Научная статья на тему 'Гражданское воспитание старшеклассников в современной российской школе'

Гражданское воспитание старшеклассников в современной российской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИК / РОССИЙСКАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / PERSONALITY / SENIOR PUPIL / RUSSIAN SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амагаева Анжелика Запирбеговна

Гражданское воспитание в современной российской школе становится одним из приоритетных направлений педагогической науки. Это отражено в ряде нормативных актов федерального и регионального значения. В числе направлений работы школы по гражданскому воспитанию ученые называют: включение родителей в данный процесс, повышение уровня профессионализма педагогов и активизацию внутреннего потенциала личности. Автор статьи излагает свое мнение по этому поводу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амагаева Анжелика Запирбеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior pupils' civil education at modern russian school

Civil education at modern Russian school has become one of the priority directions of the pedagogical science. This fact is reflected in a number of federal and regional normative acts. The scientists follow such directions in work for school of civil education: parents' involving in the given process, increasing of teachers' professionalism and activation of a personality's inner potential. The author of the article states her own opinion on this problem

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание старшеклассников в современной российской школе»

3. Недостаточная разработанность программно-методических основ подготовки футболистов в мини-футболе.

4. Трудности комплектования команд перспективными отечественными футболистами.

5. Нестабильное финансовое состояние большинства клубов.

В то же время определено, что такие факторы, как недостаточное связи клубов со средствами массовой информации, недостаточная квалификация работников, занимающихся в клубах организационной деятельностью, хотя и имеют более низкую степень значимости, также оказывают значительное негативное влияние на уровень организационно-педагогической деятельности клубов.

В целом можно резюмировать, что на современном этапе развития данной разновидности футбола мини-футбольные клубы - участники чемпионата России находятся еще на стадии становления профессиональных отношений. Уровень их организационно-педагогической деятельности в условиях рыночной экономики пока еще в недостаточной степени соответствует важнейшему требованию профессионального спорта - высокому уровню спортивного менеджмента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола // Теория и методика футбола. - 2007. - №

1. - С. 6-7.

2. Андреев, С.Н. Профессиональные мини-футбольные клубы в системе управления футболом / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, К.В. Еременко // Ученые записки Ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 3-5.

3. Гуськов, С.И. Спортивный маркетинг / С.И. Гуськов. - Киев : Олимпийская литература, 1996. - 296 с.

4. Гуськов, С.И. Телевидение и спорт / С.И. Гуськов, С.С. Гуськов. - М. : По-лиграфсервис, 2000. - 336 с.

5. Постановление исполкома Ассоциации мини-футбола России от 18 января 2006 г. «О совершенствовании организационной деятельности профессиональных клубов» // Архив АМФР. - № 01.01.2006.

6. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России : монография / А.В. Починкин. - М. : Советский спорт, 2006. - 216 с.

7. Томич, М. Основы менеджмента в спорте / М. Томич. - М. : МАФСИ, 2005. - 352 с.

Контактная информация: [email protected]

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Анжелика Запирбеговна Амагаева, соискатель,

Дагестанский государственный педагогический университет

г. Махачкала

Аннотация

Гражданское воспитание в современной российской школе становится одним из приоритетных направлений педагогической науки. Это отражено в ряде нормативных актов федерального и регионального значения. В числе направлений работы школы по гражданскому воспитанию ученые называют: включение родителей в данный процесс, повышение уровня профессионализма педагогов и активизацию внутреннего потенциала личности. Автор статьи излагает свое мнение по этому поводу.

Ключевые слова: гражданское воспитание, личность, старшеклассник, российская школа, воспитательный процесс.

SENIOR PUPILS’ CIVIL EDUCATION AT MODERN RUSSIAN SCHOOL

Anzhelika Zapirbegovna Amagaeva, the competitor,

The Dagestan State Pedagogical University Makhachkala

Annotation

Civil education at modem Russian school has become one of the priority directions of the pedagogical science. This fact is reflected in a number of federal and regional normative acts. The scientists follow such directions in work for school of civil education: parents’ involving in the given process, increasing of teachers’ professionalism and activation of a personality’s inner potential. The author of the article states her own opinion on this problem

Keywords: civil education, personality, senior pupil, russian school, educational process.

Воспитать гражданина и патриота в период кардинальных перемен в государстве - задача очень сложная [1]. Утвердившееся в общественном сознании недоверие к государству, очевидность расхождения декларируемых демократических принципов с реалиями жизни привело к обесцениванию образования, падению престижа педагогической деятельности, разочарованию в жизни. Этому, в первую очередь, способствовало и резкое экономическое расслоение общества. К числу регионов, где социальноэкономическое ухудшение было особенно значительным, относится Республика Дагестан. В 2002 году за чертой бедности по показателю денежных душевых доходов находилось 64,8% многодетных семей [4]. Коренной перелом в общественном сознании все же стал осуществляться при государственной поддержке вопросов образования, в частности, патриотического воспитания, составным элементом которого отдельными учеными называется гражданственность. Проблема гражданского образования стала актуализироваться примерно с 1996 года. Данная государственная установка отражена в ряде нормативных актов. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социальнозначимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

В другом документе - Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года - отмечается, что важной задачей государства и общества на сегодня является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законах РФ и РД «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и других нормативных актах.

