Научная статья на тему 'Гражданское воспитание как компонент политической социализации'

Гражданское воспитание как компонент политической социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
648
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ / ЗАРОЖДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / CIVIC EDUCATION / INTERNAL AND EXTERNAL ASPECTS OF POLITICAL SOCIALIZATION / THE ESSENCE AND GOALS OF CIVIC EDUCATION IN THE HISTORY OF RUSSIA / THE ORIGIN OF VARIOUS TYPES OF POLITICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аманова Л. М.

Выявляется соотношение понятий «гражданское воспитание» и «политическая социализация», проводится анализ становления и развития гражданского воспитания в России как компонента политической социализации личности. Рассматриваются взаимоотношения личности и власти. Показывается, как реализация различного содержания гражданского воспитания сказывалась на зарождении различных типов политической социализации личности в истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The civic education as a component of the political socialization

In the present article the correlation of notions of the civic education and the political socialization is revealed. The formation and the development of the civic education as a component of a personal political socialization in Russia are analyzed. Mutual relations between personality and power are examined. The article shows the realization of different contents of the civic education the foundation of different types of the personal political socialization in the Russian history.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание как компонент политической социализации»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 296-300.

УДК 32(07): 34 Л.М. Аманова

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Выявляется соотношение понятий «гражданское воспитание» и «политическая социализация», проводится анализ становления и развития гражданского воспитания в России как компонента политической социализации личности. Рассматриваются взаимоотношения личности и власти. Показывается, как реализация различного содержания гражданского воспитания сказывалась на зарождении различных типов политической социализации личности в истории России.

Ключевые слова: гражданское воспитание, внутренний и внешний аспекты политической социализации, сущность и цели гражданского воспитания в истории России, зарождение различных типов политической социализации.

Новейшая политическая история России конца XX - начала XXI вв. столкнулась с невиданным по глубине кризисом молодежной политики. Отсутствие четко обозначенных ориентиров, общенациональных ценностей и приоритетов развития, конъюнктурная линия на деидеологизацию российского общества привели к фактически полному свертыванию политического воспитания подрастающего поколения. Современная система образования полностью переключилась на реализацию задач обучения учащихся, а вопросы воспитания практически ушли из образовательных учреждений. Социальные и экономические проблемы постсоветского периода развития нашей страны выявили особую значимость гражданского воспитания подрастающего поколения.

Понятие «гражданское воспитание» в качестве исходного имеет родовую педагогическую категорию - категорию «воспитание», которая имеет в современной педагогической науке десятки трактовок. При определении понятия «воспитание» можно четко выделить два направления. Первое основано на взгляде на ребенка как на объект педагогического процесса, где важнейшими факторами в развитии человека становятся внешние воздействия, формирующие личность. Этот взгляд на воспитание как управление, влияние, воздействие характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе: цель развития -его социализация с позиций максимальной общественной полезности. Второе направление отражает новый взгляд на ребенка как на субъект воспитания, осознание и признание ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признание его способности и права на саморазвитие, признание субъект-субъектных отношений. В этом случае ребенок не только активный субъект воспитания, он выступает как объект и субъект культуры [1].

В рамках социоцентрического подхода значение воспитания в узком смысле слова очень точно отразил С.Д. Поляков, давший следующее ее определение: воспитание - это приоритетно «целенаправленное влияние на ценностно-мотивационную сферу человека». В процессе воспитания у человека формируется система «личностных смыслов» (А.Н. Леонтьев), т. е. система значимых для человека отношений к окружающей действительности и самому себе, которая проявляется через его интересы, мотивы, установки, стремления, ценности. Воспитание - всегда целенаправленный процесс, предполагающий определенное (более или менее жесткое) преобразование, изменение системы личностных смыслов человека, © Л.М. Аманова, 2012

целью которого является социализация в условиях данного общества. Результатом преобразования ценностно-мотивационной сферы человека для социализации его в политической системе общества будет политическая социализация личности, то есть процесс постоянного воспроизводства и развития политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие человеком (людьми) ее норм, ценностей и моделей политического поведения [1; 2].

