_____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 154, кн. 4 Гуманитарные науки
2012
УДК 340.113
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ механизм охраны ЧАСТНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
АВТОРСКИМ ПРАВОМ
Р.И. Ситдикова, Р.Б. Ситдиков
Аннотация
В статье гражданско-правовой механизм правовой охраны и правового регулирования исследуется как в общеправовом аспекте, так и применительно к авторскому праву. Даётся авторское определение механизма гражданско-правовой охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом и описывается его структура.
Ключевые слова: гражданско-правовой механизм охраны, правовое регулирование, частные интересы, общественные интересы, публичные интересы, баланс интересов.
Современный уровень развития государства и общества предполагает не только признание за субъектами определённых гражданских прав и законных интересов, но и обеспечение их надёжной правовой охраны. Несмотря на широкое использование в научной литературе понятия «правовая охрана», его общепринятого определения не существует. В нормативных актах содержание указанного термина также практически не раскрывается. Вместе с тем не секрет, что в праве определение дефиниций имеет важное теоретическое и практическое значение. Как справедливо подчеркивает Е.В. Вавилин, «определения, максимально точно отражающие объективную реальность, крайне важны» [1, с. 8].
В некоторых нормативных актах раскрывается понятие охраны конкретных объектов. Так, согласно ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды (далее также природоохранная деятельность) - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий (ОС). В ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (ВК). В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-
экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ТК).
Понятие правовой охраны раскрывается в монографических исследованиях. Например, Г.Д. Лихачёв даёт следующее определение гражданско-правовой охраны личной жизни: «гражданско-правовая охрана личной жизни представляет собой систему установленных государством гражданско-правовых мер и способов обеспечения свободы гражданина определять своё поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению, исключающей вмешательство в личную жизнь со стороны других лиц, кроме случаев, прямо предусмотренных законом» [2, с. 28]. Таким образом, под правовой охраной понимается система правовых мер и средств, направленных на обеспечение определённых задач в соответствующей области общественных отношений. Такой подход, как отмечает К.К. Гасанов, основывается на теории функций права. Под функцией права понимается «направление правового воздействия на общественные отношения посредством однородных задач, объединённых единой целью» [3, с. 204]. Нормы авторского права направлены на обеспечение и реализацию:
- частных интересов авторов и правообладателей в закреплении авторских прав на творческие произведения; признания автора; возможности контроля за использованием произведений и получения от этого материальной выгоды;
- общественных интересов в возможности доступа к произведениям науки, литературы и искусства с целью образования, культурного развития, обмена информацией;
- публичных интересов, которые, с одной стороны, носят частный характер, когда государство является правообладателем, а с другой стороны, выражаются в обеспечении общего правопорядка, развития творчества, науки, культуры. Второй вид интереса является функцией государства, то есть его можно назвать интересом-функцией.
Можно сказать, что правовая охрана частных, общественных и публичных интересов авторским правом представляет собой систему нормативно закреплённых правовых мер, направленных на обеспечение реализации и соблюдения баланса указанных интересов субъектов авторско-правовых отношений и иных лиц в процессе создания и использования произведений науки, литературы и искусства.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в российском авторском праве перечисленные интересы прямо не закреплены, что, безусловно, можно отнести к недостаткам российского законодательства об авторском праве. Необходимость их охраны следует из конституционного провозглашения их объективными правами и охраняемыми законом интересами (такими, как право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности, право на образование и доступ к культурным ценностям, право на информацию и т. д.).
