Научная статья на тему 'Гражданственность личности как черта характера'

Гражданственность личности как черта характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1488
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЧЕРТА ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куршев Алексей Владимирович

В статье рассматривается понятие гражданственности личности, выступающее основой понятийно-категориального аппарата многих научных работ гуманитарного профиля. Приведен сравнительно-сопоставительный анализ трактовок понятия «гражданственность», представленных в современных диссертационных исследованиях по педагогическим наукам. Изучены основные походы к пониманию понятия личностного качества, выступающего в большинстве исследований основой трактовки гражданственности. На основе динамической функциональной структуры личности по К. К. Платонову приводится обоснование гражданственности как черты характера. Раскрыты роль и значение основных структурных компонентов личности в становлении и развитии гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданственность личности как черта характера»

УДК 37.017.4

Куршев Алексей Владимирович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Казанский национальный исследовательский технологический университет, [email protected], Казань

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА

Аннотация. В статье рассматривается понятие гражданственности личности, выступающее основой понятийно-категориального аппарата многих научных работ гуманитарного профиля. Приведен сравнительно-сопоставительный анализ трактовок понятия «гражданственность», представленных в современных диссертационных исследованиях по педагогическим наукам. Изучены основные походы к пониманию понятия личностного качества, выступающего в большинстве исследований основой трактовки гражданственности. На основе динамической функциональной структуры личности по К. К. Платонову приводится обоснование гражданственности как черты характера. Раскрыты роль и значение основных структурных компонентов личности в становлении и развитии гражданственности.

Ключевые слова: гражданственность, личностные качества, черта характера.

Проблема эффективного формирования гражданственности у подрастающего поколения беспокоит человечество уже более двух тысяч лет. Со времен античных философов, мыслителей Средневековья, эпохи Возрождения и до наших дней во многих странах мира эта проблема остается ключевой при решении вопросов устройства общественного порядка [6].

Однако, несмотря на беспрецедентный период исследования, задача формирования гражданственности не теряет своей актуальности, а значительное количество предлагаемых различными науками вариантов ее решения не позволяет получить единый, разделяемый большинством ученых, ответ к данной задаче.

Важно отметить, что современное количество публикаций по данной проблеме за последние десять - пятнадцать лет превышает объем всех предыдущих наработок по вопросам гражданственности. Например, по состоянию на конец 2014 г., поисковый запрос слова «гражданственность» в научной электронной библиотеке ЕИЬгага выдает около 8,5 тыс. статей, так или иначе связанных с изучением этой проблемы. При этом ежегодный прирост новых статей исчисляется 4-5 сотнями публикаций. Об интересе современных исследователей к вопросам гражданственности свидетельствует и количество прошедших процедуру защиты диссертационных исследований по этой проблеме в различных областях науки: социологии, психологии и др., но, прежде всего, в педа-

гогике. Ежегодно по проблемам, связанным с развитием гражданственности, защищается более 50 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Для докторских работ эта цифра много меньше и составляет в среднем 3-5 исследований в год.

Опираясь только на эти сведения, можно констатировать небывалую обеспокоенность научного общества вопросами гражданственности, а современное количество публикаций назвать не иначе как «гражданский бум». При этом уместно предположить, что такой массив публикаций должен поднять проблему гражданственности на новый уровень, наполнить ее новым содержанием, предложить новые пути ее решения и т. п. Однако, к большому сожалению, недостаточная разработанность понятийно-категориального аппарата проблемы гражданственности не позволяет продвинуться в решении этих вопросов. Несовершенство определений ключевых терминов по проблеме в первую очередь порождает ситуации, когда под понятием гражданственности понимают все что угодно, начиная от ассоциаций с личностными качествами и заканчивая интеграцией с культурой, мировоззрением.

Поэтому, учитывая междисциплинарный характер термина «гражданственность», был осуществлен анализ трактовки этой категории с точки зрения различных гуманитарных наук: философии, политологии, социологии, филологии, психологии, педагогики и др.

При этом источниками служили авторефераты диссертаций, а также другие виды научной литературы, авторами которой выступают наиболее известные представители той или иной науки, занимающиеся изучением проблемы гражданственности. Полученные в ходе анализа данные позволяют сделать вывод о многообразном понимании термина «гражданственность» в зависимости от отрасли научного знания.

В рамках педагогического знания научный поиск идет во многих направлениях изучения гражданственности, начиная от определения данного термина, поиска моделей воспитания гражданственности и заканчивая многообразием педагогических условий повышения эффективности данного процесса. При этом практически в каждой научной работе термин «гражданственность» уточняется, привнося в его понимание все более новые нюансы.

