Гражданско- правовая детерминация активной экономической деятельности: методологический аспект
Демиева Айнур Габдульбаровна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Казанского (Приволжского) федерального университета E-mail: ainuraa@bk.ru
Статья посвящена детерминистскому объяснению существования активной экономической деятельности. С помощью детерминизма как метода научного познания автор обосновывает существование активной экономической деятельности и необходимость её гражданско-правовой регламентации. С учетом природного и социального детерминизма исследуемого явления в статье доказывается, что право на осуществление экономической деятельности генетически восходит к фундаментальным правовым постулатам (естественным правам) о самоценности личности и конституционным положениям об основных правах и свободах. Основываясь на исследовании данного явления во взаимосвязи с предпринимательской деятельностью, а также объективных причинах появления многообразия форм активной экономической деятельности, автор приходит к выводу, что сложившийся правовой режим предпринимательской деятельности не соответствует фактически возникшему разнообразию видов активной экономической деятельности касательно начала, порядка и условий её осуществления, применения мер имущественной ответственности, объёма прав и защищаемых законом интересов действующих лиц, задач государственного регулирования и управления.
Ключевые слова: детерминация, детерминизм, метод, активная экономическая деятельность, предпринимательская деятельность.
Понятие «экономическая деятельность» активно используется в законодательстве и научных исследованиях как оценочная категория, но до настоящего времени не имеет нормативного определения и понимается различно, что существенно влияет на аргументированность и эффективность актов правоприменения, вызывает затруднения при реализации участниками правоотношений своей правосубъектности.
Таким образом, анализируемое явление отражает объективную реальность (наличие определенного типа общественных связей) и в целях правоприменения требует специальной правовой интерпретации (детерминации) в контексте действующей правовой системы и с учетом уже сформированных правовых категорий.
В течение довольно продолжительного времени философы занимались исследованием причин, условий существования различных явлений. В связи с этим накопился богатый методологический материал для научного познания. Как верно отмечает В.И. Белов, «проблема детерминизма, причинности в последнее время перестаёт быть чисто теоретической проблемой. В период бурного экономического развития, грандиозных социальных изменений анализ причинной обусловленности явлений приобретает большое практическое значение. Поскольку планирование, научное предвидение, прогнозирование невозможны без чёткого представления о взаимозависимости, взаимообусловленности явлений объективного мира» [1].
Следовательно, актуальность использования детерминации как подхода к изучению активной экономической деятельности состоит в том, что детерминизм в целом является исходным принципом, методологической основой всех познавательных и социально-преобразующих действий людей [2, с. 106], в том числе и юридической практики [3, с. 65-68]. Он даёт возможность увидеть влияние на экономическую деятельность разнообразных факторов реальной действительности [4, с. 101]. Таким образом, при более конкретном исследовании именно детерминистское объяснение ведёт к обнаружению всего комплекса событий, явлений или процессов, воздействующих на исследуемое правовое явление.
Как известно, детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений. Исходными категориями детерминизма являются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нём вещи оказываются теми факторами, через действие которых
5 -о
сз
<
и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и процессов является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Таким образом, детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи [5, с. 8].
В науке в зависимости от сферы изучения выделяют природный (естественный) детерминизм и детерминизм социальный. Главная особенность социального детерминизма «состоит в том, что его объектом является деятельность людей...» [6, с. 9], «и причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей» [7, с. 23]. Социальный детерминизм изучает те взаимосвязи, в которых находятся объекты природы, по крайней мере должен их изучать и учитывать полученные выводы в отношениях социума с ними, в противном случае социальное окажется в противоречии с природным и погибнет.
Социальный детерминизм не отделён от естественного детерминизма, поскольку человек является существом социальным и биологическим, следовательно, его существование всегда зависит от окружающей природной среды. Так право на осуществление экономической деятельности генетически восходит к фундаментальным правовым постулатам (естественным правам) о самоценности личности и конституционным положениям об основных правах и свободах. В этом смысле оно не может сводиться к классу субъективных прав, и связано не только с извлечением дохода, но и с самореализацией личности, свободой творчества, обеспечением достойных условий жизни и воспроизводством жизни. В отдельных отраслях права и законодательства право на ведение экономической деятельности получает специфическую интерпретацию и наполнение, вызванные особым предметом правового регулирования (в гражданском, предпринимательском, трудовом праве). В результате в данных сферах регулирования создаются специальные правовые режимы, обеспечивающие реализацию данного конституционного права, и соответствующие формы ведения экономической деятельности. В таких случаях ведение активной экономической деятельности представляет собой реализацию соответствующей правоспособности, а определение (выбор) конкретного её вида должно рассматриваться как имманентно присущий правоспособности элемент («право на выбор»).
