Научная статья на тему 'Грифон. К содержанию образа'

Грифон. К содержанию образа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1474
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грифон. К содержанию образа»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

А.И.Мацына

ГРИФОН. К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗА

Основополагающие принципы, символика и философия древних религиозно-мифологических систем подчас сокрыты от нас за семью печатями, и в случае недостатка информации мы просто не в состоянии создать относительно целостной картины Ярким тому примером могут служить попытки реконструкции мифологических представлений племен ираноязычных кочевников Материалы по истории скифов позволяют воссоздать лишь сугубо статичную картину, которая не может претендовать на целостность, а о представлениях, к примеру, савроматов известно еще меньше1 Античные источники, материалы Ригведы и Авесты2 дают возможность частично "озвучить" арсенал материальных остатков, настойчиво пополняемый археологами Но чем дальше от очагов с продвинутой культурой обнаружены археологические свидетельства, чем меньше мы имеем письменных документов, обладающих достаточной нарративностью, тем скуднее воссоздаваемая картина и тем большую значимость начинают представлять для нас предметы материальной культуры В некоторых случаях мир вещей имеет вполне определенный язык, с помощью которого мы стараемся понять основополагающую внутреннюю философию религиозных верований древних сообществ В древних культурах произведения искусства неотделимы от тех предметов, на которых они размещены и где смысл вещи, по существу, дополняется смыслом изображения3 Предмет материального мира, выполненный, к примеру, в зверином стиле, подтверждал религиозно-мифологические представления бытующие в обществе, т к этот традиционный в реальной скифской жизни стиль являл собой нерасчлененное единство эстетического, социального и религиозного моментов, причем это единство отмечается с самого начала появления и прослеживается на всей территории его распространения4 При попытке реконструкции религиозно-мифологической системы кочевников раннего железного века, обитавших на территории Южного Зауралья, особенно важно распознать образы звериного стиля и смысловую нагрузку которую они с собой несут Ведь скифский звериный стиль все чаще сравнивается исследователями с неким языком, где образ зверя выступает как средство выражения идеи — элемент кода знак, обладающий определенным значением Произведения же искусства будут в этом случае текстами, вполне подходящими для чтения5 Задача расшифровки кода вырастает в первоочередную Чем более подробному анализу будет подвергнуто происхождение каждого конкретного образа, тем более точно будет раскрыто возможное мифологическое значение кода

В фондах лаборатории археологических исследований ЧелГУ, Челябинского областного краеведческого музея хранится несколько вещей конца VI — V вв до н э с изображениями ушастых грифонов (греч дгурв, заимствованное от ассиро-вавилонского к1пЬи — полуорел полулев)6 Навершия кинжала (рис 1) и ножа (рис 2), найденных в кургане Котлик6, выполнены в виде грифоньих голов В первом случае это две развернутые клювами друг к другу головки, во втором — ручка ножа как бы заканчивается хорошо сохранившейся и отчетливо выполненной головкой ушастого грифона, клюв которого является продолжением линии проходящей через лезвие и ручку Довольно выразительная бляшка для перекрестных ремней в виде головы ушастого грифона (рис 3) была найдена в могильной яме кургана 2 могильника Обручевский в Челябинской области7 Два предмета, замечательно оформленные в зверином стиле, вмещают в себя стилизованные изображения грифоньих голое Сложная многофигурная композиция из

зооморфных изображений на костяной поделке из кургана у села Варна8 выполнена в манере "загадочной картинки"(рис 4) Концы предмета вырезаны в виде голов медведя и волка Особенный интерес представляют необычно вписанные в композицию головы грифонов Зубная кость нижней челюсти обоих хищников одновременно представляет собой стилизованную голову грифона Зооморфное изображение на колчанном крючке из вышеназванного кургана Котлик не менее интересно в отношении композиции (рис 5) Головы волка и лошади заканчиваются в области шеи головой грифона И, наконец, два предмета из кургана 3 могильника Маровый шлях (район заповедника Арка-им)9 Это бронзовые псалий (рис 6) и обойма для перекрестных ремней (рис 7) Изображения бронзовой пластики очень отчетливые, тщательно выполненные и обладают яркими чертами внешности, они имеют ряд особенностей, относящихся к тонкостям художественной трактовки образов Если на псалии изображен грифон с плоской и лысой головой, то грифон с пряжки снабжен примечательным поперечным гребнем Клювы у обоих очень мощные, выразительные, с отчетливо читающейся ноздрей у грифона с псалия вдобавок ко всему верхняя часть клюва намного длиннее нижней и своеобразно загнута Глаза у обоих миндалевидные, с выраженным глазным яблоком, направлены заостренной стороной глазницы вниз, к щеке и нижней части клюва У обоих в боковой затылочной части головы хорошо видны уши Все описанные изображения, особенно два последних, выглядят удивительно живо и одухотворенно, символизируя собой очень конкретный и выразительный мифологический образ

