансового обеспечения выполнения государственного задания, базовый норматив умножается на контингент обучающихся по данной специальности и на соответствующие корректирующие коэффициенты, отражающие стоимость обучения по группе специальностей и особенности положения вуза (рис. 3).

Для расчета финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2012/ 2013 гг. были также изменены значения коэффициентов для расчета приведенного контингента по услугам ВПО (табл. 3).

В абсолютном выражении максимальный норматив затрат по специальностям (направлениям подготовки) на единицу государственной услуги на 1-м курсе 2012/ 2013 учеб. года составляет: для программ бакалавриата и специалитета - 112,0 тыс. руб., для программ магистратуры - 127,6 тыс. руб.

Переход на новую систему финансирования в условиях действующих бюджетных ограничений

Помимо разработки методологических аспектов внедрения нормативных затрат по специальностям и направлениям подготовки, на повестке стоит актуальнейший вопрос создания практического механизма пе-

рехода к новой модели. Как уже отмечалось, первый этап реформы финансирования вузов, состоявший в переходе от сметного финансирования к индивидуальным нормативам затрат по учреждениям в целом, был для вузов совершенно безболезненным. В рамках действующих объемов финансирования и при сохранении бюджетной сметы произошло лишь разграничение объемов финансирования по услугам и появилась новая группировка затрат. Переход же ко второму этапу реформы - внедрению нормативов по специальностям -означает неизбежное изменение совокупных доходов подавляющего большинства вузов, причем для ряда из них - в сторону понижения. После проведения расчетов были проанализированы отклонения полученных расчетных объемов финансирования вузов от фактических. Результаты ана-

лиза стали основой для разработки конкретных механизмов и обоснования сроков перехода на новую модель финансирования. Безусловными приоритетами при этом выступают:

■ необходимость минимизации резких изменений уровня финансирования учреждений;

■ имеющиеся бюджетные ограничения в целом по системе финансирования вузов.

В качестве аналитического инструмента, позволяющего моделировать различные варианты финансирования государственных услуг профессионального образования в зависимости от нормативной стоимости услуги и имеющихся бюджетных ограничений, нами разработана экономико-

Таблица 3

Коэффициенты для расчета приведенного контингента по услугам ВПО

Форма обучения Действующие коэффициенты Вводимые коэффициенты

Очная 1 1

Очно-заочная 0,25 0,4

Заочная 0,1 0,2

Экстернат 0,1 0,2

Источник: Минобрнауки России (http://mon.gov.ru/pro/83fz/).

статистическая модель. Ею предусматривается оценка совокупных объемов финансирования учреждений ВПО при различных значениях базового норматива затрат на подготовку бакалавра по очной форме обучения в рамках одного финансового года, а также при различных соотношениях финансирования бакалавра и магистра и различных соотношениях стоимости обучения по очной, очно-заочной, заочной формам обучения и экстернату. Модель дает возможность корректировать значения коэффициентов, определяющих соотношение стоимости обучения по специальностям, в том числе по различным структурным элементам затрат. Наконец, она позволяет проанализировать различные варианты перехода к новой системе финансового обеспечения нормативов затрат в разрезе специальностей и направлений подготовки.

В связи с тем, что внедрение нормативов затрат по специальностям неизбежно приведет к перераспределению средств между вузами, требуются механизмы перехода на финансирование по единым нормативам затрат в разрезе специальностей, учитывающие необходимость минимизации резких изменений уровня финансирования учреждений и установленных бюджетных ограничений.

Моделирование различных вариантов перехода к новой системе финансового обеспечения нормативов затрат позволило разработать «мягкий» вариант, при котором осуществляется поэтапное введение нормативов затрат по специальностям путем применения единых нормативов затрат только в отношении набора студентов 1-го курса (рис. 4). При этом общий объем финансирования определяется умножением норматива финансирования по специально-

Индивидуальные нормативы

2011

2010

в целом для учреждения

для учреждения

государственным услугам

Переход к единым нормативам

2015

2014

2013

2012

Норма' подгот

ивы по государствен овки) для континген

ным услугам в разрезе

:пециальностей (направл

1 кур са 1 и 2 курса 1, 2 и 3 курса 1, 2, 3 и 4 курса

Для контингента прочих курсов используются индивидуальные нормативы

Единые нормативы

2016

Полный переход к нормативам затрат по образовательным услугам

Рис. 4. Процесс перехода на новую систему финансирования 5

5 Материалы к совещанию министра образования и науки с руководителями учреждений высшего профессионального образования 17 марта 2012 года по вопросу «О переходе на нормативное финансирование государственных услуг за счет средств федерального бюджета» URL: http://mon.gov.ru/ files/ materials/ 8037/ 12.03.17-soveshanie.pdf

сти на количество единиц услуги, планируемой на первый год обучения (контрольные цифры приема). Данный вариант обеспечивает плавный и относительно безболезненный переход на финансирование по специальностям.