Среди несравнимо большего с другими отраслями науки количества диссертационных исследований по интересующей нас проблеме, в педагогике непосредственно изучению гражданственности посвящено 7 докторских работ и 49 диссертаций уровня кандидата наук.

К докторским работам по теме гражданственности относятся исследования Л. И. Аманбаевой (2002), А. В. Беляева (1997), А. С. Гаязова (1996), А. П. Жигадло

(2009), Л. В. Кузнецовой (2006), А. М. Фактора (2004).

Авторами кандидатских диссертационных исследований по проблеме гражданственности являются С. В. Анохин (2002), А. А. Артёмов (2011), А. М. Бабаев (2000), С. А. Беспалова (2006), Н. Г. Бибикова (2005), Т. А. Бирючинская (2009), Н. В. Божко (2006), М. В. Борисычева (2011), В. В. Бурматов

(2010), Е. Л. Власова (2011), В. И. Горбатов (2009), Г. Я. Гревцева (1998), С. А. Долгов (2009), И. И. Домбровская (2005), Л. Б. До-ржиева (2006), Р. А. Дормидонтов (2006), Л. А. Дорошук (2011), Е. Р. Евдокимова (2006), Т. Б. Журавлева (2004), И. В. Заступо-ва (2007), А. Л. Земцова (2010), Н. А. Иванова (2010), Т. М. Иванова (2005), О. В. Кожина (2014), Н. Ю. Козлова (2011), С. В. Колотий (2006), Е. Коротаева (2011), Ф. И. Корякина

(2004), З. П. Красноок (2007), С. В. Лисак

(2005), С. В. Москаленко (2007), И. В. Пацо-

ра (2010), О. И. Петрич (2011), Л. В. Руглова (2005), Н. Е. Рябова (2010), О. Е. Савельева (2007), О. Соколова (2011), О. В. Солодова

(2004), Ю. А. Танюхин (1997), А. Е. Терен-тьев (2006), Е. Н. Титова (2000), И. Г. Трофимова (2006), Е. В. Фабрикантова (2002), Л. М. Фенева (2006), З. М. Хубиева (2004), И. В. Черникова (2007), В. К. Шаманова

(2005), Р. Р. Шапирова (2011), М. А. Шкро-бова (2001).

Анализ авторефератов этих диссертаций позволил выявить основные тенденции в трактовке термина «гражданственность», встречающиеся в текстах диссертационных исследований по педагогическим наукам.

Подавляющее большинство авторов изученных нами авторефератов диссертационных исследований, а именно 36 из 44, с учетом незначительных нюансов, понимают под гражданственностью личностное качество или их совокупность. Так, например, в диссертационном исследовании Р. А. Дор-мидонтова, гражданственность старшеклассника рассматривается как интегративное качество личности, определяющее систему мотивов, установок, направленности, отношений личности к государству, обществу и личности другого человека, включающее в себя такие компоненты, как: мировоззренческий, познавательный, деятельностный [3]. Во многих других работах, а также научных статьях по данной проблеме, гражданственность также представлена в виде личностного качества, направленного на осуществление тех или иных функций [4; 11; 13].

Таким образом, вопрос сущности понятия «гражданственность» переводится в область личностных качеств, что в свою очередь требует осознания и этого термина. И здесь, как оказалось, существует еще больше затруднений. Поскольку личность изучается, прежде всего, психологической наукой, уместно было предположить, что в рамках данного научного знания будет представлено как определение понятия «личностное качество», так и иерархия качеств личности. Однако контент-анализ научных работ наиболее известных и авторитетных отечественных психологов A. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов В. Н. Мяси-щев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадриков и др.) позволяет говорить о том, что в психо-

логии распространенного определения понятия «личностное качество» не существует. Ни в одной из проанализированных работ вышеуказанных авторитетных психологов не содержится существенного описания понятия личностных качеств, их видов и т. д. Тем не менее использование словосочетания «личностные качества» в том или ином контексте этими учеными допускается. Однако чаще всего при использовании термина «личностные качества» подразумевают структурные компоненты личности которыми выступают темперамент, характер, способности, отдельные аспекты которых обозначаются как психические свойства личности. Так, например, в известной работе С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» не встречается термин «личностные качества», однако ученый оперирует понятием «волевые качества личности» [8].

