Научная статья на тему 'Греческий вопрос в ООН в 1946-1947 гг'

Греческий вопрос в ООН в 1946-1947 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
986
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ГРЕЦИИ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / СССР / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / U. S. FOREIGN POLICY / UNITED NATIONS / SECURITY COUNCIL / GREEK CIVIL WAR / COLD WAR / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинин Александр Александрович

В статье рассматривается обсуждение греческого вопроса в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в 1946-1947 гг. Автор изучил позиции Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании в ООН по греческому вопросу. Рассматривается обсуждение «советской жалобы» в феврале 1946 г., «украинской жалобы» в сентябре и «греческой жалобы» в декабре. Дипломатическое противостояние СССР и США по греческому вопросу стало одним из симптомов зарождения холодной войны. Особое внимание уделено изучению деятельности Комиссии по расследованию пограничных инцидентов в Греции. Источниковую базу статьи составили официальные публикации документов Организации Объединённых Наций, дипломатические документы США, Великобритании и СССР. Использованы материалы Архива внешней политики РФ. Огромный массив ценной для историка информации имеется на официальном сайте ООН (http://www.un.org/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Greek Question at the United Nations, 1946-1947

The article deals with discussion on the Greek question at the United Nations Security Council in 1946-1947. The author examines the positions of the Soviet Union, the United States and Great Britain on the Greek question at the UN. The author considered discussions on the «Soviet complaint» in February 1946, the «Ukrainian complaint» in September and the «Greek complaint» in December. Diplomatic confrontation between the USSR and the USA on the Greek question has become one of the symptoms of the origins of the Cold War. Special attention is paid to activities of the United Nations Commission for Investigation of Greek Frontier Incidents. Sources base of this article amounted to official publication of the United Nations documents, diplomatic documents of the USA, the UK and the USSR. Materials from the Foreign Policy Archive of the Russian Federation are used. A huge array of valuable information for the historian is available on the official website of the United Nations (http://www.un.org/).

Текст научной работы на тему «Греческий вопрос в ООН в 1946-1947 гг»

21. CVMA. F. 137. Sh. 05093. File 4. Sh. 5.

22. Ibid. Sh. 7799. File 5. Sh. 77.

23. Ibid. Sh. 05095. File 3. Sh. 12.

24. Karapetyan, G. N. Ocherednye zadachi medicinskih vuzov [Another task of medical schools] // Sov. zdra-voohranenie - Sov. Health. 1942, No. 7, Pp. 20-22.

25. CVMA. F. 137. Sh. 017838. File 4. Sh. 48.

УДК 94(4)"1946/1947"

А. А. Калинин

Греческий вопрос в ООН в 1946-1947 гг.*

В статье рассматривается обсуждение греческого вопроса в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в 1946-1947 гг. Автор изучил позиции Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании в ООН по греческому вопросу. Рассматривается обсуждение «советской жалобы» в феврале 1946 г., «украинской жалобы» в сентябре и «греческой жалобы» в декабре. Дипломатическое противостояние СССР и США по греческому вопросу стало одним из симптомов зарождения холодной войны. Особое внимание уделено изучению деятельности Комиссии по расследованию пограничных инцидентов в Греции. Источниковую базу статьи составили официальные публикации документов Организации Объединённых Наций, дипломатические документы США, Великобритании и СССР. Использованы материалы Архива внешней политики РФ. Огромный массив ценной для историка информации имеется на официальном сайте ООН (http://www.un.org/).

The article deals with discussion on the Greek question at the United Nations Security Council in 1946-1947. The author examines the positions of the Soviet Union, the United States and Great Britain on the Greek question at the UN. The author considered discussions on the «Soviet complaint» in February 1946, the «Ukrainian complaint» in September and the «Greek complaint» in December. Diplomatic confrontation between the USSR and the USA on the Greek question has become one of the symptoms of the origins of the Cold War. Special attention is paid to activities of the United Nations Commission for Investigation of Greek Frontier Incidents. Sources base of this article amounted to official publication of the United Nations documents, diplomatic documents of the USA, the UK and the USSR. Materials from the Foreign Policy Archive of the Russian Federation are used. A huge array of valuable information for the historian is available on the official website of the United Nations (http://www.un.org/).

Ключевые слова: Организация Объединённых Наций, Совет Безопасности, гражданская война в Греции, холодная война, СССР, внешняя политика США.

Keywords: United Nations, Security Council, Greek Civil War, Cold War, USSR, U. S. foreign policy.

В январе 1946 г. начали свою работу Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Одним из первых вопросов, вынесенных на рассмотрение новой всемирной организации, стал греческий кризис. Органы ООН рассматривали эту проблему вплоть до первой половины 1950-х гг.

Процесс обсуждения греческого вопроса в ООН разбирается в работах С. Ксидиса, А. Начма-ни, Г. Говарда и других историков [1]. В отечественной историографии эту проблему затрагивала Ю. В. Запарий [2]. Большое значение для раскрытия темы имеет знакомство с общими трудами по истории Организации Объединенных Наций [3]. Вклад в становление ООН её первого Генерального секретаря норвежца Трюгве Ли, а также работа секретариата Организации освещается в книге Дж. Барроса [4]. Среди работ отечественных авторов особо следует выделить недавно опубликованную монографию И. В. Гайдука [5].

Греческий вопрос был впервые вынесен на рассмотрение ООН в январе 1946 г. по инициативе СССР. 21 января исполняющий обязанности главы делегации СССР в ООН А. А. Громыко направил письмо председателю недавно сформированного Совета Безопасности Н. Дж. О. Мейкину с

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственной работы «Проведение научно-исследовательских работ (фундаментальных научных исследований, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок)». Задание № 2014/330. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», НИР № 892 «Исследование взаимных представлений США и СССР в период холодной войны (1945-1960 гг.)», рук. В. Т. Юнгблюд.

