Научная статья на тему 'Гражданское и патриотическое воспитание молодежи на примере деятельности трудовых бригад'

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи на примере деятельности трудовых бригад Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИГАДА / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОРЕВНОВАНИЕ / BRIGADE / YOUTH / PATRIOTISM / LABOUR EDUCATION / COMPETITION / HISTORIC OPTIMISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозов А. С.

Раскрывается проблемы гражданского и патриотического воспитания на основе изучения генезиса бригадной формы организации труда 1930-1980-х гг. Рассмотрены социально-воспитательные факторы деятельности первичных трудовых коллективов на примере лучших предприятий страны. Многие аспекты производственной кооперации на уровне бригад могут быть использованы в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL AND LABOUR EDUCATION OF THE YOUTH AT THE EXAMPLE OF THE LABOUR BRIGADES ACTIVITY

The article concerns the problems of the civil and labour education on the basis of studying the genesis of the brigade form of labour in our country in 30-80 s of the previous century. In the article the social-educational factors of the primary labour collectives at the example of the best enterprises of country arestudied. Many aspects of industrial cooperation at the level of a brigade may be used at the present time. That examples of labour heroism, the collective help in the activity of industrial brigades must be the basis for positive motivation of the youth. That historic material may be used in teaching social disciplines.

Текст научной работы на тему «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи на примере деятельности трудовых бригад»

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ БРИГАД

А.С. МОРОЗОВ,

Российский государственный социальный университет

morozov_as09@ rambler.ru 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

Аннотация. Раскрывается проблемы гражданского и патриотического воспитания на основе изучения генезиса бригадной формы организации труда 1930—1980-х гг. Рассмотрены социально-воспитательные факторы деятельности первичных трудовых коллективов на примере лучших предприятий страны. Многие аспекты производственной кооперации на уровне бригад могут быть использованы в настоящее время.

Ключевые слова: бригада, молодежь, патриотизм, воспитательная работа, соревнование.

CIVIL AND LABOUR EDUCATION OF THE YOUTH AT THE EXAMPLE OF THE LABOUR BRIGADES ACTIVITY

A.S. Morozov, candidat historical science a lecturer Rossia State Social University in sity Pavlovskiy Posad

Annotation. The article concerns the problems of the civil and labour education on the basis of studying the genesis of the brigade form of labour in our country in 30-80 s of the previous century. In the article the social-educational factors of the primary labour collectives at the example of the best enterprises of country arestudied. Many aspects of industrial cooperation at the level of a brigade may be used at the present time. That examples of labour heroism, the collective help in the activity of industrial brigades must be the basis for positive motivation of the youth. That historic material may be used in teaching social disciplines.

Key words: brigade, youth, patriotism, labour education, competition, historic optimism.

Современная наука стремиться дать объективную и полную картину трудного исторического пути нашего государства. Драматическими поворотами истории изобиловал ХХ в. Россия завершила век так же, как и начинала, — с потрясений. Как заметил В.И. Жуков, сегодня необходимо «формирование ценностной устремленности в лучшее будущее и позитивного восприятие прошлого»1. Изучение и анализ организационной, духовной и социально-воспитательной составляющих в генезисе коллективных (бригадных) форм организации труда в прошлом веке поможет все лучшее применить в настоящем. Принудительные

элементы труда в определенные периоды советского общества не могут перечеркнуть позитивный настрой в трудовой деятельности работников.

Некоторые авторы научных трудов утверждают об угасании коллективной организации труда на современном этапе. Однако есть основание предполагать, что дело нев самойформе, а в недостаточной проработке проблемы встроеннос-ти, например, бригадной формы организации труда в современную социально-экономическую жизнь. В условиях модернизации нашей страны в отличие от других развитых государств плохо используются трудовая мотивация

людей, духовно-нравственные капитал. В социальном партнерстве собственников, руководителей и работников организаций пока нет элементов производственной демократии, что не способствует развитию гражданского общества.

Развитие постиндустриального общества XXI в., несомненно, связано с гуманизацией труда, обеспечением приспособления материально-технической базы к человеку, развитии элементов гармонии между производственной, социальной и духовно-нравственной сферами, высоким содержанием трудовой деятельности, гражданственнос-

тью личности. В реальной жизни мы нередко видим разрыв слова и дела у определенной части молодежи, нигилизм, отсутствие культа положительного героя. По результатам социологических опросов, четвертая часть юношей и девушек не знают, чем можно гордиться в нашей стране. Есть и такие, которые хотели бы родиться в другой стране.

