Научная статья на тему 'Гражданско-правовая ответственность государства перед индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций строительной отрасли за обеспечение сохранности и восстановление средств компенсационных фондов в случае банкротства российских кредитных организаций'

Гражданско-правовая ответственность государства перед индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций строительной отрасли за обеспечение сохранности и восстановление средств компенсационных фондов в случае банкротства российских кредитных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРУШЕННЫХ ПРАВ / ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ / КОМПЕНСАЦИЯ УЩЕРБА / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФОНДЫ / CIVIL RESPONSIBILITY OF THE STATE / RESTORATION OF THE VIOLATED RIGHTS / INDEMNIFICATION / COMPENSATION OF DAMAGE / INDEMNIFICATION FUNDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Ю.И.

Рассматривается гражданско-правовая ответственность государства как основа обеспечения и повышение эффективности экономики. Предлагаются пути восстановления нарушенных прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц членов саморегулируемых организаций, а также возмещения убытков, причиненных государственными органами членам саморегулируемых организаций и саморегулируемым организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil responsibility of the state to individual entrepreneurs and legal entities - members of self-regulatory organizations of construction branch for ensuring safety and restoration of means of indemnification funds in case of bankruptcy of the Russian credit institutions

Civil responsibility of the state as a basis of providing and increase in efficiency of economy is considered. Ways of restoration of the violated rights of individual entrepreneurs and legal entities members of self-regulatory organizations, and also the indemnification caused by public authorities to members of self-regulatory organizations and self-regulatory organizations are offered.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовая ответственность государства перед индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций строительной отрасли за обеспечение сохранности и восстановление средств компенсационных фондов в случае банкротства российских кредитных организаций»

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2016, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2016/AGE QUALITY 4 2016.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мхитарян Ю.И. Гражданско-правовая ответственность государства перед индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций строительной отрасли за обеспечение сохранности и восстановление средств компенсационных фондов в случае банкротства российских кредитных организаций // Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №4. С. 4-23. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/416001 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Гражданско-правовая ответственность государства перед индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами - членами саморегулируемых организаций строительной отрасли за обеспечение сохранности и восстановление средств компенсационных фондов в случае банкротства российских кредитных организаций

Ю.И. Мхитарян

доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации, генеральный директор НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»,

г. Москва mkhitarian@interecoms.ru

Аннотация: Рассматривается гражданско-правовая ответственность государства как основа обеспечения и повышение эффективности экономики. Предлагаются пути восстановления нарушенных прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - членов саморегулируемых организаций, а также возмещения убытков, причиненных государственными органами членам саморегулируемых организаций и саморегулируемым организациям.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность государства, восстановление нарушенных прав, возмещение убытков, компенсация ущерба, компенсационные фонды.

В современном информационном обществе наиболее эффективны экономики, в которых обеспечено устойчивое развитие горизонтальных отношений общества и государства, основанное на юридическом равенстве и ответственности

info@agequal.ru

субъектов права [1]. Как свидетельствуют многие исследования, отсутствие налаженной системы юридической ответственности превращает право в бессильный инструмент регулирования общественных отношений [2].

Экономика эффективна только тогда, когда выстроена система ответственности органов государственного управления, должностных лиц и реализуется активная позиция субъектов права. Рост числа случаев привлечения к ответственности органов госуправления и должностных лиц за незаконные действия (или бездействие), а также возмещения вреда пострадавшим от этого, свидетельствует о векторе развития гражданско-правовых отношений.

Гражданско-правовая ответственность государства как вид юридической ответственности обладает всеми качествами юридической ответственности. Она возникает из действий государства как юридических фактов, ведущих к нарушению субъективных прав граждан, юридических лиц, в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, норм права, установленных законом и иными правовыми актами. Теория гражданско-правовой ответственности государства исследуется многими учеными юристами, разрабатывающими как общие проблемы гражданской правосубъективности государства, так и проблема ответственности государства за причинение вреда [3-7].

Выступая субъектами имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их надлежащего или ненадлежащего исполнения. Нарушение права субъектов гражданских правоотношений приводит к необходимости восстановления нарушенного права. Государство выступает субъектом имущественных отношений, регулируемых Конституцией Российской Федерации1, Гражданским кодексом Российской Федерации2, несет ответственность по своим обязательствам в случае их надлежащего или ненадлежащего исполнения, вследствие которых нарушаются права субъектов права и им причиняется ущерб.

