УДК 347.44
Михаил Федорович Казанцев
доктор юридических наук, заведующий отделом права Учреждения Российской академии наук Института философии и права Уральского отделения РАН г. Екатеринбург (343) 374-33-14 [email protected]
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ договорное РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ1
В статье сформулировано понятие гражданско-правового договорного регулирования, выявлено его место в системе правового регулирования договорных отношений, рассмотрено взаимодействие гражданско-правового договорного регулирования и законодательного регулирования договорных отношений.
Гражданско-правовой договор, гражданско-правовое договорное регулирование, законодательное регулирование, административное правовое регулирование, судебное правовое регулирование, централизованное правовое регулирование, децентрализованное (автономное, частное) правовое регулирование.
В последние годы научное восприятие гражданско-правового договора как правового регулятора (а не только как юридического факта, необходимого для возникновения, изменения или прекращения предусмотренных законом прав и обязанностей) становится все более распространенным. И это обстоятельство не может не радовать, поскольку свидетельствует о преодолении (пока не полном) односторонних представлений о гражданско-правовом договоре, искажавших правовую действительность и дискредитировавших науку гражданского права.
Для раскрытия свойств гражданско-правового договора как правового регулятора методологически важно рассмотреть его в плоскости гражданско-правового договорного регулирования, которое выступает одним из элементов системы правового регулирования договорных отношений.
1 Статья подготовлена в рамках реализации интеграционного проекта УрО РАН и СО РАН «Модернизационные вызовы ХХ! века: интеллектуальные трансформации».
Введение в научный оборот и активное использование понятия «гражданско-правовое договорное регулирование» («правовое договорное регулирование», «договорное регулирование») оправдано и ценно как с теоретической, так и с практической точек зрения, поскольку оно отражает и позволяет на системно-категориальном уровне исследовать важнейшие свойства договора - регулятивные свойства. Включение этого понятия в категориальный аппарат науки гражданского права восполняет в последнем пробел и способствует решению проблем как договорного права, так и гражданского права в целом.
Понятие договорного регулирования раскрывает договор с динамической стороны как эффективное средство, с помощью которого стороны сами юридически регулируют имущественные и иные отношения между собой. Договорное регулирование, его механизм позволяют увидеть такие свойства договора, которые не видны при рассмотрении договора в его статике. Так, взаимодействие договора и закона (другого важнейшего правового регулятора) правильно могут быть поняты только в результате изучения их регулятивных свойств.
Подтверждением (пусть и косвенным) научной обоснованности и ценности понятия договорного регулирования может служить то обстоятельство, что это понятие уже подвергалось теоретической разработке и прежде всего в работах И.В. Федорова [9; 10; 11].
Показательно также, что в последние годы отдельные виды договоров, иные вопросы договорного права нередко рассматриваются в контексте договорного регулирования [см., напр.: 6; 7; 13], хотя часто этот контекст ограничивается только использованием термина «договорное регулирование».
Гражданско-правовое договорное регулирование можно рассматривать как вид договорного правового регулирования и соответственно определить как договорное правовое регулирование, осуществляемое посредством гражданско-правовых договоров. Однако (допустимо и по ряду причин более предпочтительно) определение гражданско-правового договорного регулирования непосредственно через правовое регулирование.
Гражданско-правовое договорное регулирование - это правовое регулирование, осуществляемое субъектами гражданского права посредством заключаемых между ними гражданско-правовых договоров.
Особенности (видовые отличия) гражданско-правового договорного регулирования как вида правового регулирования состоят в том, что его субъектами являются стороны гражданско-правового договора (ими могут быть любые субъекты гражданского права), а средствами правового регулирования - гражданско-правовые договоры. Гражданско-правовое договорное регулирование, таким обра-
зом, осуществляется самими субъектами гражданского права (сторонами) посредством заключения между собой гражданско-правовых договоров.
