Научная статья на тему 'Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство'

Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1282
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО / ГРЕХ / СПАСЕНИЕ ДУШИ / ПОКАЯНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ISLAM / CHRISTIANITY / SIN / SOUL SALVATION / REPENTANCE / RELIGIOUS ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поломошнов Андрей Фёдорович

В статье проведен сравнительный анализ концепций греха и спасения в христианской и мусульманской антропологии. Рассматриваются различие и сходство интерпретаций природы и причин греха, его состава и видов, а также пути спасения. Природа греха в христианстве определяется тем, что человек изначально, по факту сотворения не грешен, но потенциально в нем содержится грех. В исламской антропологии грех не является экзистенциальной потенцией, заключенной в природе человека по замыслу Бога. Здесь грех не экзистенциален, а феноменален. Спасение души в христианстве обусловлено тем, что здесь делается акцент на борьбу человека с самим собой, с искушением в своей душе, на духовное самосовершенствование. Путь праведной жизни в исламе состоит в том, чтобы следовать данным Аллахом и его пророками указаниям. Главное условие спасения исповедание истинной веры и принадлежность к мусульманской общине. Автор приходит к выводу, что, несмотря на существенные различия, христианская и мусульманская концепции греха и спасения являются разновидностями гуманистической религиозной антропологии. Их гуманистический потенциал заключен в признании свободы воли человека, в необходимости нравственного самосовершенствования личности и активной борьбы со злом, в утверждении самой необходимости веры в высшие гуманистические идеалы, подкрепленные абсолютным авторитетом религиозной веры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a comparative analysis of the concepts of sin and salvation in Christian and Muslim anthropology. It discusses the difference and similarity of interpretations of the nature and causes of sin, its composition, types of sin, and ways of salvation.The nature of sin in Christianity is determined by the fact that man was created sinnless, but potentially contained sin in himself. In Islamic anthropology, sin is not an existential potency inherent in the nature of man according to God's plan. Here sin is not existential, but phenomenal. The salvation of the soul in Christianity is due to the fact that it focuses on the struggle of man with himself, with the temptation to sin in his soul, in an effort at spiritual self-improvement. The path of righteous living in Islam is to follow the instructions given by Allah and his prophets. The main condition for salvation is confession of the true faith and belonging to the Muslim community. The author comes to the conclusion that despite significant differences, the Christian and Muslim concepts of sin and salvation are varieties of humanistic religious anthropology. Their humanistic potential lies in the recognition of human free will, in the need for moral self-improvement of the individual and active struggle against evil, in stating the very need for faith in higher humanistic ideals, supported by the absolute authority of religious faith.

Текст научной работы на тему «Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство»

Ответственный за рубрику: Курбанов М.Г. © Исламоведение. 2018. Т. 9, № 4 (38)

АНТРОПОЛОГИЯ ИСЛАМА

ANTHROPOLOGY OF ISLAM Person in charge of the section: Kurbanov M.H. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2018. Vol. 9, № 4 (38)_

DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-4-111-119

УДК 297.1

Содержание статьи

Информация о статье

А. Ф. Поломошнов1 Введение

Христианская концепция греха и спасения

Исламская концепция греха и

спасения

Заключение

Поступила в редакцию: 13.06.2018. Передана на рецензию: 17.06.2018. Получена рецензия: 25.08.2018. Принята в номер: 10.10.2018.

Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство

Донской государственный аграрный университет; paf1@mail.ru

В статье проведен сравнительный анализ концепций греха и спасения в христианской и мусульманской антропологии. Рассматриваются различие и сходство интерпретаций природы и причин греха, его состава и видов, а также пути спасения. Природа греха в христианстве определяется тем, что человек изначально, по факту сотворения не грешен, но потенциально в нем содержится грех. В исламской антропологии грех не является экзистенциальной потенцией, заключенной в природе человека по замыслу Бога. Здесь грех не экзистенциален, а феноменален. Спасение души в христианстве обусловлено тем, что здесь делается акцент на борьбу человека с самим собой, с искушением в своей душе, на духовное самосовершенствование. Путь праведной жизни в исламе состоит в том, чтобы следовать данным Аллахом и его пророками указаниям. Главное условие спасения - исповедание истинной веры и принадлежность к мусульманской общине.

