Научная статья на тему 'Гражданско-правовая ответственность лиц, осужденных за совершение транспортных правонарушений'

Гражданско-правовая ответственность лиц, осужденных за совершение транспортных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
гражданское законодательство / транспортные правонарушения / гражданско-правовая ответственность / уголовно-исполнительная система / civil legislation / traffic offenses / civil liability / penal enforcement system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева

В статье рассматриваются проблемы, связанные с гражданско-правовой ответственностью лиц, совершивших транспортные правонарушения. С течением времени законодательство, регулирующее правила управления транспортными средствами, виды самих транспортных средств и сферу наказания за совершенные деяния, изменяется. Современный период времени приветствует участие цифровых технологий в разрешении любых конфликтных ситуаций, произошедших на дорогах страны. Однако всегда остается не до конца решенным вопрос возмещения причиненного правонарушением вреда, который может состоять как в виде вреда, причиненного здоровью, так и личному, и государственному имуществу. Автором в работе рассматриваются отдельные виды правонарушений и вопросы возмещения причиненного ущерба лицами, отбывающими наказания за дорожно-транспортные правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil liability of persons convicted of committing traffic offenses

The article deals with the problems related to the civil liability of persons who have committed traffic offenses. Over time, the legislation governing the rules of driving vehicles, the types of vehicles themselves and the scope of punishment for committed acts change. The modern period of time welcomes the participation of digital technologies in resolving any conflict situations that have occurred on the country's roads. However, the issue of compensation for the damage caused by the offense is always not fully resolved, which may consist both in the form of damage caused to health, as well as personal and state property. The author considers certain types of offenses and issues of compensation for damage caused by persons serving sentences for traffic offenses.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовая ответственность лиц, осужденных за совершение транспортных правонарушений»

Закон и право. 2024. № 10. С. 131-134. Law and legislation. 2024;(10):131-134.

ЧАСТНОПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 349.2

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-131-134 EDN: https://elibrary.ru/JKKCPI

NIION: 1997-0063-10/24-513 MOSURED: 77/27-001-2024-10-713

Гражданско-правовая ответственность лиц, осужденных за совершение транспортных правонарушений

Екатерина Олеговна Ананьева

Академия ФСИН России, Рязань, Россия, a.e.o.77@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с гражданско-правовой ответственностью лиц, совершивших транспортные правонарушения. С течением времени законодательство, регулирующее правила управления транспортными средствами, виды самих транспортных средств и сферу наказания за совершенные деяния, изменяется. Современный период времени приветствует участие цифровых технологий в разрешении любых конфликтных ситуаций, произошедших на дорогах страны. Однако всегда остается не до конца решенным вопрос возмещения причиненного правонарушением вреда, который может состоять как в виде вреда, причиненного здоровью, так и личному, и государственному имуществу. Автором в работе рассматриваются отдельные виды правонарушений и вопросы возмещения причиненного ущерба лицами, отбывающими наказания за дорожно-транспортные правонарушения.

Ключевые слова: гражданское законодательство, транспортные правонарушения, гражданско-правовая ответственность, уголовно-исполнительная система.

Для цитирования: Ананьева Е.О. Гражданско-правовая ответственность лиц, осужденных за совершение транспортных правонарушений // Закон и право. 2024. № 10. С. 131—134. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-10-131-134. ББЫ: https://elibrary.ru/JKKCPI

Ekaterina O. Ananyeva

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, a.e.o.77@yandex.ru

Abstract. The article deals with the problems related to the civil liability of persons who have committed traffic offenses. Over time, the legislation governing the rules of driving vehicles, the types of vehicles themselves and the scope of punishment for committed acts change. The modern period of time welcomes the participation of digital technologies in resolving any conflict situations that have occurred on the country's roads. However, the issue of compensation for the damage caused by the offense is always not fully resolved, which may consist both in the form of damage caused to health, as well as personal and state property. The author considers certain types of offenses and issues of compensation for damage caused by persons serving sentences for traffic offenses.

Keywords: civil legislation, traffic offenses, civil liability, penal enforcement system.

For citation: Ananyeva E.O. Civil liability of persons convicted of committing traffic offenses // Law and legislation. 2024;( 10):131—134. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-131-134 EDN: https:// elibrary.ru/JKKCPI

PRIVATE LAW (CIVIL) SCIENCES

Original article

Civil liability of persons convicted of committing traffic offenses

© Ананьева Е.О. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 10-2024

Транспортные преступления представляют собой одну из наиболее актуальных и сложных проблем в сфере уголовного и гражданского законодательства. Нарушения, связанные с перевозкой пассажиров и грузов, а также управлением транспортными средствами, могут привести к различным последствиям, включая ущерб здоровью, жизни и имуществу граждан. В этом контексте важным аспектом является гражданско-правовая ответственность, которая устанавливает последствия за нанесение ущерба в результате таких преступлений.