© Калинин А. А., 2015

официальным протестом против присутствия британских войск в Греции [6]. В западной историографии среди причин, побудивших советское руководство выступить с таким демаршем, называют желание уравновесить шансы в борьбе с бывшими союзниками за влияние в других регионах [7]. 19 января Иран при поддержке Великобритании и США обратился в Совет с жалобой на присутствие советских войск в Северном Иране. Через 2 дня последовал ответ Москвы. Советское руководство восприняло иранскую жалобу как недружественный шаг западных держав, «выставление на показ» перед всем миром имеющихся разногласий, в то время как оно полагало, что в ООН будут рассматриваться лишь заранее согласованные вопросы [8].

Глава советской делегации в ООН А. Я. Вышинский не стеснялся в выражениях, обвиняя англичан в поддержке «белого террора», развязанного греческими фашистами. Британский министр иностранных дел Э. Бевин давал жесткий отпор этим заявлениям. При этом Москва явно надеялась сыграть на разногласиях Лондона и Вашингтона, так как последний прохладно относился к британским «колониальным» методам наведения порядка в Греции [9].

Позиция Москвы не нашла поддержки в Совете Безопасности: из 11 членов осуждали присутствие британских войск только Советский Союз и Польша. 6 февраля Совет согласился принять к сведению заявления, сделанные СССР, Великобританией и Грецией, а также мнения других стран по вопросу о пребывании британских войск в Греции и считать тему исчерпанной. Вопрос не ставился на голосование и был исключен из повестки дня [10]. Достигнутый компромисс оказался очень близок к предложению постоянного представителя США при ООН Э. Стеттиниуса, который обращал внимание на бесперспективность дальнейшего обсуждения вопроса [11]. Советский демарш имел скорее обратный эффект: жесткий тон советских «разоблачений» британской политики вызвал раздражение большинства делегаций в ООН, которые подозревали СССР в использовании этого вопроса для политического давления на англичан и пропаганды.

Греческий вопрос был вновь поставлен в ООН 24 августа 1946 г., когда министр иностранных дел Украинской ССР Д. З. Мануильский в телеграмме на имя Генерального секретаря Трюгве Ли заявил, что в результате политики греческого правительства на Балканах создалась ситуация, представляющая серьезную угрозу миру и безопасности в этой части Европы. В документе утверждалось, что на греко-албанской границе вооруженные группы с греческой стороны при попустительстве и поощрении властей провоцируют многочисленные инциденты, также говорилось о преследовании национальных меньшинств в Македонии, Фракии и Эпире. Отличием от январского обращения стал особый акцент на агрессивном характере афинского режима. Главной причиной напряженной ситуации на Балканах называлось присутствие британских войск и прямое вмешательство Лондона во внутренние дела Греции «на стороне агрессивных монархических элементов» [12]. Вероятнее всего, Москва вновь надеялась сыграть на разногласиях Вашингтона и Лондона по Греции, так как развитие событий там во многом не соответствовало принципам Декларации об освобожденной Европе. Если такой расчет был, то в какой-то мере он оправдался: между США и Великобританией действительно возникли разногласия по вопросу реакции на новую советскую инициативу. Лондон воспринял «украинскую жалобу» как часть советской политики давления на британские позиции в Средиземноморском регионе [13]. Глава британской дипломатии Э. Бевин обратил внимание Госсекретаря Дж. Бирнса, что Москва никогда не ставила этот вопрос по обычным дипломатическим каналам, расценив жалобу как «пропагандистский трюк». Англичане предложили блокировать обсуждение этого вопроса. Высказывались опасения, что рассмотрение жалобы может навредить репутации Совета Безопасности [14].

Временно исполняющий обязанности представителя США в ООН Х. Джонсон также скептически отнесся к «украинской жалобе». Однако Вашингтон принял решение не выступать против обсуждения жалобы, и 3 сентября Совет большинством голосов включил этот вопрос в повестку дня. Госдепартамент считал, что ООН является площадкой открытой дипломатии и каждый ее участник имеет право быть выслушанным [15].

«Украинская жалоба» обсуждалась на четырнадцати заседаниях Совета Безопасности с 30 августа до 20 сентября [16]. На 60-м заседании Мануильский обосновал жалобу реакционной политикой греческого правительства, которое использует террористические методы для борьбы со своими политическими противниками. По его логике, «крайние греческие монархисты» сначала подавили собственный народ, а теперь ведут подготовку к «агрессивным действиям против других народов». В свою очередь, греческий представитель В. Дендрамис на 61-м заседании сравнил украинские заявления с обвинениями волка в адрес ягненка из басни Эзопа о том, что тот мутит воду и не дает ему пить [17]. Постоянный представитель Великобритании А. Кадоган настаивал на заведомой абсурдности украинского обвинения, так как Греция в ее текущем положении не могла представлять никакой угрозы своим северным соседям [18]. В целом обсуждение шло по предсказуемому сценарию: «украинскую жалобу» энергично поддержал постоянный 40

представитель СССР при ООН А. А. Громыко, а также представитель Польши. Остальные члены Совета высказывались против украинских обвинений.

В Госдепартаменте полагали, что трения между Албанией и Грецией проистекают как из идеологических различий, так и из притязаний Афин на Северный Эпир. Джонсону было поручено отстаивать позицию, согласно которой присутствие британских войск не только не является «угрозой миру», а, наоборот, служит важным стабилизирующим фактором. В то же время многочисленные пограничные инциденты на границах Греции могли рассматриваться Совбезом [19]. Джонсон считал, что Москва стремится «сломать» Грецию, сделать ее более послушной. По его мнению, США следовало взять на себя инициативу создания комитета по изучению ситуации на границах Греции с ее северными соседями. Госдепартамент в целом согласился с идеей формирования такой подкомиссии. Таким образом, Соединенные Штаты, не отвергая с порога «украинскую жалобу», предложили сконцентрировать внимание на проблеме пограничных инцидентов, считая остальные вопросы малозначительными [20]. Такой поворот означал крушение советского замысла, который преследовал цель сосредоточить внимание мирового сообщества на внутренней ситуации в Греции, вновь использовать факт пребывания британских войск для продолжения дипломатического торга с западными державами, а также обеспечить пропагандистскую и дипломатическую поддержку левых греческих партий.

