Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
630
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ / ВИДЫ СПОСОБОВ И ИХ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдиримов Александр Фахраддинович, Озманян Юсуб Зограбович

В статье рассматриваются основные способы защиты авторских прав, называются их особенности и отличительные черты, положительные и отрицательные моменты при их применении. По итогам работы сделан вывод, что технические способы защиты, высокоэффективны в условиях цифровизации, правообладатели используют этот способ в качестве самозащиты, так как он снижает риск искажения произведения и его копирование. Гражданско-правовые способы необходимы в случаях юрисдикционной формы защиты авторских прав, по мнению автора данного исследования, два вида способов защиты находятся во взаимосвязи, что обуславливает развитие одного способа от другого и наоборот.The article discusses the main methods of copyright protection, names their features and distinctive features, positive and negative aspects in their application. Based on the results of the work, it was concluded that technical methods of protection are highly effective in the conditions of digitalization, copyright holders use this method as self-defense, since it reduces the risk of distortion of the work and its copying. Civil law methods are necessary in cases of a jurisdictional form of copyright protection, according to the author of this study, two types of protection methods are interrelated, which determines the development of one method from the other and vice versa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

УДК 347.785

Юридические науки

Абдиримов Александр Фахраддинович, студент 1 курса магистратуры, факультет «Институт философии и права» кафедра предпринимательского права и арбитражного процесса. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Россия, г. Новосибирск Озманян Юсуб Зограбович, студент 3 курса группы 19901 факультет «Институт философии и права». Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Россия, г. Новосибирск

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ и технические способы защиты АВТОРСКИХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются основные способы защиты авторских прав, называются их особенности и отличительные черты, положительные и отрицательные моменты при их применении. По итогам работы сделан вывод, что технические способы защиты, высокоэффективны в условиях цифровизации, правообладатели используют этот способ в качестве самозащиты, так как он снижает риск искажения произведения и его копирование. Гражданско-правовые способы необходимы в случаях юрисдикционной формы защиты авторских прав, по мнению автора данного исследования, два вида способов защиты находятся во взаимосвязи, что обуславливает развитие одного способа от другого и наоборот.

Ключевые слова: авторское право, способы защиты авторских прав, виды способов и их формы.

Abstract: the article discusses the main methods of copyright protection, names their features and distinctive features, positive and negative aspects in their application. Based on the results of the work, it was concluded that technical methods of protection are highly effective in the conditions of digitalization, copyright holders

use this method as self-defense, since it reduces the risk of distortion of the work and its copying. Civil law methods are necessary in cases of a jurisdictional form of copyright protection, according to the author of this study, two types of protection methods are interrelated, which determines the development of one method from the other and vice versa.

Keywords: copyright, methods of copyright protection, types of methods and their forms.

Основные проблемы защиты авторских прав на музыкальные произведения связаны с использованием отдельных способов защиты прав на музыкальные произведения. Под способами защиты авторских прав понимаются установленные законом материально-правовые меры принудительного характера, с помощью которых восстанавливаются нарушенные права, а правонарушитель привлекается к ответственности.

Общая часть Гражданского кодекса предусматривает следующие способы защиты: признание права, восстановление положение, существовавшего до нарушения права и предотвращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признание оспариваемой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности ничтожной сделки, самозащиты права, возмещение ущерба, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, прекращение или изменение правоотношений, неприменение судом противозаконного акта государственного органа или органа местного самоуправления и иными способами, предусмотренными законом.

Спектр способов защиты личных неимущественных и иных прав, а также исключительных прав не совпадает. Защита личных неимущественных прав автора осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или угрожающих его нарушению, возмещения морального вреда, публикации судебного решения о допущенном нарушении.

Что касается защиты исключительного права, то она осуществляется, в частности, путем предъявления любого из следующих требований: признание права, предотвращение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, возмещение ущерба или компенсация, изъятие и уничтожение материальных носителей.

Особо важной является норма общей части Гражданского Кодекса о возможности использования иных предусмотренных законом способов, то есть перечень способов защиты не является исчерпывающим, поскольку в нормативном порядке можно установить и другие способы защиты.

Другими словами, при нарушении как личных неимущественных, так и исключительных прав, несмотря на видовое несовпадение, в качестве способов защиты могут быть выбраны некоторые идентичные методы, например, признание права, публикация судебного решения и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения.

Защита авторских прав на музыкальные произведения может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной формах. В рамках юрисдикционной защиты выделяют общий и специальный порядок защиты. Юрисдикционная защита авторских прав на музыкальные произведения предусматривает обращение за защитой прав в суд или специальный орган.

С отраслевой точки зрения защита нарушенных или оспоренных авторских прав осуществляется как частным, так и публичным правом. Эта защита осуществляется в основном гражданско-правовыми методами.

В то же время иногда борьба с нарушением авторских прав, то есть защита этих прав, осуществляется с помощью публичного-административного и уголовного права. Однако эта защита, по сути, часто направлена на борьбу с общими и превентивными нарушениями.

