Научная статья на тему 'Гражданское образование в истории государственной политики'

Гражданское образование в истории государственной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Наталья Анатольевна

Анализируются изменения в содержании и методах гражданского образования в зависимости от смены государственной политики в историческом развитии российского общества, начиная с 1960-х годов до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование в истории государственной политики»

дарства антирелигиозная пропаганда имела колоссальное значение. Союз безбожников был создан с целью формирования общественного фундамента политики государственного атеизма, фактически проводившейся в СССР. Необходимо было сформировать новое сознание у народных масс, которые на протяжении многих веков исповедовали одну религию, которую предлагалось заменить на безапелляционную веру в коммунистическую партию и вождя. Таким образом, в короткие сроки были сломаны многовековые традиции русского народа, основанные на православной религии.

Н.А. ГРИГОРЬЕВА (Волгоград)

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Анализируются изменения в содержании и методах гражданского образования в зависимости от смены государственной политики в историческом развитии российского общества, начиная с 1960-х годов до настоящего времени.

Гражданское образование традиционно рассматривается в числе приоритетов государственной политики как императив национальной безопасности. Оно, независимо от режима, характера властных отношений, типа государства, является эффективным механизмом решения государственных проблем. На протяжении второй половины XX в. менялись его содержание и механизмы реализации в массовой педагогической практике. Каждый исторический период развития общества характеризуется специфичностью содержания и методов гражданского образования. Данная общественная подсистема представляет собой единый комплекс, стержнем которого являются политическое, правовое и нравственное образование и воспитание граждан.

В начале 1960-х годов в СССР остро ощущался кадровый голод. Во многих

отраслях производства не хватало специалистов с юридическим образованием. В 1964 г. принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране»1, в котором констатировалась серьезная кадровая проблема, от решения которой зависело и состояние гражданского образования в целом. Речь шла о том, что даже среди работников органов прокуратуры, судов, адвокатуры многие не имели высшего юридического образования. Краевыми комитетами предлагались различные варианты решения данной проблемы: открытие юридического института (предложение Хабаровского комитета), преобразование историко-правового факультета государственного университета в юридический (вариант Приморского комитета) и т. п.

Кадровый голод ощущался и в ПТУ, в которых, согласно решению ЦК КПСС, в 1963/64 учебном году был введен курс обществоведения, нацеленный на формирование политико-правовой грамотности обучающихся, но отсутствовали специалисты, которые могли бы его преподавать. В середине 1960-х годов получила распространение практика повышения квалификации преподавателей обществоведения техникумов и технических училищ. Это объяснялось не только новизной и сложностью нового учебного курса, но и тем обстоятельством, что «курс обществоведения играет исключительно важную роль ... во всей системе идейно-политического воспитания молодых специалистов»2. После опыта годичного преподавания данного курса городские предметные комиссии социально-экономических дисциплин рекомендовали увеличить количество часов на его изучение, создать учебники для каждого типа учебных заведений, где он изучается, а также рассмотреть наиболее сложные вопросы, связанные с методикой его преподавания, на всесоюзном совещании. Впервые прозвучало предложение о создании в рамках данного курса специального раздела «Конституция СССР»3. В этот период среди преподавателей высших и сред-

1 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 37. Д. 112.

2 Там же. Д. 113.

3 Там же.

© Григорьева Н.А., 2007

них профессиональных учебных заведений шли дискуссии о политико-правовом образовании студентов. Официальная позиция заключалась в отождествлении политико-правового образования и идейно-по-литического воспитания, вменяемого в обязанность преподавателям кафедр общественных наук1.

Однако существовала и иная точка зрения. Многие преподаватели предлагали «свести преподавание общественных наук в вузах к изучению вопросов текущей политики». Безусловно, речь шла не об изъятии предметного содержания из программ институтов и университетов, а о расширении его за счет обсуждения острых, дискуссионных проблем современности2. Эти вопросы рассматривались на республиканском уровне. Вопросы усиления политико-воспитательной работы среди студенческой молодежи относились к приоритетным на семинарах, совещаниях преподавателей общественных наук высших и средних профессиональных учебных заведений. С 1970-х годов акцент в гражданском образовании сместился в сторону воздействия на правосознание личности, что привело к изменениям в системе высшего образования. Так, в педагогических вузах появилась специальность № 2108 «История» с дополнительной специальностью «Советское право». В Ленинградском государственном педагогическом институте им.