1 Конституция Российской Федерации. Ст. 53.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 16, 16.1, 124,127, 1064 и др. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

info@agequal.ru

Сущность гражданско-правовой ответственности государства заключается в осознанном подходе к социальной необходимости формирования эффективных норм права, осуществлении действий органами государственной власти, в том числе превентивных мер, направленных на предупреждение причинения вреда. Общее основание ответственности за причинение вреда установлено как в Конституции Российской Федерации, так и в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так, в п. 1 ст. 1064 «Общая основная ответственность государства за причинение вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит компенсации в полном объеме лицом, причинившим вред».

Государство выступает субъектом имущественных отношений, регулируемых Конституцией Российской Федерации, и несет ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Реализация этого положения позволяет снизить коррупционность власти и влияние криминальных групп на деятельность органов государственного управления. Гражданско-правовая ответственность государства в формировании эффективных норм права, осуществлении превентивных мер, направленных на устранение их неэффективности, предупреждении причинения вреда субъектам права должна рассматриваться в числе основных направлений противодействия коррупции и деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Такая ответственность закреплена в различных нормах гражданского права. Например, она предусмотрена ст. 126 «Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования» Гражданского кодекса Российской Федерации. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. В ряде статей Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена субсидиарная

info@agequal.ru

ответственность органов государственного управления по обязательствам созданных ими юридических лиц (п. 5 ст. 115 Гражданского кодекса Российской Федерации) и в случае банкротства унитарных предприятий (п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Гражданско-правовая ответственность государства четко прописана ст. 16 и ст. 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закона, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».

Особенно важна гражданско-правовая ответственность государства (ст. 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) в части компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица, наступает в результате правомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Конституция Российской Федерации провозглашает и гарантирует права и свободы, определяет обязанности, а также ответственность государства, органов госуправления. Основной Закон страны создает также условия для развития экономики, гражданского общества, жизни и деятельности человека и гражданина, определяет отношения между субъектами права. Принципы и нормы Конституции Российской Федерации играют системообразующую роль, являются основой и определяют всю систему национального права.

Конституция Российской Федерации реализует общедемократическую концепцию обеспечения и защиты прав человека как главной функции правового государства. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью.

info@agequal.ru

Признание, соблюдение и защита этих прав - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, основополагающий конституционный принцип содержит императивное указание государству, органам госуправления, должностным лицам при выполнении своих функций и обязанностей постоянно исходить из приоритета человека, его интересов во всей системе правоотношений, необходимости защиты всех форм собственности.

Важность конституционных норм подтверждается ст. 118 Основного Закона страны, в соответствии с которой «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом». Например, согласно ст. 11 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации3, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации. Верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, ее применение в судебной практике подчеркивает Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31.10.1985 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»4.

Реализация конституционных норм является основой эффективной правовой системы государства. Принцип и нормы Конституции Российской Федерации содержат достаточный потенциал для реализации стратегических основ безопасности. Конституционно-правовая ответственность Российской Федерации в сфере защиты прав человека, обеспечения безопасности объектов капитального

3 Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200079#0

4 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31.10.1985 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/10103328/

info@agequal.ru

строительства определена необходимостью защиты интересов государства, общества и личности в этой сфере.

На основе конституционных норм формируются законодательные акты, за эффективность которых несет ответственность государственная власть и органы госуправления, что также является гарантией Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Таким образом, Конституция РФ определяет принципы, нормы права и ответственность за их нарушение субъектами права, закладывает все необходимое для развития демократического государства, обеспечения безопасности личности, государства, постоянного совершенствования законодательства. Система конституционно-правового регулирования гарантирует защиту прав человека, обеспечение безопасности человека, гражданина, его здоровья, жизни и деятельности, а принципы гражданско-правовой ответственности - неотвратимость ответственности, возмещения вреда - гарантируют их реализацию.

На основании конституционных норм государственная власть создала законодательный инструмент, конкретизировала и детализировала механизм обеспечения защиты прав человека, гражданина, юридических лиц при выполнении работ на объектах капитального строительства посредством императивных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, определивших цели, требования, механизм деятельности обязательной системы саморегулирования стройкомплекса.

