Научная статья на тему 'Гражданско-правовая ответственность туроператоров и турагентов'

Гражданско-правовая ответственность туроператоров и турагентов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
706
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТ / TOURIST / ТУРОПЕРАТОР / TOUR OPERATOR / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURIST PRODUCT / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ACTIVITY / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Никонорова Ю.В.

Рассмотрены проблемы правового регулирования защиты прав туристов, а также ответственность туроператоров и турагентов при недобросовестном оказании туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil liability of tour operators and travel agents

The article considers the issues of legal regulation of protection of the rights of tourists, as well as the responsibility of tour operators and travel agents in the unfair provision of tourist services.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовая ответственность туроператоров и турагентов»

УДК 34 ББК 67.304

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРОВ И ТУРАГЕНТОВ

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

профессор кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА НИКОНОРОВА, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

E-mail: nikonorovy82@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемы правового регулирования защиты прав туристов, а также ответственность туроператоров и турагентов при недобросовестном оказании туристских услуг.

Ключевые слова: турист, туроператор, туристский продукт, туристская деятельность, потребитель.

Annotation. The article considers the issues of legal regulation of protection of the rights of tourists, as well as the responsibility of tour operators and travel agents in the unfair provision of tourist services.

Keywords: tourist, tour operator, tourist product, tourist activity, the consumer.

На сегодняшний день сфера туризма является одной из наиболее развитых сфер общества. За последнее десятилетие сфера туризма активно развивается. Это связано, прежде всего, с экономическим ростом страны, увеличением доходов граждан. На российском рынке осуществляет деятельность большое количество туроператоров, которые предлагают многочисленные виды туристских услуг, начиная от пляжного отдыха и заканчивая свадебными турами. Широкое распространение получил международный туризм. Однако с многочисленными предложениями в данной сфере появляются и многочисленные проблемы. На рынке туристских услуг представлены различные туроператоры и турагенты, однако далеко не все отличаются стабильностью и гарантией качества предоставляемых услуг и, как мы наблюдаем, в каждом туристическом сезоне банкротятся или бесследно исчезают некоторое их количество. Вопросы качества туристского обслуживания достаточно часто поднимаются в средствах массовой информации, что говорит о действительно существующих проблемах в этой области. Одной из явных причин данной проблемы является недостаточ-

ная урегулированность рынка туристских услуг действующим законодательством.

В начале, необходимо разобраться, что же представляет собой понятие «туризм». Во-первых, важно отметить различие понятий «туризм» и «путешествие». Ряд авторов полагают, что понятия «туризм» и «путешествие» относятся к числу синонимов[1]. Однако приравнивать указанные понятия, на наш взгляд, было бы ошибочно. Между понятием «туризм» и «путешествие» существуют отличия в объеме, содержании и времени возникновения. В толковом словаре русского языка понятие «путешествие» определяется как поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха[2]. Определений «туризма» существует достаточное количество, однако возьмем за основу определение из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[3]. Туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познава-

тельных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Анализируя приведенные понятия приходим к выводу, что «туризм» включает в себя достаточно широкий спектр услуг, далеко не ограничиваемых только перемещениями в пространстве. Понятие «путешествие» появилось значительно раньше понятия «туризм», при этом «путешествие» — понятие более широкое, включающее в себя, в том числе и понятие «туризм».

Ответственность туроператоров наступает в случае ненадлежащего исполнения договора. Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности многие годы является спорным в юридической литературе. Категория ответственности в гражданском праве употребляется в самых различных целях, что предопределяет и смысл данного понятия.

Туроператор, а также другие предприятия, предоставляющие туристские услуги обязаны предоставить гражданину качественный туристский продукт. Зачастую к договору на туристское оказание услуг применяют правила договора купли — продажи главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации [4]. На наш взгляд данный факт является недостаточно корректным, поскольку предметом договора является туристский продукт, включающий в себя признаки услуги, а это, в свою очередь, не овеществлённый результат, который можно рассматривать как «положительный эффект» от выполненных действий или произведённой деятельности.

Гражданское законодательство не предусматривает торговлю имущественными правами на услуги либо торговлю услугами, соответственно социальные отношения в сфере туризма должны регулироваться правилами о возмездном оказании услуг.

Особых требований к форме и порядку заключения договора возмездного оказания туристской услуги в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержится. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указывает лишь на обязательность письменной формы договора.

