Научная статья на тему 'Гражданственность и идеальный гражданин в учении Цицерона'

Гражданственность и идеальный гражданин в учении Цицерона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3669
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИЦЕРОН / CICERO / РИМ / ROME / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЯЗАННОСТЬ / DUTY / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ГУМАННОСТЬ / HUMANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Титаренко Инна Николаевна

Данная статья посвящена рассмотрению учения об идеальном гражданине римского философа Цицерона. В своих работах он выстроил систему обязанностей гражданина, основанную на идее гуманизма и моральных ценностях Рима. Круг проблем, обсуждаемых Цицероном в рамках учения об идеальном гражданине, сохраняет свое значение для современного общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Civic Spirit and the Ideal Citizen in the Theory of Cicero

This article deals with the theory of the ideal citizen of the Roman philosopher Cicero. He has created the system of the citizen duties based on the idea of humanity and the Roman moral values. The problems discussed by this Roman philosopher within the theory of the ideal citizen retain their importance for contemporary social development.

Текст научной работы на тему «Гражданственность и идеальный гражданин в учении Цицерона»

мере относится и к Южному федеральному университету. Понятно, что вузы нового типа призваны обеспечить выход российского образования на уровень запросов и требований времени. В то же время в обозначении двух вузовских типологических модусов - "федеральный" и "научно-исследовательский", на наш взгляд, прочитывается и конкретизация их стратегических ориентиров: федеральный университет, вне всякого сомнения, должен быть ориентирован на формирование такой парадигмы гуманитарной культуры и гуманитарного образования, на продуцирование таких гуманитарных технологий, которые работали бы на решение жизненно важной для России задачи - консолидации российского сообщества народов и культур (мягкими методами гуманитарных технологий).

В этом контексте нам представляется, что ЮФУ должен стать центром исследовательского внимания к культурам и историям народов Юга России и Северного Кавказа, взяв тем самым на себя решение остро назревшей задачи "подведения черты" под эпохой "параллельного и конфликтующего бытия этнических историй и культурографий" (что берет начало от 90-х гг. минувшего века). Если так случится, появится реальный шанс, что гуманитарно-технологические стратегии

станут в стране и в нашем регионе реальным инструментом социальной практики, направленным, прежде всего, на прокладывание пути к культурной и социальной консолидации российского общества, к формированию российской полиидентичной нации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юревич А.В. Ассиметричное будущее // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 76-84.

2. Валицкая А.П. Нравственно-эстетические универсалии культуры и гуманитарные технологии // Вестник герценовского университета. 2008. №

3. С. 41-49.

3. Юдин Б.Г. Наука и жизнь в контексте современных технологий // Человек. 2005. № 6. С. 5-25.

4. Розин В.М. Технология // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 2001. 605 с. С. 65.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.

6. Быченков В.М. Технологии социальные // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 4. С. 64.

7. Шкурко А.В. Анализ ситуаций и проблема компетентности // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. 11. № 1. С. 102-119.

8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем.; Под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. 379 с.

9. Нариньяни А.С. Между эволюцией и современными технологиями: человек ближайшего будущего // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 3-18.

26 ноября 2008 г.

ББК ЮЗ(60) 321

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ИДЕАЛЬНЫЙ ГРАЖДАНИН

В УЧЕНИИ ЦИЦЕРОНА

И.Н. Титаренко

Одной из важнейших характеристик подлинно философских проблем является постоянство. И в этой характеристике - их отличие от част-нонаучных вопросов. Современные математики более не рассуждают о том, возможно ли построить правильный семнадцатиугольник

Титаренко Инна Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Таганрогского технологического института Южного федерального университета, 347928, Таганрог, пер. Некрасовский, 44, e-mail: philosof@egf.tsure.ru, т. 8(8634)371615.

Наши представления о том, каким должен быть идеальный гражданин, весьма и весьма расплывчаты. Вряд ли найдутся даже два человека, у которых понятия об этом идеале совпали бы полностью и по всем статьям...

Герберт Уэллс.