Общее правило по защите авторских прав отражено в Гражданском Кодексе, в соответствии с которым защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных

законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Поэтому, чтобы найти способы защиты гражданских прав в административно-правовом порядке, необходимо обратиться к отраслевому законодательству, например, к таможенному праву или законодательству о защите конкуренции.

Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза закрепляют административный порядок защиты прав интеллектуальной собственности на музыкальные произведения, например, контрафактные копии музыкальных произведений уже могут быть обнаружены при ввозе через границу, но в случаях, связанных с сетью Интернет, необходимо использовать другие способы защиты.

Поэтому решения таможенных органов, принятые в рамках данного порядка, могут быть оспорены в судебном порядке. Так что даже в этом случае в конечном итоге применяется юрисдикционная форма защиты прав на музыкальные произведения.

Нормы Таможенного кодекса регламентируют особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Таможенным кодексом Таможенного Союза закреплены меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, срок защиты данных прав указанными органами и таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности.

Таможенным Кодексом предусмотрен порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и отмены решения о приостановлении.

В настоящее время в юридической литературе часто отмечается, что уголовная ответственность в соответствии со статьями носит скорее превентивный нежели реальный характер, однако автор настоящего исследования не согласен с такой позицией, так как в последние годы практика

кардинально изменилась и активно используются статьи 146 и 180 УК РФ [1, c. 212].

Неюрисдикционная форма защиты авторских прав используется правообладателями, как правило, самостоятельно, без обращения за помощью в государственные или иные компетентные органы, путем подачи претензий к нарушителям авторских прав. Использование неюрисдикционной формы защиты не регламентировано законом. Также не предусмотрена им и ответственность субъектов, к которым заявители обращаются за неприменением мер ответственности к нарушителям их авторских прав.

Исследователи считают, что данная форма защиты не может быть эффективной и надежной, поэтому следует еще раз отметить, что наибольшее практическое значение среди форм защиты имеет гражданско-правовая защита авторских прав, реализуемая в юрисдикционной форме, и которая, как отмечают большинство авторов, обеспечивает применение предусмотренных законом способов защиты.

С выше указанным мнением, автор настоящей работы абсолютно не согласен, так как развитие онлайн сервисов и технических способов защиты привело к тому, что легальный оборот музыкальных произведений вырос более чем до 30 миллионов пользователей, которые ежемесячно оплачивают в России музыкальные сервисы, то есть почти 20% населения России потребляют лицензионный контент [5].

Технические меры предотвращают несанкционированное копирование музыкальных произведений и защищают их на материальном носителе, а также помогает лицензионное вознаграждение.

Исследователи также отмечают, что в отличие от способов гражданско-правовой защиты объектов авторского права, технические средства защиты музыкальных произведений лишь ограничивают осуществление действий, которые правообладатель не допускает в отношении таких объектов, и не влекут за собой неблагоприятных юридических последствий для нарушителей.

Под техническими средствами защиты некоторые исследователи понимают такие средства защиты, как программное или аппаратное обеспечение, препятствующее незаконному производству копий музыкальных произведений. Но, согласиться с этой позицией нельзя, так как существует большое количество технических устройств, позволяющих защитить музыкальные произведения от их несанкционированного использования или собирать лицензионное вознаграждения [1, а 215].

Выделяют несколько видов технических средств защиты музыкальных произведений: технические средства, контролирующие доступ к результатам интеллектуальной деятельности, для прослушивания и уплаты лицензионного вознаграждения и сервисы, позволяющие приобретать лицензионные копии музыкальных произведении.

Технические средства, контролирующие использование музыкальных произведений, позволяют отслеживать кем было приобретено музыкальное произведение, когда и по какому договору.

Технические средства, обеспечивающие соблюдение особых условий пользования объектами музыкальных произведений, например, прослушивание музыки только в определенных странах, где есть права на использование музыкальных произведений.

В качестве технических средств защиты музыкальных произведений могут выступать не только технические устройства, но и отдельные их программные части, например, политика Instagram не позволяет прослушивать и добавлять музыкальные произведения в тех регионах, где сервис не имеет права использовать музыкальное произведение [7].

Исследователи отмечают, что нарушения, связанные с устранением технических средств защиты или информации о правообладателе музыкального произведения, сами по себе не могут быть нарушением исключительного права, но часто это является нарушением лицензионного соглашения, а также может являться нарушением исключительного права на программу для ЭВМ, защищающую музыкальные произведения [1, а 216].

Важно также отметить, что, применяя технические средства для защиты музыкальных произведений, правообладатели, стремясь обеспечить техническую защиту своих произведений, зачастую сами могут стать нарушителями закона, применяя недобросовестные методы технической защиты музыкальных произведений, которые, например, могут заразить компьютер вирусами.

Наиболее распространенные нарушения в интернете - размещение музыкальных произведений на сайте без разрешения правообладателя. Справедливости ради стоит отметить, что интернет-сайт вовсе не всегда являлся инструментом, с помощью которого происходят нарушения в отношении результатов интеллектуальной деятельности.

Размещение музыкальных произведений, на сайте в сети Интернет является их обнародованием, поскольку такие объекты становятся доступными для всеобщего сведения неопределенному кругу лиц.