Для реализации этих норм введена обязательная система саморегулирования стройкомплекса как современная форма государственного обеспечения безопасности объектов капитального строительства. Это позволило привлечь дополнительные ресурсы в развитие экономики и совершенствование управления, содействие горизонтальной интеграции участников рынка. Деятельность саморегулируемых организаций на основе императивных норм законодателя за счет средств участников рынка стала новым источником роста экономики,

info@agequal.ru

направленным на решение важнейших социальных и государственных задач по обеспечению безопасности человека, его жизни и деятельности, путем реализации предупредительных мер по недопущению аварий и катастроф на объектах капитального строительства.

В качестве основной формы имущественной ответственности в случае причинения вреда членами саморегулируемой организации законодатель установил наличие у саморегулируемых организаций компенсационных фондов, формируемых из взносов членов СРО.

В соответствии с императивной нормой, установленной законодателем (ч. 4 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в ред. 2008 г.)5, каждый индивидуальный предприниматель и (или) юридическое лицо, чтобы стать членом саморегулируемой организации, должны внести средства (вклад) в компенсационный фонд для возмещения вреда в случае его причинения. В случае выхода индивидуального предпринимателя и (или) юридического лица из состава СРО вклад в компенсационный фонд не подлежит возврату и остается в составе компенсационного фонда для возмещения вреда, причиненного индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом при выполнении работ на объектах капитального строительства.

Саморегулируемая организация обязана направлять средства компенсационного фонда на депозит в российскую кредитную организацию для обеспечения сохранности и доступности в течение 10 дней в случае необходимости осуществления выплат из средств комфонда.

Саморегулируемая организация не имела права распоряжаться, пользоваться, владеть средствами компенсационного фонда за исключением случаев, предусмотренных императивными нормами законодательства. Саморегулируемая организация никогда не являлась собственником компенсационных фондов.

В случае осуществления выплат из средств компенсационных фондов по причине возмещения причиненного вреда в соответствии со ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, члены саморегулируемой

5 Градостроительный кодекс Российской Федерации ч.4 ст.55.16 от 29.12.2004 № 190-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/

info@agequal.ru

организации обязаны восполнять его до первоначального размера (в ред. 2008 г.). Члены саморегулируемой организации не являлись собственниками средств компенсационных фондов и при переходе из одной саморегулируемой организации в другую не имели права на перевод внесенного взноса в компенсационный фонд.

В условиях банковского кризиса установленный законодательством метод обеспечения сохранности и доступности средств компенсационных фондов путем размещения на депозите в российских кредитных организациях не обеспечил их сохранность и доступность. В результате размеры средств компенсационных фондов участников саморегулируемых организаций уменьшились, так как данный метод не позволял на практике обеспечить их сохранность в связи с тем, что средства компенсационных фондов не исключались из конкурсной массы банков при их банкротстве.

Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 372-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены нормы, ограничивающие свободу экономической деятельности, единство экономического пространства Российской Федерации, свободу объединений и применение ряда других фундаментальных положений социального государства

Убытки, причиненные саморегулируемым организациям уменьшением размеров компенсационных фондов в результате установленного законодателем метода, то есть вследствие действий государственных органов, в соответствии со ст. 16.1 «Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления» Гражданского кодекса Российской Федерации6 подлежат компенсации.

На основе вышеизложенного, правомерные действия государственных органов, приведшие к ущербу имущества членов саморегулируемых организаций в виде уменьшения размеров компенсационных фондов, сформированных индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, подлежат компенсации, возмещению Российской Федерацией.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

info@agequal.ru

Сохранность средств компенсационных фондов в результате банкротства кредитной организации может быть обеспечена только путем их исключения из конкурсной массы. В связи с этим законодателем были внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")7.

В целях обеспечения сохранности средств компенсационных фондов в ст. 131 п. 2 «Конкурсная масса» определено, что «из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество».

Таким образом, законодатель признал, что способом обеспечения сохранности средств компенсационных фондов при банкротстве организации может быть только его исключение из конкурсной массы должника. Все это подтверждает, что при правильном установлении способа обеспечения сохранности средств компенсационных фондов - исключение из конкурсной массы средств компенсационных фондов, внесенных индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, - их сохранность обеспечивается.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что изначально правильно установленный метод обеспечения сохранности средств компенсационных фондов участников саморегулирования обеспечил бы их сохранность и определил выполнение гражданско-правовой ответственности государства.