с помощью циркуля и линейки, ведь эта возможность уже доказана Гауссом. Нынешних физиков вовсе не интересуют оптические задачи времен Рене Декарта, поскольку они успешно разрешены. Безусловно, в частных науках периодически возникают вопросы, которые не находят ответа в течение

Titarenko Inna - doctor of philosophy, professor of the Philosophy Department of the Taghanrogh Technology Institute of the Southern Federal University, 44 Nekrasovsky Street, Taghanrogh, 347928, e-mail: philosof@egf.tsure.ru, ph. (007 8634)371615.

длительного времени. Например, великая теорема Пьера Ферма, сформулированная в XVII в., была доказана только в конце XX в. Однако такая длительность существования поисковых задач в частных науках являет собой скорее исключение из правил. Совершенно иное дело - проблемы философские, сохраняющие свою значимость для различных эпох. "Путь мысли не может быть пройден единожды и в одном направлении - снизу вверх или сверху вниз - если бы это было так, истины философии давно бы уже все были открыты и преподавались бы в начальной школе наряду с таблицей умножения и элементарной геометрией Евклида. Как человек, так и человечество обязаны пройти этот путь не раз, отправляясь от разных пунктов и возвращаясь с достигнутых позиций на исходные" [1]. Истинно философские проблемы вечны, и сегодня, равно как и тысячу лет назад, мыслители будут биться над поиском смысла жизни или сущностью человеческой природы.

Вместе с тем, осознавая вечность философских проблем, не следует думать, что они принципиально неразрешимы: "в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы" [2]. На очередном историческом этапе новый великий ум предлагает их своеобразное решение, основанное на современном ему уровне развития общества, связанное с особенностями культурного процесса и имеющимся багажом научных знаний. Именно поэтому философию нередко называют "рационализированным мировоззрением своей эпохи" [3]. Ее темы получают новую трактовку сообразно времени.

К извечно актуальным темам философии можно без лишних колебаний отнести и проблему человека как гражданина. От античности до наших дней вопросы гражданственности и воспитания достойных граждан не утрачивают своей значимости. Меняются эпохи и культурные традиции, длинной чередой уходят в прошлое правители и целые страны, но тема эта остается актуальной. Более того, в сложные периоды развития тех или иных государств, во времена, с неизбежностью требующие консолидации усилий сограждан и высокой ответственности за судьбу отечества, тема гражданственности начинает играть особую роль. Так, она была актуальна для Древнего Рима, терзаемого гражданскими войнами, для революционной Франции или

для нашей страны в периоды борьбы с иноземными захватчиками. Не менее актуальна она и для России современной.

Сегодня в отечественной научной литературе немало говорится о воспитании достойных граждан. Эта проблема осознана в качестве важнейшей на государственном уровне. Достаточно вспомнить о существовании федеральной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.", чтобы понять значимость этой проблематики для нынешней России. Вот и Президент РФ Д. Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию, говоря о формировании чувства гражданственности, вспомнил известные слова Петра Столыпина: "Прежде всего надлежит создать гражданина... и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот" [4].

Бесспорно, проблема воспитания гражданина выдвигается на уровень приоритетных направлений современной российской государственной политики. Совершенно ясно также и то, что решить ее невозможно без четкого понимания, каким должен быть идеальный гражданин и в чем выражается гражданственность. Казалось бы, ответ на эти вопросы не представляет особых затруднений, учитывая, что тема разрабатывается философской, политической и юридической мыслью не одну сотню лет. Однако в том и состоит специфика "вечных" проблем, что каждое поколение должно найти их собственные решения сообразно эпохе, культуре, социально-политической ситуации. Современная Россия пока еще ищет свои ответы на вопрос о гражданине. Не случайно многие современные исследователи указывают на необходимость в первую очередь определять смысл самих понятий "гражданственность", "гражданин", "гражданское образование" [5].