В литературе имеется и иной подход к пониманию договорного регулирования, изложенный в работах И. В. Федорова, применительно к договорному регулированию хозяйственных связей. И.В. Федоров рассматривает договорное регулирование хозяйственных связей, с одной стороны, как разновидность метода гражданско-правового регулирования, а с другой, как процесс правового воздействия на развитие хозяйственных связей, включающий нормотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность органов государства и хозяйствующих субъектов. В осуществлении процесса договорного регулирования выделяются два этапа. На первоначальном этапе компетентные органы государственной власти и управления разрабатывают и принимают нормативно-правовые акты, в которых предусматривают (моделируют) основные виды правовых форм хозяйственно-договорных отношений, складывающихся в народном хозяйстве, и устанавливают пределы и порядок нормативно-правовой и индивидуально-правовой регламентации этих отношений. На втором этапе процесса договорного регулирования хозяйственных связей осуществляется правоприменительная деятельность государственных органов и хозрасчетных организаций. Здесь происходит реализация установленных государством норм права, и в очерченных ими границах совершается индивидуальноправовая регламентация формируемого хозяйственно-договорного отношения. Правоприменительная деятельность в этом случае сочетается с правоисполнительной, а также с правоохранительной деятельностью [10, с. 6, 19-23, 29, 30; 11, с 135-138]. По мнению И.В. Федорова, правовое регулирование хозяйственных связей проявляется как договорное регулирование: «его суть выражается в сочетании нормативно-правовой регламентации конкретных экономических отношений с их индивидуально-правовой регламентацией посредством договора, заключаемого на основе и в пределах плановых заданий. Следовательно, нельзя понимание договорного регулирования сводить только к индивидуальной регламентации поведения участников договора, совершаемой ими посредством соглашений» [9, с. 7-8].
Действительно, правовое регулирование хозяйственных (и вообще имущественных) отношений осуществляется не только договором, но и законодательными, иными правовыми актами. Однако называть договорным правовое регулирование в целом, осуществляемое комплексом правовых средств, в том числе договором, вряд ли оправдано. Обозначение такого комплексного правового регулирования договорным страдает терминологической неточностью (договорным называется регулирование, осуществляемое не только посредством договора) и что более существенно, мешает восприятию
правового регулирования договорных отношений как правового регулирования, осуществляемого не только договором, но и целым комплексом различных правовых средств, выявлению характера их воздействия на регулируемые отношения и взаимодействия между собой. Кроме того, использование термина «договорное регулирование» для обозначения в целом правового регулирования, осуществляемого с участием договора, не оставляет приемлемого термина для правового регулирования, осуществляемого только посредством договора (термины «собственно договорное регулирование», «непосредственно договорное регулирование» явно неудачны).
По изложенным соображениям договорное регулированием следует рассматривать как правовое регулирование, осуществляемое только посредством договора.
Самостоятельный характер договорного регулирования отмечается Л.И. Шевченко, которая пишет: «Договор является основным инструментом организации рыночных отношений, а договорное регулирование - самостоятельным правовым способом организации конкретных индивидуальных связей хозяйствующих субъектов, существующим наряду с нормативно-правовой регламентацией» [14, с. 43].
Гражданско-правовое договорное регулирование выступает как разновидность децентрализованного (автономного, частного) правового регулирования.
Суть децентрализации в правовом регулировании емко выражена И.А. Покровским при описании приемов регулирования в сфере частного (гражданского) права. «Здесь, - пишет он, - государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений; здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а напротив, предоставляет такое регулирование множеству иных маленьких центров, которые мыслятся как некоторые самостоятельные социальные единицы, как субъекты прав. Такими субъектами прав в большинстве случаев являются отдельные индивиды - люди, но, сверх того, и различные искусственные образования - корпорации или учреждения, так называемые лица юридические. Все эти маленькие центры предполагаются носителями собственной воли и собственной инициативы, и именно им предоставляется регулирование взаимных отношений между собой. Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими. Оно не предписывает частному лицу стать собственником, наследником или вступить в брак, все зависит от самого частного лица или нескольких частных лиц (контрагентов по договору); но государственная власть будет охранять то отношение, которое будет установлено частной волей» [8, с. 39].
В.Ф. Яковлев еще в советскую эпоху отмечал: «:...договор представляет собой средство автономного регулирования отноше-
ний, то есть установления экономико-правовой связи и определения ее содержания с учетом волеизъявления самих участников этой связи» [15, с. 149]. Не удивительно, что в наше рыночное время названный ученый рассматривает саморегулирование, осуществляемое сторонами прежде всего посредством договора, как компонент, определяющий начало децентрализации в частно-правовом регулировании [16, с. 23].
Для понимания гражданско-правового договорного регулирования как вида децентрализованного правового регулирования необходимо определить понятие децентрализованного правового регулирования и соподчиненного с ним понятия централизованного правового регулирования начиная с последнего из названных.