Политическая социализация применительно к конкретной личности имеет внутренний (личностный) и внешний (социальный) аспекты данного процесса. Внутри-личностный аспект политической социализации зависит от природно-биологических и социально-психологических качеств человека, он характеризует процесс самопознания, самовоспитания и самореализации личности, что предполагает включение процессов идентификации, адаптации и ориентации человека в политизированном социуме. С точки зрения политологии идентификация означает осознание человеком принадлежности его к определенной группе, помогающей осваивать политические нормы и ценности; адаптация характеризует приспособление индивида к изменяющейся политической действительности, выработку приемов и способов освоения окружающей среды; ориентация позволяет человеку в соответствии с его возможностями определить свою роль и статус в политической системе, соотнести их со статусами других индивидов. Внешний аспект политической социализации характеризует общесоциальное воздействие на личность и охватывает политическое образование, интеграцию и поведение личности. Политическое образование предполагает получение индивидом элементарных знаний о политике, привитие определенных умений и навыков политической деятельности, воспитание в соответствующих политических традициях. Интеграция означает положительную реакцию социума в отношении индивида, воспитание у него потребности в сохранении целостности той политической системы, в которую он интегрируется. Поведение характеризует активную и сознательную политическую деятельность индивида [3; 4].

В рамках субъектного подхода значение воспитания рассматривается как процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника по формированию уникальной целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В рамках данного подхода определение политической социализации (с учетом имеющихся определений у В. Пугачева, А. Со-

ловьева и К. Гаджиева) можно понимать как непрерывный процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом культурных ценностей, формирования у него необходимых социально-политических качеств, позволяющих ему адаптироваться в данной политической системе и ориентироваться в принятии социально полезных политических решений [3; 4]. Для достижения эффективной политической социализации любой конкретной личности в обществе необходимо выстроить соответствующий воспитательный процесс. В политологии рассматривается два вида воспитательного воздействия на личность с целью ее политической социализации: политическое воспитание и гражданское воспитание. Отношение к реализации политического воспитания подрастающего поколения в различных государствах очень неоднозначное, и это связано в основном с общественной позицией отрицания политизации дошкольного и школьного образования. Совсем другое отношение - к осуществлению гражданского воспитания молодежи, хотя понятие «гражданское воспитание» однозначно не определено в политологии, а в педагогике под гражданским воспитанием понимают «формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [5].

Пересечение объемов понятий «гражданское воспитание» и «политическая социализация» возможно, если вернуться к педагогическому определению с позиций социоцентрического подхода понятия «воспитание», конечной целью которого является социализация личности в обществе. Однако политическая социализация личности осуществляется на протяжении всей жизни человека, и в зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа: допартиципатор-ный (осуществляется первичная политическая социализация человека на эмоциональном уровне), партиципаторный (осуществляется вторичная политическая социализация, выражающаяся в непрерывной са-мокоррекции человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения) и постпартици-паторный (характеризуется значительным ослаблением политической социализации, чаще всего связанной с достижением пенсионного возраста). На различных этапах политической социализации меняются и внутренний, и внешний аспекты данного процесса, так как трансформируются социально-психологические качества человека и содержание общесоциального воздействия на личность со стороны агентов политической социализации.

Если же проанализировать определение понятия «гражданское воспитание» в современных исследованиях, то в содержание данного понятия входит процесс трансляции нравственной и правовой культуры, выстраивание равноправных взаимоотношений субъекта с различными институтами власти, с социальными группами и личностями, развитие собственных политических ориентаций самой политически активной личности. Например, гражданское воспитание - это «социально-педагогический процесс, формирующий личность как субъект моральных, экономических, правовых и политических отношений в единстве социально ориентированных мыслей, чувств и деятельности» [6]; «специализированная, систематическая подготовка людей к общественной жизни в условиях демократии, это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [7]; «сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности; основная цель - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к родине, потребности в деятельности на благо общества» [8]; «развитие, формирование качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма» [9] и другие. Иными словами, во всех определениях понятия «гражданское воспитание» просматривается и частичное содержание понятия «политическая социализация». Поэтому с позиций современного состояния развития гражданского общества в странах с демократическим устройством общественной жизни под гражданским воспитанием мы понимаем компонент политической социализации, характеризующий процесс формирования и развития плюралистического типа взаимоотношений субъекта с институтами власти, его ответственного отношения к политике, к общечеловеческим ценностям, формирование критического мышления и выборочности в восприятии политической информации.