Можно полагать, что первым отечественным ученым, начавшим активно использовать термин «личностное качество» была Л. И. Божович. Основными качествами личности психолог считает доброту, потребность в общении и труде. Отдельными качествами личности Л. И. Божович считает смелость, честность, находчивость. Однако во всех случаях употребление термина «личностные качества» осуществляется в контексте, а его трактовки в текстах Л. И. Божович не приводится [1].

В. Д. Шадриков считает, что закрепленные в формах поведения эмоции и чувства переходят в черты характера, в качества личности. К типовым можно отнести: трусость, агрессивность, смелость, храбрость, обидчивость, тревожность, гневность (вспыльчивость), завистливость, разочарованность, эмпатию [12].

В исследованиях А. Н. Леонтьева и Д. Н. Узнадзе понятие «личностное качество» не употребляется вовсе. Многие другие известные отечественные психологи в своих работах термин «личностное качество» практически не используют.

Таким образом, получить однозначный и полный ответ на вопрос о том, что такое личностные качества представляется затруднительным. Поэтому ориентироваться на этот термин при определении сущности понятия «гражданственность личности» не стоит, поскольку в этом случае исследо-

вательская задача еще более усложняется, приобретая еще одну неизвестную. Тем не менее все эти понятия во многих психолого-педагогических исследованиях неоправданно используются как синонимы.

Определение термина «качества личности» встречается в ряде современных словарей, где данное понятие представлено как обобщенное свойство личности либо ее структурный компонент. Например, в словаре «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины» 2006 года качества личности представлены как обобщенные свойства личности: четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две на них наложенные (характер и способности) [10]. Близкое определение содержится в «Энциклопедическом справочнике невролога» 2005 года, трактующем личностные качества как обобщенные свойства личности, включающие следующие структуры: биологически обусловленная подструктура; индивидуальные способности, способности различных видов, направленность, опыт, характер [2].

Опираясь на эти определения, можно утверждать, что понятие «качества личности» исчерпывает все ее основные структурные компоненты, к которым большинство отечественных психологов относят направленность, опыт, индивидуальные особенности и др. Иначе говоря, понятие «личностное качество» в таком понимании охватывает всю структуру личности и, тем самым, практически идентично понятию «личность». Но такой вывод не может быть верным, поскольку в этом случае термины «структура личности» и «личностное качество» будут являться синонимами. Применяя эти выводы к главному понятию нашего исследования, можно говорить о том, что гражданственность, по мнению большинства авторов диссертационных исследований, утверждающих, что это личностное качество, представляет собой целостную структуру личности, что не может быть правильным. Помимо гражданственности, личность человека может обладать множеством других личностных качеств, например, ответственностью, честность, порядочностью и др. Однако по-

скольку структура личности целиком принадлежит гражданственности, локализация, а значит и существование других личностных качеств оказываются невозможными. Поэтому понятие «личностное качество» не может охватывать всю структуру личности полностью, но определенно включает в себя ряд ее элементов, представляющих собой явления психической жизни человека.

Как известно, к явлениям психической жизни человека относятся психические состояния и психические свойства. Эти явления психической жизни характерны для любого человека, который при этом может и не являться личностью, например, в связи с тяжелым психическим заболеванием. Но поскольку гражданственность, как справедливо утверждают многие авторы, присутствует у личности, большинство этих явлений психической жизни не представляет интереса для нашего дальнейшего анализа. Однако другие явления психической жизни имеют непосредственное отношение к личности и целом обусловливают ее. К ним относятся, прежде всего, психические свойства личности, такие как направленность, темперамент, характер и др. Именно эти явления психической! жизни человека образуют его личность, значит, именно в них следует искать такое проявление личности, как гражданственность.

Поэтому в дальнейшем необходимо про-

вести анализ основных структурных компонентов личности с целью локализации в них тех или иных элементов гражданственности. В отечественной психологии существует много сходных точек зрения на структуру личности. Наиболее распространенной из них является динамическая функциональная структура личности, автором которой является видный отечественный психолог К. К. Платонов (рис.). Как отмечает К. К. Платонов, в эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности, число которых по подсчетам различных ученых может достигать нескольких тысяч. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, другие же свойства лежат на пересечениях этих подструктур [Приводится по: 7].

Так, например, целеустремленность, связанная с преобладанием тех или иных сильных мотивов, главным образом относится к подструктуре направленности, образованной0 элементами потребностно-мотиваци-онной сферы личности. Драгие же качества личности, например законопослушность, главным образом локализуются сразу в нескольких подструктурах, пискольку следование нормам закона основывантся не только на сильной мотивации к законопослушной деятельности, но в равной мере предполагает и знание законодательства, что уже относится к подструктуре опыжа личности.

