Научная статья на тему 'Гражданское образование: проект ЮНЕСКО'

Гражданское образование: проект ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

166
22
Поделиться
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование: проект ЮНЕСКО»

В.САРТАНИЯ, профессор Тбилисский государственный педагогический университет им. С.С. Орбелиани

Коренной перелом в политическом и экономическом развитии в конце ХХ века привел посткоммунистические страны к серьезным изменениям во всей системе образования. Возникла острая необходимость в создании такой системы обучения, которая формировала бы гражданина нового общества. Задача превращения посткоммунистических стран в демократические может и должна решаться учителем. Именно школа является широчайшей базой демократических перемен. Новое общество нельзя построить на фундаменте старой авторитарной школы.

Поэтому очевидно, что педагогические университеты должны готовить будущих учителей к выполнению этой важной миссии в школе и обществе. Иначе невозможно научить подрастающее поколение жить в условиях идеологического плюрализма, выработать собственную гражданскую позицию, уважать культуру других народов, жить бесконфликтно, осознать тот факт, что никто не имеет права на истину в последней инстанции.

Именно грамотно организованная и эффективная система гражданского образования в педагогических вузах будет способствовать развитию и укреплению демократии. Общеизвестны слова Уинстона Черчилля о том, что школьные педагоги имеют больше вла-

Гражданское образование: проект ЮНЕСКО1

сти, чем все премьер-министры. Эти слова и сегодня не утратили своей актуальности. От гражданской позиции учителя во многом зависит успех демократических преобразований и построение бесконфликтного общества.

Не случайно на Всемирном форуме по образованию, состоявшемся 26-28 апреля 2000 года в Дакаре (Сенегал), было особо подчеркнуто, что образование должно развивать необходимые для жизни навыки, а также содействовать культуре уважения к закону, приверженности демократии и миру, правовым и моральным ценностям, бережному отношению к окружающей среде и т.д.

Создание и развитие системы гражданского образования будущих специалистов - это серьезная политическая задача. Успешное решение поможет поднять политическую культуру общества на новую ступень, воспитать активных граждан демократического общества, способных принимать осознанные политические решения на выборах и защищать свои права, не ущемляя прав других.

Гражданское образование должно быть демократическим, т.е. давать такие знания, прививать такие ценности и умения, которые необходимы для воспроизводства и развития демократии. Оно направлено на повышение социальной активности молодежи, развитие

1 Понятие «гражданское образование» давно используется в международном образовательном лексиконе в качестве альтернативного по отношению к специальному и близкого к нашему «гуманитарному образованию» (воспитание «гражданина»).

148

Высшее образование в России • № 5, 2001

желания своими силами улучшать экономические, социальные, политические, культурные условия жизни. Оно помогает человеку адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, принять общечеловеческие ценности, которые, со своей стороны, способствуют формированию высокой ответственности молодежи в обществе.

Важной социальной задачей является развитие у студентов творческого мышления, личной инициативы, способности и стремления к самообразованию, т.е. таких умений и навыков, которые помогут им достойно выполнять свою социальную роль и находить способы самореализации в постоянно изменяющихся условиях.

Необходимо особо отметить зависимость эффективности гражданского образования как от личности преподавателя, так и от выбора технологии обучения. Очень важен и внеучебный подход, т.е. освоение демократических ценностей и подходов непосредственно через активную общественную деятельность, участие в принятии решений, касающихся жизни учебного заведения и процесса обучения.

Таким образом, гражданское образование - это система образовательной деятельности, направленная на политическую социализацию, формирование демократической культуры и общественной активности в интересах как самой личности, ее самореализации, так и становления и развития гражданского общества и правового государства.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Последние годы Кавказ потрясали межэтнические и межнациональные конфликты, многие из которых не решены и по сей день. Эти процессы наложили отпечаток на общественное сознание, на психику людей, особенно молодежи, которая вообще от природы склонна к радикализму. Одновременно сквозь боль и горе повсеместно проби-

вается здоровое стремление человека к миру, взаимопониманию, к достойной созидательной жизни. Оберегать и взращивать эти нежные побеги толерантного сознания, которые станут эмблемой нового тысячелетия, - деликатная и ответственная задача педагогов, преподавателей, ученых - всех, кто так или иначе сопричастен формированию цивилизованного общества.

В течение нескольких десятилетий советская система образования настойчиво пропагандировала принципы интернационализма, дружбы и братства народов. Не было курса лекций, учебной дисциплины, не проводилось семинара, собрания, любого другого мероприятия, где бы понятие интернационализма не фигурировало в качестве основополагающего. Между тем, если вдуматься глубоко, то становится очевидно, что между интернационализмом и толерантностью существует принципиальное различие. Интернационализм изначально был детищем тоталитарной идеологии, которая несла его как догму, и, проповедуя дружбу и братство народов, он в самой своей сути отвергал любое инакомыслие, терпимость к другому мировоззрению, к отличным взглядам.

Толерантность - понятие неизмеримо более широкое, включающее прежде всего способность и умение увидеть в человеке человека, независимо от его национальной принадлежности, языка, политических взглядов, религиозной ориентации, эстетических склонностей и культурных приоритетов.

Система гражданского образования в наших странах делает первые шаги. И потому столь важны поддержка и помощь, оказываемые такой авторитетной международной организацией, как ЮНЕСКО, накопившей богатейший и ценнейший опыт в этой области. Именно по инициативе и при поддержке

«ЮНЕСКО-КАВКАЗ» была создана ныне успешно функционирующая сеть педагогических университетов Кавказского региона «Прометей». Следует отметить значение этого проекта в продвижении общечеловеческих ценностей, культуры мира, стабильности, сбалансированного и устойчивого развития общества и государств Южного Кавказа, их интеграции в общемировые процессы. Представляется целесообразным развитие сотрудничества высших учебных заведений стран Кавказа в рамках этого проекта с целью подготовки учителей по гражданскому образованию, правам человека, толерантности и демократии, а также создание учебных программ и учебников по гражданскому образованию, разработка и вне-

дрение инновационных методов обучения с учетом многообразия культур. Включение кавказской сети университетов в европейскую сеть высшего образования поможет развитию конструктивистского похода к учебе и обучению, который, в отличие от традиционного подхода, сосредоточен на личности учащегося, его собственных интеллектуальных усилиях как центральном звене учебного процесса.

Реформа сферы образования должна стать необходимым атрибутом становления здорового образа жизни, рационального интегрирования в мировую экономику, использования преимуществ ее глобализации, в строительстве демократического общества.