На 67-м заседании 16 сентября СССР внес проект резолюции, который всю ответственность за пограничные инциденты на греко-албанской границе возлагал на «греческие агрессивные монархические элементы», требующие аннексии части территории Албании. Также Афины обвинялись в преследовании национальных меньшинств и «разжигании национальной розни». Предлагалось обязать греческое правительство изменить внутреннюю политику [21]. На 69-м заседании 18 сентября американский представитель высказался против советской резолюции и подчеркнул, что пограничные инциденты заслуживают особого рассмотрения [22]. На 70-м заседании 20 сентября США внесли проект резолюции, который предусматривал учреждение комиссии из трех членов, назначенных Генеральным секретарем, для изучения фактов, относящихся к пограничным инцидентам вдоль границ Греции, с одной стороны, и Албании, Болгарии и Югославии - с другой [23].

Советский проект резолюции был отклонен 9 голосами (Австралия, Бразилия, Китай, Египет, Франция, Мексика, Нидерланды, Соединенное Королевство, США) против 2 (СССР и Польша). Представитель СССР вынужден был воспользоваться правом «вето», чтобы не допустить принятия американского проекта резолюции: «за» было подано 8 голосов, против - 2, австралийский представитель воздержался. В итоге греческий вопрос был снят с повестки дня Совета [24]. Таким образом, дипломатический поединок был в очередной раз проигран Москвой, которая выступила с явно «непроходной» резолюцией и оказалась в изоляции. Западные державы все настойчивее ставили «неудобный» для Советского Союза и его балканских союзников вопрос о вмешательстве в греческие дела со стороны Албании, Болгарии и Югославии. Обсуждение греческого вопроса продемонстрировало нарастающую враждебность в отношениях между недавними союзниками и поляризацию Совета Безопасности.

Дискуссии по греческому вопросу в Совете возобновилось в декабре 1946 г. 3 декабря Генеральному секретарю ООН было направлено письмо с жалобой греческих властей на северных соседей, которые, по утверждению Афин, оказывали помощь партизанскому движению в Греции, и предложением провести расследование ситуации на месте [25].

10 декабря «греческая жалоба» была внесена в повестку дня, и Совет Безопасности обсуждал ее на 6 заседаниях. В своем выступлении глава греческого правительства К. Цалдарис утверждал, что агрессивные действия Албании, Болгарии и Югославии против Греции являются частью плана, нацеленного на отторжение греческой части Македонии в пользу Югославии и установление народной республики по образцу ее северных соседей. Соединенные Штаты предложили проект резолюции о создании комиссии по расследованию обстановки на границах Греции с Албанией, Болгарией и Югославией. К удивлению западных делегаций, на этот раз советский представитель поддержал идею создания комиссии. 19 декабря Совет Безопасности единогласно принял резолюцию о создании Комиссии по расследованию пограничных инцидентов в Греции, в которую были включены по одному представители стран-членов Совета [26].

Среди исследователей нет единого мнения относительно мотивов Москвы, которая в сентябре отвергла проект создания небольшой подкомиссии, а в декабре согласилась с созданием полноценной комиссии по расследованию ситуации в Греции. Госсекретарь Дж. Бирнс считал согласие СССР во многом своей заслугой. Он вспоминал, что ему удалось убедить В. М. Молотова согласиться на отправку комиссии ООН в Грецию [27]. Высказывались предположения, что причина может заключаться в двойственности советской греческой политики, суть которой состояла в сочетании моральной поддержки левых сил в Греции с усилиями, направленными на избегание

41

конфронтации с западными державами. Согласие СССР могло служить косвенным доказательством, что у него нет каких-либо тайных намерений в отношении Греции [28]. Последовательный советский отказ одобрить создание комиссии мировым общественным мнением воспринимался бы как фактическое подтверждение греческих обвинений [29]. Участие СССР в Комиссии ООН обеспечивало возможность использования органов ООН для обнародования материалов, дискредитирующих афинские власти [30]. И. В. Гайдук справедливо заметил, что в Москве преобладал подход к греческой проблеме как предмету пропаганды, а не стратегическому вопросу [31]. Ю. В. Запарий предполагает, что СССР решил избрать более гибкую тактику: формально согласиться на создание комиссии, но противодействовать ее нормальной работе [32].

Можно предположить, что на фоне ухудшения отношений с Западом и завершения согласования мирных договоров на Нью-Йоркской сессии СМИД Москва решила продемонстрировать свою готовность сотрудничать с прежними союзниками. Вероятнее всего, соглашаясь на создание Комиссии, Советский Союз надеялся направить ее деятельность в выгодное для себя русло дискредитации «антинародного» режима в Афинах, а также на поиск доказательств британского вмешательства во внутренние дела Греции. Еще одной целью советского участия было недопущение обвинения Албании, Югославии и Болгарии в нарушении греческих границ и поддержке партизан.

Комиссия впервые собралась в Афинах 29 января 1947 г., затем до апреля проводила заседания в Салониках, Софии и Белграде. Из ее членов были сформированы: комитет экспертов, команды расследования, комитет по разработке проекта доклада для Совбеза. В основном наблюдатели занимались сбором доказательств и заслушиванием свидетельств, которые затем обсуждались на заседаниях [33]. Греческая комиссия провела 91 заседание (в Афинах, Салониках, Софии, Белграде, Женеве и Нью-Йорке), семь команд по расследованию работали в Греции, Болгарии, Югославии и Албании, были опрошены сотни свидетелей и изучены заявления частных лиц, вовлеченных правительств и неправительственных организаций. По окончании расследования Комиссия переехала в Женеву и приступила к составлению доклада, который был утвержден 23 мая [34].