Государство хочет видеть в своих гражданах надежную опору динамичного развития страны. Трудовая функция человека, трудовое воспитание всегда было и остается приоритетной задачей любого государства. Перед государством, учеными, воспитателя -ми, старшим поколением россиян стоят важные задачи, в том числе формирование трудового патриотического настроя граждан, молодежи на путях модернизации экономики, повышение социальной активности и уровня самореализации граждан, минимизация негативных проявлений, особенно в молодежной среде.

Как показывает практика, в планах и в молодежных мероприятиях неоправданно мало места занимает трудовое воспитание. Присутствуют встречи с ветеранами, круглые столы, антинаркотические марафоны, семинары, слеты и др. Но недостаточно сфер приложения молодежного труда, молодежной инициативы и творчества. Эта проблема не только современности.

В сфере патриотического трудового воспитания особое место занимает история становления бригадных форм организации труда. Создание прообразов современных бригад относится к советскому периоду 1920-х гг. В ростках ударного труда тогда еще немногих производственных бригад государство видело важное средство подъема экономики страны, развитие инициативы работников. Определяя условия перехода к хозяйственно-ударной работе, рекомендовано использовать «лучшие элементы из квали-

фицированных рабочих в качестве небольших ударно-трудовых отрядов на важнейших промышленных предприятиях»2.

Нелегко проходило становление первичных трудовых коллективов. Много было объективных трудностей времени нэпа. В середине 1920-х гг. наметился рост про-тестного движения работников. Только за 1926 г. произошло более 100 забастовок. Основные причины недовольства: неудовлетворенность нормами и заработной платой, сокращение рабочих, неотпуск хлеба в кооперативах при заводах и др. В порыве гнева рабочие подчас ломали машины и механизмы, угрожали инженерам и руководителям.

Определяющим фактором первой пятилетки стало развертывание широкого социалистического соревнования бригад за наивысшую производительность труда на основе лучшего использования техники, всесторонней подготовки рабочих кадров, активного привлечения работников к управлению производством. Немалое экономическое и воспитательное значение имели коллективные договоры и тарифные соглашения. Они формировали коллективную психологию у работников, способствовали повышению воспитательного значения соревнования бригад3. Внедрялась практика прикрепления инженерно-технических работников к бригадам ударного труда, что улучшало организационно-технические и воспитательные моменты соревнования4.

В руководящих документах 1930-х гг. говорилось о необходимости шире освещать соревнования трудовых коллективов, мобилизуя внимание масс на опыте лучших предприятий, подтягивая отстающих, организуя учет и контроль достигнутых результатов. 5 марта 1929 г. газета «Правда» напечатала обращение рабочих ленинградского завода «Красный выборжец» к рабочим промышленных предприятий с призывом

развернуть соревнование за снижение себестоимости продукции, повышение производительности труда, рациональное использование механизмов и рабочего времени. На том же заводе 15 марта бригада обрубщиков во главе с М.В. Путиным подписала один из первых договоров о развертывании соревнования бригад5.

Новой хозяйственно-политической инициативой трудящихся стал Договор тысяч, заключенный впервые 7 апреля 1929 г. на Тверской мануфактуре. Договор определял соревнования коллективов Московской, Тверской и Иваново-Вознесенской губерний. В его рамках за наивысшую производительность труда вступило в трудовое соперничество 58 тыс. человек6.

В середине первой пятилетки в соревновании участвовало 60% работников, в ударных бригадах трудилось примерно 25—30% рабочих7.

На I Всесоюзном съезде ударных бригад говорилось, что соревнование коллективов — это «сокрушительный удар по старым традициям в работе, старым навыкам, старой психологии»8. Решения съезда подготовили почву для перехода многих бригад на хозрасчет. В 1932 г. в промышленности страны трудилось 60 712 хозрасчетных бригад с охватом 32,8% работающих, в 1933 г. — соответственно 79 526 и 37,9%9. Все большее распространение стали получать сквозные бригады, объединявшие рабочих определенной технологической цепочки. Они давали выигрыш в качестве и ритмичности труда, в сплочении коллектива.

В середине 1930-х гг. наступил качественно новый этап развития бригадной формы организации труда. В ночь с 30 на 31 августа 1935 г. рабочий кадиевской шахты Донбасса «Центральная-Ирмино» Алексей Стаханов установил рекорд добычи угля10. Стаханов стал примером для подражания многих. В автомобильной промышленности одним из первых стаха-

новцев был кузнец Горьковского автозавода А. Бусыгин. Рационально организовав работу своей бригады, он в сентябре 1935 г. превзошел производительность лучших кузнецов американских фирм11.

