Научная статья на тему 'Гражданско-правовые сделки, направленные на отчуждение федеральных земельных участков'

Гражданско-правовые сделки, направленные на отчуждение федеральных земельных участков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
869
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВО РАСПОРЯЖЕНИЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гатин Альберт Искандерович

Настоящая статья посвящена исследованию правовой природы сделок по отчуждению земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В результате проведенного исследования, автор статьи приходит к ряду выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. В частности, им приводятся аргументируемые доводы о том, что принятие государством-собственником решения об отчуждении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, является одним из составных элементов механизма осуществления правомочия распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, а основным видом сделки по отчуждению федеральных земельных участков является договор. В этой связи, выявляются унифицированные и дифференцированные признаки договоров по отчуждению федеральных земельных участков, представлена их классификация и обосновывается ее необходимость. В результате проведенного исследования сформулировано понятие договора об отчуждении федеральных земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil transactions aimed at alienation of the Federal land

This article deals with the legal nature of transactions on alienation of land which is federal property. In the result of the research, the author comes to a number of conclusions, which has both theoretical and practical value. In particular, there are arguments that the adoption by the state-owner of the decision on alienation of the land (federal property) is one of the constituent elements of the mechanism of realization of disposal power, and the main type of transactions on alienation of the Federal land is a contract. In this regard, uniform and differentiated signs contracts on alienation of the federal land are identified, their classification presented and necessity is proved. In the result of the study formulated the concept of the contract on alienation of the federal land.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовые сделки, направленные на отчуждение федеральных земельных участков»

ОТЧУЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Гатин А. И.

3.9. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СДЕЛКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Гатин Альберт Искандерович, соискатель. Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный университет. Подразделение: кафедра гражданского и предпринимательского права. E-mail: Albert./. [email protected]

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию правовой природы сделок по отчуждению земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В результате проведенного исследования, автор статьи приходит к ряду выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. В частности, им приводятся аргументируемые доводы о том, что принятие государством-собственником решения об отчуждении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, является одним из составных элементов механизма осуществления правомочия распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, а основным видом сделки по отчуждению федеральных земельных участков является договор. В этой связи, выявляются унифицированные и дифференцированные признаки договоров по отчуждению федеральных земельных участков, представлена их классификация и обосновывается ее необходимость. В результате проведенного исследования сформулировано понятие договора об отчуждении федеральных земельных участков.

Ключевые слова: федеральные земельные участки, государственная собственность, право распоряжение, отчуждение, договор.

CIVIL TRANSACTIONS AIMED AT ALIENATION OF THE FEDERAL LAND

Gatin Albert Iskanderovich, competitor. Place of study: Kazan (Volga) Federal University. Department: civil and business law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: This article deals with the legal nature of transactions on alienation of land which is federal property. In the result of the research, the author comes to a number of conclusions, which has both theoretical and practical value. In particular, there are arguments that the adoption by the state-owner of the decision on alienation of the land (federal property) is one of the constituent elements of the mechanism of realization of disposal power, and the main type of transactions on alienation of the Federal land is a contract. In this regard, uniform and differentiated signs contracts on alienation of the federal land are identified, their classification presented and necessity is proved. In the result of the study formulated the concept of the contract on alienation of the federal land.

Keywords: Federal land plots, state ownership, the right of disposal, alienation, transaction.

