Научная статья на тему 'ГРИГОРИЙ ФИЛИППОВИЧ ЧУРСИН (1874-1930)'

ГРИГОРИЙ ФИЛИППОВИЧ ЧУРСИН (1874-1930) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

257
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
Г. Ф. ЧУРСИН / ЭТНОГРАФ / ФОЛЬКЛОРИСТ / КАВКАЗОВЕД / РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭКСПЕДИЦИИ / G. F. CHURSIN / ETHNOGRAPHER / FOLKLORIST / CAUCASUS HISTORIAN / RELIGIOUS BELIEFS / FIELD MATERIALS / EXPEDITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джапуа Зураб Джотович

Статья посвящена жизни и научному наследию этнографа-кавказоведа Г. Ф. Чурсина, сведения о котором весьма скудны. В первой части статьи освещаются основные вехи жизни и творчества этнографа, во второй - наиболее яркие черты его абхазоведческих исследований. Работы ученого отличаются широчайшим использованием полевых материалов, собранных как другими исследователями, так и самим Г. Ф. Чурсиным во время экспедиций почти по всему Кавказу. Как отмечено в сообщениях об ученом и рецензиях на его работы, этнограф особое внимание уделял религиозным верованиям целого ряда горских народов Кавказа: абхазов, осетин, талышей, аварцев, дидоев, сванов, тушинцев и многих других. Также для работ Г. Ф. Чурсина характерно сопоставление традиционных культур различных этносов Кавказа. В статье подчеркнуто органическое сочетание этнографических и фольклорных данных в исследованиях ученого, что характеризует его одновременно и как этнографа, и как фольклориста. Абхазоведческие материалы и работы Г. Ф. Чурсина являются весьма основополагающими, показывают характерные особенности быта и культуры абхазов до 1920-х гг. В результате своих полевых исследований в Абхазии ученый одним из первых написал довольно обстоятельный труд, посвященный живой старине абхазов. В нем он охватывает почти все аспекты и жанры абхазской традиционной культуры и фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRIGORIY FILIPPOVICH CHURSIN (1874-1930)

This article is devoted to the life and academic heritage of the ethnographer and historian of the Caucasus G. F. Chursin, information about whom is scarce in historiography. The first part of the article highlights the major milestones in the life and work of the ethnographer, while the second part deals with the most striking features of his Abkhaz studies. The work of the scholar is distinguished by the widest use of field materials recorded by both earlier researchers and Chursin himself during his expeditions all around the Caucasus. As noted in the reports about the scholar and reviews of his works, the ethnographer paid special attention to the religious beliefs of a number of mountain peoples of the Caucasus: Abkhaz, Ossetians, Talyshs, Avars, Dido, Svans, Tushins and many others. Comparison of the traditional cultures of different ethnic groups of the Caucasus is also characteristic of the works of Chursin. This article emphasizes the organic combination of ethnographic and folklore data in the research of the scholar, which characterizes him both as an ethnographer and as a folklorist. Chursin’s seminal abkhazological materials and works describe the characteristic features of the life and culture of the Abkhaz until the 1920s. As a result of his fieldwork in Abkhazia, Chursin was one of the first scholars to write a rather thorough work on the living antiquity of the Abkhaz, in which he covered almost all the aspects and genres of Abkhaz traditional culture and folklore.

Текст научной работы на тему «ГРИГОРИЙ ФИЛИППОВИЧ ЧУРСИН (1874-1930)»

З. Д. Джапуа

ГРИГОРИЙ ФИЛИППОВИЧ ЧУРСИН (1874-1930)

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена жизни и научному наследию этнографа-кавказоведа Г. Ф. Чурсина, сведения о котором весьма скудны. В первой части статьи освещаются основные вехи жизни и творчества этнографа, во второй — наиболее яркие черты его абхазоведческих исследований. Работы ученого отличаются широчайшим использованием полевых материалов, собранных как другими исследователями, так и самим Г. Ф. Чурсиным во время экспедиций почти по всему Кавказу. Как отмечено в сообщениях об ученом и рецензиях на его работы, этнограф особое внимание уделял религиозным верованиям целого ряда горских народов Кавказа: абхазов, осетин, талышей, аварцев, дидоев, сванов, тушинцев и многих других. Также для работ Г. Ф. Чурсина характерно сопоставление традиционных культур различных этносов Кавказа. В статье подчеркнуто органическое сочетание этнографических и фольклорных данных в исследованиях ученого, что характеризует его одновременно и как этнографа, и как фольклориста. Аб-хазоведческие материалы и работы Г. Ф. Чурсина являются весьма основополагающими, показывают характерные особенности быта и культуры абхазов до 1920-х гг. В результате своих полевых исследований в Абхазии ученый одним из первых написал довольно обстоятельный труд, посвященный живой старине абхазов. В нем он охватывает почти все аспекты и жанры абхазской традиционной культуры и фольклора.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Г. Ф. Чурсин, этнограф, фольклорист, кавказовед, религиозные верования, полевые материалы, экспедиции

