Научная статья на тему 'ГРЭМ ХАРВИ, ВОИНСТВУЮЩИЙ АНИМИСТ'

ГРЭМ ХАРВИ, ВОИНСТВУЮЩИЙ АНИМИСТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колкунова Ксения

Так сложилось, что из множества современных англоязычных антропологов, Грэм Харви (род. 1959) чуть доступнее для русскоязычных читателей его монография «Секс, еда и незнакомцы» (2013) оказалась переведена (мной) на русский язык и опубликована в 2020 году издательством «Новое литературное обозрение». В этом номере религиоведческих исследований мы представляем вниманию читателей его текст в другом жанре - это уже не научная и, наверное, даже не публицистическая работа, а политический и в чем-то онтологический манифест. Даже на основании этих двух текстов можно составить представл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРЭМ ХАРВИ, ВОИНСТВУЮЩИЙ АНИМИСТ»

ГРЭМ ХАРВИ, ВОИНСТВУЮЩИЙ АНИМИСТ

Ксения Колкунова1

Так сложилось, что из множества современных англоязычных антропологов, Грэм Харви (род. 1959) чуть доступнее для русскоязычных читателей его монография «Секс, еда и незнакомцы» (2013) оказалась переведена (мной) на русский язык и опубликована в 2020 году издательством «Новое литературное обозрение». В этом номере религиоведческих исследований мы представляем вниманию читателей его текст в другом жанре — это уже не научная и, наверное, даже не публицистическая работа, а политический и в чем-то онтологический манифест. Даже на основании этих двух текстов можно составить представление о Грэме Харви как весьма неоднозначном авторе. Харви начал со сравнительных исследований иудейской и раннехристианской литературы и затем перешёл к полевому изучению современных язычников, в первую очередь, британского друидизма. Свой академический статус (Харви преподаёт религиоведение в Открытом университете в Великобритании) и научные публикации2 Харви сочетает с религиозной практикой: в книге «Во что верят язычники» Харви представлен как участник праздников друидов и экоактивистов-анимистов (а также празднующий иудейские праздники со своей женой)3.

«Манифест анимиста», перевод которого мы публикуем, издавался несколько раз (в 2005 году в журнале «Strange Attractor»

1 к.филос.н., аналитик РУДН.

2 См.: Harvey G. Animism: Respecting the Living World. Wakefield Press, 2005; Handbook of Contemporary Animism. Ed. by Harvey G. Acumen Publishing, 2013, Religions in Focus: New Approaches to Tradition and Contemporary Practices. Ed.by Harvey G. Equinox Publishing, 2009; Harvey G., ed. Indigenizing Movements in Europe. Equinox, 2020; Harvey G., Hughes J., eds. Sensual Religion: Religion and the Five Senses. Equinox, 2018 и др.

3 Harvey G. About author// What Do Pagans Believe? What Do We Believe. London: Granta, 2007. Отметим, что Харви также многократно указывает на растущую популярность среди современных язычников обозначения своих взглядов как анимизма. См.: Handbook of Contemporary Animism. Ed. by Harvey G. Acumen Publishing, 2013. Р. 4.

Религиоведческие исследования. 2 (26). 2022. 25

doi:10.23761/rrs2022-26.25-29

и в 2012 — в «PAN: Philosophy, Activism, Nature»). Этот текст изначально не публиковался как академический — однако мы видим, что хронологически он возникает раньше других трудов Харви на эту тему и является отправной точкой его академических исследований анимизма. Уже в этом небольшом тексте мы обнаруживаем, что Харви вслед за Латуром видит трудность «выйти за пределы общественного, чтобы увидеть природные и материальные объекты»1, которую и должно преодолеть академическое сообщество и человечество в целом. Здесь же сконцентрирована в императивной форме вся программа исследований «нового анимизма»: внимание к не-человеческим личностям, этике общения с ними, ограниченности человеческого опыта и в особенности его нововременного понимания, лежащего в основе проекта науки. Харви является примером исследователя-носителя идеологии, причём от манифестов он приходит к академически разработанным монографиям и коллективным трудам.

В первой обширной работе о переосмыслении анимизма, «Анимизм. Уважение к живому миру» 2005 года во многом предвосхищены более поздние идеи Харви. Три эпиграфа к этой работе задают контекст: это цитата из Уильяма Блейка «For all that lives is holy» и цитаты из Донны Харауэй и Гаятри Чакроворти Спивак — первая является основоположницей «нового материализма» и центральной фигурой феминистской эпистемологии, вторая стояла у истоков постколониальных исследований, в частности, ввела в широкое употребление термин «субальтерн» (угнетённые/подчинённые)2. Книга включает генеалогию термина «анимизм», которую автор описывает как «от ругательства к критическому термину» и начинает с фигуры Георга Шталя, немецкого химика и врача XVIII века, который скорее ассоциируется с теорией флогистона, а не с исследованиями религии, однако

1 Латур Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки. https://web.archive.org/web/20091010194921/http://www. philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2003/latur_veshi.htm

2 Спивак Г. Ч. Могут ли угнетённые говорить? // Ведение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия. Харьков-СПб.: ХЦГИ-Алетейя, 2001. С. 649-670.