Автор приходит к выводу, что, несмотря на существенные различия, христианская и мусульманская концепции греха и спасения являются разновидностями гуманистической религиозной антропологии. Их гуманистический потенциал заключен в признании свободы воли человека, в необходимости нравственного самосовершенствования личности и активной борьбы со злом, в утверждении самой необходимости веры в высшие гуманистические идеалы, подкрепленные абсолютным авторитетом религиозной веры.

Ключевые слова: ислам, христианство, грех, спасение души, покаяние, религиозная антропология.

DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-4-111-119

UDC 297.1 intent of the article Information about the article

A.F. Polomoshnov2 Introduction. Received: 13.06.2018.

1 Андрей Фёдорович Поломошнов - зав. кафедрой философии и истории Отечества, д. филос. н., профессор, Донской государственный аграрный университет. orcid.org/0000-0001-6312-9440.

2 Andrey Fyodorovich Polomoshnov - head of the Department of Philosophy and History of the Fatherland, Dr. Sc. (Philosophy), professor, Don State Agrarian University; orcid.org/ 00000001-6312-9440.

The Christian concept of sin and salvation.

Islamic concept of sin and salvation.

Submitted for review: 17.06.2018. Review received: 25.08.2018. Accepted for publication: 10.10.2018.

Conclusion.

Sin and Salvation in Religious Anthropology: Islam and Christianity

Don State Agrarian University; paf1@mail.ru

The article provides a comparative analysis of the concepts of sin and salvation in Christian and Muslim anthropology. It discusses the difference and similarity of interpretations of the nature and causes of sin, its composition, types of sin, and ways of salvation. The nature of sin in Christianity is determined by the fact that man was created sinnless, but potentially contained sin in himself. In Islamic anthropology, sin is not an existential potency inherent in the nature of man according to God's plan. Here sin is not existential, but phenomenal. The salvation of the soul in Christianity is due to the fact that it focuses on the struggle of man with himself, with the temptation to sin in his soul, in an effort at spiritual self-improvement. The path of righteous living in Islam is to follow the instructions given by Allah and his prophets. The main condition for salvation is confession of the true faith and belonging to the Muslim community.

The author comes to the conclusion that despite significant differences, the Christian and Muslim concepts of sin and salvation are varieties of humanistic religious anthropology. Their humanistic potential lies in the recognition of human free will, in the need for moral self-improvement of the individual and active struggle against evil, in stating the very need for faith in higher humanistic ideals, supported by the absolute authority of religious faith.

Keywords: Islam, Christianity, sin, soul salvation, repentance, religious anthropology.

Введение

В религиозной антропологии проблема греха и спасения души занимает одно из центральных мест. В каждой конкретной религиозной системе тема греха имеет свою социокультурную специфику. Компаративистский анализ этой темы в исламе и христианстве направлен не только на выявление различий, но и на уточнение социокультурного контекста интерпретации греха и спасения в этих мировых религиях.

Сравнительный анализ интерпретации этой проблемы в исламе и христианстве представляет интерес в контексте выявления не только их сходства и различий, но и гуманистического потенциала религиозной антропологии. Ведь проблема духовного совершенствования личности, нравственного прогресса человечества является одной из ключевых проблем любой исторической эпохи, в т. ч. и нашего времени.

В нашей работе мы попытаемся сделать акцент на диалектическом переходе принципиальных различий исламской и христианской концепций греха и спасения в свою противоположность и тем самым найти некий их синтез. Предпосылкой такого синтеза является частичное совпадение священных текстов этих мировых религий, поскольку в исламе признается священной значительная часть Ветхого Завета.

Проблема греха и спасения в религиозной антропологии является неизбежным спутником и продолжением проблемы свободы и нравственности. Грех - это специфическая религиозная категория, характеризующая нарушение божественных заповедей, которое закрывает верующему путь к спасению души и обрекает душу грешника на вечные муки в посмертной жизни и на вечную погибель. Это некое религиозное преступление. Таким образом, спасение - это также одна из ключевых категорий религиозной антропологии, тесно связанная с категорией греха. Эта категория характеризует избавление человека от греха и его последствий - смерти и пребывания в аду.