Сегодня известны различные технические средства защиты музыкальных произведений в информационном пространстве сети Интернет. Одним из таких средств является цифровой водяной знак. Это специальный указатель, используемый для идентификации владельца правообладателя и подтверждающий оригинальность произведения [2].

Цифровой водяной знак — это специальный код, встраиваемый в электронные данные, который предоставляет информацию о правообладателе и защищает музыкальные произведения от внесения изменений в произведения. Существует два типа цифровых водяных знаков - видимый и невидимый.

Видимые водяные знаки обычно существуют в виде подписи экземпляра произведения или печати его логотипа, в свою очередь, невидимые водяные знаки представляют собой скрытые метки, встраиваемые в цифровые данные объектов авторских и смежных прав, которые довольно трудно идентифицировать.

Цифровые водяные знаки, как видимые, так и невидимые, содержат информацию, позволяющую определить правообладателя и оригинальность

произведения. В соответствии с гражданским кодексом признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения. Изменение или удаление такой информации без соответствующего разрешения правообладателя является нарушением авторских прав.

Цифровой водяной знак может быть применен к различным типам музыкальных произведений. В настоящее время существуют сервисы, объединяющие цифровые водяные знаки и программы для ЭВМ, отслеживающие нарушения исключительных прав. Такие программы позволяют уведомлять пользователей файловых хостингов, что они загружают нелегальный контент еще до того, как файлы будут скачаны.

Кроме цифровых водяных знаков существует множество примеров применения других технических средств защиты авторских и смежных прав, некоторые из которых следует рассмотреть.

Крупные компании-агрегаторы исключительных прав на музыкальные произведения создают в интернете свои сервисы, на которых распространяют музыкальные произведения, как на коммерческой основе, так и бесплатно для любых пользователей. Это также один из технических способов защиты авторских прав в глобальной всемирной паутине [4].

Следует также упомянуть о таком техническом средстве защиты прав на музыкальные произведения, как депонирование, который используется во многих странах мира. Самым известным и надежным в мире является Библиотека Конгресса США [3].

Сервисы депонирования — это онлайн архивы, содержащее сведения о факте и точной дате опубликования музыкальных произведений на соответствующем сайте или на физическом носителе, в которых отражается информация о создателе музыкального произведения, дате его загрузки, которые помогают идентифицировать правообладателя таких объектов в случаях, когда права на них оспариваются или нарушаются.

В связи с этим следует также отметить наличие технологии блокчейн, которая является также более развитой системой депонирования благодаря тому, что в нее невозможно внести изменения внешними силами и как источник доказательств такая система обладает высокой надежностью.

Музыкальные произведения по-прежнему могут быть загружены без разрешения правообладателя, но включение в определенный государственный или негосударственный реестр может быть полезным для ряда целей, в том числе для облегчения пользователям получения информации о правообладателе, хотя сама по себе эта технология не защищает от незаконного копирования.

Например, скачивая музыкальное произведение в сети Интернет, вы получаете информацию о правообладателе, авторе и размере лицензионного вознаграждения. При наличии надлежащего программного обеспечения само скачивание может осуществляться по факту оплаты в соответствии с этими условиями.

Таким образом, технические меры по защите результатов интеллектуальной и творческой деятельности способствуют сохранению информации, содержащейся на материальных носителях произведений, а также предотвращению их незаконного копирования, при этом многие правообладатели часто стремятся использовать технические средства для самостоятельной защиты своих объектов авторского права и смежных прав, поскольку как отечественное, так и зарубежное законодательство всегда следует с естественным опозданием за научно-техническими достижениями.

Многие юристы скептически относятся к техническим аспектам и отдают предпочтение способам гражданско-правовой защиты, что, вероятно, во многом связано с когнитивным искажениями или в целом скептическим отношением к развитию технологий, таких как блокчейн.

В то же время статистика и мои собственные наблюдения показывают взаимосвязь и взаимозависимость правовых способов и технических средств защиты авторских прав в условиях цифровизации окружающего мира и

появления экономики 4.0. Информационные инновации наряду с распространением гражданско-правовых способов защиты авторских прав на музыкальные произведения и ростом технических способов защиты значительно повышают эффективность защиты авторских прав.

Библиографический список:

1. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами: монография. М.: Юстицинформ, 2017. 212 с.

2. Борис Борисенко Цифровые водяные знаки в изображениях URL: https://lib.itsec.ru/articles2/Oborandteh/cifrov_vodyan_znaki_v_izobrazheniyah. (дата обращения: 01.12.21).

3. Бюро авторских прав США URL: https://www.copyright.gov/help/. (дата обращения: 01.12.21).

4. Инструкция для музыкантов. дистрибуция: стриминги, лейблы, агрегаторы URL: https://i-m-i.ru/post/leybly-i-distribyutory. (дата обращения: 01.12.21).

5. Медиаиндустрия в 2020-2024 гг. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/media-outlook-2020/media-outlook-2020-2024.pdf. (дата обращения: 01.12.21).

6. Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие. М., 2010.

7. Условия использования URL: https://www.facebook.com/help/instagram/581066165581870. (дата обращения: 01.12.21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.