И здесь вполне уместно обратиться к тому наследию, которое оставлено нам великими умами прошедших эпох. Ведь, несмотря на то, что прогресс в философии далеко не так очевиден, как прогресс, например, в естественных науках, он закономерно реализуется в развитии мысли различных школ и отдельных философов, в выявлении продуктивных путей и тупиковых решений. Общность переживаемых ситуаций сближает мыслителей, несмотря на то, что они жили и творили в

разные периоды мировой истории. «В каком-то смысле она, эта общность, превращает их в "вечных современников" и делает возможным удивительное временное отношение, когда представители более ранней (а потому, естественно, и более наивной) эпохи общественного развития просвещают позднейшего исторического деятеля» [6]. В числе таких "ранних эпох", наиболее плодотворно просвещающих эпохи позднейшие, - античность, определившая на многие столетия направления и пути развития как европейской философской мысли, так и европейской культуры в целом.

Для античной философии свойственна богатая традиция рассмотрения социально-политических вопросов. Но если говорить о древних мыслителях гражданского толка, то одним из первых следует вспомнить Цицерона, не устававшего проповедовать идеи о наилучшем гражданине (de optimo cive). Этот философ и политический деятель в каждом из тех многообразных видов деятельности, которыми он занимался, оставался человеком римского государства и римской культуры. В его творчестве в полной мере нашли отражение особенности мировоззрения древних римлян. Одна из таких особенностей - постоянное стремление согласовать личное, индивидуальное с общественным, государственным.

В Римской республике граждане воспитывались в почтении к общественным и государственным институтам, каждый отдельный гражданин подчинялся роду, а род - государству. Правоспособность свободнорожденного римского гражданина составляли в первую очередь политические права - право нести службу в регулярных римских войсках, право участвовать и голосовать в народном собрании (ius suffragii), право быть избираемым в магистраты (ius honorum). Эти принципы получили выражение и в том, что у римлян главным считалось родовое имя, а личные имена были крайне просты и редко упоминались. Право гражданина участвовать в народном собрании, равно как и его принадлежность роду, отражались в структуре имени. В конце периода республики (II - I вв. до н.э.) полное имя свободного римлянина состояло из пяти частей: а) имени в собственном смысле (praenomen); б) наименования семьи или рода, к которому принадлежало данное лицо (nomen); в) указания имени отца в родительном падеже (подобное русскому отчеству:

сын такого-то); г) наименования трибы (triba), в составе которой носитель имени голосовал в народном собрании (это указание на трибу сохранялось даже в период империи, когда народные собрания фактически перестали созываться вообще); д) прозвища (cognomen). Так, например, полное имя Цицерона выглядело следующим образом: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M[arci] f[ilius] Corneliana (triba) Cicero (cognomen).

Как считалось во времена республики, жизнь, успех, удача каждого гражданина обеспечивались государством и его законами, соответственно, не было долга более универсального и важного, чем долг гражданина перед государством, не было общественной ценности более весомой, чем гражданская доблесть (virtus). В результате этого на первое место римлянин ставил обязанности перед отечеством, после них - обязанности перед родными, а затем уже - собственное благо. Эта иерархия остается без изменений и у Цицерона [7]. Следуя данной системе ценностей, римляне направляли свои усилия на службу государству, поскольку "главным отличием человека выдающегося является именно такая доблесть, какая другим благотворна" [8]. При этом гражданская честь вовсе не была для них лишь абстрактным понятием, а выступала составной частью социального статуса человека: римское право регламентировало случаи умаления гражданской чести, влекущие за собой существенные ограничения правоспособности. К бесчестию относились удаление из состава легионов за недостойное поведение, двойное обручение, отказ лица, выступавшего свидетелем или весовщиком в гражданской сделке, подтвердить ее совершение, доказанное обвинение в недобросовестности в рамках судебного процесса и др. Умаление гражданской чести (intestabilitas, infamia, turpitudo) влекло за собой весьма ощутимые последствия, поскольку римские магистраты не допускали к осуществлению различных публичных функций лиц с сомнительной гражданской репутацией. Консул при выборах в магистраты мог отказать в выставлении кандидатуры лицу, совершившему бесчестный поступок, а претор мог не допустить такое лицо к выступлению в судебном процессе. Ради общего блага граждане республики часто отказывались от блага личного, активное же участие в делах государства было естественной нормой жизни, а лучшей наградой за заслуги перед

отечеством считалась высшая военная власть полководца (imperium).