Три главных вопроса составляют парадигму темы греха в религиозной мысли: 1. Что есть грех, какова его природа? 2. Почему человек грешит? 3. Как можно спасти душу?

Исследуя первый вопрос, необходимо определить онтологический статус греха: является ли он частью экзистенциальной природы человека или же следствием несовершенства индивидуальной личности, то есть объективен ли он или субъективен, запрограммирован ли он Богом, или он есть случайное отклонение от божественного замысла и порядка? Далее, важным моментом природы греха является вопрос о его «юридическом составе». В юридическом определении состава преступления признается четыре элемента: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Объективная сторона характеризует собственно преступные действия, а субъективная - цели и мотивы (замысел и умысел) преступных действий.

Если по аналогии с юридическим определением разобрать состав греха, то его объектом являются установленные Богом нормы, а субъектом - сам грешник. Объективная сторона греха состоит в осуществлении грешных деяний, а субъективная - в наличии осознанной вины грешника. Вина заключается в том, что грешник ясно осознает «преступность» своих действий, предвидит их последствия и желает их. Подобно тому, как при квалификации юридических преступлений важна не только вина, но и мотив преступления, так же и при квалификации греха важна его мотивация, то есть субъективные побудительные движущие силы грешного деяния.

Наконец, рассуждая о сущности греха, нельзя обойти вопрос о классификации видов грехов: грехи телесные и грехи духовные, главный грех, крупные и мелкие грехи, простительные и непростительные грехи.

Изучая вопрос, почему грешит человек, необходимо выяснить, каковы причины и мотивация греха. Анализируя вопрос, возможно ли спасение души грешника, акцент делается на том, каким образом оно достигается.

Христианская концепция греха и спасения

Природа греха в христианстве определяется тем, что человек изначально, по факту сотворения не грешен, но потенциально в нем содержится грех. Потенция греха заключена во всех божественных дарах: в теле, в духе, в свободе воли. Но главное - это третье. Уточним, что изначально, по воле Творца ни одна из частей человеческой личности не греховна, в том числе и тело как носитель души. «Тело со своими физиологическими потребностями, по большому счету, нейтрально по отношению к добру и злу. «Грех» тела заключается только в том, что оно менее совершенное начало по сравнению с разумом, но оно такая же сотворенная Богом «вещь», как и все другие «вещи» в мире» [9].

Так же и душа человека, наделенная дарами разума и свободы воли, не является греховной изначально и по своей сути. Человеку предоставлен выбор между грехом и праведностью. Но, таким образом, возможность греха заложена Богом в самой экзистенциальной сущности человека. Необходимо уточнить, что грех как экзистенциальная возможность выбора был актуален только для первых людей - Адама и Евы. После их грехопадения главный грех - первородный - лежит на всех людях по факту рождения. Таким образом, получается, что в христианстве человек экзистенциально грешен.

Ключевую роль при определении состава греха в христианстве играет трактовка соотношения мотивов, вины и деяний. В отличие от юридического понятия состава преступления, в христианстве для состава греха достаточно наличия одной субъективной стороны: греховной мотивации и греховного умысла.

Именно такой состав греха устанавливает сам Иисус Христос в известной Нагорной проповеди, рассуждая о грехе прелюбодеяния.

Христианская теология в качестве главного греха, естественно, рассматривает первородный грех, совершенный прародителями человечества, но лежащий на всех людях - их потомках. Грехами принципиально иного рода являются личные грехи, совершаемые индивидуально каждым человеком в процессе его земной жизни. И при классификации личных грехов христианская теология разделяет главные (смертные) грехи и мелкие грехи. Смертный грех влечет за собой утрату возможности спасения души в случае отсутствия покаяния.

В различных христианских конфессиях предпринимаются попытки составить краткие списки основных наиболее тяжких грехов. Согласно списку, составленному римским папой Григорием I еще в VI веке, главными, т. е. наиболее тяжкими личными грехами являются: 1) гордыня, 2) зависть, 3) гнев, 4) уныние, 5) алчность, 6) чревоугодие, 7) похоть, блуд. В православии в XVIII веке Тихон Задонский составил несколько иной список семи смертных грехов: 1) гордость, 2) лакомство, 3) блуд, 4) обжорство, 5) зависть, 6) гнев, 7) леность. Как видим, списки не полностью совпадают, но характерно, что главный грех в них обоих - гордыня, т. е. восстание против Бога на почве гипертрофированной самооценки человека.