В целях обеспечения защиты туристов, а также предотвращения гражданско-правовых нарушений и устранения их последствий, законодательство устанавливает гражданско-правовую ответственность за нарушение обязательств.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности необходимы предусмотренные законом

условия, образующие состав гражданско-правового правонарушения. Так, туроператоры и турагенты дают своим клиентам зачастую неполную или не совсем верную информацию о туре, правах туриста во время поездки, а также стремятся ограничить круг своих обязанностей перед туристом. Еще одним немаловажным условием является вред. Вред может быть причинен как непосредственно туристу, так и его имуществу. Примерами могут служить недостоверная или неполная информация о природных, климатических, иных условиях страны пребывания; неточная информация о месте и времени встречи туриста сопровождающими лицами; несвоевременное изменение программы туристской поездки, несоответствие мест размещения, которые были заявлены в договоре. И третьим важным условием является наличие вины турфирмы, например неполучение туристом заявленных в договоре услуг, входящих в туристский продукт, произошедших по вине турфирмы или иного предприятия туриндустрии.

Серия банкротств крупных российских туроператоров (Лужники-Тревел, СкайТур, ДЕ-Тур, ДЕО-Трэ-вел, Сизонс, ITC, Идеальный мир, Магазин хороших путевок, АльфаВояж, Аврора-Интур, Капитал-Тур, Ава-Тур, Ланта-Тур и др.) позволяет сделать вывод о том, что предложенная законодателем система финансовых гарантий, связанных, на наш взгляд, с особенностью российского массового туризма, не способна в полном объёме защитить туристский рынок [5]. При данных обстоятельствах пострадали сотни российских туристов, которые не только не получили желаемый результат, но и стали «заложниками» отелей за рубежом и компаний перевозчиков. Убытки туристов явно превысили размеры финансовых гарантий, в результате чего государство вынуждено было прийти на помощь.

Таким образом, на практике складывается, что государство оказывает помощь предпринимателям-туроператорам без возможности компенсации своих затрат.

Необходимо отметить и вопрос о возложении гражданско-правовой ответственности на турагента и туроператора в связи с разделением понятия «туристическая фирма». Турагент в данном случае выступает посредником между туристом и туроператором при продвижении туристских услуг, которые формируются туроператором. В этом случае он предстает перед туристом в качестве самостоятельного участника сделки и несет бремя обязательств и ответственности. Несмотря на то, что непосредственная организация туристского продукта принадлежит туроператору, вопросы к

86

Вестник Московского университета МВД России

№ 11 / 2015

качеству и срокам предоставления продукта должны предъявляться и к турагенту, если он выступает стороной туристского договора. Однако если турагент осуществляет только деятельность по привлечению клиентов без последующего заключения договора от своего имени, то претензии по договору должны предъявляться к туроператору, который в таком случае и выступает стороной договора на туристическое обслуживание.

Подводя итог выше изложенному, отметим следующее. Из существа обязательств о туристическом обслуживании следует, что основной обязанностью туроператора и турагента является совершение действий по реализации туристского продукта по заданию туриста. При этом необходимо отметить, что для туриста, безусловно, имеет значение, кто ему будет оказывать услугу. Однако в одних случаях он заинтересован в туроператоре, а в других — в конкретном исполнителе.

Качество туристского продукта представляет собой совокупность его характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей туриста.

Таким образом, считаем необходимым важность закрепления в правовом режиме туристского продукта презумпцию гарантированности результата. Следовательно, закономерно включать в понятие «качество туристского продукта» требования, как к процессу реализации туристского продукта, так и к его результату.

Более того в законодательстве необходимо прямо предусмотреть возможность ограничения ответственности турагента его собственными действиями и упущениями.

Литература

1.Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. Чудновского А.Д. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998.

2. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М.2000. С. 552.

З.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 №132-Ф3 (в редакции от 03.05.2012)//СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 20.07.2015).

4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.07.2015) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 20.07.2015).

5.Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. №1 (38). С. 51-55.

Reference

1. Hotel and travel business / Under the editorship of Chudnovsky A.D. — M.: Association of authors and publishers "Tandem", 1998.

2. Lopatin V. V., Lopatina L.E. Russky explanatory dictionary. M.2000. Page 552.

3. The federal law "About bases of tourist activity in the Russian Federation" of 24.11.1996 No. 132-FZ (in edition of 03.05.2012)//Union of Right Forces "Consultant Plus" (date of the address 20.07.2015).

4. The civil code of the Russian Federation (part second) of 26.01.1996 No. 14-FZ (with changes and additions of 01.07.2015)//Union of Right Forces "Consultant Plus" (date of the address 20.07.2015).

5. Bulletin of Omsk university. Series "Right". 2014. No. 1 (38). Page 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.