В соответствии с разработанной моделью на 2012/ 2013 учеб. год устанавливается финансовое обеспечение выполнения государственного задания на основе единых нормативов по специальностям (направлениям подготовки) только для студентов 1-го курса, на 2013/2014 учеб. год - для студентов 1-го и 2-го курсов, на 2014/2015 учеб. год - для студентов 13-го курсов, на 2015/ 2016 учебный год -1-4-го курсов и, наконец, в 2016/2017 учеб. году планируется завершить переход на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в вузах системы Минобрнауки России на основе нормативов по специальностям (направлениям подготовки). Поэтапный переход является необходимым шагом на пути разработки и внедрения формульных нормативов затрат, который позволит максимально объективно подходить к финансированию учреждений профессионального образования, осуществляющих в том числе подготовку по приоритетным специальностям и направлениям подготовки.

При таком подходе более 82% российских вузов в 2012/2013 учеб. году будут получать большие объемы финансового обеспечения на выполнение государственного задания по услугам ВПО, чем они фактически получили в 2011/2012 учеб. году. Из этого числа почти у 55% вузов увеличение объемов финансирования составит более 5%, а у 19% вузов - более 10%.

Общий размер субсидии на выполнение государственного задания учреждениями системы Минобрнауки России на 2013 г. составит 136,8 млрд. руб. Из этой суммы

объем финансирования государственных услуг по реализации программ ВПО, СПО и НПО составит 115,9 млрд. руб.; на долю программ ВПО придется порядка 90% данной суммы.

В целом для образовательных учреждений ВПО переход на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на основе единых нормативов затрат по специальностям (направлениям подготовки) означает введение совершенно новой финансовой «системы координат». В рамках этой системы происходят изменения как во взаимоотношениях с учредителем (Минобрнауки РФ), так и в управлении финансами самих вузов. Неправильная оценка вузом реальных затрат на подготовку специалистов также может привести к потерям части доходов. В связи с этим для российских вузов в новых условиях финансирования значительно возрастает роль финансового менеджмента и его ключевых направлений - управления финансовыми рисками, финансового анализа, увязки стратегических планов с источниками доходов и др. Важнейшее значение для образовательных учреждений ВПО приобретает такой инструмент финансового менеджмента, как управленческий учет. Формирование и развитие действенной системы управленческого учета позволит вузам решать задачу определения фактических затрат на подготовку кадров в разрезе специальностей (направлений подготовки) и тем самым оценивать выгоды/ убытки реализации конкретных учебных программ. Данные управленческого учета используются руководителями вузов для принятия обоснованных оперативных и стратегических решений, для эффективного управления рисками.

Новые направления и инструменты финансового менеджмента будут рассмотрены в следующей статье.

BOROVSKAYA M., YASTREBOVA O., TSVETKOVA A, MIKHALKOVA E. GROUP SUBJECT-RELATED STANDARD COSTS AS A KEY STAGE IN FUNDING REFORM IN HIGHER EDUCATION

The second article is devoted to key issues of the reform of financing of higher education institutions (HEIs). In the article methodological challenges are described that RF Ministry of Education and Science had to address in the process of calculation of block grant for HEIs based on group subject-related standard costs. The authors discuss the innovative approach for subject classification based on difference in tuition costs. The system of multiplying coefficients is proposed which helps to take into account additional factors related to particular HEIs and subject-related price group (including those related to prioritized engineering subjects). Decision to use a model of gradual transition of HEIs to the new funding mechanism till 2016 is justified. Key results of block grant calculation for 2013 is presented.

Key words: group standard costs, subject-related price groups, price group of prioritized subjects, basic standard cost, system of multiplying coefficients, model of gradual transition of HEIs to new funding mechanism.

Педагогическое образование и будущее России

В.В. РЯБОВ, член-корреспондент РАО, ректор

А.И. РАКИТОВ, профессор Московский городской педагогический университет М.Н. РУСЕЦКАЯ, доктор пед. наук Департамент образования г. Москвы

«Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.» отводит важное место педагогическому образованию. Необходима модернизация ведущих педагогических университетов и создание на их базе образовательных холдингов, включающих в свой состав базовый центр педагогического образования (БЦПО - головной университет ), организации основного общего, начального и среднего специального образования. Предлагается система принципиальных образовательных инноваций: радикальное повышение качества и объема научных исследований, проводимых в БЦПО, создание инженерно-педагогических факультетов, новые формы информатизации педагогического образования, создание новой системы дополнительного и непрерывного образования.

Ключевые слова: образовательный холдинг, базовый центр педагогического образования, модернизация педагогического образования, образовательные инновации.

Отказавшись от системы контролируемой государством плановой экономики, Россия совершила резкий переход от социалистической системы хозяйствования к системе либеральных рыночных отношений. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. Страна перестала нуждаться в товарах народного потребления, но одновременно с этим отечественная экономика сильно деградировала. Бюджет страны пополнялся в основном за счет экспорта углеводородного топлива и других природных ресурсов. К концу пер-

вого десятилетия нынешнего века стала очевидной необходимость радикальных изменений в экономической, социальной и менеджериальной сферах, с тем чтобы переломить негативные тенденции в экономической и общественной жизни и поставить Россию на рельсы прогрессивного поступательного развития.

8 декабря 2011 г. Правительство утвердило «Стратегию инновационного развития России на период до 2020 г.» (далее - Стратегия). Оценивая ситуацию, сложившуюся к началу нового десятилетия, разработчи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.