УДК 39(=35)

DOI 10.31250/2618-8619-2019-2(4)-204-215

ДЖАПУА ЗУРАБ ДЖОТОВИЧ — д.филол.н., президент, Академия наук Абхазии, директор, Центр нартоведения и полевой фольклористики при Абхазском государственном университете, г.н.с., Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д. И. Гулиа АНА (Республика Абхазия, Сухум) E-mail: zjap2016@yandex.ru

В начале 2019 г., 10 января, исполнилось 145 лет со дня рождения российского этнографа-кавказоведа, профессора Ленинградского университета Григория Филипповича Чурсина — ученого с особым дарованием, одного «из активнейших исследователей и крупнейших авторитетов в области этнографии кавказских народов» (Ляйстер 1931: 189), являвшегося «наиболее разносторонним этнографом-кавказоведом» (Косвен 1962: 249).

Основные вехи жизни Г. Ф. Чурсина отражены в статьях А. Ф. Ляйстера (1931), А. М. Ладыженского (2017), М. О. Косвена (1962: 247-249), Л. Х. Акаба (1957; 2015) и Д. И. Месхидзе (1993).

Впрочем, сведения о жизни и творчестве ученого весьма скудны. Известно, что родился Г. Ф. Чурсин 10 января 1874 г. в городе Ейске, расположенном у Азовского побережья. После окончания городского училища в 1888 г. поступил в качестве писчего в Ейскую городскую управу, а в 1890 г. — в Тифлисский учительский институт. Окончание учебы в 1894 г. совпало для Г. Ф. Чурсина с наказанием — попечительское начальство выслало его за участие в революционном движении на три года в отдаленный Форт Александровский на Мангышлаке Закаспийской области, правда, в должности учителя. В новых местах Г. Ф. Чурсин не только учит детей, но и занимается самообразованием. Именно в это время он обнаруживает интерес к этнографии, социологии и истории культуры. Вернувшись в 1896 г. в Тифлис, он вступает в Географическое, Археологическое и Курортное общества, работает инструктором Кавказского филлоксерного комитета, сотрудником повременных изданий в Тифлисе, редактором Закавказского статистического комитета, хранителем Отделения этнографии Кавказа, редактором журнала «Целебный Кавказ», заведующим секцией курортов и минеральных источников. Впоследствии становится секретарем Кавказского отделения Русского географического общества.

С 1921 г. Г. Ф. Чурсин работает в книгохранилищах, изучая специальную литературу по этнографии Кавказа, а с 1923 г. — сотрудником Кавказского Историко-археологического института АН СССР. В это же время он заведует историко-этнологическим отделением Закавказской научной ассоциации и является членом ее президиума. Этнограф входит в состав Комиссии по проведению демографической переписи в Закавказье, которая проводилась 17-30 декабря 1926 г., а в 1928 и 1929 гг. исполняет обязанности заведующего, затем ученого секретаря Научно-исследовательского кабинета Закавказского Коммунистического университета. Известен также факт, что ученый читал лекции по этнографии в Осетинском краеведческом кружке и на курсах краеведения в Баку — по религиозным воззрениям, родильным, свадебным, похоронным обрядам, народному творчеству.

С 1928 г. начинается новый этап: профессор Ленинградского государственного университета Г. Ф. Чурсин по приглашению В. Г. Богораза выступает с лекциями по этнографии Северного Кавказа, Закавказья и читает специальный курс «Религиозные верования кавказских народов». Примерно в это же время на заседании секции первобытных религий Этнографического научно-исследовательского института (Ленинград) он представляет доклад «Магические приемы вызывания дождя у кавказских народов», а на Всеукраинском съезде востоковедов приковывает внимание коллег интереснейшей темой «Тотемизм у кавказских народов».

Г. Ф. Чурсин умер 15 октября 1930 г. в Тифлисе. Причиной смерти стала болезнь, которая настигла ученого во время экспедиции по Дагестану. В прощальных заметках о коллеге А. М. Ладыженский подчеркнул, что в лице Григория Филипповича Чурсина «наука потеряла одного из преданнейших своих работников, человека, собравшего чрезвычайно большой и ценный материал и давшего ему интересную обработку» (Ладыженский 2017: 286).

Творческое наследие Г. Ф. Чурсина, сформированное в контексте передовой научной мысли своего времени, весьма разнопланово и многогранно. Большая часть его посвящена религиозным

верованиям народов Кавказа: абхазов, осетин, турок, курдов, талышей, аджарцев, аварцев, дидоев, карачаевцев, карапапахов, армян, кахетинцев, кавказских тюрок, хевсурцев, мегрелов, сванов, ту-шинцев и др. Он чрезвычайно обогатил подходы к изучению быта, традиционной культуры и фольклора этих народов.

