Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
435
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
«ОБЛАЧНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСРЕДНИК / ПРОВАЙДЕРЫ УСЛУГ / ИНФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калин Глеб Константинович

В работе приводится краткий обзор «облачных» технологий, раскрываются причины их актуальности на сегодняшний день, рассматривается существующее регулирование правоотношений в сфере использования «облачных» технологий, в том числе применимые к данным правоотношениям нормы гражданского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LAW REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF USING CLOUD TECHNOLOGIES

The paper provides a brief overview of cloud technologies, reveals the reasons for their relevance today, examines the existing regulation of legal relations in the field of the use of cloud technologies, including the norms of civil legislation applicable to these legal relations.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ»

Калин Глеб Константинович Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт частного права Россия, Москва kalin.gleb2012@yandex.ru Kalin Gleb Konstantinovich Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Institute of Civil Law Russia, Moscow

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация: В работе приводится краткий обзор «облачных» технологий, раскрываются причины их актуальности на сегодняшний день, рассматривается существующее регулирование правоотношений в сфере использования «облачных» технологий, в том числе применимые к данным правоотношениям нормы гражданского законодательства.

Ключевые слова: «облачные» технологии, информационный посредник, провайдеры услуг, информация, цифровизация.

CIVIL LAW REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF USING CLOUD TECHNOLOGIES

Annotation: The paper provides a brief overview of cloud technologies, reveals the reasons for their relevance today, examines the existing regulation of legal relations in the field of the use of cloud technologies, including the norms of civil legislation applicable to these legal relations.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ВЫПУСК № 19

УДК 347.45/.47

Key words: cloud computing, information intermediary, service providers, information, digitalization.

Цифровая трансформация общества и развитие информационных технологий на сегодняшний день являются глобальной мировой тенденцией, позволяющей в том числе максимизировать достижение результатов предпринимательской деятельности, поскольку дают возможность обеспечивать качественное повышение производительности с минимальными финансовыми затратами.

В условиях масштабной цифровизации всех сфер общественных отношений всё большее значение приобретают услуги, оказываемые в цифровой среде. Также глобальной тенденцией последних лет становится так называемая «экономика совместного потребления» («sharing economy»), суть которой сводится к тому, что проще и выгодней не приобретать в собственность различные вещи, а платить за временный доступ к ним. В связи с этим большое распространение получили, в том числе, «облачные» технологии, преимущество которых заключается в том, что их пользователям не нужно приобретать дорогостоящее компьютерное оборудование, создавать сложную инфраструктуру и устанавливать различное программное обеспечение для корректной работы с большими объемами информации и программами, требующими высоких производственных характеристик компьютерного оборудования.

В период активного развития информационного общества «облачные» технологии составляют важную часть его развития. Возникновение и активное развитие «облачных» технологий является закономерным следствием динамичного развития информационных технологий.

Под «облачными» вычислениями в общем виде понимаются технологии распределенной обработки данных, с помощью которых разнообразные

ресурсы, такие как вычислительные мощности, хранилища данных, каналы связи предоставляются пользователям как онлайн-сервис.

Следует заметить, что используемое в российской научной литературе понятие «облачные вычисления» понимается как синоним понятия «облачные технологии» и является буквальным переводом общеупотребимого в мировой практике словосочетания «cloud computing». При этом наиболее корректным видится использование сочетания «облачные технологии», поскольку «объектом права является не только преобразование входящего потока информации (то есть вычисление как таковое), а технология в целом» [2]. Также синонимичный характер данным понятиям носит словосочетание «облачные сервисы», хотя, на наш взгляд, является более узким определением, отражающим лишь часть от рассматриваемого предмета.

Сопутствующими факторами, непосредственно влияющими на массовое распространение такого явления, как переход на использование инфраструктуры «облачных» вычислений, являются скоростной доступ к интернету у подавляющего большинства пользователей, потребность в обеспечении удаленной работы пользователей, наличие у основной массы пользователей персональных компьютеров, имеющих доступ к скоростному интернету, в том числе мобильных устройств.

С полноценным развитием мобильных сетей пятого поколения пользователю для работы со сложными программами потребуется лишь наличие устройств с минимальными параметрами производительности и интернет-модем, при этом не понадобятся мощные процессоры, высокие объемы внутренней и оперативной памяти, поскольку все вычисления будут происходить в «облаке», как и хранение всех данных.

В определенной степени развитию «облачных» вычислений содействует развитие интрнет-сервисов, которые предоставляют доступ к своим данным посредством специальных программных интерфейсов - API («Application Programming Interface» или «интерфейс программирования приложений»). С

205

помощью API программы на различных устройствах могут взаимодействовать с «облачным» сервисом в автоматическом режиме без участия человека, к примеру, уведомлять пользователя о поступлении денежных средств на банковский счет. Действительно, когда разработчик создает приложение, которое обслуживает «удаленных» пользователей на основе данных из «удаленного» источника, например из социальной сети, то вполне логично, что обработка данных также может осуществляться на «удаленной облачной» площадке.