Символизм и образность - черты, присущие мышлению индоиранских народов10 В сюжетах прикладного искусства скифского звериного стиля, в отличие от предшествующего времени, фигурировали хищники, а не промысловые животные, изображались и бараны, кабаны, олени, фантастические звери, грифоны" Образы звериного стиля оживляли очень конкретизированный образ мышления древних людей Даже концепция Мирового Дерева имела свой "звериный" эквивалент12 Птицы были отображением верхнего мира, копытные изображали срединный мир, а представителями нижнего мира выступали рыбы и пресмыкающиеся Грифон — существо одновременно и хищное, и крылатое, не чуждое верхнему миру — связывает, объединяет собой все три зоны мироздания Он прекрасно вписывается в схему Мирового Дерева, ствол которого мыслился не только как ось мира, но и как путь, по которому можно перемещаться из одного мира в другой, связь между мирами представлялась необходимой и для богов, и для людей Наверное, подобные взгляды обусловили возникновение фантастических образов зверей, совмещающих признаки реальных животных, у которых тело одного зверя могло сочетаться с лапами ичи рогами другого Достаточно жесткие, хотя и разнообразные сочетания допускали строго определенные комбинации признаков различных животных заимствованиями из разных изобразительных традиций древнего мира создавались изначально нехарактерные для скифского звериного стиля, но впоследствии необыкновенные, удивительные существа, которых принято называть синкретическими'3 Грифоны входят в их число и представляют собой обычно крылатых зверей с телом хищника, обладающих кроме крыльев и другими признаками, не совместимыми с внешним обликом хищного животного — перепончатый гребень, змеиный хвост и т д В разные исторические эпохи, в разных культурных традициях грифон мог иметь массу своеобычных признаков — крылья различных размеров и форм, гребень, хохолок, рога, оперение и т д (рис 8, а-л) Основные типы грифонов — орлиноголовые и льви-ноголовые, и в археологической литературе довольно подробно произведена их классификация'4 Орлиноголовые грифоны раннегреческого типа, периода архаики VIII — VI вв до н э (рис 9, а), отличаются длинными вертикально стоящими ушами, клюв их раскрыт, и в нем виден изогнутый язык, на длинной шее показаны локоны15 Не встречающиеся в природе, так называемые серповидные крылья изогнуты характерным образом В V — IV вв до н э облик орлиноголовых грифонов в скифских древностях меняется В это время известны грифоны двух типов греческого и персидского'5 Орлиноголовые грифоны греческого типа IV в до н э (рис 10) имеют то же сочетание голо-

вы птицы с туловищем хищного зверя Крылья с угловатым изгибом более близки к естественной форме Исчезает выступ надо лбом и локоны вдоль шеи, где проходит зубчатый гребень Отличительная особенность грифонов персидского (ахеменидского) типа, сложившегося в искусстве Персидской империи, — ребристые и специфическим образом изогнутые рога, характерные для горного козла, которые помещены на голове хищной птицы с характерным для нее загнутым клювом, и крылатое туловище хищного зверя Существуют такие же, но львиноголовые грифоны ахеменидского типа (рис 9,6) Первые изображения грифона известны в восточной иконографии в конце IV — начале III тысячелетия до н э Мотив с изображением грифона становится очень распространенным в искусстве многих древних народов Передней Азии На протяжении длительного времени в разных географических регионах образ грифона, претерпевая изменения, приобретает все более определенные черты Классический тип грифона