Г. Ф. Чурсин был настоящим этнографом-полевиком, объездившим (с 1903 по 1930 г.) почти весь Кавказ для изучения этнических культур и фольклора разных горских народов. Среди «адресов» его полевых исследований — Кахетия (1903), Карачай (1914), Нагорный Дагестан, Чечня, Талыш (1916), Балкария (1917), Сванетия (1920), Южная Осетия, Нагорный Карабах, Курдистанский уезд и Зангезур (1924), Гудаутский, Кодорский и Гальский уезды Абхазии, районы Бзыпской Абхазии (1925), Аджария (1926), Гунибский округ и Агбабинский участок Ленинаканского уезда Армении, Карачай, Сухум, Абхазская Сванетия, Хевсуретия (1927), Андийский округ и Эчединский район Дагестана (1928), Джавахетия, Ахалкалакский уезд, Северная Осетия, Дагестан (1929), Мегрелия, Лакский округ Дагестана (1930).

Значительное число работ Г. Ф. Чурсина написано в формате сопоставления этнографий различных этносов Кавказа, потому в их названиях словосочетание «у кавказских народов» становится объединяющей формулой (как, например, «Культ охоты у кавказских народов»). «Обладая колоссальной эрудицией в области литературы по этнографии, напечатанной как на русском и иностранном языках, так и на языках народов Закавказья (грузинском и армянском), Г. Ф. Чурсин широко использовал метод сравнения, что делает его работы весьма интересными и ценными с точки зрения сравнительной этнографии» (Ляйстер 1931: 190). Кроме того, множество публикаций ученого носит информационный характер, относится к жанру научного этюда, сообщения или заметки и представляет собой чрезвычайно ценный источник, редкостное свидетельство для современной гуманитарной науки. Как справедливо отмечают исследователи, «Чурсин первый в этнографическом кавказоведении исключительно широко использовал существующую литературу» (Косвен 1962: 249).

Фольклорное знание в работах Г. Ф. Чурсина органично сочетается с этнографическими данными. Это вообще характерно для гуманитарного направления той эпохи и, как отмечал К. В. Чистов, «русская этнография вправе гордиться тем, что фольклорные исследования и фольклорные проблемы всегда занимали видное место в системе этнографических знаний, <.. .> в деятельности таких замечательных этнографов, как Л. Я. Штернберг, В. Г. Богораз, Д. К. Зеленин, Е. Г. Кагаров, фольклор всегда был на первом плане» (Чистов 1970: 5). В этом смысле кавказовед Г. Ф. Чурсин предстает одновременно и этнографом, и фольклористом, как, например, П. Г. Богатырев, К. В. Чистов и многие другие в славяноведении. При таком подходе этнография и фольклористика переплетаются, образуя тесную, но в то же время структурированную связь. Исследование культуры с этой точки зрения относится к этнографической фольклористике, которая в то же время близка и к полевой, в рамках которой «фольклор мыслится как одно из проявлений этнической специфики» (Дианова 1998: 56). Подобное антропологическое понимание фольклора и традиционной культуры становится все более актуальным в современном дискурсе гуманитарных знаний.

* * *

Почти 100 лет назад Г. Ф. Чурсин проводил полевые работы в Абхазии. По направлению Закавказской научной ассоциации в 1925 г. он совершил поездки с научной целью в Гудаутский, Кодорский и Гальский уезды Абхазии, а в 1927 г. посетил Сухум и Абхазскую Сванетию. В результате полевых

работ в этих местах ученому удалось собрать ценные материалы по традиционной культуре и фольклору абхазов.

Посетил Г. Ф. Чурсин и пещеру Абрыскила, расположенную на территории Кодорского уезда в селе Уатап: «Он прошел в глубь пещеры более километра, причем идти все время приходилось по воде подземной пещерной речки» (Месхидзе 1993: 401).

На базе этих материалов и других источников об абхазах Г. Ф. Чурсин написал монографию «Абхазы: опыт этнологического исследования». Эта работа (под названием «Материалы по этнографии Абхазии») вышла в 1957 г. — спустя 27 лет после смерти автора, хотя рукопись ее была передана Абхазскому институту языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа вдовой Г. Ф. Чурсина еще в 1936 г. Редактором книги и автором предисловия выступила этнограф Л. Х. Акаба1.

Исследования известного кавказоведа Г. Ф. Чурсина по этнографии абхазов были «продолжительными и основательными» (Инал-ипа 1965: 23). Именно Г. Ф. Чурсину принадлежат строки: «Абхазы сохранили много пережитков пройденных ступеней культурного развития, представляющих драгоценный материал для истории и культуры не только народов Кавказа, но всего человечества вообще» (Чурсин 1957: 4).

Значительные сведения по этнографии абхазов (по религиозным верованиям и культам) содержатся в целом ряде работ Григория Филипповича. Более того, ученый посвящает абхазам отдельную вышеуказанную монографию «Абхазы: опыт этнологического исследования». Его перу принадлежат также работы «Осетины: этнографический очерк» (1925), «Авары: этнографический очерк» (2004) и этнографические очерки по ряду кавказских этносов — кахетинцам, азербайджанским курдам, талышам, аджарцам, дидоям, карачаевцам, армянам и т. д. Особую ценность этим работам придает то, что они являются фактически первыми монографическими описаниями названных народов.

