Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Фахретдинова А.П., Ларионова А.В., Горчакова О.Ю. — Гражданско-политическая активность молодежи: обшая характеристика и особенности проявления в Интернет среде // Социодинамика. - 2022. - № 2. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.2.37559 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=37559
Гражданско-политическая активность молодежи: общая характеристика и особенности проявления в Интернет среде
Фахретдинова Александра Павловна
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет"
634050, Россия, Томская область, г. Томск, Пр. Ленина, 36
И maltsevaal@yandex.ru Ларионова Анастасия Вячеславовна
кандидат психологических наук
доцент, кафедра генетической и клинической психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет, доцент, кафедра философии и социологии, Томский государственный
университет систем управления и радиоэлектроники
634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. Ленина, 40
И vktusur@mail.ru
Горчакова Олеся Юрьевна
старший преподаватель, кафедра организационной психологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский
Томский государственный университет"
634050, Россия, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, 36
И avendus@mail.ru
Статья из рубрики "Политическое поведение"
DOI:
10.25136/2409-7144.2022.2.37559
Дата направления статьи в редакцию:
13-02-2022
Дата публикации:
20-02-2022
Аннотация: Предметом исследования являются особенности гражданско-политической активности молодежи. Актуальность работы обусловлена нестабильностью
В
смыслообразующих идеалов, потерей идентичности молодыми людьми (в том числе и гражданской), изменением ценностей в общественном и индивидуальном сознании в условиях социальных перемен и общественно-политических противоречий. В качестве основной проблемы исследования авторы рассматривают взаимодействие человека с динамичным быстро меняющимся миром в эпоху цифровизации, глобализации и общественно-политической нестабильности, что становится причиной появления деструктивных проявлений в разных формах гражданско-политической активности. Цель исследования заключается в выделении особенностей гражданско-политической активности и изучении мотивов и способов включения молодежи в оффлайн и онлайн практики гражданско-политической активности. Эмпирическую базу исследования составили 639 студентов вузов г. Томска. Результаты исследования позволили прояснить ряд значимых вопросов в отношении стремления молодежи к включенности в политическую жизнь страны, проявления интереса к политическим событиям. Выделены основные формы гражданско-политической активности, самыми распространенными оказались - голосование на выборах, участие в онлайн петициях и онлайн митингах. Рассмотрены наиболее эффективные, с точки зрения молодежи, практики развития гражданско-политической активности в сети, например, такие как создание современного молодежного контента на политическую тематику, привлечение к политическим проблемам молодежных лидеров мнения, включение молодежи в решение социально и политически значимых проблем социума и поощрение их за активность, создание независимых молодежных сообществ для свободного общения на политическую тематику и т.д.
Ключевые слова: мотивы, политические установки, молодежь, гражданская позиция, гражданская компетентность, гражданско-политическая активность, ценности, Интернет, цифровая среда, способы развития
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-32260 опн_мол.
В координатах постоянно меняющегося социального пространства (в условиях пандемии, глобализации и цифровизации) у молодых людей происходит трансформация представлений о стране и мире, социокультурных и политических ориентирах, гражданственности. Активно обсуждаются проблемы репрезентации в сознании молодых людей гражданско-патриотических установок, ценностных ориентаций и патриотического самоопределения, однако наблюдается недостаток исследований, связанных с ценностно-смысловой и мотивационной сферой человека, активно включенного в гражданско-политическую деятельность. Сегодня особенно актуальным становится изучение отклика или эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакции молодежи (в том числе, формы участия молодых людей в различных общественно-политических мероприятиях) на социально-политические события/ситуации/решения в обществе. В этой связи в различных областях научного познания (социология, политология, педагогика, психология) наблюдается многообразие объектов и предметов исследования: политическая культура молодежи (И.А. Тютькова, А.В. Иващенко, А.А.
Казаков) [7-8]; политическая компетентность молодежи (И.А. Батанина, А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова)-3^; политическое поведение, активность и участие граждан (А.В. Андреенкова) ^^l; политическая идентичность и гражданская позиция. В зарубежных исследованиях гражданско-политическая активность и позиция изучается через формирование у молодых людей служения обществу и социальной ответственности
J20!, привлечение к активному участию обучающихся в самоуправлении развитие
общечеловеческих ценностей ÜSI, учет культурного разнообразия и толерантность Ü5I, развитие у молодежи правовой и политической культуры И91, учет национальных [11] и культурных особенностей страны и региона --141.
