Научная статья на тему 'Грозят ли России техногенные катастрофы?'

Грозят ли России техногенные катастрофы? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грозят ли России техногенные катастрофы?»

ISSN 1812-5220

© Проблемы анализа риска, 2009

А. А. Быков,

Главный редактор

Грозят ли России техногенные катастрофы?

ISSN 1812-5220 © Issues of Risk Analysis, 2009

Whether Anthropogenic Disasters Threaten to Russia?

A. A. Bykov,

Editor-in-Chief

Уважаемые читатели!

Прогрессивное развитие современного общества немыслимо без новых технологий. В свою очередь использование техники, особенно сложных технических систем, влечет за собой возможные отказы, сбои, просчеты в технологиях ее производства и использования, которые могут приводить к техногенным катастрофам. Как пишут в статье «Постиндустриальные риски России» Ю. Л. Воробьев, В. А. Акимов и Ю. И. Соколов: «Техногенной катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования. Техногенные катастрофы в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы в конечном счете вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий. В этом типе катастроф по мере разви-

тия техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь — такова плата за технологический прогресс».

В настоящее время техногенные катастрофы занимают одно из ведущих мест среди катастроф по количеству человеческих жертв. Данные ООН свидетельствуют, что техногенные катастрофы — третьи среди всех видов катастроф по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы (наводнения, цунами и т. д.), на втором — геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.). За период с 1901 года по 2007 год в мире произошло 6312 техногенных катастроф, при этом пострадало более 7,7 млн человек, более 300 тыс. — погибли. Общий ущерб от техногенных катастроф оценивается в $287,2 млрд (на 2006 год).

Россия, по мнению авторов, вошла в период крупных аварий и техногенных катастроф. Для противодействия этой тенденции и сохранения инфраструктуры в стране нужна специальная государственная программа. Никто уже скоро два десятка лет не занимается по-серьезному обновлением или просто поддержанием в приемлемом со-

стоянии всей инфраструктуры бывшего народного хозяйства. И она, конечно, начала рушиться. Показатели аварийности в промышленности Российской Федерации примерно в сто раз превышают аналогичные показатели стран Европейского Союза. Сегодня того, что надо было бы сделать 10—15 лет назад, уже недостаточно. Нужны очень серьезные меры по ревизии, анализу состояния всей инфраструктуры экономики и нужен национальный проект ее реконструкции. Особое значение приобретает проблема обеспечения защищенности населения страны, критически важных, потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов на требуемом уровне.

В статье приводятся многочисленные и разнообразные данные, свидетельствующие о состоянии физически и морально устаревшей российской инфраструктуры. В частности, выделим некоторые из них, более подробно рассматриваемые в статье. Наиболее крупные промышленные предприятия в России созданы более 30—50 лет назад, износ их производственных фондов составляет 80—90%. В 80-е годы и начале 90-х годов износ основных фондов централизованного теплоснабжения составлял 48%. При этом аварийность сетей была на уровне 0,1—0,2 аварии и повреждения на 1 км сетей в год. В настоящее время при износе немногим более 65—68% число аварий превышает 3, т. е. при увеличении износа менее чем на 20% число аварий выросло более чем в 20 раз. Средний износ жилищного фонда составляет сейчас около 40%. При установившихся темпах его реконструкции и ремонта общий износ в ближайшие годы составит более 60%, после чего он станет не подлежащим ремонту. Не лучше обстоят дела в транспортном секторе. Большая часть железнодорожной сети России была построена еще в XIX веке. Средний уровень износа основных фондов составляет порядка 60%. Особенно высок уровень износа подвижного состава российских железных дорог, который достигает критических величин: по грузовым вагонам — 85,9%; по электровозам — 72,5%; по тепловозам — 84,2%; по пассажирским вагонам — 74,1%. Авиационный парк, который эксплуатируют авиакомпании России, достался им в начале 90-х годов при приватизации, а это самолеты и вертолеты, спроектированные в 60—70-е годы прошлого века и к настоящему