Сразу после начала работы Комиссии обозначились серьезные разногласия между советским и польским представителями и остальными участниками. Первые настаивали на том, чтобы она оставалась работать в Афинах с целью наблюдения за деятельностью греческого «монархо-фашистского» правительства вместо того, чтобы переместиться ближе к северным границам Греции [35]. Советский представитель А. А. Лаврищев последовательно отвергал любые свидетельства о содействии греческим партизанам со стороны Югославии, Албании и Болгарии, обвиняя других членов комиссии в поддержке исключительно точки зрения официальных Афин [36]. СССР предлагал включить в доклад обвинения Греции в экспансионизме и провокационной политике по отношению к северным соседям, а также утверждения, что гражданскую войну спровоцировал «нынешний греческий режим» [37].

Москва также предприняла попытку поставить под контроль ООН американскую программу помощи Греции и Турции по доктрине Трумэна. На 123-м заседании Совета Безопасности 28 марта США проинформировали о принятой программе помощи двум странам. На 126-м заседании 7 апреля советский представитель А. А. Громыко заявил, что не может согласиться с утверждением, будто действия американцев находятся в согласии с принципами и целями ООН. В действительности, заявил Громыко, Вашингтон оказывает Греции не экономическую, а военную помощь. Такие действия США будут способствовать «дальнейшему разжиганию гражданской войны в стране» и станут орудием иностранного влияния на ее внутренние дела. СССР внес предложение создать специальную комиссию ООН для контроля помощи Греции. Советский проект резолюции о создании комиссии был отклонен большинством голосов («за» голосовали СССР и Польша, против - 4 голоса, 5 стран, в том числе США, воздержались) [38].

28 марта США поставили также вопрос о необходимости продолжать расследование ситуации вдоль северной границы Греции в период, когда члены Комиссии работают в Женеве над докладом. К тому же с наступлением весны ожидалась активизация партизанских действий. 7 апреля был внесен проект резолюции о создании Вспомогательной группы, состоящей из представителей всех членов Комиссии по расследованию. Резолюция была принята Советом («за» -9 голосов, воздержались СССР и Польша). Американцы считали важным то обстоятельство, что СССР и США при голосовании спорных резолюций воздерживались при голосовании [39]. Вспомогательная группа расположилась в Салониках. Албания, Болгария и Югославия отказались назначить туда своих представителей. 12 мая СССР поставил вопрос о полномочиях Вспомогательной группы, однако советский проект резолюции вновь был отклонен [40].

8 мая представитель США в Комиссии М. Этридж сообщил Госсекретарю Дж. Маршаллу некоторые результаты расследования. Большая часть партизан находилась в районах, прилегающих к северным границам Греции. Югославия, Албания и Болгария предоставляли им возмож-42

ность отступить на свою территорию, беженцы возвращались в Грецию с оружием для вступления в партизанские отряды. Этридж не снимал ответственность и с греческого правительства, обращая внимание, что примерно 20 000 человек вынуждены были бежать из Греции в Югославию, 5 000 - в Болгарию. Большая часть беженцев были славомакедонцами, подвергавшимися дискриминации [41].

Работа над докладом Комиссии по расследованию проходила в непростой обстановке. Госдепартамент считал недопустимым идти на компромисс с мнением меньшинства Комиссии («славянским блоком»), что предлагали французы. США последовательно отстаивали собственные трактовки ситуации в Греции и выгодные для себя рекомендации Комиссии. Так, Госдепартамент отверг французское предложение о проведении новых парламентских выборов в Греции для стабилизации ситуации в стране. Не была поддержана и рекомендация провести амнистию в связи с отсутствием единства по этому вопросу среди греческих политиков. Также Вашингтон не согласился с попытками рассматривать в докладе ответственность греческого правительства за пограничные инциденты наряду с ответственностью Албании, Болгарии и Югославии, настаивая, что главную ответственность несут северные соседи Греции. В Госдепартаменте считали, что есть лишь отдаленная связь между недемократической внутренней политикой греческих властей и нарушениями границ. Американским дипломатам предписывалось проводить мысль о том, что беспорядки на греческих границах в таких масштабах вряд ли возникли бы, если бы северные соседи не пытались распространить собственную тоталитарную систему на Грецию. Таким образом, Комиссия ООН должна была подтвердить, что Албания, Болгария и Югославия осуществляют агрессию против Греции. В то же время, по мнению американцев, сохранялась возможность урегулирования ситуации путем переговоров [42]. Вашингтон целью северных соседей Греции считал, во-первых, отделение Эгейской Македонии, во-вторых, утверждение у власти над оставшейся частью Греции коммунистического режима, который бы согласился на вступление страны в опекаемый Советским Союзом Балканский блок [43].

Новая фаза борьбы по греческому вопросу в Совете Безопасности началась 27 июня обсуждением доклада Комиссии по расследованию. Заседания Совета проходили в напряженной атмосфере. Представители СССР и Польши сделали диаметрально противоположные остальным членам комиссии выводы. Если 8 членов из 11 (французский представитель воздержался при голосовании) в целом подтвердили обвинения греческого правительства и пришли к заключению, что Югославия и, в меньшей степени, Албания и Болгария поддерживают партизанское движение в Греции, то советская делегация заявила, что эти обвинения подтверждены в основном лживыми показаниями свидетелей, «набранных из разных фашистских и уголовных элементов». В докладе Комиссии указывалось, что Югославия обучает на своей территории греческих партизан, вербует и отправляет их в Грецию, снабжает их оружием, припасами, лечит в своих госпиталях и, наконец, предоставляет им пути отхода под натиском греческих правительственных сил. Албания и Болгария также предоставляли убежище партизанам, снабжали их оружием. Эти страны подвергали греческих беженцев политической обработке и пропаганде с целью свержения афинского правительства. Также Болгария и Югославия поддерживали сепаратистское движение сла-вомакедонцев. По словам постоянного представителя США в ООН У. Остина, северные соседи Греции покушались на ее территориальную целостность «косвенными методами инфильтрации, запугивания и уловок». Член американской делегации в Комиссии Г. Говард отмечал, что советские представители всерьез пытались доказать, что все опрошенные в течение нескольких месяцев сотни свидетелей были «лжецами, ворами, убийцами и насильниками». Северные соседи Греции, заметил на одном из заседаний Совбеза Х. Джонсон, изображались СССР и Польшей как «невинные маленькие славяно-албанские братья, которым угрожает злой фашистский греческий волк».