А.И. Герцена на кафедре методики преподавания истории, обществознания и права разрабатывались проблемы оптимизации понимания правовой информации, потенциала межпредметных и внутрикурсо-вых связей при изучении вопросов права в курсе обществознания (Н.И. Элиасберг); правомерного поведения учащихся, формирования правовых установок школьников (С.А. Морозова). Активно изучалась практика внедрения идеи воспитания личности в процессе изучения Конституции СССР, а также ее коммунистического мировоззрения (А.Ф. Никитин, В.М. Коро-тов). Значимые результаты для педагогической общественности были получены при исследовании проблем формирования правосознания школьников (Л.М. Корниенко) и правовых ориентаций в процессе обучения (Н.Г. Суворова). Особое направление

1 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 136.

2 Там же.

научных исследований в 1980-е годы составляла проблема формирования гражданственности как интегративной характеристики социально-политических, правовых и нравственных качеств личности в процессе образования (Е.В. Известнова, Н.П. Чумакова, Т.А. Шингирей и др.). Мерой гражданственности выступали степень и характер осознания и использования человеком своих прав и обязанностей по отношению к государству.

Первое учебное пособие для студентов педагогических институтов «Методика правового воспитания учащихся» появилось в 1982 г. Через два года авторский коллектив (В.В. Берман, Г.П. Давыдов, И.Я. Лернер, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов и др.) подготовил пособие «Методика преподавания основ Советского государства и права».

В «Рубрикаторе ГАСНТИ», содержащем информацию о каждой научной отрасли, развивающейся в стране, науки об обществе занимали приоритетные позиции, им отводились первые 26 мест. Разделы «Государство и право» и «Политика» занимали соответственно десятое и одиннадцатое места. Каждая отрасль имела свои спецификации, за исключением раздела «Политика». Это было единственное исключение из общего контекста. Только 4 ноября 1988 г. вышел приказ ГКНТ №386, в соответствии с которым политология была внесена в реестр академических дисциплин. Последовавший затем приказ ВАК от 25 января 1989 г. №16 стал основанием для открытия кафедр политологии и ученых советов. Это привело к преобразованию кафедр научного коммунизма и истории КПСС в кафедры политологии.

В конце 1980-х годов наступает качественно новый этап в гражданском образовании. Акцент в образовательной политике ставится на правовом просвещении. Если в предыдущие десятилетия речь шла об обеспечении, прежде всего, законопослушности, то теперь главной целью стало развитие гражданского самосознания. Руководство страны провозгласило в качестве ориентира переустройство общества на основе «совершенствования социализма». Этот курс сопровождался постепенным сокращением зон, закрытых для критики, отказом от многих идеологем. Новая политическая ситуация открыла возможность для переоценки ценностей. На смену лозунгу «Больше социализма!» был выдви-

нут лозунг «Больше демократии!». Идея общечеловеческих демократических ценностей вытесняла жесткий классовый подход к политической демократии. Широко дискутировались вопросы разделения властей, парламентаризма, правового государства, естественных и неотъемлемых прав человека. Были приняты законы, открывшие возможность альтернативных политических выборов. Прежняя модель политического мира стала несостоятельной. Начался процесс демонтажа существовавшей в СССР централизованной системы гражданского образования. Под предлогом борьбы с авторитаризмом советской школы, необходимости перехода к «педагогике сотрудничества» прозвучали требования отказаться от «политизированной системы воспитания», от организации воспитательного процесса. При этом всячески пропагандировались зарубежные системы образования - как самые цивилизованные и прогрессивные1.

В этой ситуации Указ № 1 Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»2, содержащий перечень мер, направленных на обеспечение нормального функционирования системы образования, так и остался нереализованным. Отсутствие стратегии развития образования, неясность целей образовательной политики, размытость статуса гражданского образования привели к тому, что идея приоритетного финансирования сферы образования осталась непонятной для властных структур3. Ситуация в сфере гражданского образования характеризовалась рядом принципиальных моментов. С одной стороны, переходный характер развития российского общества, его нестабильность сказались на состоянии научного знания, не позволили создать фундаментальную концепцию гражданского образования. С другой стороны, высшая школа как социальный институт не способна эффективно функционировать в услови-

1 Чернышев, Г.С. Государственная политика в сфере школьного образования России: история, опыт, проблемы: дис. ... д-ра ист. наук / Г.С. Чернышев. М., 2005. С. 294.

