Научная статья на тему 'Григорий Распутин как символ разложения самодержавия'

Григорий Распутин как символ разложения самодержавия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9350
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.В. Черникова

В своей статье автор рассматривает роль Григория Распутина в разложении монархического строя в России начале ХХ в. Анализируется борьба монархических партий, в частности черносотенцев во главе с Пуришкевичем, против негативного влияния Григория Распутина на императора Николая II как попытка сохранения монархического строя в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRIGORIY RASPUTIN AS THE SYMBOL OF DECOMPOSITION OF AUTOCRACY

In clause the author considers Grigory Rasputin’s role in decomposition of a monarchist system in Russia beginning XX of a century. Struggle of monarchist parties, in particular russian nationalists led by Purishkevich, against Grigory Rasputin’s negative influence on emperor Nikolay II as attempt of preservation of a monarchist system in Russia is analyzed.

Текст научной работы на тему «Григорий Распутин как символ разложения самодержавия»

ГРИГОРИЙ РАСПУТИН КАК СИМВОЛ РАЗЛОЖЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ

А.В. Черникова

Кафедра права и социально-культурной деятельности Московский институт коммунального хозяйства и строительства Средняя Калитниковская, 30, Москва, Россия, 109028

В своей статье автор рассматривает роль Григория Распутина в разложении монархического строя в России начале ХХ в. Анализируется борьба монархических партий, в частности черносотенцев во главе с Пуришкевичем, против негативного влияния Григория Распутина на императора Николая II как попытка сохранения монархического строя в России.

В общественном сознании последний период существования монархии ассоциировался с именем Г.Е. Распутина-Новых. Личность сибирского «старца» и причины его влияния на царскую чету до сих пор окутаны тайной. Лет до тридцати Распутин, уроженец тобольского села Покровское, вел обычную крестьянскую жизнь. По его словам, он «много в обозах ходил, много ямщичил, и рыбу ловил, и пашню пахал. Пахал усердно и мало спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются». Однажды, не выдержав насмешек родных, он прямо на поле воткнул вилы в сено и отправился странствовать по святым местам.

Во время странствий он сам начал поучать верующих, хотя был малограмотным и не имел духовного сана. Безусловно, Распутин имел способности, которые воспринимались окружающими как сверхъестественные. Он брался лечить больных без лекарств и, случалось, добивался успеха там, где отступали профессиональные врачи. Слава о ясновидящем целителе докатилась до Петербурга. Распутин попал во дворцы великих княгинь, а потом был рекомендован императрице Александре Федоровне, чье увлечение мистицизмом было общеизвестно. К ужасу придворных, Распутин называл царя «папкой», а царицу «мамкой» или «ца-рицкой». Под воздействием то ли реальных фактов, то ли самовнушения царская чета уверовала, что молитвы «старца» облегчают страдания больного цесаревича. Следует отметить, что слава Распутина упрочилась далеко не сразу, прошло несколько лет, прежде чем он выделился из толпы «божьих людей». Апогея своего могущества Распутин достиг в годы войны. Но и в это время степень его воздействия на царя и царицу была различной. Если можно говорить о практически полном подчинении его воле Александры Федоровны, то Николай II никогда не терял способность к критическому суждению. Он считал присутствие «старца» полезным для здоровья наследника и был готов ради этого простить ему многие прегрешения.

Вокруг Распутина образовался кружок из дам высшего света, главную роль в котором играла фрейлина императрицы А.А. Вырубова. Если Николай II сохранил долю скепсиса в отношении прорицаний старца Григория, то Александра Федоровна безоговорочно уверовала в его божественное предназначение. Она писа-

ла мужу: «Страна, где Божий человек помогает Государю, никогда не погибнет. Это верно — только нужно слушаться, доверять и спрашивать совета — не думать, что он чего-нибудь не знает. Бог ему все открывает... И когда Он благословляет какое-нибудь начинание, оно удается, и если Он рекомендует людей, то можно быть уверенным, что они хорошие люди».

Распутин стал центром притяжения авантюристов и проходимцев всех мастей. Через него устраивали карьеры, получали высокие должности, даже архиерейские посохи. Одна из поклонниц Распутина вспоминает, что его квартиру с утра до ночи осаждали толпы просителей. «Военный в блестящем мундире одного из гвардейских полков скромно ждет своей очереди. Вот какой-то господин, толстый, с обрюзгшим лицом, входит в переднюю в сопровождении лакея в меховой пелерине. Это какой-то банкир по спешному делу» (1).

Для врагов самодержавия Распутин превратился в символ разложения старого режима. Оппозиционная печать, несмотря на цензурные препоны, сделала царского фаворита главным объектом критики и осмеяния. Реальные события обрастали множеством легенд и преувеличений. И без того чудовищный факт вмешательства полуграмотного старца в государственные дела превращался в миф о том, что Россией правит темный мужик. Его разгульная жизнь давала повод говорить о диких оргиях, в которых якобы участвовала царица и ее дочери.