Ш. Д. Инал-ипа справедливо подчеркивал две основные особенности монографии Г. Ф. Чурсина об абхазах — насыщенность сравнительными материалами по культуре различных кавказских народов и широкое применение историко-сравнительного метода (Инал-ипа 1965: 23). Как отмечала редактор первого издания книги Л. Х. Акаба, «по количеству и разнообразию содержащегося сравнительного материала данная работа, несомненно, занимает первое место среди работ, касающихся этнографии Абхазии» (Акаба 1957: 5). «Это одна из лучших работ по этнографии Абхазии вообще, насыщенная богатым фактическим материалом», — такую оценку дает монографии фольклорист Ш. Х. Салакая (Салакая 1976: 11). Я. С. Смирнова в рецензии на книгу замечает, что работа «в ряде случаев имеет источниковедческое значение. Блестяще зная литературу по Абхазии, Г. Ф. Чурсин во время своих поездок по стране проверял малодостоверные или противоречивые сообщения и тщательно фиксировал результаты» (Смирнова 1957: 170).

Г. Ф. Чурсин во время своих экспедиций в Абхазию посетил около 30 сел и записал этнографические и фольклорные тексты от более 40 информантов, особо талантливыми из которых, судя по частоте их упоминаний в названной книге, были Мажагуа и Мачагуа Адлейба, Эдрис Арчелия, Сулейман Аршба, А. Мукба, И. С. Мушба, Шач Чукбар.

Абхазская традиционная культура и фольклор в исследовании Г. Ф. Чурсина представлены в следующих разделах: 1) материальный быт; 2) общественно-родовой и семейный быт; 3) религиозные верования; 4) знахарство и народная медицина; 5) космогонические представления; 6) фольклор, в частности нартские сказания, сказка о превращении, великаны (адауы), карлики (ацаны), лесные люди, легенды об озерах, легенды об окаменении, легенды о вознесении на небо,

1 Второе издание книги (первое стало раритетом) подготовлено к печати совместными усилиями С. З. Тарба, Н. С. Барциц, С. О. Хаджим и автора этих строк.

легенда об Абрыскиле, легенды о предметах и животных, заключающих счастье семьи. Таким образом, в своих полевых исследованиях и анализе материалов Г. Ф. Чурсин охватывает все (или почти все) аспекты и жанры абхазской традиционной культуры и фольклора.

Примером основательности, с которой ученый описывал и раскрывал суть избранных тем, могут служить записи текстов архаического эпоса абхазов. В фольклорную коллекцию Г. Ф. Чурсина входят абхазские нартские сказания о Сасрыкуа, Цвицве, Гунде-красавице, Ерчхьоу и Хуажарпысе, а также сказание об Абрыскиле. Из пяти текстов (краткие пересказы) нартского эпоса абхазов три, записанные со слов сказителя Эдриса Арчелия (село Псырцха Гудаутского района), повествуют о Сасрыкуа. Сказание о встрече Сасрыкуа с богатырем-всадником было зафиксировано этнографом впервые. Текст сказания об Абрыскиле, записанный Г. Ф. Чурсиным со слов сказителя М. Адлейбы в селе Члоу, содержит различные мотивы героических деяний, поимки и заточения героя в пещеру.

Еще один немаловажный штрих: научный подход в изучении абхазского нартского эпоса был, по сути, порожден наблюдениями Г. Ф. Чурсина над бытованием и содержанием нартских сказаний. И произошло это в 1930-е гг. Именно Г. Ф. Чурсин — и опять впервые — охарактеризовал основные сюжеты нартского эпоса абхазов, сравнив их с мотивами и сюжетами других северокавказских версий эпоса. Наблюдения этнографа и фольклориста весьма точны и свидетельствуют о широком бытовании нартского эпоса у абхазов (Джапуа 2016: 58-59).

Рассматривая абхазский эпос об Абрыскиле, Г. Ф. Чурсин сначала приводит содержание текстов, записанных А. Иокимовым, И. Лихачевым, Г. Н. Потаниным, В. Гарцкия, затем характеризует собственную запись. Ученый впервые предпринимает попытку объяснить ряд архаических мотивов и эпизодов эпоса об Абрыскиле на основе исторического прошлого абхазов. В частности, он считает, что «в преследовании Абрыскилом рыжих и голубоглазых людей можно видеть отдаленное воспоминание об упорной борьбе абхазского народа с каким-то чуждым народом — голубоглазыми блондинами» (Чурсин 1957: 244). Высказывания Г. Ф. Чурсина на этот счет впоследствии неоднократно приводились другими исследователями эпоса (Джапуа 2003: 19).

В книге Г. Ф. Чурсина в таком же порядке приводятся, описываются и сопоставляются материалы по всем выделенным позициям традиционного быта, духовной культуры и вербального фольклора абхазов.