2 Бюллетень Государственного Комитета СССР по народному образованию. Серия: Профессиональное образование. 1991. №10. С. 2 - 3.

3 Громыко, Ю. России нужна национальная

доктрина образования / Ю. Громыко // Нар. об-

разование. 1997. №7. С. 3.

ях идеологического, мировоззренческого вакуума, отсутствия стратегических ориентиров.

Кризис в развитии страны на рубеже 1980 - 1990-х годов сказался на дальнейшем развитии гражданского образования. Фактически все решения Министерства образования РФ в этот период сопровождались дискуссиями представителей педагогической общественности по различным методологическим и методическим аспектам. В этот период была предпринята попытка решить назревшие проблемы путем разработки и принятия нормативных документов, которые стали бы основой для перехода к новой модели гражданского образования. Традиционно при разработке нормативной базы используется принцип «от общего к частному». В таком случае последовательность формирования нормативно-правовых основ должна быть следующей: национальная доктрина образования - федеральная программа развития образования - Федеральный закон «Об образовании» - подзаконные нормативные акты. В условиях «шоковой терапии», «малых гражданских войн» логика оказалась нарушена. В 1992 г. была принята новая редакция Закона РФ «Об образовании»; в 1994 г. .правительство утвердило федеральную программу развития образования, которую Государственная Дума Так и не поддержала; только в 1998 г. было принято решение о создании комиссии по разработке проекта Национальной доктрины развития образования Российской Федерации4.

В сфере гражданского образования удивительно переплетались новые реалии и традиции приоритетности служения государству. Царили формальные правила и «воспитание правдой»5. В этот период гражданское образование рассматривалось академическими учеными, педагогами, политиками как своеобразный инструмент познания окружающей действительности. Для страны, находящейся в состоянии системного кризиса, организация такого образования являлась залогом стабильности и управляемости в построении демокра-

4 Смолин, О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией / О.Н. Смолин // Педагогика. 1997. №7. С.З.

5 Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. С. 225.

тического общества. Начиная с середины 1990-х годов представители академической науки констатировали факт, что «в российские университеты и институты приходят выпускники средних учебных заведений, не обладающие даже самыми минимальными представлениями о гражданственности и правах человека. Они заканчивают вузы, в своем абсолютном большинстве оставаясь столь же неграмотными в данном отношении»1. Речь шла о колоссальном дефиците гражданско-правовых знаний и навыков, который из общеобразовательной школы переносится в высшие учебные заведения, чьей задачей является подготовка специалистов.

Ситуация осложнялась и состоянием научного знания: первая научная конференция по проблемам политического образования состоялась только в 1993 г., Первый Всероссийский конгресс политологов был организован в 1998 г. Только тогда стало очевидно, что политология в России развивается в русле двух парадигм: как академическая наука и как политтех-нология, прикладная политология. В системе переподготовки кадров впервые был прочитан курс члена-корреспондента РАН Ю.С. Пивоварова «Национальные школы политологии». Продолжалась и борьба приоритетов в сфере узкой специализации и университетского знания, являющаяся традиционной для отечественной системы образования. Она характерна для государственной образовательной политики последнего столетия. Еще С.Н. Булгаков отмечал, что «ремесленный специалист не должен убивать в себе мыслителя, тоскующего о цельном знании», иначе университет превращается в политехникум, «обозначающий место соединения разных специальностей»2. Однако политология и право не вошли в перечень обязательных дисциплин университетского образования, на государственном уровне была узаконена тенденция превалирования профессиональной подготовки над образованием.

В конце 1990-х годов в российских университетах насчитывалось около 280 кафедр политологии (5% социально-гуманитарных кафедр) и 2800 преподавателей, из кото-

1 Щербинин, А.И. Государь и Гражданин / А.И. Щербинин // Полис. 1997. №2. С.171.

2 Булгаков, С.Н. Под знаменем университета / С.Н Булгаков // Избранные статьи. М., 1993. Т.2. С. 276.