Сегодня уделяется достаточное внимание исследованию особенностей участия Российской Федерации (далее - РФ, государство) в гражданских отношениях. И по нашему мнению этот интерес оправдан, поскольку такое участие имеет целевой характер обусловленный необходимостью удовлетворения публичных нужд и интересов, решением определенных публичных задач. Однако всей специфике участия государства в гражданско-правовых отношениях мы не сможем уде-

лить должного внимания, поэтому остановимся лишь на одном ее аспекте - осуществление Российской Федерацией сделок, направленных на отчуждение земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Необходимость исследования заявленной проблематики, как представляется, заключается в том, что в собственности Российской Федерации находится достаточно большой земельный фонд. Только в Республике Татарстан, по состоянию на 1 января 2012 года в федеральной собственности находилось 1 696,2 га земли, в то время как в республиканской - 26,6 га, в муниципальной - 1 873,4 га, в частной собственности граждан и юридических лиц - 3 187,5 га земли1. И в зависимости от публичных потребностей, государство как собственник постоянно совершает те или иные гражданско-правовые сделки по распоряжению федеральными земельными участками, среди которых особое место занимают сделки, направленные на их отчуждение. Поэтому с нашей позиции, как для науки гражданского права, так и для практики применения важно изучить правовую природу этих сделок.

Первое, на что обратим внимание, это на то, что данного рода сделки следует квалифицировать не только как осуществление государством-собственником правомочия распоряжения федеральными земельными участками, но и как правопрекращающие юридические факты (если быть более точным, сложные юридические составы), направленные на прекращение права собственности государства относительно принадлежащих им земельных участков. Данные основания прямо указаны в законе. В противном случае будет нарушен один из основополагающих принципов российского гражданского права, регламентированный в ч. 2 от. 8 Конституции Российской Федерации1 2, п. 1 от. 1 Гражданского кодекса РФ3 - это принцип неприкосновенности собственности, обеспечивающий экономическую стабильность участников гражданских отношений и развития современного гражданского оборота только способами, предусмотренными законом. И, как справедливо отмечается правоведами, «многие основания прекращения права собственности, по сути, устанавливают возможности перехода имущества лишь из частной в публичную собственность, но не наоборот»4.

Однако, не подвергая сомнению приведенную точку зрения, следует сказать, из данного утверждения есть исключение. Оно касается имущества, находящегося в

1 О состоянии и использовании земель Республики Татарстан в 2012 году: материалы доклада предоставлены Управлением Рос-реестра по РТ. Официально опубликованы не были. // Материалы юридической практики за 2013 год.

2 Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. - № 237..

3 Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ принята Гос. Думой 21 октября 1994 г.; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ принята Гос. Думой 22 декабря 1995 г.; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ принята Гос. Думой 1 ноября 2001 г.; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ принята Гос. Думой 24 ноября 2006 г.) (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4553; 2006. - № 52 (Часть I). - Ст. 5496 (далее - ГК РФ).

4 Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Зенин И.А. и др.]; отв. ред. - Е.А. Суханов. - 3-е, пере-раб. и доп. - М.: Волтер Кпувер, 2005. - 496 с. - С. 51.

79

4'2014

Пробелы в российском законодательстве

собственности государства. Поскольку в силу закона такое имущество либо не может переходить в собственность частных лиц (например, ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает перечень имущества, не подлежащего приватизации5), либо переходит в собственность субъектов РФ или муниципальных образований (такой переход регламентируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»6, ст. 17 Земельного кодекса РФ7), либо в собственность частных физических или юридических лиц. И это определенная специфика осуществления государством правомочия распоряжения при отчуждении федеральных земельных участков.

Государство-собственник, исходя из публичных интересов, добровольно принимает решение об отчуждении федеральных земельных участков. По общему правилу действующее законодательство предусматривает две группы способов добровольного прекращения права собственности. К первой группе следует отнести отчуждение собственником своего имущества другим лицам путем совершения различных гражданско-правовых сделок по отчуждению имущества, в том числе федеральных земельных участков (п. 1 ст. 235 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ), ко второй - добровольный отказ собственника от своего права на принадлежащее ему имущество путем либо объявления об этом, либо совершения других действий, свидетельствующих об отсутствии намерения сохранить какие-либо права на принадлежащее собственнику имущество (ст. 236 ГК РФ, ст. 53 ЗК РФ). Но, учитывая специфику правового статуса государства, и целевую направленность механизма осуществления права собственности и правомочия распоряжения земельными участками, находящимися в его собственности, добровольный отказ государства от своего права на федеральные земельные участки не допускается8. Прекращение права собственности по данному основанию возможно только в отношении имущества и земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Данный вывод прямо вытекает из анализа ст. 236 ГК РФ.