именно ему принадлежит термин «анимизм», которым Шталь называет физический элемент анима, оживляющий тела. Завершает этот обзор переутверждение анимизма в качестве легитимного научного понятия, опирающееся на работы Вивейруша ди Ка-стру, Халлоуэлла и Бёрд-Дэвид1. Харви считает эти сравнительно новые тенденции второй половины XX века уходом от колониа-листских проектов отцов-основателей, «ре-анимацией» термина и академических его исследований2. В дальнейшем рассмотрении Харви обращается к конкретным кейсам - народам оджибве, маори, а также экоязычеству, - не сводя их в общей схеме. В «теоретической» части книги он рассматривает темы и проблемы, важные для обсуждения анимизма на всех этапах бытования этого термина, такие как жизнь и личность (здесь уже появляются личности-растения и личности-камни, которые встретят нас во всех текстах Харви), духи и предки, а также шаманы и тотемы, которые в отечественной библиографии часто оказываются чем-то далёким от анимизма. Также Харви выводит нас к таким современным категориям как экоактивизм, эмбодимент, ЛГБТ — всё это помещается в пространство обсуждения некартезианского представления о человеке и мире, повсеместно представленных нечеловеческих личностей.

В этой работе Харви указывает, что существует два подхода к пониманию анимизма: он предстаёт предполагаемая ошибка, при которой неодушевлённые предметы воспринимаются как живые, и, в более новых исследованиях, как мировоззрение, которое признаёт, что личность может быть присуща многим существам, населяющим мир вместе с людьми3. Последний подход и получает у него обозначение «новый анимизм».

Следующий этап к систематизации этой темы у Харви происходит в сборнике «Руководство по современному анимизму», редактором которого он выступает в 2013 году4. Здесь авторы

1 См. статью Ильи Холопова в этом номере журнала.

2 Harvey G. Animism: Respecting the Living World. Wakefield Press, 2005. P. 29.

3 Ibid. P. 205.

4 Handbook of Contemporary Animism. Ed. by Harvey G. Acumen Publishing. 2013.

предлагают исследования разных пониманий анимизма, репро-блематизацию дихотомии природа/культура, существование в сообществах, включающих не только людей, но и других живых существ, а также сосущестование с вещами и духами; соотношение сознания и знания, реализацию анимизма в разных формах искусства и перформанса.

Также в 2013 году Харви публикует монографию «Секс, еда и незнакомцы»1, в которой анимизм трактуется как любые попытки жить в мире, являющемся сообществом личностей, большинство которых является нечеловеческими. Здесь на основании описаний различных кейсов такого анимистического отношения к миру автор критикует противопоставление религии рациональности, трактовку религии через веру, и религиоведение в целом — как христианоцентричный и по основаниям своим нововременной, картезианский проект2.

Тему переосмысления классических теорий анимизма продолжит ещё одна редакторская работа Харви: вышедший в 2017 году сборник «Эдвард Тайлор, религия и культура»3. В предисловии редакторы предполагают, что существует «канонический Тайлор», представленный двумя страницами в учебнике: анимизм как минимум религии, теория религии как веры, эволюционизм4. Другая сторона его творчества, интерес к когнитивной проблематике, становится более актуальной сейчас, с актуализацией её в антропологических и психологических исследованиях. Здесь ряд авторов предлагают свои исследования в области генеалогии религиоведения, показывая место Тайлора в культуре и науке XIX века (этнографии, археологии и спиритуализме), а также сугубо в религиоведческих контекстах: именно Харви в своей главе поднимает вопрос о месте фетишизма в теории анимизма Тайлора.

1 Харви Г. Секс, еда и незнакомцы. М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2020.

2 Более подробно см. рецензию Алексея Зыгмонта.

3 Edward Burnett Tylor, Religion and Culture. Ed. by P.-F. Tremlett, L.T. Sutherland, G. Harvey. Bloomsbury, 2017.

4 Ibid. P.4.

Здесь он показывает, что теория Тайлора коренится в картезианском разделении материального и духовного (интеллектуального), и фетиши занимают в схеме место материального и подчинённого начала. Харви сравнивает подходы Тайлора и Халлоуэлла, показывая превосходство последнего и колониальную модерную природу первого. «Халлоуэллу удалось услышать то, что не получилось у Тайлора, в переданном им туземном знании и образе жизни: все мы всегда создаём мир»1. Что касается фетишизма, то Харви приходит к намёкам на необходимость обсуждения «нового фетишизма» наряду с новым анимизмом, но в основном остаётся в рамках важной для себя области обсуждения коммуникации с не-человеческими личностями.

Ещё один коллективный труд, посвящённый анимизму, вышел в 2018 году2. Заголовок предисловия возвращает нас к Латуру: «Мы никогда не были индивидуальными». Здесь все темы, звучавшие в творчестве Харви, собираются воедино. Это и поиск новой онтологической схемы, переосмысление коммуникации — оба в ключе посткартезианства, и обсуждение роботов, техники и технологии в связи с «поворотом к вещам», и разбор примеров подобных иных онтологий («все ли камни живые?» — один из них).

В целом, даже из такого краткого обзора творчества Харви, посвящённого анимизму, видно, что для него анимизм, с одной стороны, представляет собой «слово-работника» (hard-working word)3 — в академической литературе им маркируются различные процессы и явления, выделяется множество подходов к его трактовке. Стремясь очертить максимально подробную его генеалогию, описать подходы и их критику, Харви создаёт при участии других исследователей, целую библиотеку. Но за этим стоит идеологическая установка, через призму которой следует рассматривать не только публицистические, но и академические тексты этого антрополога.

1 Ibid. P. 43.

2 Rethinking relations and animism: personhood and materiality. Ed.by M. Astor-Aguilera, G. Harvey. 2nd edition. Routledge, 2019.

3 Handbook of Contemporary Animism. Ed. by Harvey G. Acumen Publishing, 2013. P. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.