Исследование проблемы гражданско-политической активности молодежи в цифровой среде актуальность приобретают вопросы безопасности, манипулятивной коммуникации и деструктивного поведения. Авторы рассматривают проблему проявления деструктивных форм гражданско-политической активности под влиянием манипулятивных технологий, которые активно реализуются различными СМИ (Демьяненко Н. В.)-61. Проблематизация злоупотребления манипулятивными технологиями в цифровом пространстве поднимается как отечественными, так и зарубежными авторами (N. Hara, M.R. Sanfilippo, С.В. Володенков, С.Н. Федорченко, А.В. Виловатых) [4-5; 12]. Так, популярной повесткой международного научного сообщества становятся исследования взаимосвязи цифровых медиа с политической активностью и масштабными социальными протестами (Chen, Chan, & Lee, 2016; Shmargad Y., Klar S, 2019) [10; 17].
Глобальные изменения и сложная и неоднозначная ситуация в мире во всех сферах жизнедеятельности человека обусловливают трансформацию ценностно-смысловых ориентиров, в том числе политической деятельности/активности российской молодежи, что, в свою очередь, определяет необходимость исследований в данном направлении. Цель нашего исследования - выделить особенности гражданско-политической активности и изучить мотивы и способы включения молодежи в оффлайн и онлайн практики гражданско-политической активности.
Выборка и методы исследования
Эмпирическую базу исследования составили студенты высших учебных заведений г. Томска, всего приняло участие 639 (627 участников опроса и 12 участников фокус-группы) студентов гуманитарных, технических и естественнонаучных профилей обучения, из них студенты женского пола составили 54%, студенты мужского - 46%. Сбор данных осуществлялся в 2021 году через Интернет-платформы https://docs.google.com/forms/ и Zoom, среднее время опроса занимало не более 20 минут, время проведение фокус-группы составило 2 часа.
В исследовании использовались качественные и количественные методы сбора данных с последующей математической обработкой. На первом этапе исследования была проведена фокус-группа, на основе которой были разработаны вопросы для анкеты. На втором этапе исследования был проведен онлайн опрос с использованием авторской анкеты.
Метод фокус-группы. Была организована фокус-групп, в которой приняло участие 12 студентов младших курсов 17-19 лет, являющиеся активными участниками в гражданской и политической деятельности на уровне своего факультета/вуза/региона. Групповые дискуссии проходили в режиме онлайн на платформе видеоконференцсвязи Zoom и длилась 2 часа. Цель фокус-группы - выявить особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер молодежи, которые демонстрируют выраженную гражданско-политическую активность, а также выявить представления молодёжи о действенных способах и трудностях вовлечения в конструктивную гражданско-политическую деятельность молодых людей в современных реалиях жизни.
Анкетирование. Анкета была разработана согласно цели и задачам исследования,
включала 35 вопросов, которые были направлены на изучение особенностей гражданско-политической активности молодежи. Анкета включала закрытые, полузакрытые, открытые вопросы и вопросы-оценки по шкале Лайкерта.
Результаты исследования
Общая характеристика гражданско-политической активности молодежи
В результате анализа материалов фокус-группы было выявлено, что для молодых людей гражданско-политическая активность - это возможность, в первую очередь, понимать и критически осмысливать «реальность политической жизни и социально-политические события/процессы», «свои права и интересы», «прогнозировать последствия своих действий/выбора». Во-вторую очередь, это возможность совершать действия социально-политического характера: «привлекать внимание государства к решению различных проблем», «продвигать свои идеи/решения в контексте улучшения качества жизни населения». В-третьих, «вовлечение в различные формы политической активности - это залог формирования гражданской идентичности/единства». Мотивы гражданско-политическая активности молодые люди связывают с возможностью: изменитьулучшить существующую политическую ситуацию в стране; противостоятьбороться с существующий политическим режимом; принести «нужность», «пользу» людям (изменить качество жизни людей); получить статус, влияние, важность; стать политическим лидером, заслужив признание людей. Трудности вовлечения в гражданско-политическую деятельность молодые люди связывают с недостаточной сформированностью когнитивного и мотивационного компонентов. Среди основных трудностей были выделены: низкая сопричастность молодёжи к политической жизни (невозможность реального участия в политической жизни страны и оценивания результатов этого участия); слабая информированность молодёжи о событиях социально-политического характера; слабо выраженная заинтересованность и непонимание целей и важности участия в социально-политической жизни страны; слабое осознание идей патриотизма.