Некоторые правые деятели пытались воспользоваться влиянием старца. Показательно, однако, что все они, без исключения, быстро превращались в его ярых врагов. В самом начале своей деятельности Распутин пользовался покровительством и дружбой с видными черносотенцами епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Но уже до войны они пытались нейтрализовать и даже физически устранить старца. Пытался использовать Распутина и бывший председатель думской фракции крайне правых А.Н. Хвостов, не без его содействия ставший министром внутренних дел. Считая Хвостова своим ставленником, Распутин завалил его безграмотными записками «милай дарагой памаги». Министр попытался избавится от Распутина, передав царю компрометирующие сведения о похождениях старца и, не добившись успеха, обратился к Илиодору за содействием в устранении их общего врага. В результате Хвостов потерял свой пост, а министром внутренних дел был назначен преданный старцу А.Д. Протопопов. О его появлении у руля власти Распутин откровенно говорил А.А. Манасевичу-Мануйлову: «Мы ошиблись на толстопузом (так он называл А.Н. Хвостова), потому что он только из этих дураков правых. Я тебе говорю, все правые дураки. Вот теперь мы взяли между правыми и левыми — Протопопова» (2).

Придворные говорили, что необходимо любой ценой избавиться от Распутина. Генерал И.А. Думбадзе, отвечавший за порядок в крымской резиденции царя, в шифрованной телеграмме департаменту полиции запрашивал разрешение утопить Распутина во время морской прогулки. Лидеры праворадикальных союзов жаловались, что их агитация будет бесполезной до тех пор, пока в царском дворце принимают этого ужасного мужика. О необходимости положить конец влиянию Александры Федоровны, через которую действовал Распутин, постоянно твердили в царской семье. Великий князь Николай Михайлович писал царю «Ты доверя-

Вестник РУДН, серия История России, 2009, № 5

ешь Александре Федоровне. Это вполне естественно. Между тем то, что она говорит тебе, не есть правда, она повторяет лишь то, что ей внушили. Если ты не властен отдалить ее от этого влияния, огради по крайней мере себя от постоянных систематических маневров, проводящихся через посредство твоей возлюбленной жены...» (3).

Спасти престиж династии во что бы то ни стало, престиж монархии взялся лидер Союза Михаила Архангела Пуришкевич. В ноябре 1916 г. он побывал в ставке у царя, пытаясь раскрыть ему глаза на «жалких себялюбцев» при дворе, но Николай II никак не прореагировал. Пуришкевич также не нашел понимания у членов фракции крайне правых, которые говорили, что поскольку Прогрессивный блок ведет небывалую атаку на правительство, долг каждого верноподданного защищать министров. Пуришкевич доказывал, что позорное самоустранение правых дает козырь левым. Он пытался убедить фракцию, что подлецы в шитых золотом мундирах вовсе не олицетворяют монархические идеалы, а наоборот, дискредитируют их. По словам Пуришкевича, три четверти фракции в душе были согласны с ним, однако возобладала точка зрения Маркова — не выносить сор из избы.

16 ноября 1916 г. Пуришкевич выступил со своей знаменитой речью, открыто обвинив сановников в предательстве национальных интересов: «Дезорганизация тыла у нас составляет несомненную систему и создается твердой и непреклонной рукой. Эта система создана Вильгельмом и изумительно проводится при помощи немецкого правительства, работающего в тылу у нас... » Он назвал по имени людей, которые в тяжкие военные годы греют руки на армейских поставках. Свою речь он закончил словами «Да не будут выразителями исторических судеб в России люди, воспитанные на немецкие деньги, предающие Россию и нашедшие приют в разного рода учреждениях! Да исчезнут с наших горизонтов в грозные переживаемые нами дни, требующие величайшего осмотрительного такта, Андрониковы, Варнавы, Мардарии и Манасевичи и те господа, которые составляют позор русской жизни! Да не будет Гришка Распутин руководителем русской внутренней общественной жизни» (4).

Выступление Пуришкевича, вызвавшее шквал аплодисментов с левых кресел Государственной думы, привело к расколу правой фракции. Из 53 чел. осталось 37 (5). В.В. Шульгин вспоминал, что в декабре 1916 г. Пуришкевич сообщил ему о готовящемся убийстве. На слова о том, что физическое устранение Распутина ничего не даст, Пуришкевич отвечал: «Так сидеть нельзя. Все равно. Мы идем к концу. Хуже не будет. Убью его, как собаку» (6). 17 декабря 1916 г. Пуришкевич вместе с великим князем Дмитрием Павловичем и князем Ф.Ф. Юсуповым убили Распутина. Однако физическое устранение фаворита не спасло положение. Ф.Ф. Юсупов вспоминал: «Нам казалось, что Распутин был лишь болезненным наростом, который нужно было удалить, чтобы вернуть русскую монархию к здоровой жизни, и не хотелось думать, что этот «старец» является злокачественным недугом, пустившим слишком глубокие корни, которые продолжат свое разрушительное дело даже после принятия самых крайних и решительных мер».

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Джанумова Е.Ф. Мои встречи с Распутиным. — М., 1990. — С. 29.

(2) Падение царского режима. — Т. 2. — С. 65.

(3) Цит. по: Пайпс Р. Русская революция. — Т. 1. — С. 288.

(4) Государственная дума. Стенографический отчет, созыв 4, сессия 5. — С. 261—288.

(5) Аврех А.Я. Распад третьеиюньской системы. — М., 1985. — С. 13.

(6) Шульгин В.В. Дни. — 1920. — С. 154.

GRIGORIY RASPUTIN AS THE SYMBOL OF DECOMPOSITION OF AUTOCRACY

A.V. Chernikova

Faculty of the Right and welfare activity Moscow institute of a municipal services and construction

Average Kalitnikovskaya, 30, Moscow, Russia, 109028

In clause the author considers Grigory Rasputin's role in decomposition of a monarchist system in Russia beginning XX of a century. Struggle of monarchist parties, in particular russian nationalists led by Purishkevich, against Grigory Rasputin's negative influence on emperor Nikolay II as attempt of preservation of a monarchist system in Russia is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.