Большинство членов Комиссии подготовили предложения по урегулированию ситуации: прекратить поддержку партизан, разрешать взаимные претензии по дипломатическим каналам или через органы ООН, заключить пограничные конвенции, а также создать орган Совета Безопасности для расследования нарушений границ. Если поддержка подрывных элементов будет продолжаться, то Совету предлагалось рассматривать ее как угрозу миру. На основе этого документа США сразу же внесли проект резолюции с рекомендацией учредить в Салониках на двухлетний срок Комиссию для контроля греческих границ. СССР представил собственный проект резолюции, который ответственность за пограничные инциденты возлагал на греческое правительство. В итоге Совет Безопасности оказался в патовой ситуации. Против американского проекта резолюции проголосовали СССР (имеющий право вето) и Польша (голосование состоялось на 170-м заседании 29 июля). Советский проект на 174-м заседании 4 августа поддержали только Москва и Варшава, все остальные члены Совета голосовали против. Попытки принятия компромиссных резолюций также провалились: не получили поддержки польский проект (сокращенная версия советского), близкие к американскому австралийский и колумбийский [44].

А. А. Громыко заявил, что Комиссия по расследованию и Вспомогательная группа исчерпали свои задачи. 19 августа на 188-м заседании СССР заблокировал новый проект американской резолюции, который предписывал Вспомогательной группе предоставить Совету Безопасности доклад о том, выполняют ли Албания, Болгария и Югославия рекомендацию о прекращении помощи греческим партизанам [4S].

Тем временем подоспела информация от Вспомогательной группы, которая свидетельствовала о том, что иностранная помощь греческим партизанам увеличилась. Бескомпромиссная советская позиция поставила под вопрос судьбу Вспомогательной группы. Пытаясь ее спасти, США 1S сентября на 202-м заседании внесли предложение, чтобы Совет Безопасности обратился к Генеральной Ассамблее с просьбой рассмотреть греческий вопрос, что позволило бы группе продолжить работу. Однако и на этот раз советский делегат наложил вето на резолюцию [46]. Советские попытки использовать Комиссию по расследованию в собственных интересах провалились, и теперь Громыко блокировал принятие любых не устраивающих СССР резолюций. Таким образом, Совет Безопасности оказался неспособен принять ни одного решения по греческому вопросу. После пяти советских вето Совету осталось лишь снять греческий вопрос с повестки дня и положить конец существованию Вспомогательной группы.

Американцы, твердо настроенные вовлечь ООН в разрешение греческого вопроса, решили передать его в Генеральную Ассамблею, где у СССР не было права вето. 20 августа представитель США попросил Генерального секретаря включить вопрос об «угрозе политической независимости и территориальной целостности Греции» в повестку дня 2-й Генеральной Ассамблеи ООН. На 202-м заседании Совет Безопасности исключил греческий вопрос из повестки дня и передал все документы по нему в распоряжение Генассамблеи [47]. 18 сентября Вспомогательная группа прекратила свое существование.

Таким образом, уже в самом начале холодной войны Организация Объединенных Наций стала ареной дипломатического противостояния двух сверхдержав. Обсуждение греческого вопроса в органах ООН в течение 1946 г. продемонстрировало всему миру серьезные разногласия Запада и Востока. Характер дискуссий по греческим проблемам в 1947 г. в Совете Безопасности свидетельствовал о втягивании ООН в холодную войну.

СССР и США предпринимали попытки использовать Организацию в качестве инструмента собственной внешней политики. Больше в этом преуспел Вашингтон, что объяснялось наличием проамериканского большинства в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Дебаты по греческому вопросу продемонстрировали дипломатическую изоляцию СССР и немногочисленных стран народной демократии. Американцы обладали устойчивым большинством при обсуждении практически любого значимого вопроса. Симптомом холодной войны в ООН стало выраженное биполярное видение греческого кризиса: в Организации боролись две диаметрально противоположные точки зрения на конфликт - американская и советская. Дискуссии все больше становились похожи на столкновение двух враждебных коалиций во главе с США и СССР. В то же время ООН являлась площадкой открытой дипломатии и в ней высказывались альтернативные точки зрения на события в Греции. Многоголосье мнений далеко не всегда укладывалось в прокрустово ложе двух главных трактовок событий, предлагаемых Москвой и Вашингтоном.

Примечания

1. Xydis S. G. Greece and the Great Powers 1944-1947. Prelude to the "Truman doctrine". Thessaloniki, 1963; Nachmani A. International Intervention in the Greek Civil War: the United Nations Special Committee on the Balkans, 1947-19S2. N. Y.; Westport [Conn.}; L., 1990; Howard H. N. United States Policy toward Greece in the United Nations, 1946-19S0 || Balkan Studies. Vol. 8, 1967. № 2. P. 263-296; Coufoudakis V. The United States, the United Nations, and the Greek Question, 1946-19S2 || Greece in the 1940s: A Nation in Crisis | ed. by J. O. Iatrides. Hanover; L., 1981. P. 27S-297.

2. Запарий Ю. В. Организация Объединенных Наций и «греческий вопрос» [1946-19S0 гг.} || Imagines mundi: альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв. № 6. Сер. Балканика. Вып. 1. Екатеринбург, 2008. С. 118-128.

