УДК 343.197
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
канд. юрид. наук Е.Н. ЯРМОЦ (Международный университет «МИТСО», Минск)
Рассматриваются правовая природа гражданского общества и его основные признаки. Показано, что современное состояние гражданского общества может быть охарактеризовано возрастанием его роли во всех областях общественной жизни, в том числе в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. Основными институтами гражданского общества, оказывающими влияние на профилактическую деятельность в отношении несовершеннолетних в Республике Беларусь, являются семья, школа, общественные объединения и организации, средства массовой коммуникации и др. Анализируется роль данных институтов гражданского общества в организации профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Делается вывод о том, что для осуществления эффективной ювенальной политики, а также борьбы с правонарушениями несовершеннолетних необходимо стремиться к более активному привлечению институтов гражданского общества в сфере осуществления профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Введение. Радикальные политические, экономические и социальные преобразования, произошедшие на постсоветском пространстве в конце ХХ века, актуализировали поиск новых моделей государственно-общественного устройства. В качестве одного из гарантов легитимности происходящих институциональных трансформаций выступает гражданское общество. Характер взаимоотношений гражданского общества и государства во многом определяет перспективы демократических преобразований, а также достижение социально-экономической и политико-правовой стабильности. В этой связи в законодательстве европейских государств имеется правовая база, регламентирующая основные направления развития гражданского общества, а также его роль в той или иной области государственного управления (Эстонская концепция развития гражданского общества, Стратегия венгерского Правительства по вопросам развития гражданского общества, Договор о взаимоотношениях между Правительством и общественным сектором Англии) [1].
Гражданское общество можно рассматривать как сферу, в которой зарождаются и кристаллизируются инновационные теории, идеи, взгляды, возникают новые формы общественной практики, способы коммуникации и обмена опытом. Атрибутивными признаками гражданского общества являются: легитимный характер формирования и функционирования гражданского общества, обусловленный его ин-ституционализацией в рамках правового государства; экономическая свобода, характеризующаяся многообразием форм собственности и развитием социально ориентированной рыночной экономики; способность к самоорганизации как высшей форме социальной интеграции; сочетание процесса саморегулируемости с одновременной потребностью в управляющем воздействии; наличие внутренних (самоконтроль) и внешних (общественный контроль) механизмов контроля.
Современное состояние гражданского общества может быть охарактеризовано возрастанием его роли во всех сферах общественной жизни. Параллельно увеличивается влияние гражданского общества на молодежь, а также на сферу ювенальной юстиции. В этой связи основная задача данной работы - не исследование гражданского общества как такового, а изучение его роли в предупреждении преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь.
Основная часть. Основными институтами гражданского общества в Республике Беларусь, оказывающими влияние на профилактическую деятельность в отношении несовершеннолетних, являются семья, школа, общественные объединения и организации, средства массовой коммуникации и др.
В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятых 10 декабря 1985 года, указывается на то, что «следует уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом» [2].
Особенностью институтов гражданского общества в Республике Беларусь является государственно-регулируемый характер их образования и функционирования. Гражданское общество, по мнению В.Н. Би-било, является «опосредствующим звеном между государством и человеком» [3, с. 7]. Поэтому государ-
ство в процессе осуществления своих функций должно стремиться к взаимодействию с гражданским обществом и воспринимать его как самостоятельную сферу, имеющую большое значение для самореализации личности, поддержания общественного порядка, эффективной социальной организации и управления. Следует отметить, что чрезмерная формализованность субъектов профилактической работы негативно сказывается на установлении контакта с несовершеннолетними правонарушителями, поскольку «трудные» подростки, как правило, уклоняются от влияния взрослых. Как показывает практика некоторых зарубежных государств (Германия), наибольший успех в сфере профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями достигается посредством установления неформального контакта с молодыми людьми в общественных местах, благодаря чему удается получить самую достоверную информацию о их социальных проблемах и потребностях [4, с. 116].
