Научная статья на тему 'Гражданско-правовые договоры в сфере рекламной деятельности'

Гражданско-правовые договоры в сфере рекламной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4016
659
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ / СМЕШАННЫЕ ДОГОВОРЫ / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕКЛАМНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / CIVIL CONTRACTS / MIXED CONTRACTS / PROMOTIONAL ACTIVITIES / ADVERTISING LAW / INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожоназаров Искандер Русланович

В данной статье проводится анализ правоотношений, складывающихся между субъектами в сфере рекламной деятельности. Автором рассматриваются основные виды гражданско-правовых договоров о выполнении работ и об оказании услуг, используемых субъектами рекламной деятельности при заключении договоров в сфере рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the relationships developing between actors in the field of advertising. The author considers the main types of civil contracts for the performance of work and the provision of services used by the subjects of promotional activities at the conclusion of agreements in the field of advertising.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовые договоры в сфере рекламной деятельности»

Кожоназаров И.Р Гоажданско-правовые договоры в сфере рекламной деятельности

трибуня молодого ученого

УДК 347.44

Кожоназаров Искандер Русланович Kozhonazarov Iskander Ruslanovich

адъюнкт кафедры гражданского права

Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилюто-ва, 1)

post-graduate of the civil law department

St. Petersburg university of the Ministry of the interior of Russia (1 Pilot Pilyutov st., St. Petersburg, 198206)

E-mail: [email protected]

Гражданско-правовые договоры в сфере рекламной деятельности Civil contracts in the field of advertising

В данной статье проводится анализ правоотношений, складывающихся между субъектами в сфере рекламной деятельности. Автором рассматриваются основные виды гражданско-правовых договоров о выполнении работ и об оказании услуг, используемых субъектами рекламной деятельности при заключении договоров в сфере рекламы.

Ключевые слова: гражданско-правовые договоры, смешанные договоры, рекламная деятельность, рекламное законодательство, информация.

This article analyzes the relationships developing between actors in the field of advertising. The author considers the main types of civil contracts for the performance of work and the provision of services used by the subjects of promotional activities at the conclusion of agreements in the field of advertising.

Keywords: civil contracts, mixed contracts, promotional activities, advertising law, information.

В данной статье мы рассмотрим группу гражданско-правовых договоров о выполнении работ и об оказании услуг, используемых субъектами рекламной деятельности при заключении договоров в сфере рекламы. Речь пойдет, прежде всего, о договоре подряда по изготовлению рекламы и договоре возмездного оказания услуг по распространению рекламы.

Правовая природа договора способствовала широкому применению договоров на протяжении длительного времени. Это объясняется, прежде всего, гибкостью правовой формы, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения. Основным же назначением договора является регулирование в рамках закона поведения людей путем указания пределов их возможного и должного поведения, а также последствий нарушений соответствующих требований. Договор относится к той разновидности юридическихфактов, которые именуются сделками, а значит, представляют собой действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Являясь одним из инструментов рынка, гражданско-правовой договор стабилизирует отношения гражданского оборота, делает их предсказуемыми, обеспечивает формирование уверенности участников договора в том, что предпринимательская деятельность будет обеспечена всем необходимым, а также стимулирует инициативу субъектов гражданских правоотношений, тем самым гражданско-правовой договор способствует развитию производства [1, с. 10].

Согласно позиции Л.С. Таля, регулирование договора «заключается в отыскании целесообразных норм, в определении того, какое поведение людей наиболее соответствует преследуемым ими целям и в то же время представляет объективно наиболее правильный путь и совершенное средство для достижения желаемого изменения их правовой сферы» [2, с. 48].

Также стоит отметить, что договор является уникальным правовым средством, через него интерес каждой из сторон в принципе может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Что, в свою

202

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

очередь, порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении. Бурное развитие в последние годы рыночной экономики привело к востребованности договора как самой оптимальной и универсальной конструкции для оформления отношений в сфере оборота товара и услуг [3, с. 24].

Назначение договора состоит в том, что он служит самостоятельным основанием возникновения обязательства. Вместе с тем, договорные обязательства иногда действуют параллельно с недоговорными, защищая их или иным образом обеспечивая их цели. Что касается о недоговорных обязательств, речь идет о правах и обязанностях, которые предусмотрены в законе. В частности, имеются в виду такие права и обязанности, которые предусмотрены нормами, включенными в общую часть Гражданского кодекса, в общую часть обязательственного права, в главы, посвященные соответствующему договору. Гражданско-правовой договор явился универсальным инструментом, при помощи которого товары, работы и услуги, в том числе рекламные, могут свободно перемещаться на территории Российской Федерации [4, с. 96].

Рассмотрим подробнее несколько видов договорных правоотношений, включающих отношения между рекламодателем и рекламоизготовителем, а также между рекламодателем и рекламораспространителем.

Первый вид договорных правоотношений представляет собой отношения между рекламодателем и рекламоизготовителем по изготовлению рекламного материала. Здесь речь идет об обязательствах по выполнению работ с законченным материализованным результатом, то есть о договоре подряда, где предметом договора является не только процесс выполнения подрядчиком работы, но главное — его результат, а именно создание рекламного материала.