рых только 5% владели компьютерной грамотой и 2% - иностранными языками. Существовало мнение, что преподавание политологии необходимо только для студентов профильных факультетов, чтобы избежать реанимации научного коммунизма (как правило, данные кафедры создавались на базе кафедр научного коммунизма, истории КПСС). Опрос студентов 40 вузов России, проведенный в 1996 г., показал, что по степени полезности политология занимает для них одно из последних мест среди предметов социально-гуманитарного цикла3.

Совершенствование преподавания по-литико-правовых дисциплин было поддержано Институтом «Открытое общество», Национальным фондом подготовки кадров, предлагавшим распространение результатов проектов. В конце 1990-х годов активизировались исследования по созданию авторских систем гражданского образования. Каждая из таких систем проходила апробацию в масштабе отдельных регионов или страны в целом. В немалой степени гражданскому образованию способствовали появление юридических клиник при вузах, распространение дискуссионных клубов, студенческих парламентов и других как новых, так и традиционных форм гражданского образования.

В настоящее время в государственном образовательном стандарте высшей школы указано, что «к объектам профессиональной деятельности специалиста-поли-толога относятся образовательные и научно-исследовательские институты, органы государственной власти и местного самоуправления, консультационные центры, общественно-политические организации»4. Именно общественные организации в 1990-х годах выступили инициаторами становления системы гражданского образования. В 1991 г. появились первые центры гражданского образования. В июне 1998 г. в Красноярске состоялась международная конференция по проблемам гражданского образования. В работе конференции приняли участие институт по международно-

3 Сериков, В.В. Проблемы политологического образования / В.В. Сериков // Современная Россия: власть, общество, политическая наука: материалы Первого Всерос. конгресса политологов. М., 1999. С.288 - 289.

4 Щербинин, А.И. Политическое образование / А.И. Щербинин. М.: Весь мир, 2005. С. 249.

му сотрудничеству немецкой Ассоциации народных университетов, Совет Европы, Британский Совет, Российская ассоциация «За гражданское образование» и др. Сама организация конференций свидетельствовала о том, что ведущим субъектом гражданского образования остаются институты гражданского общества.

Большая работа в области создания различных методик обучения основам политических и правовых наук проводилась Молодежным центром прав человека и правовой культуры российского правозащитного движения. Специалисты Центра доказывали, что каждый человек должен сам вырабатывать свою позицию по различным вопросам, касающимся прав человека1. Разработанные ими учебные курсы опираются на международное и современное российское законодательство. Предлагаемая методика нацелена на развитие не только интеллектуальных, но и коммуникативных, социальных навыков. В 1999 г. в Санкт-Петербурге начал функционировать Гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI в.». Под руководством Н.И. Элиасберг объединились ученые, педагоги, юристы, правозащитники. Результаты их деятельности нашли отражение как в научной области (была обоснована концепция этико-правового воспитания), так и в практической. В Казахстане, Киргизии, странах ближнего зарубежья появились учебные заведения, успешно работающие по этой системе. Во многом благодаря деятельности Гуманитарного педагогического центра были заложены основы федеральной системы подготовки и переподготовки учителей права.

Концепция модернизации образования2 не только привела к более четкому обозначению целей и механизмов государственной политики в области образования, но и явилась предметом активного обсуждения для педагогического сообщества. Одним из ключевых проблемных вопросов в данном контексте был анализ несоответствия демократической направленности преобразований сущностным характеристикам российской школы. В свя-

1 Права человека: кн. для чтения / сост. В. Луховицкий [и др.]. М., 2000.

2 Концепция модернизации российского об-

разования на период до 2010 г. // Вестн. образования. 2002. № 6.

зи с остротой проблемы и на федеральном, и на региональном уровнях Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2005 - 2006 гг. проводилось исследование специфики институциональной модели гражданского образования. К числу исследовательских результатов были отнесены сущностные характеристики современной российской школы (в соответствии с теориями Э. Шейна и Г. Хофстедэ), классификация типов организационной культуры (19 типов применительно к России), анализ взаимосвязи организационной культуры учреждения с уровнем принятия ценностей демократии. Тот факт, что только «в 1%... образовательных учреждений существуют благоприятные условия для развития демократии»3, свидетельствует о необходимости повышения внимания органов управления образования именно к институциональной модели гражданского образования. При этом необходимо учитывать, что причины сопротивления демократизации образования связаны с недостаточной развитостью организационной культуры школы, нормы которой отражают базовые ментальные установки общества.