В Республике Беларусь в 90-х годах ХХ века ранее действовавшие институты общественного контроля в отношении несовершеннолетних правонарушителей (добровольные народные дружины, оперативные студенческие отряды, советы наставников, родительские комитеты при школах и домоуправлениях, общественные обвинители и общественные защитники, общественные воспитатели, общественные инспекторы отделов народного образования) были упразднены как не соответствующие новым реалиям развития белорусского общества и государства. Однако новые и эффективные механизмы взамен предложены не были. В этой связи актуальным является вопрос о совершенствовании деятельности существующих общественных объединений, а также о создании и последующей институционализации специализированных учреждений, участвующих в реализации правоохранительной функции государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В ходе анкетирования, проведенного среди сотрудников правоохранительных органов Республики Беларусь, выяснилось, что к расширению практики участия институтов гражданского общества в сфере предупреждения подростковой преступности положительно отнеслись 66,7 % судей, 65,2 % прокурорских работников, 81 % адвокатов и 36,4 % сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних.
В пункте 2.13 Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010 -2012 годы предусмотрено положение, обязывающее «принимать меры по активному привлечению к деятельности по профилактике правонарушений детские, молодежные и другие общественные объединения», а также осуществлять меры по более широкому вовлечению несовершеннолетних, находящихся «в социально опасном положении или состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, в культурно-массовые, спортивные и туристические мероприятия» [5].
В настоящее время в Республике Беларусь наиболее известной и многочисленной молодежной общественной организацией является ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее - БРСМ), образованный в сентябре 2002 года. Согласно пункту 2.3 Устава БРСМ, организация принимает участие в формировании и реализации государственной молодежной политики [6]. Кроме того, БРСМ является соисполнителем практически всех государственных программ, направленных на патриотическое воспитание молодежи, а также профилактику негативных явлений в молодежной среде. Так, Министерством внутренних дел Республики Беларусь совместно с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь была утверждена Инструкция «О порядке взаимодействия органов внутренних дел, прокуратуры и общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодежи" при осуществлении профилактики правонарушений среди молодежи» [7], действие которой распространяется на все категории несовершеннолетних, указанные в статье 5 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8].
Как отмечает А.Г. Солодовников, на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состоит около 20 тысяч подростков, совершивших правонарушения [9, с. 29]. В настоящее время деятельность инспекций по делам несовершеннолетних ориентирована на поиск неформальных методов работы с правонарушителями. Так, инспекции по делам несовершеннолетних по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь проводят работу по созданию в учреждениях образования клубов, основной направленностью деятельности которых является охрана правопорядка. Например, в гимназии № 3, средней школе № 79 города Минска функционируют клубы «Юных друзей милиции» [10; 11], основными задачами которых являются организация шефской работы и досуга с учащимися школы, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, а также профилактика пьянства и наркомании среди учащихся [12, с. 145 - 147]. Положительные результаты были достигнуты в ходе создания при инспекциях по делам несовершеннолетних добровольных дружин из числа студентов высших учебных заведений. На базе воинских частей республики в летний период успешно функционируют военно-патриотические лагеря для подростков, в том числе для несовершеннолетних правонарушителей (в настоящее время в Республике Беларусь имеется более 170 таких лагерей) [13].
На состояние преступности несовершеннолетних значительное влияние оказывает фактор занятости молодежи в процессе обучения, а также развитость досуговой сферы. Согласно статистическим показателям, в 2009 году нигде не работающими и не учащимися подростками было совершено 36,9 % преступлений [14, с. 49], что выразилось в активизации деятельности по организации общественного контроля за фактами беспризорности и безнадзорности подростков, а также за сферой их досуга. Так, на основании решения Минского горисполкома от 9 февраля 2006 года № 202 «Об утверждении комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Минске на 2006 - 2010 годы», в целях активизации профилактики и предупреждения безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, а также для формирования их законопослушного поведения в средней школе № 83 имени Г.К. Жукова города Минска был создан родительский патруль [15, с. 15 -16]. Родительский патруль представляет собой добровольное объединение граждан, основными задачами которого являются предупреждение, пресечение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность, предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних [16].