Далее проводился опрос молодежи. Исследование гражданско-политической активности молодежи в ракурсе политической вовлеченности и проявления гражданской позиции позволило выявить особенности активности участников опроса, формы ее проявления, мотивы участия и значимость гражданско-политической деятельности для респондентов. Большинство студентов (64%) интересуются политической жизнью России, но при этом 48% ответивших случайно узнают об актуальных политических событиях через новости и подписки.
На рисунке 1 отражена частота ответов молодежи о самооценке своей гражданской компетентности, позиции и активности, а также реальная включенность в разные формы гражданско-политической деятельности (верхний столбец отражает положительные ответы, нижний - отрицательные).
Рисунок 1 - Гражданско-политическая активность молодежи
Чуть больше половины участников опроса оценивают себя как граждан с развитой гражданской компетентностью и позицией, но при этом большинство остаются пассивными (66,5%). Наиболее распространенная форма участия в политической жизни и проявление своей гражданской позиции являются выборы (47,5%), второй по популярности выбора ответ - участие в молодежных движениях (22%), участие в общественных организациях - 11% молодежи, наименьшая включенность оказалась в политические партии - всего 7%. Протестный потенциал участников исследования в пределах тех значений (12%), которые фиксируются в последние годы разными
исследователями -Ш. В целом опрос показал низкий уровень гражданско-политической активности студентов (менее трети опрошенных), при этом большая часть отметила важность её развития у молодёжи (89%). Отмечая необходимость разработок и внедрения программ, направленных на включение молодежи в различные формы гражданской и политической активности, студенты выделяют наиболее релевантные институты, через которые можно реализовать подобные программы: 80% считают, что этим должны заниматься образовательные учреждения, половина участников считают, что гражданская и политическая активность должна формироваться в семье или через специализированные государственные организации (53,5% и 51,5% соответственно), 40% молодежи готовы доверить такую функцию лидерам мнений и 34% негосударственным структурам.
Согласно мнению участников опроса смыслами развития гражданско-политической активности для молодежи является необходимость осознанного участия в политической жизни страны «для понимания политической обстановки в стране; возможности иметь представление о политической ситуации в стране, уметь анализировать политические встречи и события». А мотивация гражданской и политической активности молодых людей определяется в основном романтическими мотивами и патриотизмом «помогать всем нуждающимся; хочу быть полезна своей стране и людям; творить добро, главное увидеть улыбки людей, патриотические чувства и надежда на улучшение жизни людей в моей стране» и стремлениями (потребностями) к изменениям «возможность повлиять на развитие города и области; привнести в страну определённые изменения». Смыслы гражданско-политической активности и мотивы участия в ней характеризуются молодежью довольно положительно, обратная ситуация наблюдается в определении
отношения к политической системе и ее роли в жизни молодого поколения. Так, установки участников исследования в отношении политики характеризуются низким доверием и критичным отношением: «грязная сфера, где все решают деньги; запутанная, сложная и коррупционная система; способ закручивания гаек; нечестная игра», нейтральные характеристики связаны с попыткой определить, что такое политика: «наука, изучающая закономерности правления государством; действия государства; искусство управлять государством; форма отношений и коммуникации между государством и его гражданами», и третья группа ответов отражает сложность и неопределенность политической структуры: «сложная область, что-то непонятное, абстрактное понятие, очень запуталась система».
Гражданско-политическая активность молодежи в сети Интернет
Рост значимости для молодежи Интернет пространства социальных медиа и социальных сетей обуславливает и рост их влияния на ценности, смыслы и установки молодежи, это правомерно и в отношении гражданско-политической позиции или активности. Данный факт определил второй фокус нашего исследования. На рисунке 2 отображены привычные практики гражданско-политической активности молодёжи в Интернет среде.
Рисунок 2 -Гражданско-политическая активность молодежи в Интернет среде
Несмотря на то, что почти половина опрошенных (56,6%) используют форумы, группы политического содержания для того, чтобы быть в курсе последних событий, они занимают пассивную позицию, которая характеризуется в основном получением информации (потреблением). Так, лишь 24,3% интересуются предвыборной кампанией, 28,3% молодежи интересуются политическими деятелями, при том, что в выборах участвуют 47,5% ответивших. Почти треть участников исследования (28,3%) посредством социальных сетей привлекают других пользователей к проблемам политического содержания через посты и репосты соответствующих статей, 34,4% опрошенных агитируют других пользователей принимать участие в тех или иных политических событиях. Отмечается рост популярности среди молодежи такой формы гражданско-
политической активности как онлайн петиции (38,4% опрошенных принимали участие) и онлайн митинги, протесты, бойкоты (28,4%). Для сравнения - лишь 12% опрошенных участвовали в подобных формах в оффлайне.