Необходимо указать и на то, что прекращение права собственности происходит посредством передачи земельного участка государством другим лицам. Следовательно, оно выступает как отчуждатель земельного участка, для которого право собственности прекращается с момента передачи его другому лицу, а лицо, приобретающее земельный участок, становится его новым собственником. Правда, следует оговориться, что в нашем случае объектом передачи по договору является федеральный земельный участок, а потому, согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистра-

5 Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251 (далее - Закон о приватизации).

6 Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4148.

7 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ принят Гос. Думой 28 сентября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

8 Под целевой направленностью механизма осуществления государством права собственности, в том числе правомочия распоряжения федеральными земельными участками следует понимать необходимость государства отчуждать земельные участки для удовлетворения публичных нужд и интересов, решения тех или иных публичных задач.

ции, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Таким образом, правовая природа действий по распоряжению федеральными земельными участками носит двойной характер, поскольку они направлены не только на прекращение у государства права собственности на землю с целью удовлетворения публичных интересов и нужд, но и на возникновение права собственности у иных субъектов гражданского оборота. И, с этой позиции, данное действие следует квалифицировать как производный способ приобретения права собственности на федеральные земельные участки.

Круг гражданско-правовых сделок, направленных на отчуждение имущества, в том числе федеральных земельных участков, прямо не определен законом. В первую очередь, к таким сделкам следует отнести гражданско-правовые договоры, перечень которых не установлен, но их общий признак вытекает из правил ст. 223 ГК РФ, согласно которой содержанием таких договоров «является отчуждение вещи»9. Названная статья по своему характеру диспозитивна, т.е. в таких договорах сторонам, отчуждателю и приобретателю, предоставляется возможность самим определить момент возникновения у приобретателя права собственности на отчуждаемую вещь в зависимости от наступления тех или иных обстоятельств. Вместе с тем, если при заключении договора стороны не оговорили данное условие, то будет действовать общее правило ст. 223 ГК РФ: при отчуждении имущества право собственности у приобретателя возникает с момента его передачи, а в случае отчуждения федерального земельного участка - с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В этой связи, в теории гражданского права выделяют определенные системы производного возникновения права собственности: «систему консенсуса (достижение соглашения об отчуждении вещи), систему традиции и систему регистрации»10 11. Так, преимущество первой названной системы состоит в том, что право собственности на имущество у приобретателя возникает с момента достижения соглашения с отчуждателем. Отсюда и ее название - «система консенсуса»

(consensus - лат. - согласие, единодушие)11. Вторая система производного возникновения права собственности - это система традиции, в рамках которой действует презумпция: «владелец предполагается собственником фактически принадлежащего ему имущества»12. Система регистрации распространяется на договоры отчуждения недвижимого имущества, в которую входят договоры, представляющие для нас научный интерес - это договоры Российской Федерации с иными субъектами гражданского оборота об отчуждении федеральных земельных участков. Общим для такого типа договоров является то, что переход права собственности от государства-отчуждателя к приобретателю происходит в момент государственной регистрации. С 1 сентября 2013 года вступили в силу некоторые изменения и уточнения, касающиеся порядка

9 Комментарий к Г ражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. Комментарий / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. -М.: Проспект, 2010. - 912 с. - С. 549.

10 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: указ. соч. под ред. А.П. Сергеева. - С. 549.

11 Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. / А.Н. Булыко. - М.: Мартин, 2006. - 704 с. - С. 286.

12 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: указ. соч. под ред. А.П. Сергеева. - С. 549.

80

ОТЧУЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Гатин А. И.