Вряд ли, конечно, стоит идеализировать ситуацию и утверждать вслед за римскими историками, что в римской республике "и в мирную, и в военную пору процветали добрые нравы. Единодушие было постоянным, своекорыстие - до крайности редким. Право и благо чтили, повинуясь скорее природе, нежели законам. Брань, раздоры, ненависть берегли для врагов, друг с другом состязались только в доблести" [9]. Человек Древнего Рима периода как республики, так и империи, был включен в две системы общественных связей - в систему государства и в систему микрообщностей (семьи, дружеского кружка, партии, коллегии). Системы взаимодействовали и пересекались между собой, приводя к тому, что государственная жизнь никогда не существовала в отрыве от повседневной жизни человека, а социально-политическое действие могло быть успешным только в том случае, если оно опиралось на выгоду семьи, партии, коллегии. Вследствие этого гражданская доблесть (virtus) древних римлян предполагала обязательства не только перед государством, но и перед конкретными лицами (друзьями, родственниками, патронами), а общее благо не исключало успеха и выгоды отдельного гражданина. Древние римляне легко ориентировались в этой сложной системе отношений и нравственных ценностей, совмещая, казалось бы, противоречивые требования повседневного естественного бытия. Общепринятая нравственная норма гласила, что стремиться к обогащению недостойно сенатора, следствием чего становились периодически принимавшиеся законы против роскоши, но вместе с этим имущественный ценз для данного сословия составлял миллион сестерциев, и желающий оставаться в нем не мог не стремиться к одновременному сохранению и преумножению состояния. Прославленный моралист Катон Младший, призывавший к довольству малым и посвятивший свою жизнь интересам государства, развелся с женой, уступив ее пожилому богатею, а когда тот умер, завещав ей все состояние, снова женился на ней. Сенека, сторонник стоической морали и жизни в согласии с природой, был крупным ростовщиком и владельцем роскошных вилл. И тем не менее, даже когда государство переросло в империю, все более отдаляющуюся от человека, постепенно разрушающую "основанный

на личных связях и обязательствах, на непосредственной выгоде каждого строй существования" [10], нравственная ответственность перед государством и обществом продолжала считаться выше любого эгоистического интереса, а человек рассматривался существом политическим, живущим в сообществе.

Такое понимание человеческой природы свойственно и Цицерону, доказывавшему, что "природа силой разума сближает человека с человеком, имея в виду их общую речь и совместную жизнь, и, прежде всего, внушает, так сказать, особенную любовь к потомству, заставляет его желать, чтобы существовали объединения и скопления людей, в них участвовать." [7, I, 12]. Человек как существо общественное имеет необходимым условием своей жизни социальную коммуникацию, взаимодействие с другими индивидами. Эту идею можно считать одной из основных для всей философии Цицерона, уделившего внимание рассмотрению социальной компоненты человеческой природы в трактатах "О государстве", "Об обязанностях", "О пределах блага и зла". В силу этого у Цицерона идеалы человека и гражданина республики сливаются. Человек выступает как деятельный участник событий, ответственный за судьбы других людей и судьбу отечества. Доблестный гражданин - непременно настоящий человек, а настоящий человек - всегда доблестный гражданин.

Гражданин - человек деятельный: ".мы рождены для деятельности. Существует множество родов деятельности, при этом менее важные оказываются в тени более важных. Самыми важными. являются, во-первых, изучение и познание небесных явлений и тех скрытых природой и потаенных вещей, которые может исследовать разум; во-вторых, управление государствами и наука управления, а также проявления мудрого, сдержанного, мужественного, справедливого разума и прочие действия, согласующиеся с добродетелями, - одним словом, то, что мы называем достойным (Ьопе81;иш)" [11]. Таким образом, Цицерон расширяет сферу практической деятельности за счет деятельности духовной [12], а активную жизнь противопоставляет праздному досугу и наслаждению: "Я утверждаю, что природой дана человеческому роду такая потребность добродетели и такое стремление защищать общественное благо, что эта сила победила все приманки наслаждения и

досуга" [13]. Для добродетельного человека приемлем лишь активный досуг, когда душа занимается познанием, не нарушая долга, не забывая об общественной пользе, об исполнении дел [14].