Понятие «экономическая деятельность», с достаточным уровнем определённости и репрезентативности, отражает совершение таких актов воздействия на окружающий мир и взаимодействия с другими субъектами, которые направлены на получение определенного положительного 5= эффекта и, тем самым, удовлетворения потребного стей действующего субъекта. Экономическая дея-^ тельность как осознанная волевая деятельность, результатом которой является создание или при-Ц обретение блага, может осуществляться вне кон-
тактов (трансакций) с другими членами общества, например, для удовлетворения собственных хозяйственных нужд без вступления во взаимоотношения с другими лицами и, тем самым, не требует правового регулирования (натуральное хозяйство, «иная экономическая деятельность»). Однако в современном обществе результативная экономическая деятельность преимущественно осуществляется вследствие двустороннего (многостороннего) взаимодействия на основе, как правило, тех или иных сделок (соглашений, договоров), что вызывает соответствующие общественные отношения и позволяет распространить на них действие норм права (активная форма хозяйствования, активная экономическая деятельность). Требуемый эффект в данном случае возникает лишь в итоге встречных действий контрагента.
На наш взгляд, возникновение новых видов активной экономической деятельности отражает объективные явления в различных структурах, стратах общества и экономики, во многом увязано с общемировыми тенденциями (универсализация стандартов деятельности, появление фрилансеров, замена работников услугами аутсорсинга, использование новых технологий и средств коммуникации и т.д.), и по существу неизбежно. Эти процессы не всегда очевидны, могут быть растянуты во времени, порою их не удается вовремя обнаружить и (или) учесть, а иногда на это влияет инерция или консерватизм правовой системы. В результате возникает определённый временной интервал между возникновением новой формы экономической деятельности и её нормативным закреплением.
Видовое разнообразие форм хозяйствования, служащих источником жизни населения, его воспроизводства и развития не следует рассматривать как излишество, поскольку сама по себе структурированность и многофакторность точек роста придают устойчивость экономической системе и делают её более динамичной. Однако проблемой является отбор критериев, по которым та или иная форма деятельности может быть выделена, а также получит нормативное закрепление в качестве самостоятельного вида экономической деятельности.
Полагаем, в настоящее время завершается процесс обособления некоторых видов активной экономической деятельности. К примеру, сегодня можно выделить коммерческих юридических лиц (сообществ), индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, осуществляющих приносящую доход деятельность, самозанятых (лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход), рабочих и служащих, нотариусов, адвокатов, профессиональных спортсменов, участников хозяйственных обществ, арбитражных управляющих, лиц, осуществляющих оценочную деятельность и некоторых иных.
Развитие отдельных форм активной экономической деятельности не исключает, что спустя определенное время некоторые её виды могут быть объединены в группы, имеющие относительно однородный правовой режим; например, нотариусы
и лица, осуществляющие отдельные виды социального содействия (например, актуарии, оценщики).
Следует отметить, что отдельные виды указанной деятельности уже получили достаточно развитое регулирование и даже образуют самостоятельные отрасли и институты (например, трудовое право). Данное обстоятельство говорит лишь о том, что на определённых этапах жизни общества и государства по ряду причин некоторые формы данной деятельности уже были признаны значимыми, что не исключает, а подтверждает диалектику развития, порождающую новые формы активной экономической деятельности.
В настоящее время при отсутствии специальных норм, регулирующих отношения и акты данной деятельности, подлежат применению общие нормы гражданского законодательства и законодательства о регулировании предпринимательской деятельности, что, по нашему мнению, не соответствует адекватному правовому регулированию многообразия форм активной экономической деятельности.