— крылатый лев с головой кошки или орла — становится известен приблизительно к началу I тысячелетия до н з в памятниках Древнего Ирана и Греции Благодаря Геродоту и другим античным авторам которые пересказывали 'Аримаспейю" Аристея Проко-несского, в греческом искусстве утвердился образ фантастического существа — грифона с телом льва, змееподобной шеей, крыльями, орлиной мордой, перепончатым гребнем и ушами Появившись не позже VI в до н з , он в V в до н з стал персонажем греческой вазовой росписи16 В I тысячелетии до н э изображения грифона появляются и у кочевников евразийских степей, являясь часто творениями античных мастеров, созданными для скифов Сюжет грифономахии, сцены терзания — частый мотив в этих произведениях искусства (рис 10) Вопросы происхождения данного образа на обширной территории, его локальные особенности все больше привлекают специалистов Скифский вариант грифона, по мнению некоторых исследователей, представляет собой голову хищной птицы со звериным ухом, которой иконографически близок орлиноголо-вый грифон — впоследствии эту птицу стали отождествлять именно с ним Изображения хищной птицы и грифона известны повсеместно, на всей территории евразийских степей17 Богато представлено изображение грифона на Алтае, где найдены грифоны всех видов По предположению М П Грязнова, образ беркута, священной птицы алтайцев, способствовал наложению на себя образа грифона, отождествлению с ним и распространению уже в местном виде "мифического орла" с большими ушами и гребнем на голове(рис 13,а,б,14,а,б) И Руденко отделяет изображения ушастого с гребнем грифа, орлиного и львиного грифонов, относящихся, по его мнению, к переднеазиатским мотивам, от собственно древнеалтайского образа, представленного несколькими вариантами существо с телом тигра и головой кошки (рис 12, а,б,г), подобное же существо, но с головой орла (рис 12, ж-к), фантастический орел с большими ушами и гребнем на голове (рис 11,а,б,12,в,д,13,14,а,б) Л Л Баркова разделяет изображения древнеалтайс-ких грифонов на несколько типов и считает, что образ орла находит свои истоки в древневосточной глиптике уже в IV — III тысячелетиях до н э , в изображениях, вырезанных на месопотамских цилиндрических печатях, встречаясь в скифо-сибирском искусстве только в VII — VI вв до н э Второй тип — голова хищной птицы — произведение собственно скифского искусства Третий тип — грифо-конь-тигр и барано-гриф

— местный алтайский самостоятельный вариант фантастического существа, в высшей степени самобытный и встречающийся только в памятниках VI в до н э Четвертый тип

— орлиноголовый грифон — имеет множество примеров изображений, среди которых очень большое число самобытных алтайских Не менее многочисленная группа находит большое количество параллелей в искусстве Ирана, Передней и Средней Азии, а также в скифских образцах из Семибратних курганов на Кубани Исследователями подчеркивается "лейтмотив" грифоновой темы в древнеалтайском искусстве К перечисленным типам следует добавить, пожалуй, и крылатого тигра, являющегося сибирским вариантом грифона (рис 14,в) и имеющего самостоятельное мифологическое существование, о чем свидетельствует сцена, изображенная на кожаной аппликации с покрышки седла (рис 12,и) В схватке участвуют два самостоятельных и независимых

фантастических существа — грифон и крылатый тигр Образ грифона "прививается" в последующее время в искусстве средневековой Европы, на вывесках и гербах С X в изображение грифона широко используется зодчими в монументальной архитектуре в том числе и древнерусской

Как мифический персонаж и художественный образ грифы были у многих древних народов — ассирийцев, египтян, хеттов, греков, персов, бактрийцев, парфян — и имели в каждом регионе свою специфику В античности грифон посвящается Аполлону и Немезиде, играя в поверьях, в общем, небольшую роль Чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва тесно связаны с золотом которое они стерегут в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов В целом положительный персонаж, сочетающий черты сразу двух "солнечных" по символической нагрузке животных, несет с собой довольно "резкие" мифологические черты свирепость, агрессивность, огромные размеры Обитая на краю Эйкумены, он соседствует с другими фантастическими персонажами на границе миров

