Научная статья на тему 'ГРЕХ КАК БОЛЕЗНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОАННА ВИШЕНСКОГО'

ГРЕХ КАК БОЛЕЗНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОАННА ВИШЕНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОАНН ВИШЕНСКИЙ / ГРЕХ-БОЛЕЗНЬ / ПОЛЕМИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЧЕСТВО / ТЕЛО ЦЕРКВИ / АПОСТОЛ ПАВЕЛ / АФОН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Выходцева Ю. В.

В данной статье рассматривается как христианская идея греха-болезни раскрывается в творчестве Иоанна Вишенского. Прослеживается как используя образы слепоты, глухоты, немоты, отравления, гниения, автор ведёт полемику с католическими оппонентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРЕХ КАК БОЛЕЗНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОАННА ВИШЕНСКОГО»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 821.161.1

Выходцева Ю.В.

учитель зарубежной литературы Торгово-экономический колледж Киевский национальный торгово-экономический университет

(Украина, г. Киев)

ГРЕХ КАК БОЛЕЗНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОАННА ВИШЕНСКОГО

Аннотация: в данной статье рассматривается как христианская идея греха-болезни раскрывается в творчестве Иоанна Вишенского. Прослеживается как используя образы слепоты, глухоты, немоты, отравления, гниения, автор ведёт полемику с католическими оппонентами.

Ключевые слова: Иоанн Вишенский, грех-болезнь, полемическая литература, православие, католичество, тело церкви, апостол Павел, Афон.

Последние исследования жизни Иоанна Вишенского продемонстрировали материалы, которые существенно дополнили портрет известного полемиста. В частности стали известны факты его биографии, свидетельствующие о высочайшем аскетическом подвиге этого монаха, о его значительной репутации в православном мире, нелитературных свершениях, влиянии на современников. Речь идёт прежде всего о книге Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист», которая вышла в 2016 году и пролила свет на многие белые пятна в биографии Иоанна Вишенского.

В свете этого необходимым видится дополнить анализ его полемических посланий, рассматривая автора как именно монаха-святогорца, то есть человека с сознанием глубоко духовным, более того, по убеждению М.В.Лескинен,

относящегося к «ортодоксальному течению религиозно-философской мысли 16 века, основанного на традиционном понимании веры и разума» в отличие от «другого, выразителями идей которого были православные деятели, близкие к кружку К.Острожского» [1].

Важно помнить, что Иоанн Вишенский писал свои послания в Украину из затвора по просьбе Александрийского патриарха (о чем тоже впервые упоминается в указанной работе С. Шумило), чтобы создать идейный противовес хорошо владеющим мастерством полемики «униатам» Ипатию Потею, Петру Скарге, Иосафату Кунцевичу и другим представителям духовенства, поддержавшим Брестскую унию 1596 года.

Один из аспектов его полемических посланий - это констатация духовных болезней современников и трактование греха как болезни. Проследим как раскрывается православная идея «греха-болезни» в творчестве Вишенского и позволяет ли она автору достичь своих целей в полемике с представителями католичества.

Православные иерархи утверждают, что «в христианском вероучении борьба с грехом, победа над грехом и, наконец, свобода от греха являются понятиями фундаментальными» [2]. В католической церкви грех рассматривается как преступление, за которым следует неизбежное наказание (это положение отображено в законодательном своде средневекового церковного права - декрете Грациана), в православной церкви подход иной - это духовная болезнь, которая требует лечения: «Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех - как болезнь души» [2].

Но ещё ранее похожее понимание греха неоднократно встречается в Святом Письме. Вспомним евангельские слова о мытарях и блудницах, окружавших Иисуса, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» [3; Мк 2:17]. И далее многие богословы и писатели прибегали к образу греха-болезни в своих трудах, среди них и особо почитаемый Вишенским Иоанн Лествичник.

У Иоанна Вишенского концепт «грех-болезнь» облечен в экспрессивную языковую оболочку и часто по содержанию близок к евангельскому обличению фарисеев в духовной глухости и слепоте «Они - слепые вожди слепых» [3; Мф 15:14]. Когда афонский инок говорит о пристрастии к земным благам, употребляет тот же евангельский образ «.. .да тым лихоимством и упражнением розум свой погребу и ослъплю» [4]. Католики и униаты также, считает афонский подвижник, ослеплены «латинская злоковарная душа ослъпленная» [4]. О католическом духовенстве сказано, что «узрите его скоро до конца оглохнувша и онъмъвша» [4].

По убеждению И. Вышенского слабость веры породила болезнь ереси «во въръ онемощили и поболели и ереси породили» [4].

Другой вид болезни - отравление демонстрирует писатель, говоря о влиянии мирского человека на инока «але еще бы еси его своими повЪстми и до конца отрул» [4], и остерегает единоверцев «блюдЪте, православний, от тое трутизны (в пер. с укр. отрава, яд, прим. Ю.В) дЪти свои» [4]. Вообще выражение «трутизна ереси» становится у Вишенского стойким выражением для обозначения унии и католичества.

О болезни упоминает Иоанн Вишенский в послании к епископам, «утёкшим от православной веры» «оболЪли есте?», и когда упрекает «латинскую» паству в безропотном повиновении своим развращенным пастырям «речете, своей хоробЪ (в пер. с укр. - болезни; прим. Ю.В) догожаючи, добре чинят» [4].