К сожалению, законодательство в сфере рекламной деятельности не содержит определения понятия «рекламные материалы», хотя, если обратиться к практике, значительная часть договоров в сфере рекламной деятельности своим предметом определяют изготовление рекламных материалов. Что же подразумевается под термином «рекламные материалы», который так часто используется в качестве предмета в договорах между субъектами рекламной деятельности? В статье 21 Закона Кыргызской Республики «О рекламе» упоминается о материалах, содержащих рекламу, а в статье 12 Закона Российской Федерации «О рекламе» (Закон о рекламе) говорится, что «рекламные

материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное» [5].

Так, по мнению одних авторов, договор подряда имеет один предмет, но он состоит из двух элементов — выполнение работ и их результат [6, с. 296]. Другие считают, что речь идет об одном унитарном предмете договора — законченной и переданной работе [7, с. 204]. Присоединимся ко второму мнению, а что касается самих работ как таковых, то они имеют значение, с позиции заказчика, лишь постольку, поскольку служат средством достижения результата, в нашем случае результатом подряда выступает законченный материализованный предмет.

Применительно к договору подряда на изготовление рекламного материала существенными условиями являются предмет договора, цена, начальные и конечные сроки выполнения работы. Достижение соглашения именно по этим условиям предопределяет заключение договора, потому что предмет договора определяет, какая именно будет сделана работа, стороны договора должны отвечать соответствующим требованиям, цена и сроки также имеют немаловажное значение в рыночных отношениях, ведь именно они влияют на успех в бизнесе, а рекламная деятельность направлена, в первую очередь, на привлечение внимания к объекту рекламирования, то есть получение прибыли. Сторонами договора по производству рекламы являются рекламодатель (заказчик), с одной стороны, и рекламопроизводитель (подрядчик) — с другой.

В договоре подряда результат, вместе с тем, играет роль разграничительного для указанных договоров признака только в его особой форме — когда он выражается в достижении результата либо материального, либо по крайней мере материализованного. Результат в таком случае должен быть не только определенно обозначенным, но и отделимым от действий. Предметом договора подряда по производству рекламных материалов является овеществленный результат материальной и творческой деятельности по воздействию обязанного лица на рекламную информацию в целях ее приведения в форму, пригодную для последующего распространения и хранения.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)

203

Кожоназаров И.Р Гоажданско-празовые договоры в сфере рекламной деятельности

Кожоназаров И.Р Гоажданско-правовые договоры в сфере рекламной деятельности

трибуня молодого ученого

Второй вид договорных правоотношений представляет собой отношения между рекламодателем и рекламораспространителем по распространению рекламы. Здесь же речь уже пойдет об обязательствах по выполнению услуг на распространение рекламы, то есть о договоре возмездного оказания услуг, где предметом договора является либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности.

Таким образом, в качестве предмета исполнения по рассматриваемому договору выступает полученный заказчиком полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий. Полезный эффект, полученный заказчиком по договору, носит нематериальный характер и в противоположность договору подряда никогда не выражается в появлении новой вещи или изменении, улучшении потребительских свойств уже существующей.

В связи с тем, что предметом договора возмездного оказания услуг всегда выступает либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности в отношении определенного заказчика, важнейшей его характеристикой является качество оказываемыхуслуг.

В тех случаях когда в одном субъекте объединяются рекламоизготовитель и рекламораспространитель, договор следует считать смешанным, а действия субъектов соответствующими принципу свободы договора. Стоит отметить, что в сфере рекламных правоотношений нередко заключаются договоры на размещение рекламных конструкций, а также учитывать тот факт, что рекламные материалы могут представлять собой объект интеллектуальной собственности и реализовываться на основании договора авторского заказа.

Так, в своих трудах Е.А. Зверева отмечает, что «в соответствии с принципом свободы договоров стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Рассматриваемый договор в большинстве случаев включает в себя элементы договора подряда, элементы договоров на выполнение научно-исследовательских договоров, опытно-конструкторских и технологических работ, элементы договора авторского заказа» [8, с. 7].

В некоторых договорных правоотношениях, возникающих в сфере рекламы, деятельность исполнителя имеет несколько этапов, например, на первом этапе исполнитель изготавливает ре-

кламные материалы, на втором — осуществляет распространение рекламных материалов. Так как материальный объект является результатом исполнения первого этапа, обязательство данного этапа следует рассматривать как подрядное, обязательства второго этапа — как обязательства возмездного оказания услуг, исполнитель выступает в роли рекламоизготовителя и в роли рекламораспространителя.

В качестве смешанных договорных обязательств гражданско-правовая наука традиционно рассматривает такие, которые сочетают в себе элементы различных видов урегулированных законом договоров. Предпосылкой появления учения о смешанных договорах является невозможность точного и полного отражения в позитивном праве всего многообразия обязательственно-правовых отношений, составляющих на сегодняшний день гражданский оборот [9, с. 93—94].