Истоки греха в христианстве заложены в самой природе человека. Во-первых, в телесных желаниях и потребностях человека; во-вторых, в дарованных Богом человеку по природе свободе воли и свободе выбора и разуме. В них же, впрочем, и истоки спасения души. Уточним, что главные причины греховности человека не в самих его данных Богом качествах, а в их несовершенстве. Другими словами, причины греха - сочетание несовершенства человеческой природы с экзистенциальными потенциями греха, заключенными в его природе.

Грех по своему происхождению является результатом искушений. Искушения могут быть внешними, исходящими от жизненных обстоятельств, либо от Сатаны как экзистенциального антипода Бога, а также внутренними, исходящими из собственного разума и свободы воли человека. Истоки греха определяют характер его мотивации. Можно говорить о двух видах мотивации греха в христианстве: 1) мотивация от слабости (нежелание и неспособность противостоять искушениям) и 2) мотивация от гордыни (восстание против Бога в результате неумеренно завышенной самооценки). Грех - поражение потенций совершенства в борьбе с потенциями греха.

Поскольку греховность человека в христианстве носит экзистенциальный, фундаментальный характер, постольку для каждого конкретного верующего становится почти нереальной возможность абсолютно безгрешной, праведной жизни. А отсюда следует необходимость экзистенциального обоснования пути спасения.

Христианский путь спасения является многоступенчатым. Очертим его основные вехи: первородный грех - искупление Христово - персональные грехи -персональное искупление (наказание - покаяние - божественное прощение) -спасение души (райская жизнь до Страшного Суда, т. е. спасение предварительное) - Страшный Суд - окончательное спасение после Страшного Суда. Этот путь драматичен и противоречив, а также весьма сложен. Ключевую роль на этом пути играют два фактора: 1 ) подвиг искупления первородного греха Ииусом Христом, снимающий со всех потомков первых людей первородный грех (однако при условии их крещения и праведной, христианской веры) и 2) личное покаяние, снимающее персональные грехи.

Исламская концепция греха и спасения

В исламской антропологии грех не является экзистенциальной потенцией, заключенной в природе человека по замыслу Бога. Здесь грех не экзистенциален, а феноменален. «Согласно Корану, грех имеет нравственную, но отнюдь не онтологическую природу. Добро и зло, как уже отмечалось, вообще не присущи природе людей» [4].

В исламе в природе человека предзадана его миссия - быть наместником Аллаха на земле. «Статус человека в антропологии ислама - наместник Бога. Его задача - устроение дел в тварном мире в соответствии с Божественной волей и со своими нуждами. Критерием выполнения основной задачи является совесть каждого конкретного человека. Человек наделен властью на земле, поэтому он несёт всю полноту ответственности за свои поступки» [1, с. 11].

Однако ислам, как и христианство, признает несовершенство человека и возможность вследствие этого несовершенства совершать грехи. «Как творение Божие, тем более творение избранное, наместник Бога на земле, которому даже ангелы должны были поклониться, человек изначально не может быть плох. Но именно как творение, бесконечно далеко отстоящее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не сравнимое, человек неизбежно должен быть слаб и неустойчив» [2].

Следствием несовершенства, слабости человека является его потребность в помощи Аллаха, указывающего праведный путь. «Ибо человек, рожденный без греха (ислам, в отличие от христианства, отвергает наличие первородного греха у человека), слаб и нуждается в покровительстве Бога. После изгнания из Эдема Бог не оставил человека без своей помощи: он указал ему правильный путь, ведущий к счастливой и бессмертной жизни» [6, с. 562]. Таким образом, природа греха в исламе определяется тем, что он есть уклонение человека с праведного пути, предначертанного Аллахом, обусловленное несовершенством, слабостью человека. «Сущность добра для человека - в послушании божественному закону, неповиновение божественному закону неминуемо ведет к греху» [2].

В отличие от христианства, исламская антропология более мягко интерпретирует состав греха, в который включает не только субъективную сторону (мотивы и вину), но и объективную сторону, т. е. совершение грешного деяния. Причем акцент делается именно на объективной стороне греха. Не случайно поэтому и классификация грехов в исламе строится по другим принципам, чем в христианстве. В списках христианских грехов перечисляются не конкретные поступки, а качества личности. В исламе же акцент делается именно на конкретных деяниях.