В правовой науке продолжается дискуссия по вопросу соотношения понятий «правовая охрана» и «правовая защита». Нередко они употребляются как синонимы. Различают также широкое понимание правовой охраны и узкое. На наш взгляд, целесообразно разграничивать понятия «охрана» и «защита». Как подчеркивает А.А. Рябов, в случаях, «когда речь идёт о защите, то имеется в виду соответствующая реакция правоохранительных органов на какое-либо реально существующее правонарушение. Охрана же не обязательно должна быть связана
с конкретными правонарушениями. Она имеет место и там, где используются предупредительно-профилактические меры, например, контроль» [4, с. 24]. В настоящее время наиболее устоявшимся, особенно в цивилистике, является понимание охраны в широком смысле этого слова. В этом случае к гражданско-правовым мерам охраны относятся все меры, как обеспечивающие развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии, так и направленные на восстановление нарушенных или оспоренных прав. Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется и понятие охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь средства защиты нарушенных прав и законных интересов. Такой подход представляется вполне обоснованным и поддерживается многими учёными в различных отраслях права. Так, по мнению В. А. Тарасовой, «охрана прав заключается не только в восстановлении нарушенного права, но и в создании таких условий, при которых субъективные права граждан бы беспрепятственно удовлетворялись» [5, с. 23-24]. В данном исследовании также используется понимание правовой охраны частных, общественных и публичных интересов в широком смысле - как совокупности гражданско-правовых мер, с помощью которых обеспечивается реализация частных, общественных и публичных интересов в авторско-правовых отношениях.
Наряду с понятием правовой охраны широко используется и понятие правового регулирования. Под правовым регулированием в общем виде понимается весь процесс юридического воздействия на общественные отношения. Как подчёркивает А.В. Малько, «правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов» [6]. Понятие правового регулирования практически совпадает с понятием правовой охраны в широком смысле слова: оно также осуществляется с помощью соответствующих правовых мер воздействия на общественные отношения, установления общеобязательных правил поведения, закреплённых в правовых нормах.
Правовые меры являются частью более обобщённого понятия - правового механизма. Значение слова «механизм» раскрывается как «система, внутреннее устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности, процесса» [7]. В юридической науке термин «механизм» получил широкое распространение: употребляются «механизм правоприменения», «механизм правореализа-ции», «механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина», «механизм возникновения права собственности», «механизм реализации прав и свобод личности», «механизм защиты субъективных прав» и т. д. В каждом конкретном случае исследуются элементы соответствующего правового механизма, этапы его действия. В юридической литературе более детально исследован механизм правового регулирования. Выделяется несколько стадий правового регулирования. Первая стадия - регламентирование правовых отношений, нуждающихся в правовом опосредовании. Здесь главным элементом являются нормы права. Вторая - действие юридических норм, в результате которых возникают или изменяются правовые отношения, то есть это стадия возникновения и осуществления правоотношений. Третья стадия - реализация субъективных прав и обязанностей. Последняя стадия фактически является правоприменением.
Для характеристики правового механизма в праве также применяется так называемый инструментальный подход, согласно которому правовой механизм рассматривается как совокупность правовых средств, предназначенных для решения соответствующих задач в той или иной правовой области. Правовое средство можно рассматривать как правовой приём или способ для достижения правового результата. При этом ещё Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «юридические средства обеспечения интересов предполагают именно наличность воли, способной усвоить угрозу и воздержаться от нарушения» [8, с. 639]. В теории права правовым средствам отводится главенствующая роль. А.В. Малько указывает на то, что право в целом можно оценивать «как средство (инструмент) для решения практических задач общества, для удовлетворения интересов людей» [6]. В теории права правовые средства классифицируются по разным основаниям, например, по виду регулируемых общественных отношений (гражданско-правовые, административные, конституционные и т. д.), по характеру (материально-правовые и процессуальные); по степени сложности (первичные и комплексные) и т. д. М.Ю. Челышев выделяет в качестве гражданско-правовых средств и инструментов в исполнительном производстве правосубъектные, сделочные, вещно-правовые инструменты и гражданско-правовую ответственность [9].
В то же время правовые средства не могут эффективно выполнять свои функции разрозненно, в совокупности они представляют собой не просто механическое сложение, а определённую систему со своей общей целью и внутренними связями. Правовые средства, объединённые в систему, представляют собой новое образование - правовой механизм. Как отмечает А.В. Малько, «названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему» [6]. Механизм правового регулирования он определяет как систему правовых средств, «организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права» [6]. Значение системности права подчёркивал С.С. Алексеев. По его мнению, «благодаря системности юридически разнородные правовые нормы способны регулировать общественные отношения системно, то есть в комплексе, взаимосвязанными методами, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое, согласованное воздействие на общественные отношения» [10, с. 72]. При этом в механизме правового регулирования выделяют такие элементы, как норма права, юридический факт, правоотношение, реализация прав и обязанностей, мера защиты.
