Научная статья на тему 'Греческая диаспора Юга России: этапы формирования и проблемы социокультурного воспроизводства в современности'

Греческая диаспора Юга России: этапы формирования и проблемы социокультурного воспроизводства в современности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
858
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / DIASPORA / ЮГ РОССИИ / SOUTH OF RUSSIA / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNOCULTURAL IDENTITY / ФОРМИРОВАНИЕ ДИАСПОРЫ / FORMATION OF DIASPORA / ГРЕЧЕСКАЯ ДИАСПОРА / GREEK DIASPORA / ЭТАПЫ ПРИСУТСТВИЯ ЭТНОСА / STAGES OF PRESENCE OF ETHNOS / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИСТАНЦИЯ / SOCIO-CULTURAL DISTANCE / CONFESSIONAL ACCESSORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Губарев Иван Викторович

В статье предпринята попытка выделить хронологические этапы греческого присутствия на территории современного Юга России, а также обозначены основные проблемы греческой диаспоры на современном этапе. В результате автором были выделены шесть этапов, имеющих достаточно значительные различия. Рассматриваются вопросы этнического и конфессионального самоопределения, механизмы адаптации в инокультурной среде и формы взаимодействия с местным населением на различных этапах. Тесная политическая, культурная и религиозная связь России и Греции на протяжении длительного периода истории породила одну из основных проблем в поддержании и воспроизводстве этнической идентичности греков на Юге России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Greek diaspora of the South of Russia: stages of formation and a problem of sociocultural reproduction in the present

In article an attempt to allocate chronological stages of the Greek presence in the territory of the modern South of Russia is made and also the main problems of the Greek diaspora at the present stage are designated. As a result, the author allocated six stages having rather significant differences. Questions of ethnic and confessional self-determination, adaptation mechanisms in the foreign culture environment and forms of interaction with local population at various stages are considered. Close political, cultural and religious connection of Russia and Greece, throughout the long period of history, generated one of the main problems in maintenance and reproduction of ethnic identity of Greeks in the south of Russia.

Текст научной работы на тему «Греческая диаспора Юга России: этапы формирования и проблемы социокультурного воспроизводства в современности»

И.В. Губарев

младший научный сотрудник Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

Греческая диаспора Юга России: этапы формирования и проблемы социокультурного воспроизводства в современности1

Юг России с древнейших времен был центром обширных межнациональных контактов. И на протяжении всей известной нам истории до современности греки занимали особое положение на данной территории. Кроме того, они внесли колоссальный вклад в становление российской государственности. Наши предки переняли эллинскую культуру, религию и, что самое важное, царскую власть. В современной мульти-национальной и мультикультурной обстановке развития региона большое значение имеют осознание культурных и социальных процессов, проходящих в каждой этнической группе отдельно, а также возможности и ресурсный потенциал их взаимодействия. Для этого необходимо выявить этапы греческого присутствия на территории Юга России, проанализировать специфику и значение каждого из них; особое внимание стоит обратить на то место, которое занимает греческая диаспора в межнациональном и межкультурном взаимодействии на Юге России на современном этапе.

Существует большое количество археологических, исторических и биографических работ, посвященных греческому населению, проживавшему на территории Юга России. Малоизученность данной проблемы в социологической науке определяет ее актуальность на сегодняшний день. Большинство трудов имеют лишь описательный характер, не затрагивая глубинных причин столь быстрых темпов демографической убыли диаспоры на нынешнем этапе. В современных социально-гуманитарных науках существует несколько точек зрения на начало формирования греческой диаспоры на Юге России, однако отсутствует общая работа по истории формирования и организации греческой диаспоры в России. Цель данной работы заключается в выявлении этапов иммиграций греков. Стоит сразу обратить внимание, что мы используем географическое понятие «Юг России», которое включает в себя 13 субъектов Российской Федерации, а с 18 марта 2014 г. и полуостров

* Губарев Иван Викторович, е-таП: ivan8.93@mail.ru

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-0300545 «Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России: междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности».

Крым, обладающий специфической историей присутствия греческого населения.