3. Luard E. A History of the United Nations. Vol. 1: The Years of Western Domination, 194S-19SS. N. Y., 1982.

4. Barros J. Trygve Lie and the Cold War: The UN Secretary-General Pursues Peace, 1946-19S3. DeKalb [Illinois}, 1989.

5. Гайдук И. В. В лабиринтах холодной войны: СССР и США в ООН. 194S-196S гг. М., 2012.

6. Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Первый год. Первая серия. Дополнение № 1. Лондон, 1946. С. 38; документ S|PV.6. URL: http:||www.un.org|ru|documents| ods.asp?m=S|PV.6 ; Правда. 1946. 23 янв. С. S.

7. Alexander G. M. Prelude to the Truman Doctrine: British Policy in Greece, 1944-1947. Oxford, 1982. P. 71-173.

8. Запарий Ю. В. Указ. соч. С. 119.

9. Johnson E. Early Indications of a Freeze: Greece, Spain and the United Nations, 1946-47 // Cold War History. Vol. 6, № 1 (Feb. 2006). P. 47-48.

10. Совет Безопасности ООН. Резолюции 1946 года. Греческий вопрос. URL: http://www.un.org/rus-sian/documen/scresol/1946/res12.pdf; United Nations. Yearbook of the United Nations, 1946-1947. N. Y., 1947. P. 337-338; см. также: Luard E. Op. cit. P. 118-119.

11. Foreign Relation of the United States. Diplomatic Papers (далее - FRUS). 1946. Vol. 7. P. 111-112.

12. Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. Официальный отчет второй сессии. Дополнение № 2 (А/366). Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблее за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1947. С. 4; Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 351; Внешняя политика Советского Союза. 1946 г. Документы и материалы. М., 1952. С. 602; FRUS. 1946. Vol. 7. P. 194.

13. Documents on British Policy Overseas. Ser. I. Vol. VII. The United Nations: Iran, Cold War and World Organization, 1946-1947. L., 1995. P. 207-208.

14. Documents on British Policy Overseas. Ser. I. Vol. VII. P. 210-211.

15. Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 352; Johnson E. Op. cit. P. 48.

16. Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 352-360; Xydis S. G. Op. cit. P. 335-346, 349-355.

17. Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. Официальный отчет. Первый год. Вторая серия. № 8. Шестидесятое заседание - 4 сентября 1946 г. Нью-Йорк, 1947. С. 108-113; документ S/PV.60. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.60; документ S/PV.61. URL: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=S/PV.61.

18. Документ S/PV.69. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.69; Documents on British Policy Overseas. Ser. I. Vol. VII. P. 230-233.

19. FRUS. 1946. Vol. 7. P. 202-204.

20. FRUS. 1946. Vol. 7. P. 207-208, 214-215, 217-218.

21. Доклад Совета Безопасности ... за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 10-11; Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 357-358.

22. Документ S/PV.69. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.69.

23. Доклад Совета Безопасности. за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 11-13; Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 358-359.

24. Документ S/PV.70. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.70; Доклад Совета Безопасности. за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 13-15; Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 359-360.

25. Архив внешней политики РФ (АВП РФ). Ф. 84. Оп. 29а. П. 30а. Д. 4. Л. 22-26; Ф. 434. Оп. 2. П. 6. Д. 42. Л. 54; Доклад Совета Безопасности ... за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 15; FRUS. 1946. Vol. 7. P. 272-275.

26. Доклад Совета Безопасности ... за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 15-20; документ S/PV.87. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.87; S/RES/15(1946). URL: http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=S/RES/15%281946%29; Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 360-362; АВП РФ. Ф. 434. Оп. 2. П. 6. Д. 42. Л. 54; FRUS. 1946. Vol. 7. P. 284-285; Kondis B. Aspects of Greek-American Relations on the Eve of the Truman Doctrine // Balkan Studies. Vol. 19, 1978. № 2. Thessaloniki, 1978. P. 337-338; Lebe M. S. Op. cit. P. 109-110; Luard E. Op. cit. P. 122; Barros J. Op. cit. P. 94.

27. Byrnes J. All In One Lifetime. N. Y., 1958. P. 384-385.

28. Гайдук И. В. Указ. соч. С. 123.

29. Johnson E. Op. cit. P. 49.

30. Kondis B. Op. cit. P. 339.

31. Гайдук И. В. Указ. соч. С. 123.

32. ЗапарийЮ. В. Указ. соч. С. 123-124.

33. United Nations. Security Council. Official Records. Special Supplement. Second year, 1947. No. 2. Report of the Commission of Investigation concerning Greek Frontier Incidents. Vol. 1. N. Y., 1947. P. 6; Запарий Ю. В. Указ.соч. С. 124.

34. Доклад Совета Безопасности ... за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 20; Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 362; NachmaniA. Op. cit. P. 33-35.

35. Oral History Interview with Mark F. Ethridge. U. S. delegate to the U. N. Commission of Investigation to study the Greek border disputes, 1947. P. 27-28. URL: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/ethridge.htm; FRUS. 1947. Vol. 5. P. 23-24, 820, 872-873.

36. Xydis S. G. Op. cit. P. 466-468.

37. АВП РФ. Ф. 84. Оп. 30. П. 29. Д. 14. Л. 27-29.

38. Доклад Совета Безопасности ... за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 22-24, 27-28; документ S/PV.123. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.123; документ S/PV.126. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.126; документ S/PV.130. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/ods.asp?m=S/PV.130; документ S/PV.131. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.131 .

39. Доклад Совета Безопасности ... за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 22-28; документ S/PV.123. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.123; документ S/PV.131. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.131; документ S/RES/23(1947). URL: http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=S/RES/23%281947%29; FRUS. 1947. Vol. 5. P. 837; см. также: АВП РФ. Ф. 434. Оп. 2. П. 6. Д. 42. Л. 54; текст Директивы Вспомогательной группе.. - АВП РФ. Ф. 84. Оп. 30. П. 29. Д. 14. Л. 33-35.

40. АВП РФ. Ф. 434. Оп. 2. П. 6. Д. 42. Л. 55; документ S/PV.133. URL: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=S/PV.133; Доклад Совета Безопасности ... за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 28-32.