Образ грифона можно встретить у античных авторов при описании скифского мира и заскифских областей, сведения о которых благодаря торговле постоянно умножались Греки, внимательно следившие за событиями в стране скифов, интересовались гакже их обычаями, традициями, религией Страну причерноморских скифов и их соседей греки знали достаточно хорошо, сведения же о более отдаленных народах вплоть до аргиппеев и исседонов были не столь определенны Совсем неправдоподобный характер носили описания стран за аргиппеями и исседонами Там, якобы, обитали 'люди с козлиными ногами" и "одноглазые" аримаспы, постоянно борющиеся со "стерегущими золото грифами" Золото, которое стерегут грифы, связывается с высочайшими горами, где находилось жилище сурового Северного ветра, многие античные авторы называли их Рипами, Рипейскими (или Рифейскими), дальше которых помещали море или океан и "славившийся баснословными чудесами" народ, который греки называли гипербореями18 "Над исседонами живут одноглазые люди — аримаспы, — рассказывает Геродот со слов Аристея,- над аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербореи, простирающиеся до моря " Современные ученые по-разному размещают на карте народы за Скифией19, нанося на географическую карту не только древние племена аргиппеев, исседонов, аримаспов, но и "остроклювых" грифов Существуют различные теории относительно расположения древних народов Например, английский ученый Дж Болтон располагает "стерегущих золото грифов" на Алтае А М Бон-гард-Левин и Э А Грантовский склоняются к тому, что эти народы и страны определенно следует связывать с областями от Северо-Восточной Европы до Зауралья, с Уральскими горами Античные авторы, писавшие о Скифии, помещали аримаспов, грифов и других фантастических существ на подступах к северным горам, заимствуя эти сведения из скифского мира Геродот прямо заявляет, что об одноглазых аримаспах, стерегущих золото грифах рассказывают сами скифы, и специально подчеркивает правдивость сведений о заскифских областях Реки текущие в золотых руслах, золото, которое стерегут грифы, Рифейские горы с жилищем Сурового Северного Ветра, которые индийцы, иранцы, скифы, манси, угорские племена называли золотыми, море-океан, удивительные гипербореи Здесь же помещают и грифов Популярный в те времена сюжет об одноглазых аримаспах, борющихся со "стерегущими золото грифами", вдохновил Зсхила в его трагедии "Прикованный Прометей" на следующие строки "Остроклювых бойся грифов, зевсовых собак безмолвных1 Одноглазой конной рати аримаспов, живущих у златотекучего Плутонового потока" В период между второй половиной VI в до н э и первой четвертью V в до н э Аристеем Проконесским была написана эпическая поэма "Аримзспейя" Наряду с другими народами, населявшими окраину Ойкумены, в ней упоминались "стерегущие золото грифы" Орлиноголовый грифон в V в до н э становится персонажем мифического "варварского" сюжета греческой вазовой росписи о борьбе аримаспов с грифами (рис 15,16) Сейчас преобладает оценка "стерегущих золото грифов" как мифических чудищ — персонажей мифологического сюжета "Од-

ноглазые люди — аримаспы, — пишет И В Шталь, — и стерегущие золото грифы Аристея Проконесского и Геродота — эпическое клише, сохранившееся в греческих текстах и явившееся калькой с иного, "варварского" языка"20 Преобразование грифонов и аримаспов из людей в чудищ (аримаспы) и чудовищ (грифоны) можно считать результатом передачи богатырского эпоса о борьбе культурного героя племени с чудовищем (тотем соседнего племени), или в более позднем варианте — героического эпоса о борьбе двух племен, имеющих изначальные наименования и эпическую наружность по герою — эпониму и по тотему племени Возможно, это мифический персонаж реального народа современника Аристея Проконесского20 С другой точки зрения, образ грифона был связан с представлениями о загробном царстве и путями в него, существовавшими в скифской традиции, генетически связанной с арийской мифологией и религией Сюжет грифономахии (борьба грифов с аримаспами), вероятно, имеет очень древние корни, уходящие в один древний общеиндоевропейский миф сохранившийся во многих традициях Нельзя ли рассматривать сцены борьбы с грифами и как отражение идеи о судьбе души, встречающей различные преграды на пути в царство мертвых9