Первый этап - эллинский (VII в. до н.э. - III в. н.э.). Данный этап связан с Великой греческой колонизацией VIII - VI вв. до н.э. Археологи установили, что колонизация Северного Причерноморья, часть которого сейчас входит в состав Российской Федерации, ограничивается рамками VII - V вв. до н.э. Основными источниками человеческих ресурсов для колонизации послужили малоазийские полисы. Таганрогское поселение (Кремны) являлось первой греческой колонией в данном регионе1. В дальнейшем были основаны города-государства на территории Крыма, Таманского полуострова и Нижнего Дона. Греков по праву можно назвать титульным этносом, потому как кроме отдельных полисов в 480 г. до н.э. было образовано Боспорское царство - союз греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах2. Все греческие поселения периода Античности активно сотрудничали с местным населением - скифами, таврами, а позже и сарматами. Колонии представляли собой пестрое этническое смешение эллинов и варварского населения. Исследователи утверждают, что не только аборигенное население охотно перенимало традиции и культуру древних греков, но и классическое бытовое устройство греков не оставалось неизменным - образовывались новые местные формы культуры и религии.

Второй этап - этногенез (III в. н.э. - 1778 г.). Этот период характеризуется количественным ростом этносов, прибывавших на Крымский полуостров, и, что самое интересное и сложное, процессом межкультурной интеграции. Археологи на основании многолетних исследований отрицают прямую культурную преемственность между античными греками и греческим населением Средних веков, получившим название крымские христиане, или горно-крымские греки, у исследователей3. Именно поэтому дата начала формирования греческого этноса данного времени, установленная III в. до н.э., весьма условна. Важно отметить, что Южное побережье Крыма оставалось под властью Восточной Римской империи -Византии вплоть до конца XIII в., а население носило самоназвание ро-меи вплоть до раскола христианской церкви в 1054 г., после которого ромеями стали называть исключительно греческое христианское насе-ление4. Важно упомянуть, что в конце X в., по мнению большинства историков, в Корсуне (Херсонесе) принял христианство киевский князь Владимир, распространивший православие на всю территорию Руси. Исследователи полагают, что в период с XII по XVIII в. на территории Крыма проходил процесс этногенетической миксации на основе греческого языка, культуры и религии. Важную роль в сплочении крымских

1 Копылов В.П. Таганрогское поселение - гавань Кремны? (письменные источники и археологические реалии) // Античный мир и археология. 2011. № 15. С. 223-239.

2 Шелов-Коведяев Ф.В. История Боспора в VI-IV вв. до н.э. // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1984. 1985. С. 63.

3 Баранова В.В. Тюркоязычные греки Приазовья // Этнографическое обозрение. 2007. № 3. С. 157-161.

4 Марков Е.Л. Очерки Крыма. Симферополь, 1995. С. 112-135.

христиан сыграло княжество Феодоро, основанное в первой половине XIV в. в горном Крыму, находившемся под властью Византийской империи, а затем Трапезунда. Расцвет княжества приходится на второй период его существования (1420-1475 гг.), и связывают с правлением Алексея, который соединил узами брака своего сына Иоанна с представительницей аристократических родов Палеологов и Асанов. В результате этого на гербе княжества появился двуглавый орел Византии. Завоевание Крыма Османской империей изменило не только политическую, но и культурно-конфессиональную ситуацию в регионе. Христианское население было объединено в «замкнутую конфессиональную общность с собственным самоуправлением, судами, единым налоговым сбором» - единый «миллет»1. Кроме того, завоевание сделало более доступной связь крымских христиан с Константинополем, что способствовало миграции греческого населения.

Переписи населения 1512-1520 и 1542-1543 гг. показывают демографическую убыль греческого населения на 5 % и увеличение мусульманского на 15 %. Связано это в первую очередь с добровольной конфессиональной ассимиляцией с мусульманским населением Крымского полуострова2. В период Средневековья смена религии означала и смену этнической идентификации. К 1594 и 1622 гг. относятся последние греческие эпиграфические памятники, что говорит об уходе из употребления греческого языка. Греческое население перешло на тюркский язык (крымско-татарский), что подтверждается церковными книгами, написанными на этом языке, но греческим алфавитом.

Важное значение для греков имела Русско-турецкая война 17681774 гг., в ходе которой на стороне Российской империи принимало участие Греческое (Албанское) войско3. После подписания Кючук-Кайнаджирского мирного договора, по итогам которого в состав России вошли город Керчь и крепость Ени-Кале, греки отправили депутацию во главе с капитаном Стефаном Мавромихали к Екатерине II с просьбой о предоставлении земли для поселения. 28 марта 1775 г. императрицей был подписан высочайший рескрипт на имя графа А.Г. Орлова о закреплении за греками некоторых территорий в Крыму, на которых, по различным источникам, осело от 3 до 5 тыс. греков4.