Научное осознание понятия «гражданское общество» исследователи связывают с трудами французских просветителей XVII-

XVIII вв. Вольтера и Монтескьё как представителей первого поколения просветителей и Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж. Кондорсе как представителей второго поколения французского Просвещения. Отличительной чертой философии французского Просвещения была направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и улучшение гражданского общества.

Труды французских просветителей послужили отправной точкой для развития идей гражданского воспитания в России. К середине XVIII в. в общественно-педагогической мысли сложились два подхода к пониманию сущности и целей гражданского воспитания: утилитарно-охранительный, утверждавший идею безусловного подчинения гражданина правящему режиму (растворение личности в общем), и общественнопатриотический, развивавший идеи государственности, патриотизма, возводящих служение отечеству в ранг общественного и нравственного долга. Хотя общим идеологическим основанием обоих направлений служила система христианских религиознонравственных ценностей, представители общественно-демократического направления находили в религии источник духовного развития человека, опирались на идеалы добра, справедливости, природного равенства всех перед Богом [10]. Данное содержание гражданского воспитания обусловливало первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы и плюралистический тип взаимодействия индивида и политической системы. Сформировавшийся идеал гражданина как свободной личности, обладающей такими качествами, как мужество, бодрость духа, способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к вооруженной защите Родины, личное достоинство и честь, для России XVIII в. явился прогрессивным элементом зарождающейся политической культуры гражданского общества.

К началу XIX в. в странах Западной Европы и США после буржуазных революций идет становление национальных государств и зарождение основ либерального гражданского общества.

В первой четверти XIX в. в России гражданское воспитание как система формируется в сфере деятельности общественных организаций, находящихся в оппозиции к существующей власти. Неоднородность общественно-педагогического движения в

XIX в. проявилась в разработке трех моделей гражданского образования: либеральнодемократической; радикально-демократи-

ческой и народно-демократической [10].

Педагоги-гуманисты, придерживающиеся либерально-демократических взглядов, видели недостаток развития образования в России в том, что оно ориентировано преимущественно на нужды государства, но не на потребности духовного развития личности, осознавали необходимость защиты прав растущего человека. Такое содержание гражданского воспитания приводило к односторонней политической социализации личности, которая предполагала целенаправленное воздействие политической системы на индивида, но в то же время пред-

полагала уважение гражданских прав растущего человека.

Представители народно-демократической модели образования, придерживаясь идеала правового государства и гражданского общества, признавали самоценность человеческой личности и ориентировались на нее в определении цели воспитания: «...основной целью воспитания может быть только сам человек, т. к. все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека...» (К.Д. Ушинский) [10].

По мнению радикальных демократов, задача гражданского воспитания заключалась в подготовке молодежи к деятельности, направленной на удовлетворение разумных человеческих потребностей, органически сочетающих личные и общественные интересы, а путь, по которому следует идти каждому человеку, - это честный самоотверженный труд в интересах общества. Школа должна сформировать человека, обеспокоенного общественными делами, готового к насильственным действиям, то есть ориентированного на улучшение жизни путем ее разрушения во имя идей о всеобщем социальном равенстве. Революционеры пытались использовать школу в интересах политической борьбы, вовлечь учащихся в антиправительственную деятельность.

