Научная статья на тему 'Гребная электрическая установка двойного рода тока по системе источник тока - двигатель'

Гребная электрическая установка двойного рода тока по системе источник тока - двигатель Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Самулеев В. И., Скоробогатов Р. В.

Дается обзор схемы и общее описание гребной электрической установки системы «источник тока - двигатель», где в качестве источника тока - индуктивно-емкостной преобразователь и неуправляемый выпрямитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Самулеев В. И., Скоробогатов Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROWING ELECTRIC INSTALLATION OF THE DOUBLE SORT OF CURRENT ON SYSTEM THE SOURCE OF CURRENT - THE ENGINE

The review of the circuit and the general description of rowing electric installation of the system "a source of current — the engine", where the inductance-capacitor converter and the unguided rectifier are given as a source of current.

Текст научной работы на тему «Гребная электрическая установка двойного рода тока по системе источник тока - двигатель»

УДК 629.12-887

В. И. Самулеев, к. т. н. профессор.

Р. В. Скоробогатов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ГРЕБНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДВОЙНОГО РОДА ТОКА ПО СИСТЕМЕ ИСТОЧНИК ТОКА - ДВИГАТЕЛЬ

Дается обзор схемы и общее описание гребной электрической установки системы

«источник тока - двигатель», где в качестве источника тока - индуктивноемкостной преобразователь и неуправляемый выпрямитель.

Существует много различных схем гребных электрических установок (ГЭУ) двойного рода тока. В данной работе предлагается новая схема с индуктивноемкостным преобразователем (ИЕП) - неуправляемым выпрямителем (НВ) в качестве источника тока [2].

Во время движения судна нагрузка на гребной винт, а следовательно - на гребной электродвигатель, непостоянна. Она зависит от многих факторов (глубина, скорость и направление течения, попадание топляка в винт и т.п.). Бывает так же аварийные режимы, такие как короткие замыкания и т.п. И в таких случаях очень важно, чтобы ток имел постоянную величину, не зависящую от режима, что и обеспечивает система «ИЕП-НВ-Д».

На рис. 1 представлена общая схема установки «ИЕП-НВ-Д».

Для рассматриваемой схемы питание происходит от судовой трехфазной электросети с переменным напряжение 380 В, частотой 50 Гц.

ИЕП (катушки индуктивности Ы-ЬЗ и конденсаторы С1-СЗ), работает на неуправляемый выпрямитель, реализованный на диодах УЕЯ-УОб. Выпрямленное напряжение с выхода НВ подается на гребной электродвигатель (ГЭД) постоянного тока с винтом с фиксированным шагом. К1, К2, Я4 - схема динамического торможения. Ь4 - обмотка возбуждения ГЭД. Возбуждение регулируется потенциометром ИЗ. КЗ - реверсор. Напряжение на обмотку возбуждения подается из сети через неуправляемый выпрямитель (УГ)8-\П1)13). Из защитных устройств в схеме использованы автоматический выключатель (}Г и ограничитель максимального напряжения (Ю-Ю, У81, \Т>7).

В этой схеме в каждой последовательной цепочке = -Ъс\ каждая из цепочек тем ближе к резонансу, чем больше сопротивление нагрузки г. При увеличении сопротивлений ZHг напряжения на них в результате приближения к резонансу будут возрастать пропорционально сопротивлению нагрузки. Поэтому ток 1Нг не зависит от Zнг и будет определяться выражением

где ил - линейной напряжение трехфазной сети;

хР - абсолютная величина сопротивлений ZLиZcв резонансном контуре.

Системы электропривода с индуктивно-емкостным источником тока вносит помехи в питающую сеть. Анализ гармонического состава [1] тока в сети показал, что он зависит только от и<! и в спектре содержатся лишь нечетные гармоники, кроме третьей и кратных ей. Величина амплитуд первой, пятой и седьмой гармоник показана на рис. 2.

Из рисунка видно, что амплитуда первой гармоники растет с ростом Щ а амплитуды высших гармоник практически не зависят от Щ Стабильность спектра и амплитуд создает благоприятные условия для применения простейших фильтрующих устройств.

~эаов. 50Гц

1 1 1

X

Индуктивно-емкостные источники тока отличаются высокими значениями КПД и коэффициента мощности.

Расчет энергетических показателей согласно [1] определяется следующими выражениями:

Кг + [1 - У’нг + {и'нгУ I■ [0-1 ?• (£/,* • VГ1'4 + 0.003]

(с/;)1'4 nP#io < t/; <o.i

X

L 7-J7J- при 0.1 < <л/2

7.35(0.1 -h 0.167Î/;)

где Иа - напряжение и<ь выраженное в долях номинального.

КПД источника при изменении от 0.25 до меняется приблизительно от 0.95 до 0.99. Коэффициент мощности % определяется в основном лишь мощностью искажений и зависит только от напряжения и<ь стремясь к единице с увеличением иА.

ГЭУ с ИЕП в качестве источника тока прекрасно подходит для таких судов, как ледоколы, поскольку в них на гребном валу поддерживается постоянный момент, что очень важно при плавании во льдах.

При использовании ВФШ нагрузка на гребной электродвигатель (ГЭД) зависит только от внешних условий, например, попадание топляка в винт, движение во льдах и т.п., и регулирование частоты вращения винта происходит только изменением возбуждения ГЭД [3].

ВРШ, в отличие от ВФШ, обеспечивают использование мощности двигателей при номинальной частоте вращения в любом режиме работы судна. Это достигается изменением угла установки лопастей.

С точки зрения гидродинамики действие ВРШ на заданном шаге практически не отличается от действия ВФШ с таким же шагом. [1] При нулевом шаге мощность, требуемая для вращения винта, может составлять около 10% номинальной мощности привода.

Применение ВРШ обеспечивает изменение скорости и направления движения судна при дистанционном плавном регулировании величины шага, выбор наиболее выгодного режима работы судна при наибольшем КПД установки. Однако ВРШ по сравнению с ВФШ отличаются конструктивной сложностью винта и валопровода, увеличенным диаметром и длиной ступицы, повышенной стоимостью.

Исходя из изложенного, представляет интерес использовать систему «ИЕП-НВ-Д» в ГЭУ.

Список литературы

[1] Богословский А.П., Певзнер Е.М. Справочник: Судовые электроприводы. - Т. 1. - Л.: Судостроение, 1983. - 352 с.

[2] Ильинский Н.Ф. Электроприводы постоянного тока с управляемым моментом. - М.: Энер-гоиздат, 1981. - 144 с.

[3] Полонский В.И. Гребные электрические установки - Л.: Морской транспорт, 1958. - 532 с.

ROWING ELECTRIC INSTALLATION OF THE DOUBLE SORT OF CURRENT ON SYSTEM THE SOURCE OF CURRENT - THE ENGINE

V. I. Samuleev, R. V. Skorobogatov

The review of the circuit and the general description of rowing electric installation of the system "a source of current - the engine", where the inductance-capacitor converter and the unguided rectifier are given as a source of current.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.