Третий этап - расселение (оседание) (1778-1914 гг.). Вынужденное переселение крымского населения в начале последней четверти XVIII в. связано с политикой Российской империи и имело под собой ряд

1 Карташян А.З. Некоторые аспекты формирования системы миллетов в Османской империи // Вестник СПбГУ. Серия 13 : Востоковедение. Африканистика. 2013. № 4. С. 85-93.

2 Ефимов А.В. Джизйе-дефтерлива-и Кефе 1634 года как источник по истории Крыма // Греки Балаклавы и Севастополя. М., 2013. С. 112-124.

3 Соклаков А.Ю. Казачество в контексте преобразований, политической и вооруженной борьбы на Украине: XVI-XIX вв. // Пространство и время. 2015. №1-2 (19-20). С. 389-397.

4 Лупанова М.Е. «Греческий проект» Екатерины Великой [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 65. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grecheskiy-proekt-ekateriny-velikoy (дата обращения: 07.06.2017).

причин, способствующих осуществлению «греческого проекта» Екатерины Великой. 16 июня 1778 г. крымский митрополит Игнатий объявил о добровольном переходе греческого христианского населения под всероссийское подданство. Руководил переселением великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, в бумагах которого отмечено, что численность греческого населения, переселившегося на территорию России (на 16 сентября 1778 г.), составляет 18 407 чел.1 Данный процесс увеличился в конце XVIII - начале XIX в., когда и были образованы крупные поселения греков на территории Юга России. Всего же за этот период на территорию Российской империи, по разным оценкам, иммигрировало до 30 000 греков. Основная масса греков, осев на полученных территориях, записывалась в купцы, мещане и землевладельцы. Однако нередко греки поступали и на военную или государственную службу, добиваясь значительных успехов. Особо активно греки занимались торговой деятельностью, для которой сложились благоприятные условия. Так, в 1849 г. в Ростове-на-Дону сразу 7 компаний, ведущих иностранную торговлю, принадлежали грекам. А такие сферы, как табачная и хлебная торговля, крупное пароходство, были полностью ими монополизированы. Представители греческой знати охотно поддерживали миграцию представителей своего этноса на территорию Российской империи, выделяя финансовые средства на их переселение.

Основные миграционные волны греческого населения в XIX в. связаны с Русско-турецкими войнами и последующим переселением из Османской империи. Основными направлениями являлись территории современных Ставропольского и Краснодарского краев, а также Ростовской области, кроме этого, Грузии, Армении, Одессы и Мариуполя, Чечни.

В первой Всероссийской переписи населения Российской империи 1897 г. около 187 тыс. чел. указали греческий язык как родной. К большому сожалению, нет никаких данных о греках-урумах, говоривших на тюркском языке2.

Четвертый этап - период репрессий (1917-1956 гг.). Предпосылкой к началу этапа послужило региональное собрание греческих обществ в Екатеринодаре в 1914 г. На встрече было принято решение о необходимости проведения всероссийского съезда, который прошел с 29 июня по 10 июля 1917 г. в Таганроге. Этот съезд принял несколько важных для греков решений:

• учреждено Общество греков России;

• сформирован Центральный совет греков в Ростове-на-Дону3.

1 Нерсисян М.Г. Из истории русско-армянских отношений. Ереван, 1956. Кн. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1780-1800/Russ_arm_otn_ist/pred1.htm (дата обращения: 07.06.2017).

2 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php (дата обращения: 07.06.2017).

3 Зейналова С. Этнокультурные особенности формирования европейских общин на Кавказе (XIX -начало ХХ вв.) // Кавказ и глобализация. 2013. № 1-2. С. 167-184.

Центральный совет занялся размещением и устройством понтий-ских греков, эмигрировавших на территорию России из Малой Азии из-за геноцида, проводимого турками. Также совет оказывал финансовую помощь Трапезунду. 1922-1923 гг. датируется последняя волна иммиграции греческого населения из Турции. Большинство стремилось попасть на свою историческую родину - Грецию - через Батум, однако гражданская война помешала части населения и заставила осесть на территории Северного Кавказа, Абхазии и Аджарии.

Октябрьская социалистическая революция значительным образом повлияла на греческую диаспору России, представители которой неоднозначно относились к приходу советской власти.