В начале 2000-х годов активно проводятся конференции на базе или с участием институтов повышения квалификации по проблемам гражданского образования в Москве, Рязани, Липецке, Волгограде, Астрахани, Перми, Санкт-Петербурге и др. В ходе этих конференций обсуждаются следующие проблемы: роль высшей школы в формировании правовой культуры участников образовательного процесса; изучение обществознания и граждановедения; теория и практика гражданского образования; региональная специфика гражданского образования. Кроме того, участники конференций затрагивают проблемы создания «инфраструктуры» для гражданского образования населения: речь идет об организации телефонных линий для юридических консультаций при районных администрациях; распространении информации через СМИ; проведении региональных, межрегиональных совещаний

3 Руднев, Е. Организационная культура школы: что препятствует демократизации образования / Е. Руднев // Нар. образование. 2006. № 2. С. 57.

по вопросам гражданско-правового просвещения; повышении квалификации и переподготовке учителей и сотрудников правоохранительных органов.

Заметный вклад в развитие системы гражданского образования вносят педагогические журналы, осуществляющие целенаправленное информирование субъектов образовательных отношений. Такие журналы, как «Основы государства и права», «Право и образование», «Право в школе», «Преподавание истории и общество-знания», «Преподавание истории в школе», последовательно освещают опыт формирования гражданской позиции, навыков участия в социальной жизни молодежи. В результате объединения усилий исследователей появились новые системы, подходы в организации и содержании гражданского образования. Однако многие из них не получают своего дальнейшего развития. Недостаточное нормативное обеспечение данного процесса на федеральном уровне затрудняет формирование системы гражданского образования в отечественной высшей школе.

И. К. КИМ '

(Волгоград)

ПРОПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЛАГЕРЬ В ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 1935 г. в ПОЛЬШЕ

На основе архивных материалов представлена деятельность политических и общественных организаций проправительственного (санационно-го) лагеря в период предвыборной кампании в сейм и сенат 1935 г. в Польше.

Предвыборная кампания и сами выборы в сейм и сенат 1935 г. в Польше проходили на фоне роста международной напряженности в Европе и в начале преодоления Польшей экономического кризиса. Во внутриполитической сфере накануне выборов произошли события, имевшие для них большое значение. В апреле 1935 г. вступила в силу авторитарная по характеру конституция, а в июле 1935 г. -законы о выборах в сейм и сенат. Законы

фактически отстраняли оппозиционные партии от выборов, ставя под контроль правящего лагеря процесс выдвижения и утверждения кандидатов в депутаты и сенаторы и делая выборы последних не прямыми и не всеобщими. Все ведущие оппозиционные партии страны приняли решение бойкотировать выборы.

Другим событием стала смерть в мае 1935 г. признанного авторитета правящего лагеря и значительной части польского общества маршала Ю. Пилсудского. Он считался воссоздателем независимого польского государства в 1918 г. и под лозунгом борьбы с партиями возглавил государственный переворот 1926 г., приведший к власти санационный лагерь. У санации не было фигуры, сопоставимой по значимости, в связи с чем возникла проблема наследования власти, приведшая к соперничеству в правящей группировке. Это ослабляло проправительственный лагерь и доминировавшую в нем «полковничью» группу, а также вызвало стремление премьера

В. Славека вместо основной проправительственной организации - Беспартийного блока сотрудничества с правительством (ББВР) - создать новые формы политической организации лагеря. В. Славек, являясь главой ББВР, как пишет А. Хой-новский, уже перед выборами «считал сохранение Блока в его прежней форме неправильным, в то же время неясно было, чем заменить эту организацию или в каком направлении он желает ее перестроить» 1.

Ситуацию перед выборами в Блоке и во всем проправительственном лагере точно описывает А. Айненкель: «... В ходе предвыборной кампании наступила фактическая атрофия ББВР. Блок, объединяя такие разнородные политические и общественные элементы, перестал быть действенным орудием в руках своего председателя и одновременно премьера. Ведь местные организации ББВР были слишком слабыми, чтобы укротить аппетиты на мандаты различных лиц, считавших себя “людьми Маршала”. Собственную мандатную политику проводили также местные органы гражданской и военной администрации. Неожиданный интерес проявили разнооб-

1 Окупо^И А. Рн5ис1сгусу и \viadzy. \Vrociaw е. а., 1986. Б. 242.

© Ким И.К., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.