В античной литературе — основном источнике знаний о скифах — не сохранилось прямых свидетельств об эсхатологических ожиданиях ираноязычных кочевников, но данные античной письменной традиции могут быть дополнены археологическими материалами скифской эпохи Изображения сцен борьбы грифов и людей встречаются на предметах из скифских курганов, на сосудах из греческих погребений, на саркофагах от Северного Причерноморья до эллинских колоний в Южной Италии При раскопках в Таренте была открыта целая серия рельефов на саркофагах IV в до н э , центральный сюжет которых — грифы и их схватка с животными и людьми Сцены, выполненные на погребальных памятниках, негреческий характер персонажей в сценах — все показывает нам, что скифская традиция о далеких и недоступных заскифских областях, где жили свирепые грифы и другие фантастические существа непосредственно связывались с представлениями о загробной жизни Собственно "географическая" панорама этого пути может представляться следующей за реально существовавшими территориями и народами лежали области холода и мрака, недоступные для человека Там находились страшные чудища — доходящие до крайнего бешенства грифы, которые растерзывают всех, кого увидят Рядом с грифами обитали и одноглазые богатыри — аримаспы Индийские тексты говорят об одноглазости хранителей загробного мира, отображающей, по мнению Проппа, принцип взаимной невидимости "живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых"21 Бога ветра, жилище которого находится неподалеку, можно сопоставить с индоиранским Вайю или Вата По заключению же Бонгард-Левина и Грантовского2 скифская традиция о далеких и недоступных северных областях была непосредственно связана с религиозно-мифологической концепцией о загробном мире Грифоч в таком случае являлся неотъемлемой частью этой концепции, которая может представиться нам и в более широком философском смысле Сцены терзания (рис 10, 12,а-к, 19,б,в), в которых непременно присутствует грифон, с поразительной устойчивостью воспроизводились во всех уголках обитаемого мира без помощи речи, только силой художественного образа внушая каждому, кто мог видеть, что этот мир — арена вечной борьбы двух начал, исходящих из одного источника22

Смысловое содержание образа грифона, форма его художественного изображения с течением времени подвергались довольно заметным изменениям Естественный процесс использования существующими культурно-историческими общностями художественных форм прошлого, обозначенный когда-то Марксом как "всемирно-исторические заклинания мертвых"2-1 привносит неизбежные изменения в форму и содержание художественного образа прошлой эпохи, приспосабливая его к новому времени, новым целям, идеалам, борьбе идей В нашем случае некогда мифологическое существо, грифон, уже в античном искусстве превратился в спутника, а затем и в атрибут

нового антропоморфного божества Такая же трансформация древней мифологической семантики происходила в переднеазиатском искусстве, где образ грифона стал приобретать символическое значение Адаптируя в свое искусство изображение грифона, скифы и сарматы вполне могли усваивать не мифологическое содержание, а символическое Символизм же мог уживаться с остатками магических представлений, с парциальной магией, хотя символ уже не был мифологией24