Особая ценность исследования Г. Ф. Чурсина заключается в том, что он одним из первых так основательно собрал богатый этнографический и фольклорный материал в Абхазии, дал научное объяснение основных и наиболее типичных компонентов традиционной и фольклорной культуры абхазов. Это первая и очень серьезная попытка разностороннего описания абхазской традиционной и фольклорной культуры. Абхазские полевые записи Г. Ф. Чурсина абсолютно надежны и подлинны. Они являются аутентичными источниками этнографических и фольклорных знаний рубежа Х1Х-ХХ вв. и сохраняют атмосферу своего времени. Г. Ф. Чурсин, с одной стороны, обобщил источниковедческую литературу об абхазах того времени, а с другой — расширил ее новыми интерпретациями на основе собственных полевых записей. И сделал он все это очень честно, основательно и профессионально. Потому, на мой взгляд, эта книга и есть самый цитируемый или один из самых цитируемых источников в абхазоведении, еще шире — в кавказоведении.

Работы Г. Ф. Чурсина и сегодня чрезвычайно актуальны и востребованы. К ним обращается каждое поколение исследователей. Отдельные работы этнографа, к счастью, переиздаются. Однако пора, на мой взгляд, подготовить академическое издание всех сохранившихся научных разысканий Григория Филипповича Чурсина — столь знакового кавказоведа, яркого знатока живой старины горских народов Кавказа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Акаба Л. Х. Предисловие // Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957. С. 3-6.

Акаба Л. Х. Чурсин Григорий Филиппович // Абхазский биографический словарь. М.; Сухуми, 2015. С. 779-780.

Джапуа З. Д. Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абрыскиле (систематика и интерпретация текстов в сопоставлении с кавказским эпическим творчеством. Тексты, переводы, комментарии). Сухум, 2003.

Джапуа З. Д. Абхазский нартский эпос. Текстология. Семантика. Поэтика. М., 2016.

Дианова Т. Б. Проблема исполнителя в теоретической и полевой фольклористике // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. К 70-летнему юбилею Федора Мартыновича Селиванова: тезисы междунар. науч. конф. (Москва, 29-31 октября 1997 г.). М., 1998. С. 55-58.

Инал-ипа Ш. Д. Абхазы (историко-этнографические очерки). Сухуми, 1965.

Косвен М. О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке. Часть 3 // Кавказский этнографический сборник. М.; Л., 1962. Вып. 3. С. 247-249.

Ладыженский А. М. Памяти профессора Г. Ф. Чурсина // Caucasica: кавказоведение. Страницы прошлого. По материалам архива и библиотеки Северо-Кавказского горского историко-лингвисти-ческого научно-исследовательского института им. С. М. Кирова (1926-1936): антология. Ростов н/Д., 2017. С. 286-288.

Ляйстер А. Ф. Профессор Г. Ф. Чурсин (некролог и список трудов) // Советская этнография. 1931. № 3-4. С. 189-195.

Месхидзе Д. И. Из истории кавказоведения: этнограф Григорий Филиппович Чурсин // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1993. Вып. 2-3. С. 396-405.

Салакая Ш. Х. Абхазский нартский эпос. Тбилиси, 1976.

Смирнова Я. С. Г. Ф. Чурсин. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957 // Советская этнография. 1957. № 4. С. 170-172.

Чистов К. В. Фольклор и этнография // Фольклор и этнография. Л., 1970. С. 3-15.

Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957.

GRIGORIY FILIPPOVICH CHURSIN (1874-1930)

ABSTRACT. This article is devoted to the life and academic heritage of the ethnographer and historian of the Caucasus G. F. Chursin, information about whom is scarce in historiography. The first part of the article highlights the major milestones in the life and work of the ethnographer, while the second part deals with the most striking features of his Abkhaz studies. The work of the scholar is distinguished by the widest use of field materials recorded by both earlier researchers and Chursin himself during his expeditions all around the Caucasus. As noted in the reports about the scholar and reviews of his works, the ethnographer paid special attention to the religious beliefs of a number of mountain peoples of the Caucasus: Abkhaz, Ossetians, Talyshs, Avars, Dido, Svans, Tushins and many others. Comparison of the traditional cultures of different ethnic groups of the Caucasus is also characteristic of the works of Chursin. This article emphasizes the organic combination of ethnographic

КУНСТКАМЕРА I KUNSTKAMERA № 2 (4) ■ 2019

and folklore data in the research of the scholar, which characterizes him both as an ethnographer and as a folklorist. Chursin's seminal abkhazological materials and works describe the characteristic features of the life and culture of the Abkhaz until the 1920s. As a result of his fieldwork in Abkhazia, Chursin was one of the first scholars to write a rather thorough work on the living antiquity of the Abkhaz, in which he covered almost all the aspects and genres of Abkhaz traditional culture and folklore.

