2012, Т. 2, № 1-2
Санитарная охрана территории
Главным резервуаром вируса бешенства и распространителем болезни являются лисы, на долю которых ежегодно приходится в среднем около 60% от всех выявленных случаев среди животных. В 2011 г. основным хозяином и распространителем рабического вируса, также остается лисица — 83,7%, 11,6% приходится на собак и 5,3% на прочих животных (барсук и енотовидная собака).
Сохраняющееся эпизоотологическое неблагополучие как, среди диких, так и домашних животных создает угрозу возникновения случаев заболевания у людей. В Курганской области случаи заболевания гидрофобией среди населения не регистрируются с 1984 года. Риску инфицирования при контакте с животными, у которых диагноз бешенство подтвержден лабораторно, в 2011 г. подверглось 20 человек, в 2010 г. — 98.
Ежегодно на территории области регистрируются 3—4 тыс. пострадавших от укусов животными, в том числе дикими. На долю детского населения приходится до 31% пострадавших. В 2011 г. от укусов домашних животных пострадало 98,5% обратившихся, из них по поводу укусов собаками — 79%, кошками — 18,6%.
Сложившаяся ситуация потребовала принятия незамедлительных решений в части проведения профилактических мероприятий по бешенству. В области реализуются целевые программы «О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курганской области» и «Предупреждение и борьба с социально — значимыми заболеваниями», которыми предусматриваются мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных, иммунизации диких и домашних животных, регистрации владельцев собак и кошек, а также осуществляется обеспечение лечебно-профилактических учреждений области антирабическими препаратами.
ГРУППОВОЕ ЗАРАЖЕНИЕ ГЛПС В БЫТУ
Ю.В. Садовский1, Л.И. Коробов2,3, Е.В. Рожкова23, Т.П. Самойленко2
Бирский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», г. Уфа; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», г. Уфа; 3ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ, г. Уфа
Описан случай группового заражение ГЛПС в быту в эндемичной местности — д. Янкисяк Аскинского района Республики Башкортостан, расположенной в 50 метрах от леса, где преобладают липа, осина. Жители отмечают наличие большого количества грызунов. Барьерная дератизация леса возле деревни проводилась в мае и октябре 2011 г. на площади 3 га. Жительница деревни является хозяйкой официально не функционирующей мечети «Нуур», находящейся в 30 метрах от ее дома. Здание деревянное из бруса, полы евро-паркет, ковры, потолок из досок, вентиляция естественная, отопление печное, водяное. 4 ноября 2011 г. к хозяйке приехали родственники из г. Уфы для проведения в мечети поминок. Все гости участвовали в проведении уборки в мечети. Уборка столов, подоконников проводилась влажным способом. Полы и ковры убирались при помощи пылесоса. Влажная уборка пола не проводилась. Хозяйка
отмечает наличие следов грызунов возле здания мечети снаружи, наличие экскрементов грызунов под внутренней обшивкой мечети. 6 ноября 2011 г. в мечети «Нуур» присутствовало 50 гостей. Посуда использовалась одноразовая. Пищу готовили в доме. Со слов хозяйки 20 октября 2011 г. в доме и мечети ею были проведены дератизационные ме-ропрятия. Приманку она приобрела в Дезстанции г. Чернушки Пермской области в количестве 1,5 кг. В доме для отпугивания мышей использует ультразвуковой аппарат. С 07,11 2011 г. мечеть закрыта. Первый случай заболевания ГЛПС возник у хозяйки дома через 13 дней после уборки в мечети. Заболело в течение одного инкубационного периода всего 11 человек, в том числе 10 родственников, прибывших из Уфы, и хозяйка дома, из них 3 детей до 14 лет, в том числе 7 женщин, 4 мужчин. Госпитализированы в различные ЛПУ. У всех диагноз подтвержден лабораторно нарастанием титров антител к ГЛПС. Сделаны выводы: место группового заражения ГЛПС — мечеть. Источник инфекции — грызуны. Фактор передачи инфекции — воздушно-пылевой путь. Заражение произошло при проведении уборки мечети. Условия, способствующие заражению ГЛПС: антисанитарное содержание помещений мечети и жилого дома, не соблюдение личной гигиены при проведении уборки (не использовались средства индивидуальной защиты органов дыхания).
КОНТАГИОЗНОСТЬ ИКСОДОВОГО КЛЕЩЕВОГО БОРРЕЛИОЗА, ВЫЗВАННОГО BORRELIA MIYAMOTOI
Д.С. Сарксян1, О.В. Малинин1, И.И. Дьяченко2, Г.К. Кустарников1, И.Е. Малинин1, В.И. Шахов1
1ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия; 2Республиканская инфекционная клиническая больница МЗ Удмуртии, г. Ижевск
Borrelia miyamotoi впервые обнаружена в клещах I. persulcatus в 1995 г. в Японии. В 2006 г. сотрудниками ЦНИИ эпидемиологии ДНК этого микроорганизма выделена из 6,3% клещей собранных на территории Удмуртии. Структура эпидемического (эпизоотического) процесса при этом заболевании не изучена, исследование контагиоз-ности не производилось.
Цель работы. Выяснить контагиозность заболевания, вызванного B. miyamotoi.
Материалы и методы. Результаты работы основаны на данных проспективного наблюдения за 24 лицами, покусанными заведомо инфицированными B. miyamotoi клещами. Наблюдение производилось в течении 30 дней и включало ежедневную термометрию и исследование сыворотки в ИФА и ПЦР (плазма) в случае повышения температуры или спустя 4 недели после укуса (только ИФА). Кроме того, в работе использованы данные ретроспективного эпиданализа отдела природно-очаговых инфекций ТУ Роспотребнадзора по УР. Детекция ДНК B. miyamotoi осуществлялась методом ПЦР в режиме реального времени, для выявления противоборрелиозных антител использовалась методика ИФА.
Результаты и обсуждение. Манифестация заболевания, вызванного B. miyamotoi наступила у 2 лиц (8,3%), укушенных заведомо инфицированным клещом. Инкубационный период соста-