7 Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200753/

info@agequal.ru

Гражданско-правовая ответственность государства предопределяет необходимость введения императивных правовых норм, не противоречащих нормам Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Установленные Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 372-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» императивные нормы нарушают ряд основополагающих положений Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нормы, которые противоречат Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации должны быть признаны ничтожными, не подлежащими применению для обеспечения эффективного регулирования общественных отношений, национальной экономики, обеспечения безопасности выполнения работ на объектах капитального строительства.

Ч. 9 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации8 нарушены гражданские права неограниченного круга лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - членов саморегулируемых организаций в области изысканий, проектирования, строительства. Установлены ранее не существовавшие требования к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, саморегулируемым организациям по восстановлению членами саморегулируемых организаций размеров компенсационного фонда возмещения вреда в случае его снижения из-за обесценения финансовых активов в результате размещения и (или) инвестирования. Такого требования, установленного императивной нормой, не было до введения в действие Федерального закона от 30.07.2016 г. № 372-Ф3.

В п. 5 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.12.2004 г. с изм. от 30.12.2015 г.)9 установлено, что в случае уменьшения компенсационного фонда в связи с осуществлением выплат по возмещению вреда,

8 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51040/

9 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/

info@agequal.ru

в соответствии со ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, члены саморегулируемой организации обязаны восстановить компенсационный фонд (внести взносы) в порядке и до размера, установленного Уставом саморегулируемой организации и Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом не было требований по восстановлению размеров компенсационного фонда в случае его уменьшения, возникшего по вине российской кредитной организации.

Нарушена ст. 54 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

П. 12 ст. 3.3. Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016г. №372-ФЗ)10 установлена императивная норма, нарушающая гражданские права неограниченного круга лиц -индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - членов саморегулируемых организаций, физических, юридических лиц, которым может быть причинен вред в результате выполнения работ на объектах капитального строительства.

П. 12 ст. 3.3 установлено императивное требование о перечислении части средств компенсационного фонда возмещения вреда (внесенных ранее исключенными или добровольно вышедшими членами СРО) в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. При этом СРО, в соответствии с положениями ч. 5, 11 ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации продолжают нести солидарную ответственность по возмещению вреда, причиненного вышедшими членами СРО.

Установлены отягчающие обстоятельства, снижающие возможность выполнения обязательств по возмещению причиненного вреда.

Нарушены ст. 2, 17, 18, 45 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 10, ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.

10 Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200753/

info@agequal.ru

В соответствии со ст. 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации ущерб, причиненный правомерными действиями государственных органов

индивидуальным предпринимателям и (или) юридическим лицам, подлежит компенсации. В данном случае ущерб, по ориентировочным данным, уже может составлять 30 млрд руб.

В силу противоречия вышеприведенных норм, внесенных в Градостроительный кодекс Российской Федерации, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, введенные нормы должны быть признаны недействительными.

Гражданско-правовая ответственность государства предполагает переоценку ряда норм, введенных в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Принудительный выход организации из состава саморегулируемой организации и переход в другую саморегулируемую организацию по принципу принадлежности к субъекту Российской Федерации, в котором зарегистрирована новая саморегулируемая организация, без проведения анализа и оценки деятельности саморегулирования, без судебного решения, на основе только измененной императивной нормы, внесенной в Градостроительный кодекс Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Эти нормы должны быть признаны ничтожными, не подлежащими применению. Необходимо восстановить нарушенные права саморегулируемой организации и требовать компенсации ущерба, причиненного членам саморегулируемой организации неправомерными действиями государственных органов, за счет средств Российской Федерации.

Ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации нарушены гражданские права неограниченного круга лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Норма запрещает индивидуальным предпринимателям и (или) юридическим лицам, осуществляющим строительство, объединение в составе ассоциаций (союзов), имеющих статус саморегулируемой организации, в качестве ее членов, если они не зарегистрированы на территории

info@agequal.ru

субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.

Ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации нарушены гражданские права неограниченного круга лиц - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, добровольно объединившихся в ассоциации (союзы) по принципу единства отрасли и получивших статус саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность в многоотраслевой строительной сфере, и самих саморегулируемых организаций в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 01.12.2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Ч.3 ст. 55.4. Градостроительного кодекса Российской Федерации нарушены гражданские права неограниченного круга лиц саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство,

зарегистрированных в различных субъектах Российской Федерации. Запрещено объединять в своем составе юридические лица и (или) индивидуальных предпринимателей, если они не зарегистрированы в том субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.