государственной регистрации сделок, в том числе сделок по отчуждению федеральных земельных участков13. Согласно новой редакции от. 164 ГК РФ, правовые последствия сделки, требующей государственной регистрации наступают после ее регистрации. А в соответствии с новой редакцией п. 2 и 3 от. 165 ГК РФ, при уклонении одной из сторон сделки, совершенной в надлежащей форме, от государственной ее регистрации, другая сторона может обратиться в суд об обязании уклоняющейся стороны ее зарегистрировать и возмещении убытков, вызванных задержкой в регистрации сделки. Срок исковой давности по указанным требованиям составляет один год. Считаем, что такое нововведение будет способствовать оптимизации гражданского законодательства в области правового регулирования сделок, подлежащих государственной регистрации. В первую очередь, эффективность указанной нормы наглядно проявляется в сделках Российской Федерации по осуществлению правомочия распоряжения федеральными земельными участками, поскольку ее действия направлены на удовлетворение публичных интересов и нужд, и истребованные государством убытки с уклоняющейся стороны от регистрации сделки, поступая в казну, будут способствовать цели деятельности государства при участии в гражданском обороте.

Возвращаясь к вопросу о системе договоров, направленных на отчуждение федеральных земельных участков, следует сказать, что наиболее распространенными среди них являются договоры о их передаче в собственность физических и юридических лиц как на возмездной основе путем проведения торгов и на аукционе, так и в случаях, указанных в законе, на безвозмездной основе, также это может быть договор мены и проч. Поскольку правовой режим земельных участков, как объектов гражданских прав, предполагает обязательное целевое их использование, то договоры об отчуждении федеральных земельных участков многоварианты. В этой связи, мы видим необходимость провести систематизацию данных видов договоров, дифференцируя их по различным основаниям. Данная классификация позволит учитывать всю специфику механизма осуществления правомочия распоряжения федеральными земельными участками при их отчуждении и будет способствовать эффективному его применению на практике. Таким образом, рассматриваемые виды договоров можно систематизировать по следующим критериям:

1. По целевому использованию федеральных земельных участков при их отчуждении:

- договоры о предоставлении земельных участков для строительства;

- договоры о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

2. В свою очередь, на основе анализа от. 34 ЗК РФ, договоры о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством также можно дифференцировать на следующие виды:

- договоры о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

- договоры о предоставлении земельных участков для садоводства и огородничества;

13 О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ принят Гос. Думой 24 апреля 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 19. - Ст.2327.

- договоры о предоставлении земельных участков для животноводства;

- договоры о предоставлении земельных участков для дачного строительства;

- договоры о предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

3. В зависимости от установленного законом порядка предоставления федеральных земельных участков под строительство, договоры отчуждения можно квалифицировать на:

- договоры о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием;

- договоры о предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования;

- договоры о предоставлении земельных участков для строительства с проведением торгов (конкурсов, аукционов);

- договоры о предоставлении земельных участков для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

4. По цели предоставления встречной имущественной выгоды за отчуждаемые федеральные земельные участки:

- возмездные договоры об отчуждении федеральных земельных участков;

- безвозмездные договоры об отчуждении федеральных земельных участков.

5. По предоставлению14 публичных интересов государства в договорах по отчуждению федеральных земельных участков:

- договоры об отчуждении земельных участков, в которых от имени государства непосредственно выступают органы государственной власти, наделенные соответствующей компетенцией;

- договоры об отчуждении земельных участков, в которых волю государства опосредственно выражают, созданные им государственные унитарные предприятия и учреждения, наделенные правом хозяйственного ведения и оперативного управления на имущество собственника.

6. По субъектному составу приобретателя земельных участков:

- договоры об отчуждении федеральных земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации;

- договоры об отчуждении федеральных земельных участков в собственность муниципальных образований;

- договоры об федеральных земельных участков в собственность физических лиц;

- договоры об отчуждении федеральных земельных участков в собственность юридических лиц.