Поскольку грех в исламе не экзистенциален, а феноменален по своей природе, человек свободен не только от родовой потенции греха, но и от некоего тотального первородного греха, лежащего на всех людях. «По-разному интерпретируется в исламе и христианстве природа греха. В христианстве человечество обременено первородным грехом, который не может быть искуплен без искупительной жертвы Иисуса Христа. В исламе же грех определяется как неповиновение божественному закону, уклонение от веры в Аллаха и исполнения его предписаний» [5, с. 84].

В исламе признаются только личные грехи, которые квалифицируются по степени тяжести. Главный грех - неверие в ислам (куфр) или ложная вера, поскольку именно она отвращает человека от праведного пути, предначертанного Аллахом, т. е. от предустановленной Аллахом для человека миссии. Что касается разделения грехов на тяжкие и мелкие, то в исламской теологии эта тема не имеет однозначной интерпретации. Единственное, в чем согласны мусульманские теологии, - это критерий классификации грехов: степень неповиновения воле

Аллаха. Существуют различные перечни тяжких грехов в исламе, насчитывающие от 12 до 150 и более грехов [3].

Помимо разделения больших и малых грехов ислам делит их на три основные группы по источнику греха: грехи разума (грехи неверия), грехи тела и нравственные грехи (порочные качества личности). Грехи тела подробно подразделяются по его органам: грехи глаз, грехи ушей, грехи языка, грехи рук, ног, живота, половых органов. К основным нравственным грехам относятся: высокомерие, гордыня, тщеславие (самолюбие), лицемерие, зависть, алчность, хитрость (коварство, предательство).

В отличие от христианства, в исламе все грехи - и большие, и малые, за исключением греха неверия - не закрывают грешнику путь спасения души, хотя, естественно, наказание за грехи пропорционально силе их тяжести. «Согласно большинству суннитских богословов мусульманин, даже совершив большой грех, остается правоверным, а в будущей жизни его ждет только временное наказание. Единственный грех, которому нет прощения, - грех отступничества от веры в единого Бога, а следовательно, и от мусульманской общины» [2].

В исламе отрицается заключенная в самой природе человека экзистенциальная природа греха. «То место, которое занимает в христианской культуре тезис о греховной природе человека и о необходимости эту начальную и злую природу преодолеть, занято в культуре ислама тезисом о добровольно принятой человеком ответственности за свои поступки» [7, с. 67]. Здесь наиболее актуальным становится вопрос о том, почему же люди грешат, уклоняясь от установленного Аллахом праведного порядка? Этот вопрос тесно связан с вопросом о свободе воли и свободе выбора человека в исламе. Ислам признает свободу выбора человека, хотя и ограниченную предвидением или промыслом Аллаха. «Предопределение не является причиной действий человека: человек свободен в своих действиях и поступках, а предопределение Всевышнего основано на его всезнании... Бог предвидит, знает потенциальные свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться» [4].

Тем не менее, даже ограниченная возможность свободы выбора предполагает необходимость нравственных усилий человека для того, чтобы следовать праведному пути. «Человек по природе добр, но слаб... Для того чтобы быть добрым, человеку необходима перманентная мобилизация всех своих сил. Таким образом, свобода человека заключается в том, чтобы следовать одной из сторон своей двойственной природы - и за этот свой свободный выбор человек несёт всю полноту ответственности» [1, с. 11-12].

Истоки греха в исламе состоят, как и в христианстве, в сочетании свободы выбора и слабости, несовершенства человека. Правда, выбор здесь носит иной характер, чем в христианстве. Это не выбор между добром и злом внутри своей души, а выбор между покорностью добру или покорностью злу во внешнем поведении человека. Это вопрос силы души, способной преодолевать искушения Шайтана, а также искушения собственного тела и духа. Кроме того, если из-за слабости человека безгрешная жизнь для него невозможна, верующему мусульманину доступен выбор между большим и малым злом.