К концу XIX в. в российском общественном сознании уже сложились достаточно отчетливые представления о сущности гражданского общества, однако дальнейшее развитие гражданского общества, как и возможность воспитания гражданских качеств, объективно сдерживались отсутствием демократических традиций, сохранением абсолютной монархии. Кроме этого, в общественном сознании наряду с плюралистическим типом политической социализации формируется и конфликтный тип.

В начале XX в. в общественных науках России особое внимание уделялось роли истории, родного языка и словесности, географии, законоведения в развитии гражданского воспитания, национального самосознания и национальной гордости. Условием, способствующим зарождению и укреплению гражданских, патриотических чувств у подрастающих поколений, должно было явиться единство воспитательных усилий государственной власти, общества, семьи и школы. Однако Первая мировая война показала всю несостоятельность политики в сфере гражданского воспитания юношества того периода. Общество не смогло найти внутренних сил, адекватных форм и средств, которые могли бы противостоять разрушению гражданского, национального самосознания российского народа. Конфликтный тип политической социализации привел Россию к революции, установлению

тоталитарного типа взаимодействия личности и власти.

Для советского периода характерен практически полный отказ от идей прав и свобод гражданина, содержание гражданского воспитания почти полностью повторяет патриотическое воспитание, и единственным долгом гражданина являлось служение Отечеству.

Нынешнее российское общество находится на этапе становления новой формы государственности, в обществе идет смена не только экономического уклада жизни, но и социально-политической системы, политического режима, гражданских начал, ментальных основ жизнедеятельности людей. Эти процессы сопровождаются глубоким экономическим кризисом в мире, вслед за которым в экономически слабых государствах идет политический кризис. Страны Запада, не заинтересованные в становлении сильного российского государства, ведут полномасштабную идеологическую войну по подрыву ценностных оснований менталитета граждан через СМИ и масс-медиа средствами «мягкой власти» (инструментами

влияния выступают интеллектуальные паттерны, когнитивные соблазны, привлекательные идеи и символы, обольстительные визуальные и аудиальные образы). Если к этим негативным явлениям прибавить еще и необдуманно подробный разбор темных, неприглядных сторон современной действительности и исторического прошлого на школьных уроках и в средствах массовой информации, то совсем неудивительно наличие деморализованной части российского общества, для которого личная нажива является приоритетной жизненной задачей. Такую порочную практику преподавания учебных дисциплин еще в начале ХХ в. критиковал А.А. Мусин-Пушкин, который считал, что в деле гражданского воспитания недопустимы бюрократизм, формализм и излишняя регламентированность. России необходима продуманная система государственного и общественного гражданского воспитания, которая явилась бы базой для дальнейшей политической социализации личности в демократическом обществе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2000. 304 с.

[2] Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996. 80 с.

[3] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию : учеб. пособие. 4-е изд. М. : Аспект Пресс, 2002. 477 с.

[4] Общая и прикладная политология : учеб. пособие / под общей ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М. : МгСУ : Союз, 1997. 992 с.

[5] Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия, 1993. С. 224.

[6] Белозерова Л. С. Гражданское воспитание старших подростков в творческой деятельности туристических объединений : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 187 с.

[7] Антонова Е. С. Гражданско-политическое воспитание французских школьников как фактор демократизации современного европейского общества. Ш1_: http://www.tambov.orags.org/ соп1ЧпН0-09МаУапЬгюуа.с1ос (дата обращения: 10.02.2011).

[8] Астахова А. А. Вопросы гражданского воспитания на современном этапе и в трудах К.Э. Циолковского : докл. на научных чтениях памяти К.Э. Циолковского. г. Калуга. Ш1_: http://readings.gmik.ru/lekture/2006-VOPROSI-0РА2НОАМ8КО0О_УО8РІТАМІ... (дата обращения: 10.02.2011).

[9] Новиков А. М. Что воспитывается в обучающемся? Ш1_: http://www.anovikov.ru/artikle/

vospit.htm (дата обращения: 06.02.2011).

[10] История развития гражданского воспитания в России. URL: http://www.superinf.ru/view_article. php?id=262 (дата обращения: 10.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.