Сопряженность ответов на вопросы об оценке своей гражданско-политической позиции и компетентности с различными формами проявления гражданско-политической активности показал, что те, кто считал себя с развитой гражданско-политической позицией/компетентностью, чаще отслеживают политические события в отличие от молодежи с «неразвитой» гражданско-политической позицией/компетентностью (31% и 20% соответственно, х2 = 19,69, р = 0,05). Молодежь с «неразвитой» гражданско-политической позицией/компетентностью реже делает посты и репосты с политическим содержанием (37% против 26%, х2 = 58,6245, р = 0,00); реже участвуют в подписании онлайн петиций (35% против 19,6%, х2= 59,3313, р = 0,00).
Стимулирование интереса молодежи к гражданско-политической деятельности и вовлечение в нее молодежи участники опроса видят через популяризацию политической жизни и событий в Интернет среде. Цифровое пространство располагает необходимыми условиями и является наиболее предпочтительной площадкой для коммуникации, информационного оповещения и проявления новых форм гражданско-общественной и социально-политической активности. На рисунке 3 отмечены основные способы развития гражданско-политической молодежи через ресурсы Интернета.
Рисунок 3 - Способы развития гражданско-политической активности в Интернете
К наиболее эффективным способам вовлечения молодежи в гражданско-политическую деятельность через Интернет пространство участники опроса отнесли:
- создание современного молодежного контента, который доступно и интересно будет позиционировать ценности включения в политическую жизнь страны и формирование гражданской позиции;
- привлечение к политическим проблемам общества и гражданским инициативам молодежных лидеров мнения/известных блогеров;
- создание платформ (для) и механизмов общения между представителями власти и молодежью, где у последних будет возможность выразить свое мнение и принять участие в реализации реальных государственных проектов (например, на волонтёрском уровне);
- разработка системы поощрения в школах/вузах за участие в гражданско-политической деятельности;
- создание площадок (форумов/сообществ) для свободного обсуждения актуальных гражданско-политических проблем общества с возможностью объединения молодежи в сообщества без жесткого регулирования «сверху».
Основные выводы
Гражданско-политическая активность молодежи - одна из актуальных исследовательских проблем, которая напрямую связана с развитием негативных (деструктивных) ориентаций молодежи в результате социально-экономических перемен и обострения общественных противоречий как следствие нестабильности смыслообразующих идеалов, потери идентичности (в том числе и гражданской), изменение ценностей в общественном и индивидуальном сознании. Особенно данная проблема актуализовалась в свете последних событий в российской (и мировой) действительности (несанкционированные митинги, использование детей и молодежи в политических играх, повышенный интерес к протестным акциям).
Результаты исследования позволили прояснить ряд значимых вопросов: наблюдается довольно позитивная картинка в отношении понимания молодежью важности быть сопричастным к социально-политическим событиям и решениям в своей стране; понимать детерминирующие основания политических процессов, но при этом, молодые люди демонстрируют недостаточную готовность к разнообразным действиям социально-политической направленности, например, самой распространенной формой активности продолжает оставаться голосование на выборах. Хотя в реалиях масштабной цифровизации во всех сферах жизни именно Интернет среда представляется серьезной площадкой для проявления разнообразных форм гражданско-политической активности. Согласно полученным результатам всего от 20 до 30% всех участников исследования проявляют различную гражданско-политическую активность в цифровом пространстве, остальные демонстрируют пассивную позицию. Факторами (барьерами), препятствующими выражению гражданско-политической активности молодежи, являются: негативные установки в отношении политической ситуации и реальной возможности что-то изменить, закрытость (недоступность и недосягаемость) представителей реальной политической власти для молодых людей, отсутствие доступной и достоверной информации о политическом институте, отсутствие механизмов общения и взаимодействия между политиками и молодежью.
Библиография
1. Азаров А. А., Бродовская Е. В., Шатилов А. Б. Гражданский активизм российской молодежи в цифровой среде как предиктор активности офлайн: результаты массового опроса и мультиагентного моделирования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 296-318. https:// doi.Org/10.14515/monitoring.2021.6.2041.
2- Андреенкова А. В. Политическое поведение россиян (часть 1) // Мониторинг. 2010. №3 (97). С. 47-59.
3. Батанина И.А., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Политическая компетентность россиян как фактор политического участия // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1 (31). С. 50-56.
4. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Цифровые инфраструктуры гражданско-политического активизма: актуальные вызовы, риски и ограничения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 97118. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2021.6.2014.
5. Виловатых А.В. Фактор цифровых технологий в развитии протестных движений // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 2 (59). С. 174-185.
6. Демьяненко Н.В. Использование манипулятивных технологий в СМИ, как реальная проблема // Российский академический журнал. 2012. Т. 19, № 1. С. 20-27.
7. Иващенко А.В., Тютькова И.А. Политическая культура учащихся в современном российском обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. №2. C. 62-72.
8. Казаков А.А. Политическая культура современной российской молодежи в контексте медийной грамотности и влияния СМИ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. №2. С. 205-211.
9. Малкова И.Ю., Фахретдинова А.П. Особенности гражданского образования в Европе // Вестник Томского государственного пед. ун-та. 2016. № 4. С. 126-130.
10. Chan M., Chen H.T., Lee F. L. F Examining the roles of mobile and social media in political participation: A cross-national analysis of three Asian societies using a communication mediation approach // New Media & Society. 2016. Vol. 19. Iss. 12. P. 2003-2021. https://doi.org/10.1177/1461444816653190
11. Hanson L. Global citizenship, global health, and the internationalization of curriculum: A study of transformative potential // Journal of Studies in International Education. 2010. №14. P. 70-88.
12. Hara N., Sanfilippo M.R. Co-constructing controversy: content analysis of collaborative knowledge negotiation in online communities // Information, Communication & Society. 2016. № 19 (11). P. 1587-1604
13. Miedema S., Bertram-Troost G. The Challenges of Global Citizenship for Worldview Education. The Perspective of Social Sustainability // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2015. №17(2). P. 44-52.
14. Mossberger K., Wu Y., Crawford J. Connecting Citizens and Local Governments? Social Media and Interactivity in Major U.S. - Cities Government Information Quarterly. 2013. Vol. 30. №4. P. 351-358.
15. Pais A. An ideology critique of global citizenship education // Critical Studies in Education. 2020. Vol. 61(1). P. 1-16. https://doi.org/10.1080/17508487.2017.1318772.
16. Schulz W., Ainley J. et al. Becoming Citizens in a Changing World / IEA International Civic and Citizenship Education Study // International Report. 2016. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73963-2.
17. Shmargad Y., Klar S. (2019). How partisan online environments shape communication with political outgroups // International Journal of Communication. №13. P. 22872313.
18. Tarrant M.A., Rubin D.L., Stoner L. The added value of study abroad: Fostering a global citizenry // Journal of Studies in International Education. 2014. №18. P.141-161.
19. Tarozzi M., Inguaggiato C. Implementing global citizenship education in EU primary schools: The role of government ministries // International Journal of Development Education and Global Learning. 2018. №10 (1). P. 21-38.
https ://doi.org/10.18546/IJDEGL. 10.1.03.
20. Zembylas M., Charalambous P., Charalambous C., Lesta S. Toward a critical
hermeneutical approach of human rights education: Universal ideals, contextual realities and teachers' difficulties // Journal of Curriculum Studies. 2017. №49 (4). P. 497-517, https://doi.org/10.1080/00220272.2016.1188156.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Тема гражданско-политической активности молодежи является актуальной для междисциплинарных исследований и соответствующих обобщений. Очевидно, что в основу статьи должны быть положены результаты эмпирического анализа проблемы, а также значение имеет методологический ракурс рассмотрения обозначенной проблемы. Попутно отмечу спорность написания сочетания «интернет среда» (думаю, что здесь все же нужен дефис).