Яркий пример удачного использования символики грифона и ассимиляции этого образа традиционной культурой — древний Алтай На одном Укоке изображений грифов, выполненных в алтайском стиле, собрано больше, чем в любом другом месте Фантастические птицы — грифоны существовавшие в сознании и искусстве пазырык-цев, осеняли все стороны их жизни, они присутствовали на одежде, оружии, конской упряжи, сосудах и украшениях Образ грифона, всегда выступавшего победителем, стал эмблемой, символом пазырыкской культуры Он был ключевым символом в жизни пазырыкцев, хотя, быть может, не весь период существования этой культуры и не на всей территории ее распространения25 В культуре пазырыкцев особенно отчетлива связь образа грифона с их традиционными эсхатологическими представлениями Вероятно, вполне справедливо считать, что в сознании этого народа грифонам и был населен мир мертвых, поэтому, чтобы попасть туда умершим, многочисленными изображениями грифонов "помечали" погребальную утварь26 Здесь мы можем попытаться установить интересные особенности, хотя труднее всего бывает решить, насколько образы звериного стиля связаны с конкретными божествами скифского пантеона или представлявшихся божественными космическими силами Если принять тезис о магической основе звериного стиля, то погребальное украшение коней — попытка придать им особенные свойства Считалось, что благодаря тем фантастическим существам, которыми становились замаскированные кони (рис 17,а-г), умерший мог скорее попасть на "небесные" пастбища, находившиеся где-то высоко, на недоступных человеку вершинах гор Именно там, в заоблачных далях, по представлениям пазырыкцев находилась страна мертвых Чаще всего коню придавали свойства Козерога Никакое другое животное не способно жить за границей вечных снегов на таких высоких и крутых горах Конь, наделенный способностью Козерога, ставший фантастическим существом с неограниченными возможностями, помогал умершим попасть на эти пастбища Образ козла у ираноязычных народов был связан с культами гор, дерева и плодородия, его образ присутствует на головных уборах воинов — всадников Горного Алтая — как гарант возрождения к новой жизни27 Многочисленные изображения грифона как бы дополняют центральный образ, выступая в роли своеобразного "наполнителя" Достаточно взглянуть на этих замаскированных коней, чтобы убедиться в Козерога при помощи погребального макияжа и бутафории превращается сам конь Целостные по исполнению фигурки грифонов как бы "усеивают" образ проводника в загробное царство Даже "крылатый тигр" на лбу коня (рис 17,г, 14,в) размещен автономно При такой компоновке образ грифона вполне может представлять собою независимую силу, способную помочь правильному протеканию процесса ухода умершего в загробное царство Таинственная птица Гаруда из древнеиндийского эпоса, напоминающая фантастическим обликом грифона, помогает героям и богам, свершая рискованные для остальных существ путешествия в потусторонние миры и добывая амриту — напиток бессмертия и жизни Таким же целостным и автономным находим мы образ грифона, вписанного в изображение большой рыбы — войлочную часть конструкции седла (рис 14,а б) Сочетание с образом рыбы здесь не случайно и напрямую отражает связь с загробным миром Кроме роли представителя хтонических сил нижнего мира в Мировом Дереве, многими мифологическими традициями рыбам приписываются функции волшебных превращений и возвращения к жиз-ни28 Самое интересное, пожалуй, в том, что в общекультурной и астрологической символике знаки Козерога и Рыб связаны отображением дуалистических тенденций жизни, означая эволюционные и инволюционные возможности Если Козерог символизирует начало процесса растворения, то Рыбы обозначают конечный момент, который в силу

самого своего конечного характера содержит в себе начало нового цикла29 Присутствие же образа грифона может говорить об отведенной ему вспомогательной функции усиления и охраны грифон часто изображается на обоймах для перекрестных ремней Важность функции связного звена перекликается со своеобразным множественным и точечным действием Присущий культурам древности символизм и образность мышления позволяют предположить, что это не случайно сделанные акценты Древним мастерам, овеществлявшим миф, удавалось совмещать смысловое и практическое назначение вещи Образ грифона как бы искусно вписан в невидимую ткань погребального обряда алтайских курганов, являясь неотъемлемой, но и независимой его частью Подобную ситуацию мы сможем разглядеть на "загадочных картинках' предмета из кургана у с Варна и колчанного крючка из кургана у с Котлик (рис 4,5) Стилизованная голова грифона является частью головы другого животного Отдельный образ, превратившись в знак, усиливает свойства изображения в которое он вписан В зооморфной картинке на костяном предмете знак грифона, представляя собой атрибут хищника (зубную кость), служит усилению разрушительных способностей Деревянный грифон (рис 17), держа в пасти голову оленя, будто бы говорит нам о движении материи срединного мира, взятой в тиски высших сил, в сторону распада голова оленя отделена от туловища и уже не является одним целым с живым телом Обе головы запечатлены в движении которое больше напоминает жизнеутверждение Грифон здесь — загадочный представитель и исполнитель высших сил Птичьи образы на корпусе головы напоминают о связях с верхним миром Образ грифона по отношению к Мировому Дереву вряд ли однозначен Скорее он имеет разноплановый характер взаимоотношений с миром являясь носителем идеи спасения и помощи, несет одновременно в себе и фактор разрушения Эта амбивалентность образа усиливается ощущением того, что при всем единстве с общей картиной действия он оказывается в нее вписанным, сохраняя обособленность