Педагогическая наука же исходит из того, что воспитание осуществляется не только в процессе целенаправленного воздействия на личность, но также через социализирующее влияние многочисленных факторов, в том числе средств массовой информации, общественных организаций, семейного быта и отношений между детьми и родителями. Каков в данном случае воспитательный потенциал семьи, если родители сами не обладают опытом жизнедеятельности в условиях гражданского общества и, следовательно, не являются активными гражданами. Следовательно, социальный опыт и опыт семейных отношений не вооружает школьников гражданственностью, так как,

согласно положению психологической науки, дети не усваивают словесные формулы воспитания, декларируемые родителями в семье и педагогами в школе, а воспроизводят их конкретные поступки и поведение, усваивают оптимальные, на их взгляд, модели поведения.

Проблема воспитания гражданственности у старших школьников приобретает особую актуальность в связи с психологическими особенностями данной возрастной категории - сензитивность, потребность в самореализации, поиск смысла жизни и т.п.

Определенный поворот в исследовании проблем воспитания начался с 90-х гг. ХХ в., когда идеи демократизации и гуманизации общества стали привлекать к себе внимание широкой общественности, представителей интеллектуальной элиты, педагогов, рядовых граждан. Однако почти отсутствовали комплексные теоретические исследования, что свойственно и работам современных ученых. Чрезмерная политизация жизнедеятельности отразилась и на научных изысканиях.

Разными авторами гражданственность рассматривается по-разному: от широкого смысла его понимания как «активной и сознательной включенности в дела политического сообщества и готовности выступать в роли гражданина», до более узкого -«гражданственность - интегративное качество личности, включающее в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [5].

Существует мнение о том, что идею гражданственности следует воспринимать как вненациональное образование, так как правовой опыт показывает, что в мире практически нет государств со стопроцентным мононациональным населением [2].

Следовательно, интегративность понятия «гражданственность» в этом случае заключается в том, что она сплачивает людей разных национальностей как представителей, граждан единого государства. Таким образом, гражданственность, на наш взгляд, -это проявление не только патриотизма, но и дружбы народов людей разных национальностей, являющихся гражданами одного государственного образования, это единение людей по территориальной общности, национальной и религиозной принадлежности (не обязательно), общности исторической памяти. При соблюдении конституциональных норм, основных прав и свобод личности этот фактор разобщающего значения не имеет, однако, при их ущемлении может приобрести негативный характер.

В значительной части диссертационных работ последних лет по исследуемой проблеме исследователи акцентируют внимание на знаниевом подходе к решению обозначенной проблемы. Вступая в полемику с ними, мы утверждаем, что, согласно поэтапному алгоритму процесса воспитания, знания, не подкрепленные адекватными им убеждениями, чувствами и поведением, не подтверждают сформированности искомого качества. Исходя из этого, полагаем, что эффективность процесса гражданского воспитания старшеклассников будет обеспечена включением их в такие виды социально-значимой деятельности, как: социально-милосердная, общественно-полезная, трудовая, управленческая и т.п. Оптимальными возможностями для формирования гражданской культуры как результата гражданского воспитания в условиях школьного обучения обладает воспитательный процесс. Мониторинг воспитательного процесса показал следующую динамику формирования гражданской культуры в экспериментальных классах (табл. 1).

Анализируя приведенные материалы, мы пришли к следующим выводам:

1. Гражданственность является стержневым качеством личности, определяющим смысл существования человека; небезразличное отношение к утвердившимся в общественном (общенациональном (российском) и национальном)) сознании ценностям;

2. Эффективность гражданского воспитания старшеклассников обусловлена взаимодействием социальных институтов воспитания.

3. В формировании гражданственности особая роль принадлежит семье, обес-

печивающей базовую культуру личности старшеклассника.

4. Воспитание гражданственности является приоритетным направлением государственной политики.

5. Воспитание гражданственности является актуальной социальнопедагогической проблемой.

6. Гражданственность является социально востребованным качеством личности на современном этапе.

7. Сущность гражданственности - в интегративности, следовательно, она формируется в процессе комплексного решения задач воспитания (гражданственность подразумевает собой патриотизм, как нравственное свойство личности, а патриотизм, в свою очередь, формируется как гражданское и нравственное свойство личности).

Таблица 1

Сравнительный анализ составляющих гражданской культуры _____у старшеклассников (начало и конец эксперимента)________________

Составляющие гражданской культуры Начало эксперимента Э/К Конец эксперимента Э/К Начало эксперимента Э/К Конец эксперимента Э/К

Патриотизм 32/20,1% 44/27,6% 31/20% 30/18,6%

Гражданская позиция 35/22% 53/33,3% 36/22,6% 38/24%

Социальная активность 37/23,2% 25/15,7% 38/24% 36/22,6%

Проявление толерантности 40/25,1% 32/20,1% 40/25,1% 36/22,6%

Гуманность 13/8,1% 3/1,9% 12/8% 12/8%

ЛИТЕРАТУРА

1. Прутченков, А. Парадоксы гражданского образования в современной России / А. Прутченков, Т. Новикова // Высшая школа. - 2006. - № 10. - С. 2-5.

2. Гаязов, А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе : дис. ... д-ра пед. наук / Гаязов А.С. - Бирск, 1996. - 145 с.

3. Ермоленко, Н.В. О воспитании нравственности, гражданственности и патриотизма в процессе обучения в военном вузе // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XII Всерос. на-уч.-практ. конф., 17-19 мая 2004 г. - Челябинск : Изд-во «Образование», 2006. - Ч. 2. -С. 31-33.

4. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Год 2002 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. - Махачкала : [б.и.], 2004. - 39 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 567 с. - (Высш. образование).

6. Танюхин, Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук / Танюхин Ю.А. - СПб., 1997. - 189 с.

7. Хаджалова, Х.М. Социальные проблемы Республики Дагестан // Народонаселение. - 2006. - № 2. - С. 134.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.