Введение понятия достойного досуга и его противопоставление досугу праздному позволяли Цицерону обосновать возможность заниматься философией и науками, оставаясь гражданином и исполняя все положенные гражданину обязанности. "Ведь что может быть более славным, чем то, когда занятие великими делами и опыт соединяются с изучением и познанием этих наук" [13, III, 3, 5]. Требование Цицерона сочетать созерцание и практику вытекает из его представления о мышлении и деятельности как о естественных, природных стремлениях человека: ни созерцательная деятельность философа, ни практическая деятельность политика в отрыве друг от друга не отражают всей многогранной сущности человека и гражданина.

Деятельность доблестного гражданина Рима непременно должна быть определена гуманностью (Ьишаш1а8). Цицерон впервые вводит в философский оборот это понятие, ставшее важнейшим в его практически ориентированной философии. Среди его значений -человечность, человеколюбие, дружелюбие. Изначально представления о гуманности стали складываться в кружке Сципиона, где они носили преимущественно аристократический характер: гуманность как образованность, воспитанность, как особого рода направление мысли и образ жизни рассматривалась там в качестве принадлежности элиты римского общества, но не простолюдинов и рабов [15]. Тем не менее, уже в кружке Сципиона стал формироваться тот круг ценностей, который потом выразил Цицерон: гуманность как развитие творческих и нравственных задатков человека, как общая цивилизованность. При этом следует отметить, что понятие гуманности не только не было развито в греческой философии, но и в самом древнегреческом языке чрезвычайно трудно найти ему полный аналог, что позволяет говорить о собственно римских истоках этого понятия [16].

Цицерон, расширяя понятие гуманности, значительно выходит за рамки его аристократической трактовки. Это уже не только и не столько образованность, воспитанность, цивилизованность, но развитие собственно социальной природы человека. В этом смысле в

ряде случаев humanitas аналогична развитой человеческой природе (natura humana) [13, I, 17, 28]. Не случайно, говоря о доблестном гражданине Рима, Цицерон повторяет, что все высокие нравственные качества, имеющие значение для государственной жизни - благородство, желание служить ближнему, долг, любовь к отечеству - "рождаются от того, что мы, по природе своей, склонны любить людей" [17].

Деятельный и гуманный гражданин Цицерона включен в общественную жизнь, призван исполнять обязанности перед другими людьми, обществом и государством, реализуя тем самым свою человеческую сущность и проявляя добродетель. Добродетель (honestum) - это нравственно должное, это то, что необходимо делать доблестному мужу и гражданину Рима (vir bonus и vir Romanus). По мнению Цицерона, добродетель становится практической, воплощаемой и применяемой в повседневной жизни только тогда, когда появляется регулятивный принцип - императив, обеспечивающий следование добродетели как цели, определяющий надлежащие поступки человека. Термин "надлежащее" Цицерон передает словом '^^cium" ("обязанность" или "долг"), придавая ему гораздо более практический характер, чем это было в Древней Греции. Доблестный гражданин обязан определять свою деятельность четырьмя важнейшими добродетелями - познанием истины, справедливостью и связанной с ней щедростью как двуединой добродетелью, величием духа, умеренностью: "Все то, что прекрасно в нравственном отношении, происходит от одной из четырех основ; оно состоит либо в способности и искусстве видеть истину, либо в защите человеческого общества, в воздаянии каждому по его заслугам и в верности взятым на себя обязательствам, либо в величии и силе возвышенного и непобедимого духа, либо в порядке и мере, относящимся ко всему тому, что совершается и говорится; на этом зиждутся умеренность и воздержанность" [7, I, 5]. Из этих добродетелей, трактуемых в духе стоической философии и римского менталитета, проистекают все конкретные обязанности гражданина. Говорит ли Цицерон об обязанности справедливого ведения войны или щедрости, о презрении к смерти или упорстве в достижении цели, он всегда, как справедливо замечал С.Л. Утченко, требует от человека "активного содействия благу всего