Запретом на деятельность строительной саморегулируемой организации на всей территории Российской Федерации и запрет предпринимателям вступать в любую строительную саморегулируемую организацию независимо от места их регистрации, нарушены ст. 8, 15, 16, 30 Конституции Российской Федерации, а также ст. 1, 7, 8, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеприведенные нормы нарушают конституционный строй Российской Федерации, конституционные права и свободы объединений работодателей, ассоциаций (союзов), саморегулируемых организаций, юридических и физических лиц, граждан.

В соответствии с п. 5 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ от 03.07.2016 г.), «индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой

info@agequal.ru

организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 г. обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:

1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию...»11.

Введенные запретительные нормы на свободу объединений, ограничение экономического пространства Российской Федерации (ч. 3 ст. 55.6, ч. 3 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) привели к массовому переходу членов из одних саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность в пределах отраслей (энергетика, связь, атомная энергетика и т.д.), или на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в другие саморегулируемые организации, осуществляющие деятельность в пределах одного региона, ограниченного границами отдельного субъекта Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, переходящие из одной саморегулируемой организации в другую, в соответствии с установленными нормами, требуют возврата своих средств, ранее внесенных в компенсационные фонд саморегулируемой организации, несмотря на необеспечение их сохранности из-за неправильно установленного законодателем метода сохранности средств компенсационных фондов.

В соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовая ответственность государства определяет, что в случае уменьшения средств компенсационного фонда по причине неправильно установленного законодателем метода при переходе организации из одной саморегулируемой организации в другую средства, внесенные членом такой саморегулируемой организации, перечисляются в новую саморегулируемую организацию за счет Российской Федерации. Убытки, причиненные саморегулируемой организации и членам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51015/a14270cadfaadf838ea25952686e69367efe2c7d/

info@agequal.ru

саморегулируемой организации в связи с введением норм права, связанных с принудительным выходом члена саморегулируемой организации, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Попытки установления требований к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам - членам саморегулируемых организаций по возмещению средств, внесенных в компенсационный фонд, при их потере в российской кредитной организации из-за неправильно установленного законодателем способа обеспечения их сохранности, при отсутствии установленных законом обязанностей членов саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций по обеспечению их сохранности в российских кредитных организациях, при отсутствии вины и правонарушения со стороны СРО противоречат конституционным нормам, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, и закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет12. Внесенные в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменения не только возлагают на участников рынка ранее не существовавшую ответственность, но и устанавливают отягчающую ответственность обратной силы. Действие такого закона должно быть приостановлено.

Гражданско-правовая ответственность государства предопределила необходимость внесения изменений в императивные нормы, противоречащие основным положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нормы права, установленные законодательством и противоречащие основам конституционного строя Российской Федерации, нормам конституционного права Российской Федерации, должны быть оспорены на предмет признания их ничтожными.

Выводы.

12 Конституция Российской Федерации. Ст. 54.

info@agequal.ru

1. Повышение эффективности экономики может быть достигнуто при условии обеспечения гражданско-правовой ответственности государства за принимаемые и действующие нормы права.

2. Установление императивной нормы как результат действий государственных органов, государственной власти, материализованный в законодательной сфере и предопределяющий поведение субъектов права без права выбора другого поведения, определяет гражданско-правовую ответственность государства перед субъектами права, которым необходимо обеспечивать их безусловное исполнение.

3. Саморегулируемые организации в строительстве - некоммерческие организации - ассоциации (союзы), не имеющие права заниматься предпринимательской деятельностью, решают важную государственную задачу по предупреждению причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства за счет средств участников рынка, осуществляют свою деятельность на основе императивных норм, установленных законодателем.

Средства компенсационных фондов - имущество, отчужденное от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц для государственных нужд на основе императивной нормы для формирования компенсационных фондов в целях возмещения причиненного вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства. Компенсационные фонды не являются собственностью саморегулируемых организаций строительной отрасли. Их задача, в соответствии с императивными нормами, установленными законодателем, в целях сохранения размеров компенсационных фондов размещать и (или) инвестировать эти средства путем передачи в доверительное управление управляющей компании в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, пополнить размеры средств компенсационного фонда в случае его уменьшения при осуществлении выплат по причине возмещения причиненного вреда.