Правовые средства и правовой механизм являются важными инструментами обеспечения интересов граждан, иных субъектов, общества, государства. Интересы играют определяющую роль в поведении людей и в правовых отношениях. Естественно, что с точки зрения правовой охраны речь идёт только об интересах, охраняемых правом, основанных на законе. Интересы, противоречащие нормам права, нравственности, морали, правом не охраняются. Функция обеспечения интересов субъектов права и достижения целей правового регулирования является также одним из признаков правовых средств, то есть целью воздействия
правового средства является достижение правового результата, в основе которого всегда лежит какой-либо интерес.
Указанные подходы, на наш взгляд, вполне применимы и для характеристики механизма гражданско-правовой охраны, под которым в настоящем исследовании мы понимаем систему гражданско-правовых средств. Выявим конкретные правовые средства, направленные на охрану частных, общественных и публичных интересов в авторском праве в их взаимосвязи и взаимоотношении. Цели правовой охраны авторского права и интересов, охраняемых авторским правом, предполагают, что гражданско-правовой механизм охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом - это система правовых средств и приёмов, направленных на обеспечение реализации указанных интересов в процессе создания и использования произведений науки, литературы и искусства.
Правовой механизм является достаточно сложным системным образованием и в ряде случаев может представлять собой совокупность различных механизмов, выступающих в качестве структурных элементов основного. При этом гражданско-правовые средства могут быть по-разному сгруппированы и систематизированы для выполнения какой-либо конкретной цели или обеспечения соответствующих интересов. В этом случае гражданско-правовые средства выступают и как непосредственный правовой способ реализации каких-то интересов, и как структурный элемент другого механизма. Учитывая особенности правовой природы объекта охраны, специфику регулируемых авторским правом отношений, наличие разнонаправленных интересов субъектов авторского права, структура гражданско-правового механизма охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом может быть комплексно охарактеризована с позиций:
- динамики авторско-правовых отношений;
- видов авторских прав;
- содержания авторско-правовых правоотношений;
- уровня регулирования авторско-правовых правоотношений;
- охраняемых авторским правом интересов.
Следует подчеркнуть, что все структурные элементы гражданско-правового механизма охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом связаны общими целями правового регулирования, что обеспечивает устойчивость и сохранность всей системы. Данное обстоятельство является выражением принципа единства и дифференциации гражданско-правового механизма охраны. По мнению Н.Д. Егорова, детально исследовавшего проявления принципа единства и дифференциации в гражданско-правовых отношениях, этот принцип применяется в гражданском праве при построении практически всех уровней системы данной отрасли, а также в рамках организации разного рода систем, оформленных нормами гражданского права - системы обязательств, договоров и т. д. [11].
При этом необходимо отметить, что конкретные цели правового регулирования в авторском праве, как и в других отраслях права, не всегда закрепляются прямо, а находят своё выражение в совокупности норм, регулирующих определённые правоотношения. Так, например, в российском гражданском законодательстве об авторском праве прямо не закрепляется охрана частных интересов.
Охрана частных интересов авторов и иных правообладателей реализуется путём закрепления совокупности авторских прав в случаях и порядке, определённых законом, в установлении условий осуществления и защиты авторских прав. На охрану общественных интересов направлено и закрепление ограничений и исключений из авторского права.
На основании вышеизложенного в правовом механизме охраны частных, общественных и публичных интересов можно выделить следующие структурные элементы.
1. Гражданско-правовой механизм свободного использования произведений, который направлен на обеспечение общественных интересов. При этом в указанном механизме присутствуют три основных гражданско-правовых средства:
- установление перечня охраняемых правом интеллектуальной собственности результатов интеллектуальной деятельности и нормативного закрепления условий предоставления правовой охраны;
- нормативное закрепление критериев предоставления правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности авторским правом;
- нормативное закрепление видов результатов интеллектуальной деятельности, не охраняемых авторским правом.