Элементы структуры личности

. I .

Направленность

Опыт

интересы L заааия

идеалы —\ умения

— —

мировоззрение аавыки 1

Индивидуальные особенности психических процессов

Биологически обусловленные особенности

темперамент

Рис. Структура личности по К. К. Платонову

Естественно, что и другие подструктуры личности включаются в процесс законопослушного поведения, однако их роль в сравнении с подструктурами направленности и опыта в общем случае невелика. Следуя этой логике, можно говорить о том, что каждая из обозначенных подструктур обладает своими специфическими компонентами, часть которых имеет не только непосредственное отношение к гражданственности, но и образует ее. Рассматривая данные подструктуры в обратном по значимости порядке, необходимо, прежде всего, изучить и выявить роль биологически обусловленных особенностей в становлении и развитии гражданственности личности. Считается, что различные типы темперамента, представляющего собой характеристику нервной системы человека, обладают как достоинствами, так и недостатками [9]. Как известно, при несоответствии типа темперамента тем или иным особенностям выполняемой деятельности возможна компенсация одних свойств другими, что в целом обеспечивает успешность результатов. Таким образом, даже при несоответствии тем или иным особенностям гражданской деятельности, тип темперамента не может оказать существенного влияния на результаты этой деятельности, а потому должен быть исключен из круга интересующих нас в плане определения термина «гражданственность» понятий. Сходные рассуждения можно привести и в отношении задатков личности, представляющих собой врожденные возможности развития свойств индивида. Таким образом, все биологически обусловленные особенности личности в общем случае не имеют принципиального значения для гражданской деятельности, а поэтому не могут рассматриваться в качестве отличительных признаков при трактовке понятия «гражданственность».

Рассматривая следующий элемент структуры личности, представленный индивидуальными особенностями протекания психических процессов, необходимо понять, какие из них и в какой мере могут явиться компонентами гражданственности. Очевидно, что индивидуальные особенности, таких основных психических процессов как мышление, память, эмоции и др., оказывают определенное влияние на процесс гражданской деятельности человека. Так, напри-

мер, один человек может обладать хорошей памятью и лучше запоминать те или иные события гражданского характера. Однако данная особенность, скорее всего, не может явиться ключевой и определяющей для всей гражданской деятельности большинства людей, память которых находится в пределах нормы. Также индивидуальные особенности эмоциональных процессов, скорее всего, не имеют принципиального значения для осуществления гражданской деятельности. Ведь в большинстве случаев не имеет существенного значения то, насколько чуть более или менее радостно или печально осуществляется гражданская деятельность там, где она связана с проявлением эмоций человека. Конечно, существенные отклонения в эмоциональной сфере личности как, например, депрессия, будут иметь приоритетное направление для гражданской как впрочем и для всех остальных видов деятельности человека, делая ее в некоторых случаях даже невозможной. Однако в норме те или иные эмоции могут придавать действиям различных людей в гражданской сфере лишь незначительную эмоциональную окраску, не оказывая принципиального влияния на ход и результаты гражданской деятельности. Таким образом, и подструктура индивидуальных особенностей психических процессов, как и подструктура биологически обусловленных особенностей, не имеет в общем случае приоритетного значения для проявления гражданственности личности. Иначе говоря, эти подструктуры в общем случае оказывают незначительное влияние на гражданскую деятельность, поэтому не должны учитываться при трактовке понятия «гражданственность». При этом необходимо осознавать, что в частном случае именно эти подструктуры могут оказать решающее влияние на эффективность гражданской деятельности человека, например, если он будет обладать выдающимися способностями в гражданской сфере. Однако и в этом случае подструктура биологически обусловленных особенностей может явиться только предпосылкой развития гражданственности личности, лишь способствующей более эффективному развитию интересующего нас явления психической жизни человека.

Иначе дело обстоит с подструктурами направленности и опыта личности. Так, рас-

сматривая подструктуру направленности личности, можно предположить, что гражданственность может локализоваться в ней в виде тех или иных мотивов гражданской деятельности [5]. Таким мотивами могут выступать интересы к гражданской деятельности, гражданские идеалы, гражданские убеждения и др.