государства своей деятельностью и своим имуществом" [18]. Это требование, с точки зрения Цицерона, определено социальной природой человека. Поскольку "люди рождены ради людей", постольку граждане "должны служить общим интересам, обмениваясь услугами, давая и получая, и знаниями своими, трудом и способностями накрепко связывать человеческое общество" [7, I, 22]. В результате любое действие государственного мужа, будь то стремление к воинской славе или жажда победы над врагом, должно быть обусловлено общим благом и добродетелью: "Но если этот душевный подъем, который бывает виден в опасностях и трудах, - чужд справедливости и борется не за всеобщее благополучие, а ради своей выгоды, то он порочен; ибо здесь не только нет места для доблести, но скорее оно есть для дикости, отвергающей какую бы то ни было человечность" [7, I, 62].

Общее благо выступает тем началом, которое объединяет и согласует интересы граждан из разных сословий и на которое опирается безопасность в Риме: "... государство, с чувством меры составленное путем сочетания высших, низших и средних сословий (словно составленное из звуков), стройно звучит благодаря согласованию [самых несходных начал.]" [13, II, 69]. Через всю жизнь Цицерон пронес свое политическое кредо - "согласие сословий (concordia ordinum, consensus bonorum omnium)". Мысль о согласовании интересов всех граждан во имя общего блага проходит через все его творчество - от "Первой речи против Луция Сергия Катилины " до "Филип-пик": ". пусть удалятся бесчестные; пусть они отделятся от честных, соберутся в одно место; наконец, пусть их, как я уже не раз говорил, от нас отделит городская стена. пусть, наконец, на лице у каждого будет написано, что он думает о положении государства" [19]. В этом Цицерон видел общее благо и одновременно - долг государственных деятелей. В этом - высший смысл гражданственности.

Примечательно, что когда Цицерон говорит о государственном деятеле и даже о руководителе государства, он вовсе не подразумевает исключительно лиц, наделенных магистратскими полномочиями, т.е. тех, кого бы мы сегодня назвали политическими деятелями в собственном смысле слова. Он имеет в виду всех достойных граждан, от которых государство в любой момент может потребовать взять в руки оружие или стать у руля госу-

дарственной машины. Древние римляне часто сталкивались с ситуациями, когда государственные органы - сенат или магистратуры -дискредитировали себя. Как указывал С. Ут-ченко, "если складывается такое положение, что государственные институты, например, тот же сенат, оказываются не на высоте, то руководство государственными делами может взять в свои руки civis optimus (т.е. частный гражданин, а не должностное лицо), который выступает в качестве охранителя государства, в качестве его руководителя и правителя (rector et gubernator civitatis)" [20, с. 310-311]. Когда речь идет о защите общего блага, свободы и справедливости, нет и не может быть деления на лиц публичных, призванных отстаивать интересы сообщества, и лиц частных, к этим интересам непричастных. "Хотя Брут был частным человеком, он взял на себя все государственные дела и, первый в нашем государстве, доказал, что при защите свободы граждан нет частных лиц" [13, II, 46]. Авторитет и влияние частного гражданина вполне способны в кризисных ситуациях заменить официальные государственные полномочия.

Время Цицерона и было таким сложным кризисным временем. Сам философ писал об этом: "Мне горько, что на дорогу жизни вышел я слишком поздно и что ночь республики наступила прежде, чем успел я завершить свой путь" [21]. Цицерон видит свою задачу в защите сенатской республики, возводя ее до уровня идеальной формы правления и связывая с ней само понятие о римском государстве. Он был абсолютно уверен, что "ни в одном деле доблесть человека не приближается к могуществу богов более, чем это происходит при основании новых государств и при сохранении уже основанных" [13, I, 12]. Сохранять свое государство - задача и обязанность достойных граждан Рима. И сколько бы ни говорили римские историки о порче нравов [22], сам Цицерон верит, что в кризисные моменты всегда найдутся граждане, которые способны вывести страну из несчастий, которые будут "видеть пути и повороты в делах государства, дабы, зная, куда приведет то или иное из них, быть в состоянии задержать его ход и даже воспрепятствовать ему" [14, II, 45]. Следуя древней традиции, Цицерон повторяет, что Рим силен старинными нравами (mores) и мужами (viri). И стоит лишь немного "подправить" современные нравы (воспитать благоразумие, мужество, умеренность, благочестие, справедливость),