7. В зависимости от расположения объекта отчуждения:

- договоры об отчуждении федеральных земельных участков в собственность, с располагающимися на них зданиями,строениями, сооружениями;

- договоры об отчуждении федеральных земельных участков в собственность, на которых не расположены здания, строения, сооружения.

Приведенная выше классификация договоров по отчуждению федеральных земельных участков нас при-

14 Под предоставлениями следует понимать сделки, в которых одно лицо создает имущественную выгоду другому лицу. / См. в кн.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. -М.: ТК Велби, 2008. - 1008 с. - С. 441.

81

4'2014

Пробелы в российском законодательстве

водит к выводу о том, что на многосистемную дифференциацию данных договоров влияет два фактора: во-первых, это воля собственника-государства, проявляющаяся в действиях по осуществлению правомочия распоряжения в виде управления федеральными земельными участками в целях удовлетворения публичных интересов и нужд; во-вторых, правовой режим федеральных земельных участков, который в целом является общим, но, в зависимости от осуществления права распоряжения имеет свою специфику и особенность (так, например, процедурные стадии по предоставлению земельных участков под строительство гражданам будет отличаться от стадий процедур по предоставлению федеральных земельных участков под строительство).

Не смотря на множественность договоров по отчуждению федеральных земельных участков, каждый вид из которых имеет свою специфику, определенная унификация в них наблюдается. Во-первых, отчуждателем во всех случаях является государство не зависимо от того, его волю осуществляют государственные органы, уполномоченные законом на совершение такого рода сделок, или созданные им государственные унитарные предприятия или учреждения. Во-вторых, предметом договора является земельный участок, находящийся в федеральной собственности, не зависимо от того, располагаются на нем здания (строения, сооружения) или нет. В-третьих, принимая решение об отчуждении земельного участка и заключая договор, государство как собственник осуществляет свое субъективное право распоряжения земельным участком. В-четвертых, унифицированным признаком является и цель принятия собственником-государством решения об отчуждении земельного участка, находящегося в федеральной собственности - это удовлетворение публичных интересов и нужд. В-пятых, для осуществления правомочия распоряжения необходимо выполнить организационные процедуры, предусмотренные законом, определенные стадии которых являются общими для всех видов договоров по отчуждению федеральных земельных участков (например, стадия принятия решения собственником об отчуждении земельного участка или, например, стадия проведения работ по формированию земельного участка, предназначенного для отчуждения и проч.). В-шестых, правовые последствия отчуждения федерального земельного участка начинают проистекать для приобретателя после государственной регистрации. Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 с момента государственной регистрации права, первоначальный собственник уже не вправе истребовать имущество и в том случае, если оно перешло к последующему приобретателю по безвозмездной сделке (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ № 10/22)15.

К сделкам по отчуждению федеральных земельных участков в собственность физических и юридических лиц относится и приватизация (от. 217 ГК РФ). Ее специфика заключается в том, что посредством приватизации происходит трансформация публичной собственности в частную, и, ни как не наоборот. Иными сло-

15 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2010. - № 6.

вами, приватизация - это прекращение права государственной и муниципальной собственности путем передачи государственного и муниципального имущества на праве частной собственности гражданам и юридическим лицам. В этом смысле приватизация является одним из гражданско-правовых способов приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами. Однако, порядок проведения приватизации, включающий в себя ряд организационных процедур, является императивным и устанавливается Законом о приватизации и принимаемых в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Следовательно, мы считаем, что институт приватизации федеральных земельных участков носит межотраслевой характер. Причем, нормы гражданского права являются первостепенными, потому как ГК РФ признает приватизацию особым способом приобретения права частной собственности, соответственно иные нормы будут являться производными16. И по нашему мнению, проведение процедуры приватизации федерального земельного участка можно рассматривать как составную часть механизма осуществления государством-собственником правомочия распоряжения по отчуждению земельного участка.