41. FRUS. 1947. Vol. 5. P. 845-848.

42. FRUS. 1947. Vol. 5. P. 839-843, 848-849, 862-865.

43. FRUS. 1947. Vol. 5. P. 866-867.

44. АВП РФ. Ф. 434. Оп. 2. П. 6. Д. 42. Л. 56-63; документ S/PV.147. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/ods.asp?m=S/PV.147; документ S/PV.153. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.153; документ S/PV.170. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.170; документ S/PV.174. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.174; Доклад Совета Безопасности . за период с 16 июля 1946 г. по 15 июля 1947 г. С. 32-46; Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. Третья сессия. Официальные отчеты. Дополнение № 2 (А/620). Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблее за период с 16 июля 1947 г. по 15 июля 1948 г. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1948. С. 3-17; Nachmani A. Op. cit. P. 35-36.

45. Документ S/PV.188. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.188 .

46. Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. Вторая сессия. Официальные отчеты. Первый комитет: Политические вопросы и вопросы безопасности, включая регулирование вооружений. Краткие отчеты заседаний 16 сентября - 19 ноября 1947 г. Лейк Соксесс (Нью-Йорк), 1947. С. 7-8; документ S/PV.202. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.202 .

47. АВП РФ. Ф. 434. Оп. 2. П. 6. Д. 42. Л. 63; Ф. 06. Оп. 9. П. 50. Д. 740. Л. 33; документ S/RES/34(1947). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/34%281947%29.

Notes

1. S. G. Xydis Greece and the Great Powers 1944-1947. Prelude to the "Truman doctrine". Thessaloniki, 1963; Nachmani A. International Intervention in the Greek Civil War: the United Nations Special Committee on the Balkans, 1947-1952. N. Y.; Westport (Conn.); L., 1990; Howard H. N. United States Policy toward Greece in the United Nations, 1946-1950 // Balkan Studies. Vol. 8, 1967. No. 2. P. 263-296; Coufoudakis, V. The United States, the United Nations, and the Greek Question, 1946-1952 // Greece in the 1940s: A Nation in Crisis / ed. by J. O. Iatrides. Hanover; L., 1981. P. 275-297.

2. Zapariy Y. V. Organizaciya Ob"edinennyh Nacij i «grecheskij vopros» (1946-1950 gg.) [Organization of the United Nations and the "Greek question" (1946-1950)] // Imagines mundi: al'manah issledovanij vseobshchej isto-rii XVI-XX vv - Imagines mundi: journal of research of General history XVI-XX centuries. № 6. Ser. Balkanika. Vol. 1. Ekaterinburg, 2008. Pp. 118-128.

3. Luard E. A History of the United Nations. Vol. 1: The Years of Western Domination, 1945-1955. N. Y., 1982.

4. Barros J. Trygve Lie and the Cold War: The UN Secretary-General Pursues Peace, 1946-1953. DeKalb (Illinois), 1989.

5. Gaiduk I. V. V labirintah holodnoj vojny: SSSR i SSHA v OON [In the labyrinths of the cold war: the USSR and the USA in the UN. 1945-1965]. M. 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The United Nations. The Security Council. The official report. The first year. First series. Supplement No. 1. London. 1946. P. 38, document S/PV.6. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.6 ; Truth. 1946, 23 Jan., p.5. (in Russ.)

7. Alexander G. M. Prelude to the Truman Doctrine: British Policy in Greece, 1944-1947. Oxford, 1982. P. 71-173.

8. Zapariy Y. V. Op. cit. P. 119.

9. Johnson E. Early Indications of a Freeze: Greece, Spain and the United Nations, 1946-47 // Cold War History. Vol. 6, No. 1 (Jan. 2006). Pp. 47-48.

10. The UN Security Council. Resolution of 1946. The Greek question. Available at: http://www.un.org/rus-sian/documen/scresol/1946/res12.pdf; United Nations. Yearbook of the United Nations, 1946-1947. N. Y., 1947, pp. 337-338; see also: E. Luard Op. cit. Pp. 118-119.

11. Foreign Relation of the United States. Diplomatic Papers (hereafter FRUS). 1946. Vol. 7. Pp. 111-112.

12. The United Nations. The General Assembly. The official report of the second session. Supplement No. 2 (A/366). The report of the Security Council to the General Assembly for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, city of Lake Soccess (New York), 1947. P. 4; Yearbook of the United Nations, 1946-1947, p. 351; Foreign policy of the Soviet Union. 1946. Documents and materials. M. 1952. P. 602; FRUS. 1946. Vol. 7. P. 194.

13. Documents on British Policy Overseas. Ser. I. Vol. VII. The United Nations: Iran, Cold War and World organisation, 1946-1947. L., 1995. Pp. 207-208.

14. Documents on British Policy Overseas. Ser. I. Vol. VII. Pp. 210-211.

15. Yearbook of the United Nations, 1946-1947. P. 352; E. Johnson Op. cit. P. 48.

16. Yearbook of the United Nations, 1946-1947. Pp. 352-360; S. G. Xydis Op. cit. Pp. 335-346, 349-355.

17. The United Nations. The Security Council. The official report. For the first year. Second series. No. 8. Sixtieth meeting - September 4, 1946, New York, 1947, pp. 108-113; document S/PV.60. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.60; document S/PV.61. Available at: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=S/PV.61. (in Russ.)

18. Document S/PV.69. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.69; (in Russ.) Documents on British Policy Overseas. Ser. I. Vol. VII. Pp. 230-233.

19. FRUS. 1946. Vol. 7. Pp. 202-204.

20. FRUS. 1946. Vol. 7. Pp. 207-208, 214-215, 217-218.

21. Doklad Soveta Bezopasnosti ... za period s 16 iyulya 1946 g. po 15 iyulya 1947 g - The report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, pp. 10-11; Yearbook of the United Nations, 1946-1947, pp. 357-358.