Очевидно, что определить тот или иной договор как смешанный, равно как и какой-либо иной из упомянутых выше разновидностей, можно, только обнаружив в нем определенные признаки. Так, в смешанном договоре мы должны выявить элементы как минимум двух различных договорных видов, получивших легальное закрепление, сочетание признаков договоров различных классификационных групп. Классификация обязательств предполагает разделение обязательств на типы, виды и подвиды в зависимости от характеристик классифицируемых обязательств.

Для классификации обязательств необходимо использовать те их признаки, которые относятся к элементам структуры обязательства — субъектам, объектам и содержанию, если такие признаки обусловливают те или иные особенности правового регулирования соответствующих отношений. Так, в зависимости от особенностей субъекта обязательства закон может предписывать применение специальных норм к данному обязательству. Яркий пример — участие в обязательстве предпринимателя, в связи с чем к такому обязательству применяется значительное количество специальных правовых норм, что позволяет говорить об особом правовом режиме обязательств с участием предпринимателей [10, с. 156].

Обязательства, складывающиеся в рекламной деятельности, следует относить к смешанным вследствие наличия в них различных элементов, однако здесь необходимо отметить, что в качестве элементов смешанного договора не могут выступать такие из них, которые имеют

204

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

лишь некоторое внешнее формальное сходство стем или иным договором, но не обладают всеми необходимыми признаками для того, чтобы считаться отдельным договором.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что близость обязательств по выполнению работ и по оказанию услуг обусловлена в первую очередь именно тем, что они характеризуются однотипным содержанием, а именно действиями исполнителя, находящимися в сфере экономических интересов заказчика.

Решающее значение для разграничения договоров подряда и оказания услуг имеет лежащий в их основе характер интереса соответствующей стороны — заказчика. Если этот интерес сводится к совершению действий, налицо договор возмездного оказания услуг, а в случае когда предполагается совершение действий с передачей результата, имеет место договор подряда, для которого имманентен принцип: «результат венчает дело» [11, с. 221].

Из вышесказанного следует вывод о том, что практика применения двух договорных форм (договор подряда и договор возмездного оказания услуг) себя оправдала и предоставляется наиболее правильной.

В своих трудах Е.В. Измайлова также выделяет «две регулируемые договором группы правоотношений, различныхпо своей правовой природе, это отношения по производству рекламного продукта (рекламы, представленной в форме, готовой к распространению) и отношения по размещению и (или) распространению рекламы» [12, с. 45].

Представляется наиболее правильным, если законодателем в будущем будет внесена в Закон о рекламе глава, посвященная договорам, заключаемым субъектами рекламной деятельности, а в последующем при необходимости внесена и в Гражданский кодекс.

Примечания

1. Голованов Н.М. Гражданско-правовые договоры: курс лекций. СПб., 2002.

2. ТальЛ.С. Положительное право и неурегулиро-ванныедоговоры. Ярославль, 1912.

3. Желонкин С.С. Особенности договорного регулирования общественных отношений в России // Юридическая мысль. 2014. № 3 (83).

4. Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Рекламная деятельность: Комментарий к Правилам размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве: учебное пособие. М., 2003.

5. Закон Российской Федерации «О рекламе». URL: http://www.consultant.ru/popular/advert/.

6. Басин Ю.Г., Брагинский М.И., Садиков О.Н. Правовое регулирование капитального строительства в СССР. М., 1972.

7. Чигир В.Ф. Договор подряда по капитальному строительству. Минск, 1969.

8. Зверева Е.А. Проблемы заключения рекламного договора // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 4.

9. Шершеневич Г.Ф. Русское гражданское право. М., 1915. Т. 2.

10. Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994.

11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2005.

12. Измайлова Е.В. Договор на оказание рекламных услуг // Актуальные проблемы коммерческого права: сборник статей. М., 2002.

Notes

1. Golovanov N.M. Civil contracts: a course of lectures. St. Petersburg, 2002.

2. Tal L.S. Positive law and unsettled contracts. Yaroslavl, 1912.

3. Zhelonkin S.S. Features contractual regulation of social relations in Russia // Legal thought. 2014. № 3 (83).

4. Sverdlyk G.A., Strauning E.L Promotional activities: Commentary to the Rules of placement of outdoor advertising and information in Moscow: textbook. Moscow, 2003.

5. Russian Federation law «On Advertising». URL: http://www.consultant.ru/popular/advert/.

6. Basin Y.G., Braginsky M.I., Sadikov O.N. Legal regulation of capital construction in the USSR // Legal literature. Moscow, 1972.

7. Chyhir V.F. Contract for capital construction. Minsk, 1969.

8. Zvereva E.A. To enter into an advertising contract problems // Arbitration and civil procedure. Moscow, 2004. № 4.

9. Shershenevich G.F. Russian civil law. Moscow, 1915. Vol. 2.

10. Popondopulo V.F. Legal regime of entrepreneurship. St. Petersburg, 1994.

11. Braginsky M.I., Vitryansky V.V. Contract law. Book Three: The Agreement on the implementation of works and provision of services. Moscow, 2005.

12. Izmailova E.V. Agreement for the provision of advertising service // Actual problems of commercial law: Collector of articles. Moscow, 2002.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)

205

Кожоназаров И.Р Гоажданско-правовые договоры в сфере рекламной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.