Также послания афонского монаха изобилуют образами и выражениями гниения как процесса разложения человеческого тела, под которым разумеются не только тягчайшие грехи, но и например «гной миролюбия», что в понимании монаха видимо есть любовь, противоположная любви к Богу. Например, в известной Вишенскому и нашим современникам книге синайского подвижника IV века Иоанна Лествичника «Лествица», отречение от мира есть самое первое условие восхождения по «небесной лествице».

Примечательно, что с миролюбием связана у Вишенского и утрата памяти смертной, ибо дьявол «ослепил миролюбием» жителей земли польской.

Доходим до места с развёрнутым описанием болезни «латинской» церкви. Приведём отрывок полностью.

«От главы и до ног острупЪли есте! От началник, от священик и до простих онечистЪли есте! ОсмраднЪли есте гноем миролюбия! Образ божий огноили есте! НЪст мЪста цЪлого от грЪховного недуга — все струп, все рана, все пухлина, все гнилство, все огонь пекелный, все болЪзнь, все грЪх,все неправда, все лукавство, все хитрост, все коварство, все кознь, все лжа, все мечтание, все сЪнь, все пара, все дым, все суета, все тщета, все привидЪние — сущее ж нЪст ничтоже. НЪст где плястра приложити на исцЪление нЪкоея части» [4].

Таким образом Вишенский приходит к выводу, что представители католичества представляют такой запущенный случай болезни, когда на теле не осталось здорового места.

Поскольку болезнь есть нарушение здоровья тела, то уместно будет и обратить внимание на то, что же Иоанн Вишенский называет телом. Согласно учению апостола Павла, церковь - это тело Христово, а Глава его - сам Иисус Христос «И вы - тело Христово, а порознь - члены» [5; 1Кор.12:27]. И в этом сакральном образе заключено и «понятие о единственности церкви (ведь Христос не может иметь нескольких тел, так и тело не может иметь несколько глав) святости церкви, её безусловной чистоте» [6]. И все же Вишенский говорит особо о теле католической церкви как о теле насквозь гнилом и больном, и особо о теле православной церкви, как теле здоровом. «Чему ж вы на тЪло церковное хулите, яко око гнилое, гноем миролюбия засмердЪлое, с посродку себЪ тЪла здорового измЪтуют...» [4].

Как это утверждение соотносится с учением апостола Павла о единственности церкви как о едином теле Христовом? Если восточная церковь в понимании автора посланий есть здоровое тело Христово, то католическая

церковь тоже символизирует тело (Вишенский упорно это подчеркивает), но чьё? Ответ на этот вопрос находим в последней главе «Книжки», где афонский монах обращается к «бискупам-униатам», которые откололись от православных патриархов и стали членами тела антихристова: «.. .яко от члонков Христовых патриархов, отторгшихся до головы антихристовы, папы, (курсив мой - Ю.В.) прибЪгли есте и тому поклонили есте ся, и тому послужити изволкли есте, и того части и жребия нынЪ и в будущем вЪцЪ участниками быти попрагнули есте» [4]. Итак, Вишенский недвусмысленно даёт понять, что церковь-тело Христова единственна, это православная церковь, и церковь-тело антихристова -католическая церковь, и глава её папа-антихрист. Причём определение церкви католической как «антихристовой» встречается в тексте не единожды.

Объяснение столь смелого утверждения стоит искать не только в историческом противостоянии двух христианских церквей, когда главы и той и другой церкви неоднократно анафемствовали друг друга, но и в особом статусе Афона в православном мире, к насельникам одного из монастырей которого принадлежал Иоанн Вишенский. Афонские монастыри славились всегда крайней ортодоксальностью в своих взглядах, однако и всегда были авторитетнейшими представителями православной мысли. Уверенности полемисту придавало и благословение Александрийского патриарха Мелетия I на полемику с униатами. Украинский исследователь Григорий Грабович считает, что афонский старец в гневном обличении современников сознательно копирует стиль апостола Павла «представляе себе новим мшонером у краГ, що наново став поганським» [5].

Вывод Вишенского о сущности католичества сделан после многочисленных описаний грехов-болезней как на «теле» католической церкви, духовенства и паствы, так и в душах нерадивых православных мирян. Такие виды грехов-болезней как слепота, глухота, немота, отравление, гниение предстают в подробных экспрессивных образах, что не может оставить читателя

равнодушным, и по-видимому призваны стать одним из своеобразных аргументов полемики с католиками и сторонниками унии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Лескинен М.В. Этноконфессиональная проблематика в творчестве Иоанна Вишенского [Электронный ресурс]

http://www.Ыstmsu.ru/Labs/UkxBelЛesk.htm(дата обращения 20.06.2020) Лейгода. В. Грех - болезнь или преступление [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/grex-bolezn-ili-prestuplenie (дата обращения 31.05.2020) Евангелие. - М, «Сибирская благозвонница», 2018

1ван Вишенський. Книжка [Электронный ресурс]

htpp://litopys.org.ua/old14_16/old14_19.htm (дата обращения 03.01.2020) Апостола Павла 1 -е послание к коринфянам// Библия [Электронный ресурс] Ы^://а2Ьука.га/ЫЬНа/?1Сог.12:27 (дата обращения 31.05.2020) Митрополит Иларион (Алфеев). Единство церкви. Тело Христово// Православие том 1 [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-1/9_1

Грабович Г. Авторство й авторитет у 1вана Вишенського: дiалектика вщсутностг [Электронный ресурс] http://litopys.org.ua/hrabo/hr11.htm (дата обращения 20.06.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.