Гражданско-правовая ответственность — это обязательство лица возместить убытки, причиненные другим лицам в результате его действий или бездействия, которые нарушают нормы гражданского законодательства. В отличие от уголовной ответственности гражданская ответственность не предполагает наказания в виде лишения свободы, а сосредоточена на возмещении ущерба.

Гражданско-правовая ответственность может возникнуть в результате следующих оснований:

1. Нанесение вреда. В случае транспортных преступлений вред может быть причинен здоровью, жизни людей или их имуществу. Сегодня уже можно рассматривать вред, причиненный государственному и муниципальному имуществу, так как из-за совершенных правонарушителем действий могут быть испорчены и сама дорожная полоса для движения, и осветительные дорожные приборы, и знаки, и ограждения.

2. Противоправное деяние. Действия, которые нарушают Правила дорожного движения или другие нормы, регулирующие транспортные отношения.

3. Причинная связь. Необходимо установить, что между деянием и наступившими последствиями существует прямая причинная связь.

4. Вина. Для наступления гражданской ответственности важно наличие вины, которая может быть выражена в форме умысла или неосторожности [5].

Транспортные преступления охватывают широкий спектр правонарушений, включая, но не ограничиваясь следующими:

■ Дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

■ Управление транспортным средством (ТС) в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

■ Нарушение правил перевозки опасных грузов.

■ Угон транспортного средства.

Каждый из этих видов преступлений может повлечь за собой гражданскую ответственность.

Водитель транспортного средства, совершивший транспортное преступление, может нести гражданскую ответственность за причиненный вред. Важно отметить, что гражданская ответственность может быть как деликтной (возникает из правонарушения), так и договорной (в случае нарушения условий договора перевозки). Например,

1. ДТП: если водитель стал виновником ДТП, он обязан возместить ущерб пострадавшим, включая медицинские расходы, утрату дохода и компенсацию морального вреда.

2. Угон автомобиля: если транспортное средство было угнано, то владелец может требовать возмещения ущерба от угонщика, если его личность установлена.

3. Перевозка опасных грузов: в случае нарушения правил перевозки, приведшего к экологическому ущербу, компания может быть привлечена к ответственности за причиненные убытки.

В России существует обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (О САГО). Данный вид страхования защищает интересы потерпевших в случае ДТП. Если водитель признается виновным, страховая компания компенсирует ущерб в рамках страхового полиса. С учетом ежегодного увеличения количества транспортных средств происходит рост стоимости страхования гражданской ответственности. Однако увеличивая цену полиса ОСАГО, страховые компании стараются не выплачивать причитающуюся сумму по полису и заметно снижают такие выплаты.

Если обратить внимание на статистические данные по ДТП, то, например, Рязанская область попала в регион, в котором общее количество происшествий снижается.

Так, за август 2024 г. всего зарегистрировано 144 ДТП, что на 0,3% меньше аналогичного периода прошлого года. Погибших 12 человек (-36,8%), раненых 199 человек (-27,4%) [1].

Однако имеются регионы, в которых такие показатели индексируются с приростом рассматриваемых данных. К ним относятся Вологодская, Тверская, Смоленская и некоторые иные области, Республика Бурятия, Кемеровская область и др.

Что касается мер наказания, то за 2023 г. осуждено за совершение деяний по статьям 264,

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

264.1, 264.2, 264.3 УК РФ 57 698 человек, из них к реальному лишению свободы 12 370 человек, к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества 45 328 человек. Более 30 тыс. из них отбывают обязательные работы [2].

Несмотря на наличие правовых норм, существует ряд проблем, связанных с гражданско-правовой ответственностью при транспортных преступлениях:

1. Доказательства: установление причинной связи и вины может быть затруднено, особенно в сложных ДТП при отсутствии фиксации, изменении свойств дорожного покрытия и в иных ситуациях.

2. Финансовое положение виновника: если виновник не имеет достаточных средств или страхового покрытия, возмещение ущерба может быть затруднительным.

3. Сложность законодательных норм: разнообразие норм, регулирующих различные аспекты транспортного права, может вызывать путаницу и затруднять защиту прав потерпевших [4].

Важным аспектом являются изменения, сделанные за последние годы в рамках стабилизации дорожно-транспортного движения и появления новых видов транспорта.

