6. Седых М. Что играет мной? - М.: Лепта, 2001. - С. 12-17.
7. Черкунова А.В. Математические модели КМВ и их допустимость в судебном процессе; Уравнение страдания и его моральная компенсация // Законность и правопорядок в современном обществе: сб. материалов Х Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск НГТУ 2012. - С. 35-41; 46-51.
8. Черкунова А.В. Методики расчета компенсации морального вреда // Сб. материалов VI Международной студенческой научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск, 2011. - С. 348-351.
9. Черкунова А.В. Компенсация морального вреда - математика страданий. - Н. Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2009. - С. 56-200.
10. Черкунова А.В. Расчет компенсации морального вреда. - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2008. - С. 56-57.
11. Черкунова А.В. Методика расчета компенсации морального вреда. -Н. Новгород: Гладкова О.В., 2010. - С. 4.
12. Черкунова А.В. Унифицированный процессуальный кодекс (теория системного процесса для новой судебной системы России). - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2009. - С. 18-20.
13. Черкунова А.В. Вновь открывшееся обстоятельство в виде ошибки суда как унифицированное и универсальное основание для пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу (генезис ошибки и ее модель). -Н. Новгород: Гладкова О.В., 2010. - С. 9-10.
14. Черкунова А.В. Унифицированная теория государства и права (существенные моменты теории). - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2011. - С.16.
15. Черкунова А.В. Системный анализ. - Н. Новгород, 2006. - С. 31-35.
16. Браун Т. Химия в центре наук. - М.: Мир, 1983. - С. 126-127.
17. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб.: Питер, 2004. - С. 20, 38, 247.
18. Черкунова А.В. Компенсация морального вреда, причиненного правосудием (практика системного анализа). - Н. Новгород, 2005. - С. 8-100.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ КАК ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Шаронов С.А.*
Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, г. Волжский
В статье исследуются вопросы, связанные с осуществлением контроля охранной деятельности. В соответствии с правовой сущностью охранной деятельности выявляются гражданско-правовые категории,
* Доцент кафедры Гражданского права и процесса, кандидат юридических наук, доцент.
выступающие объектом изучаемого контроля. На основе проведенного анализа делаются предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
С одной стороны, актуальность темы обусловлена наличием современных проблем в реализации функции государства по осуществлению контроля различных видов деятельности. Так, по мнению Президента РФ во многих случаях показателем «контрольных органов служит не результат, а просто число проверок, классическая палочная система» [7].
С другой стороны, по своей правовой природе контроль является одним из элементов механизма правового регулирования охранной деятельности, который способен повлиять на ее изменение и (или) прекращение. Этот вывод продиктован полномочиями контролирующих органов, связанных с приостановлением или аннулированием лицензии на выполнение охранных работ (оказание охранных услуг). Однако одной из проблем в исследуемой сфере является неопределенный перечень объектов контроля. Зачастую контролирующие органы в качестве объекта контроля выбирают только административные и (или) уголовно-правовые аспекты осуществления охранной деятельности, не учитывая предпринимательской (гражданско-правовой) сущности этого вида деятельности.
Таким образом, целью публикации является определение гражданско-правовых категорий, выступающих объектами контроля охранной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: 1) сформулировать понятие «объект контроля охранной деятельностью»; 2) на основе проведенного анализа выявить гражданско-правовые категории объекта контроля охранной деятельности; 3) внести предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
В качестве решения первой задачи определим значение терминов «объект» и «контроль» на основе их лексического и юридического толкования.
В слове С.И. Ожегова слово «объект» означает «явление, предмет на который направлена чья-либо деятельность» [6, с. 439].
Гражданско-правовая сущность термина «объект» заключается в том, что под ним понимаются материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения [1, с. 180]. Шершеневич Г.Ф. объектом права называл все то, что может служить средством осуществления интереса: «вещи, то есть части материального мира, и действия других лиц, состоящие в передаче вещи, в личных услугах, в приложении своей рабочей силы» [9, с. 151].
Следовательно, применительно к цели публикации отношения контроля возникают по поводу объектов гражданских прав (вещей, нематериальных благ и поведения людей), то есть по поводу объектов охранной деятельности [8, с. 138-149].
Лексическое толкование слова «контроль» означает «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки» [6, с. 293]. Правовая природа контроля заключается в деятельности органов, уполномоченных на его проведение, которые «... следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений. Выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности» [2, с. 430-431]. Таким образом, под термином «контроль охранной деятельности» понимается «элемент механизма правового регулирования охранной деятельности, связанный с осуществлением уполномоченными органами и организациями проверок действий охранных организаций с целью соблюдения ими норм законодательства РФ».
На основе синтеза терминов «объект» и «контроль» можно сформулировать понятие: «Объект контроля - это вещи, нематериальные блага, поведение физических и юридических лиц, по поводу которых возникают отношения охранной деятельности, и в отношении которых уполномоченные органы и организации осуществляют проверку их действий с целью соблюдения норм законодательства РФ»
В целях решения второй задачи публикации проведем анализ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих отношения контроля охранной деятельности, и на основе этого определим гражданско-правовые категории, выступающие объектом рассматриваемого контроля.
Согласно ст. 20 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ (далее - Закон о частной охране) контроль за этим видом деятельности осуществляют органы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных этим законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.
Подобные нормы содержатся и в ст. 22 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон о ведомственной охране).