В числе предпосылок, влекущих необходимость установления дифференцированного правового режима для разных видов активной экономической деятельности, следует назвать и фактическое несовпадение правосубъектности (правоспособности и дееспособности) лиц, её осуществляющих. Участие некоторых субъектов, ведущих иную доходную деятельность, просто не допускается в ряде сделок. В силу специальных условий и требований законодательства о государственных закупках и порядке проведения торгов фактически ограничено или даже исключено участие в них индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан. Лица, ведущие иную доходную деятельность, по существу не могут участвовать в сделках на отдельных сегментах организованного рынка и торговых сетей из-за требований, касающихся объёма продукции, ритмичности её поставок, несения накладных расходов и отсутствия необходимой логистики.
В таких условиях для регулирования новых видов экономической деятельности законодатель использует наиболее близкий правовой режим (предпринимательской деятельности) или применяет аналогию, либо откладывает разрешение проблем на будущее. Однако игнорирование данных процессов не происходит бесследно - возникают лакуны в нормативно-правовом регулировании, противоречивая правоприменительная практика, а негативные явления в экономике лишь накапливаются.
Таким образом, сложившийся правовой режим предпринимательской деятельности не соответствует фактически возникшему разнообразию видов активной экономической деятельности относительно начала, порядка и условий её осуществления, применения мер имущественной ответственности, объёма прав и защищаемых законом интересов действующих лиц, задач государственного регулирования и управления. Это предполагает выработку, положений, формирующих правовые режимы отдельных видов активной экономической
деятельности, в достаточной степени учитывающих их особенности и порядок осуществления.
Литература
1. Белов В.И. К вопросу о соотношении детерминизма и детерминации //http://www.winstein. org/publ/11-1-0-1422 (дата обращения 08.11.2020).
2. Демин М.В. Природа деятельности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 168 с.
3. Беспрозванный Д.Б. Детерминация правовых предписаний Социально-политические науки. 2012. № 2. С. 65-68.
4. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 218 с.
5. Кедров Б.М. Современный детерминизм. Законы природы. - М.: Мысль, 1973. - 527 с.
6. Глезерман Г.Е. Проблемы социального детерминизма // Философские проблемы общественного развития. - М.: Мысль, 1974, Вып. 2. - С. 5-21.
7. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. Проблема движущих сил развития общества. М.: Политиздат, 1985. 159с.
CIVIL LAW DETERMINATION OF ACTIVE ECONOMIC ACTIVITY: METHODOLOGICAL ASPECT
Demieva A.G.
Kazan (Privolzhskiy) Federal University
The article is devoted to the deterministic explanation of the existence of active economic activity. Using determinism as a method of scientific knowledge, the author justifies the existence of active economic activity and the need for its civil regulation. Taking into account the natural and social determinism of the phenomenon under study, the article proves that the right to carry out economic activity genetically goes back to the fundamental legal postulates (natural rights) about the self-worth of the individual and the constitutional provisions on fundamental rights and freedoms. Based on the study of this phenomenon in relation to business activity, as well as the objective reasons for the emergence of a variety of forms of active economic activity, the author concludes that the current legal regime of business activity does not correspond to the actual variety of types of active economic activity in relation to the beginning, procedure and conditions for its implementation, the application of property liability measures, the scope of rights and legally protected interests of actors, tasks of state regulation and management.
Keywords: determination, determinism, method, active economic activity, economic activity.
References
1. Belov V.I. On the relationship between determinism and determination. http://www.winstein.org/publ/11-1-0-1422 (accessed 08.11.2020).
2. Demin M.V. Nature of activity. - M.: Publishing house of Moscow. UN-TA, 1984. - 168 p.
3. Besprozvannyy D.B. Determination of legal prescriptions Socio-political Sciences. 2012. no. 2. Pp. 65-68.
4. Kartashov V. N. Legal activity: concept, structure, value. - Saratov: Sarat Publishing house. UN-TA, 1989. - 218 p.
5. Kedrov B. M. the Modern determinism. Law of nature. - M.: Thought, 1973. - 527 p.
6. Glezerman G.E. Problems of social determinism / / Philosophical problems of social development. - Moscow: Mysl, 1974, Issue 2. - Pp. 5-21.
7. Chinakova L.I. Social determinism. The problem of driving forces in the development of society. M.: Politizdat, 1985. 159 p.
5
"O
C3
<