Эти мотивы являются приоритетными для гражданской деятельности и обусловливают реализацию всех действий гражданского характера и поведения человека. Поэтому, не имеющая предпосылок к гражданской деятельности в виде мотивов, реализация личностью гражданского поведения оказывается невозможной. Важно понять, что мотивами гражданской деятельности не могут быть другие мотивы иной, например, предпринимательской деятельности. В тоже время преобладание в структуре направленности мотивов гражданской деятельности неизбежно будет сопровождаться осуществлением именно гражданского, а не какого-либо другого поведения личности. Мотивы гражданской деятельности обладают своими особенностями и отличаются от мотивов других видов деятельности, борьба с которыми делает гражданское поведение личности актуальным либо второстепенным. Специфичность мотивов гражданской деятельности обусловливает специфическое содержание соответствующей этим мотивам гражданской деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что подструктура направленности в виде различных мотивов гражданской деятельности является важным и неотъемлемым элементом личности, реализующей гражданское поведение. Именно конкретное наполнение подструктуры направленности специфическими мотивами гражданской деятельности можно считать отличительным признаком гражданственности личности. Однако наличия только мотивов для успешности сложных видов деятельности, к которым бесспорно относится гражданская деятельность, может быть недостаточно, поскольку выполнение конкретных действий и операций, составляющих практический этап любого вида деятельности, оказывается лишь при наличии у человека определенной суммы знаний, умений и навыков. Так, не владея знаниями о граж-

данской деятельности, умениями и навыками гражданских действий, ни одна личность не сможет реализовать гражданское поведение, даже если будет при этом располагать вполне сформированными мотивами. Как и мотивы личности, система знаний, умений и навыков гражданского характера имеет свои отличительные особенности и специфическое содержание, позволяющее отличить их от подобных явлений в других видах деятельности. Исходя из этого, подструктура опыта, как и подструктура направленности, обладает собственным специфическим содержанием, которое может выступать отличительным признаком гражданственности личности. Таким образом, подструктуры направленности и опыта, в отличие от остальных подструктур личности, включают в себя специфические компоненты, выступающие отличительными признаками гражданского поведения, что позволяет использовать их для трактовки термина «гражданственность». Но поскольку эти элементы располагаются в различных подструктурах личности, требуется их объединение с целью группировки в одном понятии. Такими понятиями в структуре личности К. К. Платонова, объединяющими все остальные подструктуры, являются характер и способности. Как известно, способности проявляются лишь в деятельности, обеспечивая ее успешность. Но поскольку гражданственность личности проявляется не только в сугубо гражданской, но и, например, в профессиональной деятельности, использовать понятие «способности» для определения интересующего нас термина нельзя. Этим целям гораздо ближе понятие характера, образованного совокупностью ряда черт личности, к которым многие психологи относят активность, самостоятельность, патриотизм и др. Именно понятие «черты характера», представляющее собой особый сплав элементов подструктуры личности, наиболее соответствует понятию гражданственности, которое, как мы выяснили, состоит из этих элементов. Таким образом, гражданственность представляет собой черту характера, образованную направленностью и опытом личности, содержание которых обусловлено спецификой гражданской деятельности.

Библиографический список

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

2. Горбач И. Н. Энциклопедический справочник невролога. - Минск: Экономпресс, 2005. - 543 с.

3. Дормидонтов Р. А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2006. - 26 с.

4. Капустина З. Я. Гражданственность как ценность культуры: монография. - Псков, 2006. - 215 с.

5. Кунц Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 137-140.

6. Маленков В. В. Локальная гражданственность как фактор городского развития // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 12. - С. 12-18.

7. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Высшая школа, 1973. - 256 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

9. Савченков Ю. И., Петросян Е. Ю. Сравнительная характеристика общих и частных типов темперамента // Сибирское медицинское обозрение. - 2009. - № 4 (58). - С. 20-24.

10. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 48 с.

11. Тимофеев А. И. Гражданственность как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 2. -С. 163-168.

12. Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. - 64 с.

13. Шорников Л. И. Гражданственность как качество личности // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 11. - С. 258-268.

14. Pike G., Selby D. Global teacher, global learner. - London: Hodder@Stoughton, 1988. - 298 p.

Kurshev Alexey Vladimirovich

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Physical training and Sport, Kazan national research technological University, [email protected], Kazan

CIVIC CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY AS TRAIT OF character

Abstract. In article the concept of civic consciousness of the personality acting as a basis of the conceptual and categorial device of many scientific works of a humanitarian profile is considered. Rather comparative analysis of the treatments of the concept "civic consciousness" presented in modern dissertation researches on pedagogical sciences is provided. On the basis of dynamic functional structure of the personality according to K. K. Platonov civic consciousness justification as traits of character is given.

Keywords: civic consciousness, personal qualities, trait of character.

Поступила в редакцию 31.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.