времени устарели и морально, и физически. Болевая точка у нефтяников и газовиков — это изношенность трубопроводного транспорта: трубы эксплуатируются в агрессивной среде, при этом уровень их износа доходит до 70%. Две трети гидротехнических сооружений (ГТС) находится в эксплуатации от 20 до 50 лет, 17% — более 50 лет, в том числе около 300 сооружений эксплуатируются свыше 100 лет. Средний процент износа напорных ГТС составляет около 48%, в том числе: крупных напорных ГТС — 48,75%; средних напорных сооружений — 43,25%; малых напорных ГТС — 52,1%. Практически все напорные ГТС потенциально опасны для населения и экономики страны. Около 10% ГТС являются бесхозными, 30% — не имеют службы эксплуатации. Более 6 тыс. ГТС нуждаются в капитальном ремонте, 400 ГТС находятся в аварийном состоянии. Износ основных фондов электросетевого хозяйства России в настоящее время превышает 40,5%, в том числе оборудования подстанций — 63,4%, и находится в критической зоне. Серьезной проблемой является утилизация бытовых и промышленных отходов. По данным Росприроднадзора, к настоящему времени в России накоплено более 90 млрд тонн ТБО, из которых утилизируются только 30%. Остальные размещаются в большей степени на несанкционированных свалках.

Поддерживать в нормальном состоянии и регулярно обновлять инфраструктуру — одна из важнейших задач любого государства. По мнению авторов, каждый регион должен иметь свой реестр системообразующего оборудования, программу предотвращения техногенных катастроф. Предлагается активно развивать новое направление работ по комплексной автоматизации функций контроля и управления технологическими процессами, системами безопасности и жизнеобеспечения критически важных, потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов. В заключение в статье предлагаются для рассмотрения Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и руководителям потенциально опасных объектов (в части, их касающейся) конкретные предложения по внесению изменений в законодательную базу, проектированию и установке современных систем предупреждения возникновения ЧС на объектах и оповещения

персонала объектов и населения о возникших угрозах, обучению специалистов различных служб действиям в условиях ЧС.

С 1 мая 2009 г., момента вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», в область пожарной безопасности введён новый документ — Декларация пожарной безопасности. Декларирование безопасности как институт, давно существующий в зарубежных странах, в России функционирует уже более десяти лет в области надзора за безопасностью опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений. Идеология данного подхода подразумевает, что в Декларации безопасности наряду с оценкой соблюдения соответствующих требований законодательства (текстуальная часть) должны быть приведены и количественные оценки пожарного риска, рассчитанные на основе нормативной расчётной методики. Такая Методика определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности была утверждена Приказом МЧС России № 382 от 30.06.2009 г. В рубрике «Дискуссионный клуб» мы публикуем соображения и замечания Е. Ю. Колесникова по поводу данной методики, которая, по мнению автора, несовершенна, нуждается в уточнении и исправлении. Изложив критические соображения, автор предлагает дословно следующее: «... было бы весьма целесообразно перед утверждением любых методических материалов в качестве нормативных опубликовать их проекты в сети широкого доступа подобно тому, как это теперь делается с проектами приказов и иных распорядительных ведомственных документов. Польза от этого была бы несомненная, в том числе и для авторов методик (меньше краснеть пришлось бы после их утверждения)».

В этой связи мы продолжаем предоставлять читателям анализ современного состояния проблемы количественной оценки пожарного риска, достигнутый уровень знаний в этой области и сопоставление подходов, принятых в нашей стране, с используемыми в мире. Такой анализ демонстрирует статья С. Е. Яку-ша и Р. К. Эсманского, размещенная в рубрике «Риск пожарный», авторы которой рассматривают современные подходы к анализу пожарного риска зданий и сооружений и их роль с точки зрения перехода к гибкому нормированию требований пожарной без-

опасности. При этом авторы представили свою работу в двух частях, первую из которых мы опубликовали в предыдущем номере, в ней основное внимание уделялось рассмотрению вероятностного и эвристического подходов к анализу пожарного риска и обзору различных методов, реализующих эти подходы. Вступивший в действие с 1 мая 2009 г. Технический регламент, казалось бы, однозначно делает выбор в пользу вероятностных методов, законодательно закрепляя предельно допустимый уровень риска. Однако согласно тому же закону оценка риска является обязательной лишь для объектов, где не в полной мере выполнены требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности. Для прочих же объектов, где оценка риска законодательно не требуется, все равно актуальной остается задача оценки возможных последствий пожара. Публикуемая в данном выпуске журнала вторая часть статьи посвящена обсуждению областей наиболее целесообразного применения вероятностного и эвристического подходов при оценке пожарного риска, а также практическим проблемам вероятностного расчета индивидуального риска. В наши дни, как пишут авторы, «когда расчеты индивидуального риска входят в повседневную практику при проектировании новых объектов и оценке пожароопасности существующих объектов, чрезвычайно важно заложить правильный методологический базис использования вероятностных методов, учитывающий мировой опыт анализа риска, и избавиться от упрощенных подходов, не способных давать объективные данные для принятия проектных и эксплуатационных решений в области пожаробезопасности зданий».