4. До введения Федерального закона от 03.07.2016 г.№ 372-ФЗ саморегулируемые организации, их члены отвечали за восстановление размеров

info@agequal.ru

компенсационных фондов только в случае их уменьшения по причине выплат за возмещения причиненного вреда. Введение закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, обратной силы не имеет. Саморегулируемые организации и их члены не могут нести ответственность по обязательствам государства и за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

5. Государство несет ответственность за устанавливаемые императивные нормы. Уменьшением размеров компенсационных фондов причинены убытки индивидуальным предпринимателям и (или) юридическим лицам - членам саморегулируемых организаций. Убытки подлежат возмещению Российской Федерацией.

6. При переходе индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц - членов саморегулируемых организаций из одной саморегулируемой организации в другую саморегулируемую организацию при уменьшении или потере средств компенсационных фондов в российских кредитных организациях по причине их банкротства средства компенсационных фондов, внесенные членами саморегулируемых организаций, должны возмещаться Российской Федерацией.

7. Убытки, причиненные саморегулируемым организациям, связанные с реализацией императивных норм, установленных законодателем, подлежат возмещению со стороны Российской Федерации.

8. Внесенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» возлагают на участников рынка ранее не существовавшую ответственность, устанавливают отягчающую ответственность обратной силы, противоречат основам конституционного строя. Действие этого закона должно быть приостановлено, нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации, отменены.

info@agequal.ru

Литература

1. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность в условиях информационного общества / Ю.И. Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 8. С. 101-107.

2. Общая теория государства и права: академический курс в 3-х томах / отв. ред. М.Н. Марченко. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА - М,

3. Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: Теория и судебная практика. - Я.: Юридическая книга, 2015.

4. Договорное право. Книга первая. Общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Озон.га, 2009.

5. Брагусь О.Н. Юридическая ответственность и законность. - М., 1976.

6. Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. М.: Юридическая литература, 1992.

7. Малеин Н.С. Конституция - закон прямого действия. - М.: Юридическая литература, 1999.

Civil responsibility of the state to individual entrepreneurs and legal entities -members of self-regulatory organizations of construction branch for ensuring safety and restoration of means of indemnification funds in case of bankruptcy of the

Russian credit institutions

Yuri I. Mkhitaryan

Doctor of Economics, Academician of the International Academy of Informatization Director, Limited liability Company "Scientific research institute of economy of

communication and informatics of "Interekoms ", Moscow,

mkhitarian@interecoms.ru

2013. Т.3

info@agequal.ru

Abstract. Civil responsibility of the state as a basis of providing and increase in efficiency of economy is considered. Ways of restoration of the violated rights of individual entrepreneurs and legal entities - members of self-regulatory organizations, and also the indemnification caused by public authorities to members of self-regulatory organizations and self-regulatory organizations are offered.

Keywords: civil responsibility of the state, restoration of the violated rights, indemnification, compensation of damage, indemnification funds.

1. Mkhitaryan Yu.I. Natsional'naya bezopasnost' v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [National security of construction branch] // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice.]. 2016. № 8. S. 101-107.

2. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: akademicheskiy kurs v 3-kh tomakh [General theory of the state and right: the academic course in 3 volumes]/ otv. red. M.N. Marchenko. - 4-e izdanie, pererab. i dop. - M.: Norma: INFRA - M, 2013. T.3

3. Grazhdansko-pravovaya otvetstvennost' gosudarstva po deliktnym obyazatel'stvam: Teoriya i sudebnaya praktika [Civil responsibility of the state according to delictual obligations: Theory and jurisprudence]. - Ya.: Yuridicheskaya kniga, 2015.

4. Dogovornoe pravo. Kniga pervaya. Obshchie polozheniya [Contract law. Book the first. General provisions]/ M.I. Braginskiy, V.V. Vitryanskiy. - M.: Ozon.ru,

5. Bragus' O.N. Yuridicheskaya otvetstvennost' i zakonnost' [Legal responsibility and legality]. - M., 1976.

6. Malein N.S. Yuridicheskaya otvetstvennost' i spravedlivost' [Legal responsibility and justice]. M.: Yuridicheskaya literatura, 1992.

REFERENGES

2009.

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

info@agequal.ru

7. Malein N.S. Konstitutsiya - zakon pryamogo deystviya [The constitution the law of direct action]. - M.: Yuridicheskaya literatura, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.