чтобы получить достойных граждан. Все это позволяет говорить, что Цицерон не расценивал в качестве всеобщей "ту порчу нравов, которую рисует Саллюстий и при которой не остается уже ничего светлого, что могло бы спасти государство от окончательной гибели" [20, с. 311]. Нужно заняться общественным воспитанием римлян, прививая им способность к самопожертвованию и служению общему благу, высокую гуманность и милосердие, мужество и благоразумие. Необходимо сделать из них доблестных граждан. Это занятие не бессмысленное и не безнадежное, следует только хорошо понимать, каков он - идеальный гражданин. Наверное, одной из основных заслуг Цицерона как раз и следует считать создание «образа убежденного, готового на жертву и служение, истинно общественно-воспитанного и гуманного человека, в котором римляне его времени узнавали свое будущее лучшее "я"» [23].

В образе идеального гражданина, созданном Цицероном, соединились черты и качества человека, определяющие гражданское служение и верность отечеству. Этот цицероновский идеал периодически находит свое воплощение в подвигах реальных исторических личностей, в деятельности великих политиков, в героических поступках людей, заботящихся об общем благе. Но и сегодня доблестный гражданин, отвечающий требованиям Цицерона, - явление, скорее исключительное, нежели типичное. Сумей мы "поставить на поток" воспитание достойных граждан - и за судьбу страны можно быть спокойным. Пока же нужно уточнять понятие гражданственности применительно к современной эпохе, вырабатывать представления о современном идеальном гражданине, которые сегодня ничуть не менее расплывчаты, чем во времена Герберта Уэллса. И здесь как нельзя кстати окажутся идеи Цицерона, который в своем учении сумел достичь "формы гуманизма, непревзойденной в языческом мире" [24]. Его доблестный гражданин, вероятно, еще долго будет оставаться образцом, достойным подражания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Т.В. Васильева. Комментарий к курсу истории античной философии. М.: Издатель Савин С.А., 2002. 452 с. С. 444.

2. Ойзерман Т.И. К вопросу об истоках и специфике философских проблем // Вопросы философии. 1969. № 6. С. 125.

3. Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам. М.: Академический проект, 2004. 912 с. С. 7.

4. Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 128 с. С. 69.

5. Полухин О.Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. М.: Муниципальный мир, 2003. 363 с. С. 9; Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 37 с. С. 3 и др.

6. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. 432 с. С. 4.

7. Цицерон. Об обязанностях, I, 57-58 // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1975. 245 с.

8. Цицерон. Об ораторе, II, 347 // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М.: Искусство, 1994. 539 с.

9. Саллюстий Гай Крисп. Заговор Катилины, 9 // Гай Крисп Саллюстий. Сочинения. М.: Наука, 1981. 221 с.

10. Кнабе Г.С. Цицерон, античная классика и рождение классицизма // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М.: Искусство, 1994. 539 с. С. 11.

11. Цицерон. О пределах блага и зла, V, 21, 58 // Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М.: Изд-во РГГУ, 2000. 474 с.

12. Müller R. Philosophie und Staat (das Problem der Lebensform in Ciceros Staatsschrift und Seneca De otio.) // Studien zur Geschichte und Philosophie des Altertums / Hrg. von J. Harmatta. Budapest: Akad. kiado, 1968. 405 s. S. 129-130.

13. Цицерон. О государстве, I, 1 // Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Наука, 1966. 323 с.

14. Цицерон. Учение академиков. М.: Наука, 2004. 408 с., II, 2, 6; Он же. Об обязанностях, I, 6, 19 // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1975. 245 с. и др.