В 2021 г. усилена ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения; в 2022 г. введена уголовная ответственность за неоднократное агрессивное вождение, установлены новые составы преступлений и ужесточена ответственность для лиц, лишенных права управления ТС; в 2023 г. вступили в силу изменения в Правила дорожного движения для электросамокатов, гироскутеров и иных устройств и многое другое.

И все же остается открытым вопрос о возмещении вреда, причиненного правонарушением. Если говорить о начале процесса, то сам обвиняемый или его родственники до судебных разбирательств стараются возместить причиненный ущерб. Однако чаще всего такое происходит в связи с тем, что деятельное раскаяние влияет на меру пресечения и на взгляд суда об избрании меры наказания.

Гораздо сложнее взыскать ущерб с лиц, осужденных к лишению свободы, так как те, кто осужден к наказаниям и мерам уголовно-правового характера баз изоляции от общества, остаются на свободе, имеют возможность работать и выплачивать свои долги. В соответствии с нор-

мами уголовно-исполнительного законодательства каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Хочется отметить, что в условиях современной действительности далеко не все учреждения уголовно-исполнительной системы имеют эффективно функционирующие собственные производства или центры трудовой адаптации, чтобы обеспечить осужденных работой.

Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 4 запрещает принудительный труд, за исключением работ, выполняемых вследствие вступившего в законную силу приговора суда. Приговоры к лишению свободы такой конкретизации не имеют.

Что касается вопросов заработной платы лиц, отбывающих лишение свободы и работающих в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений, то ее размер для лиц, отработавших определенную норму рабочего времени за месяц, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда [3].

Данный размер в 2024 г. составил 19 242 руб. в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ. Но в случаях отсутствия профессии для работы на производстве, уклонения от трудоустройства и отсутствия накоплений на лицевых счетах и собственности взыскать с осужденного долг не представляется возможным.

Не существует в государстве и механизма выплаты ущерба пострадавшим, а затем принудительного взыскания с виновного лица в пользу государства понесенных расходов. Тогда встает проблема: лишать ли свободы гражданина или нет с учетом полного возмещения причиненного вреда.

Таким образом, гражданско-правовая ответственность в контексте транспортных преступлений является важным механизмом защиты прав и законных интересов граждан. Установление четких норм и правил, а также эффективное функционирование системы страхования могут способствовать более справедливому возмещению ущерба и повышению безопасности на дорогах.

Важно продолжать работу над улучшением законодательства и повышением правовой грамотности граждан, чтобы минимизировать последствия транспортных преступлений и обеспечить защиту пострадавших.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

Список источников

1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // URL: http:// stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 26.09.2024)

2. Судебная статистика РФ //. URL: https:// stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (Дата обращения: 26.09.2024)

3. Ананьева Е.О. Гражданско-правовая ответственность лиц, отбывающих уголовные наказания: проблемы и пути решения // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития: Сб. тезисов выступлений и докладов участников Междунар. науч.-практ. конф.: В 6 т. 2020. С. 258-262.

4. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Гражданско-правовая ответственность при транспортных происшествиях // Евразийский юрид. журнал. 2023. № 9 (184). С. 102-104.

5. Общие положения гражданско-правовой ответственности по законодательству Российской Федерации: Монография / Бакунин С.Н., Махиборода М.Н., Ананьева Е.О. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 95 с.

References

1. Information on indicators of the state of road safety // URL: http://stat.gibdd.ru / (Accessed: 26.09.2024)

2. Judicial statistics of the Russian Federation // URL: https://stat.ann-npecc.pô/stats/ug/t/14/s/17 (Accessed: 26.09.2024)

3. Ananyeva E. O. Civil liability of persons serving criminal sentences: problems and solutions // The penal enforcement system at the present stage and prospects for its development: Collection of abstracts of speeches and reports of participants of the International scientific and practical Conference: In 6 volumes. 2020. Pp. 258-262.

4. Ananyeva E. O, Ivliev P. V Civil liability in case of traffic accidents // Eurasian Law Journal. 2023. № 9 (184). Pp. 102-104.

5. General provisions of civil liability under the legislation of the Russian Federation: Monograph / Bakunin S.N., Makhiborod M.N., Ananyeva E.O. M.: UNITY-DANA, 2021. 95 p.

Информация об авторе

Ананьева Е.О. — кандидат юридических наук, доцент

Статья поступила в редакцию 07.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Ananyeva E.O. — candidate of legal sciences, associate professor

The article was submitted 07.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.