Бывший когда-то определенным и однозначным, образ древней мифологии подвергался постоянным изменениям По прошествии определенного срока с образом грифона ассоциировалась весьма злободневная идея воинственности и непобедимости Грифон стал символом победы военного государства над окружающими племенами Недаром у ольвийского дворца скифского царя Скида находились статуи грифонов30 Образ перекочевывал из одной культурно-исторической действительности в другую Если, к примеру, в античном мире грифон довольствовался все же относительно небольшой геральдической ролью, то на периферии, к примеру, на Боспоре грифон был одним из популярнейших мифологических образов, его помещали на монетах, и он стал своеобразным символом Боспорского государства31 В церковном искусстве сред невековой Европы грифон, начиная с мозарабийских миниатюр, становится оиень распространенным персонажем32 Болгарская грифономахия (рис 19 а) с героическими сценами на деревянном ларце показывает нам грифона, помогающего с грельцу-лучнику в единоборстве с каким-то чудовищем33 В X в образ грифона переходит в декор монументальной архитектуры, сохраняя еще свой агрессивный характер, а в X — XII вв сменяется образом стоящего или спокойно идущего грифона34 Возможно, что болгарский опыт способствовал особой популярности грифономахии в древнерусском искусстве домонгольской поры Древнерусские дохристианские памятники очень близки к скифским мотивам, хотя эти произведения тесно связаны уже с местным героическим эпосом В дальнейшем героическая линия в древнерусской грифономахии нарастала образовав большие циклы во владимиро-суздальской монументально-декоративной пластике, хотя в древнерусском искусстве, в отличие от скифо-сармагского, совсем не было образа терзающего грифона Образ грифона переходит в эмблематику а одновременно — в метафору Теперь грифон уже не терзает свою жертву а словно бережно несет ее в своих мощных лапах (рис 19,б,в) Мы можем наблюдать как вследствие генерализации с течением больших периодов времени изменялось содержание образа грифона Становятся менее выпуклыми некоторые мифологические характеристики пер-

^инажей-грифонов, отмеченные исследователями свирепость, агрессивность, огромные размеры, тесная связь с золотом35 В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем Без лишней жестокости, отважный и непобедимый, помогающий героям из мира людей, он по-прежнему остается образом противоречивого характера и может представлять как Спасителя, так и Антихриста32 Иерархически организованный космос средневекового символизма пришел на смену мифологическому пространству скифо-сарматских времен, которое издавна населяли грифоны, безраздельно господствуя в нем наряду с другими фантастическими тварями и обычными зверями36 В построении средневековой иерархии священных сил, видимо, учитывается охранительное начало и общий благоприятный характер существа — в древнерусских храмах грифон изображается на алтарной преграде37 В древнерусском искусстве, по сравнению со скифо-сарматским, фигуры грифонов утеряли динамичность, зато приобрели импозантность, подчеркиваемую построением их в длинные ряды Воинственность не свойственна общему содержанию этой зооморфной пластики Некая амбивалентность характеризует общее содержание образа грифона Помощник и защитник, он вполне способен разрушать и убивать жизнь Будучи свирепым и беспощадным, он противостоит обитателям потустороннего мира Наделенный способностями и силой высших существ, он связывает собой воедино три уровня бытия Взаимодействует с миром людей и охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни, либо иным подобным символом32 Объединенная мощь, взаимодействие и связь — немаловажные составные характеристики грифона, удивительным образом отразившиеся в содержании общекультурной символики этого образа с психологической точки зрения грифон означает взаимосвязь психической энергии и космических сил

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См ст Д С Раевского "Скифо-сарматская мифология" в энциклопедии "Мифы народов мира" В 2 т / Гл ред С А Токарев М , 1994 Стр 455 — 450

2 " использовать материал Ригведы и Авесты для реконструкции системы мышления и краеугольных понятий скифской космогонии и мифологии вполне закономерно Исследователями давно установлено, что не только важнейшие понятия и сюжеты, имена богов и героев, но и многие обрядовые действия, поэтические образы и ритуальные формулы одинаково характерны и для Авесты, и для Ригведы В этом проявляется общее наследие (Н Oldenberg) Следовательно, эта система мышления была присуща всем индоиранским народам, и скифы должны были сохранить ее " См Кузьмина Е Е Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев// Ски-фо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии М 1976 С 53

3 См Переводчикова Е В Язык звериных образов //Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи М , 1994 С 11

4 См Хазанов А М , Шкурко А И Социальные и религиозные основы скифского искус-ства//Скифо-Сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии М , 1976 С 40

5 См Переводчикова Е В Язык звериных образов С 16

6 См Таиров А Д Курган у села Котлик в Южном Зауралье//Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье Барнаул, 1984

7 См . Гаврилюк А Г , Таиров А Д Курганы у с Обручевка в Южном Зауралье//Кочев-ники Урало-Казахстанских степей Екатеринбург, 1993 С 53-57