15. Büchner K. Humanitas Romana: Studien über Werke und Wesen der Römer. Heidelberg, 1957. S. 63; Reitzenstein R. Werden und Wesen der Humanität in Altertum. Strassburg, 1907. S. 16-17; Ruch M. Le préambule dans les oeuvres philosophiques de Cicéron. P., 1958. P. 413.

16. Reitzenstein R. Werden und Wesen der Humanität in Altertum. Strassburg, 1907. S. 4, 6-7.

17. Цицерон. О законах, I, 43 // Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Наука, 1966. 323 с.

18. Утченко С.Л. Трактат Цицерона "Об обязанностях" и образ идеального гражданина // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1975. 245 с. С. 170.

19. Цицерон. Первая речь против Луция Сергия Катилины, 32 // Цицерон. Речи: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993. 441 с.

20. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М.: Наука, 1969. 324 с.

21. Цицерон. Брут, или О знаменитых ораторах, 330 // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972. 472 с.

22. Тит Ливии. История Рима от основания города, 39, 6, 7 // Тит Ливий. История Рима от

основания города: В 3 т. Т. 1. М.: Наука, 1989. 576 с.

23. Büchner K. Cicero: Bestand und Wandel seiner geistigen Welt - Heidelberg, 1964. S. 238.

24. Hunt H. The Humanism of Cicero. Melbourne, 1954. P. 205.

22 декабря 2008 г.

ББК С 03

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНЕЗИСА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

В.А. Кирик

Политические события, имевшие место на протяжении последних нескольких десятилетий, доставили множество свидетельств конфликтов между государством и гражданским обществом, в особенности в России. (Следует иметь в виду, что в данном случае, когда мы для четкости формулировок употребляем термин "гражданское общество" применительно к современной России, речь в действительности идет лишь о зачаточной его форме, совокупности гражданских институций, представляющих лишь возможность построения гражданского общества.) С одной стороны, вполне отчетливо декларируется цель построения гражданского общества как совокупности гражданских ассоциаций, проникнутых этосом индивидуализма и рационализма и ставящих себя если и не в оппозицию, то в определенную автономию от государства. Примечательно, что эта декларация исходит от наиболее высокопоставленных лиц государства. Иыми словами, она постепенно возводится в ранг аспекта государственной идеологии. В этом отношении особый интерес представляет именно это намерение правящих политических элит искусственно сконструировать ту область гражданских взаимодействий, которая, согласно логике своего развития, в конечном итоге должна стать вторым центром легитимности, ограничивающим государственный универсализм.

С другой стороны, государство на практике демонстрирует тенденцию к расширению поля своего влияния, т.е. универсалистскую

Кирик Владимир Александрович - аспирант кафедры теоретической социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета, 344038, Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, е-шаП: V.Kirik@gmail.com, т. 8(863)2303090

стратегию воспроизводства политических отношений, фундаментально противоположную той, которая в действительности могла бы если и не привести к созданию самого гражданского общества, то, по крайней мере, сформировала бы условия, достаточные для этого.

В такой ситуации перед социологической наукой volens-nolens встает необходимость разрешения возникшего противоречия. Разрешение же противоречия вероятно, как нам представляется, лишь в том случае, если будет дан ответ на вопрос о том, возможно ли в принципе в России построение гражданского общества и если возможно, то какого типа и в силу каких причин. Чтобы дать ответ на этот вопрос, следует поместить его рассмотрение в более широкий контекст исследования взаимодействия общества и государства в России на протяжении исторического периода ее существования. Это позволит установить тот круг причин, совместное действие которых привело к тому, что в России к настоящему моменту не сформировалось гражданское общество, и вместе с тем позволит определить факторы, которые можно рассматривать в качестве играющих позитивную роль в становлении автономных гражданских ассоциаций, даже если речь идет лишь о самой возможности.

Таким образом, стремясь раскрыть характеристические черты транзита современного российского общества и выявить потенциал реализации государственных стратегий конструирования гражданского общества (иными

Kirik Vladimir - postgraduate student of the Theory of Sociology Department of the Southern Federal University, 13 Nagibina Pr., Rostov-on-Don, 344038, e-mail: V.Kirik@gmail.com, ph. (007 863)2303090.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.