В работе стахановских бригад утверждались новые производственные отношения, товарищество, взаимопомощь. Так, на Московском автозаводе «одни из первых в отстающую бригаду штамповщиков поворотных кулаков перешел руководитель бригады коленчатого вала Ф. Хромихин. Его опыт, умение поднять людей на высокопроизводительную работу, педагогические способности сыграли свою роль. Вскоре производство нужных деталей так возросло, что коллектив отказался от ночной смены и обеспечивал потребности сборочных конвейеров в две сме-ны»12.

Первое совещание стахановцев (ноябрь 1935 г.) подвело первые итоги деятельности соревнующихся трудовых коллективов и рабочих. Было решено патриотические почины правофланговых пятилеток, их опыт сделать достоянием всех коллективов.

К концу второй пятилетки возникли творческие комплексные бригады, целью которых было внедрение передового опыта ученых и новаторов производства, разработка актуальных вопросов новой техники и технологии. В Москве первая бригада творческого содружества, в состав которой вошли представители научно-технической интеллигенции и рабочих, была создана в 1937 г.

Производственный и творческий потенциал бригад нового типа нашел продолжение в деятельности фронтовых производственных бригад в годы Великой Отечественной войны. В тылу стали возникать фронтовые бригады. Их лозунг — «В труде, как в бою». Новая форма соревнования родилась на предприятиях г. Коврова (Владимирская обл.), быстро рас-

пространилась на другие трудовые коллективы страны.

Осенью 1941 г. на многих предприятиях распространился почин мастера Уральского завода тяжелого машиностроения (г. Свердловск) М. Попова и бригадира инструментальщика Горьковского автозавода В. Шубина. Целью бригад было досрочное выполнение заданий для фронта, увеличение выпуска продукции при меньшем количестве рабочих. В начале войны в тылу ударно работало 35 тыс. фронтовых комсомольско-молодежных бригад, объединивших около 200 тыс. молодых рабочих. Весной 1942 г. развернулось Всесоюзное социалистическое соревнование за помощь фронту, сыгравшее огромную роль в повышении производительности труда и увеличении выпуска военной продукции. В том же году ЦК ВЛКСМ совместно с наркоматами организовали Всесоюзное социалистическое соревнование комсомольско-молодежных бригад за право называться фронтовыми. Много таких бригад было создано на заводах оборонной промышленности. К июлю 1942 г. там насчитывалось 10 тыс. бригад, объединивших около 100 тыс. юношей и девушек, в 1945 г. — 155 тыс. бригад, куда входило около 1 млн человек. Опыт лучших бригад освещался на страницах газеты «Комсомольская правда» и других молодежных периодических изданий13.

Сотни тысяч женщин влились в состав производственных бригад вместо ушедших на фронт мужей, отцов, сыновей. Создавались женские бригады в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других сферах народного хозяйства. В основном женщины, юноши и девушки обеспечивали фронт и тыл страны14. Трудно жилось труженикам тыла. Как вспоминает бывшая работница Ликин-ского завода Орехово-Зуевского р-на Н.Н. Кукалева, на заводе выпускали головки для взрывателей мин, много работали, жили

очень бедно. Она рассказывает: «В цех стало приходить новое пополнение... меня назначили бригадиром. Работали по 8 ч, а после смены шли на устройство бомбоубежища на территории завода, копали землю. С 1943 г. я перешла работать на пресс и одновременно училась на 6-месячных курсах на мастера. Как мы жили? Всякое бывало. Картошку на прессах пекли, с мамой получали по 800 г хлеба и по 400 — на брата с сестрой. Сейчас такой хлеб никто и есть бы не стал, а нам он казался самым вкусным»15.

На плечи молодежи в тяжелейшие годы легла значительная часть фронтовых заказов. В молодежных коллективах развернулось движение за перевыполнение производственных заданий в 2—3 раза (двухсотники, трехсотники, тысячники, многостаночники). Уже к концу 1941 г. на заводах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Комсомольска-на-Амуре, Перми, Баку двухсотником стал каждый третий молодой рабочий. За годы войны молодежь за счет работы на воскресниках, в сверхурочные часы внесла в фонд обороны 1 млрд руб.

К 1945 г. в колхозах насчитывалось свыше 96 тыс. молодежных звеньев (бригад) высокого урожая, в которых работало 715 тыс. юношей и девушек. 70% подготовленных сельских механизаторов составляла молодежь.