KEYWORDS: G. F. Chursin, ethnographer, folklorist, Caucasus historian, religious beliefs, field materials, expeditions

ZURAB D. DZHAPUA — Doctor of Philology, Academy of Sciences of Abkhazia, Center for Nartology and Field Folklore Studies at ASU, D. I. Giulia AbIHS of the ASA (Republic of Abkhazia, Sukhum) E-mail: zjap2016@yandex.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

УКАЗАТЕЛЬ РАБОТ Г. Ф. ЧУРСИНА2 1896

Праздник мертвых // Новое обозрение. Тифлис, 1896. № 4208.

1900

Экономическая жизнь Карачая // Кавказ. Тифлис, 1900. № 322. Этнографические заметки о Карачае // Кавказ. Тифлис, 1900. № 305, 306.

1901

Два будущих курорта // Кавказ. Тифлис, 1901. № 288.

Культ железа на Кавказе // Кавказ. Тифлис, 1901. № 173. То же (в кратком изложении) // Терские ведомости. Тифлис, 1901. № 88.

Культ мертвых на Кавказе // Кавказ. Тифлис, 1901. № 97. То же // Весь Кавказ. Тифлис, 1903. № 1.

Культурные переживания // Новое обозрение. Тифлис, 1901. № 5586. Музыка и танцы карачаевцев // Кавказ. Тифлис, 1901. № 270. Пчеловодство в горах Карачая // Кавказ. Тифлис. 1901. № 286. Свинцовые миллионы Карачая // Кавказ. Тифлис, 1901. № 12. Сплав леса по реке Теберде // Кавказ. Тифлис, 1901. № 263. Танцующее человечество (очерк) // Кавказ. Тифлис, 1901. № 44. Туапсе // Кавказ. Тифлис, 1901. № 270.

1902

Анапа // Кавказ. Тифлис, 1902. № 288. Геленджик // Кавказ. Тифлис, 1902. Махинджаури // Кавказ. Тифлис, 1902. Новый Афон // Кавказ. Тифлис, 1902. № 184.

2 Указатель доступных нам работ Г. Ф. Чурсина составлен на базе сведений А. Ф. Ляйстера (1931: 193-195), А. М. Ладыженского (2017: 286-287), М. О. Косвена (1962: 247-248) и собственных разысканий.

Почитание огня на Кавказе // Кавказ. Тифлис, 1902. № 121. То же // Весь Кавказ. Тифлис, 1903. № 1.

Свадебные обычаи и обряды на Кавказе // Кавказ. Тифлис, 1902. № 2. То же // Терские ведомости. Тифлис, 1902. № 44. То же // Весь Кавказ. Тифлис, 1903. № 1. То же // Северный Кавказ. 1903.

Траур у кавказских народов // Кавказ. Тифлис, 1902. № 16. То же // Терские ведомости. Тифлис, 1902. № 44.

1903

Батонеби // Кавказ. Тифлис, 1903. № 53.

Борьба с градом в Кахетии // Кавказ. Тифлис, 1903. № 233.

Из истории Гагр // КИП. 1903. №. 1.

Масленица у кавказских народов (этнографический очерк) // Кавказ. Тифлис, 1903. № 42. То же // Терские ведомости. Тифлис, 1903. № 74.

Моление о дожде в Кахетии // Кавказ. Тифлис, 1903. № 224. Монастырь св. Георгия близ сел. Мамкоди // Кавказ. Тифлис, 1903. № 105. Народное врачевание в Кахетии // Кавказ. Тифлис, 1903. № 286. Народные суеверия // Кавказ. Тифлис, 1903. № 4.

Обычаи и предрассудки карачаевцев. Отношение к женщине // Кавказ. Тифлис, 1903. № 24. Обычаи и предрассудки карачаевцев // Кавказ. Тифлис, 1903. № 31.

Этнографические очерки Кахетии: Рождение ребенка и первые заботы // Кавказ. Тифлис, 1903. № 246.

Этнографические очерки Кахетии: Земледельческие обычаи // Кавказ. Тифлис, 1903. № 253. Суеверия относительно волков // Кавказ. Тифлис, 1903. № 328.

1904

Анапа // Кавказ. Тифлис, 1904. № 209.

Свадьба у тушин // Кавказ. Тифлис, 1904. № 202.

Этнографические очерки Кахетии // Кавказ. Тифлис, 1904.

1905

Народные обычаи и верования Кахетии // Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1905. Кн. 25. Вып. 2. С. 1-79.

1909

Курды в Закавказье // Тифлисский листок. Тифлис, 1909. № 110. Праздник обновления природы // Тифлисский листок. Тифлис, 1909. № 74. Турки в Закавказье // Тифлисский листок. Тифлис, 1909. № 121.

1913

Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис: тип. К. П. Козловского, 1913. 189 с. То же (второе издание). М., 2012. 189 с.

Рецензии на книгу: Вильямса — в «Гермесе». 1913, № 15; в «Русской мысли». 1914; А. Ф. Ляйстера — в «Известиях Кавказского отдела Русского географического общества». Т. 22. Вып. 1; Самойловича — в «Живой старине». 1914. Вып. 1-2.

Священные рощи и деревья на Кавказе // Тифлисский листок. Тифлис, 1913.