Централизованное правовое регулирование - это правовое регулирование, осуществляемое государственными и муниципальными органами, иными субъектами в рамках публичных властных полномочий и предметом которого являются отношения физических лиц, организаций, иных субъектов права. Типичным проявлением централизованного правового регулирования является правовое регулирование, осуществляемое посредством законов, правовых актов федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Децентрализованное (автономное, частное) правовое регулирование - это правовое регулирование, осуществляемое субъектами права (физическими лицами, организациями), предметом которого являются отношения с участием самих этих субъектов или их внутриорганизационные отношения. Помимо договорного регулирования, к децентрализованному правовому регулированию относится, в частности, правовое регулирование, осуществляемое посредством уставов организаций, иных локальных, в том числе корпоративных правовых актов. Децентрализованное (автономное) правовое регулирование рассматривается нередко в рамках проблематики индивидуального и локального правового регулирования [см., напр.: 3; 4; 5; 1].
Гражданско-правовое договорное регулирование отношений осуществляется самими участниками отношений - сторонами договора и в этом смысле выступает как саморегулирование (это обстоятельство неоднократно отмечалось в литературе).
Гражданско-правовой договор - не единственное правовое средство, оказывающее регулятивное воздействие на отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора (договорные отношения).
Помимо договора, в правовом регулировании договорных отношений участвуют:
- законы (нормы права) - во всех случаях;
- административные правовые акты (ненормативные) - в отдельных случаях;
- судебные правовые акты - в отдельных случаях.
Соответственно, правовое регулирование договорных отношений, наряду с гражданско-правовым договорным регулированием, включает следующие регулятивные компоненты:
- законодательное (общенормативное) правовое регулирование договорных отношений (во всех случаях);
- административное правовое регулирование договорных отношений (в отдельных случаях);
- судебное правовое регулирование договорных отношений (в отдельных случаях).
Помимо перечисленных основных компонентов правового регулирования договорных отношений, могут быть и другие, например компонент, образуемый односторонними гражданско-правовыми сделками, которые могут оказывать определенное влияние на правовое регулирование договорных отношений.
Законодательное (общенормативное) правовое регулирование -это правовое регулирование, осуществляемое посредством законов, иных нормативных правовых актов (норм права)1.
Административное правовое регулирование - это правовое регулирование, осуществляемое посредством ненормативных административных правовых актов.
Судебное правовое регулирование - это правовое регулирование, осуществляемое посредством судебных правовых актов2.
Все компоненты правового регулирования договорных отношений взаимосвязаны между собой. Правовое регулирование договорных отношений в целом можно понять, только разложив его на отдельные компоненты и выявив их значение. Равным образом, каждый компонент правового регулирования договорных отношений можно понять, только уяснив его взаимодействие с другими компонентами правового регулирования как единого целого.
1 Для обозначения законодательного (общенормативного) правового регулирования договорных отношений далее будет использован более краткий термин «законодательное регулирование договорных отношений» (правда, с некоторой долей условности, поскольку «законодательное» в узком понимании охватывает только законы, а не все нормативные правовые акты и совсем не включает правовые обычаи). Термин «законодательное регулирование договорных отношений» использовался С. А. Хохловым, причем в том же, что и здесь, значении [12, с. 231].
2 Разрешение судами споров и принятие ими соответствующих судебных актов обычно не воспринимается как правовое регулирование. Однако судебный правовой акт оказывает регулирующее воздействие на отношения спорящих сторон (например когда суд постановляет взыскать с поставщика неустойку за недопоставку товаров и к тому же снижает ее размер). Поэтому суд посредством судебных актов осуществляет хотя и специфическое, производное от нормативноправового, но все же правовое регулирование. Судебное регулирование нашло отражение (пока лишь в незначительной мере) в юридической литературе [см., напр.: 2].
Следовательно, возможен и необходим как раздельный взгляд на правовое регулирование договорных отношений, при котором в качестве относительно самостоятельных рассматриваются договорное, законодательное, административное и судебное правовое регулирование, так и комплексный взгляд на правовое регулирование договорных отношений как цельное явление, включающее все упомянутые компоненты правового регулирования.
Определение правового регулирования договорных отношений) как цельного явления) может быть следующим.
Правовое регулирование договорных отношений - это правовое регулирование возникших на основании договора отношений, осуществляемое законами (нормами права), гражданско-правовыми договорами, а в отдельных случаях также иными правовыми средствами.
Обязательными, наиболее важными и потому основными компонентами правового регулирования договорных отношений являются гражданско-правовое договорное регулирование и законодательное регулирование. Поэтому далее взаимодействие этих компонентов правового регулирования договорных отношений будет рассмотрено специально.
Соотношение (взаимодействие) договорного и законодательного компонентов правового регулирования (в привычных выражениях - соотношение договора и закона) есть главный юридический аспект правового регулирования договорных отношений как в теоретическом, так и в практическом плане. Это соотношение характеризуется следующими основными чертами.