В зарубежных государствах наряду с общественными объединениями и организациями существенную роль в предупреждении правонарушений несовершеннолетних играет деятельность волонтеров-добровольцев, направленная на предотвращение девиантного поведения несовершеннолетних, а в случае совершения подростком правонарушения - на профилактическую работу с ним [17, с. 72]. В Беларуси целесообразным является создание условий для привлечения молодежи к деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также к работе с несовершеннолетними правонарушителями в качестве добровольных волонтеров. Формы работы добровольных волонтеров могут быть представлены посредством нахождения волонтеров в местах наибольшего скопления подростков в свободное от занятий время (центр города, вокзалы и др.), а также - непосредственно в районе проживания. Появление так называемой «уличной» социальной работы было обусловлено необходимостью контроля за той частью молодежи, которая не склонна обращаться в молодежные центры досуга и отдыха и вместе с тем имеет предрасположенность к девиантному поведению (беспризорные, безнадзорные, футбольные фанаты, наркоманы и др.) [18, с. 446]. Деятельность волонтеров в Республике Беларусь может быть стимулирована следующим образом: надбавка к стипендии учащимся волонтерам, если она имеется, бесплатный проезд в общественном транспорте, посещение курсов по психологии или иностранным языкам на льготной основе, изучение которых представляет наибольший интерес для молодежи.
Важную роль и большую поддержку государству в работе с подростками, в том числе с несовершеннолетними правонарушителями, оказывает международное общественное объединение «Понимание», созданное в 2000 году. Деятельность объединения направлена на защиту материнства и детства, оказание психологической помощи и поддержки детям, на работу с неблагополучными семьями, участие в проектах и программах, развивающих научно-практическую базу в области психологии. Один из аспектов деятельности общественного объединения «Понимание» - оказание комплексной психологической помощи детям-жертвам и свидетелям различных видов насилия, а также торговли людьми. Специалисты объединения оказывают бесплатные услуги по психологической подготовке ребенка к проведению допроса и иных следственных действий органом, ведущим уголовный процесс, психологической (психотерапевтической) реабилитации и реинтеграции подростка в общество [19]. Проведение данной работы с подростками особенно важно, поскольку в ряде международных правовых актов закрепляется необходимость обеспечения их минимального контакта с правоохранительными органами, а также социально-психологического сопровождения несовершеннолетних на всех этапах производства по делу.
Высококвалифицированную социальную, социально-педагогическую, юридическую, психологическую и реабилитационную помощь нуждающимся осуществляет Минский городской центр социальной помощи семье и детям. Центр безвозмездно оказывает услуги населению на основании добровольного обращения семьи либо по направлению других организаций. В структуру центра входят следующие подразделения:
- информационно-методическое отделение;
- отделение психологической помощи;
- отделение помощи семье в кризисной ситуации;
- отделение социально-педагогической реабилитации.
В дальнейшем центр может оказывать неоценимую помощь в деятельности территориальных органов пробации, в частности в разработке и реализации программ социальной коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей, оказании социально-педагогической помощи по вопросам адаптации ребенка в социуме и др. Кроме того, одним из направлений деятельности центра является проведение тематических групповых занятий для подростков и молодежи, которые могли бы посещать и несовершеннолетние правонарушители.
В современном обществе в качестве важнейшего источника получения информации, а также инструмента формирования общественного мнения выступают средства массовой коммуникации. В Республике Беларусь государство уделяет особое внимание проблемам борьбы с преступностью несовершеннолетних, что находит отражение в наличии обширной законодательной базы по правам ребенка не только в виде нормативных правовых актов, но и в электронных ресурсах сети Интернет. Так, в августе 2008 года Национальный центр правовой информации Республики Беларусь по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь разработал Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by), представляющий собой информационно-правовой ресурс, призванный решать задачи по формированию правовой культуры личности в современном обществе, повышению уровня образования и правосознания детей, а также их родителей. Активную помощь в развитии и обновлении сайта оказывает Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Сайт состоит из двух частей - игровой и информационной. На главной странице сайта расположены следующие разделы: «Новости», «Юридическая азбука», «Правовые лабиринты», «Путешествие в прошлое», «Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях» [20]. На сайте в простой, доступной и интересной форме изложена правовая информация для детей и их родителей. В этом отношении Детский правовой сайт выступает в качестве эффективного средства ранней профилактики противоправного поведения в подростковой среде.
Заключение. Для осуществления эффективной ювенальной политики, а также борьбы с правонарушениями несовершеннолетних необходимо стремиться к более активному привлечению институтов гражданского общества в сфере осуществления профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государство и гражданское общество: практика эффективного взаимодействия. Международный опыт: сб. ст. и докл.; сост. Е.Б. Тонкачева, Г.Б. Черепок. - Минск: ФУАинформ, 2009. - 266 с.
2. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), 10 дек. 1985 г. // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2012.