Вместе с тем, указанные правовые акты не раскрывают содержание полномочий органов внутренних дел в сфере контроля охранной деятельности.
С этой целью обратимся к «Положению о Министерстве внутренних дел России», утвержденному Указом Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 248. Проведенный анализ норм названного акта позволяет классифицировать компетенцию МВД РФ в сфере контроля охранной деятельности по следующим группам.
Первая группа компетенций основана на организации и осуществлении в соответствии с законодательством РФ контроля в области оборота оружия. Компетенции второй группы основаны на контроле в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитер-
рористической защищенности и безопасности объектов. Третья группа связана с организацией и осуществлением в соответствии с законодательством РФ контроля в области частной детективной и охранной деятельности, контроля деятельности ведомственной охраны.
Заметим, что контроль частной охранной деятельности регламентирован приказами МВД России [3, 5]. Анализ названных актов позволяет сделать вывод о том, что содержанием контроля со стороны органов внутренних дел в большей степени выступают действия, связанные с предупреждением административных правонарушений и уголовных преступлений, а также действия по привлечению к сотрудничеству работников охранных организаций.
Порядок инспектирования полицией организаций ведомственной охраны установлен «Правилами инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 274. При этом вопросами проверки являются: 1) учредительные документы организации; 2) соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих охранную деятельность; 3) осуществление работниками деятельности по охране объектов; 4) наличие в организации лицензий на приобретение служебного и гражданского оружия и др.; 5) другие вопросы.
Сравнительный анализ актов, регламентирующих вопросы контроля за частной и ведомственной охраной, позволяет сделать вывод о том, что многие объекты контроля ведомственной охраны (учредительные документы, категория «объект охраны» и другие) имеют гражданско-правовую природу, в то время как объекты контроля деятельности организаций частной охраны имеют административную или уголовно-правовую сущность.
Однако этот контроль все же не учитывает в должной мере содержание самой охранной деятельности. С одной стороны, все коммерческие организации, независимо от осуществляемых ими видов деятельности не должны нарушать нормы административного и уголовного права. С другой стороны, по своей правовой сущности охранная деятельность представляет собой деятельность коммерческих организаций (охранных организаций), имеющих соответствующую лицензию, направленную на обеспечение состояния защищенности охраняемых объектов от противоправных посягательств и осуществляемую на возмездной договорной основе. Таким образом, основополагающими (принципиальными) элементами этого вида деятельности выступают гражданско-правовые категории, обусловленные наличием статуса коммерческой организации, наличием лицензии и наличием договора, предметом которого выступают охранные работы и (или) услуги, возникающие по поводу объектов гражданских прав (имущества, поведения людей и др.). Следовательно, объектом контроля должны выступать действия охран-
ных организаций, вытекающие из правовой сущности охранной деятельности: учреждение организации, приобретение лицензии и соблюдение лицензионных требований, заключение, изменение и расторжение договора охраны.
Резюмируя сказанное в публикации, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, согласно нормативным правовым актам, регулирующим отношения контроля охранной деятельности со стороны органов внутренних дел, объекты контроля в большинстве случаев имеют административно-правовую и (или) уголовно-правовую природу. В то время как по своей правовой сущности охранная деятельность является разновидностью предпринимательства.
Во-вторых, объектами контроля охранной деятельности, прежде всего, должны выступать гражданско-правовые категории: 1) учредительные документы, подтверждающие статус коммерческой организации, созданной в форме предусмотренной ГК РФ; 2) специальное разрешение - лицензия на осуществление охранной деятельности; 3) договор, предметом которого выступают охранные работы и (или) услуги, возникающие по поводу объектов гражданских прав (имущества, поведения людей и др.).
На основании сделанных выводов необходимо внести предложения по дополнению ст. 20 Закона о частной охране и ст. 22 Закона о ведомственной охраны. Суть этих дополнений заключается в том, что исходя из правовой сущности охранной деятельности и в соответствии с компетенцией федеральных органов исполнительной власти предлагается возложить компетенцию контроля, обусловленную предпринимательским характером охранной деятельности на Министерство экономического развития РФ. Это предложение вызвано тем, что на указанный федеральный орган исполнительной власти возложены функции, связанные с развитием предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, к которому, безусловно, относится и охранная деятельность [4].
При этом объекты контроля охранной деятельности, обусловленные соблюдением законодательства РФ об оружии необходимо оставить в компетенции органов внутренних дел.
Автор осознает, что в публикации невозможно изучить все гражданско-правовые категории, выступающие объектом контроля охранной деятельности в РФ. Рассматриваемые отношения стремительно развиваются и являются перспективной темой для дальнейших исследований.
Список литературы:
1. Гражданское право России. Общая часть: учеб. / под общ. ред. А.Я. Ры-женкова. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 463 с.
2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХи ГС, 2011. - 528 с.
3. О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью: Приказ МВД России от 31.12.1999 № 1105 // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. О Министерстве экономического развития Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 05.06.2008 № 437: в ред. от 18.09.2012 № 945 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 24. - Ст. 2867.
5. Об утверждении Административного регламента исполнения МВД России государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации: Приказ МВД России от 18.06.2012 № 589 // Рос. газ. - 2012. - 22 авг. - № 192.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989. - 924 с.
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 г. // Рос. газ. - 2012. - 13 дек. - № 287.
8. Шаронов С.А. Динамика договорного регулирования услуг частной охранной деятельности // Бизнес, менеджмент и право. - 2011. - № 1.
9. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. - М.: Статут, 2005.