Тема спасения души или искупления греха в исламе достаточно далека от христианского драматизма. «Душа человека не оказывается в исламе ареной мировой битвы добра и зла; это не та область, где в каждом конкретном и отдельном случае решается не только личная участь человека, но и метафизические судьбы мира... Здесь человек не живет в ежемгновенной готовности дать отпор искушению, которое, приходя из-за пределов мира, в котором он живет, вместе с тем находит первейшее основание внутри него самого, в его «плотской» природе»

[7, с. 62].

Главной гарантией спасения души является помощь Аллаха, одним из важнейших атрибутов которого является именно милосердие. Аллах реализует свое посредничество людям в спасении через периодически посылаемых пророков, главным и последним из которых был Мухаммед. «Бог по Своему милосердию периодически посылал людям Своего пророка или посланника с тем, чтобы они напоминали людям, что они должны делать для своего спасения» [2].

Путь праведной жизни в исламе гораздо проще, чем в христианстве. Нужно просто следовать данным Аллахом и его пророками указаниям и подсказкам. «Приятие божественного руководства, данного в пророках и писаниях, уже достаточное основание для восстановления изначальной праведности и обретения спасения» [2]. Главное условие спасения - исповедание истинной веры и принадлежность к мусульманской общине. «Таким образом, уже сама принадлежность, верность мусульманской общине есть залог спасения человека» [2]. Соблюдение пяти столпов веры ислама почти гарантируют спасение души правоверного мусульманина. Все мелкие грехи прощаются Аллахом в результате намаза.

Немного иначе дело обстоит с большими грехами. Здесь необходима тауба -покаянная молитва Аллаху о прощении грехов. В отличие от христианства, покаяние - это лишь личное обращение грешника к Аллаху в надежде на Его милость и прощение, но без гарантии прощения. Никакого посредничества священника здесь не требуется, как и не происходит акта или таинства снятия грехов, или божественного прощения. Тем не менее, у мусульманина, даже совершившего большие грехи, есть высокая вероятность получить прощение Аллаха в результате искреннего покаяния. «Человеку, согласно исламу, подвластно менять план Творца следующими действиями: молитвами, правильными выборами (которые резонируют с нормами морали и этики), покаянием и неустанной работой над собой» [4].

Очертим путь спасения в исламе: воля Аллаха - следование воле Аллаха (праведный путь) - эпизодическое отклонение от воли Аллаха (но и оно запрограммировано Аллахом) - покаяние (тауба) - спасение. Главное условие спасения - соблюдение столпов веры и истинная вера. Это длинный путь спасения. Есть и короткий путь - гибель в войне за веру, в результате чего мусульманин сразу попадает в рай.

Заключение

Подводя итоги сравнительного анализа христианской и исламской концепций греха и спасения, можно сделать следующие выводы.

1 . По своей природе грех в христианстве экзистенциален, а в исламе феноменален. Но так как в обоих случаях грех есть личное отношение Бога и человека, то его черты переходят друг в друга. Экзистенциальный грех переходит в феноменальный и наоборот. Общая природа греха и в исламе, и в христианстве -восстание против воли Бога.

2. В исламе праведная жизнь - покорное движение по заданной траектории. Траектория уже проложена - столпы веры и запрограммированная Аллахом судьба. Грех здесь - «сбой программы», случайный зигзаг на праведном пути. Но для его преодоления не нужно посредничество священника, не нужен обряд покаяния, божественное прощение. Нужно лишь осознать ошибку, раскаяться в ней и вернуться на праведный путь. В исламе делается акцент на борьбу с внешним миром. Путь спасения в том, чтобы следовать воле Аллаха, воплощать Его волю в своем поведении, исправлять отклонения и нарушения Его воли в своем поведении и поведении других людей, а не пассивно плыть по течению. В исламе путь к спасению - бег по прямой с относительно простыми препятствиями.

Сложность спасения в христианстве обусловлена тем, что здесь делается акцент на борьбу человека с самим собой, с искушением в своей душе, на духовное самосовершенствование. Это и есть линия спасения - следовать промыслу Божьему о человеке. В христианстве праведная жизнь - борьба со своей природой, постоянный выбор, преодоление искушений. Причем для искупления грехов нужна помощь Бога или священников как Его посредников (обряд покаяния). Здесь линия праведной жизни не очерчена, а лишь заданы правила ее выстраивания. В христианстве это что-то вроде квеста или пути ниндзя с непредсказуемыми, неожиданными и постоянными препятствиями.