1914

Гордлевский В. А. Из османской демонологии // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1914. Т. 22. Вып. 3. С. 296-297.

Ковалевский П. И. Кавказ. Т. 1: Народы Кавказа // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1914. Т. 22. Вып. 2. С. 195-196.

Сысоев В. М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношениях // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1914. Т. 22. Вып. 2. С. 197-198.

Фарфоровский С. В. Трухмены (туркмены) Ставропольской губернии // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1914. Т. 22. Вып. 2. С. 196-197.

Щукин И. С. Материалы для изучения карачаевцев // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1914. Т. 22. Вып. 2. С. 198-199.

Лечебные места и минеральные источники района Делижан — озера Гокча. Отчет о поездке в июле-августе 1915 г. по поручению общества «Целебный Кавказ» // Кавказское общество содействия развитию лечебных мест. Тифлис, 1915. № 5-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поездка в Карачай // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1915. Т. 23. Вып. 3. С. 239-258.

1916

Джанашия Н. С. Религиозные верования абхазов // Известия Кавказского музея. Тифлис, 1916. Т. 10. Вып. 1. С. 111-112.

1917

Гурко В. А. Культура Грузии и ее отношение к Востоку // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1917. Т. 25. Вып. 1. С. 140-141.

Сон Э. Б. О курдах и их стране // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1917. Т. 25. Вып. 2-3. С. 355-356.

1920

Задачи кавказской этнографии // Братство. 1920. № 1.

1921

Храм огня в Сураханах // (Искусство(?). 1921. № 2-3.

1923

По Юго-Осетии — воспоминания и наблюдения // Искусство(?). 1923(?). № 12. С. 2-5.

1924

География Кавказа: Природа и население: С 28 график. и картогр. и сорокаверст. карт Кавказа. Тифлис: ЗКУ, 1924. 352 с. (совм. с А. Ф. Ляйстером). («Население». С. 269-340).

Марджа (рукопись хранится в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. Ф. 800. Оп. № 6. Д. № 512).

1925

Азербайджанские курды: Этнографические заметки // Известия Кавказского историко-архео-логического института в Тифлисе. Тифлис, 1925. Т. 3. С. 1-16.

Население Закавказья // Закавказье. Статистико-экономический сборник, изд. ВЭС ЗСФСР. Тифлис, 1925. С. 141-158.

Осетины: Этнографический очерк // Труды Закавказской научной ассоциации. Материалы по изучению Грузии. Юго-Осетия. Тифлис: Тип. газ. «Заря Востока», 1925. Серия 1. Вып. 1. С. 3-103, 132-232.

Этнография Кавказа: современное состояние и задачи // Новый Восток. 1925. Кн. 15. С. 202211.

1926

Ближайшие задачи этнографического изучения кавказских тюрок. Первый Всесоюзный тюркологический съезд. Стенографический отчет. Баку, 1926. С. 72-76.

Об этнографическом изучении тюркских народов Кавказа // Бюллетень организованной комиссии по созыву I Всесоюзного тюркологического съезда. Баку, 1926 (27 февраля). № 1.

Талыши: Этнографические заметки // Известия Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1926. Т. 4. С. 15-40.

1927

Культ железа у кавказских народов: Чит. на собрании ученых членов КИАИ 25. 10. 1926 г. // Известия Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис: Б. и., 1927. Т. 6. Вып. 8. С. 67-106. То же (в кратком изложении) // Бюллетень Кавказского историко-археологиче-ского института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 1-3. С. 11-12.

Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана // Известия Кавказского историко-архе-ологического института в Тифлисе. Тифлис: б. и., 1927. Т. 5. С. 43-60. То же (в кратком изложении) // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 4. С. 17-18.

1928

Докладная записка Г. Ф. Чурсина о его участии в работах по проведению демографической переписи в ЗСФСР // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 1-3. С. 32-33.

Закавказье. Физическая карта Закавказья. Тифлис(?), 1928(?) (совм. с А. Ф. Ляйстером).

Карапапахи // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 4. С. 18-19 (резюме доклада).

Культ воды у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 4. С. 22-23 (резюме доклада).

Культ деревьев и леса у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологиче-ского института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 1-3. С. 12-13 (резюме доклада).

Культ огня у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 1-3. С. 12 (резюме доклада).

Магические приемы вызывания дождя у кавказских народов (доклад ученого на заседании секции первобытных религий Этнографического научно-исследовательского института, Ленинград).

Магическое значение имени у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археоло-гического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 4. С. 20-22 (резюме доклада).

Отзыв Г. Ф. Чурсина, представленный им в ЗакЦСУ, о проекте классификации родных языков кавказских народностей и проекте распределения кавказских племен и народностей // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 1-3. С. 33-35.

Почитание гор, скал и камней у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-архео-логического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 4. С. 19-20 (резюме доклада).

Почитание гор, скал и камней у кавказских народов (по сведениям Д. И. Месхидзе, рукопись хранится в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН).