Указанные гражданско-правовые средства относятся к исключениям из авторского права. В этом случае авторские права (ни личные, ни имущественные) не возникают, соответственно произведения науки, литературы и искусства могут использоваться любым способом всеми лицами свободно.
2. Гражданско-правовой механизм охраны авторских прав. Он начинает работать в случае возникновения авторских прав и является центральным. Большинство норм авторского права направлено на установление порядка их возникновения и осуществления. Юридическим фактом, как бы «запускающим» весь механизм охраны авторских прав, является факт создания произведения, творческий труд автора. Закрепление за определёнными субъектами комплекса авторских правомочий направлено на удовлетворение частных интересов участников авторско-правовых отношений.
Авторско-правовые отношения в своём развитии проходят определённые стадии: возникновение, осуществление и защиту. Особенностью авторско-правовых отношений является наличие особой стадии в механизме охраны исключительных авторских прав, а именно прекращения действия исключительных прав вследствие истечения срока охраны, которая отсутствует в гражданско-правовом механизме охраны личных авторских прав. При этом уничтожение материального носителя произведения не является основанием для прекращения авторских прав - ни личных, ни исключительных. Поэтому с точки зрения динамики развития авторско-правовых отношений в гражданско-правовом механизме охраны авторских прав можно выделить гражданско-правовой механизм возникновения и осуществления авторских прав и гражданско-правовой механизм защиты авторских прав.
На стадии осуществления исключительных авторских прав появляется особое гражданско-правовое средство - ограничение указанных прав. В процессе осуществления авторских прав происходит столкновение интересов авторов, иных правообладателей и общества, то есть частных и общественных интересов.
Для обеспечения охраны общественных интересов в авторском праве нормативно устанавливаются определённые случаи использования охраняемых авторским правом результатов интеллектуальной деятельности без разрешения автора, но с соблюдением личных прав. Указанные случаи являются ограничениями исключительных авторских прав. Таким образом, в механизме охраны исключительных авторских прав можно выделить ограничения исключительных прав как средство охраны общественных интересов. В механизме охраны личных авторских прав указанное гражданско-правовое средство отсутствует.
Как известно, авторские права делятся на три вида: личные, исключительные и иные, которые тесно связаны между собой. Они возникают одновременно, но в процессе их осуществления и защиты имеются особенности, влияющие на охрану частных, общественных и публичных интересов. Исследуя гражданско-правовой механизм охраны авторских прав с точки зрения видов авторских прав, можно отметить, что гражданско-правовой механизм охраны авторских прав обладает признаком единства и дифференциации в зависимости от вида авторского права, проявляющимся в том, что внутри каждого структурного элемента гражданско-правового механизма охраны авторских прав присутствуют ещё три гражданско-правовых механизма: охраны личных авторских прав, исключительных авторских прав и охраны иных прав.
В праве достаточно распространённым является деление юридических норм на регулятивные и правоохранительные. Как разъясняет С. С. Алексеев, «регулятивными являются предписания, непосредственно направленные на установление определённого варианта поведения путём предоставления участникам общественного отношения позитивных субъективных прав и возложения на них позитивных юридических обязанностей. Правоохранительные - предписания, направленные на определение поведения субъектов путём регламентации мер государственно-принудительного воздействия (санкций): их оснований, характера, объёма» [10, с. 52]. В свою очередь, регулятивные нормы С.С. Алексеев разделяет на регулятивно-статистические, закрепляющие господствующие общественные отношения и регулятивно-динамические, оформляющие их движение и развитие. Приведённые теоретические положения позволяют сделать вывод о том, что гражданско-правовой механизм возникновения и осуществления авторских прав по своему правовому воздействию носит регулятивный характер, гражданско-правовой механизм защиты - правоохранительный. В механизме возникновения и осуществления авторских прав можно выделить и гражданско-правовые средства регулятивно-статистического характера, направленные на определение порядка и условий возникновения авторских прав, и гражданско-правовые средства регулятивно-динамического характера, направленные на определение порядка и условий осуществления авторских прав, которые в законодательстве могут обособляться. Так, например, нормы о порядке возникновения и осуществления авторских прав сгруппированы в гл. 70 ГК РФ, а нормы о защите нарушенных прав расположены в гл. 69 «Общие положения». Особенности применения норм гражданско-правовой ответственности при нарушении исключительных прав реализуются через общие нормы ст. 1250-1252 ГК РФ.