3 . Несмотря на существенные различия, христианская и мусульманская концепции греха и спасения имеют и принципиальное сходство, будучи разновидностями гуманистической религиозной антропологии. Их гуманистический потенциал заключен в признании свободы воли человека, в необходимости нравственного самосовершенствования личности и активной борьбы со злом, в утверждении самой необходимости веры в высшие гуманистические идеалы, подкрепленные абсолютным авторитетом религиозной веры.

Литература

1. BoлoбуeвA.B. Концепт человека в антропологии ислама: автореф. дис. ... к. филос. н.: 09.00.13. - М., 2012. - 26 с.

2. Журавский A.B. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://missi on-center.com/islams/zhur.htm.

3. Meхмeд Захид KomKy. Большие грехи: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salam-alejkum.narod.ru/answers bigsins.html .

4. НuзаeвM.A. Понятие «свобода воли» в христианстве и исламе: автореф. дис. ... к. филос. н.: 09.00.13. - М., 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/religio-vedenie/ponjatie-svoboda-voli-v-hristianstve-i-islame.html.

5. Пoлoмoшнoв n.A. Проблема личности в исламе // Исламоведение. - 2015. -№ 4. - С. 78-88.

6. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. - 2014. - № 10. - С. 561-563.

7. Смиршв A.B. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль: ежегодник. - М.: Институт философии РАН, 2000. -С. 46-70.

8. Фараnoнoва M.A. Компаративистский анализ понимания личности в православии и исламе: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala /2014/19/philosophy/faraponova.pdf.

9. Царь^в И.И. Христианская антропология // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianskaya-antropologiya-1.

10. Якyпoв M. Свобода воли в Исламе: соотношение божественного и личностного: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/43973.

References

1. Volobuev A.V. Kontsept cheloveka v antropologii islama: avtoref. dis. . k. filos. n.: 09.00.13. [The Concept of man in the anthropology of Islam. Author's abstract Dissertation. Philosophy] Moscow, 2012. 26 p. (In Russian).

2. Zhuravskii A.V. Predstavleniya o cheloveke v Korane i v Novom Zavete [Conception of man in the Qur'an and the New Testament]. URL: http://mission-center.com/islams/zhur.htm. (In Russian).

3. Mekhmed Zakhid Kotku. Bol'shie grekhi [Big sins]. URL: http://www.salam-alejkum.narod.ru/answers_bigsins.html. (In Russian).

4. Nizaev M.A. Ponyatie «svoboda voli» v khristianstve i islame: avtoref. dis. ... k. filos. n.: 09.00.13. [The Concept of "free will" in Christianity and Islam. Author's abstract Dissertation. Philosophy] Moscow, 2009. URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/ponjatie-svoboda-voli-v-hristianstve-i-islame.html. (In Russian).

5. Polomoshnov P.A. Problema lichnosti v islame [The Problem of identity in Islam] Islamovedenie [Islamic studies]. 2015, no. 4. P. 78-88. (In Russian).

6. Rakhmatullin R.Yu. Koranicheskaya antropologiya [Quran anthropology] Molodoi uchenyi [Young researcher]. 2014, no. 10. P. 561-563. (In Russian).

7. Smirnov A.V. Nravstvennaya priroda cheloveka: arabo-musul'manskaya traditsiya [The moral nature of man: Arab-Muslim tradition] Eticheskaya mysl': ezhegodnik [Ethical thought: Yearbook]. Moscow. Institut filosofii RAN, 2000. P. 4670. (In Russian).

8. Faraponova M.A. Komparativistskii analizponimaniya lichnosti vpravosla-vii i islame [Comparative analysis of understanding of the individual in Christianity and Islam]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala /2014/19/philosophy/faraponova.pdf. (In Russian).

9. Tsar'kov I.I. Khristianskaya antropologiya [Christian anthropology] Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University. V. N. Tatishcheva] 2015, no. 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianskaya-antropologiya-1. (In Russian).

10. Yakupov M. Svoboda voli v Islame: sootnoshenie bozhestvennogo i lichnostnogo [Free will in Islam: the ratio of the divine to the personal]. URL: http://islam.ru/content/obshestvo/43973. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.