6 См Таиров А Д , Боталов С Г Курган у села Варна//Проблемы археологии Урало-Казахстанских степей Челябинск, 1988

9 Фонды ЛАИ ЧелГУ автор раскопок — АД Таиров

0 См Кузомина Е Е Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев//Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии М ,1976

" См Бонгард-Левин Г М , Грантовский Э А От Скифии до Индии Древние арии мифы и история М 1983 С 93

2 См Переводчикова Е В Язык звериных образов С 14-15

3 См Там же С 48-49

4 См Переводчикова Е В Язык звериных образов Баркова Л Л Образ орлиноголо-вого грифона в искусстве Древнего Алтая (по материалам Больших Алтайских курга-нов)//Археологический сборник 1987 №28

15 См Переводчикова Е В Язык звериных образов С 50-53

° См Полосьмак Н В "Стерегущие золото грифы" (ак-алахинские курганы) Новосибирск, 1994 С 6

7 Баркова Л Л Образ орлиноголового грифона в искусстве Древнего Алтая С 5

8 См Бонгард-Левин Г М Грантовский Э А От Скифии до Индии С 30-31

19 См Там же С 30-35

20 См Полосьмак Н В 'Стерегущие золото грифы" С 6

21 См Бонгард-Левин Г М , Грантовский Э А От Скифии до Индии С 82-83

7,1 См Лелеков Л А Наследие звериного стиля в искусстве средневековья и Древней Руси// "Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии М , 1976 С 258

23 См Вагнер Г К Судьбы образов звериного стиля в древнерусском искусстве// Скифо-Сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии М 1976 С 251

24 См Там же С 252

25 См Полосьмак Н В 'Стерегущие золото грифы" С 9-10

25 См Там же С 9 27 См Там же С 94

26 См Там же С 91

29 См Керлот Хуан Эдуардо Словарь символов М 1994 С 248, 445 См Вагнер Г К Судьбы образов звериного стиля в древнерусском искусстве С

252

31 См Яковенко Э В Предметы звериного стиля в раннескифских памятниках Кры-ма//Скифо-Сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии" М , 1976 С 134

32 См Керлот Хуан Эдуардо Словарь символов С 164

35 См Вагнер Г К Судьбы образов звериного стиля в древнерусском искусстве С

251

34 См Там же С 253

35 См Запорожченко А В , Черемисин Д В Аримаспы и Грифы изобразительная традиция и индоевропейские параллели//Вестн древней истории 1997 №1 С 83

36 См Лелеков Л А Наследие звериного стиля в искусстве средневековья и Древней Руси С 259

37 См Вагнер Г К Судьбы образов звериного стиля в древнерусском искусстве С

253

ПРИЛОЖЕНИЯ

Нис. 7 (по Таирову)

(по Таирову)

Рис.5 (по Таирову)

РтА Рис.6

(по Таирову)

Рис.7 (по Таирову)

в-я: изображения грифонов различных видов в искусстве Алтая V — IV вв. до нашей эры (по Переводчиковой)

Рис. В

Орлиноголовые грифоны

а б

Рис.9 (по Переводчиковой)

- Рис. 10

Сцена терзания. Деталь золотой пекгорали из кургана Толстая Могила.

Орлиноголовый грифон. I Пазырыкский курган (по Марсадолову)

Орлиноголовый грифон. Берельский курган (по Полосьмак)

Рис. 11

а б

Сцены борьбы. Пазырыкские курганы (по Марсадолову)

и

(по Грязнову)

к

Рис.12

Рис.13 (по Полосьмак)

Рис. 14 (по Полосьмак)

> г »МП'

у

Рис. 15

Фрагмент серебряного зеркала начала VI века до нашей эры. Келермес, Прикубанье

Рис.16

Рельеф на саркофаге. Южная Италия. IV век до нашей эры

Узда с украшениями. Реконс трукция

Конь в уборе. Реконструкция

Узда. Реконструкция

Конь в уборе. Реконструкция Рис. 17. Материалы из Пазырыкских курганов (по Грязнову)

Рис.18. Голова оленя в пасти грифа. Дерево и кожа. Пазырыкские курганы

в

Грифоны и львы. Рельефы Дмитровского собора во Владимире. 1194 — 1197 гг.

Рис.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.