Во-первых, договорный и законодательный компоненты правового регулирования договорных отношений (иными словами, договорное и законодательное правовое регулирование договорных отношений) неразрывны. Договорное регулирование может осуществляться только во взаимодействии с законодательным.
Общие нормы договорного права определяют правовой режим договора, в том числе порядок его заключения, изменения, расторжения. Содержание договорного правоотношения определяется условиями договора и нормами договорного права. При этом нормы договорного права (как императивные, так и диспозитивные) определяют содержание договорного правоотношения непосредственно, не трансформируясь в договорные условия. Это утверждение не распространяется на случаи, когда нормы договорного права определяют не собственно содержание договорного правоотношения, а предопределяют содержание договора как правового акта, в том числе путем наложения на стороны обязанности включать те или иные условия в договор, а также установления параметров содержания договорных условий.
Во-вторых, с точки зрения юридической силы, законодательное регулирование доминирует над договорным.
Законодательное регулирование (закон) определяет пределы договорного регулирования. Однако в отдельных случаях в допускаемых законом пределах договорное регулирование (договор) может иметь приоритет по отношению к законодательному регулированию (закону). Так, в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации [17] (далее ГК РФ, ГК), если после заключения договора принят закон, устанавливающий для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В-третьих, по общему правилу правовое регулирование договорных отношений инициируется договорным регулированием.
Именно договор выступает непосредственным регулятором отношений сторон. Именно по своей воле, выраженной в договоре, стороны вступают в договорные отношения. И лишь постольку, поскольку стороны заключили договор, к регулированию их отношений подключается закон (законодательное регулирование). В отдельных случаях договор может влиять на круг правовых норм, распространяющих свое действие на отношения сторон, например в случае, когда стороны своим соглашением исключают применение к своим отношениям диспозитивной нормы (статья 421 ГК РФ).
В-четвертых, соотношение удельного веса (интенсивности) договорного и законодательного компонентов правового регулирования договорных отношений является различным применительно к отдельным видам договора.
Так, для типизированных (предусмотренным законом) договоров законодательное регулирование гораздо интенсивнее, чем для нетипизированных, правовой режим которых определяется в основном только общими нормами договорного права. В свою очередь, типизированные договоры могут значительно отличаться друг от друга по соотношению законодательного и договорного компонентов правового регулирования. Например, удельный вес законодательного регулирования для договора железнодорожной перевозки груза значительно выше, чем для договора простого товарищества. В договоре перевозки объем договорного регулирования ограничивается условиями, выраженными в транспортной железнодорожной накладной, в то время как законодательный компонент насчитывает сотни, если не тысячи правил, содержащихся в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации [18], многочисленных правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом, технических условиях погрузки и крепления грузов, тарифных руководствах.
Рассматриваемый аспект взаимодействия договорного и законодательного регулирования договорных отношений дополняет
следующее точное высказывание С.А. Хохлова: «Определяя соотношение между свободным усмотрением сторон и нормами закона, часть первая ГК не раскрывает, однако, насколько объемным может быть законодательное регулирование договорных отношений. Между тем очевидно, что чем более детальным будет такое регулирование, тем сильнее стороны будут связаны внешними по отношению к ним правилами, особенно когда они даны в виде обязательных для сторон предписаний. И наоборот, отсутствие законодательной регламентации ведет к абсолютизации свободы договора либо к сильному воздействию на договорные отношения обычаев делового оборота, деловых обыкновений тех стран, где они сложились и где им придается соответствующее юридическое значение» [12, с. 231].
В-пятых, регулятивное значение договора сопоставимо с регулирующей ролью закона (при неоспоримом преобладании закона над договором в количестве и юридической силе норм закона).
Это качество договора нашло отражение в чеканной формуле статьи 1134 Французского гражданского кодекса, которая гласит: «Законно заключенные соглашения занимают место закона для тех, кто их заключил» [19]. Более того, в отличие от закона договор выступает как конкретный, непосредственный регулятор взаимоотношений сторон. Так, сотни правовых норм о купле-продаже пребывают в бездействии пока своей волей и в своем интересе стороны посредством договора купли-продажи не вступают во взаимоотношения, урегулировав их характеристики (объект купли-продажи, цену товара и др.).
Место и значение гражданско-правового договорного регулирования в правовой системе обусловлено тем, что договор является важнейшим правовым регулятором, наряду с законом (в широком смысле этого слова) и административным (иным директивным) ненормативным правовым актом. Значение договорного регулирования состоит в том, что отдельные виды отношений не могут быть урегулированы иначе как посредством договора. Речь идет об отношениях между юридически равными субъектами и прежде всего об имущественных отношениях в сфере гражданского оборота. Без договора, договорного регулирования правовая система не может существовать. Сфера договорного регулирования под воздействием тех или иных экономических, социальных, политических факторов может сужаться, но никогда она не может исчезнуть совсем.