Таким образом, сформированная нами система договоров по отчуждению федеральных земельных участков как один из способов осуществления права распоряжения федеральными земельными участками, с выделением их унифицированных и дифференцированных признаков, позволяет нам придти к выводу о необходимости выработать авторскую дефиницию понятия «договор об отчуждении федерального земельного участка» - это соглашение, в силу которого одна сторона государство, от имени которого выступают соответствующие государственные органы или с его согласия государственные унитарные предприятия и учреждения, отчуждает земельный участок, находящийся в федеральной собственности, в случаях и порядке, установленном законом, другой стороне - физическому или юридическому лицу, в собственность с целью удовлетворения публичных интересов и нужд.

Список литературы:

1. О состоянии и использовании земель Республики Татарстан в 2012 году: материалы доклада предоставлены Управлением Росреестра по РТ. Официально опубликованы не были. // Материалы юридической практики за 2013 год.

2. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. - № 237.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ принята Гос. Думой 21 октября 1994 г.; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ принята Гос. Думой 22 декабря 1995 г.; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ принята Гос. Думой 1 ноября 2001 г.; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ принята Гос. Думой 24 ноября 2006 г.) (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. -Ст. 4553; 2006. - № 52 (Часть I). - Ст. 5496.

4. Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Лич-

16 О межотраслевых связях в гражданском праве см. в кн.: Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права / М.Ю. Челышев. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - 206 с.

82

ОТЧУЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Гатин А. И.

ные неимущественные права: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Зенин И.А. и др.]; отв. ред. - Е.А. Суханов. - 3е, перераб. и доп. - М.: Волтер Клувер, 2005. - 496 с.

5. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 2l декабря 2001 г. № 178-ФЗ принят Гос. Думой 30 ноября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 4. - Ст. 251.

6. О введении в действие Земельного кодекса РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ принят Гос. Думой 28 сентября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20о1. - № 44. - Ст. 4148.

7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ принят Гос. Думой 28 сентября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, 2010. -912 с.

9. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. / А.Н. Булыко. - М.: Мартин, 2006. - 704 с.

10. О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ принят Гос. Думой 24 апреля 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 19. - Ст.2327.

11. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2008. -1008 с.

12. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2010. - № 6.

13. Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права / М.Ю. Челышев. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - 206 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Костина О. В. Сделки с земельными участками как форма оборота гражданских прав / О.В. Костина // Журнал «Бизнес в законе». -2007.-№3.

15. Бажаев Е.В. О коллизиях норм гражданского и земельного законодательства, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с прекращением права собственности на земельные участки / Е.В. Бажаев // Журнал «Бизнес в законе».-2007.-№3.

Рецензия

на статью соискателя кафедры гражданского и предпринимательского нрава Казанского федерального университета Гатина А.И. «Гражданско-правовые

сделки, направленные на отчуждение федеральных земельных участков»

Статья А.И. Гатина посвящена определению основных видов гражданско-правовых сделок Российской Федерации, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в федеральной собственности как элемент правомочия распоряжения, и их классификации.

Одним из важнейших вопросов оборота недвижимого имущества является возможность и порядок вовлечения в гражданский оборот земельных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации. В этой связи, особый интерес представляют сделки, совершаемые от имени Российской Федерации органами государственной власти в рамках их компетенции, направленные на отчуждение федеральных земельных участков, с целью передачи их в собственность физических и юридических лиц. Таких сделок достаточно много, поэтому их комплексное исследование, выявление общих признаков и отличительных особенностей является актуальным и представляет интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Следует признать, что автором проведено научное изыскание по выявлению единства и дифференциации сделок, направленных на отчуждение федеральных земельных участков, а также обоснованию их классификации по различных основаниям. Отдельного внимания заслуживает сформулированное А.И. Гатиным определение понятия такого рода сделок. В настоящей статье присутствуют и иные выводы автора, которые заслуживают должного внимания и обсуждения.

Таким образом, в заключении следует сделать соответствующий вывод о том, что статья А.И. Гатина написана на должном теоретическом уровне и соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского федерального университета Селецкая С.Б.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.