В рубрике «Риск климатический» мы представляем читателям также актуальную для постиндустриального общества тему изменения климата. Автором статьи «Экономические, политические и физические аспекты изменений климата» О. М. Покровским представлен анализ явных и скрытых экономических и политических интересов развитых и развивающихся стран в связи с проблемой изменения климата. Рассмотрены позиции алармистов и скептиков. Как пишет автор: «То, что ненадежные и малодостоверные прогнозы, предлагаемые алармистами, приняты на вооружение многими политиками, экономистами и представителями бизнеса,

говорит только о том, что подобные сценарии продолжения потепления климата совпадают с их далеко идущими целями и интересами как внутри их стран, так и в международных отношениях. Например, предполагается введение дополнительного климатического налога внутри развитых стран, в форме дополнительного акциза на все виды топлива, как уже это сделано во Франции... готовится еще один «законный» метод отъема денег у населения и у целых государств, предполагающий достижение мифических целей, но обеспечивающий вполне конкретное обогащение его заказчиков-разработчиков и множества аффилированных структур». Автором выполнено исследование по анализу рядов глобальной температуры приземного воздуха и важнейших климатообразующих факторов: солнечная активность, температура поверхности океана, площадь ледового покрытия, концентрация углекислого газа в атмосфере. Фильтрация климатического шума с помощью нового метода сглаживания климатических рядов позволяет выделить фундаментальное колебание (порядка 60—70 лет) климатической системы, что подтверждено независимым образом с помощью вейвлет-анализа. Колебание обнаружено в рядах температуры поверхности северной части Атлантического и Тихого океанов, площади ледового покрытия в российских арктических морях и в глобальной температуре приземного воздуха за последние полтора века. Концентрация углекислого газа демонстрирует линейный рост за весь период наблюдений и поэтому сказывается только на общей тенденции роста температуры атмосферы начиная с малого ледникового периода. Солнечная активность имеет положительный волнообразный линейный тренд за последние три века. Но начиная с середины 90-х годов обнаруживается ее уменьшение, которое достигло в настоящее время значений предыдущего минимума конца XIX века. Поэтому, по мнению автора: «Пришло время Правительству России выработать собственную политику, отвечающую ее национальным интересам. Необходимо определить не только научные, но и экономические приоритеты в этой области».

Развитие спотового рынка морской торговли жидкими углеводородами открывает для производителей возможность получения дополнительной прибыли за счет выбора направлений и объемов поставок. В рубрику «Риск финансово-экономический»

мы включили статью И. В. Демкина, И.М. Никонова,

В. С. Сафонова, в которой рассматривается проблема оптимального выбора направления и объемов танкерных перевозок жидких углеводородов с точки зрения баланса между доходностью и риском инвестиций. При помощи построенной имитационной модели приводится решение этой задачи на примере двух проектов производства и морской транспортировки сжиженных природных газов (СПГ) в Атлантическом бассейне. Проведенное исследование является лишь первым шагом к принятию эффективных инвестиционных решений в отношении проектов производства и поставок СПГ в условиях неопределенности. Кроме учета рыночных факторов риска в процессе подготовки и принятия таких решений необходимо учитывать множество взаимозависимых факторов иной природы (геополитических, институциональных, техногенных, экологических и ряда других). Именно поэтому в дальнейшем необходимо сосредоточить усилия на создании теоретического и методологического аппарата, нацеленного на поиск эффективных инвестиционных решений с учетом совокупного воздействия множества таких факторов риска. Решение такой задачи представляется крайне важным в процессе мониторинга реализации проектов. Это позволит менеджменту своевременно определить множество событий и условий, которые являются источниками угроз достижения целей компании, определить возможные моменты их возникновения, оценить вероятные траектории нежелательного развития событий и величину возможных последствий их влияния на цели проектов компании, наметить основные мероприятия по их снижению (нейтрализации), что должно позволить нефтегазовым компаниям принимать взвешенные с учетом риска решения и получать дополнительные доходы, ограничивая риск приемлемыми величинами.

Дорогие читатели! Еще раз напоминаем, что наш журнал не поступает в широкую сеть розничной продажи. Чтобы его приобрести, нужно заблаговременно принять меры. Самый надежный способ — заранее осуществить подписку на журнал «Проблемы анализа риска», что можно сделать в любом почтовом отделении: Объединенный каталог «Пресса России», подписной индекс — 15704, каталог «Роспечать», подписной индекс — 71219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.