В содержательном плане статья обнаруживает внимание автора к ценностно-смысловой и мотивационной сфере человека, активно включенного в гражданско-политическую деятельность. Соответствующим образом выстраивается логика научного поиска, приводится анализ научного дискурса, в котором в основном фигурирует политический аспект деятельности человека и почти никак не затрагивается гражданский, что можно расценивать как определенный недостаток в работе, вызывающий необходимость его устранения. Имеет значение выявить направления исследований именно гражданско-политической активности и представить толкование понятия «активность» применительно к данной проблематике. Тем более такая необходимость связана и с целью статьи -«выделить особенности гражданско-политической активности и изучить мотивы и способы включения молодежи в оффлайн и онлайн практики гражданско-политической активности». Недостаточно в этой связи методологически проработан вектор цифровой коммуникации или цифрового взаимодействия. Если с гражданско-политической активностью еще более или менее ясность присутствует, то вот что касается цифрового контекста, то автор его никак не раскрывает, поэтому вызывает сомнение авторский посыл, связанный с особенностями проявления в Интернет среде. Неясно, что это за Интернет среда, как методологически автор намеревается увязать воедино интернет среду и собственно активность молодежи. Все эти моменты нуждаются в рефлексии. По выборке и методам. Необходимо назвать вузы Томска, определить роль автора в проведении исследования, а также базу, на которой оно проводилось, а затем и интерпретировались полученные эмпирические данные. Не определен фактор сопряженности результатов количественного исследования (опрос) и качественного (фокус-группа). Вызывает сомнение формулировка выбора информантов для фокус-группы: «12 студентов младших курсов 17-19 лет, являющиеся активными участниками в гражданской и политической деятельности на уровне своего факультета/вуза/региона». Необходимо указать, что это за деятельность конкретно, в противном случае старосту студенческой группы тоже можно отнести к активистам, хотя, естественно, это может быть и не так. Для опроса студентов не определен тип выборки, не отражена совокупность респондентов и т.д. Автор демонстрирует, таким образом, поверхностное владение методикой исследования и возможностями ее описания.
В презентации результатов исследования автор не достигает корреляции (сопряженности) результатов опроса и фокус-группы. Не совсем понятно, на каком основании (или по каким основаниям) они сравниваются и на что в конечном итоге можно рассчитывать в ходе такого сравнения. Это, пожалуй, самое слабое место в статье.
Автором не разводятся понятия «влияния на ценности, смыслы и установки молодежи»: очевидно, что в таком перечислении есть некая растерянность; некоторые авторы не дифференцируют эти понятия, но автору статьи необходимо это сделать, если он их на з ыв а е т.
Данные по гражданско-политической активности молодежи в сети Интернет представлены достаточно скупо, по ним нельзя сделать те выводы, которые делает автор в финал своей работы.
Таким образом, статья имеет недостатки, которые нуждаются в устранении.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Исследования цифрового пространства политики, равно как и проблематики виртуальной идентичности, являются ведущим трендом современной политической науки как за рубежом, так и в России.
Представленная публикация посвящена одной из тем, которая привлекает в последнее время все большее внимание ученых, а именно гражданской и политической активности молодежи, инновационным формам ее реализации в Интернет-пространстве. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы появляется большое количество цифровых площадок и ресурсов, в которых молодежь способна аккумулировать гражданско-политические ценности и проявлять различные формы общественно активности: в образовательном, политическом, культурном полях и т.д. Автор во введении приводит существующие исследования, посвященные как позитивным, так и деструктивным формам политической активности молодежи, которые поднимают вопросы идеологической безопасности. Данное исследование выполнено с опорой на эмпирические данные, полученные в ходе опроса студенческой молодежи города Томска. В выборку вошло более 500 респондентов, отвечавших на вопросы анкеты, посвященной гражданской активности и различным формам политического участия, а также была проведена серия фокус-групп, позволившая усилить экспертные выводы о существующих трендах в молодежной политике. Исследование хорошо структурировано и представляет собой комплексный обзор ведущих гражданско-политических установок и ценностей молодежи, основных форм участия в общественной жизни: выборы, онлайн-петиции, протесты, гражданский активизм и др. Структура статья оформлена должны образом, имеются тематические блоки, введение, заключение, содержащие ключевые выводы исследования - все это позволяет читателю легко ориентироваться в исследовательском материале. Не вызывает сомнений тот факт, что статья найдет живой отклик у широкой читательской аудитории, не только среди специалистов, исследующих молодежный гражданский и политический активизм. Список литературы представлен обширным перечнем российской и зарубежной литературы, охватывает полный перечень как теоретических, так и практических работ на представленную тематику. Однако не в полной мере отражена полемика с исследователями, которые обращались к изучению цифрового пространства российской
политики, среди них можно выделить - В.В. Титова, О.В. Попову, С.И. Каминского, Д.А. Федотова и др. Автору стоит в большей мере расставлять акцент на существующих теоретических дискуссиях, поскольку в условиях возникновения новых цифровых феноменов политики, концептуальная рамка подобных исследований требует качественной проработки. В целом представленная публикация имеет характер завершенного исследования, в тематическом отношении полностью коррелирует тематике издания «Социодинамика» и поэтому может быть рекомендована к публикации без значительных исправлений. Статья написана на хорошем научном языке, выполнена на актуальную тематику и задает высокий уровень потенциальной научной дискуссии.