Тыл и фронт были едины в своем желании победить. Красная армия снабжалась всем необходимым, продовольствием, снаряжением, оружием16. Производительность труда в военной промышленности с мая 1942 по май 1945 г. увеличилась на 121%, а себестоимость всех видов изделий по сравнению с довоенным уровнем уменьшилась в среднем в 2 раза. Уступая фашистской Германии по производству электроэнергии в 1,8 раза, стали — в 2,6, угля — в 4,8 раза, Советский Союз изготовил почти вдвое больше техники и вооружений17.

В 1950—1970-е гг. одним из главных направлений работы трудовых коллективов стало внедрение достижений научно-технического прогресса. Так, в 1950-е гг. бригада слесарей Таганрогского комбайнового завода под руководством Героя Социалистического труда К. Селютина взяла на вооружение курс на механизацию технологической обработки продукции и добилась значительных успехов. Новаторская деятельность бригады через наставников стала достоянием цеховой молодежи18.

В 1960—1970-е гг. получил распространение опыт бригады В. Бодрова Калужского машиностроительного завода. Бригада взяла обязательства и повысила выработку членов бригады на 10% при высоком качестве труда.

Соревнование бригад было широко распространено на Влади-мирщине. Досрочно выполнить задания пятилетки — решила бригада станочников Владимирского тракторного завода, возглавляемая Дадашевым, бригада брони-ровщиков кабеля кольчугинского завода «Электрокабель», руководимая Кузьминым, ткачиха Вяз-никовского льнокомбината Гаври-лова и многие другие передовики Владимирской области19. Большой воспитательный потенциал несло бригадное и индивидуальное на-ставничество20.

В 1970-е гг. бригада строителей Н. Злобина, использовав хозяйственный подряд при возведении жилых домов, добилась значительного повышения производи -тельности труда, высокого качества работы, экономии материалов. В 1973 г. по методу передового строителя трудилось 3 тыс. бригад. К середине 1976 г. их стало свыше 40 тыс.21

В 1980-е гг. многие хозрасчетные бригады стали применять для оценки труда своих членов новый элемент — коэффициент трудового участия, что плодотворно сказалось на результатах труда. Значительную роль во внутрипроизводственной демократии

стал играть совет бригады, совет бригадиров. С 1980 по 1984 г. численность комплексных и специализированных бригад нового типа увеличилась с 1068 тыс. до 1513 тыс.22 В индустрии страны в 1985 г. насчитывалось 1,5 млн бригад нового типа с охватом 70% работав-ших23. Во многих бригадах получили распространение передовые методы работы: «ВАЗовский метод», «Калужский вариант», «Ще-кинский метод» и др.

В истории развития бригадной формы организации труда нельзя не отметить присутствие определенного формализма, стремление к «лакировке» сложных производственных и нравственных проблем. Так, на заводе «Омск-гидропровод» руководство завода стало неоправданно форсировать внедрение бригадного подряда, вследствие чего ухудшились производственные показатели, увеличилась текучка кадров24.

В выступлении бригадира завода им. Дегтярева (г. Ковров, Владимирская обл.) А.Ю. Камбарова на собрании городского актива говорилось о причинах распадения ряда бригад: «Администрация цеха, участка допускают ненужную торопливость, непродуманность. «Нажимают» главным образом на административные меры, забывая о воспитательной стороне дела»25.

На предприятиях Минмясмол-прома, Минпищепрома, Мин-леспрома, Минлегпрома СССР только четвертая часть бригад действительно работала по новым условиям. В остальных бригадах не учитывался коэффициент трудового участия, слабо учитывались конечные результаты, формально было и рабочее самоуправление. Администрации предприятий подчас недостаточно занимались подбором и учебой бригадиров. Значительны были потери рабочего времени. Так, в 1978 г. по промышленности потери рабочего времени были равнозначны ежедневному отсутствию на работе 160 тыс. человек26. В работе бригад нового типа иногда проявлялся

групповой эгоизм, материальная сторона дела возвышалась над социально-воспитательной.

Несмотря на определенные издержки в становлении бригад нового типа, кооперация труда, синергия объединенных действий работников предприятия, несомненно, дают большую эффективность по отношению к индивидуальному труду. Бригады нового типа дали большие возможности для творческого развития человека труда, воспитания лучших качеств личности, формирования у молодежи патриотического трудового настроя.