По данным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1926 г., на территории СССР проживали свыше 213 тыс. греков1. Но уже в 1931 г. их насчитывается около 170 тыс. чел. Причиной столь резкой демографической убыли населения являлось раскулачивание, а переломным моментом стала коллективизация сельского хозяйства. С 1937 г. увеличилось количество греков, выдворенных из СССР. Депортация, санкционированная Народным комиссариатом иностранных дел, проводилась под предлогом нарушения правил проживания для иностранцев или с формулировкой «нежелательный иностранец». Всего в Грецию добровольно выехали 10 тыс. греков, не считая тех, кого Правительство СССР выслало из страны. По оценкам исследователей, за 1937-1938 гг. было арестовано около 25 тыс. греков, 90 % которых были расстреляны. В то же время Всесоюзная перепись населения 1939 г. показала, что на территории СССР проживает 286 тыс. греков, из которых лишь 86 тыс. - в РСФСР. В период Великой Отечественной войны греческая диаспора также подверглась репрессиям. Около 65 тыс. греков было переселено с советского Черноморского побережья в Сибирь, на Урал и степи Казахстана в 1942, 1944 и 1949 гг. Всего же, по подсчетам исследователя истории греческого народа на территории СССР И.Г. Джухи, за период 1929-1949 гг. жертвами репрессий стали 110120 тыс. греков2.

Пятый этап - институционализация (1956-1991 гг.). Несмотря на гонения со стороны советской власти, греческая диаспора СССР продолжила свой популяционный рост и к 1959 г. насчитывала 309 тыс. чел.3 В 1956 г. с греков и других репрессированных народов был снят статус спецпоселенцев, и им официально было разрешено вернуться в свои места проживания до переселения, кроме Крыма. С наступлением оттепели в отношениях с Западом и налаживанием греко-советских отношений греческое население получило возможность вернуться на свою

1 Всесоюзная перепись населения 1926 года [Электронный ресурс]. URL: http:// demoscope.ru/weekly/ssp/ussr_nac_26.php (дата обращения: 07.06.2017).

2 Джуха И.Г. Спецэшелоны идут на Восток. История репрессий против греков в СССР: депортация 1940-х гг. СПб., 2008. С. 557.

3 Всесоюзная перепись населения 1959 года [Электронный ресурс]. URL: http:// demoscope.ru/weekly/ssp/census.php?cy=3 (дата обращения: 07.06.2017).

историческую родину. И уже в 1965 г. процесс репатриации получил массовый характер. На протяжении 70-80-х гг. поток греческих эмигрантов увеличивался ежегодно. Несмотря на это, за 10 лет (1979-1989 гг.) греческое население СССР увеличилось на 10 тыс. чел., а прирост греков на территории РСФСР составил 30 тыс. По данным последней Всесоюзной переписи населения, на территории СССР проживало около 360 тыс. греков, из которых в РСФСР - 91 тыс., а на Юге России - почти 69 тыс.1

Начиная с 1988 г. началась институционализация греческой диаспоры СССР. Так, 28 мая был учреждена и юридически оформлена первая национально-культурная организация греков «Прометей» в г. Владикавказе. Уже в 1989 г. в Москве прошел съезд греков, на котором присутствовали делегаты со всего СССР. На встрече было принято решение о создании Всесоюзного общества советских греков, а также филиалов на территории всего государства. Кроме того, результатом съезда стал документ, требующий создать в Крыму или по линии Анапа - Геленджик - Туапсе Греческую Автономную Социалистическую Республику. В 1989-1990 гг. на Юге РСФСР были созданы греческие общественные организации в городах Геленджик, Краснодар, Новороссийск, Крымск, Анапа, Сочи, Пятигорск и Ессентуки. Летом 1991 г. в Туапсе прошел I Всесоюзный съезд советских греков, на котором был создан союз греков СССР «Понтос».

Шестой этап - становление (1991 г. - наши дни). С распадом СССР союз греков СССР «Понтос» прекратил свое существование. А в июле 1992 г. в Минеральных Водах прошел съезд греческих общин Юга России, на котором была учреждена Федерация греческих обществ России. Важно отметить, что ФГОР не была официально зарегистрирована в отличие от Объединения греческих обществ России (ОГОР). Организация была образована 31 октября 1992 г. И уже в сентябре 1993 г. ФГОР и ОГОР объединились под одним наименованием - Объединение греческих обществ России, включавшее в себя 23 организации из 12 регионов Российской Федерации2.

В 1997 году ОГОР было переименовано в Ассоциацию греческих общественных объединений России (АГООР).