Также события 2020 года, связанные с обострением эпидемиологической обстановки в мире, внесли значительный вклад в развитие «облачных» технологий, поскольку заставили оптимизировать бизнес-процессы, подстраиваться под резко изменившиеся условия функционирования, в том числе используя «облачные» технологии.

Таким образом, технический прогресс в сфере «облачных» вычислений позволяет выстраивать наиболее оптимальные модели работы, в том числе «удаленной», а также открывает широкие перспективы в различных областях жизнедеятельности. Однако такое стремительное развитие неизбежно порождает множество проблем и пробелов в правовом регулировании, поскольку законодательные и регуляторные инициативы нуждаются в глубокой и всесторонней экспертизе и оценке регулирующего воздействия.

При этом, несмотря на то, что на сегодняшний день «облачные» сервисы

так активно используются во всем мире, в том числе и в Российской

Федерации, в отечественном законодательстве отсутствует понятие и иная

регламентация «облачных» сервисов. Однако данная дефиниция дана в

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на

2017 - 2030 годы [4]. Так, облачные сервисы (облачные вычисления)

понимаются как «информационно-технологическая модель обеспечения

повсеместного и удобного доступа с использованием сети «Интернет» к

общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов («облаку»),

206

устройствам хранения данных, приложениям и сервисам, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены от нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически без участия провайдера». При этом следует отметить, что указанное понимание практически полностью соответствует определению, данному Научным институтом стандартов и технологий США [6].

В наиболее узком виде деятельность лиц, оказывающих «облачные» услуги, можно представить как деятельность информационных посредников. Так, ст. 1253.1 ГК РФ предлагает следующие признаки информационных посредников: передача материала в сети «Интернет», предоставление возможности размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием сети «Интернет», и предоставление возможности доступа к материалу в этой сети. По мнению Фоминой О.Н. информационными посредниками должны признаваться те, кто «технически может влиять на распространение неправомерной информации, а также способен технически блокировать или удалять распространяемую пользователями информацию» [3]. «Ключевые полномочия, входящие в статус информационного посредника, направлены на ограничение доступа к противоправной информации, нарушающей исключительные и личные неимущественные права» [3].

Отдельное внимание хотелось бы обратить на договорное регулирование данной группы отношений.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не предусматривает отдельного вида договора, регулирующего отношения в сфере использования «облачных» технологий. При этом статьей 421 ГК РФ закрепляется свобода сторон при заключении договора, в связи с чем стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами договор. В доктрине преобладает точка зрения, что наиболее корректно данные правоотношения регулировать посредством

конструкции договора «возмездного оказания услуг» в соответствии со статьей 779 и в целом главой 39 ГК РФ.

Квалификация облачных сервисов на основании договора оказания услуг позволяет регламентировать качество предоставляемых услуг (сервиса) в силу статьи 783 ГК РФ, в то время как вопросы качества программного обеспечения по лицензионному договору по правилам статей 1123-1238 ГК РФ не регулируются, а судебная практика исходит из того, что предметом лицензионного договора выступает «неисключительное право, которое, не являясь вещью, не может быть некачественным» [5].

Так, основным элементом договора об оказании услуг в сфере использования «облачных» технологий является «соглашение об уровне «облачного» обслуживания». В зарубежных правопорядках данное соглашение именуется как «Service Level Agreement», или просто SLA, по которому предусматривается подключение клиента к приложению поставщика (провайдера) «облачных» сервисов, а провайдер принимает на себя обязательства по управлению системой, мониторингу трафика и потребностей клиентов, хранению и обработке информации в «облаке» [1]. Данное наименование SLA получил в связи с тем, что провайдер обязуется обеспечивать определенный уровень «облачного» обслуживания. Использование категории SLA сегодня наблюдается и в российской договорной практике.

Таким образом, можно придти к выводу, что «облачные» технологии -это перспективное и динамично развивающееся направление, которое все чаще и чаще используется как в предпринимательской деятельности, так и для удовлетворения личных потребностей. При этом существующая нормативная правовая основа регулирования названных отношений может удовлетворить базовые экономико-правовые потребности современного российского общества, однако для позитивного развития рассматриваемых правоотношений

в будущем требуется качественное улучшение нормативного правого регулирования и принятия целевого законодательного акта.

Список литературы:

1. Карцхия А.А. Облачные технологии: правовой аспект // Российский юридический журнал. 2018. № 6.

2. Кучина Я.О. Правовое регулирование облачных технологий (вычислений) // Я. О. Кучина. - М. : Юрлитинформ, 2018. - 168 с.

3. Фомина О.Н. Правовой статус информационного посредника // Вестник гражданского права". 2019. № 3.

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.

5. Постановление ФАС Московского округа от 2 июля 2013 г. по делу № А40-111104/12-26-947.

6. Cloud Computing [Электронный ресурс] // URL: https: //csrc.nist gov/Proj ects/Cloud-Computing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.