Президент РФ Д.А. Медведев в ряде своих выступлений призвал уйти от сырьевой составляющей российской экономики, развивать реальное производство, уделять неослабное внимание формированию человеческого капитала, чувства патриотизма у молодежи. В условиях рыночной экономики использование опыта работы производственных бригад прошлого века может оказать положительное влияние на социально-экономическую и духовно-нравственную составляющую развития страны.

Социологи отмечают устойчивый рост в сознании молодых людей рейтинга такой ценности, как «умение приспосабливаться к жизни», занимающий сегодня высокое место в иерархии ценностных систем разных социально-статусных групп молодежи. В то же время в молодежной среде высок критический настрой. У молодого поколения вызрели трудные для общества вопросы.

Одной из задач российского социума состоит в том, чтобы вернуть доверие молодых к значимым героическим вехам истории. Следует:

$ усилить человеческую и гражданскую направленность преподаваемых дисциплин;

$ понять и донести до юношей и девушек идеалы новой России через объективную информацию и гражданско-значимые дела;

Ф целенаправленно воспитывать у молодежи исторический оптимизм;

Ф формировать историческое самосознание и национальную са-моиндентификацию.

Комплексность в подходе к обучению и воспитанию, в том числе трудовому, должна соединить все компоненты гражданс-ко-патриотического воспитания молодежи.

1 Жуков В.И. На рубеже тысячелетий: социология отечественных преобразований (1985—2005 годы). М., 2008. С. 889.

2 КПСС в резолюциях и решениях. М., 1970. Т 2. С. 162.

3 Труд.1925. 12 февр.

4 Урал в социалистическом соревновании. Свердловск, 1930. С. 75.

5 Ступени роста / В.П. Киреев [и др.]. Л., 1982. С. 18.

6 ГУ «Тверской центр документации новейшей истории». Ф. 147. Оп. 41. Д.

31. Л. 37, 105; Рогачевская Л.С. Социалистическое соревнование в СССР. Исторические очерки. 1917—1970 гг. М., 1977. С. 99—100.

7 Труд в СССР. Справочник 1926— 1930 гг. М., 1930. С. 24.

8 Куйбышев В.В. Избр. произв. / сост. и подг. А.Я. Лысых. М., 1958. С. 153.

9 Социалистическое соревнование в СССР. 1918—1964. М., 1965. С. 106; История социалистической экономики СССР. М., 1977. Т. 3. С. 142.

10 Кольцов М. Алексей Стаханов // Правда. 1935. 15 нояб.

11 Ворожейкин Н.В. Летопись трудового героизма ; 2-е изд., доп. М., 1984. С. 103.

12 Наставники. М., 1983. С. 63.

13 Славный путь ленинского комсомола / ред. кол.: Е.М. Тяжельников и др. ; в 2 т. М., 1974. Т 2. С. 169.

14 Гвардия тыла (воспоминания). М., 1962. С. 335.

15 Великая война, великая Победа / сост. Н.И. Мехонцев. Орехово-Зуево, 2003. С. 132—133.

16 История Великой Отечественной

войны Советского Союза 1941—1945 гг. М., 1972. Т 2. С. 498.

17 История социалистической экономики СССР. М., 1978. Т. 5. С. 248; История Второй мировой войны : в 12 т. М., 1973—1982. Т 12. С. 159.

18 Педагогика наставничества / М.Н. Махмутов [и др.]. М., 1981. С. 172.

19 Очерки истории владимирской организации КПСС. Ярославль, 1972. С. 511.

20 Проблемы социалистического соревнования: теория и опыт. М., 1984. С. 183.

21 Известия. 1976. 15 авг.

22 Народное хозяйство СССР в 1984 г. : стат. ежегодник. М., 1985. С. 143.

23 Экон. газ. 1986. № 1. С. 14.

24 Омская правда. 1981. 25 июня.

25 Госархив Владимирской области. Хранилище документов новейшей истории. Ф. 116. Оп. 37. Д. 20. Л. 97.

26 Коллективные формы организации и оплаты труда рабочих. М., 1980. С. 14, 15; Экономическая политика КПСС. М., 1982. С. 318.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИНАМИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СОТРУДНИКОВ ОВД В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. ПЕЧЕНКОВА, адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика

3019056@mail.ru

Научный руководитель: доктор психологических наук,

профессор И.Б. ЛЕБЕДЕВ Рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. ЛЕБЕДЕВ

Аннотация. Рассмотрена проблема протекания психических процессов в профессиональной деятельности. Отражено исследование динамики психических процессов в процессе принятия решения при моделировании ситуаций разной степени сложности.

Ключевые слова: психические процессы, динамика, профессиональная деятельность, сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.