За 11 лет, прошедших между переписями, несмотря на программу реабилитации греков-репатриантов, запущенную правительством Греческой Республики, демографический прирост греческого населения в Российской Федерации составил 6 тыс. чел. Большинство из них (72,3 %) проживало на Юге России: в Ставропольском и Краснодарском краях3.

1 Всесоюзная перепись населения 1989 года [Электронный ресурс]. URL: http:// demoscope.ru/weekly/ssp/census.php?cy=6 (дата обращения: 07.06.2017).

2 История современного греческого движения [Электронный ресурс]. URL: https://rusgreek.ru/history-social (дата обращения: 07.06.2017).

3 Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс]. URL: http:// www.perepis2002.ru/index.html?id=11 (дата обращения: 07.06.2017).

В 2011 г. была образована Федеральная национально-культурная автономия греков России, ставшая правопреемником АГООР в общественном движении греков в России. В 2014 г. в её состав вошла общественная организация «Региональная национально-культурная автономия греков Крыма "Таврида"», насчитывающая около 7 тыс. греков. Стоит отметить, что в 2015 г. президентом ФНКА и АГООР был избран И.И. Саввиди1.

Анализ результатов переписи населения Российской Федерации 2010 г. и переписи Крымского федерального округа 2015 г., вошедшего в состав РФ 18 марта 2014 г., показал, что на сегодняшний момент на территории Российской Федерации проживает 88 517 греков. Из которых 67 286 чел. живет на Юге России (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа) - 76 % всего греческого населения нашей страны2. Стоит отметить, что основными местами проживания греков на Юге России являются Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и Республика Крым.

Одной из важнейших функций диаспоры, наряду с поддержанием и развитием духовной сферы, сохранением традиций и обычаев, родного языка, является развитие многогранных и многосторонних связей с исторической родиной. Именно данный фактор является основным путем передачи национальной культуры, на которой основываются традиции, обычаи, самосознание. В силу малой культурной и социальной дистанции между греками и основным этносом Юга России, близости социальных и культурных практик, а также политики советской власти, направленной на отказ от религиозного регулирования частной жизни, увеличилось количество межнациональных браков. Дети в таких браках зачастую идентифицировали себя с более титульным этносом. Именно поэтому на сегодняшний день количество греческих фамилий на Юге России и в России в целом превышает численность диаспоры3.

В современной сложной геополитической обстановке большую роль набирает международный фактор. Корни данного феномена уходят в советский период истории нашей страны. На этом этапе истории России у европейских диаспор не было возможности национально-культурного самоопределения в силу того, что основным направлением национальной государственной политики было конструирование общности советских людей. На современном этапе диаспорный вопрос перерос в проблему геополитической идентичности, в связи с этим диаспора

1 История современного греческого движения [Электронный ресурс]. URL: https://rusgreek.ru/history-social (дата обращения: 07.06.2017).

2 Всероссийская перепись населения - 2010. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 07.06.2017).

3 Бедрик А.В., Сериков А.В. Классические европейские диаспоры Ростовской области: социальные практики воспроизводства идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 4. С. 50-58.

должна стать плацдармом для отделения геополитической идентичности от этнокультурной. Данная тенденция наблюдается в греческой диаспоре России, подтверждением которой являются подписание президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 25 октября 2014 г. распоряжения № 336-рп «О проведении Года Российской Федерации в Греческой Республике и Года Греческой Республики в Российской Федерации»1, а также последующая встреча Владимира Путина и премьер-министра Греческой Республики Алексиса Ципраса в Москве в апреле 2015 г.2

Возрождение греческой идентичности сопровождается усилением ее конфессионального компонента. В связи с распадом СССР и наступлением «религиозного ренессанса» греки предприняли попытку восстановить церковную автономию, утраченную в результате Октябрьской революции 1917 г. Однако данное стремление диаспоры не только не было поддержано материнской церковью - Православной церковью Эллады, но и встретило сопротивление со стороны РПЦ. Стоит отметить, что компромисс был достигнут между греческой диаспорой и православной епархией Дона. В центре Ростова-на-Дону была заново отстроен Свято-Вознесенский греческий храм, литургия в котором частично ведется на греческом языке. Однако структурно подчиненный Русской православной церкви.

Таким образом, греки на территории Юга России, появившись еще в период Античности, занимали важное место в межэтнических и межконфессиональных связях на этой территории, являясь не только одним из членов этих связей, но и в некоторых случаях одним из посредников в их построении. Греческая диаспора на протяжении всей российской истории не отставала от социально-политических событий в стране. И сейчас, несмотря на тяжелые периоды в жизни греческого населения в России, греческая диаспора занимает важное место в общественной, экономической и политической сферах Юга России и всей страны в целом.