Одной из стадий механизма правового регулирования является правоприменение, которое включает в себя как правореализацию, так и защиту. Право-реализация представляет собой осуществление субъектами соответствующих отношений своих субъективных прав в конкретной ситуации. Правореализация не обязательно предполагает нарушение прав. Например, предоставление за вознаграждение права использования произведения на основании лицензионного договора представляет собой реализацию права автора на получение вознаграждения и права на распоряжение исключительным правом. В то же время осуществление действий по защите нарушенного права представляет собой также реализацию права на защиту. По мнению Е.В. Вавилина, защита нарушенного права или охраняемого интереса «представляет собой с точки зрения её внутренней сути системное динамичное явление, характеризующееся рядом закономерностей. Во-первых, механизм правоприменения специфичен по субъектному составу: применять право могут только уполномоченные на то субъекты. Во-вторых, последовательность действий субъектов правоприменения строго соответствует правовым предписаниям и имеет чёткую процессуальную форму. В-третьих, в основе механизма правоприменения лежит государственно-властный метод правового регулирования» [1, с. 57]. Гражданско-правовой механизм защиты авторских прав начинает действовать в случае возникновения правонарушения, то есть такого юридического факта, как неправомерные действия. При реализации механизма защиты авторских прав также необходимо наличие самого факта правонарушения, однако гражданско-правовые средства будут различны при нарушении личных авторских прав и исключительных.
Таким образом, в обеспечении охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом главную роль играет гражданско-правовой механизм, направленный на достижение баланса названных интересов. Указанная задача достигается в результате наличия в авторском праве гражданско-правовых средств охраны авторских прав и гражданско-правовых средств, ограничивающих и исключающих действие авторских прав, единство и дифференциация которых является залогом реализации законных интересов всех участников авторско-правовых отношений и развития творческой деятельности.
Summary
R.I. Sitdikova, R.B. Sitdikov. A Civil Law Mechanism of Protection of Private, Social and Public Interests by Copyright Law.
In the article, a civil law mechanism of legal protection and legal regulation is considered with regard to both general law and copyright law. Our own definition of the civil law mechanism of protection of private, social and public interests by copyright law is given; its structure is described.
Key words: civil law mechanism of protection, legal regulation, private interests, social interests, public interests, balance of interests.
Источники
ОС - Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //
СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
ВК - Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. -2006. - № 23. - Ст. 2381.
ТК - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2002. - № 1, ч. I. - Ст. 3.
Литература
1. Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 225 с.
2. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть. - М.: Юстицинформ, 2005. - 432 с.
3. Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 431 с.
4. Рябов А.А. Охрана права государственной собственности на природные ресурсы СССР: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1984. - 53 с.
5. Тарасова В.А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 118 с.
6. Малько В.А. Механизм правового регулирования // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - иКЬ: http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm, свободный.
7. Общий толковый словарь русского языка. - иКЬ: http://tolkslovar.ru/m4593.html, свободный.
8. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М.: Изд-во бр. Башмаковых, 1912. - 698 с.
9. Челышев М.Ю. Межотраслевые связи исполнительного процессуального права // Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы / Под ред. Д.Х. Валеева, М.Ю. Челышева. - М.: Статут, 2007. - С. 57-79.
10. Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юрид. лит., 1975. - 264 с.
11. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 176 с.
Поступила в редакцию 12.03.12
Ситдикова Роза Иосифовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]
Ситдиков Руслан Борисович - кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]