3. Бибило, В.Н. Судебная власть в уголовном судопроизводстве / В.Н. Бибило. - Минск: Право и экономика, 2001. - 210 с.
4. Гребёнкин, Е.В. Социально-педагогическая профилактика агрессии и насилия среди несовершеннолетних в ФРГ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Гребёнкин; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Омск, 2005. - 168 с.
5. Об утверждении Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010 -2012 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 сент. 2010 г., № 485 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 235. - 1/11967.
6. Устав ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» // Официальный интернет-портал Минского горисполкома [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://minsk.gov.by/ru/org/3838/ /айасЬ/са3449аШт. - Дата доступа: 09.06.2011.
7. Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел, прокуратуры и общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» при осуществлении профилактики правонарушений среди молодежи: постановление М-ва внутр. дел, Ген. прокуратуры Респ. Беларусь, 31 июля 2008 г., № 223/21-09д-77 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2008. - № 199. - 8/19286.
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Респ. Беларусь, 31 мая 2003 г., № 200-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. -№ 64. - 2/949.
9. Солодовников, А.Г. Роль органов внутренних дел в системе защиты прав детства / А.Г. Солодовников // Перспективы введения института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Беларусь: материалы круглого стола, Минск, 29 нояб. 2006 г. / Постоянная комиссия Палаты представителей Нац. собр. Респ. Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, Нац. комитет по правам ребенка, М-во образования Респ. Беларусь, Представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Респ. Беларусь. - Минск, 2006. - С. 27 - 29.
10. Системы образования // Минск - ГОУ Гимназия № 3 [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://educationsystems.infolitem2260.html. - Дата доступа: 12.01.2011.
11. СШ № 79 // Минск - СШ № 79 [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://deti.360.by/ /category-school-item-15812.html. - Дата доступа: 12.01.2011.
12. Примерное Положение об отрядах юных друзей милиции (ЮДМ) // Спутник лидера детского правоохранительного движения / сост. А.А. Ананенко, В.Н. Поддубский. - Минск, 2009. - С. 145 - 148.
13. В Беларуси создано более 170 военно-патриотических лагерей [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://telegraf.by/belarus/2007/06/24/work/. - Дата доступа: 12.01.2011.
14. Володарский, П.Г. Практическое пособие для комиссий по делам несовершеннолетних / П.Г. Володарский. - М.: Юрид. лит., 1964. - 143 с.
15. Решение Минского городского исполнительного комитета от 09.02.2006 № 202 «Об утверждении комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Минске на 2006 - 2010 годы» // Минский курьер. - 2006. - 10 апр. - С. 15 - 16.
16. Положение о родительском патруле СШ № 83 им. Г.К. Жукова // Средняя школа № 83 [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://sch83.minsk.edu.by/main.aspx?uid=20134.html. - Дата доступа: 22.09.2010.
17. Моров, А.В. Социально-педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных учреждений по профилактике девиантного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Моров; Ин-т соц.-пед. проблем сельской школы Рос. акад. образования. - М., 2004. - 169 л.
18. Медведева, Л.А. Модернизация профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в России на примере опыта волонтеров зарубежных стран / Л.А. Медведева // Модернизация правовой системы России: проблемы теории и практики: Муромцевские чтения: материалы XI междунар. науч. конф., Москва, 14 апр. 2011 г.; под ред. Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева. - М.: РГГУ, 2011. - С. 444 - 448.
19. О понимании. Наша история // Международное общественное объединение «Понимание» [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.ponimanie.org/about/. - Дата доступа: 02.06.2012.
20. Детский правовой сайт // [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.mir.pravo. by.html. - Дата доступа: 22.09.2010.
Поступила 05.07.2013
THE ROLE OF CIVIL SOCIETY IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY
A. YARMATS
The article describes the legal nature of civil society and its main features. The current state of civil society is characterized by the increase of its role in all areas ofpublic life, including the prevention ofjuvenile delinquency. Basic institutions of civil society, influencing the prevention activities of minors in the Republic of Belarus are the family, school, community associations and organizations, mass media, etc. The role of these institutions of civil society organizations in preventive activities ofjuvenile offenders is analyzed. It is concluded that the implementation of an effective juvenile policy and the fight against juvenile delinquency should strive for a more active involvement of civil society in the implementation ofprevention ofjuvenile offenders.