Однако проблемой социокультурного воспроизводства греческой диаспоры является инструменталистский мотив этнического самоопределения некоторых представителей, для которых особо характерно стремление к получению двойного гражданства. Происходит переориентация на государство гражданской принадлежности, что ведет за собой усиление ассимиляции и раскол по гражданско-политическим основам.

Современное пополнение греческой общины в основном происходит за счет лиц, ориентированных на поддержку институтов диаспоры в предоставлении и получении социальных льгот. Например, упрощенной процедуры получения визы, вида на жительство в Греции и т.д.

1 Распоряжение Президента РФ «О проведении Года Российской Федерации в Греческой Республике и Года Греческой Республики в Российской Федерации» № 336-рп от 25 октября 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38946 (дата обращения: 07.06.2017).

2 Встреча президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49217 (дата обращения: 07.06.2017).

В 1990-х гг. Греческую Республику захлестнула волна массовой миграции греков из бывших республик СССР. Однако экономический кризис в Греции в конце 2000-х гг. увеличил количество населения, эмигрирующего в Россию, восстановив положительное миграционное сальдо. По данным Федеральной службы государственной статистики России, за период с 1997 по 2015 г. на территорию Российской Федерации иммигрировали из Греческой Республики 6642 чел., а выехали из России в обратном направлении 5004 чел. (+1638)1. По данным последней Греческой переписи населения 2011 г., на территорию республики из России иммигрировал 2751 чел.2

Члены греческой диаспоры в большинстве своем не знают своего родного языка, получают образование в средних общеобразовательных школах и вузах России. Родственность Константинопольской и Русской православных церквей также является одной из основных причин низкого уровня культурной и социальной дистанции. Ассимиляция и естественное старение - основные причины оттока части греческой общины.

Таким образом, социокультурное воспроизводство греческой диаспоры на Юге России осложнено не только объективными причинами демографической убыли в результате старения, ассимиляции и миграции, но и в силу сложности актуализации этнического самосознания латентных греков в условиях современной геополитической конкуренции.

Губарев И.В. Греческая диаспора Юга России: этапы формирования и проблемы социокультурного воспроизводства в современности. В статье предпринята попытка выделить хронологические этапы греческого присутствия на территории современного Юга России, а также обозначены основные проблемы греческой диаспоры на современном этапе. В результате автором были выделены шесть этапов, имеющих достаточно значительные различия. Рассматриваются вопросы этнического и конфессионального самоопределения, механизмы адаптации в инокультурной среде и формы взаимодействия с местным населением на различных этапах. Тесная политическая, культурная и религиозная связь России и Греции на протяжении длительного периода истории породила одну из основных проблем в поддержании и воспроизводстве этнической идентичности греков на Юге России.

Ключевые слова: диаспора, Юг России, этнокультурная идентичность, формирование диаспоры, греческая диаспора, этапы присутствия этноса, демография, конфессиональная принадлежность, социокультурная дистанция.

1 Федеральная служба государственной статистики. Международная миграция [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 08.06.2017).

2 AпoYpaфп nAn9uap0Ü-KaT0iKiwv 2011. MeTavaaTeuan. EAAnviKn An^OKpaaia EÄÄqviKn Ешлашп Apxn. neipaiag, 5 lernepßpiou 2014 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.statistics.gr/documents/ 20181/1210503/A1602_SAM03_DT_DC_00_2011_01_F_GR.pdf/ff20c3ba-54eb-4613-9044-0ddd9c9aa94a (дата обращения: 08.06.2017).

Gubarev I.V. Greek diaspora of the South of Russia: stages of formation and a problem of sociocultural reproduction in the present. In article an attempt to allocate chronological stages of the Greek presence in the territory of the modern South of Russia is made and also the main problems of the Greek diaspora at the present stage are designated. As a result, the author allocated six stages having rather significant differences. Questions of ethnic and confessional self-determination, adaptation mechanisms in the foreign culture environment and forms of interaction with local population at various stages are considered. Close political, cultural and religious connection of Russia and Greece, throughout the long period of history, generated one of the main problems in maintenance and reproduction of ethnic identity of Greeks in the south of Russia.

Keywords: diaspora, South of Russia, ethnocultural identity, formation of diaspora, Greek diaspora, stages of presence of ethnos, demography, confessional accessory, sociocultural distance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.