22. Document S/PV.69. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.69. (in Russ.)

23. Doklad Soveta Bezopasnosti.. za period s 16 iyulya 1946 g. po 15 iyulya 1947 g. - The report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, pp. 11-13; Yearbook of the United Nations, 1946-1947, pp. 358-359.

24. Document S/PV.70. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.70; (in Russ.). Doklad Soveta Bezopasnosti. za period s 16 iyulya 1946 g. po 15 iyulya 1947 g. - Report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, pp. 13-15; Yearbook of the United Nations, 1946-1947, pp. 359-360.

25. The archive of foreign policy of the Russian Federation (AVP RF). F. 84. Sh. 29A. Art. 30A. File 4. Sh. 22-26; F. 434. Sh. 2. Art. 6. File 42. Sh. 54; Doklad Soveta Bezopasnosti ... za period s 16 iyulya 1946 g. po 15 iyulya 1947 g. -Report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, p. 15; FRUS 1946. Vol. 7. Pp. 272-275.

26. Doklad Soveta Bezopasnosti ... za period s 16 iyulya 1946 g. po 15 iyulya 1947 g. - The report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, pp. 15-20; document S/PV.87. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.87 (in Russ.); S/RES/15(1946). Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/15%281946%29 (in Russ.); Yearbook of the United Nations, 1946-1947. Pp. 360-362; AVP RF. F. 434. Sh. 2. Art. 6. File 42. Sh. 54; FRUS 1946. Vol. 7. Pp. 284-285; B. Kondis Aspects of Greek-American Relations on the Eve of the Truman Doctrine // Balkan Studies. Vol. 19, 1978. No. 2. Thessaloniki. 1978. Pp. 337-338; M. S. Lebe Op. cit. Pp. 109-110; E. Luard Op. cit. P. 122; J. Barros Op. cit. P. 94.

27. Byrnes J. All In One Lifetime. N. Y., 1958. Pp. 384-385.

28. Gaiduk I. V. Op. cit. P. 123.

29. Johnson E. Op. cit. P. 49.

30. Kondis B. Op. cit. P. 339.

31. Gaiduk I. V. Op. cit. P. 123.

32. Zapariy Y. V. Op. cit. Pp. 123-124.

33. United Nations. Security Council. Official Records. Special Supplement. Second year, 1947. No. 2. Report of the Commission of Investigation concerning Greek Frontier Incidents. Vol. 1. N. Y., 1947. P. 6; Zapariy Y. V. Op. cit. P. 124.

34. Doklad Soveta Bezopasnosti ... za period s 16 iyulya 1946 g. po 15 iyulya 1947 g. - The report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, P. 20; Yearbook of the United Nations, 1946-1947, p. 362; A. Nachmani Op. cit. Pp. 33-35.

35. Oral History Interview with Mark F. Ethridge. U. S. delegate to the U. N. Commission of Investigation to study the Greek border disputes, 1947. Pp. 27-28. Available at: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/ eth-ridge.htm; FRUS. 1947. Vol. 5. Pp. 23-24, 820, 872-873.

36. S. G. Xydis Op. cit. Pp. 466-468.

37. AVP RF. F. 84. Sh. 30. Art. 29. File 14. Sh. 27-29.

38. Doklad Soveta Bezopasnosti ... za period s 16 iyulya 1946 g. po 15 iyulya 1947 g. - The report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, P. 22-24, 27-28; document S/PV.123. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.123; document S/PV.126. Available at: http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=S/PV.126; document S/PV.130. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=S/PV.130; document S/PV.131. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.131 .

39. Doklad Soveta Bezopasnosti ... za period s 16 iyulya 1946 g. po 15 iyulya 1947 g. - The report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, pp 22-28; document S/PV.123. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.123; document S/PV.131. Available at: http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=S/PV.131; document S/RES/23(1947). Available at: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=S/RES/23%281947%29; FRUS. 1947. Vol. 5. P. 837; see also: AVP RF. F. 434. Sh. 2. Art. 6. File 42. Sh. 54; the text of the Directive for support group... - AVP RF. F. 84. Sh. 30. Art. 29. File 14. Sh. 33-35.

40. AVP RF. F. 434. Sh. 2. Art. 6. File 42. Sh. 55; document S/PV.133. Available at: http://www.un.org/ru/ docu-ments/ods.asp?m=S/PV.133; Report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, pp. 28-32.

41. FRUS. 1947. Vol. 5. Pp. 845-848.

42. FRUS. 1947. Vol. 5. Pp. 839-843, 848-849, 862-865.

43. FRUS. 1947. Vol. 5. Pp. 866-867.

44. AVP RF. F. 434. Sh. 2. Art. 6. File 42. Sh. 56-63; document S/PV.147. Available at: http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=S/PV.147; document S/PV.153. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ ods.asp?m=S/PV.153; document S/PV.170. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.170; document S/PV.174. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.174; Report of the Security Council for the period from July 16, 1946-July 15, 1947, pp. 32-46; The United Nations. The General Assembly. The third session. The official report. Supplement No. 2 (A/620). Doklad Soveta Bezopasnosti ... za period s 16 iyulya 1947 g. po 15 iyulya 1948 g. - The report of the Security Council to the General Assembly for the period from July 16, 1947-July 15, 1948, city of Lake Soccess (New York). 1948. Pp. 3-17; A. Nachmani Op. cit. Pp. 35-36.

45. Document S/PV.188. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.188 .

46. The United Nations. The General Assembly. The second session. The official report. First Committee: Political and security questions including regulation of armaments. Summary records of meetings, September 16 -November 19, 1947, city of Lake Soccess (New York). 1947. Pp. 7-8; document S/PV.202. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/PV.202 .

47. AVP RF. F. 434. Sh. 2. Art. 6. File 42. Sh. 63; F. 06. Sh. 9. Art. 50. File 740. Sh. 33, document S/RES/34(1947). Available at: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/34%281947%29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.