Рост этнографического изучения Кавказа со времени Октябрьской революции // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 4. С. 18 (резюме доклада).

Религиозные верования кавказских народов (специальный курс лекций, читанный в Ленинградском государственном университете).

Религиозные воззрения, родильные, свадебные, похоронные обряды, народное творчество (лекции, читанные в Осетинском краеведческом кружке и на Курсах краеведения в Баку).

Свадебные обычаи аваров // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 4. С. 19 (резюме доклада).

Этнографический очерк аваров // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 4. С. 17 (резюме доклада).

Этнографический очерк аджарцев // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1928. № 1-3. С. 12 (резюме доклада).

Этнография Кавказа и Закавказья (курс лекций, читанный в Ленинградском государственном университете).

1929

Амулеты и талисманы кавказских народов. Махач-Кала, 1929. 47 с.

Географические названия в Карачае // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1929. Вып. 5. С. 16 (резюме доклада).

География Закавказья. Очерки по физической географии и этнографии ЗСФСР. Тифлис, 1929 (совм. с А. Ф. Ляйстером). («Население Закавказья». С. 237-333).

Культ земли у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1929. № 5. С. 18-19 (резюме доклада).

Культ охоты у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1929. Вып. 5. С. 17-18 (резюме доклада).

Культ собаки у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1929. № 5. С. 19-20 (резюме доклада).

Названия населенных мест Западной Грузии (по рукописным материалам Р. Д. Эристова) // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Тифлис, 1929. Вып. 5. С. 16-17 (резюме доклада).

Программа для собирания этнографических сведений. Составлена применительно к быту кавказских народов (с предисл. А. Р. Зифельдта-Симумяги). Баку: б. и., 1929. 59 с.

Тотемизм у кавказских народов (доклад ученого на Всеукраинском съезде востоковедов).

Этнографическая поездка Г. Ф. Чурсина в Хевсурию // Бюллетень Кавказского историко-архе-ологического института в Тифлисе. Тифлис, 1929. № 5. С. 27-28.

1930

Взаимопомощь у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1930. № 6. С. 18 (резюме доклада).

Взаимопомощь у кавказских народов (рукопись, 4 печ. л.).

Заметки по этнографии дидоев // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1930. № 6. С. 17-18 (резюме доклада).

Из истории хозяйственного быта и культуры кавказских народов (рукопись, 2,5 печ. л.).

К вопросу о народности Агбабинского участка Ленинаканского уезда ССР Армении. Докладная записка в ЗакЦСУ (рукопись, 0,5 печ. л.).

Краткая инструкция по собиранию этнографических сведений. Баку: АзГНИН, 1930. 12 с.

Л. Г. Лопатинский как лингвист и этнолог (рукопись, 1 печ. л.).

Магия в борьбе с засухой у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1930. № 6. С. 16-17 (резюме доклада).

Обряд усыновления у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологическо-го института в Тифлисе. Л., 1930. № 6. С. 18-19 (резюме доклада).

Фигурные обрядовые печения у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-архео-логического института в Тифлисе. Л., 1930. № 6. С. 19-20 (резюме доклада).

Фигурные обрядовые печения у кавказских народов (рукопись, 1,5 печ. л.).

1931

Абхазо-осетинский яфетический мир // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1931. № 8. С. 17-19.

Армяне Зангезура: Краткий этнографический очерк // Научные записки Закавказского коммунистического университета им. 26-ти. Тифлис, 1931. Т. 1. Вып. 8.

Предварительный отчет о поездке в Мегрелию // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлис. Л., 1931. № 8. С. 19-20.

1957

Материалы по этнографии Абхазии / предисл. Л. Х. Акаба. Сухуми: Абгиз, 1957.

Рецензия: Я. С. Смирновой в журнале «Советская этнография» (1957. № 4).

1995

Авары: Этнографический очерк // научн. ред. Р. И. Сефербеков. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1995. 120 с. То же (2-е изд.). Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2004. Рукопись хранится в Архиве Института восточных рукописей РАН. Ф. 74. Ед. хр. 111. 117 машинописных страниц. Также, по сообщению М. О. Косвена, рукопись работы (на 125 с.) хранится в Рукописном фонде Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Д. № 1750), а по сообщению Р. И. Сефербекова, — в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. № 1. Д. № 65.

2010

Легенды об окаменевших людях [5 статей из «Очерков по этнологии Кавказа» (Тифлис, 1913)]. Нальчик, 2010. 76 с.

2016

Карачаевцы (извлечения из рукописей) // Фольклор карачаевцев и балкарцев в записях и публикациях XIX — середины XX века / сост., авторы вступит. слова и коммент. А. И. Алиева, Т. М. Хаджиева; подгот. текстов и общ. ред. Т. М. Хаджиевой. Нальчик, 2016. С. 443-481. Рукопись хранится в Архиве Института восточных рукописей РАН (Ф. 74. Ед. хр. № 112. 94 машинописных страниц).

Составили З. Д. Джапуа, Н. С. Барциц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.