Одной из самых значимых современных тенденций в правовом регулировании выступает расширение сферы договорного регулирования. Выражается это в том, что договорное регулирование распространяется на те виды отношений, которые ранее договором вообще не регулировались, в частности на бюджетные и налоговые отношения. Увеличение объема договорного регулирования происходит также в тех сферах, которые и ранее были подвержены дого-
ворному регулированию. Типичный пример - договорное регулирование имущественных отношений между супругами. Если раньше правовой режим супругов определялся исключительно законом, то теперь закон допускает и договорное регулирование имущественных отношений между супругами.
Договор, договорное регулирование для гражданского права как отрасли имеет системообразующее значение, так как в нем прежде всего воплощается метод гражданско-правового регулирования (гражданского права), характеризуемый юридическим равенством, самостоятельностью, инициативой участников отношений, регулируемых гражданским правом, и диспозитив-ностью регулирования, и кроме того, на нем, большей частью, основан гражданско-правовой оборот.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонова Л.И. Вопросы теории локального правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1988. 38 с.
2. Ершов В. В. Индивидуальное судебное регулирование // Правоведение, 1986. № 6. С. 9 17.
3. Исаков В.Б. , Кашанина Т.В., Самигуллин В.К. Индивидуальное регулирование общественных отношений как элемент системы правового регулирования // Сборник асп. работ. Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1974. Вып. 17. С. 3-12.
4. Кашанина Т.В. Децентрализация в правовом регулировании (структурный анализ): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. 48 с.
5. Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование (общетеоретический аспект) // Государство и право, 1993. № 7. С. 127-135.
6. Низамиева О.Н. Договорное регулирование имущественных отношений супругов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1999. 24 с.
7. Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений: теоретические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. 41 с.
8. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: Статут, 2001. 354 с.
9. Федоров И.В. Понятие договорного регулирования хозяйственных связей // Проблемы эффективности гражданско-правового регулирования. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1979. С. 6-11.
10. Федоров И.В. Теоретические проблемы договорного регулирования хозяйственных связей в СССР: Дис. . д-ра юрид. наук в форме науч. докл. Томск, 1991. 48 с.
11. Федоров И.В. Хозяйственные связи в СССР: Вопросы теории правового регулирования. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1978. 204 с.
12. Хохлов С.А. Концептуальная основа части второй Гражданского кодекса // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С. А. Хохлова; Исслед. центр частного права. М.: Междунар. центр фин.-эконом. развития, 1996. С. 221-239.
13. Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес: Договорное регулирование. М.: РосКонсульт, 1999. 336 с.
14. Шевченко Л.И. О понятии, сущности и значении договорного регулирования имущественных отношений в условиях рыночной экономики // Государство и право, 2005. № 10. С. 42-48.
15. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой договор и пути повышения его эффективности // Развитие советского гражданского права на современном этапе / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Наука, 1986. Гл. 5. С. 134-161.
16. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. 224 с.
17. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 32. Ст. 330). Часть вторая (Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 5. Ст. 410). Часть третья (Федеральный закон от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 49. Ст. 4552). Часть четвертая (Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006. № 52. (Ч. 1). Ст. 5496).
18. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003. № 2. Ст. 170.
19. Французский гражданский кодекс / Науч. ред. и предисл. Д.Г. Лаврова; Пер. с фр. А. А. Жуковой, Г. А. Пашковской. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 1101 с.
RESUME
Mikhail Fedorovich Kazantsev, Doctor of Law, Head of Law Division, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of Russian Academy of Sciences. Ekaterinburg (343) 374-33-14 [email protected]
Civil-Law Contract Regulation in the System of Legal Regulation of the Contract Relationships
The notion of a Civil-Law Contract regulation is formulated in the article, its place in the legal regulation of contractual relations is defined. The interaction between civil contract regulation and legal regulation of contractual relations is examined.
The notion of a Civil-Law Contract Regulation is formulated in the article, its position in the legal regulation of contractual relations is defined. The interaction between civil contract regulation and legal regulation of contractual relations is examined.
Civil-Law Contract, civil law contractual regulation, legal regulation, administrative legal regulation, court legal regulation, legal regulation, centralized, decentralized (autonomous, private) legal regulation.
Материал поступил в редколлегию 07.10.2011 г.